какой массаж показан при миофункциональных нарушениях и ротовом типе дыхания
ОРОФАЦИАЛЬНАЯ МИОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА
Эта наука сейчас оформляется в систему прямо на наших глазах. Еще 10 лет назад мало кто из логопедов вообще слышал об этом.
Но в последние годы значительно увеличилось количество детей с ортодонтическими, стоматологическими, дыхательными, речевыми проблемами. Как оказалось, это все тесно взаимосвязано. Количество вредностей, которые влияют на женщину и на плод во время беременности неуклонно увеличивается. Да и роды проходят все менее и менее благоприятно для ребенка. И после появления на свет малыша его ждет целый арсенал вредностей, скоторыми прежде новорожденный не сталкивался.
Вредные факторы, влияющие на формирование зубочелюстной системы ребенка:
2. Нарушения внутриутробного развития.
3. Нарушения организации питания и искусственное вскармливание. Метод вскармливания.
4. Болезни детей раннего возраста.
5. Нарушения функции зубочелюстной системы.
6. Вредные привычки.
7. Перенесенные воспалительные заболевания мягких и костных тканей лица, ВНС.
8. Травмы зубов и челюстей.
9. Кариес и его последствия.
10. Задержка прорезывания.
11. Задержка выпадения молочных зубов
12. Отсутствие трем в 5-6 лет.
На генетические предрасположенности мы влиять не можем. А вот на физиологическое течение беременности мама может и должна влиять. Ребенок должен правильно вскармливаться. Необходимо правильно держать бутылочку во время кормления, выбирать соску, повторяющую контур соска матери, вовремя избавлять ребенка от пустышки. Необходимо во время перевести малыша на твердую пищу и не злоупотреблять протертой едой, вызывающей атрофию жевательных мышц.
Какие нарушения зубочелюстной системы могут влиять на развитие речи ребенка?
Основными признаками правильно сформированного прикуса является следующие признаки (как у взрослых, так и у детей):
1. Ровные зубные дуги.
2. Верхняя челюсть располагается кпереди относительно нижней.
3. Средняя линия, проходящая между центральными зубами совпадает со средней линией лица.
4. Верхние передние зубы на одну треть коронки перекрывают нижние.
5. В боковых участках 4 и 5 или 6-7-е фиссурно-бугровое смыкание.
Какие мы знаем нарушения прикуса?
В сагиттальном направлении прикус может быть нарушен по типу: ПРОГНАТИЯ и ПРОГЕНИЯ.
В вертикальном направлении. Смотрим по смыканию центральных резцов. Иногда не смыкаются плотно, тогда развиваются:
При смыкании зубов правильное смыкание, а на второй стороне нет. При отсутствии совпадений центральных линий. С одной стороны фиссурно-бугровое смыкание, а с другой стороны этого смыкания нет. Это и есть перекрестный прикус.
У ребенка может быть патологически укорочена уздечка языка. И это мешает ему не только правильно сосать на ранних этапах развития, пережевывать пищу и формировать правильную артикуляцию звуков на более поздних.
Без специальных логопедических мероприятий спонтанно звуки верхнего подъема не появятся. А в некоторых случаях приходится прибегать к хирургическому вмешательству. Для формирования правильного звукопроизношения могут быть препятствием так же и укороченные подгубные уздечки.
Как может нарушения дыхания влиять на речь? Почему у ребенка может быть нарушено дыхание?
Это может быть следствием врожденной патологии органов дыхания, аденоидов. Это может быть результатом частых простудных заболеваний или привычки держать рот приоткрытым при сосании соски или пальца.
Если рот ребенка постоянно приоткрыт, то во время речи язык будет находится преимущественно между зубами. Отсюда у таких детей мы часто сталкиваемся с межзубными сигматизмами. Кроме того, при ротовом дыхании у ребенка страдает интонационно-выразительная сторона речи.
Нарушение иннервации могут пагубно влиять на речевое развитие ребенка. Нарушения мышечного тонуса, гиперсаливация, синкинезии и другие неприятности, являющиеся признаками раннего органического поражения ЦНС, могут грубо задерживать формирование звукопроизношения у ребенка.
