какой масти был буцефал
Ахалтекинская лошадь на протяжении всей истории своего развития разводилась в чистоте с применением индивидуального отбора и подбора. Туркмены тщательно вели устные родословные на своих коней. Своеобразными были способы тренировки лошадей, которой занимались сейисы. Например, английский путешественник Дж.Фрезер в 19 веке писал: «Их методы тренировок больше похожи на методы, которыми у нас тренируют борцов или же любителей альпинизма, чем скаковых лошадей». Также воспитывали и бойцовые качества. Хорошо известный конь ахалтекинской породы Александра Македонского, Буцефал, совершал на поле брани невероятно сложные маневры – укрывал хозяина от стрел и копий, сам нападал на врага – теснил грудью и кусал. У генерала Корнилова был вороной ахалтекинец, когда в одном из боев в 1917 году во главе Текинского конного полка он попал в засаду, туркменский аргамак спас его. Лошадь была ранена, но вынесла хозяина из-под огня, и только после этого пала замертво. И таких примеров об этих уникальных скакунах можно найти множество.
В Туркмении есть оазис Ахал, где в давние времена жило племя теке. Они-то и считаются первыми заводчиками этих лошадей. Но, может быть, они вовсе не создали эту породу, а заимствовали у кого-то и сохранили. Ахалтекинцев считали одним из сокровищ Великого шелкового пути.
Историки Древнего Рима говорили об этих животных следующее: «Это кони достойные могущественных царей, прекрасные с виду, прекрасно выступающие под всадником, легко повинующиеся удилам; высоко несут они свою горбоносую голову, и со славой реют в воздухе золотые их гривы».
Вклад ахалтекинской породы лошадей в коневодство Востока и Запада огромен. Считают, что именно ахалтекинцы были среди предков чистокровной верховой породы, начиная с XIX века занимающей первое место по влиянию на другие породы. В истории формирования арабской породы также прослеживается ахалтекинское влияние. Ахалтекинская кровь течёт в лошадях донской и русской верховой пород. По словам крупнейшего советского ипполога В.О.Витта, ахалтекинская порода – это «золотой фонд культурной верховой лошади всего мира, последние капли того источника чистой крови, который создал всё верховое коннозаводство».
Ахалтекинцы участвуют в скачках на короткие дистанции, но также известны их дистанционные способности. В 1935 году был проведен конный пробег Ашхабад – Москва, где ахалтекинцы показали свою выносливость и силу, пройдя 4300 км за 84 дня, при этом безводные Каракумы они пересекли за три дня (360 км). Победителем Олимпиады 1960 года в Риме стал С.Филатов на Абсенте (золотая медаль). У ахалтекинцев хорошие прыжковые качества, их часто используют в разнообразных национальных конных играх, пробегах.
С древних времен ахалтекинец считался лошадью царей и великих полководцев. В своих походах ахалтекинцев использовали Чингисхан, персидский царь Дарий Великий, Иван Грозный, генералы Скобелев и Корнилов, маршал Жуков – все они на них ездили. И сейчас они считаются престижным подарком – их дарят президентам, монархам, крупным промышленникам. Ахалтекинец, текинец, аргамак – это лишь несколько из обиходных названий представителя чистокровной ахалтекинской породы лошадей. А какими эпитетами награждают этих коней их поклонники – «золотой конь», «небесный аргамак». Ни об одной другой породе лошадей не сложено столько легенд. И это неудивительно. Ведь ахалтекинская порода лошадей – древнейшая в мире. Портреты лошадей, в деталях повторяющие характерный облик ахалтекинцев можно увидеть и на стенах древнеегипетских храмов, и на скифских золотых вазах.
Точная дата выведения ахалтекинской породы неизвестна, однако самые ранние сведения об этой породе относятся едва ли не к IV-III векам до нашей эры.
Ярким свидетельством является находка артефакта, найденная в начале ХХ века в Северной части Китая – навершие в форме коня. Датирование навершия показало, что артефакт, относится к периоду между IV-I вв. до н.э.
Это единственное в мире, найденное на всей территории евразийских степей, бронзовое навершие с изображением коня, которое показывает, как возможно выглядел Буцефал Александра Македонского.
