какой материал растворяется в воде
Современные растворимые материалы
Материалы PVA науке известны давно, и разрабатывались, конечно, не для карповой ловли. Применяются для изготовления водорастворимых клеев и других продуктов. В Европе они также являются основой для производства экологически безопасного упаковочного материала вместо пресловутого пенопласта.
Лично я впервые познакомился с растворимыми материалами где-то в 1995 году, узнав о них из английских журналов. Думаю, что именно англичанам принадлежит авторство в этом, как, впрочем, и во многих других рыболовных изобретениях.
Первой на прилавках наших магазинов появилась растворимая PVA леска. Помню недоумение рыболовов, которые просто не знали, что с ней делать.
Растворимая леска вовсе не утратила своей актуальности, поэтому (а также благодаря ее сравнительно низкой цене) по-прежнему остается на вооружении у карпятников. Конечно, если уж применять растворимую леску, то обязательно от серьезного производителя. Она полностью растворяется в воде, не оставляя узлов на крючке, как это случилось когда-то у меня с первой купленной в магазине леской PVA
И, наоборот, при ловле на максимальной дистанции я ставлю очень короткий отрезок из растворимой лески с надетыми на него двумя-тремя половинками бойлов. Но даже это небольшое дополнение существенно снижает аэродинамические свойства монтажа при забросе.
Итак, на длинную карповую иглу (для насаживания прикормочных бойлов существуют специальные длинные иглы без «собачки») насаживаем необходимое количество бойлов. Прикидываем длину, складываем леску пополам и отрезаем с учетом припуска на узел и необходимого расстояния между бойлами, затем завязываем на конце двойной узел.
Теперь с противоположной от узла стороны цепляем иглу и сдвигаем бойлы на леску. Узел в этом случае является стопором. В петлю, образованную сложенной вдвое леской, продеваем крючок и бойл на волосяной оснастке, а затем придвигаем к цевью ближайший к крючку прикормочный бойл, затягивая петлю. Стрингер, надетый таким образом, не слетит при забросе (рис.1).
Не следует, однако, затягивать петлю до конца. Расстояние от ближайшего прикормочного бойла до крючка должно быть не менее 5 мм. Леска при этом растворится достаточно быстро.
При ловле с дальним забросом, когда все элементы оснастки испытывают предельные нагрузки, обычного двойного узла может и не хватить. В этом случае, чтобы избежать соскальзывания, используют дополнительный стопор для бойлов (рис.2).
Прикормочные бойлы должны отличаться от тех, что надеты непосредственно на крючок?
Все зависит от стратегии ловли, но в большинстве случаев я насаживаю на растворимую леску те же бойлы, что и на крючок. Более того, если использую аэрозольный ароматизатор или раствор для обмакивания, то обрабатываю им и насадочные, и прикормочные бойлы. Если эти ароматизаторы на масляной основе, то леске PVA они не страшны. А вот влаги она боится. Так что все манипуляции с этими материалами нужно производить сухими руками, иначе леска может раствориться еще до заброса.
На рыбалке я часто придерживаюсь следующей стратегии. При помощи «ракеты» прикармливаю довольно обширную площадку и ловлю там, но одну из оснасток с несколькими бойлами на растворимом материале кладу чуть поодаль. В таком случае наиболее осторожные карпы, не решающиеся подойти на основную прикормку (они же обычно бывают самыми крупными) соблазняются этой особой кучкой бойлов.
Главным достоинством лески PVA является ее сравнительная дешевизна и доступность, а к недостаткам можно отнести излишнюю трудоемкость процесса крепления бойлов к крючку. Кроме того, если попадается некачественный материал, такая леска растворяется после заброса не полностью.
Наверное, есть материалы, которые лишены очевидных недостатков растворимой лески?
Я уже давно пользуюсь на рыбалке растворимой лентой, которая служит примерно для тех же целей, что и леска, но позволяет действовать намного оперативнее.
Повторюсь, что данные эти весьма условны, поскольку зависят от температуры воды и других факторов, но они дают некоторое представление о зависимости между шириной ленты и скоростью ее растворения.
Лента хороша тем, что позволяет действовать оперативно. Это важно при активном клеве рыбы, когда дорога каждая минута. Применение ленты оправданно и в том случае, если есть огрехи в технике заброса. Промахнувшись мимо цели, карпятник поспешно выматывает снасть, чтобы повторить заброс, но, как правило, оснастка возвращается к нему уже без прикормочных бойлов. Чем быстрее он закрепит на крючке новую гирлянду, тем лучше.
