какой материал использовали для письма древние египтяне

Синхротрон и загадка древних чернил

Благодаря мощным рентгеновским лучам, ученые обнаружили, что египтяне использовали особую технику письма, которая не была известна западному миру до 15 века. Некоторые свои секреты раскрыли и картины европейских художников.

какой материал использовали для письма древние египтяне

Египет, Ван Гог, Мунк

Современные технологии просвечивают насквозь завесу древности. Недавно международная команда ученых использовала рентгеновские лучи высокой мощности, чтобы проанализировать 12 фрагментов египетского папируса, и нашла соединение свинца в красных и синих чернилах.

Согласно статье, опубликованной по результатам исследования в Proceedings of the National Academy of Sciences, свинец в краске использовался, чтобы предотвратить растекание чернил во время письма. Художники XV века использовали похожую технику для создания масляных красок, но исследование показывает, что египтяне открыли ее на 1400 лет раньше.

«Наш анализ чернил на фрагментах папирусов из уникальной библиотеки храма Тебтунис выявил ранее неизвестные составы красных и черных чернил, в частности, соединения на основе железа и свинца», — рассказал в интервью для Ars Technica один из авторов исследования Томас Кристиансен, египтолог из университета Копенгагена.

Последним открытиям в области археологии и истории искусств мы должны быть благодарны особому виду рентгена. Синхротронное излучение — это тонкий пучок рентгеновских лучей очень высокой интенсивности, генерируемых в ускорителе частиц. Электроны запускаются в линейный ускоритель для увеличения их скорости, а затем вводятся в накопительное кольцо. Они «проезжают» через кольцо со скоростью, близкой световой, когда серия магнитов изгибается и фокусирует электроны. В процессе они испускают рентгеновские лучи, которые затем могут быть сфокусированы по линиям пучка. Это полезно, когда дело доходит до изучения различных деталей. Обычно, чем короче длина волны (и выше энергия света), тем легче выявить более мелкие фрагменты артефакта, что делает синхротронное излучение незаменимым для археологии.

В 2008 году европейские ученые использовали синхротронное излучение для реконструкции скрытого портрета крестьянской девушки Винсента Ван Гога. Художник, который любил использовать холсты несколько раз, нарисовал поверх портрета картину «Клочок травы» (1887).

Синхротронное излучение возбуждает атомы на холсте. Затем они испускают собственное рентгеновское излучение, которое может улавливаться детектором флуоресценции. Все элементы на картине имеют собственное рентгеновское обозначение, поэтому ученые могут зафиксировать распределение каждого из множества слоев краски. Обозначив все слои, они пришли к выводу, что их больше, чем нужно для одного слоя изображения. Это и помогло найти скрытую картину.

В прошлом году команда голландских и французских ученых использовала излучение, чтобы разгадать секрет техники импасто Рембрандта. Импасто (итал. «полотно», «пастообразно») подразумевает нанесение краски на холст очень толстыми слоями. Обычно это делают с маслеными красками из-за их густой консистенции и долгого времени высыхания. Хотя если добавить специальный гель, такого же эффекта можно добиться с акриловыми красками. Рембрандт обычно использовал такую технику, чтобы более точно передать складки одежды или бижутерию. В слое импасто ученые обнаружили минерал плюмбонакрит — редкий элемент в красках того времени. Возможно, именно он помогал создать характерные жирные мазки.

А ранее в этом году международная группа ученых использовала синхротронное излучение, чтобы определить причины ухудшения состояния картины «Крик» Эдварда Мунка. Их анализ показал, что повреждение картины вызвано не светом, а влажностью. Скорее всего, виной тому посетители музея, которые наклоняются, чтобы ближе взглянуть на мазки, не подозревая, что их дыхание наносит вред картине.

Сколько лет чернилам

Самое недавнее исследование, о котором говорилось в начале, уже на протяжении десяти лет изучает древние чернила Египта, Рима и Греции. «Чернила — один из важнейших исторических объектов. Их использовали для письменности на различных носителях на протяжении более 5000 лет», — пишут авторы в своем исследовании. Самые ранние изучаемые ими артефакты из Египта и датируются 3200 годом до нашей эры. Уже в то время черные чернила использовались для написания основного текста, а красным подчеркивались названия, ключевые слова и т. д.

