какой мебелью пользовались греки каким было освещение в доме
Как древние греки решали «квартирный вопрос», и какими были их дома
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Помещения древнегреческого дома
Археологические исследования дают довольно много информации об облике жилищ древнегреческих семей. Благодаря раскопкам в городе Олинфе на полуострове Халкидики были изучены остатки примерно сотни домов.
Все помещения греческого дома располагались вокруг открытого внутреннего дворика, в котором размещали алтарь, посвященный богу Зевсу, как покровителю семьи. Крытые проходы по периметру двора – пастады – со временем превратились в колоннаду, этот тип греческого интерьера получил название перистиль.
Дворик играл роль в том числе и источника света – окна на первом этаже, как правило, не делали, а второго этажа дом зачастую не имел.
Со временем в центре дворика стали устанавливать бассейн, который наполнялся дождевой водой, стекавшей с наклонных перекрытий.
Большие дома включали два внутренних дворика, один располагался сразу после зала у входа, второй, к которому вел специальный проход – в глубине здания. Этот второй дворик находился на женской стороне, куда мужчинам входить запрещалось – за исключением близких родственников. Эта часть дома – гинекей – включала также спальню хозяев, их дочерей, помещения для рабынь.
Домашний уют по-древнегречески
Главная отличительная особенность древнегреческого дома – его простота и непритязательность. Роскошными греки делали общественные здания, в том числе храмы богов Олимпа, при этом для собственного жилья предпочитая довольно аскетичные условия – выставлять напоказ богатство у греков считалось верхом неприличия. Это характерно для всех периодов древнегреческой истории, разве что в эпоху эллинизма с завоеваниями Александра Македонского в IV веке до н.э. в моду постепенно начинает входить роскошь.
Строение греческого дома защищало от летней жары, обычной для Пелопонесского полуострова, а вот в зимнее время в помещениях было холодно и царили сквозняки, главным же источником тепла были очаг и переносные жаровни, в которых использовались стружки и сухие дрова. Для освещения применялись смоляные факелы.
Главным помещением дома был андрон – мужская комната, где хозяин дома принимал гостей и устраивал пиры-симпосии. А центр домашней жизни, ойкос, представлял собой комнату с очагом, покровительницей которого считалась богиня Гестия.
Жилые комнаты старались располагать с северной части дома. Помещения разделяли чаще не двери, а портьеры, пологи.
В интерьере греки придерживались привычной скромности: мебель была простая, скамьи, столы и кровати делали из дерева. По-видимому, подушки греки использовали только как опору для спины в течение дня, для ночного сна они не применялись.
Вещи хранили в сундуках разных размеров, причем поначалу они не запирались: во времена Гомера крышку закрепляли полосками ткани.
Отделка стен в доэллинистическую эпоху была крайне простой, даже белили их далеко не всегда. Эллинизм принес в обычаи устройства дома свои изменения – внутреннее убранство помещений усложнялось, куда больше внимания греки уделяли красоте и отделке стен, повышению своего комфорта. С IV века до н.э. в жилых помещениях стали появляться фрески и мозаики, входили в моду и лепные украшения. Очень популярны были статуэтки из города Танагры – фигурки высотой 10 – 12 сантиметров, которые изготавливали из терракоты, обжигали и расписывали акварелью.
Интересно, что в греческих домах были предусмотрены ванные комнаты, причем вода подавалась по трубам, а воздух в помещении нагревался с помощью духового отопления от очага соседней комнаты. Богатые домовладельцы могли себе позволить и устройство бани.
Жилищный вопрос и аренда
Центральные районы Афин, например, Пникс, Ареопаг, были застроены довольно интенсивно, дома здесь включали в себя минимум помещений и выходили непосредственно на улицу. Зато на окраине – например, в районе Керамик, где Иван Ефремов «поселил» Таис Афинскую, строили дома просторные и часто двухэтажные, окруженные стеной-забором.
Уже в Древней Греции часть домов строили специально для сдачи в аренду. Такие здания – синоции – возводились вдоль улицы в ряд, и напоминали современные кондоминиумы.
Самой завершенной реконструкцией древних домов может в настоящее время похвастаться Кносс, правда, историческая точность проведенных работ вызывает у ученых серьезные сомнения.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Какой мебелью пользовались древние греки? Каким было освещение в доме.
Количество видов мебели в греческом доме было незначительным, скромность жилища, климат, одежда и обычаи не требовали так много мебели. Шкафы, к примеру, почти не применялись, для хранения одежды и предметов домашнего обихода использовались деревянные сундуки различных типов, похожие на египетские, их разнообразие демонстрируют нам деревянные саркофаги, найденные в Крыму; они сделаны из толстых брусков с двускатной крышей и боковыми фронтонами (единственный архитектурный элемент греческой мебели); подобным образом были оформлены и богатые каменные саркофаги.
Позднее у греков появился обычай есть лежа; для этих целей они применяли ложе (клинэ) — что-то среднее между кроватью и софой. Во времена Гомера еще ели за столом, а ложе использовали только для сна. В большинстве случаев ложе было на высоких опорах и перед ним ставили скамеечку. Позднее оно приобрело подголовник и подушки: ножки были совсем не изящными. Прямые, схожие с колоннами или выточенные, они часто украшались волютами.
Мебель для сидения была довольно разнообразной. Нам известны три основные формы: скамеечки, обычные и церемониальные (тронообразные) стулья. Ранняя форма скамеечки или табурета (дифроса) еще очень простая, громоздкая, ножки четырехгранные или точеные, поверхность для сидения чаще всего плетеная. Другая форма — складной табурет на Х образной опоре — происходит из Египта, такие табуреты раб носил за своим господином, чтобы он в любое время мог сесть. Это первоначальная форма более позднего складного стула. Известны два вида кресел; более ранняя форма еще напоминает церемониальное кресло (трон) жителей Востока: это тяжелое, высокое изделие мебели с неуклюжими дощатыми ножками, спинкой и боковинами, ножки вставлены в раму сиденья; этот тип часто встречается в вазописи. Подобные парадные кресла делали для аристократов и из мрамора (например, в театрах). Для повседневного пользования, преимущественно для женщин, в V в. до н. э. был создан легкий, элегантный клисмос — стул с серповидными ножками, изогнутые задние ножки держали спинку. Такие стулья, вероятно, изготовляли из гнутой древесины с применением бронзы. Это первая форма в истории развития мебели, где функциональное начало соединено с сознательным художественным оформлением. Изящность линий клисмоса — как в техническом, так и в художественном отношении — является апогеем греческого мебельного искусства. Этот тип был распространен на протяжении всего периода античности, и по истечении более чем 2000 лет известный классическими формами ампир вернулся к этой форме стула.
Столам в греческом доме не придавалось большого значения, они являлись второстепенными предметами обихода. Наряду с простыми рабочими столами имелись более легкие обеденные столы; обеденные столы, так как ели лежа, были очень низкими, трапециевидными, на трех ножках, ножки книзу сужались, изгибались или заканчивались в виде звериной лапы. Материалом часто служила дорогая древесина или бронза. Кроме того пользовались столами с четырьмя ножками и столами на одной опоре. Греческие