какой материал нужен чтобы подготовить детей старшей группы к школе
Подготовка к школе старших дошкольников
Елена Вассерберг
Подготовка к школе старших дошкольников
Подготовка детей к школе старших дошкольников. Поступление ребёнка в школу один из самых главных моментов в жизни каждого. Современное общество ставит довольно таки высокие требования к будущим первоклассникам. Старший дошкольник, выпускаясь из детского сада, должен быть готов к школе:
2. Физически (состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений).
3. педагогически (развито логическое мышление, сформировано умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми, развита мелкая моторика рук, ребенок должен быть ответственным и самостоятельным, ребёнок должен уметь читать и писать, ребенок должен уметь считать).
Именно такими готова школа встретить своих первоклассников.
Зачастую, родители и педагоги считают, что если ребёнок достаточно развит педагогически, то он готов к школе, но это далеко не так. Как показывает практика, физическая и психологическая готовность не менее важная, чем педагогическая.
Так же важна и важна психологическая готовность будущего первоклассника. При поступлении в школу у ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Ребёнок изначально должен психологически перерасти игру, и только тогда положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба – ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
У ребёнка должно быть сформировано желание учиться. Дошкольник должен уметь управлять своим поведением, только тогда его отношения с учителями и сверстниками будут складываться благополучно. Конечно же огромную роль в обучении ребёнка играет развитие высших психических функций.Рассмотрим некоторые из них:
1. Внимание. Ребенок, поступающий в школу должен быть в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут.
2. Память. Для старшего дошкольника при выпуске из детского сада должно быть посильно задание в запоминании 10 слов, не связанных по смыслу.
3. Мышление. У будущего первоклассника должно быть усовершенствовано наглядно-действенное мышление, улучшено наглядно-образное мышление. Дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты. Должны присутствовать задатки логического мышления.
Конечно же эмоционально-волевая готовность играет так же большую роль в обучении ребёнка в школе.Будущий первоклассник должен уметь:
• управлять своим поведением;
• организовывать рабочее место и поддерживать порядок;
• стремиться преодолевать трудности;
• стремиться к достижению результата своей деятельности.
Так же в старшем дошкольнике должны быть развиты нравственно-волевые качества,именно:
• любознательность и т. д.
Конечно же, от этих качеств будет зависеть, будет ли ребёнок учиться с удовольствием или учёба превратиться для него в тяжкое бремя.
Готовность к школе так же предполагает определённый уровень умственного развития. Ребёнку нужен определённый запас знаний, но следует помнить, что школа ждёт не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребёнка.
Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка. Больше давайте ребёнку лепить, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания. И, конечно же, особое место детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками – грамотой, счётом, решением арифметических задач. В детском саду проводятся соответствующие занятия.
Освоение новой учебной деятельности, образование новых взаимоотношений, вхождение в новые условия деятельности, адаптация в системе новых отношений, это небольшая часть того с чем столкнется ребенок. Поэтому необходимо учесть множество моментов при психологической подготовке детей к переходу в школу.
Именно отсутствие мотивационной готовности влечет за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному систематическому обучению ребенка.
Итоговое занятие из цикла «Познавательный час» по подготовке старших дошкольников к обучению к школе Занятие в подготовительной группе к школе «Скоро в школу!» Цель: Подготовка старших дошкольников к обучению в школе через формирование.
Консультация для родителей «Подготовка дошкольников к школе» Цель: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах подготовки ребёнка к школе. Поступление в школу является переломным.
Подготовка детей к школе. Поступление в первый класс Поступление в первый класс – это чрезвычайно серьезный момент в жизни подрастающего малыша. Родители непрерывно тревожатся о том, когда.
Подготовка детей к школе в игровой деятельности Подготовка детей к школе в игровой деятельности. Поступление в школу — это новый и ответственный этап в жизни ребенка. Это его вхождение.
Программа «Психологическая подготовка детей к школе» ВВЕДЕНИЕ Наши дети живут в эпоху полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране.
Прогулка. Подготовка к школе, в подготовительной группе в зимний период. Цель: закрепить знания о зимующих птицах. Задачи. Образовательные области: Познавательное развитие: воспитывает любовь к природе, желание.
Статья «Подготовка детей к школе» Фундаментом для успешного обучения ребенка является подготовка к школе. Сама готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.
Видео — занятие «Подготовка детей к школе» Вот уже 15 лет, в рамках кружковой работы, провожу занятия со старшими дошкольниками по психологической подготовке к школе. Считаю, что.
Занятие «Подготовка к школе» Занятие по теме: «Подготовка к школе» Педагог-психолог МБДОУ детский сад № 2 «Березка» Куличкова Г. А. • ЦЕЛЬ: развитие у детей старшего.