По единодушному заключению специалистов, эта находка является ритуальным навершием, которое также являлось символом власти правителя. Открытие навершия трудно переоценить, так как ничего подобного найдено не было.
Он представляет собой редчайший культовый предмет и по своему значению соответствует «царским штандартам» Египта и Вавилона. Применение навершия в различных церемониях при перемещении правителей, размещении его ставки, проведении определенных празднеств и ритуалов было несомненным. Подобные регалии, скорее всего, как и власть, передавались по наследству и могли принадлежать только царю.
Порода лошади на бронзовом навершии весьма напоминает скакунов одного из центров коневодства Древнего Востока – Ферганы. Ферганские «небесные» кони относятся к одной из наиболее ранних известных в мире пород культурной скаковой лошади быстрого и лёгкого восточного типов. Именно они являлись предками всех лучших азиатских пород лошадей: арабских, туркменских (ахалтекинских) и современных кыргызских.
Эти скакуны весьма ценились, т.к. имели элегантный и грациозный внешний вид, а также были намного быстрее и выносливее тех пород, которые в то время были распространены в Китае и Монголии.
История жизни коня Македонского
В мировой истории сохранились упоминания не только о великих воителях и полководцах, но и об их верных боевых товарищах – лошадях. Этот список достаточно длинный, но и в нем есть кони, которые стоят особняком. Одним из таких коней был знаменитый Буцефал – верный спутник легендарного завоевателя Александра Македонского. Любой мало-мальски образованный человек слышал это имя.
По сей день существует поверье, что любое животное, которого назовут Буцефалом, обязательно дарует удачу своему хозяину. Как и сам Александр Македонский, его жеребец тоже оброс множеством мифов и легенд, однако если сказания о великом полководце известны всем (взять хотя бы тот же «Гордиев узел»), то много ли мы знаем от Буцефале? Откуда взялось это имя и сам конь? Какова его история? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в этой статье.
О. Македонский на своем коне Буцефале
Встреча Александра и его легендарного коня
Имя верного друга Александра Македонского знают практически все, а вот каким образом это животное появилось у легендарного царя – ответят немногие. Сказать по правде, точного, документально подтвержденного ответа на этот вопрос не смогут дать даже историки. Однако, существует ряд легенд о том, как встретились конь Македонского с ним самим. Наиболее популярные из них мы и рассмотрим ниже.
Боязливый конь
Одна из легенд гласит, что будущего легендарного боевого скакуна купил отец Александра, царь Филипп.
Торговец запросил за жеребца баснословную по тем временам сумму в 13 талантов (мера веса серебра). Филипп долго не мог решиться на такую покупку, поскольку этих денег с лихвой хватало на содержание полутора тысяч солдат, а тут – одна, пусть и прекрасная, но – лошадь, да еще и необъезженная.
Характер у Буцефала был строптивый, и на момент продажи никто не сумел укротить его. Тогда за дело взялся Александр. Он пообещал обуздать своенравное животное в обмен на скидку у торговца. Купец согласился, и будущий великий правитель стал наблюдать за конем. До него никто не замечал тот факт, что животное скидывает седоков потому, что… боится теней! Заметив эту странность в поведении коня, Александр поставил его мордой к солнцу, чтобы отбрасываемые тени оказались за спиной животного. Постепенно жеребец успокоился, и позволил будущему царю сесть себе на спину.
Далее молодой Александр постепенно усмирил непокорного скакуна и, когда понял, что тот окончательно покорен и угрозы для всадника не представляет, с гордостью поскакал к отцу. Царь Македонии Филипп не вмешивался в процесс объездки, но когда его сын добился своего – не смог сдержать радостных слез.
Разумеется, конь тотчас был куплен, а правитель сказал своему сыну слова, которые стали впоследствии пророческими. Историки до сих пор спорят о точной формулировке этого предсказания, но суть его была такова: «Сын мой! Македония – слишком мала для тебя. Ты сам найдешь себе достойное тебя царство!».
Как мы помним, пророчество отца сбылось, да так, что империя Александра занимала едва ли не половину обитаемого континента. А в момент встречи с Буцефалом, будущему великому завоевателю было всего двенадцать лет. Сам же конь также по лошадиным меркам был еще очень молод.
