какой максимальный угол должен быть между ветвями стропов общего назначения
Какой угол допускается между ветвями строп
Главные критерии, которыми надо руководствоваться при выборе строп – вес и размеры (габариты) поднимаемого груза. При расчетах предельных нагрузок важно учитывать прочность стропов, которая определяется показателем разрывного усилия, возникающего в ветвях стропа. Этот показатель может существенно превышать вес груза.
Строповка – необходимые расчетные параметры для безопасных грузоподъемных работ
Нагрузка, действующая на ветви стропов (I – оптимальное расположение строп, II – опасная зона)
При подборе типа, вида, материала строп для грузоподъемных работ учитывается комплекс критериев:
Для обеспечения безопасности, предотвращения переворачивания, разворота, опрокидывания грузов важно рассчитать все заданные параметры.
Как рассчитать предельные нагрузки на стропы в зависимости от угла наклона
Схема расчета нагрузок приведена для двух ветвей строп, расположенных под углом к вертикали, но может применяться и для большего количества строп. При расчетах большего числа ветвей за вертикаль к углу α/2 принимается прямая, которая проходит через крюк.
Надо поднять груз массой G, с центром тяжести (как показано на рис.2) в точке С. Точки А и В – место крепления стропов. Угол между ветвями стропов – α.
Пример практического расчета усилий в ветвях стропа Т при изменении параметров угла α.
Усилие, в ветвях стропов T зависит от массы G груза и рассчитывается по формуле:
T = G / (2 · cos (α/2))
Но, величина усилия, возникающего в ветвях стропов будет меняться в процентном отношении к весу груза G, в зависимости от изменения угла α между ними.
График на рис.3 показывает, что усилие при увеличении угла между стропами выше 120 0 быстро и нелинейно растет.
При угле в 90° нагрузка на каждую ветвь стропа 71% от веса груза, при угле 120° усилие равно массе груза, при 150° усилие в каждой ветви превышает массу груза в два раза.
Для числа стропов более двух расчет усилий в ветвях выполняется по формуле:
T = G / (n · cos β)
Выбирая строп для грузоподъемных работ важно знать массу груза и положение центра тяжести, чтобы правильно выбрать точки зацепа, регулировать одинаковое натяжение.
Таблица для расчетов рабочих нагрузок на строп с учетом выбранного способа крепления и угла между ветвями.
Проверку строп, с указанием номера на бирке, необходимо проводить раз в десять дней с занесением записей результатов осмотра в журнале регистрации. По регламенту технические испытания строп должны выполняться каждые полгода.
Эксплуатация – Стропы канатные
1. Общие требования
1.2. Стропы изготовлены в соответствии с ГОСТ 25573-82, РД 10-33-93, ТУ 25.93.11-011-89225915-2019
1.3. Стропы маркируются биркой, с указанием на ней предприятия-изготовителя, обозначения стропа, грузоподъемности, длины, даты испытаний и заводского номера, а также других справочных данных.
1.4. Стропы имеют шестикратный запас прочности.
2. Указание мер безопасности
2.1. При эксплуатации стропов следует руководствоваться Правилами безопасности.
2.2. Владельцы съемных грузозахватных приспособлений обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего осмотра, надзора и обслуживания согласно требованиям правил безопасности.
2.3. Строповка грузов должна производиться по технологическим картам в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона;
2.4. Стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между ветвями не превышал 90°.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ использование стропов при отклонении ветвей от вертикали более чем на 45°. Допускаемые нагрузки на ветвь (см. таблицу).
2.5. При прохождении каната стропа по кромкам груза необходимо применять прокладки или кромкозащитные накладки, чтобы предотвратить повреждения, или учесть понижающий коэффициент грузоподъемности. При обвязке грузов стропами не следует допускать изгиба канатов на ребрах груза.
2.6. При ударной нагрузке в расчет берется пониженная грузоподъемность стропа в зависимости от характера такой нагрузки и экспертного решения в целом касательно возможности применения цепного стропа. Действуют следующие понятия:
— легкие удары: возникают, например, во время ускорения при подъеме или опускании;
— средние удары: возникают, например, вследствие соскальзывания цепи, обусловленного ее выравниванием по форме груза;
— сильные удары не допускаются.
2.7. Многоветвевые грузоподъемные стропы разрешается нагружать до максимальной грузоподъемности, указанной на маркировочной бирке, только при симметричной нагрузке на все его ветви. Нагрузка может рассматриваться как симметричная, если одновременно выполняются все приведенные ниже условия:
— вес подымаемого груза меньше 80 % от указанной на бирке допустимой рабочей грузоподъемности;
— углы отклонения всех ветвей стропа от вертикали не меньше 15°;
— углы отклонения всех ветвей стропа одинаковы или отличаются друг от друга не более чем на 15°;
— в случае трех- и четырехветвевых грузоподъемных стропов противоположные углы в плоскости зачаливания отличаются друг от друга не более чем на 15°.
В противном случае нагрузка считается несимметричной, и классификация процесса подъема должна быть осуществлена компетентным лицом. В сомнительном случае грузоподъемность необходимо снизить на грузоподъемность одной ветви. Если используются не все ветви многоветвевого стропа, то допустимая грузоподъемность снижается соответствующим образом, а отдельные неиспользуемые ветви подвешиваются на подвесное кольцо.
2.8. Соединение крюка грузоподъемной машины с подвесками, петлями стропов должно быть надежным. Подвеска стропа должна фиксироваться замком крюка. Монтажная петля должна закрепляться защелкой в звене крюка стропа.
2.9. Не разрешается изменять стропы и их компоненты, например, путём сгибания, шлифования, удаления частей, сверления. Поверхность нельзя обрабатывать кислотами или щёлочами.
Грузоподъемность стропов с ветвями из каната со стальным сердечником при перемещении грузов, имеющих температуру от 250 до 400°С, снижают на 25 %; перемещение грузов, имеющих температуру свыше 400°С, не допускается.
При регулярном использовании канатных стропов для обвязки грузов с закруглениями, радиусы которых составляют менее 10 диаметров каната, рекомендуется снижать допускаемую нагрузку на ветви стропа.
r/d | Снижение % | r/d | Снижение % | r/d | Снижение % |
менее 0,5 | не допускается | от 1,0 до 2,0 | 35 | свыше 2,5 | 0 |
от 0,5 до 1,0 | 50 | от 2,0 до 2,5 | 25 |
2.11. Перемещение грузов со свободной укладкой их на петлевые стропы вне зависимости от числа петель допускается только при наличии на грузе элементов, надежно предотвращающих его от смещения в продольном направлении.
3. Нормы и правила браковки
3.1. Перед началом работ стропы подлежат визуальному осмотру. Согласно требованиям правил безопасности, стропальщики должны проводить осмотр стропов перед их применением для подъема и перемещения грузов грузоподъемными машинами.
3.3. Перед первым использованием стропа необходимо удостовериться в том, что:
— стропы соответствует заказу;
— характеристики и данные о грузоподъёмности, указанные на маркировочной бирке стропа, соответствуют данным в паспорте стропа. Перед каждым использованием стропы следует проверять на наличие видимых повреждений или признаков износа и при необходимости выводить их из эксплуатации – это касается также сомнительных случаев.
3.4. При осмотре стропов необходимо обращать внимание на состояние канатов, крюков, подвесок, замыкающих устройств, обойм, карабинов и мест их креплений.
3.5. Браковка колец, петель и крюков производится: при наличии трещин; при износе поверхности элементов или местных вмятинах, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10%; при наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5%.
3.6. Для оценки безопасности использования канатов используют следующие критерии:
3.6.1. характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых может быть в 2 раза больше. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается.
3.7. Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице:
Стропы из каната двойной свивки Число видимых обрывов проволок на участие канатного стропа длинной
Стропы из каната двойной свивки | Число видимых обрывов проволок на участие канатного стропа длинной | ||
3d | 6d | 30d | |
4 | 6 | 16 |
3.9. ЗАПРЕЩАЕТСЯ использование стропов, у которых:
— отсутствие маркировочной бирки или не читаемость указанных характеристик на ней.
— с деформированными коушами или при износе последних с уменьшением первоначальных размеров сечения более чем на 15%;
— с трещинами на опрессовочных втулках или при изменении размера последних более чем на 10% от первоначального;
— с признаками смещения каната в заплетке или втулках;
— с поврежденными или отсутствующими оплетками, или другими защитными элементами при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;
— с крюками, не имеющими предохранительных замков.
3.10. Результаты осмотра заносятся в журнал осмотра грузозахватных приспособлений.
3.11. Съемные грузозахватные приспособления, не прошедшие осмотра и технического освидетельствования, к работе не допускаются. Неисправные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ. Стропы ремонту не подлежат.
4. Транспортировка и хранение
4.1. Грузоподъемные стропы необходимо хранить в сухом месте с защитой от коррозии. Прежде чем разместить стропы для хранения, необходимо проверить их на наличие любых повреждений, которые могли появиться при их использовании. Хранение поврежденных стропов не рекомендуется.
4.2. Транспортирование стропов после упаковки может производиться любыми видами транспорта в условиях, обеспечивающих их сохранность в соответствии с нормами и требованиями настоящей инструкции.
Проектирование и производство грузоподъемного оборудования
Какой максимальный угол должен быть между ветвями стропов общего назначения
СТРОПЫ ГРУЗОВЫЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ*
* Для удобства чтения по просьбе руководителей и специалистов предприятий текст изменения N 1 приводится курсивом
Дата введения 1994-06-01*
________________
* См. ярлык Примечания.
УТВЕРЖДЕН Госгортехнадзором России от 20.10.93 г. с изменением N 1, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 08.09.98 N 57.
Настоящий руководящий документ (РД) распространяется на стропы из стальных канатов и цепные стропы, используемые для подвески грузов к крюкам грузоподъемных машин, предназначенные для применения на промышленных предприятиях, а также на транспортных и складских объектах, выпускаемые в виде отдельных единиц или мелких партий климатического исполнения ТУ и У по ГОСТ 15150
1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
1.1. Стропы должны изготавливаться:
ветвевыми со звеньями (элементами) для навески на крюк крана и подсоединения груза;
кольцевыми в виде замкнутой петли для непосредственной обвязки груза
1.2. Грузоподъемность стропов должна выбираться из следующего ряда: 0,5; 0,63; 1,0*; 1,6; 2,0*; 3,2*; 5,0*; 6,3; 8,0; 10*; 12,5*; 16*; 20*; 25; 32*; 40 и 50 т (звездочкой отмечены стропы, рекомендуемые для преимущественного применения).
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Общие требования
2.1.1. Грузовые стропы должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего РД, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, а также конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
Проектирование и изготовление грузовых стропов должны проводиться в организациях и на предприятиях, имеющих разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора России и располагающих квалифицированными специалистами и техническими средствами, обеспечивающими проектирование и изготовление стропов в полном соответствии с требованиями настоящего нормативного документа.
Для получения разрешения (лицензии) на изготовление стропов предприятие-изготовитель должно представить в территориальные органы госгортехнадзора документы, указанные в п.2.1 Положения о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 03.07.93 N 20.
технические условия на изготовление, утвержденные в установленном порядке;
рабочие чертежи стропов;
описание технологического процесса изготовления стропов (технологические карты);
сертификаты на канаты и цепи;
справка о наличии аттестованных специалистов (при необходимости выполнения сварочных работ).
Разрешение (лицензия) на изготовление стропов выдается территориальными органами Госгортехнадзора России на основании результатов проверки предприятия-изготовителя и рассмотрения представленной им документации. Стропы, изготавливаемые для сторонних организаций, должны быть снабжены паспортом (форма Паспорта стропа приведена в приложении 4).
2.1.2. Расчет канатов и цепей стропов, используемых как для непосредственной обвязки груза, так и для захвата последнего с помощью концевых звеньев, производят на растяжение.
2.1.3. Определение усилий в канатах и цепях двух-, трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии дополнительных требований производят исходя из условия, что углы между ветвями не превышают 90° (рис.1).
Рис.1. Строповка груза двух- ( ), трех- ( ) и четырехветвевыми ( ) стропами
2.1.4. Расчет трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии гарантии равномерности распределения нагрузок между ветвями производят исходя из условия, что груз удерживается только двумя ветвями.
2.1.5. При расчете на действие номинальной нагрузки запас прочности для канатов и цепей по отношению к разрушающей нагрузке, указанной в их сертификате, должен быть не менее 6,0 и 5,0 соответственно.
Грузоподъемность стропов с ветвями из каната со стальным сердечником при перемещении грузов, имеющих температуру от 250 до 400°С, снижают на 25%; перемещение грузов, имеющих температуру свыше 400°С, не допускается.
2.1.10. Отклонение длины ветвей, используемых для комплектации одного стропа, не должно превышать 1% длины ветви.
2.2. Требования к конструкции стропов
2.2.1. В цепных стропах должны применяться круглозвенные грузовые цепи по ТУ 12.0173856.009 типов 1 и 3, а также цепи по ТУ 12.0173856.015 типа А исполнения 2.
Применение цепей других типов допускается по согласованию с ВНИИПТМАШ.
2.2.2. Для сращивания цепей допускается использовать электро- или кузнечно-горновую сварку или специальные соединительные звенья.
2.2.3. В канатных стропах должны применяться круглопрядные канаты двойной свивки, изготавливаемые по техническим условиям ГОСТ 3241.
Рекомендуется применять канат крестовой свивки с сердечником из пеньки, сизаля и хлопчатобумажной пряжи. Допустимо применение канатов с сердечниками из других материалов с учетом температурного режима использования стропов.
2.2.4. Соединение концов канатов следует выполнять заплеткой или опрессовкой алюминиевыми втулками.
Применение соединений других видов допускается только по согласованию с ВНИИПТМАШ.
Соединение, выполненное путем оковки каната кольцами, не допускается.
2.2.5. Для подсоединения ветвей канатных стропов к звеньям должны применяться коуши. Рекомендуется применять коуши по ГОСТ Р 50090.
2.2.7. Рекомендуемые конструкции стропов и их элементов приведены в приложении 1.
2.3. Требования к материалам
2.3.1. Элементы стропов, подвергающиеся сварке при изготовлении, должны изготавливаться из сталей, предусмотренных в РД 24.090.52, с учетом температурных условий эксплуатации стропов.
2.3.4. Втулки для соединения канатов опрессовкой следует выполнять из алюминиевых сплавов марок АД0, АД1, АД31 и АМЦ по ГОСТ 4784.
2.3.5. Применение материалов, не указанных в пп.2.3.1-2.3.4, допускается только по согласованию с ВНИИПТМАШ.
2.4. Требования к элементам стропов
Круглозвенные сварные и штампованные цепи, применяемые для грузовых стропов, должны соответствовать ГОСТ 228 «Цепи якорные» или техническим условиям, утвержденным в установленном порядке. Цепи должны иметь сертификат.
2.4.2. Ветви канатных стропов должны изготавливаться из цельного каната. Наращивание канатов не допускается.
2.4.3. Число проколов каната каждой прядью при заплетке должно быть не меньше указанного в табл.1.
Зависимость числа проколов каната каждой прядью от его диаметра
Число проколов каждой прядью, не менее
Выбор и расчёт грузовых стропов для перемещения грузов
1. Подбор стропов к перемещаемым грузам
Выбор стропов начинают с определения массы груза и расположения его центра тяжести. Если на грузе таких обозначений нет, то необходимо уточнить эти параметры у лица, ответственного за производство грузоподъемных работ. Во всех случаях необходимо убедиться в том, что груз, подлежащий перемещению, может быть поднят имеющимися в вашем распоряжении грузоподъемными средствами. Определив массу поднимаемого груза и расположение центра тяжести, затем определяют число мест застропки и их расположение с таким расчетом, чтобы груз не мог опрокинуться или самостоятельно развернуться. Из этого расчета выбирают строп или подходящее грузозахватное приспособление. Одновременно следует учитывать длину выбираемого многоветвевого стропового грузозахватного приспособления.
При выборе длины стропа следует исходить из того, что при малой длине угол между ветвями строп будет больше 90°, а при большой длине — теряется высота подъема груза и возникает возможность его кручения. Оптимальные углы между ветвями строп находятся в пределах 60 – 90° (рис.1).
При выборе строп следует также определить, из каких элементов должна состоять гибкая часть стропа (стальной канат или цепь, или другой вид жестких строп и т. п.) и какие концевые и захватные элементы целесообразнее использовать для подъема конкретного груза.
Рис.1. Схема распределения нагрузок на ветви стропа: I – рекомендуемая зона захвата груза; II – не рекомендуемая зона захвата груза
2. Выбор грузового стропа
Определив массу поднимаемого груза, далее необходимо правильно выбрать строп с учетом нагрузки, которая возникает в каждой его ветви. Нагрузка, приходящаяся на каждую ветвь, меняется в зависимости от числа мест зацепки груза, от его размеров, от угла между ветвями стропа, от длины его ветвей. Усилия, возникающие в ветвях стропа при подъеме груза, можно определять двумя способами (рис.2).
Рис.2. Схема натяжения стропа.
3. Способы расчета усилий в ветвях стропа
1. Нагрузку, приходящуюся на каждую ветвь стропа, можно определить по первому способу так
S = G•g/(k•n•cosα), (1)
где: S — Натяжение ветви стропа. H (кгс)
G – Вес груза. H (кгс)
g – ускорение свободного падения (g=9,8 м/с2 )
n – Число ветвей стропа.
α – Угол наклона ветви стропа (в градусах).
2. Заменив для простоты расчета
1/cosα коэффициентом m, получим
S = m•G•g/(k•n), (2)
где: m – Коэффициент, зависящий от угла наклона ветви к вертикали;
при α = 0º — m = 1
при α = 30º — m = 1,15
при α = 45º — m = 1,41
при α = 60º — m = 2,0.
Канаты должны быть проверены на прочность расчётом: P/S ≥ k,
где: P – разрывное усилие каната в целом в H(кгс) по сертификату.
S – наибольшее натяжение ветви каната H(кгс).
k – должен соответствовать указанием таблицы — коэффициент запаса прочности:
для цепных = 5
для канатных = 6
для текстильных = 7.
Значения величин, применяемых в расчётной формуле (2), приведены в табл. №1:
Таблица.№ 1. Значения величин, применяемых в расчётной формуле (2).
n | 1 | 2 | 4 | 8 | – | – | – |
---|---|---|---|---|---|---|---|
k | 1 | 1 | 0,75 | 0,75 | – | – | – |
αº | 0º | 15º | 20º | 30º | 40º | 45º | 60º |
m | 1 | 1,04 | 1,06 | 1,16 | 1,31 | 1,41 | 2 |
4. Примеры.
При подъеме груза массой 1000 кг, числом ветвей стропа n = 4 и α = 45° имеем
S = 1,42•10 000•9,8/(4•0,75) = 46 390 Н,
Грузоподъемная сила, приходящаяся на одну ветвь стропа, равна
При подсчете усилий в ветвях стропа вторым способом замеряем длину С ветвей (в нашем случае 3000 мм) и высоту А треугольника, образованного ветвями стропа (в нашем случае 2110 мм). Полученные значения подставляем в формулу
S = G•С•g/(А •n•k).
Нагрузка на одну ветвь стропа S = 10 000•3000•9,8/(2110•4•0,75) = 46 450 Н, т. е. также равна
Нагрузка, приходящаяся на одну ветвь стропа, прямо пропорциональна углу между ветвями стропа и обратно пропорциональна числу ветвей. Таким образом, для подъема того или иного груза имеющимся стропом необходимо проверить, чтобы нагрузка на каждую ветвь стропа не превышала допустимой, указанной на бирке, клейме или в паспорте. В соответствии с действующими правилами Ростехнадзора грузоподъемность стропов, имеющих несколько ветвей, рассчитывают с учетом угла между ветвями 90°. Поэтому, работая групповыми стропами, необходимо лишь следить, чтобы угол α не превышал 45°.
Если груз обвязывается одноветвевыми стропами, например облегченными, рассчитанными на вертикальное положение (α = 0°), то возникает необходимость учитывать изменения утла и, следовательно, нагрузки на ветви стропа.
Нагрузки, действующие на одну ветвь стропа при различных углах между ветвями, приведены в табл. 2.
Таблица.№ 2. Нагрузки, действующие на ветвь стропа, кН.