Эффективность работы логопеда у детей с такими особенностями зависит от правильно построенного алгоритма взаимодействия с другими специалистами: неврологом, ортодонтом, ЛОР врачом. Информированность логопеда о влиянии зубочелюстных аномалий на формирование артикуляционного аппарата и знания о возрастных изменениях в строении зубочелюстной системы ребѐнка позволят ему своевременно выявлять дефекты в еѐ строении. Для выявления причин нарушений в строении артикуляционного аппарата необходим тщательный осмотр ребѐнка, где проверяют строение и функции артикуляционного и дыхательного аппарата.
Для миофункциональной коррекции в речевой терапии детские стоматологи и ортодонты рекомендуют применять специальные вестибулярные пластинки или трейнеры – мягкие силиконовые миофункциональные позиционеры, корректирующие положение языка и способствующие нормализации мышечного баланса жевательного органа. Трейнеры «Infant» для детей от 3 до 5 лет назначают для активной тренировки оральной мускулатуры и правильного позиционирования языка у детей в молочном прикусе, а также для тренировки жевательной мускулатуры.
Преортодонтическая модель трейнера Т4К предназначена для детей 6-10 лет для коррекции миофункциональных нарушений, в том числе и речевых. С помощью данной модели трейнера нормализуется тип дыхания, положение языка при глотании и в покое, снижается избыточное давление внешних приоральных мышц, снимется напряжение подбородочной мышцы, устраняется скученность зубного ряда. Трейнер используется ночью и всего один час днѐм.
При нарушениях произношения свистящих звуков, которые могут наблюдаться
при открытом прикусе, перекрѐстном прикусе, слабой подвижности языка, ротовом дыхании, инфантильном типе глотания, детям до 5 лет от прокладывания языка показано использование пластинки с заслонкой или профилактической модели трейнера «Infant».
Детям старше 5 лет оптимальный комплексный эффект обеспечит использование трейнера модели Т4К.
При искажениях шипящих звуков, которым способствуют глубокий прикус, прогнатия, язычный наклон зубов, ограниченная подвижность языка и губ, эффективна тренировка при помощи вестибулярной пластинки с бусинкой.
Помимо разминки языка здесь добавляется тренировка круговой мышцы рта – ребѐнку предлагается крепко удерживать пластинку губами, в то время как взрослый с усилием вытягивает еѐ за кольцо прерывистыми короткими движениями. Детям старше 5 лет рекомендовано добавить дневную тренировку с использованием пластинки ночным применением трейнера Т4К, эффективно корректирующего глубокий прикус, одновременно тренируя тонус круговой мышцы.
Таким образом, благодаря совместной междисциплинарной работе достигается высокая стабильность результатов логопедической коррекции.
Какой массаж показан при миофункциональных нарушениях и ротовом типе дыхания
Очень часто родители обращаются к логопеду с проблемой нечеткого звукопроизношения у детей. Причиной являются неправильный прикус, амимичность лица, нарушение функции глотания и жевания, преобладание ротового дыхания. Одним логопедом тут не обойдешься. Нужна комплексная работа специалистов: ортодонта, психолога, стоматолога, логопеда, невролога, инструктора ЛФК.
Что такое миофункциональные нарушения
При обследовании у многих детей выявляется аномальное строения ротовой полости: мелкие зубы, искаженный прикус, верхняя челюсть выступает над нижней или наоборот, короткая уздечка, неправильная позиция языка в покое, вялые, несмыкающиеся губы (поэтому рот все время открыт) и т.п. Вследствие перечисленного снижается или повышается тонус жевательных и мимических мышц, нарушается процесс глотания и дыхания (ротовое). Все это в совокупности и называется миофункциональными нарушениями (МФН). По их причине у ребенка не только дефекты звукопроизношения и «каша» во рту (нарушение темпа речи, просодики), но и проблемы с постановкой и автоматизацией звуков. Использования логопедического зондового массажа и артикуляционной гимнастики в данном случае недостаточно. Необходим расширенный и углубленный подход.
Причины миофункциональных нарушений
Генетические – 25 %. Короткая уздечка часто передается по наследству. Одновременно и неправильный прикус бывает «унаследованным», когда искажено произношение звуков [р], [л], [с], а также шипящих.