Внушительными габаритами он похвастаться не мог. В холке высота этого легендарного животного была всего лишь 136-146 сантиметров.
Рогатый конь с павлиньим хвостом
Существует и совсем уж фантастическая, но очень красивая легенда, согласно которой этот скакун имел на голове рог цвета слоновой кости и хвост, как у павлина, яркого изумрудного оттенка.
Если верить этому мифу, то это поистине сказочное творение природы было подарком Александру в день его рождения от царицы Египта. Это сказание также утверждает, что скакун был на тот момент необъезжен и обладал горячим необузданным нравом, однако приписывает Буцефалу огромные размеры и дикий характер.
Он чувствовал страх окружающих его людей, и потому никому не покорялся. Но Александра эта лошадь напугать не смогла. Более того, возмужавший юноша силой своей воли сам вызвал страх в духе дивного животного, и когда он повелел привести его к своему трону, могучий конь, увидев своего будущего повелителя, уткнулся рогом в землю в знак покорности и смирения.
Полководец принял службу сказочного могучего жеребца и дал ему имя, которое сейчас уже стало нарицательным.
Что означает имя этой великой лошади?
Как звали коня великого царя – знают многие, а вот этимология его имени известна далеко не всем. Давайте вместе разберемся, чем обусловлен выбор этого имени и что об этом говорят мифы и предания древности.
Буцефал – слово древнегреческое, и его дословный перевод – «бычья голова» или «быкоголовый».
Почему коня назвали таким, мягко говоря, странным именем, существует несколько ничем толком не подтвержденных версий. Рассматривать вариант «единорога», описанный выше, мы не будем, как фантастический. Наиболее правдоподобная версия описывает это животное, как лошадь с массивной, большой широколобой головой, чем то похожей на бычью. Другие историки склоняются к мысли, что на лбу Буцефала было белое пятно, своими очертаниями похожее на все ту же бычью голову.
Заслуживает доверия и третий вариант, по которому свое имя скакун получил из-за особой формы клейма. Достоверно известно, что в те времена в Фессалии (древнее государство) коней, которые выросли в окрестностях города под названием Фарсала, клеймили тавром, изображающим голову быка. Отсюда и «бычья голова» – легендарный Буцефал.
Буцефал в сражениях
Если по поводу происхождения имени и самого коня историки опираются в основном на легенды и предания, то военная карьера этого животного известна более достоверно.
Лошадь Александра Македонского по кличке Буцефал.
Буцефал — конь Александра Македонского (356 – 323 до н. э).
Македонский король Филипп II купил лошадь для своего сына в 343 году до н. э., когда он устраивал олимпийские игры в Дионе, за 13 талантов — за эти деньги можно было оплатить содержание 1500 солдат.Конь оказался с диким нравом и объездить его никому не удавалось. Александр, которому было 12 лет, догадался, что Буцефал просто боится теней, и повернул коня мордой к солнцу. Конь спокойно позволил юноше сесть на себя. С того дня только Александр мог ездить на нем.
В переводе с греческого его кличка означает «бычьеголовый». В добавление к этой не очень красивой для лошади характеристике скажем, что у него было по два недоразвитых пальца на передних ногах, как у далекого предка лошадей меригуппуса. По всей вероятности, рост Буцефала был немногим больше, чем у клеппера. В старину вообще рослой лошадью считалась лошадь до 140 см в холке!
Как-то царь, рассматривая в Эфесе свой портрет, нарисованный Апсллесом, не воздал должной похвалы мастерству художника. Случайно к портрету подвели Буцефала. Он, точно живого, своим ржанием приветствовал изображенного на картине хозяина. Изумленный Апсллес воскликнул «Владыка, конь оказался лучшим знатоком искусства, чем ты».
С Буцефалом Александр стал в течение следующих лет одним из самых больших завоевателей истории. Не раз Александр был обязанным жизнью своей надежной лошади. Буцефал донес Александра до Индии, когда ему было около 30 лет. Конь погиб спасая жизнь своего господина. На месте гибели своего любимца, после битвы с индийцами в 326 году до нашей эры, великий полководец основал город Александрия Буцефала (Alexandria Bukephalos), ныне Lahore. Вскоре после этого он и сам умер в 33 года, и немногим позже мировая империя снова распадалась.
Принято считать, что Буцефал — единственный в мире город, названный в честь лошади.
Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.
Буцефал
Буцефа́л или Букефа́л (греч. Βουκεφάλας, букв. «бычьеголовый»; лат. Bucephalus) — кличка любимого коня Александра Македонского.
История гласит, что Александр Македонский в возрасте 10 лет (по Плутарху) стал единственным человеком, которому покорился своенравный 11-летний конь. Этого коня предложил македонскому царю Филиппу II торговец из Фессалии Филоник за 13 талантов (примерно 340 кг серебра), что было огромной суммой в те времена. Поскольку никто не мог обуздать строптивое животное, царь отказался было от покупки, но Александр пообещал заплатить за жеребца, если не сможет укротить того.
Об укрощении Плутарх рассказал так:«Александр сразу подбежал к коню, схватил его за узду и повернул мордой к солнцу: по-видимому, он заметил, что конь пугается, видя впереди себя колеблющуюся тень. Некоторое время Александр пробежал рядом с конём, поглаживая его рукой. Убедившись, что Буцефал успокоился и дышит полной грудью, Александр сбросил с себя плащ и лёгким прыжком вскочил на коня. Сперва, слегка натянув поводья, он сдерживал Буцефала, не нанося ему ударов и не дёргая за узду. Когда же Александр увидел, что норов коня не грозит больше никакою бедой и что Буцефал рвётся вперёд, он дал ему волю и даже стал понукать его громкими восклицаниями и ударами ноги. Филипп и его свита молчали, объятые тревогой, но когда Александр, по всем правилам повернув коня, возвратился к ним, гордый и ликующий, все разразились громкими криками. Отец, как говорят, даже прослезился от радости, поцеловал сошедшего с коня Александра и сказал: „Ищи, сын мой, царство по себе, ибо Македония для тебя слишком мала!“»
BL, Royal Ms 15 E VI, fol. 21v
В данном материале будут рассмотрены изображения Буцефала – Единорога в средневековых манускриптах, а также изображения двурогого и трехрогого Буцефала.
Материал эксклюзивный, если уносите на сторонний ресурс, пожалуйста, ссылайтесь на журнал.
Сначала приведем сведения о Буцефале античных авторов. Плутарх повествует об укрощении коня, его ценности для Александра, и о смерти Буцефала.
«Фессалиец Филоник привел Филиппу Букефала, предлагая продать его за тринадцать талантов, и, чтобы испытать коня, его вывели на поле. Букефал оказался диким и неукротимым; никто из свиты Филиппа не мог заставить его слушаться своего голоса, никому не позволял он сесть на себя верхом и всякий раз взвивался на дыбы. Филипп рассердился и приказал увести Букефала, считая, что объездить его невозможно. Тогда присутствовавший при этом Александр сказал: «Какого коня теряют эти люди только потому, что по собственной трусости и неловкости не могут укротить его». Филипп сперва промолчал, но когда Александр несколько раз с огорчением повторил эти слова, царь сказал: «Ты упрекаешь старших, будто больше их смыслишь или лучше умеешь обращаться с конем». «С этим, по крайней мере, я справлюсь лучше, чем кто-либо другой», — ответил Александр. «А если не справишься, какое наказание понесешь ты за свою дерзость?» — спросил Филипп. «Клянусь Зевсом, — сказал Александр, — я заплачу то, что стоит конь!» Поднялся смех, а затем отец с сыном побились об заклад на сумму, равную цене коня. Александр сразу подбежал к коню, схватил его за узду и повернул мордой к солнцу: по видимому, он заметил, что конь пугается, видя впереди себя колеблющуюся тень. Некоторое время Александр пробежал рядом с конем, поглаживая его рукой. Убедившись, что Букефал успокоился и дышит полной грудью, Александр сбросил с себя плащ и легким прыжком вскочил на коня. Сперва, слегка натянув поводья, он сдерживал Букефала, не нанося ему ударов и не дергая за узду. Когда же Александр увидел, что норов коня не грозит больше никакою бедой и что Букефал рвется вперед, он дал ему волю и даже стал понукать его громкими восклицаниями и ударами ноги. Филипп и его свита молчали, объятые тревогой, но когда Александр, по всем правилам повернув коня, возвратился к ним, гордый и ликующий, все разразились громкими криками. Отец, как говорят, даже прослезился от радости, поцеловал сошедшего с коня Александра и сказал: «Ищи, сын мой, царство по себе, ибо Македония для тебя слишком мала!» [1]
«В тех местах (Гиркания) какие-то варвары похитили царского коня Букефала, неожиданно напав на конюхов. Александр пришел в ярость и объявил через вестника, что если ему не возвратят коня, он перебьет всех местных жителей с их детьми и женами. Но когда ему привели коня и города добровольно покорились ему, Александр обошелся со всеми милостиво и даже заплатил похитителям выкуп за Букефала». [3]
«Битва с Пором стоила жизни Букефалу. Как сообщает большинство историков, конь погиб от ран, но не сразу, а позднее, во время лечения. Онесикрит же утверждает, что Букефал издох от старости тридцати лет от роду. Александр был очень опечален смертью коня, он так тосковал, словно потерял близкого друга. В память о коне он основал город у Гидаспа и назвал его Букефалией». [4]
Alexander Mosaic, The Battle of Issus, c. 100 BC, National Archaeological Museum, Naples
Арриан в своем сочинении «Анабасис Александра» дает нам точное описание коня вороной масти с белым пятном на лбу, напоминающим голову быка. Но говорит и о другой версии происхождения имени – голова Буцефала по форме напоминала бычью.
«На том месте, где произошло сражение, и на том, откуда Александр переправился через Гидасп, он основал два города; один назвал Никеей, потому что здесь победил индов, а другой Букефалами, в память своего коня Букефала, павшего здесь не от чьей-либо стрелы, а сломленного зноем и годами (ему было около 30 лет). Много трудов и опасностей разделил он с Александром; только Александр мог сесть на него, потому что всех остальных седоков он ставил ни во что; был он рослый, благородного нрава.
Отличительным его признаком была голова, похожая по форме на бычью; от нее, говорят, он и получил свое имя. Другие же рассказывают, что он был вороной масти, но на лбу у него было белое пятно, очень напоминающее голову быка.
Этот конь исчез у Александра в стране уксиев, и Александр велел объявить по всей стране, что он перебьет всех уксиев, если ему не приведут обратно коня. Его привели сразу же после этого объявления. Так любил Александр своего коня, и так боялись Александра варвары. И да будет ради Александра и мной воздана честь Букефалу!» [5]
The Alexander Sarcophagus, 4th century BC, The Istanbul Archaeology Museum
Клавдий Элиан повествует о забавном происшествии с конем царя:
«Александр, рассматривая в Эфесе свой портрет, нарисованный Апеллесом, не воздал подобающей хвалы мастерству художника. Когда же приведенный конь, точно живого, ржанием приветствовал изображенного на картине, Апеллес воскликнул: «Владыка, конь оказался лучшим знатоком искусства, чем ты!»» [6]
Плиний Старший сообщает нам, что голова у Буцефала была обычной формы, однако на плече коня было выжжено тавро в виде головы быка.
«Александру также везло и с редкими лошадьми. Коня называли Буцефалом — то ли из-за свирепого вида, то ли из-за выжженного на плече тавра в виде бычьей головы. Говорят, что его за шестнадцать талантов купили из табуна Филоника из Фарсал, поскольку Александр, в то время еще ребенок, был очарован красотой коня. Будучи украшен царским чепраком, Буцефал не разрешал садиться на себя никому, кроме Александра; в остальных же случаях позволял седлать себя всем. Утверждают, что Буцефал прославился и военными подвигами: будучи ранен в сражении под Фивами[7], он не позволил Александру пересесть на другого коня; совершил он и множество других подвигов подобного рода. Поэтому после его смерти царь возглавил похоронную процессию и основал вокруг его могилы город, названный [8] его именем». [9]
На данный момент неизвестны античные изображения Буцефала-Единорога и, маловероятно, что на монетах Селевкидов, как это иногда утверждается на просторах интернета, изображен именно конь Александра с двумя рогами.
Приблизительно около 305 г. до н.э. Диадох Селевк I начинает чеканить монеты с собственным изображением в шлеме с головой пантеры и бычьими рогами верхом на рогатом коне, что в дальнейшем продолжили делать и другие представители династии Селевкидов. Это подражание Александру, покорителю Индии, ибо македонский завоеватель, в свою очередь, пытался превзойти деяния Диониса (пантера – символ Диониса).[10]
Селевкиды (да и некоторые другие диадохи) не просто подражали принятому в нумизматике того времени образу Александра (о рогатом Александре речь пойдет чуть позже), но иногда целиком и полностью заимствовали его. При заимствовании принципов иконографии завоевателя и утверждении собственной царской власти, вероятно, изображался не знаменитый Буцефал, а лошади Селевкидов. Рога означали атрибут божественной власти. Иногда на монетах чеканили богиню Афину с символически рогатыми слонами.
В ранних версиях романа, переводах греческого текста Псевдо – Каллисфена, конь Александра описан крепким и могучим, однако его внешний вид лишен каких-либо странностей, тавро в виде головы быка на его бедре объясняет происхождение клички животного. Подобное изображение можно видеть на иллюстрации к «Хронографической Александрии», что была переведена с рецензии β Псевдо-Каллисфена.
Лицевой летописный свод XVI века. Всемирная история.
В сирийской версии VII века, переведенной с утерянного ныне персидского текста, восходящего, в свою очередь, ко греческому оригиналу, Пифия предсказывает, что властелином мира станет тот, кто на могучем коне Букефале проедет через Пеллу. А на правом боку коня есть родимое пятно в виде волка, держащего в зубах быка.[11]
Средневековье не смогло удовлетвориться столь обычным описанием животного. У выдающегося человека должен быть необыкновенный конь. Постепенно начинаются трансформации облика Буцефала.
Roman de toute chevalerie, XIV e siècle, BnF, Français 24364, f. 4r
Два рога Буцефала являются самыми легко объяснимыми и, конечно, связаны с его именем, «быкоголовый». Средневековье не довольствуется объяснениями по поводу тавро или отметины на лбу, а буквально изображает рогатого коня. В средневековье Буцефал описывается людоедом. Пока Александр не укротил скакуна, Буцефала держали в железной клетке и ему на съедение отдавали преступников.
Roman de toute chevalerie, XIV e siècle, BnF, Français 24364, f. 3v
A silver coin produced under the reign of Lysimachus (297-281 BCE) which depicts Alexander the Great with the traits of Zeus-Ammon
На одной из монет, отчеканенных спустя четверть века после смерти завоевателя, он изображен в скальпе слона, в честь покорения Индии, эгиде Зевса и с рогами Зевса – Амона.
Alexander wearing an elephant skin, an aegis and the horn of Zeus Ammon, around 300 BC silver coin, The Ashmolean Museum
В эфиопской версии романа Александр тоже назван двурогим, «поскольку правит двумя рогами солнца: востоком и западом».[12] В «Сербской Александрии» воины Александра носят шлемы с рогами и львиными головами, а спины коней украшают крокодиловые попоны.
Согласно «Роману об Александре», настоящему отцу Александра, Нектанебу, тоже пришлось позаимствовать рога.
Напомним, что фараон Нектанеб, испугавшись вражеского войска, взял золото, остриг голову, сбрил бороду, и, изменив свой облик, бежал из Египта в Македонию. Поселившись там под видом мудрого врача и гадателя, он воспылал страстью к Олимпиаде. Дождавшись, когда Филипп ушел на очередную войну, Нектанеб заявил царице, что с ней желает сойтись бог Амон. Сам же предпринял обманные приготовления:
«Нектонав же, убив молодого барана, взял его рогатую голову, позолотил на ней шерсть и рога, и одел ее себе на голову, и, взяв эбеновый жезл, вошел в белоснежной одежде в спальню, где лежала на постели Олимпиада, накрывшись, но следя за ним краешком глаза. И, увидев идущего, не испугалась, ибо ждала того, кого видела во сне. Зажглись светильники, и скрыла Олимпиада лицо свое.
Лицевой летописный свод XVI века. Всемирная история.
Нектонав же положил жезл, лег в постель ее и, побыв с Олимпиадой, возгласил ей: «О, женщина! Зачала ты сына, который отомстит за тебя и станет царем и властителем всей вселенной». И, взяв свой жезл, вышел Нектонав из спальни и спрятал все, с помощью чего обманул Олимпиаду». [13]
В арабской традиции Александр Македонский носит имя Искандер Зу-ль-Карнайн (Двурогий) его имя упомянуто в восемнадцатой суре Корана. Вероятно, образ двурогого завоевателя на античных монетах потребовал, как это часто бывает, собственного осмысления и истолкования в рамках иной культуры. Возникла сказка о рогатом царе: Искандер тщательно скрывает свои рога и казнит всех бреющих его цирюльников, один из них избегает смерти и рассказывает тайну тростнику, из тростника делают свирель, и свирель всем раскрывает секрет царя. Однако изображается царь с рогами крайне редко, поскольку тщательно их прячет.
«Комментаторами Корана, где говорится о Двурогом, были предложены и рационалистические (специфическая форма головы, два торчащих локона), и символические (знание наук светских и духовных, благородное происхождение по материнской и отцовской линии) толкования того, почему Искандера стали звать Двурогим.
Итог этим суждениям подвел Низами в поэме об Искандере:
Процесс превращения Буцефала в единорога не совсем понятен, первые подобные изображения начинают появляться в XII – XIII в.в.. Причиной может быть перенос качеств и характеристик царя на его верного коня.
BnF, Français 246, XIVe siècle (1364-1365), f. 92r dressage de Bucéphale
BnF, Alexandri Magni vita, authore anonymo, Latin 8501, f. 7r
Jehan de Grise [illustrator], 1338–1410, Bodleian Library MS. Bodl. 264, fol. 2v
Приведем фрагмент второго видения пророка Даниила: видения овна и однорогого козла, символов мидо-персидского и греческого (македонского) царств.
«Поднял я глаза мои и увидел: вот, один овен стоит у реки; у него два рога, и рога высокие, но один выше другого, и высший поднялся после.
Видел я, как этот овен бодал к западу и к северу и к югу, и никакой зверь не мог устоять против него, и никто не мог спасти от него; он делал, что хотел, и величался.
Я внимательно смотрел на это, и вот, с запада шел козел по лицу всей земли, не касаясь земли; у этого козла был видный рог между его глазами.
Он пошел на того овна, имеющего рога, которого я видел стоящим у реки, и бросился на него в сильной ярости своей.
Roman d’Alexandre in prose, c 1290-c 1300, BL, Harley MS 4979, f. 27v
И я видел, как он, приблизившись к овну, рассвирепел на него и поразил овна, и сломил у него оба рога; и недостало силы у овна устоять против него, и он поверг его на землю и растоптал его, и не было никого, кто мог бы спасти овна от него.
Тогда козел чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных». [17]
Le bon roy Alexandre, North of France, c. 1290, Berlin Alexander Romance. 78 C 1 Kupferstichkabinett Staatliche Museen
Архангел Гавриил трактует видение следующим образом: большой рог козла означает Александра Великого, а четыре меньших рога представляют диадохов, деливших власть после смерти Александра.