«Используя технологии XXI века, мы пытаемся раскрыть секреты древней техники письма, но помимо этого, мы способствуем раскрытию происхождения письменности как таковой», — рассказала Мэрин Котт, ученый из European Synchrotron Radiation Facility (ESRF). — «Эти чернила в основном изготавливались из сажи и охры, смешивались с каким-либо связующим веществом (обычно гуммиарабиком), а затем растворялись в животном клее, растительном масле или уксусе. Затем смесь сушили и прессовали в шарики, чтобы писцы могли легко носить с собой чернила. Когда им нужно было что-то написать, они смешивали высушенный шарик с небольшим количеством воды, используя острие тростниковой ручки для письма».

Котт, Кристиансен и их коллеги ранее изучили красные, оранжевые и розовые чернила, использованные на 11 сохранившихся фрагментах из нескольких рукописей. Их нашли в двух небольших подвалах в библиотеке храма Тебтунис, к юго-западу от Каира. Они обнаружили необычные красные чернила, основанные на смеси железа и свинца, которые раньше не были задокументированы. Хотя в «Естественной истории» Плиния есть указание на смешивание красный охры со свинцом для создания красно-оранжевого пигмента. Обычно его использовали египетские художники для окраски кожи в 30 г. до н. э. — 400 г. н. э., но в самых древних египетских папирусах он не был найден до последнего исследования.

Команда ученых была заинтересована в анализе минеральных соединений красных и черных чернил из фрагментов храмовых папирусов, особенно конкретных соединений железа и свинца. Они использовали многочисленные методы синхротронного излучения для исследования химического состава, в том числе микрорентгеновскую флуоресценцию, микрорентгенографию и микроинфракрасную спектроскопию. Они обнаружили сложную смесь фосфатов свинца, сульфатов свинца, карбоксилатов свинца и хлоридов свинца.

Котт и другие считают, что жрецы вряд ли делали чернила сами, а особенно такие сложные, как красные. Для этого потребовались бы специальные знания и большое количество сырья.

Команда также обнаружила необычный эффект «кофейного кольца» в красных надписях. Эффект возникает, когда одна жидкость испаряется, а твердые частицы, растворенные в жидкости (как кофейная гуща) образуют кольцо. Это происходит из-за того, что испарение протекает гораздо быстрее по сторонам, чем в центре. Вся оставшаяся жидкость вместе с известью течет к краям, чтобы заполнить пустые места. В этом случае пигмент красной охры присутствует в крупных частицах, которые остаются на месте, в то время как более мелко измельченные растворимые соединения свинца в папирусе создают кольцевой эффект, похожий (в микрометровом масштабе) на обрисованные буквы.

«Усовершенствованный микроанализ на основе синхротрона предоставил нам бесценные знания о приготовлении и составе красных и черных чернил в Древнем Египте и Риме 2000 лет назад», — подвел итог Кристиансен. — «Наши результаты подтверждаются другими источниками о производстве чернил в Египте. Например, в магическом заклинании алхимика, датируемым третьем веком нашей эры, сказано о тех самых красных чернилах. Этот папирус был найден в Фивах, и он вполне мог принадлежать священнической библиотеке, такой как папирусы, изучаемые здесь. Так технологии помогают взглянуть на химию искусства египтян с новой стороны».

Источник

Какой материал использовали для письма древние египтяне

какой материал использовали для письма древние египтяне

Этот материал египтяне изготавливали так: стебель растения освобождался от корня и цветка и разрезался на длинные продольные полосы. Полученные тонкие и узкие полоски раскладывали так, чтобы край одной полоски находил на другую. Затем края подклеивались, чтобы получить квадратный кусок папируса. На этот кусок накладывался второй слой из полосок папируса так, чтобы их волокна ложились перпендикулярно на волокна первого слоя. По наложенным друг на друга полоскам били деревянным молотком, от чего они становились тоньше. Затем папирус прессовали и просушивали. После этого папирус сворачивали в трубочку – свиток. Длина свитков иногда достигала 45 метров.

Папирус могли использовать больше одного раза: с листа можно было смыть написанный текст и писать заново. Папирус был вначале белого цвета, но со временем он темнел и становился светло-желтым или коричневым. Новый папирус отличался эластичностью, поэтому легко сворачивался в свитки, а под влиянием времени он становился очень хрупким и ломким.