Детский сад и подготовка к школе: чему и как учить дошкольника
Зона ближайшего развития ребенка: что это значит на практике
Как правильно развивать ребенка? Чему и как должны учить малыша в детском саду? Какая подготовка к школе нужна будущим первоклассникам? Как помочь ребенку с удовольствием учиться в начальной школе? Дети растут, и новые родители дошкольников сталкиваются с этими вопросами. О том, как лучше всего выстроить развитие ребенка до школы, рассказывает психолог детского сада НОУ ЦО «Школа Сотрудничества» Раиса Николаевна Драбович.
По результатам многочисленных опросов, проведенных психологами и педагогами, большинство современных родителей ставят на первое место интеллектуальное развитие детей. Сейчас очень модно раннее обучение и развитие, популярны различные методики, специализированные детские центры, огромный выбор развивающих игрушек. Однако многие дети продолжают испытывать трудности обучения в школе или детском саду. Почему так происходит?
Дело в том, что однобокое развитие какой-либо функции в ущерб другой может осложнить обучение ребенка. Например, родители большое внимание уделяют развитию речи, а развития крупной моторики, в котором нуждается ребенок, не происходит.
Еще одна часто встречающаяся проблема: социальные требования и существующие методы обучения просто не соответствуют возможностям современных детей. Зачастую с раннего возраста дети предоставлены сами себе: родители меньше с ними беседуют, меньше проводят время в совместных занятиях. Компьютеризация отняла большую часть времени от совместного общения.
Какими же в таких условиях должны быть дошкольное образование и подготовка к школе? Чему обучать и как обучать?
Концепция известного психолога Льва Выготского помогает найти ответы на эти вопросы. Главная идея Выготского: развитие ребенка происходит прежде всего через контакт со взрослыми. Именно родители, воспитатели, старшие братья и сестры учат его общаться, знакомят с культурными ценностями и правилами поведения.
Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно. Задача взрослого — привлечь внимание ребенка к новой деятельности и произвести ее с ним совместно. После многократных повторений ребенок научится делать это самостоятельно. Например, самые маленькие дети учатся держать ложку благодаря поддержке и помощи взрослых.
Такой алгоритм лежит в основе обучения ребенка чем угодно, будь то катание на коньках, рисование или игра в шахматы. Однако вряд ли получиться научить трехлетнего ребенка играть в шахматы, потому что данная деятельность пока находится вне его возможностей или, используя термины Выготского, вне зоны ближайшего развития.
У всех детей разная «величина» зоны ближайшего развития, а значит, и разные возможности обучения. Этим они отличаются друг от друга, и именно поэтому каждому ребенку требуется индивидуальный подход.
Обучение в зоне ближайшего развития выявляет сильные и слабые стороны ребенка. Через хорошо продуманное обучение можно сформировать новые способности и умения. Важно определить, какая помощь мотивирует ребенка, — и применять ее в соответствии с потребностями. Одному подходит помощь стимулирующая («Молодец!»), другому — организующая («Я тебе помогу!»), кому-то — обучающая («Я тебя научу!») или контролирующая («Покажи, как ты это делаешь. »).
Задача взрослого — создать условия, в которых ребенок будет трудиться, преодолевать трудности, прикладывать усилия. Родители и педагоги не должны делать за ребенка то, что можно сделать с ним вместе, — доказано, что это приводит к снижению мотивации и познавательного интереса.
Только обучение ребенка в соответствии с его возможностями окажется развивающим. Слишком легкие и слишком сложные задачи не окажут плодотворного влияния на развитие ребенка. Вне зависимости от выбранной методики или программы обучения важно помнить о потенциальных возможностях зоны ближайшего развития.
Раиса Николаевна Драбович,
психолог детского сада НОУ ЦО «Школа Сотрудничества»
Как подготовить ребенка к школе
Правильная дошкольная подготовка— это залог отличных результатов в школе. Правильнее всего будет, если начать подготовку уже с 4 лет, ведь школьные требования к первоклассникам достаточно высокие. А если малыш уже пошел в школу и до этого с ним родители не занимались, то ему будет непросто. Существует список определенных навыков, которыми должен владеть каждый первоклассник, чтобы быть готовым усвоить необходимый материал за школьной партой. И есть методы, которые помогут родителям подготовить своих малышей даже в домашних условиях.
Какими навыками должен обладать первоклассник?
Какие же есть требования у министерства образования к современному школьнику? На сегодняшний день каждый первоклассник должен уметь:
Это самые основные требования и, как видите, их немало. А чтобы научить ребёнка всему вышеперечисленному, необходимо соблюдать некоторые правила:
Как готовить малыша к школе с 5 до 7 лет?