Процесс выглядит следующим образом. Насаживаем необходимое количество бойлов на длинную карповую иглу, прикидываем нужную длину ленты и отрезаем. Завязываем на одном конце узел, оставив короткий хвостик. Затем с противоположной стороны цепляем иглу и сдвигаем бойлы на ленту. Остается закрепить ленту на крючке, просто нанизав ее на жало, и можно забрасывать. Это крепление вполне надежно в большинстве случаев, и только для дальних забросов я бы рекомендовал проколоть ленту дважды, подогнув кончик (рис.3).
А для чего служит плетеная лента?
Для тех же целей, но благодаря отверстиям в материале она еще быстрее растворяется, выдерживая при этом довольно высокие разрывные нагрузки. Это мой любимый материал. Такую ленту выпускает, например, известная английская фирма РОХ. Плетеная растворимая леска создана по аналогии с обычными монофильными и плетеными материалами, но она тоньше, чем сплошная. В холодной воде я стараюсь увеличить расстояние между ближайшим к крючку бойлом и самим крючком, чтобы последний как можно быстрее освободился от насадки. Это правило в полной мере относится и к сплошной ленте. Редко, но все же бывает, что карп клюет буквально тут же после заброса, когда вы еще настраиваете сигнализатор или регулируете тормоз катушки. Так вот если в момент поклевки на крючке будут болтаться дополнительные «украшения», удача вряд ли будет на вашей стороне.
Хочу обратить внимание еще на одну деталь. Как-то мне пожаловался один начинающий карпятник, что купленные им растворимые мешки не тонут, а плавают по поверхности вместе с грузилом до тех пор, пока не растворятся. Оказывается, он забывал выпустить из мешков воздух, и те превращались в маленькие воздушные шарики. Так вот, воздух из мешков нужно удалять или прокалывать их в нескольких местах.
В последнее время некоторые фирмы стали выпускать растворимые мешки с запахом. Например, GARDNER TACKLE делает мешки синего цвета с фруктовыми запахами и ароматами специй. Лично я предпочитаю сам добавлять в прикормку ароматизаторы, но комуто вариант с ароматизированными мешками, возможно, покажется интересным.
Чтобы ускорить процесс растворения мешков на дне, их тоже стали делать плетеными. С плетеными мешками следует обращаться еще более нежно, чем, скажем, с дорогими женскими чулками, тут требуется специальное приспособление для заполнения. Увы, в такой мешок уже не добавишь жидкого ароматизатора, а частицы должны быть достаточно крупными.
Чтобы помочь карпятникам как-то выиграть в дальности заброса, производители начали выпускать растворимые сетчатые пакеты в виде трубок разного диаметра. Такие трубки-чулки обладают улучшенной аэродинамикой, но все равно для дальних забросов явно не предназначены. Зато можно сделать трубку любой длины, просто завязав на конце узел. После заполнения мешка остается завязать еще один узел с другой стороны и прицепить эту «колбасу» к крючку.
Насколько я знаю, сметливые карпятники постоянно находят какие-то нетривиальные способы применения растворимых материалов. Можешь привести примеры?
Так же я поступаю при ловле с длинным волосом, чтобы тот не запутался при забросе. Иногда растворимую леску используют для подвязывания к противозакручивателю поводка перед дальним забросом. Зафиксированный таким образом поводок вряд ли перепутается, а оказавшись на дне, освободится и займет свое рабочее положение. Примерно так же поступают, если приходится ловить карпа на сверхдлинные, до 70 см, поводки. Но это уже частный случай.
Урок «Растворимые и нерастворимые в воде вещества»
Цель: узнать опытным путем, какие твердые вещества растворяются в воде, а какие не растворяются в воде.
Вид урока: лабораторная работа.
Средства обучения: учебник “Естествознание” Н.В. Королева, Е.В. Макаревич
Оборудование для лабораторной работы: мензурки, фильтры, инструкции. Твердые вещества: соль, сахар, сода, песок, кофе, крахмал, земля, мел, глина.
I. Организационный момент
У: Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте друг друга глазами. Рада вас видеть, присаживайтесь.
У: Повторим то, что уже знаем о воде:
– что происходит с водой при нагревании?
– что происходит с водой при охлаждении?
– что происходит с водой при замерзании?
– в каких трех состояниях встречается вода в природе?
У: Какие вы молодцы! Все знаете!
III. Изучение нового материала
(Заранее с учениками согласую группы, которыми они будут работать, ребята сами выбирают руководителя лаборатории (на др. лабораторном занятии может быть выбран другой ребенок), который записывает показатели опыта в таблицу и дает устные комментарии при заполнении конечной части таблицы – результата.)
У: Ребята, сегодня на лабораторной работе мы узнаем, какие вещества вода может растворять, а какие – нет. Откройте тетрадь, запишите число и тему урока «Растворимые и нерастворимые в воде вещества». (Прикрепляю к доске.) Какую цель мы сегодня поставим на уроке?
Р: Узнать какие вещества растворяются в воде, а какие не растворяются. (Прикрепляю к доске.)
У: Все вещества в природе можно разделить на две группы: растворимые и нерастворимые. А какие вещества можно назвать растворимыми? (Сверимся с учебником стр.80:2) Растворимые в воде вещества – такие, которые при помещении их в воду становятся невидимыми и не оседают на фильтре при фильтрации. (Прикрепляю к доске.)
У: А какие вещества можно назвать нерастворимыми? (сверимся с учебником стр.47-2) Нерастворимые в воде вещества – такие, которые не растворяются в воде и оседают на фильтре (прикрепляю к доске).
У: Ребята, как думаете, что нам понадобится для выполнения лабораторной работы?
Р: Вода, какие-то вещества, мензурки, фильтр (показываю воду в графине; мензурки, наполненные сл. веществами: солью, сахаром, содой, песком, кофе, крахмалом, мелом, глиной; пустые мензурки, фильтр).
У: Что такое фильтр?
Р: Устройство для очищения жидкостей от нерастворимых в ней веществ, которые оседают на нем.
У: А из каких подручных средств можно изготовить фильтр? Молодцы! А мы будем использовать вату (в воронку помещаю кусочек ваты).
Наши предположения | Результат | ||
Растворимость | Фильтрация | ||
1. Вода + песок | – | + | Н |
2. Вода + глина | |||
3. Вода + кофе | |||
4. Вода + крахмал | |||
5. Вода + сода | |||
6. Вода + земля | |||
7. Вода + сахар | |||
8. Вода + мел |
У: А после выполнения лабораторной работы сверим наши предположения с полученными результатами.
У: Каждая лаборатория будет исследовать два твердых вещества, все результаты будете записывать в отчет «Растворимые и нерастворимые в воде вещества». Приложение 1
У: Ребята, это первая ваша самостоятельная лабораторная работа и перед тем, как вы приступите к ее выполнению, послушайте порядок ее проведения или инструкцию. (Раздаю каждой лаборатории, после прочтения обговариваем.)
(Помогаю если есть необходимость. Может возникнуть трудность с фильтрацией раствора кофе, т.к. фильтр окрасится. Для облегчения заполнения отчетов предлагаю использовать словосочетания, которые прикрепляю на доску. Приложение 3.)
У: А сейчас проверим наши предположения. Руководители лабораторий, проверьте, подписан ли ваш отчет и прокомментируйте полученные опытным путем результаты. (Начальник лаборатории отчитывается, фиксирую полученный результат мелком другого цвета)
У: Ребята, какие вещества для исследования оказались растворимыми? Какие нет? Сколько совпадений оказалось? Молодцы. Практически все наши предположения подтвердились.
VI. Вопросы для закрепления
У: Ребята, а где человек использует раствор соли, сахара, соды, песка, кофе, крахмала, глины?
У: Какую цель мы сегодня ставили? Выполнили ее? Мы молодцы? Я вами очень довольна! И ставлю всем «отлично».
VIII. Домашнее задание
У: Прочитаете текст для внеклассного чтения на стр.43, ответите на вопросы.
Встаньте, пожалуйста, те ребята, кому наш урок не понравился. Спасибо за честность. А теперь те, кому понравилась наша работа. Спасибо. Всем до свидания.
Вода как растворитель — свойства, значение и примеры
Вода как растворитель играет предельно важную роль далеко не только в плане нашего быта. Исследователи давно говорят, что данное волшебное соединение является основой для образования жизни вообще. И именно поэтому его наличие выступает обязательным условием для существования чего-то более сложного, нежели неживая природа.
