какой механизм оценивает гедонистический аспект стимула это приятно насколько
Беговая дорожка гедонизма: почему к хорошему быстро привыкаешь
Варламова Дарья
Анекдот про елочные игрушки, которые уже не радуют, отлично отражает парадоксальное устройство нашей психики: позитивные изменения и приятные ощущения делают нас счастливее лишь на время. «Теории и практики» рассказывают, как работает механизм гедонистической адаптации и что можно сделать, чтобы меньше поддаваться его влиянию.
Еще Льюис Кэрролл подметил, что нужно постоянно двигаться, чтобы оставаться на том же месте. На первый взгляд кажется, что это должно относиться к образованию, карьере, личностному росту и прочим трудоемким процессам, но никак не к способности получать удовольствие от жизни. Но еще в начале 1970-х американские ученые Филип Брикман и Дональд Кэмпбелл в статье «Гедонистический релятивизм и планирование успешного общества» сравнили процесс достижения счастья с непрерывным пыхтением на беговой дорожке. Они решили рассмотреть гедонистическое удовольствие в рамках теории уровней адаптации психолога Гарри Хелсона, который считал, что острота восприятия любого нового стимула относительна и зависит от сравнения с предшествующими раздражителями. То есть наше представление о том, что такое, например, громкий звук или резкий запах, непостоянно и на него влияют наши прошлые столкновения со звуками и запахами. Брикман и Кэмпбелл предположили, что с оценкой того, насколько ощущения приятны, будет происходить примерно то же самое. Так появилась теория «беговой дорожки гедонизма», согласно которой наши ожидания растут с каждой удовлетворенной потребностью. Поэтому мы никогда не бываем надолго сыты теми благами и удовольствиями, что у нас уже есть: наши цели, интерпретации и желания быстро начинают перестраиваться. В смысле это хорошо — это заставляет нас не останавливаться на достигнутом. С другой стороны, счастье все время маячит перед нами, как линия горизонта.
Интересно, что адаптация может происходить в обе стороны: к неприятному мы привыкаем точно так же, как и к удовольствиям. В исследовании 1978 года тот же Филип Брикман вместе с учеными Северо-Западного университета Дэном Коатсом и Ронни Джанофф-Балман изучали людей, у которых драматически улучшалось или ухудшалось качество жизни, — победителей лотерей и тех, кого разбил паралич. Оказалось, что обе группы через время обычно возвращались к своему привычному уровню удовлетворенности жизнью.
Впоследствии подобный результат получила Роксан Коэн Сильвер, профессор того же университета. Силвер наблюдала за жертвами несчастных случаев, которые пережили сильнейшие травмы позвоночника. Спустя неделю после трагедии пострадавшие — как и было логично предположить — большую часть времени страдали. Но уже к концу второго месяца положительные эмоции начали пересиливать отрицательные. Человек действительно привыкает ко всему — в этом плане Достоевский был абсолютно прав.
Но на самом деле гедонистическая адаптация не всегда ведет именно к притуплению ощущений. Американские ученые Шейн Фредерик и Джордж Левенштейн выделили в ней три типа процессов:
Сдвиг уровней адаптации — возникает, когда у человека сдвигается представление об обычном положении дел, но он сохраняет чувствительность к более яркому стимулу того же типа. Например, если Джон получит повышение, он вначале станет счастливее, а затем привыкнет к большей зарплате и вернется к прежнему уровню счастья. Но новое повышение зарплаты опять доставит ему удовольствие.
Десенситизация — снижение чувствительности к переменам. Например, люди, долгое время жившие в зонах военных действий, слабее реагируют на серьезные ранения и потери, которые вызвали бы у других шок и горе.
Сенситизация — рост гедонистической реакции от продолжительного воздействия. Например, люди, которые начали увлекаться дегустацией вина, со временем распознают все больше нюансов и получают большее удовольствие от процесса.
Почему так происходит?
А дальше начинается еще более интересное: у разных людей чувствительность психики от природы различается, и эти настройки как минимум частично наследуемы. Ученые из Университета Миннесоты Дэвид Ликкен и Ауке Теллеген в 1996 году опубликовали результаты десятилетнего наблюдения за тысячей пар близнецов, в ходе которого выяснилось, что генетика определяет 50% нашего эмоционального состояния. К такому же выводу пришла Соня Любомирски, доктор наук и выпускница Стэнфорда, в книге «Психология счастья. Новый подход». Из остальных 50% 10%, по ее мнению, определяется жизненными обстоятельствами, а 40% — целенаправленной работой по улучшению нашего эмоционального фона. Это не может не радовать — все-таки многое в наших руках.
Гедонистическая адаптация также связана с исследованиями жизнестойкости — умения людей приспосабливаться к серьезным невзгодам или рискованным ситуациям и не терять способности получать от жизни удовольствие. Психологи выделяют разные факторы, которые этому способствуют: здоровая самооценка, позитивный опыт привязанности в детстве (чувство безопасности в отношениях дает силы исследовать мир), способность к эмоциональной саморегуляции, просоциальное поведение (стремление вести себя так, чтобы от этого выиграл не ты один, а все общество) и так далее.
Счастье как наука
До конца 1990-х исследователи в области психологии концентрировались на травмах и дисфункциях и практически не проявляли интереса к позитивным психологическим состояниям. Американские психологи Мартин Селигман и Михай Чиксентмихайи предложили коллегам сместить акценты: наука должна помогать людям не просто избегать психических расстройств, но еще и становиться счастливее и жить более полной жизнью. Так в 1998 году родилось новое направление — позитивная психология. Она в том числе пытается решить вопрос о том, как преодолеть гедонистическую адаптацию и не давать чувству радости выцветать со временем. Какие же способы предлагают ученые?
Больше впечатлений, чем приобретений. Обзор имеющихся эмпирических исследований, проведенный в 2011 году, показал, что впечатления (например, путешествия или уроки танцев, да даже бар-хоппинг с друзьями) делают людей более счастливыми, чем материальные блага. Ведь они становятся основой приятных воспоминаний, которые мы можем снова и снова воспроизводить, гораздо медленнее адаптируясь к ним.
Разнообразие. Приятные ощущения не должны быть однотипными, иначе мы быстро к ним привыкаем. Например, можно чередовать сибаритские удовольствия с активными адреналиновыми — после прыжка с парашютом или разучивания нового фигурного поворота на катке тихий вечер под пледом с бутылкой шардоне снова покажется прекрасным.
Не воспринимать свою жизнь как должное. Это требует осознанности и работы над собой, но результат того стоит: можно продлить чувство удивления от положительных изменений, если продолжать на них концентрироваться и отмечать их ценность.
Содержание
История
Исторически мотивация подхода и избегания были связаны с гедонистическими характеристиками удовольствия и боли. Корень слова гедонический происходит от греческого слова «сладкий», что означает относиться к удовольствию или характеризоваться им. Это интересно, потому что, несмотря на то, что гедонистическая мотивация включает в себя стремление к удовольствию, а также избегание болезненных ситуаций, это понятие традиционно связывается с положительным подтекстом удовольствия. Например, гедонистические товары покупаются для того, чтобы потребитель мог получать удовольствие и получать удовольствие от блага, а ценный опыт также рассматривается как гедонистический опыт.
Разные взгляды
По мере появления термина «гедонистическая мотивация» также возникали различные типы интерпретаций и взглядов.
Сократ был одним из первых, кто начал интерпретировать гедонистскую мотивацию. Он считал, что человек должен следовать образу действий, при котором удовольствие превышает боль, и если человек не следует по этому пути, это происходит потому, что он не полностью понимает знание удовольствия или боли, которые могут возникнуть.
Демокрит рассматривал гедонистическую мотивацию в том же ключе, что и Сократ, но у него не было определяющего определения того, что доставляет удовольствие, а что болезненно, кроме того, что люди наслаждаются удовольствием, а люди избегают боли. Его взгляд на гедонистическую мотивацию заключался в том, что у людей есть свои собственные определения того, что им доставляет удовольствие и что причиняет им боль.
Эпикур рассматривал гедонистскую мотивацию как то, что боль и удовольствие в конечном итоге уравновешиваются, и люди учатся делать вещи умеренно.
Поскольку эти ранние взгляды на гедонистическую мотивацию имели место, более поздние философы также проявили интерес к своим собственным интерпретациям.
Томас Гоббс рассматривал гедонистическую мотивацию, поскольку люди склонны приближаться к приятным / позитивным событиям окружающей среды и избегать болезненных / негативных событий окружающей среды, также известных как побудительная мотивация. Наше усвоенное воспоминание о том, было ли что-то приятным или неприятным, создает нашу мотивацию приближаться к этому событию.
Зигмунд Фрейд рассматривал гедонистическую мотивацию как то, что люди склонны смотреть на долгосрочное удовольствие / счастье от вещей и предпочли бы испытать немедленный дискомфорт, если они будут знать, что позже у них будет приятный результат, также известный как принцип реальности. Фрейд представил термин «принцип удовольствия», который относится к стремлению человека к удовольствию, которое достигается за счет снижения психологического напряжения.
Герберт Спенсер рассматривал гедонистическую мотивацию, утверждая, что боль и удовольствие мотивируют поведение, когда эти чувства достигают сознания человека. Он считал, что люди приносят в свой разум сознания чувства или удовольствие, а также изгоняют чувство боли. Он считал, что удовольствие поддерживает поведение, которое приносит пользу жизни, а боль поддерживает поведение, которое приносит вред их жизни. Далее он объяснил, что страстное ожидание боли или удовольствия является руководством для мотивации человека и его поведения.
Следуя примеру Спенсера, Эдвард Ли Торндайк рассматривал гедонистическую мотивацию таким же образом и унаследовал многие свои идеи от Спенсера. Торндайк сформулировал идею закона и эффекта, которая объясняет идею о том, что поведение, за которым следуют удовлетворительные последствия, усиливается, а если за ним следуют неудовлетворительные последствия, то оно ослабляется.
Теории
Существует несколько теорий, которые проявляют характеристики гедонической мотивации и поведения и полагаются на эти качества, чтобы лучше понять человеческие цели и человеческую природу.
Польза и ноцицепция
Аппетивные и аверсивные эмоции
Богатые аффектами и бедные аффектами
Теория оперантного обусловливания
Гедонистические и утилитарные товары
В рамках исследования гедонической мотивации проводится серьезное исследование того, как этот тип мотивации может влиять на покупательские привычки людей. Гедонические товары потребляются в целях роскоши, которые являются желательными объектами, которые позволяют потребителю испытывать удовольствие, веселье и удовольствие от покупки товара. В этом отличие от утилитарных товаров, которые закупаются для практического использования и основываются на потребностях потребителя. Из-за этого потребитель, как правило, готов тратить больше на роскошные гедонистические товары, потому что он может рационализировать, что эти предметы более приятны и не будут покупаться очень часто, что позволяет покупателю быть менее чувствительным к ценам на эти предметы. Однако важно отметить, что в любой ситуации покупки потребитель одновременно оценивает как гедонистические, так и утилитарные ценности мотивации, что приводит к решению о покупке. Однако гедоническая и утилитарная мотивация различаются в зависимости от географического региона. У Китая, например, разные мотивы покупок по сравнению с западными странами.