Вредные привычки: сосание пальца, соски после года, закусывание языка, губ, щек, высовывание языка между зубов. Сосание не является физиологической нормой, поэтому к году, после появления первых зубов, не рекомендуется сосать не только пустышку, бутылочку, но и грудь. Процесс сосания должен плавно перейти в паттерн жевания, что благоприятно скажется на четком звукопроизношении. Сосание активизирует работу мозга до определенной поры. Позже может оказать обратное влияние, вплоть до задержки психического развития. Чем дольше развивается сосание, тем больше усложняется ситуация с поддержанием мышечного тонуса. Сосание пальца приводит к деформации челюсти.
Ротовое дыхание. Может возникать вследствие аллергических реакций на бытовую химию, продукты питания. Реакции могут быть вялотекущими, характеризуются частой заложенностью носа. Чтобы получить кислород, необходимый для мозга, ребенок начинает дышать ртом. Со временем из-за неправильной работы дыхательной системы развивается хроническая гипоксия. Даже если у ребенка немного разомкнуты губы, устанавливается смешанное дыхание.
Инфантильное глотание. Является нормой до года жизни. После прорезывания молочных зубов заменяется жеванием. В связи с тем, что многих детей длительное время кормят измельченной пищей, формируется неправильный паттерн при глотании, сохраняется инфантильное. Процесс жевания укрепляет жевательную мышцу языка. Часто с закреплением жевания улучшается качество речи.
Вялое сосание и жевание. В последнее время стремительно развивается в связи с появлением различных пакетов и бутылочек для высасывания. Это поддерживает инфантильное глотание, нижнее положение языка, которое не является нормой у ребенка старшего дошкольного возраста.
Раннее удаление молочных зубов.
Признаки МФН
Понять, есть у ребенка миофункциональные нарушения или нет, можно даже по внешнему виду:
все время приоткрытый рот;
дыхание через рот;
напряжение губ при глотании;
язык вываливается в межзубное пространство во время разговора;
неправильное произношение многих звуков;
часто дистальное положение нижней челюсти (верхние зубы выступают над нижними), при этом нижняя челюсть вместе с положением языка отодвигается к глотке;
гиперсаливация (слюнотечение), повышенное слюноотделение;
снижение иммунитета и частые простудные заболевания.
У малышей с МФН инфантильный тип глотания. При сглатывании выдвигаются вперед губы, при этом работают мышцы, которые заставляют делать кивок шеей. Поэтому очень часто возникает гипертонус шейно-воротниковой зоны. Из-за того, что нижняя челюсть при глотании отодвигается кзади, она частично перекрывает дыхательные пути. Так как организму нужен кислород, ребенок начинает выдвигать голову вперед. В результате, меняется соотношение головы и туловища, голова как бы подвешивается. Центр тяжести смещается. Чтобы удержать голову, мышцы шеи постоянно находятся в напряжении. Это напряжение вызывает механическое сдавливание сосудов, которые питают головной мозг, и формирует хроническую гипоксию. Питательные вещества не поступают в мозг полноценно, меняется координация движений ребенка. Чтобы удержать голову, тело смещается вперед: руки «завернуты» вперед, лопатки торчат, позвоночник искривлен.
Чтобы уравновесить свое тело в пространстве, ребенок находит удобную, но неправильную позу. Развивается поясничный гиперлордоз, становятся слабыми мышцы живота, возникает синдром выпяченного животика. Дети с МФН ставят ноги не в то положение, которое должно быть в норме. Из-за этого формируется вальгусное или варусное состояние стоп. В связи с изменением положения тела в пространстве, ребенок не может качественно владеть своим телом. По сути, это как ребенок с ДЦП.
Также причиной аномального прикуса является нарушение работы мышц щек, языка, губ, подбородка. Если язык работает неправильно, развивается гипоксия, деформация лица, уплощение глазничных областей. Язык, который находится в гипертонусе, имеет высокий рвотный рефлекс. Во время пережевывания достаточно тяжело переворачивает пищу и обрабатывает ее слюной. Ребенок не может полноценно двигать пищу в полости рта. При любом прикосновении, возникает позыв к рвоте, а это неприятно, поэтому малыш будет рефлекторно его избегать. Станет жевать передней частью языка или перетирать еду о передние зубы. При плохой обработке пищи слюной она поступает в желудок в достаточно грубом состоянии и раздражает слизистую, поэтому у детей бывают частые дисфункции ЖКТ, ранние гастриты, запоры, расстройства стула.
Работа с детьми, имеющими миофункциональные нарушения
У детей с МФН часто наблюдается задержка речевого развития, дислалия, дизартрия. Если обратиться за помощью только к логопеду, который начинает работать с органами артикуляционного аппарата, проблемы с речью не решатся. В данном случае нужно провести грамотную комплексную работу с несколькими специалистами.
Прежде всего важно скорректировать тип глотания. Для этого необходимо посетить миофункционального терапевта, который поможет укрепить круговую мышцу рта с использованием трейнеров, проведет грамотный массаж стоп, грудной клетки, шейно-воротниковой зоны, миофасциальный релиз, ДЭНС-терапию, тейпинг-терапию.
Для восстановления носового дыхания нужна консультация лор-врача. Хорошо поможет тейпирование пазух носа.
Стоит обратиться к ортодонту и детскому стоматологу. Чтобы устранить открытый прикус, специалисты рекомендуют применять особые вестибулярные пластины (трейнеры). Это мягкие силиконовые насадки, регулирующие состояние языка и нормализующие мышечный баланс ротовой полости. Также рекомендуют применять пластинки с проволочной заслонкой (для установления правильной позы языка) и с бусинкой (для разминки мышц языка перед проведением артикуляционной гимнастики). Такие пластины облегчают работу логопеда. Благодаря им можно поставить сложные звуки.
Если логопед не владеет техниками массажа, можно обратиться к миофункциональному массажисту, неврологу, инструктору ЛФК. Для улучшения общей моторики и координации движений необходимы специально подобранные физические упражнения. Посещение психолога необходимо, если вследствие МФН возникает задержка психического развития и нарушение эмоционально-волевой сферы.
Миофункциональная терапия для ребенка
Миофункциональная терапия в стоматологии – это коррекция нарушенных функций дыхания, глотания, устранение вредных миофункциональных привычек, способствующая устранению скученности зубов и исправлению прикуса.
Преимущества миогимнастики
Цены на миофункциональную терапию для ребенка
Название | Стоимость |
Ортодонтическая коррекция миофункциональная: I этап | 31400 руб. |
Ортодонтическая коррекция миофункциональная: II этап | 37400 руб. |
Ортодонтическая коррекция миофункциональная: III этап | 23100 руб. |
Получить скидку буднего дня
Факторы, влияющие на правильное развитие челюстно-лицевых структур
У большинства детей сегодня формируется скученность зубов на фоне недоразвития всего челюстно-лицевого скелета. Исследования показали, что ротовое дыхание, межзубное прокладывание языка, инфантильное глотание и сосание пальца, а также длительная привязанность к соске-пустышке или длительное (в возрасте старше года) кормление с поддержанием сосательного рефлекса – это те миофункциональные проблемы, которые ведут к аномалиям прикуса. С прорезыванием постоянных зубов эти проблемы усугубляются, так как постоянные зубы крупнее молочных, а закрепившаяся нарушенная функция сопосбтсвует нарушению нормального развития ребенка.
Если вы обнаружили у своего ребенка один из вышеперечисленных признаков, вам следует обратиться за консультацией к детскому стоматологу, миотерапевту или ортодонту нашей клиники: вашему ребенку нужна миогимнастика, а не пластинки или брекеты.
Отзывы
Наш кабинет
Раннее выявление челюстно-лицевых аномалий и своевременное их лечение на ранних этапах позволяет добиться правильного челюстно-лицевого роста, стабильной эстетики лица. Для того чтобы природные возможности ребенка реализовались полностью, необходимо обеспечить правильный баланс мышц челюстно-лицевой области. Важно понимать, что неправильное положение зубов и аномалии прикуса являются следствием нарушенных функций дыхания и глотания, некоторых вредных привычек.
Цель миофункциональной коррекции заключается в восстановлении носового дыхания, коррекции положения языка, тренировке правильной работы мышц губ и щек с помощью специальных эластичных аппаратов (подбираемых индивидуально), системы упражнений в игровой форме и как следствие – расширении зубных рядов и исправлении их формы. Именно это и способствует улучшению развития лица. Данный метод не требует удаления зубов и пластики уздечек для начала лечения. Может быть начат в возрасте ребенка 2,5 – 3 лет и может исключить необходимость ортодонтического лечения в будущем или существенно сократить его срок. Средняя его продолжительность – 2 года.
Миофункциональная коррекция состоит из 3 этапов, каждый из которых направлен на исправление определенных проблем.
Миотерапевт нашей стоматологической клиники
Миофункциональная терапия предусматривает ношение специальных аппаратов трейнеров (или миобрейсов), которые подбирают индивидуально для пациента. Трейнер/миобрейс носят минимум 1 час в день и всю ночь.
Трейнеры/миобрейсы – это двучелюстные аппараты из медицинского силикона. Оригинальные изготавливаются только в Австралии компанией MRC. Имеют канавки/ячейки для верхних и нижних зубов; маркерный язычок – для тренировки правильного положения языка в покое, и ограничители для языка, повышающие его тонус. Во время ношения трейнера нормализуется также тонус мышц губ и щек; соотношение челюстей исправляется; зубы занимают правильное положение; восстанавливается носовое дыхание; зубные ряды расширяются, что и определяет правильный челюстно-лицевой рост.
Необходимым условием успешной миофункциональной коррекции является выполнение упражнений для дыхания и челюстно-лицевых мышц – миогимнастики.
С учетом ортодонтического диагноза ортодонт и миотерапевт подбирают каждому ребенку упражнения, контролируя правильность их выполнения. Задания просты, должны выполняться ежедневно, в среднем 5 минут в день. Родители могут заниматься с ребенком в домашних условиях.
Миогимнастика также рекомендуется перед операциями на уздечке языка и губ и после (для предупреждения образования рубцов). Помимо этого, на занятия по миогимнастике направляются дети, которые носят пластины на верхней и нижней челюсти, брекеты, твин-блок, что способствует сокращению периода ношения ортодонтических аппаратов и улучшает качество лечения.
Если вы будете следовать всем инструкциям детского стоматолога, миотерапевта и ортодонта, лечение будет успешным.
Прекрасная новость!
В период с 09.09.21 по 09.10.21 получите бесплатную консультацию логопеда-миотерапевта. Он поможет выявить причины неправильного звукопроизношения, связанного с аномалиями прикуса у ребенка.
Логопедический массаж языка ребенка
Для исправления нарушений речи используются различные методики, которые чаще всего применяются в комплексе. Одним из таких методов является логопедический массаж языка, который предполагает механическое воздействие на мышцы, нервные окончания тканей и сосуды речевого аппарата.
В комплексе с другими техниками проведение логопедического массажа позволяет исправить дикцию, научив ребенка правильно выговаривать сложные для произношения звуки. Его может делать не только логопед, но и родители в домашних условиях при соответствующей подготовке.
Основные показания к проведению
Сейчас у многих детей выявляются различные недостатки речи, которые важно устранять именно в дошкольный период. Если этого не делать, то ребенок подойдет к школе неподготовленным, его речевые дефекты будут мешать ему не только в изучении школьной программы, но и в полноценном общении со сверстниками. Это в свою очередь чревато развитием у ребенка комплексов, он становится замкнутым и застенчивым, при этом такие дети часто становятся жертвой буллинга из-за своих речевых недостатков.
Чтобы этого избежать, важно своевременно начинать коррекцию нарушений речи. В данном случае, логопедический массаж способствует не только правильной постановке звуков, но и является мощным стимулятором к началу говорения.
Логопедический массаж может быть стимулирующим и расслабляющим. Существует несколько показаний для массажа:
Какой эффект дает логопедический массаж языка
Логопедический массаж языка представляет собой определенный набор техник, которые направлены на изменение мышечного тонуса языка и переключаемость его движений. Он влияет на трофику мышц, на состояние иннервации языка. В процессе массажа задействуются не только мышцы языка, но и функционально связанные с этим органом области: губные, щечные, подъязычная и подбородочная область и т.д.
Логопедический массаж в комплексе с другими техниками позволяет справиться со следующими задачами:
Помимо своей основной функции по укреплению и развитию артикуляционного аппарата, данная процедура положительно воздействует и на весь организм: улучшает крово- и лимфообращение, нормализует дыхательные процессы, стимулирует обмен веществ, благотворно влияет на работу нервной и мышечной систем, повышает общий эмоциональный фон.
Противопоказания к проведению процедуры
Важно знать, что есть определенные противопоказания к проведению логопедического массажа. Как правило, они носят временный характер. К основным противопоказаниям относятся:
Особенности проведения
Логопедический массаж эффективен, но только при условии, что его выполняет квалифицированный логопед. Возможно проведение элементов логопедического массажа родителями ребенка дома, но только после консультации со специалистом, которые должен объяснить все тонкости этого процесса.
Перед началом процедуры исследуется состояние мимических и артикуляторных мышц, общей и мелкой моторики. Важно определить, в каком состоянии находятся мышцы: пассивны, напряжены, есть ли подергивания, асимметрия в работе мышц. На основании проведенного обследования подбирается соответствующий комплекс массажных техник и логопедических упражнений.
Продолжительность первых сеансов должна составлять порядка 5 минут. Затем время сеанса постепенно увеличивается. В случае серьезных проблем с развитием речевого аппарата, продолжительность первых сеансов составляет порядка 1-2 минут. Продолжительность нужно увеличивать постепенно, чтобы не вызвать негативной реакции на занятияу ребенка.
Важно понимать, что логопедический массаж эффективен только комплексно, т.е. с одновременной медико-психолого-педагогической коррекцией имеющихся речевых нарушений.
Каким бывает логопедический массаж языка
Язык – самый важный орган артикуляции. Он очень гибок и подвижен и может занимать различные положения в ротовой полости для образования гласных и согласных звуков, поэтому проведение логопедического массажа при дизартрии и других речевых нарушениях является важной составляющей коррекции. Специалисты используют различные методики, которые мы рассмотрим подробнее.
Ручной массаж
Массаж языка подушечками пальцев позволяет проработать все группы мышц. Занятия позволяют снять повышенный тонус артикуляционных и мимических мышц.
ВАЖНО: Занятия проводятся только чистыми руками.
Есть несколько эффективных упражнений для языка:
Массаж зубной щеткой
Для данного вида массажа используют чистую зубную щетку, которая предназначена только для данной процедуры, т.е. не используется для чистки зубов. За счет своих ворсинок она хорошо разминает язык. Плюс в том, что массаж зубной щеткой можно проводить самостоятельно дома.
Последовательность действий примерно следующая:
Во время выполнения упражнений нужно следить за состоянием ребенка, чтобы не вызвать у него рвотный рефлекс.
Массаж с помощью ложек
Используются обычные столовые приборы, но важным условием является чистота рук и самих предметов. Для этих целей подойдут 2 чайные ложки.
Зондовый массаж
Этот тип логопедического массажа выполняется при помощи специальных зондов, которые разработала Новикова Е. В. – доктор педагогических наук.
Стандартный набор состоит из 11 инструментов, каждый из которых используется в определенных целях. К примеру, «саночки» предназначены для стимуляции мышц, «топорик» применяется при пониженном и повышенном тонусе мышц.
Точная последовательность действий определяется логопедом-дефектологом. В частности, она зависит от конкретного речевого нарушения и возраста пациента. Стандартная схема выглядит следующим образом:
Каждое движение следует повторять по 20-30 раз. Курс продолжается порядка 3 недель, повторный – через 1,5 месяца.
Как делать массаж дома
Родители ребенка вполне могут проводить необходимый комплекс массажных упражнений в домашних условиях. Более того, это важное условие коррекции, когда занятия проводятся не только в логопедическом кабинете, но и дома.
Логопедический массаж лучше всего начинать со всего лица, что позволит снять гипертонус и общее напряжение. Поглаживания подушечками пальцев начинаем со лба, постепенно переходя к подбородку. Движения должны быть мягкими, от центра к краям лица.
Далее можно переходить к массажу языка: