какой мечтой живет чимша гималайский
Крыжовник, какая мечта была у главного героя- Николая Чимши-Гималайского?
И ради этой мечты Николай Иванович стал экономить на всем: не ел досыта, плохо одевался, женился не по любви, а из-за денег, фактически уморил свою жену. Но мечту свою осуществил. Купил-таки усадьбу и посадил там крыжовник.
Псле того, как Чимши-Гималайский стал помещиком, он сделался важным, толстым, у него повысилось самомнение, и он стал считать, что может поучать других. А уж когда сняли первый урожай крыжовника, он почувствовал себя совершенно счастливым. Но к чужим проблемам Николай Иванович был глух, и кроме своих мелких забот ничего в жизни знать не хотел.
У главного героя рассказа Чехова «Крыжовник» Николая Чимши-Гималайского главной мечтой было купить поместье с красивым видом на озеро или другой водоем.
И посадил он там крыжовник.
Во все времена года береза хороша.
Весной на березе появляются нежно-зеленые листья и длинные, очень красивые сережки. Летом береза дарит нам легкую тень, а листья летней березы шуршат на ветру, как нежная музика. Осенью береза одевает ярко-желтый наряд. Листья постепено опадают, мягко кружась на ветру. Зимой дерево отдыхает. Особенно прекрасна береза, покрытая инеем или снегом.
Мы все очень любим березу за ее особенную красоту, нежность и неповторимость. Удивительное дерево.
Все перемены ожидают нас в 2015 году.
Планируется заменить часть С на сочинение, а также части А И Б претерпят свои изменения.
Я слышал, что хотят ввести такую форму сдачи как ГОВОРЕНИЕ.
У этого самого отца, помимо судимости, наверняка есть какая-то профессия. Вот и обратите на это внимание. Судимость описывать, конечно же, не надо. Пусть ребёнок напишет кем работает папа. Расскажет обобщённо об этой профессии и конкретно об отце. Этого будет достаточно для сочинения.
Совсем недавно мы с классом отдыхали в Адыгее. Трудно описать красоту этого края. Мы любовались горными речками, побывали в горных пещерах. Прикоснулись к сталагмитам и сталактитам. Прошли по плату Лаго-Наки. Насладились чистотой горного воздуха. Преодолели очень сложный подъем, чтобы посмотреть на прекрасные водопады. Попробовали местную кухню и знаменитый адыгейский сыр. Отдых был просто незабываемый. Мы набрались стольких впечатлений, что будем эту поездку очень долго вспоминать.
У вас вопрос совершенно правильный. Мимо этого явления проходить нельзя. Конечно, при этом можно, скажем вспомнить, что у Пушкина была твердая двойка по математике. Так же есть и ребята, которые как их не напрягай, будут хорошо разбираться в технике, но при этом самостоятельно разобрать образы героев не смогут никогда. Даже если их учить этому всю жизнь. И я сталкивалась со многими взрослыми людьми по роду профессии, которые не могли разобрать действий героев ни в литературе, ни в жизни. Поэтому и совершали свои ошибки. А ведь в те времена, когда они учились, была еще нормальная советская даже школа. (Люди уже не молодые).
Наверное вот для такого человека, совсем технического склада ума, такие сочинения будут подспорьем. Он их спишет по причине полной неспособности написать свое.
Так что в большей мере это как мни странно, но материалы для несчастных родителей, которые хотят научить своих детей мыслить и стараются. Но т.к. давно предмет проходили, то точно что там было, уже не помнят и им надо освежить это в памяти в кратком варианте. А там уж все остальное само всплывет.
Мечта и реальность (Крыжовник)
Человек живет, мечтая о лучшем. Надежды и желания у всех разные. Чья-то мечта нереальна, у других людей мечтания приносят горе близким. Мечта и реальность («Крыжовник») А. П. Чехова – это низменные желания, построенные на улучшении своего достатка, и результат их исполнения.
Грезы Николая Ивановича
Цель, которую поставил перед собой брат рассказчика, – усадьба с кустами крыжовника. В мечтах Николай Иванович рисовал план будущего имения. В нем не было множества пунктов. Вроде бы все реально: дом для себя и прислуги, огород, крыжовник. Ничего нет особенного в мыслях человека. В голове возникают дорожки по цветущему саду, пруды с карасями. Достичь цели было сложно. Средств на покупку усадьбы не было. Николай старается себя во всем ограничить: «недоедал, недопивал». Живя в страшной нищете, мужчина носит свои небольшие доходы в банк. Цель стала единственным смыслом жизни. Рассказчик скупо рисует реалии жизни мечтающего. Нет ощущения, что желания возвышают человека. Они наоборот съедали его изнутри. Мечты толкают его на безнравственный поступок. Николай Иванович женится по расчету. Некрасивая старая вдова нужна ему только из-за денег. Автор постепенно переводит стиль речи в саркастическую и страшную по смыслу.
Реалии жизни
Деньги превращаются в произведении Чехова в деньжонки. Николай стал держать женщину в черном теле: «…впроголодь…». Обобрав жену, мужчина положил все ее накопления в банк на свое имя. Рассказчик не может ни сравнить его с другими людьми, сделавшими деньги смыслом жизни, обезумевших от жадности. Один купец съедает все свои «деньги и выигрышные билеты», чтобы после его смерти никто не смог ими воспользоваться. Другой барышник потерял ногу, но расстраивался о 20 рублях, оставшихся в сапоге. Такое сравнение ужасает. Иван Иванович уже готовит читателя к завершению истории. Вдова зачахла от такой жизни, ее хватило только на 3 года замужества с Николаем Ивановичем.
Исполнение мечты
Брат приобретает желаемое имение. Насколько омерзительны картины сбывшейся мечты: канавы, ряды елок, «собака, похожая на свинью», кухарка такого же вида. Николай Иванович становится помещиком, располневшим и обрюзгшим. Создавалось впечатление, что и он сейчас захрюкает. Реалии изменили человека. Из нищего бедняги чиновника он превращается в барина – «ваше благородие». Усадьба раскрыла все, спрятанное на долгие годы в глубине души. Помещик строил из себя щедрого господина: он выставлял в праздник полведра водки, и был уверен, что его любит народ. Сбылась мечта и о крыжовнике. Кусты, которые пришлось посадить на участке, начали плодоносить. Волнение переполняло душу Николая. Он ел ягоды с жадностью, как будто это было именно то, без чего его существование теряло смысл. Крыжовник возвысил нового барина в своих глазах. Человек добился всего желаемого.
Новое положение изменило даже отношение к своему происхождению. Чехов использует всегда одно числительное: 20. Именно такое количество кустов в имении, столько раз повторяет Николай Иванович, что он дворянин. Рассказ о новых корнях у чиновника из усадьбы удивляет. Родной брат, знает, что в их роду нет дворян: дед – мужик, отец – солдат.
Разочарование от исполнения мечты
Нет ощущения радости в речи рассказчика и автора. Мечта сбылась, а к чему она привела?
Мечта – слово возвышенное. Оно должно заставлять человека идти к цели, развиваться и приносить пользу и радость окружающим.
Николай Иванович Чимша-Гималайский
Главными персонажами рассказа А. П. Чехова являются два родных брата. Один рассказывает историю жизни другого. Николай Иванович Чимша-Гималайский всю жизнь мечтает о собственном имении и кусте крыжовника. Реальная мечта, описанная в тексте, вызывает множество вопросов, ставит в тупик и пугает своей безнадежностью.
Мечтающий чиновник
Скромный трудяга, старательно корпеющий над непонятными бумагами, в рассказе Ивана Ивановича сначала имеет эпитет добрый. Характеристика Николая Ивановича («Крыжовник») в начале истории – робкий, кроткий, бедный и мягкий юноша. Он боится всех и всего вокруг себя. Даже иметь свой взгляд на вещи для него невозможно. Чиновник сидит в казенных палатах с 19 лет. Это возраст, когда еще не должно быть страха. Юноши в этот период ищут себя, обретают друзей, любовь. У Николая все по-другому. Он не описан в книге веселым, жизнерадостным молодым человеком. Судьбе сложно позавидовать. Парень недоедает, недопивает, ограничивает себя в покупках, даже в одежде. Одно занятие занимает всю его жизнь – он копит на мечту.
Денег не хватает, тогда уже 40-летний мужчина находит другой способ. Он женится. Доброта уже не является частью его характера. Это тиран и деспот, лишающий жену еды и привычных жизненных правил. Супруга не выдерживает и умирает. Автору не приходится посвящать ей большое количество строк. Несколько фраз – и все становится понятно. Мужчина использовал женщину для своей цели и выбросил как ненужный предмет. Нет огорчения или чувства вины, есть только цель, к которой идет постепенно разлагающийся чиновник. Рассказчик пытается смягчить впечатление. Он называет брата чудаком, но сложно согласиться с ним в этом. Вдовец не чудак, он страшен, глуповат и напоминает грубое грязное животное – свинью.
Настоящий помещик
Брат сразу замечает изменения Николая Ивановича. Он пытается описать счастливого человека, но у него это выходит плохо. За каждой фразой встает философская проблема, безнравственность и бездушие. Заветная мечта достигнута, стремиться больше не к чему. Такая позиция пугает, приводит в тупик. Мечта должна завершаться новым желанием, а не приводить к опустошению человека. Чехов приводит в тексте строчки из стихов А. С. Пушкина: «…тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман».
Читателя пытаются натолкнуть на мысль, которая ужасает. Чимша-Гималайский не одинок. Таких, как он, очень много. Они не видит ничего и никого вокруг себя. Все в их жизни благополучно и безмятежно. Они горды тем, что смогли добиться своих целей. Нет смысла разбирать, какими путями, главное – итог. Брат дает этому результату название – «общий гипноз». В определении подсказка для читателя – счастье не истинно. Оно иллюзорно, не вечно и не реально. Судьба сыграет со счастливыми, как Николай Иванович, злую шутку, «…рано или поздно покажет…свои когти».
Характер людей меняется в течение жизни, человек развивается и становится умнее, опытнее, мудрее. Но бывает и другое развитие. Тогда человек деградирует, опускается, теряет свои природные черты.
Образ Чимши-Гималайского в рассказе Чехова «Человек в футляре»
Крыжовник | |
Жанр | рассказ |
Автор | Антон Павлович Чехов |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1898 |
Дата первой публикации | 1898 |
Текст произведения в Викитеке | |
Цитаты в Викицитатнике |
«Крыжо́вник»
— рассказ Антона Павловича Чехова, опубликованный в журнале «Русская мысль» в 1898 году. Рассказ входит в «Маленькую трилогию», состоящую из рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»[1]. В рассказе говорится о человеке, который всю свою жизнь подчинил материальной идее — желанию иметь усадьбу с кустами крыжовника.
История создания
Впервые рассказ «Крыжовник» был напечатан в августовском номере журнала «Русская мысль» 1898 года. Рассказы «Крыжовник» и «О любви», продолжавшие «маленькую трилогию», начатую рассказом «Человек в футляре», были созданы Чеховым в Мелихове в июле 1898 года.
Известный юрист Анатолий Кони рассказал Льву Николаевичу Толстому историю петербургского чиновника, который откладывал сбережения для того, чтобы сшить парадный мундир с золотыми вышивками. Костюм сшили, но ни одного бала и приёма в ближайшее время не намечалось. Мундир убрали, а осенью оказалось, что от нафталина золото потускнело. Спустя полгода чиновник скончался, и мундир впервые был надет только на его труп. Первоначальный замысел «Крыжовника» напоминает историю петербургского чиновника, которую Чехов мог знать от самого Кони или же со слов Толстого. Только вместо мундира главный герой рассказа мечтает о поместье с кустами крыжовника.
Первый набросок «Крыжовника» в записках Чехова выглядит так:
«Крыжовник» был высоко оценён некоторыми критиками, Немирович-Данченко находил, что в нём есть очень хорошие мысли[3]. В письме Чехову он о.