Египтяне писали заостренными тростниковыми палочками, изготовленными из стебля болотного растения каламу с. Такие палочки имел каждый писец при себе вместе с чашкой для воды и дощечкой – пеналом, где было место для хранения палочек и два углубления для черной и красной краски. Черные чернила изготовлялись из сажи, красные – из охры.

Источник

10 любопытных фактов о письменности Древнего Египта

Тысячи лет египетские иероглифы оставались тайной для всего мира. Это сложное письмо озадачивало не только лингвистов, но и знатоков шифров. И до сих пор многие сведения об иероглифах неизвестны широкой публике. Рассказываем о десяти самых интересных фактах!

1. Иероглифическое письмо появилось в Египте примерно в 3200 г. до н.э. Но само слово «иероглиф» имеет в основе два греческих слова — «священный» и «резьба». Это говорит о том, что греки считали египетскую письменность магическими символами.

2. Древний Египет — не единственная древняя цивилизация, использовавшая иероглифическую систему. Знаковая письменность была распространена в долине Инда и у древних майя.

3. Египетская письменность не переводится буквально. Многие лингвисты до сих пор полагают, что иероглифическое письмо — не просто передача мыслей в знаках, а трансляция таинственных магических фактов.

4. Сами египтяне не могли расшифровать древние записи своих предков уже во времена Александра Македонского — то есть, в IV в. до н.э.

5. Древние египтяне писали не в одном направлении, как мы с вами. Они могли располагать иероглифы слева направо, справа налево, сверху вниз или снизу вверх. В этом ещё одна сложность расшифровки.

6. В системе иероглифов нет гласных, знаков препинания и пробелов между словами.

7. Научиться писать и читать иероглифы было невероятно сложно даже во времена фараонов. Будущие писцы обучались искусству письма и чтения с раннего возраста до 18-20 лет. Поэтому грамотных людей было очень мало, и они получали высокое положение при фараонах.

8. Чувства и мысли трудно выражать картинками, поэтому древние египтяне использовали два других вида письменности — иератическую скоропись для хозяйственных текстов и демотический алфавит для написания писем и официальных сообщений.

9. Искусство иероглифического письма исчезло за тысячу лет до нашей эры. Его заменила коптская письменность, а после исламского завоевания — арабский алфавит.

10. Первые попытки прочитать египетские иероглифы сделали арабы задолго до Шампольона. Ещё в IX-X вв. египтянин Аль-Нун и иракец Ибн Вахшия частично преуспели в расшифровке древнего письма. Ибн Вахшия выяснил, что иероглифы — это фонемные символы и определил значение многих из них.

Но слава первооткрывателя досталась французу Жану Франсуа Шампольону, сумевшему разобрать надпись на Розеттском камне. Это был указ, выгравированный в 196 году до н.э.

Его издали жрецы в память о Птолемее Пятом. Шампольону помогло то, что текст был выполнен на трёх языках — иероглифическом, коптском и греческом. Сопоставляя знаки, Шампольон сумел найти ключ в расшифровке таинственных иероглифов.

А вы умеете расшифровывать таинственные коды и знаки? 🙂

Источник

Тайны египетской письменности

какой материал использовали для письма древние египтяне

Многие века египетская письменность оставалась неразгаданной. Никто не знал, что обозначают надписи, вырезанные на стенах древних храмов. Многие принимали их за идеограммы или пиктограммы. Идеограмма — это знак или рисунок, который соответствует не звуку, а целому слову или морфеме. Пиктограмма всегда обозначает целое слово или понятие, причем вид пиктограммы всегда соответствует тому, что она обозначает.

Первые иероглифы датируются примерно 3100 г. до н. э., а последняя иероглифическая надпись была высечена в 394 г. н. э. в храме Исиды на острове Филе. Эти надписи греки называли «иероглифика граммата».

Иероглифы могли писаться и читаться справа налево и слева направо, и в столбик. Насчитывается около 700 наиболее употребительных иероглифических знаков. Письменность была сложной, требовались профессиональные писцы, на подготовку лучших из которых уходили годы. И поэтому со временем выработалось более простое письмо, которое использовали для административных и юридических документов, писем, математических, медицинских, литературных и религиозных текстов. После 600 г. до н. э., когда оно стало использоваться только в культовых целях, греки стали называть его «иератическим» — священническим.

Ученым помог, как ни странно, Наполеон Бонапарт. В 1 798 г. он организовал военную экспедицию для завоевания Египта. Кроме военных, в походе участвовали и ученые-историки, Бонапарт даже приказал открыть в Каире Институт Египта. Но удача выпала не ученым, а лейтенанту Франсуа Бушару. Летом 1799 г. он руководил строительством форта близ города Розетта в дельте Нила, неподалеку от Александрии. 17 июля его солдаты откопали гранитную плиту с выбитыми на ней надписями. Лейтенант тут же отправил находку в Каир, где ею занялись историки. На плите были выбиты три надписи — иероглифами, демотическим письмом, на древнегреческом языке. Древнегреческий текст прочитали легко. Это была благодарственная надпись от египетских жрецов царю Птолемею V Эпифану, составленная в 196 г. до н. э. Текст заканчивался словами: «Пусть будет высечено постановление это на памятнике из камня твердого письмом священных слов, письмом книжным и письмом эллинов». Таким образом, тексты были идентичны по содержанию.

Все поняли, что это поможет прочитать иероглифы (письмо священных слов) и демотику (письмо книжное). Однако уже через два года французы вынуждены были уступить англичанам и Египет, и свои находки, в том числе Розеттский камень, который с 1802 г. хранится в Лондонском музее. Надписью занялись ученые со всей Европы. Французский востоковед Сильестр Де Саси и шведский дипломат Давид Окерблад добились некоторых успехов в расшифровке демотического текста, но считали его алфавитным, не имеющим ничего общего с иероглифами. Английский ученый Томас Юнг не был с этим согласен. Он в свое время установил, что алфавит, передающий звуки, не может содержать больше 47 букв, в демотической надписи их было около 100. Значит, решил Юнг, каждый знак — отдельное слово, и, конечно, демотика и иероглифы очень сходны.

А расшифровал иероглифическое письмо Жан-Франсуа Шампольон. Он родился 23 декабря 1790 г. в семье книготорговца в небольшом городе Фижак. Его старший брат Жозеф увлекался египетской историей и заразил своим увлечением семилетнего брата. Позже, когда мальчик учился в школе в Гренобле, на него обратил внимание префект департамента Жан-Батист Фурье, один из тех ученых, которые были в Египете вместе с армией Наполеона. Оттуда он привез с собой египетские папирусы. Эти тексты Фурье показал школьнику Шампольону. Мальчик заявил, что прочитает их, когда вырастет. Жан-Франсуа готовился тщательно, он изучал историю Египта и языки. Еще в лицее Шампольон написал исследование — «Египет времен фараонов». В шестнадцать лет выступил с докладом «География Древнего Египта» на заседании Гренобльской академии и был принят в это научное общество.

К двадцати годам юноша свободно владел французским, латинским, древнегреческим, еврейским, арабским, коптским, зендским, пехлевийским, сирийским, арамейским, амхарским, китайским языками, фарси и санскритом.

Когда Шампольон начал свою работу над дешифровкой Розеттской надписи, он, как и другие исследователи, был убежден, что иероглифы — всего-навсего идеографическое письмо. Однако знаков в египетской надписи оказалось слишком много для идеограмм. И тогда Шампольон решил, что часть знаков — буквы.

Со временем исследователь научился легко подставлять вместо демотического иератический знак, а вместо иератического — соответствующий иероглиф. И сумел прочитать в иеорглифическом тексте имя «Птолемей». В январе 1822 г. в руки Шампольона попал еще один двуязычный текст — иероглифический и греческий. В греческой части было имя Клеопатра. Шампольон нашел среди иероглифов соответствующий картуш и прочитал имя царицы Египта. Теперь он узнал еще двенадцать иероглифических звуковых знаков, прочитал имена Александра, Тиберия, Домициана, Германика, Траяна… И согласился с коллегами, что египтяне употребляли фонетические знаки только для написания имен иностранных правителей. Однако вскоре Шампольон ознакомился с копиями надписей, высеченных на стенах знаменитого храма Рамсеса II в Абу-Симбеле в XII в. до н. э. Там тоже были картуши с именами египетских фараонов. Шампольон понял, что иероглифы, которыми были выбиты эти имена, обозначают звуки, то есть являются буквами, и решил взять значение этих букв из коптского языка, и прочитал имена — Рамсес и Тутмос. Это был прорыв. Итак, иероглифы могли означать и слова, и понятия, и звуки. Когда Шампольон понял это, то стал понимать древнеегипетское письмо. История Египта открылась перед людьми спустя много столетий.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *