какой мальчик особенно понравился рассказчику бежин луг
Кто из мальчиков в рассказе Бежин луг мне запомнился и понравился.
Ответ или решение 3
Рассказ Тургенева «Бежин луг» относится к циклу «Записки охотника». Главными героями произведения являются деревенские мальчики, разговор которых слушает главный герой.
Особенности рассказа «Бежин луг»
Как и другие рассказы из цикла «Записки охотника», «Бежин луг» посвящен описанию жизни крестьян и помещиков, живущих в средней полосе России. Особое место отводится описаниям природы, поскольку для Тургенева она является неотъемлемой частью существования человека.
Встречаются здесь и другие представители традиционного фольклора.
Образ Павлуши
Среди всех остальных мальчиков больше всего мне запомнился Павлуша. Я думаю, что он самый храбрый и интересный персонаж данного произведения. Только Павлуша не выказывает страха, когда окружающие начинают рассказывать друг другу страшные истории. Он даже посмеивается над товарищами, которые боятся ведьмы или водяного.
Несколько раз мальчик пытается доказать остальным, что он очень храбрый. Сначала Павлуша один отправляется к стаду, потому что начинает лаять собака. Когда он возвращается, даже автор подчеркивает, каким сильным и внушительным выглядит мальчик. Опасное приключение делает его некрасивое лицо одухотворённый и благородным.
Второй раз Павлуша пугает остальных ребят, кода отправляется за водой. Вернувшись, он утверждает, что слышал из реки голос их общего товарища, недавно умершего. И хотя дети очень впечатляются этой историей, сам Павел делает вид, что ничего особенного с ним не произошло.
Автор тоже выделяет этого героя среди всех прочих. Он отмечает смелость мальчика, его особый характер и особенную дикую красоту, которая появляется изредка, но оказывается всем заметна.
«Бежин луг»: сопоставить рассказы мальчиков: какие особенно интересны(см)?
И как они характеризуют самих героев?
Эта история характеризует Костю как доброго и отзывчивого мальчика, способного глубоко чувствовать чужое горе и сопереживать ему.
Самым неразговорчивым из героев рассказа «Бежин луг» Тургенева оказался мальчик Ваня, который все время лежал, принакрывшись рогожей. Но он были и самым маленьким из всех. Ничего не рассказал и Федя, который больше слушал и задавал вопросы, а попутно очень интересовался состоянием картошки. Его занимали страшные истории других мальчиков, но сам он видимо считал себя выше подобных суеверий и отличился с практической стороны.
Больше других рассказывал страшных Историй Ильюша. Именно он рассказал интересные истории о домовом, которого видел сам, о барине и говорящем барашке, о Ульяне, которая видела сперва мертвую девочку, а следом и саму себя. Эти истории говорят о том, что Ильюша был очень впечатлительным мальчиком, который видел вокруг себя много такого, чего не мог объяснить.
Павлуша рассказал интересную историю про Тришку и конец света. Это даже не страшная история, а предание, в котором отразились религиозные верования. Она скорее смешная, чем страшная. И это показывает нам, что Павлуша был большим реалистом, чем другие мальчики. Он предпочитал смеяться над суевериями, чем боятся их. Павлуша несомненно обладал острым умом и наблюдательностью.
Костя также рассказал страшную историю про русалку, а потом про покойника Васю, в которых отразились детские страхи перед глубокими омутами. Но Косте всего 10 лет и он просто еще маленький мальчик.
Ильюша знает и о лешем, из-за которого путники не могут найти дорогу из лесу; об дурочке Акулине, которую свел с ума водяной.
Костя рассказывает историю, услышанную от отца, о том, как плотник Гаврила встретил русалку. Он от нее спасся, наложив на себя крест, но с тех пор он ходит грустный: русалка, отомстив, наложила на Гаврилу заклятие.
Еще Костя рассказывает о Феклисте и ее сыночке Васе. Женщина его очень сильно любила, никуда от себя не отпускала, словно предчувствовала беду. Но однажды она упустить мальчика из виду, и его «утащил на дно водяной», сама же Феклиста лишилась разума.
Павлуша, наименее суеверный во всей этой компании, отправляется за водой на реку и вдруг слышит голос Васи, зовущий из воды. Для испуганных ребят это знак. Они боятся, что Павлуша утонет.
Автор очерка не случайно отводит всем этим историям такое значительное место в тексте. Они очень много говорят о характерах героев. И содержание этих быличек, и тон, и слова, которые слышатся от мальчиков, с одной стороны, вызывают умиление. Читатель любуется детской непосредственностью, открытостью и доверчивостью детей. Их рассказы не только по-своему интересны. В них слышится сочувствие мальчиков несчастным: и Акулине, и Гавриле, и Феклисте; и способность тонко чувствовать окружающий мир.
Вместе с тем общение с ребятами открыло автору и читателям неприглядные стороны крестьянской жизни. Дети в свои по нашим меркам «школьные» годы совершенно неграмотны. Они потому так всерьез и с увлечением рассказывают о русалке, лешем и Тришке, потому что живут среди них, не умеют по-другому объяснить жизненные и природные закономерности. И даже тогда, когда нет необходимости эту нечисть вспоминать, она все равно приходит на ум (всем известно, что Акулина топилась сама, потому что ее обманул возлюбленный. Но версия о том, что ее утащил водяной, конечно, кажется ближе и убедительнее.)
Сочинение на тему «Мальчики в рассказе Тургенева Бежин луг»
1. Образы мальчиков
В произведении «Бежин луг» Тургенев описал пятерых крестьянских мальчишек – Федю, Павла, Ильюшу, Костю и Ваню. Образы этих детей вышли яркими, интересными, живыми.
3. Павлуша
Портрет
Павел неказист, но его разговор, действия и поступки меняют первое внешнее впечатление в лучшую сторону. У него умный взгляд, в голосе звучит сила.
Характер и поведение
Павлуша сильный, смелый, активный, пользуется авторитетом у ребят. Несмотря на опасность: возможное присутствие волков, он не пугается, а действует. Мальчик особо не верит в приметы.
Роль среди товарищей
Я считаю, что Павлуша – лидер этой группы мальчишек. Он пользуется авторитетом, когда есть необходимость, то действует, например, возвращает собак, не побоявшись волков, идет ночью за водой.
История, которую рассказывал Павлуша
Павлуша описывает, как сильно деревенские жители перепугались при виде солнечного затмения. Еще они боятся Тришки, который является в момент конца света, и никакой управы на него не будет.
Отношение автора
Тургеневу очень понравился Павлуша. Автор отметил его силу, открытый и умный взгляд. Я считаю, что писатель выделяет из всех остальных ребят именно этого мальчика.
Мое отношение
Я тоже симпатизирую Павлу, мне интересно и приятно читать обо всем, что он говорит или делает. Такой умный, смелый, сильный человек. Мальчик с легкостью решает вопросы, он – открытый и бесстрашный паренек, и рассказами его не запугать. Он много делает для себя и своих друзей. Очень жаль, что жизнь Павлуши так рано прервалась.
6. Ваня
Портрет
Мальчик постоянно находился под рогожкой и спал. У него добрые глаза. Ему лет семь, он – самый маленький.
Характер и поведение
Ваня – тихий, спокойный мальчик. Ваня чуть картавит, немногословен, отказывается от гостинцев в пользу сестры. Дети рассказывают страшилки, а он под их истории спит, лишь изредка встревая в разговор.
Отношение автора
К Ване у автора нейтральное отношение. Мальчик очень слабо проявляет и выражает себя. Он редко говорит, спит под рогожкой.
Мое отношение
Я думаю, что мальчик еще мал, чтобы работать. Ему бы еще спать дома, где рядом его мама и папа. Но ребенку уже приходится сторожить лошадей, поэтому он и здесь. Мне жаль крестьянских детей, у которых не было детства.
Истории мальчиков из рассказа Бежин луг (рассказы мальчиков)
Рассмотрим темы историй мальчиков, которые перечислены в той последовательности, в котором они рассказываются
Мальчик повествует о том, что в один прекрасный день работники услышали шаги. Возможно, что это был домовой. Он шатался по залам. Когда он начал кашлять, рабочих перепугал до ужаса.
Он повествует о том, как Гаврила, живущий поблизости, плутам по лесным тропам. Он не мог найти выход из леса. В поисках выхода, он притомился и лег поспать. Проснулся и увидел русалку. Смотрит на него и надсмехается. Гаврила был так напуган, что перекрестился. Русалка в отчаянии заплакала и сообщила ему, что охватит невероятная тоска. С той поры плотник постоянно тоскливый.
Мальчик повествует о том, как в местной окрестности, у плотины, постоянно наблюдают нечистей. В этом месте затонул человек и его захоронили где-то поблизости. В один прекрасный день местный работяга Ермил проезжал через пруд, увидел на могиле белого барашка. И решил увести его, но барашек оскалился и стал что-то говорить, тем самым напугал до полусмерти пьяного крестьянина.
Мальчик рассказал про признак покойного барина. Люди постоянно видят нечистую силу у плотины
Мальчик рассказал о том, что крестьяне постоянно хотят узнать кому и что приготовила судьба – умереть. Существует легенда, что если поздней ночью к церквушке в специальный для этого день, то можно разглядеть нечистую силу, людей, которые должны скоро помереть. Зачастую это сбывается, а иногда и нет.
Мальчик повествует о том, что в его деревушке случилось солнечное затмение. Это явление очень напугало народ.
Мальчик повествует о Тришке – таинственном существе, которое должно явиться во время наступления завершения света.
Все верят в Тришку. Во время наблюдения за чудом (солнечного затмения), его даже спутали с местным крестьяниным.
Они сообщили, как услышали жалостливый голос в яме. Он спросил у друга что это, а тот сообщил, что это Аким, который затонул. Существует поверье, что стонет его душа.
Крестьянин наткнулся в лесу на лешего и сильно испугался. Сам Илюша верит в него.
Павел решил искупаться в речке ночью. А Ильюша предупредил его, что там живет водяной. Однажды местная женщина Акулина тоже подобным образом затонула.
Мальчик рассказал про Вас, который затонул в речке. Его мама всегда переживала за сына, когда тот плавал.
Мальчик рассказал, как другие дети периодически слышат, как зовет их Вася. И даже он звал Павлушу. А Ильюша отметил, что это нехороший признак. И Павел вскоре погибает, упав с коня.
Ребята делятся друг с другом интересными историями – страшилками о разных нечистях Мальчики с твердостью заверяют, что нечистая сила есть в реальной жизни.
2 вариант
Произведение И. С. Тургенева «Бежин луг» представлено беседой, в которой участвовали все мальчики. Одни были более многословны, другие больше слушали. Но все они испытывали любопытство, ожидая развязку каждой истории. Как и положено, в их возрасте интерес связан не только с «завтрашними работами» и «лошадьми».
Вслед за этой историей Костя решил поведать о том, что он слышал в деревне от отца о слободском плотнике Гавриле. Случилось так, что этот местный житель не смог однажды из лесной чащи найти дорогу домой. Свела его судьба с русалкой, которая при виде мужика не могла остановиться от смеха. Она настойчиво звала его к себе на ветку. Однако Гавриле было не только не смешно, от страха он потерял дар речи. Собравшись с мыслями, стал креститься, чем вызвал поток слез у русалки. Не пожалела она его, а пожелала печалиться всю жизнь. Теперь все жители видели Гаврилу только в молчаливом состоянии.
Когда речь зашла о плотине, Илюша вспомнил историю, связанную с утопленником, захороненным рядом с водой. Однажды темной ночью псарь Ермил возвращался домой из города. Повстречавшегося на пути милого барашка мужчина незамедлительно решил взять домой. Однако спустя некоторое время баран повторил несколько слов за Ермилом, от чего мужчина чуть не лишился дара речи.
Знаток сельских поверий Илюша охотно рассказал и о том, что ни один человек видел на берегах плотины того, кто давно утонул. Однако его дух продолжал бродить в поисках разрыв-травы.
По мнению Илюши, нужно верить в то, что человек, который покажется с паперти церкви в ночное время суток, тот и будет покойником на следующий год.
В свою очередь, Павлуша вспомнил прошлогодний случай, связанный с «предвиденьем небесным». Обычное явление из астрономии произвело на местных жителей слишком большое впечатление. Некоторые из них решили, что наступил конец света.
Илюшина история о Тришке, появление которого будет свидетельствовать о последних днях земли, заставила слушателей замолчать. Мальчик охарактеризовал его как человека неуловимого, «лукавого». Павлуша подтвердил, что в деревне все жители верят в его существование. Однажды они настолько погрузились в ожидание Тришки, что не заметили, как наступило небесное «предвиденье». Однако вера их оказалась настолько сильна, что местный житель Вавила показался им тем самым Тришкой, что заставило сначала всех насмерть перепугаться.
Событие, которое произошло Павлушей по дороге в Шашкино, привлекло внимание всех мальчиков. Павел лично слышал звуки, которые напоминали плач. Он признался, что был слишком напуган в этот момент. Костя поддержал собеседника. Он подтвердил, что в этом месте был утопленник Аким. Теперь все жители считали, что покойник подавал знаки. Паша предложил еще один вариант, что подобные звуки напоминают кваканье болотных лягушек.
Илюша признался, что никогда не видел лешего, но охотно верил в его существование. Об этом он узнал из рассказа местного крестьянина, заблудившегося в густом лесу. Домой добраться мужику удалось, однако долго водил его леший между деревьев, прежде чем отпустить восвояси.
Решившему в перерыве Косте набрать в реке воды Илюша дал предостережение, чтобы он шел тута осторожнее. Мальчик вспомнил случай, когда одного жителя водяной схватил за бороду и потянул за собой. С тех пор, как Акулина провалилась в воду, ее внешний вид был испорчен. Виновником этого считали того самого водяного.
Костя не отклоняясь от темы утопленников, вспомнил историю о Васе, который оказался на дне реки. Мать его не раз говорила о своем предчувствии, которому суждено было сбыться.
Последний разговор об утопленниках связан с тем, что Павлуша, вернувшийся с берега реки, рассказал о голосе Васи. Зовущего его за собой. Через год Павел утонул.
Также читают:
Картинка к сочинению Истории мальчиков из рассказа Бежин луг
Популярные сегодня темы
Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души» является самым запоминающимся и ярким среди других не менее интересных, но таких, же порочных героев. Прозвище персонажа говорит само за себя
В моей квартире на четвертом этаже, где я живу с мамой и папой у меня есть своя комната. Моя комната очень просторная, широкая и светлая. В ней помещается много нужных вещей – это мягкая кровать, шкаф для одежды, шкафчик для книг и учебников
Тема любви и взаимоотношений между мужчиной и женщиной в творчестве русской поэтессы Анны Ахматовой занимает важное место. Ее многие критики назвали русской Сафо.
Сказка-быль Платонова повествует нам о неизвестном цветке, опороченным судьбой и кинутым в ужасающие условия жизни. Домом его был пустырь, состоящий из камней и сухой глины, где напрочь отсутствует вода и питание.
Собакевич – это один из Чиновников в поэме “Мертвые души”, которую написал Н. В. Гоголь. Он был очень жаден и поэтому, когда к нему приехал Чичиков, главный герой поэмы “Мертвые души” Н. В. Гоголя,
Урок по русской литературе » Богатство духовного мира мальчиков в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
План-конспект урока по русской литературе (6 класс)
И.С. Тургенев. «Бежин луг»
Богатство духовного мира мальчиков
— раскрыть образы крестьянских мальчиков ;
— показать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев.
— закрепить навыки работы над портретной характеристикой литературного героя.
— воспитывать внимание к окружающему миру;
— воспитывать любовь к чтению художественного произведения.
Оборудование урока : учебник, иллюстрации к произведению.
Формы работы : парная, индивидуальная.
Тип урока : комбинированный
Объявление темы и целей урока.
— События в рассказах, которые произошли в Орловской губернии, знакомят нас с миром русской деревни середины XIX века: помещиками, их приспешниками и, главное, с русским крепостным крестьянином той поры. «Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» – спрашивал В. Г. Белинский и сам отвечал на этот вопрос: «Как что? Его душа, ум, сердце, страсти, наклонности, – словом, все то же, что и в образованном».
— Ребята, все ли прочитали рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг»?
-Понравился вам рассказ?
Рассказ начинается необычно, герой заблудился.
-А случалось ли вам заблудиться?
-Какие чувства вы при этом испытывали?
-А какие чувства испытывает герой рассказа? Внимательно посмотрим по тексту.
(Вывод: герой не поддается панике, хоть ему и было жутко одному ночью в лесу, он продолжает действовать и выходит к людям).
-К кому же он вышел?
(Итак, автор вышел к детям)
-Что здесь ночью делают дети?
-Что такое «ночное»? Как это объясняет автор? ( чтение отрывка).
Изучение новой темы.
Следует сказать, что рассказ «Бежин луг» уникален во многих отношениях. Важнейшее значение этого произведения в истории русской литературы состоит в том, что в нем И. С. Тургенев один из первых русских писателей ввел в литературу образ крестьянского мальчика. До Тургенева о крестьянах вообще писали редко. Книга «Записки охотника» обратила внимание широкой общественности на положение крестьянина в России, а «Бежин луг», кроме поэтичных и проникновенных описаний русской природы, показал читателям живых детей, суеверных и пытливых, храбрых и трусливых, вынужденных с детства оставаться один на один с миром без помощи знаний, накопленных человечеством.
Сейчас мы постараемся повнимательнее вглядеться в лица этих детей.
План анализа героя (у каждого на парте)
1. Портрет мальчика.
2. Рассказы мальчика, его речь.
3. Поступки мальчика.
4. Отношение автора к мальчику.
— Кто из мальчиков больше вам понравился и почему?
— А как вы думаете, кто из мальчиков больше понравился охотнику? Почему?
— Как коротают время мальчики у костра?
(Да, мальчишки рассказывают истории. В этом рассказе мы видим мир почти языческих представлений о непонятных событиях. Тургенев тщательно выбирал слово, которое уместно применять к рассказам мальчиков: в журнале он назвал их «россказнями», в издании 1852 года –
— В рассказе дети рассказывают 11 быличек. Рассказ какого мальчика показался вам наиболее интересным и почему?
Рассказы ребят открывают нам мир, который окружает ребят, таким, каким он живет в их представлении. И то, что с ними происходит, они стремятся осмыслить, понять. Они ищут ответы на события, которые происходят с ними.
— Как вы считаете, верят ли мальчики в то, о чем рассказывают? Почему?
(Они искренне верят в былички, т.к. ежедневно сталкиваются с неожиданными и необъяснимыми явлениями. Они слышат рассказы про домового, лешего, таинственные голоса погибших людей, ночные звуки и крики. Крестьянские дети в то время нигде не учились, были неграмотными, и все представления об окружающем мире черпали из поверий и легенд. Крайняя впечатлительность и живость воображения помогают им принять желаемое за действительное. А затем они упорно настаивают на том, что кажется им совершеннейшим фактом).
-Чему в рассказах мальчиков вы верите? Почему?
— Что в рассказах мальчиков показалось забавным, смешным?
а) Федя (самый старший)
«Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские».
— Почему автор обращает внимание на такую деталь, как сапоги? (последняя деталь, на которую обращает внимание автор, была очень важна в крестьянском быту: многие крестьяне были так бедны, что не было средств справить сапоги даже для главы семейства. А тут у ребенка собственные сапоги — это говорит о том, что семья Феди была зажиточной. На Ильюше, например, были новые лапти и онучи, а на Павлуше обуви вообще не было).
— Как ведет себя Федя с другими ребятами?
(Федя понимает, что он самый старший; достаток семьи дает ему дополнительную солидность, и он ведет себя покровительствующе по отношению к мальчикам)
(в разговоре ему, «как сыну богатого крестьянина, приходилось быть запевалой» (сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство).
Он начинает разговор после перерыва, задает вопросы, перебивает, иногда насмешливо, Ильюшу, который обращает свой рассказ к нему: «Ты, может быть, Федя, не знаешь, а только там у нас утопленник похоронен. » Но, слушая рассказы про русалок и леших, он попадает под их обаяние и непосредственными восклицаниями выражает свои чувства: «Эка! — проговорил Федя после недолгого молчания, — да как же это может этакая лесная нечисть хрестьянскую душу спортить, он же ее не послушался?»; «Эх ты! — воскликнул Федя, слегка вздрогнув и передернув плечами, — пфу. ».