В «Хронографической Александрии» у Буцефала рогов не было, однако в более поздней, «Сербской Александрии» [19], согласно с западными влияниями, он оборачивается единорогом:
«В то время вестник пришел к царю Филиппу и сказал: «Да будет тебе, царь, известно, что в стадах твоих появился удивительный конь, который красотою среди других коней выделяется. На правом бедре его — воловья голова с рогами, и рог меж ушами вырос с локоть». Филипп же повелел его привести. И его красоте удивился царь, и повелел сделать ему клетку железную, и преступников к нему бросать. И никто к коню тому подойти не осмеливался. Александр же приходил к нему часто; конь же, всякую оставляя ярость, кротко Александру повиновался, царю своему и всаднику». [20]
Александр Македонский на единороге
Александрия. XVII в. РНБ. F.XV.54, л. 31
Dublin, Chester Beatty Library, Alexander Romance, Russia, Early 16th century, f.43r detail
Юный Александр Македонский и Единорог-Буцефал
Александрия. XIX в. РНБ. Вяз. F. 104, л. 12
Александрия, НБКМ 771, 15 век, стр 257
В Риме жрец «иерей Аполлонов цитирует Александру писание: «В пятитысячный год восстанет козел единорогий, и погонит пардусов западных, превозносящихся, и вновь на восток пойдет, где двурогий овен, у которого рога до небес, и поразит его своим рогом в сердце»…И это писание услышав и прочее, Александр просил объяснить его. Философ же сказал ему: «Александр, в дни еврейского пророка Даниила слышали мы, что в писаниях наших западный царь пардусом называется, овном же двурогим — персидское царство, козлом же единорогим македонское называется царство, быстрое и храброе, что и являет чудное твое в Рим пришествие»». [21]
BL, Royal Ms 15 E VI, fol. 9v
BL, Royal Ms 15 E VI, fol. 15v
BL, Royal Ms 15 E VI, fol. 16v
Символика царя переходит на его скакуна. Конь наделяется не только рогом единорога, иногда (в уже довольно поздних устных преданиях) Буцефалу приписывается сорочий глаз[22], вероятно, ему опять сообщаются отличительные черты Александра, поскольку полководец «с виду был как человек, но волосы у него точно львиная грива, а глаза были разные: правый глаз — черный, левый — серый». [23]
Александр говорит о Буцефале, как о лошаде, «что была рождена одновременно со мной»[24], и умирает конь совсем незадолго до смерти своего хозяина.
Предание о единороге завоевателя распространилось по всей Европе. Марко Поло писал, что лошади Бадахшана были зачаты местными кобылами от коня Александра, Буцефала, и все они, подобно ему, имели рог на лбу. [25]
Некоторые исследователи усматривают также сходство с символикой Христа, в определенных обстоятельствах приписываемой единорогу, и судьбой Александра Македонского. [26] Нам эти выводы кажутся несколько надуманными и неверными.
Часто изображается сюжет нападения на войско македонцев диких единорогов. Царь верхом на прирученном и укрощенном единороге – людоеде Буцефале сражается с его дикими сородичами (на одной из приведенных миниатюр скакун двурог).
BL, Royal Ms 15 E VI, fol. 21r
BnF, Alexandri Magni vita, authore anonymo, Latin 8501, f. 52
Roman d’Alexandre in prose, c 1290-c 1300, BL, Harley MS 4979, f. 71v
Чудесный верный конь не просто носит Александра, но сам активно участвует в боевых действиях. «Александр Дучипала сильно пришпорил, и, к Пору быстро подскочив, мечом его под правый бок ударил, и пронзил его. А Дучипал коня его зубами за шею схватил и к земле пригнул; Пор упал с коня и бесславно душу свою отдал». [27]
Histoire universelle (Histoire ancienne jusqu’à Cesar), before 1291, BL, Add MS 15268, f. 217r
Ценность такого коня необычайно велика, в Бамбергской рукописи Дарий просит Пора о помощи и обещает тому в случае победы «полководческое знамя и коня Букефала». [28] После смерти коня Александр строит город, Третью Александрию, называемую «у коня Букефала». [29]
Со временем редакции романа обрастают все большими дополнениями и фантазиями, иногда у Буцефала на голове красуется сразу три рога. В одной из версий романа сказано: «Конь (Александра) носил имя Бусифель и имел три рога». [30] Вероятно, два рога быка совместились с рогом единорога. На иллюстрациях из BL, Royal MS 20 B XX мы видим приобретение трехрогого Буцефала и его похороны.
Le livre et la vraye hystoire du bon roy Alixandre, c 1420-c 1425, BL, Royal MS 20 B XX, f. 12r
Le livre et la vraye hystoire du bon roy Alixandre, c 1420-c 1425, BL, Royal MS 20 B XX, f. 81r
Существует, однако, ещё более фантастическая манера изображения Буцефала – как единорога с головой быка, глазами льва и павлиньим хвостом. Но об этом речь пойдет как – нибудь в другой раз.
29 – Там же, стр. 102