Растворимость тех или иных химических элементов напрямую связана с существованием воды, так как она чаще всего выступает той средой, которая преобразует все вокруг себя и создает новые формы органической и неорганической материи.
Человек примерно на 70% состоит из воды (имеется ввиду кровь, межклеточная жидкость, плазма крови и прочие вещества), у большинства других существ этот показатель колеблется от 50 до 95%. Очевидно, что свойства данного соединения оказывают решающую роль на происходящие вокруг нас и внутри нас процессы синтеза, регенерации и многие другие.
Это универсальный растворитель, который буквально формирует окружающий мир, постоянно преображает и обновляет его!
Свойства воды как растворителя
Вода – сложное вещество, отличающееся многими уникальными характеристиками, которые нельзя встретить больше нигде.
Она способна растворить большую часть существующих в природе комплексных соединений, содержащих в своей структуре молекулы как с положительными, так и отрицательными ионами одновременно.
При проведении так называемых кинетических исследований все растворы также изготавливаются на основе H2O.
Яркий пример особенности воды – при схожести по своей структуре с метаном CH4, она имеет температуру кипения выше на целых 250 0 С!
Важную роль играет также ее способность выступать одновременно либо донором, либо акцептором частиц водорода, благодаря чему проходят многие химические процессы. Химия говорит нам еще и о том, что вода выступает идеальным растворителем для диссоциирующих соединений.
Интересно отметить, что по причине высокого уровня диэлектрической проницаемости, вода отлично экранирует электрические поля ионов друг от друга. Благодаря этому притяжение противоположно заряженных частиц в воде снижается примерно в 80 раз.
Какие вещества растворяются в воде
Даже если школьник ходит только в 3 класс, он наверняка может привести примеры материалов, которые боятся контакта с водой, или, другими словами, растворяются в ней и теряют свои свойства.
Вот перечень только некоторых веществ такого типа:
К хорошо растворимым относятся: соль, сахар, сода, хлориды, щелочные металлы и нитраты, а также бромиды. Воздух также претерпевает изменения при контакте с жидкой средой. Крахмал полностью растворим, спирт тоже.
Есть и такие материалы, которые являются нерастворимыми: сульфид меди, стекло, золото, керосин, серебро, растительный жир и многие другие. Правда, при некоторых условиях даже они не способны устоять от такого мощного воздействия.
В организме человека есть целая группа витаминов (С, В1, 2, 3(РР), В12 и другие), которые способны оказывать свое положительное воздействие на здоровье только в контакте с H2O. Это касается также и фолиевой кислоты, биотина и т. д.
Что не растворяется в воде
Существуют такие химические образования, которые не воспринимают воздействия воды в качестве растворителя совсем.
Хороший пример: углерод С, который находится в простом карандаше, многие металлы и сплавы, типа алюминия, а также золото, серебро, медь.
Такая ситуация складывается благодаря тому, что между молекулами и атомами нерастворимых веществ действуют сильные связи, которые водород разрушить не в состоянии. Полярное состояние молекулы также способствует большей прочности материала, который состоит из таких частиц.
Многие вещи, которые мы видим вокруг себя в быту, также являются нерастворимыми. Очень популярный пример – пластик.
В мировом океане плавает огромное пятно из пластикового мусора, которое ежегодно растет, и количество пластмассы там совершенно не желает уменьшаться естественным путем. Его не могут никак переработать, что очень плохо для всей экосистемы.
Именно поэтому экологи бьют тревогу и в ЕС уже сейчас планируется отказ от целлофановых пакетов, пластиковых стаканчиков и трубочек и тому подобные меры.
Значение воды как растворителя
Как уже упоминалось в начале статьи, рассматриваемые свойства воды являются ключевыми для всей живой и неживой природы нашей планеты.
Если бы она не обладала этими характеристиками, то большинство химических процессов на Земле, в живых организмах, в органической природе бы просто остановилось. Картинка такого мира была бы очень неутешительна – темная пустыня без признаков жизни.
Роль воды настолько огромна, что именно ее определение в далеких планетах и галактиках является для астрономов основным занятием в надежде когда-то отыскать там если не разумное существование, то хотя бы зачатки жизни.
Вода как растворитель играет предельно важную роль далеко не только в плане нашего быта. Исследователи давно говорят, что данное волшебное соединение является основой для образования жизни вообще. И именно поэтому его наличие выступает обязательным условием для существования чего-то более сложного, нежели неживая природа.
Растворимость тех или иных химических элементов напрямую связана с существованием воды, так как она чаще всего выступает той средой, которая преобразует все вокруг себя и создает новые формы органической и неорганической материи.
Человек примерно на 70% состоит из воды (имеется ввиду кровь, межклеточная жидкость, плазма крови и прочие вещества), у большинства других существ этот показатель колеблется от 50 до 95%. Очевидно, что свойства данного соединения оказывают решающую роль на происходящие вокруг нас и внутри нас процессы синтеза, регенерации и многие другие.
Это универсальный растворитель, который буквально формирует окружающий мир, постоянно преображает и обновляет его!
Свойства воды как растворителя
Вода – сложное вещество, отличающееся многими уникальными характеристиками, которые нельзя встретить больше нигде.
Она способна растворить большую часть существующих в природе комплексных соединений, содержащих в своей структуре молекулы как с положительными, так и отрицательными ионами одновременно.
При проведении так называемых кинетических исследований все растворы также изготавливаются на основе H2O.
Яркий пример особенности воды – при схожести по своей структуре с метаном CH4, она имеет температуру кипения выше на целых 250 0 С!
Важную роль играет также ее способность выступать одновременно либо донором, либо акцептором частиц водорода, благодаря чему проходят многие химические процессы. Химия говорит нам еще и о том, что вода выступает идеальным растворителем для диссоциирующих соединений.
Интересно отметить, что по причине высокого уровня диэлектрической проницаемости, вода отлично экранирует электрические поля ионов друг от друга. Благодаря этому притяжение противоположно заряженных частиц в воде снижается примерно в 80 раз.
Какие вещества растворяются в воде
Даже если школьник ходит только в 3 класс, он наверняка может привести примеры материалов, которые боятся контакта с водой, или, другими словами, растворяются в ней и теряют свои свойства.
Вот перечень только некоторых веществ такого типа:
К хорошо растворимым относятся: соль, сахар, сода, хлориды, щелочные металлы и нитраты, а также бромиды. Воздух также претерпевает изменения при контакте с жидкой средой. Крахмал полностью растворим, спирт тоже.
Есть и такие материалы, которые являются нерастворимыми: сульфид меди, стекло, золото, керосин, серебро, растительный жир и многие другие. Правда, при некоторых условиях даже они не способны устоять от такого мощного воздействия.
В организме человека есть целая группа витаминов (С, В1, 2, 3(РР), В12 и другие), которые способны оказывать свое положительное воздействие на здоровье только в контакте с H2O. Это касается также и фолиевой кислоты, биотина и т. д.
Что не растворяется в воде
Существуют такие химические образования, которые не воспринимают воздействия воды в качестве растворителя совсем.
Хороший пример: углерод С, который находится в простом карандаше, многие металлы и сплавы, типа алюминия, а также золото, серебро, медь.
Такая ситуация складывается благодаря тому, что между молекулами и атомами нерастворимых веществ действуют сильные связи, которые водород разрушить не в состоянии. Полярное состояние молекулы также способствует большей прочности материала, который состоит из таких частиц.
Многие вещи, которые мы видим вокруг себя в быту, также являются нерастворимыми. Очень популярный пример – пластик.
В мировом океане плавает огромное пятно из пластикового мусора, которое ежегодно растет, и количество пластмассы там совершенно не желает уменьшаться естественным путем. Его не могут никак переработать, что очень плохо для всей экосистемы.
Именно поэтому экологи бьют тревогу и в ЕС уже сейчас планируется отказ от целлофановых пакетов, пластиковых стаканчиков и трубочек и тому подобные меры.
Значение воды как растворителя
Как уже упоминалось в начале статьи, рассматриваемые свойства воды являются ключевыми для всей живой и неживой природы нашей планеты.
Если бы она не обладала этими характеристиками, то большинство химических процессов на Земле, в живых организмах, в органической природе бы просто остановилось. Картинка такого мира была бы очень неутешительна – темная пустыня без признаков жизни.
Роль воды настолько огромна, что именно ее определение в далеких планетах и галактиках является для астрономов основным занятием в надежде когда-то отыскать там если не разумное существование, то хотя бы зачатки жизни.