Ближе к концу разговора Федя ласково обращается к Ване, самому младшему мальчику: видно, ему нравится старшая сестра Вани, Анютка. Федя по деревенскому этикету сначала спрашивает о здоровье сестры, а потом просит Ваню передать ей, чтобы она приходила к Феде, обещая ей и самому Ване гостинец. Но Ваня простодушно отказывается от гостинца: он чистосердечно любит сестру и желает ей добра: «Дай уж лучше ей: она у нас такая добренькая».
Как дальше сложилась судьба Феди, автор не говорит, возможно, потому, что судьба мальчика из богатой семьи вполне предсказуема.
б) Ваня
— О ком идет речь?
О Ване меньше всего говорится в рассказе: он самый маленький мальчик из тех, кто пошел в ночное, ему всего семь лет:
«Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую головку ».
— Как характеризует Ваню его речь? поступки?
(Ваня не вылез из-под рогожи даже тогда, когда Павел позвал его есть картошку: видимо, он спал. Он проснулся, когда мальчики замолчали, и увидел над собой звезды: «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, — раздался вдруг детский голос Вани, — гляньте на Божьи звездочки, — что пчелки роятся!» Это восклицание, как и отказ Вани от гостинца ради сестры Анюты, рисуют нам мальчика доброго, мечтательного, видимо, из бедной семьи: ведь уже в семь лет ему знакомы крестьянские заботы).
в) Ильюша
— О ком идет речь?
Ильюша — мальчик лет двенадцати.
Лицо его «. было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи, толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку».
— Где работает Ильюша?
г) Костя
— О ком идет речь?
«. Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке, по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно».
— Мы видим, что Костя из бедной семьи, что он худ и плохо одет. Возможно, он часто недоедает и для него поход в ночное — праздник, где можно поесть вволю дымящийся картофель.
— Почему автор называет его «трусишкой»?
(рассказ Кости очень поэтичен, похож на народную сказку. Мы видим в поверье, рассказанном Костей, общее с одним из сказов П. П. Бажова — «Медной горы Хозяйка». Как и главный герой сказа Бажова, плотник Гаврила встречается с нечистой силой в женском обличье, удивительным образом находит дорогу после встречи и потом не может забыть о ней, «невеселый ходит»).
Рассказ Кости про голос из бучила проникнут страхом перед непонятным: «Страх такой меня взял, братцы мои: время-то позднее, да и голос такой болезненный. Так вот, кажется, сам бы и заплакал. » Печально повествует Костя о гибели мальчика Васи и о горе его матери Феоклисты. Рассказ его похож на народную песню:
«Бывало, пойдет-от Вася с нами, с ребятками, летом в речку купаться, — она так вся и встрепещется. Другие бабы ничего, идут себе мимо с корытами, переваливаются, а Феоклиста поставит корыто наземь и станет его кликать: „Вернись, мол, вернись, мой светик! Ох, вернись, соколик!“»
Особую выразительность этому рассказу придают повторы и слова встрепещется, кликать.
С вопросами Костя обращается к Павлуше: он видит, что Павлуша не боится окружающего мира и старается объяснить то, что видит вокруг.
д) Павлуша
— О ком идет речь?
Павлуше, как и Ильюше, на вид двенадцать лет.
У него «. волосы были всколокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов».
— Как относится Павлуша к другим мальчикам?
(Павлуша — умный и смелый мальчик. Он активно участвует в разговоре у костра и пытается подбадривать мальчиков, когда они под впечатлением страшных рассказов пугаются и падают духом. После рассказа Кости о русалке, когда все вслушиваются с испугом в ночные звуки и призывают на помощь крестную силу, Павел ведет себя иначе:
«— Эх вы, вороны! — крикнул Павел, — чего всполохнулись? Посмотрите-ка, картошки сварились»).
Когда собаки внезапно поднимаются и с судорожным лаем кидаются от огня, мальчики пугаются, а Павлуша с криком бросается вслед за собаками:
«Послышалась беспокойная беготня встревоженного табуна. Павлуша громко закричал: „Серый! Жучка. “ Через несколько мгновений лай замолк; голос Павла принесся уже издалека. Прошло еще немного времени; мальчики с недоумением переглядывались, как бы выжидая, что-то будет. Внезапно раздался топот скачущей лошади; круто остановилась она у самого костра, и, уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с нее Павлуша. Обе собаки также вскочили в кружок света и тотчас сели, высунув красные языки.
— Что там? что такое? — спросили мальчики.
— Ничего, — отвечал Павел, махнув рукою на лошадь, — так, что-то собаки зачуяли. Я думал, волк, — прибавил он равнодушным голосом, проворно дыша всей грудью».
— Как автор относится к Павлуше?
(Автор не скрывает своего восхищения храбростью этого мальчика:
«Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка. »)
Павлуша — единственный мальчик, которого автор называет в рассказе полным именем — Павел. Он в противоположность Ильюше и Косте пытается понять, объяснить мир, непонятные явления.
— Как мальчики относятся к Павлуше?
(мальчики ценят храбрость товарища, обращая к нему свои вопросы. Даже собака дорожит вниманием мальчика:
«Садясь на землю, уронил он руку на мохнатый затылок одной из собак, и долго не поворачивало головы обрадованное животное, с признательной гордостью посматривая сбоку на Павлушу»).
Павлуша объясняет непонятные звуки: он различает крик цапли над рекой, голос в бучиле объясняет криком, который издают «такие лягушки махонькие»; он различает звук летящих куличков и объясняет, что они летят туда, «где, говорят, зимы не бывает», а земля такая «далеко, далеко, за теплыми морями».
Очень ярко характер Павлуши проявляется в рассказе о солнечном затмении. Ильюша с жаром пересказывает деревенские суеверия о приходе Тришки, а Павлуша смотрит на происходящее умным, критичным, насмешливым взглядом:
«Барин-то наш, хоша и толковал нам напредки, что, дескать, будет вам предвиденье, а как затемнело, сам, говорят, так перетрусил, что на поди. А на дворовой избе баба стряпуха, так та, как только затемнело, слышь, взяла да ухватом все горшки перебила в печи: „Кому теперь есть, когда, говорит, наступило светопреставление“. Так шти и потекли».
Павлуша создает интригу, не сразу раскрывая, что же это было за существо с огромной головой, описывая, как вели себя перепуганные жители. Рассказывает мальчик неторопливо, посмеиваясь над мужиками и, вероятно, над своим собственным страхом, потому что он тоже находился в толпе людей, высыпавших на улицу и ждавших, что будет:
«— Смотрят — вдруг от слободки с горы идет какой-то человек, такой мудреный, голова такая удивительная. Все как крикнут: „Ой, Тришка идет! ой, Тришка идет!“ — да кто куды! Староста наш в канаву залез; старостиха в подворотне застряла, благим матом кричит, свою же дворную собаку так запужала, что та с цепи долой, да через плетень, да в лес; а Кузькин отец, Дорофеич, вскочил в овес, присел, да и давай кричать перепелом: „Авось, мол, хоть птицу-то, враг, душегубец, пожалеет“. Таково-то все переполошились. А человек-то это шел наш бочар, Вавила: жбан себе новый купил да на голову пустой жбан и надел».
Больше всего нас восхищает кульминация рассказа, когда Павлуша возвращается от реки «с полным котельчиком в руке» и рассказывает, как слышал Васин голос:
«— Ей-Богу. Только стал я к воде нагибаться, слышу, вдруг зовут меня этак Васиным голоском и словно из-под воды: „Павлуша, а Павлуша!“ Я слушаю; а тот опять зовет: „Павлуша, подь сюда“. Я отошел. Однако воды зачерпнул».
Последняя фраза подчеркивает твердость и силу характера мальчика: он услышал голос утопленника, но не побоялся и зачерпнул воды. Он прямо и гордо идет по жизни, отвечая на слова Ильюши:
«— Ну, ничего, пущай! — произнес Павел решительно и сел опять, — своей судьбы не минуешь».
И мы вместе с автором испытываем настоящую горечь при известии о том, что Павел погиб, упав с лошади. Хочется, чтобы судьба была милостива к смелым и сильным людям.