Сегодня важно не просто обучить малыша буквам и цифрам, но и начать всестороннее развитие. Малышу должно быть комфортно в обществе одногодок. Кроме того, нужно подойти к этому делу крайне осторожно, чтобы у ребёнка не пропало желание учиться дальше. Многие родители начинают готовить своего сына или дочку к школе довольно настойчиво, а потом не понимают, почему малыш совсем не проявляет интереса к учебе.
В детских садах гораздо проще готовить малышей к школе, ведь они уже находятся в детском коллективе, выстраивают распорядок дня и привыкают к занятиям. Помните, что подготовленный ребёнок будет не просто хорошо успевать по программе, но и станет душой компании. А если малыш не обладает некоторыми навыками, то среди одногодок может прослыть «аутсайдером». Если вы все же решили готовить к школе малыша самостоятельно, ознакомьтесь с рекомендациями ниже:
Обучение чтению
Обратите внимание прежде всего на уроки чтения. Ведь если ваш малыш освоит азы чтения, ему легче будет учить другие предметы. Начните с изучения букв ( лучше всего в алфавитном порядке). Помните об элементах игры и попробуйте вылепить каждую букву из пластилина или глины. Спросите малыша, на что похожа эта буква.
Почитайте вместе несложный текст и попросите ребёнка найти те буквы, которые вы сегодня изучили. После можно предложить ребенку пересказать выбранный текст или хотя бы ответить на вопросы.
Обучение математике
Когда малышу ещё 2-3 годика можно постепенно начинать обучать счету. Посчитайте вместе ступеньки на прогулке, игрушки дома, конфеты и фрукты. После можно показать ребёнку счетные палочки и начать считать их.
Очень эффективно учить цифры парами (2 и 3, 4 и 5). Так ребёнку будет проще понять сложение цифр. Когда вы начнёте объяснять ему правило прибавления единицы, ему не составит труда сказать вам правильный ответ. За одно занятие берите одну цифровую пару, но перед тем, как взять новый материал, повторите пройденный.
Геометрические фигуры легко и интересно можно изучать, используя печенье разной формы. Начните с простых фигур: круг, треугольник, квадрат. В магазине сегодня есть печенье на разный вкус и кошелек.
Как только вы познакомитесь с простыми фигурами, можно учиться их чертить.
Помните, что большего эффекта вы добьетесь, если будете чередовать виды деятельности между собой.
Обучение письму
Ручки малышей совсем не готовы к письму. Тут родителям придётся постараться, чтобы натренировать своего сына или дочку.
При подготовке важную роль сыграют упражнения и игры на развитие мелкой моторики. Уже в два года можно дать малышу разные макароны, крупу, какие-либо бусины и играть вместе с ним (конечно, следить, чтобы малыш ничего не брал в рот). Можно также пробовать завязывать шнурки вместе и делать массаж на ручках.
Купите в магазине детские ножницы с закругленными концами и покажите малышу, как ими пользоваться. Пусть он и сам попробует поработать ими.
При обучении письму начинайте с написания печатных букв. Они усваиваются проще, а уж потом переходите к прописным буквам. Следите, чтобы малыш тренировался регулярно и учите его, что нельзя выходить за линии на листе или в тетради. А для этого важного дела можно купить хорошую и удобную для ребёнка ручку, чтобы он не испытывал дискомфорта при письме.
Есть отличная пальчиковая гимнастика, которая помогает малышам размять ручки в перерывах между обучением: «Рыбки в озере плескались в тихой тепленькой воде. То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке». При этом пусть ребенок активно двигает пальчиками и всей ручкой.
Купите в магазине тетрадь, которая будет соответствовать всем школьным требованиям. Сегодня их много на прилавках. Пусть ваш малыш постепенно привыкает к школьным атрибутам.
Обучение творчеству
Приобретите заранее начальный набор для занятий творчеством: альбом, кисти, краски, карандаши и фломастеры. Для начала пусть малыш тренируется разукрашивать раскраски. Купите несколько раскрасок с разной тематикой (желательно той, которая нравится вашему сыну или дочери) крупного плана. Объясните, что малыш не должен заходить за линии, пусть он учится аккуратности уже сейчас.
Будет здорово, если вы накануне изучите какую-нибудь геометрическую фигуру, а потом ее вместе раскрасите. Либо наоборот нарисуйте арбуз или апельсин, а потом спросите малыша, какую форму он имеет.
Занимайтесь разными видами деятельности: рисуйте, раскрашивайте, лепите, вырезайте. Так ребёнок ещё лучше усвоит пройденный материал.
Психологическая готовность к школьному обучению.
Каждый ребенок по-разному реагирует на школьные занятия и необходимость ежедневно посещать школу. Однако ученные утверждают, что адаптация к школе проходит лучше, когда ребёнок владеет необходимыми школьными навыками:
Запомните, что подготовить ребёнка к школе вы можете и не обращаясь за помощью к детскому психологу. Многие упражнения довольно просты так, что их можно выполнять и дома. Зато придётся последовать некоторым советам:
Здоровье ребёнка и школа
Отдельно стоит обсудить вопрос здоровья ребёнка, который готовится пойти в школу. Пока родители занимаются образованием малыша дома, они часто забывают о его здоровье.
6-7 лет— это период активных изменений в организме каждого ребёнка. Обычно в это время меняются молочные зубы и происходит рост всего организма. В этом возрасте детям необходимо больше физической активности. Если ребёнок должен сесть за парту, то лучше отправить его в школу в возрасте 7 лет (с точки зрения здоровья— так лучше будет для малыша). Если вы все-таки отдаёте ребёнка в школу в 6 лет, изучите внимательно какую физическую подготовку предлагает школа. Очень хорошо, если в школе имеется бассейн и оборудованный спортивный зал, ведь растущему организму требуется физическая нагрузка несколько раз в неделю, чтобы исправно работало сердце, сосуды и суставы. Кроме того, помним и о переменах между уроками. В это время ученик должен отдохнуть вне класса, а помещение должно проветриваться.
Родитель в свою очередь может обеспечить ребёнку регулярный отдых перед школой. Каждый малыш должен отдохнуть от:
По мнению врачей лучший отдых для ребёнка— в деревне у бабушки. Только там сегодня сохраняется по-максимуму свежий воздух, большинство продуктов со своего сада и огорода, а ребёнок проведёт большое количество времени на природе. Так у него выработается иммунитет к новым вирусным заболеваниям и инфекциям, ребёнок будет активно проводить свои дни и отдохнет от городской суеты.
Развивайте вашего ребенка дома и помогайте ему познать окружающий мир. Помните, что каждый малыш индивидуален, но все детки должны овладеть определенными навыками к 6-7 годам, чтобы справляться с заданиями в школе, узнавать новое каждый день и общаться с ровесниками.
Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе»
Ирина Васильевна Шабалина
Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе»
У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни. Теперь главное – учеба, образовательная деятельность. Он отвечает за нее перед учителем, школой, семьей. Усвоение знаний становится основной целью.
Что же является важным в подготовке к школе?
Подготовка к школе – процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но в самостоятельно деятельности ребят – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Ученые выделяют разные виды готовности к школе.
Психологическая готовность к школе заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психологического развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который ему дает игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
Но не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель и др. Такой интерес тоже важен, поскольку в нем выражено стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.
Важная сторона психологической готовности ребенка к школе – достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходится включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные, «скучные» моменты. Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу она еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т. п.
Какими качествами должен обладать будущий первоклассник?
Важно подчеркнуть,что это нравственно-волевые качества: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, несобранны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий. Иногда родители жалуются, что уже в начале учебного года ребенок не желает идти в школу. Ему надоело учиться.
Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий.
Проводите с ребенком наблюдения, беседы, позвольте ему почувствовать себя первооткрывателем. Например, наблюдайте вместе с ним за облаками, находите в них сходство с фигурками людей и животных; «измеряйте» глубину лужи, наблюдайте за явлениями природы.
Как родители могут помочь ребенку подготовиться к школьному обучению?
Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца.
Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рассуждает вслух.
По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями, например. Предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает. других одобряет и др.
Развивайте самостоятельность ребенка (умение быстро одеваться и раздеваться, приводить в порядок свой внешний вид);
Закрепите знание домашнего адреса, путь из школы домой (чтобы ребенок без посторонней помощи мог найти свой дом);
Совершенствуйте знания о правилах дорожного движения (как переходить проезжую часть, как правильно обходить общественный транспорт);
Формируйте у ребенка умение жить в коллективе, сотрудничать со взрослыми и сверстниками, быть доброжелательным и вежливым, оказывать помощь окружающим;
Самое главное мотивация к обучению в школе, чаще беседуйте с ребенком на тему: для чего нужна школа, чему бы ты хотел научиться в школе. Если родители спокойно относятся к поступлению ребенка в первый класс, объясняют и отвечают на все вопросы, волнующие первоклассника, не наказывают за шалость «чтением», то кризис перехода из дошкольного возраста в младший школьный может пройти абсолютно незаметно.
Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» «Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В. А. Сухомлинский.
Консультация для родителей «Готовим ребенка к школе» Многие родители убеждены,что для подготовки дошкольника к школьному обучению достаточно научить ребенка чтению,письму и основам математики.
Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.
Консультация для родителей «Как подготовить детей младшего дошкольного возраста ко сну» Консультация для родителей «Как подготовить детей младшего дошкольного возраста ко сну» Каждому ребенку необходимо разное количество часов.
Консультация для родителей: «Как подготовить ребёнка к обучению чтению» Все родители хотят,чтобы их дети выросли умными,умеющие ясно мыслить и правильно излагать свои мысли. Нет необходимости доказывать,что именно.