Наталия Душина писала автору: «Когда я прочла „Крыжовник“, мне жутко стало и жалко его, бесконечно жалко бедного, одинокого, черствого душой человека. „Любовь“ тоже пережила я вместе с теми, которые были так близки душой друг к другу, а с виду должны были казаться чужими. И страшно то, что жить всё ж таки надо было и жизнь шла своим обычным ходом и даже разлука пережилась, и пришлось дальше жить, те же занятия пошли, те же мелочи, а сознание, что нет любимого человека, наполняло душу, и казалось, жить нельзя, а жилось».
Н. Н. Гусев присылал из ссылки Л. Н. Толстому выдержку из рассказа «Крыжовник»: «Счастья нет и не должно быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом». Толстой в письме писал Гусеву: «Как хороша Ваша выписка из Чехова! Она просится в „Круг чтения“».
При жизни Чехова рассказ переводился на болгарский, немецкий и сербскохорватский языки.
Настоящий помещик
Брат сразу замечает изменения Николая Ивановича. Он пытается описать счастливого человека, но у него это выходит плохо. За каждой фразой встает философская проблема, безнравственность и бездушие. Заветная мечта достигнута, стремиться больше не к чему. Такая позиция пугает, приводит в тупик. Мечта должна завершаться новым желанием, а не приводить к опустошению человека. Чехов приводит в тексте строчки из стихов А. С. Пушкина: «…тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». Кажется, что автор ищет поддержку у великого классика. Обман возвышает, но где это в рассказе «Крыжовник». Здесь все идет на снижение образа, хотя у помещика появляются собственные суждения, самомнение и уверенность, что он настоящий потомственный дворянин, которого любит народ. Полведра водки для прислуги – и уважение уже в кармане. За каждым своим поступком помещик видит добрые дела. Николай Иванович из кроткого чиновника преображается в министра, с высказываниями которого нельзя спорить.
Читателя пытаются натолкнуть на мысль, которая ужасает. Чимша-Гималайский не одинок. Таких, как он, очень много. Они не видит ничего и никого вокруг себя. Все в их жизни благополучно и безмятежно. Они горды тем, что смогли добиться своих целей. Нет смысла разбирать, какими путями, главное – итог. Брат дает этому результату название – «общий гипноз».
В определении подсказка для читателя – счастье не истинно. Оно иллюзорно, не вечно и не реально. Судьба сыграет со счастливыми, как Николай Иванович, злую шутку, «…рано или поздно покажет…свои когти». Рядом с такими людьми не будет близких и друзей. Никто не услышит их жалоб, не протянет руку помощи, потому что они не заслужили доброго отношения.
Характер людей меняется в течение жизни, человек развивается и становится умнее, опытнее, мудрее. Но бывает и другое развитие. Тогда человек деградирует, опускается, теряет свои природные черты.
Чтобы написать сочинение «Николай Иванович Чимша-Гималайский», придется дать характеристику именно такого изменения характера персонажа.
Сюжет
Иван Иваныч и Буркин идут по полю возле села Мироносицкое и решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алёхину, усадьба которого располагается неподалёку в деревне Софьино. Алёхин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алёхин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча.
Детство братья провели на воле, в имении отца, который выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца у них отсудили именье за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казённой палате и мечтал купить себе маленькую усадебку и ни о чём другом просто не мог думать. Он всё время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги её положил на своё имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и умерла, а Николай купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком. Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражён тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами. Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.
При виде этого счастливого человека Иваном Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведённую им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьёт, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живёт «счастливо», «днём ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясётся беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».
Ни Буркин, ни Алёхин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Им было скучно слушать про чиновника, который ел в своем имении крыжовник. Вместо этого они с удовольствием бы поговорили об изящных людях или о женщинах — об этом им напоминала вся обстановка в доме и снующая мимо них красивая горничная Пелагея. Алёхин не вникает, справедливы ли слова Ивана Иваныча. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имело к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать[4][5].
Мечтающий чиновник
Скромный трудяга, старательно корпеющий над непонятными бумагами, в рассказе Ивана Ивановича сначала имеет эпитет добрый. Характеристика Николая Ивановича («Крыжовник») в начале истории – робкий, кроткий, бедный и мягкий юноша. Он боится всех и всего вокруг себя. Даже иметь свой взгляд на вещи для него невозможно. Чиновник сидит в казенных палатах с 19 лет. Это возраст, когда еще не должно быть страха. Юноши в этот период ищут себя, обретают друзей, любовь. У Николая все по-другому. Он не описан в книге веселым, жизнерадостным молодым человеком. Судьбе сложно позавидовать. Парень недоедает, недопивает, ограничивает себя в покупках, даже в одежде. Одно занятие занимает всю его жизнь – он копит на мечту.
Денег не хватает, тогда уже 40-летний мужчина находит другой способ. Он женится. Доброта уже не является частью его характера. Это тиран и деспот, лишающий жену еды и привычных жизненных правил. Супруга не выдерживает и умирает. Автору не приходится посвящать ей большое количество строк. Несколько фраз – и все становится понятно. Мужчина использовал женщину для своей цели и выбросил как ненужный предмет. Нет огорчения или чувства вины, есть только цель, к которой идет постепенно разлагающийся чиновник. Рассказчик пытается смягчить впечатление. Он называет брата чудаком, но сложно согласиться с ним в этом. Вдовец не чудак, он страшен, глуповат и напоминает грубое грязное животное – свинью.
Примечания
Лекториум
Задания 4.1., 4.2.
ПЛАН
СОБСТВЕННО РАССКАЗ
Мечта
«Мечта: жениться, купить имение, будет спать на солнышке, пить на зеленой травке, есть свои щи».
Обывательская мечта, простая и обыкновенная.
Тоска по деревне вылилась в мечту — «купить себе маленькую усадебку где-нибудь на берегу реки или озера».
Все дальнейшие планы о лавочке, щах, любованиями полем и лесом и проч. являются дополнительными, которые сами по себе складываются при осуществлении мечты: покупки усадьбы.
Создается некий поэтический и благородный образ. Уважение к своим корням. Тоска по родным местам. Желание воссоединиться с той прежней деревенской жизнью.
Добыча денег
«Служит в департаменте, страшно скуп, копит деньги».
«Жил он скупо: недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и всё копил и клал в банк. Страшно жадничал…»
Мораль: «Уж коли задался человек идеей, то ничего не поделаешь».
«Потом, слышу, женился. Всё с той же целью, чтобы купить себе усадьбу с крыжовником, он женился на старой, некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что у неё водились деньжонки. Он и с ней тоже жил скупо, держал её впроголодь, а деньги её положил в банк на своё имя… стала чахнуть от такой жизни да года через три взяла и отдала богу душу. И конечно брат мой ни одной минуты не подумал, что он виноват в её смерти».
Мораль:«Деньги, как водка, делают человека чудаком».
ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ МЕЧТЫ
Деньги меняют человека: у него появляется такое качество, как жадность, даже скупердяйничество. Но не говорится о том, что из-за эго-мечты страдает кто-то еще. Только он сам.
Благородный образ светлой мечты потухает. Появляется мечта наполненная корыстью, жадностью, эгоизмом, жестокостью.
Герой переступит через любого, чтобы получить желаемое.
Усадьба — это всего лишь один из образов, созданный для того, чтобы передать проблему общества. Здесь может подразумеваться и карьеризм. Для достижения своей цели люди шагают по головам своих знакомых, друзей, врагов.
Приближение к мечте
«Прошло 25, 40, 45 лет. Уж он отказался от женитьбы, мечтает об имении. Наконец 60. Читает многообещающие соблазнительные объявления о сотнях десятинах, о рощах, о мельницах».
«Сельскохозяйственные книжки и всякие эти советы в календарях составляли его радость, любимую духовную пищу; он любил читать и газеты, но читал в них одни только объявления о том, что продаются столько-то десятин пашни и луга с усадьбой, рекой, садом, мельницей, с проточными прудами… Ни одной усадьбы, ни одного поэтического угла он не мог себе представить без того, чтобы там не было крыжовника».
«Годы шли, перевели его в другую губернию, минуло ему уже сорок лет, а он всё читал объявления в газетах и копил».
Герой женился. Всё идет согласно плану.
Осуществление мечты
«Отставка. Покупает через комиссионера именьишко на пруде.
Обходит свой сад и чувствует, что чего-то не достает. Останавливается на мысли, что не достает крыжовника, посылает в питомник».
Ему хватило на маленькое имение, в котором есть сад, но нет главного героя — крыжовника. Но эту проблему герой решает.
«После смерти жены, — продолжал Иван Иваныч, подумав полминуты, — брат мой стал высматривать себе имение. Конечно, хоть пять лет высматривай, но всё же в конце концов ошибёшься и купишь совсем не то, о чём мечтал. Брат Николай через комиссионера, с переводом долга, купил сто двенадцать десятин с барским домом, с людской, с парком, но ни фруктового сада, ни крыжовника, ни прудов с уточками; была река, но вода в ней цветом как кофе, потому что по одну сторону имения кирпичный завод, а по другую — костопальный. Но мой Николай Иваныч мало печалился; он выписал себе двадцать кустов крыжовника, посадил и зажил помещиком».
Купил «приличное имение», скажем так «на широкую ногу». Но это псевдоимение. Какой парк в усадьбе без фруктовых деревьев? Как может быть вода в реке цвета кофе?
Этот цвет может олицетворять ту гниль, которая заполонила сердце Николая Ивановича в период его накоплений. Или же это цвет «от людей», которые погибли в его реке эгоизма, вытекающей из его души.
Это псевдоимение, если рассматривать имение как усадьбу.
Это псевдоимение, если рассматривать имение как иметь что-то. По сути, он ничего не имеет, только своего рода «коробку», а внутри-то пусто! Но он начинает ее заполнять. В первую очередь крыжовником, решением проблем с заводами и проч..
ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ КРЫЖОВНИК?
Крыжовник — это плод человеческой деятельности. Над самим собой. По отношению к другим. Это плод изменений человека в минус-сторону. Смотришь, красивый пузатенький, прозрачный зеленый плод. Кажется, что ты видишь его насквозь, и он тем самым вызывает доверие. Но стоит «заиметь с ним дело», как понимаешь, что кожура толстовата, внутри кисловато. Какая гадость!
Так происходит с людьми, которые некогда были добрыми и кроткими, как герой рассказа, небольших чинов, но, получив власть, деньги, многие из них теряют человеческое обличие. Снаружи круглый миловидный плод, а внутри река цвета кофе. Они радуются получившимся плодам своей деятельности, не обращая внимание на то, что они могли послужить причиной чьих-то несчастий. Николай Иванович не смутился гибелью своей жены, он прошелся по ее голове для достижения цели. Такие крыжовники забывают, что некогда они были простыми людьми.
Автор показывает два вида грязи: внешнюю, которая смывается мылом в бане, и внутреннюю, которая не смоется после тяжб к заводам.
Проживание в усадьбе. судьба героя
Крыжовник как символ «за что боролся, на то и напоролся».
«В прошлом году я поехал к нему проведать… Везде канавы, заборы, изгороди, понасажены рядами ёлки… Иду к дому, а навстречу мне рыжая собака, толстая, похожая на свинью. Хочется ей лаять, да лень. Вышла из кухни кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью, и сказала, что барин отдыхает после обеда. Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щёки, нос и губы тянутся вперёд, — того и гляди, хрюкнет в одеяло».
«Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин. Он уж обжился тут, привык и вошёл во вкус; кушал много, в бане мылся, полнел, уже судился с обществом и с обоими заводами и очень обижался, когда мужики не называли его «ваше высокоблагородие»».
Жадность и хождение по головам дали свои плоды: герой теперь хорошо кушает и сам управляет людьми.
Итог сего рассказа
«Он поглядел равнодушно. /Глядя на тарелку с крыжовником: вот, что дала мне в конце концов жизнь/».
Герой приходит к философским размышлениям о прожитой жизни, видит и осознает итог своих действий.
«И о душе своей заботился солидно, по-барски, и добрые дела творил не просто, а с важностью. А какие добрые дела? Лечил мужиков от всех болезней содой и касторкой и в день своих именин служил среди деревни благодарственный молебен, а потом ставил полведра, думал, что так нужно. Ах, эти ужасные полведра! Сегодня толстый помещик тащит мужиков к земскому начальнику за потраву, а завтра, в торжественный день, ставит им полведра, а они пьют и кричат ура, и пьяные кланяются ему в ноги».
Мораль: «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое».
Подтверждение: «Николай Иваныч, который когда-то в казённой палате боялся даже для себя лично иметь собственные взгляды, теперь говорил одни только истины, и таким тоном, точно министр: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно», «телесные наказания вообще вредны, но в некоторых случаях они полезны и незаменимы»… Он раз двадцать повторил: «мы, дворяне», «я, как дворянин»; очевидно, уже не помнил, что дед наш был мужик, а отец — солдат. Даже наша фамилия Чимша-Гималайский, в сущности несообразная, казалась ему теперь звучной, знатной и очень приятной».
Герой ничего не осознает. Мораль выведенная рассказчиком поясняет положение героя.
Что нужно человеку для счастливой жизни?
Встреча с братом заставила Ивана Иваныча по-новому взглянуть на то, как живет он сам и окружающие его люди. А еще признать, что и ему порой были свойственны аналогичные желания, губящие душу. Именно на этом акцентирует внимание А. П. Чехов.
Крыжовник в его рассказе приобретает новое значение — он становится символом ограниченного существования. И в то время как один наслаждается счастьем, множество людей вокруг него страдают и погибают в нищете и бездушии. Спасение от всеобщей духовной гибели Иван Иваныч, а вместе с ним и автор, видит в некоей силе, которая в нужное время будет, подобно молоточку, напоминать счастливому человеку, что не все так прекрасно в мире и в любую минуту может наступить момент, когда понадобится помощь. Вот только оказать ее будет некому и винить в этом придется только себя. К таким не очень веселым, но довольно важным мыслям подводит читателей А. П. Чехов.
Чимша-Гималайский Николай Иваныч — характеристика литературного героя
Чимша-Гималайский Николай Иваныч — главный герой, дворянин, чиновник, затем помещик. О нем учителю гимназии Буркину и помещику Алехину рассказывает его брат — ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский. Заветной мечтой героя, человека кроткого и доброго, становится приобретение «маленькой усадебки где-нибудь на берегу реки или озера». Н. И., «сидя у себя в канцелярии, мечтал о том, как он будет есть свои собственные щи, от которых идет такой вкусный запах по всему двору, есть на зеленой травке, спать на солнышке, сидеть по целым
часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес». Деревенская жизнь представляется ему идеалом, непременным атрибутом которого становится крыжовник. Герой отказывает себе во всем, недоедает, одевается словно нищий и копит деньги на имение. Женится он также по расчету — на вдове, у которой есть деньги. После ее смерти, в которой виноват отчасти и он из-за своей скаредности, герой покупает имение, сажает двадцать кустов крыжовника и превращается в настоящего барина. Н. И. много ест, полнеет и очень обижается, когда мужики не называют его «ваше высокоблагородие». У него появляется чрезвычайное самомнение. Если раньше в казенной палате он боялся иметь собственные взгляды даже для себя лично, то теперь изрекает одни истины, «и таким тоном, точно министр: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно», «телесные наказания вообще вредны, но в некоторых случаях они полезны и незаменимы». Рассказчик становится свидетелем торжества героя, когда за ужином кухарка подает им к столу полную тарелку крыжовнику, собранного в первый раз с тех пор, как были посажены кусты. «.Он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребенка, который наконец получил свою любимую игрушку и сказал: — Как вкусно!» Рассказчик подытоживает: «Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой».
Деградация главного героя
История написания произведения «Крыжовник»
Как-то писателю рассказали о петербургском чиновнике, который все мечтал о мундире, расшитом золотом. Когда наконец он у него появился, оказалось, что пойти в новом наряде некуда: торжественных приемов в ближайшее время не предвиделось. В результате мундир так и не удалось надеть: позолота на нем со временем потускнела, сам чиновник спустя полгода умер. Эта история послужила основой для создания рассказа, вот только мечтой мелкого чиновника становится крыжовник. Рассказ Чехова привлекает внимание читателя к тому, насколько мелочной и бессмысленной может стать жизнь человека в погоне за эгоистическим счастьем.