Масса груза, кг | Угол между ветвями стропа | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
0° | 0° | 60° | 60° | 90° | 90° | 120° | 120° | |
2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | |
530 | 2,5 | 1,25 | 3 | 1,5 | 3,5 | 1,75 | 5 | 2,5 |
630 | 3,15 | 1,57 | 3,78 | 1,89 | 4,45 | 2,22 | 6,3 | 3,15 |
800 | 4,2 | 2,1 | 4,5 | 2,25 | 5,75 | 2,88 | 8 | 4 |
1000 | 5 | 2,5 | 5,75 | 2,78 | 7,6 | 3,8 | 10 | 5 |
1250 | 0,25 | 3,13 | 7,25 | 3,63 | 9 | 4,5 | 12,5 | 6,25 |
1600 | 8 | 4 | 9,6 | 4,8 | 11,28 | 5,64 | 16 | 8 |
2000 | 10 | 5 | 11,5 | 5,75 | 14,25 | 7,13 | 20 | 10 |
2500 | 12,5 | 6,25 | 14,5 | 7,25 | 17,75 | 8,88 | 25,6 | 12,8 |
3200 | 16 | 8 | 19,2 | 9,6 | 22,56 | 11,28 | 32 | 16 |
4000 | 20 | 10 | 23 | 11,5 | 28,5 | 14,25 | 40 | 20 |
5000 | 25 | 12,5 | 28,75 | 14,38 | 35,5 | 17,75 | 50 | 25 |
6300 | 31,5 | 15,75 | 37,8 | 18,9 | 44,42 | 22,21 | 63 | 31,5 |
8000 | 40 | 20 | 46 | 23 | 56,75 | 28,33 | 80 | 40 |
10000 | 50 | 25 | 52,5 | 28,75 | 71 | 35,5 | 100 | 50 |
12500 | 62,5 | 31,25 | 72,5 | 36,25 | 90 | 45 | 125 | 62,5 |
16000 | 80 | 40 | 96 | 48 | 119,8 | 56,4 | 160 | 80 |
20000 | 100 | 50 | 115 | 57,5 | 142,5 | 71,25 | 200 | 100 |
При строповке груза групповым стропом нагрузка на его ветви, если их более трех, в большинстве случаев распределяется неравномерно, поэтому необходимо стремиться, так зацепить груз, чтобы все ветви стропа после зацепления и натяжения имели по возможности одинаковую длину, симметричность расположения и одинаковое натяжение.
5. Техническое освидетельствование грузозахватных средств
Техническое состояние грузозахватных приспособлений проверяют осмотром и испытанием. Освидетельствованию они подлежат (табл. 3) перед вводом в эксплуатацию и периодически во время работы.
Таблица.№ 3. Нормы и сроки освидетельствования грузозахватных средств.
Грузозахватные приспособления можно не испытывать, если они новые, испытаны заводом-изготовителем и не имеют внешних дефектов. При осмотре грузозахватного приспособления проверяют его общее состояние и степень износа зажимов, гаек, шплинтов, заплеток, сварных соединений, брони и т. п. Если грузозахватные приспособления не забракованы при внешнем осмотре, то их испытывают под нагрузкой. Для этого по паспорту, журналу или расчетом определяют предельную рабочую нагрузку. По рабочей нагрузке подбирается испытательная, равная 1,25 рабочей нагрузки.
Во время испытания тарированный груз захватывают испытуемым приспособлением, приподнимают краном на высоту 200 – 300 мм от уровня пола и выдерживают на весу 10 мин. На многих заводах существуют стационарные испытательные стенды.
Если после испытания на приспособлении не обнаруживается повреждений, обрывов, трещин, остаточных деформаций, то оно считается годным. Остаточные деформации, определяют сопоставлением номинальных размеров элементов грузозахватного приспособления до испытания с фактическими размерами после испытания.
Если детали приспособления получили недопустимые по нормам остаточные деформации, то к эксплуатации оно допускается только после тщательного осмотра и пересчета на новую грузоподъемность, а также после последующего испытания. К испытанному приспособлению прикрепляют бирку, на которой указывают номер, грузоподъемность, дату испытания.
Результаты освидетельствования заносят в журнал регистрации грузозахватных средств. Журнал содержит полные сведения о каждом приспособлении: порядковый номер, назначение, техническая характеристика, наименование завода-изготовителя, дату изготовления, заключение ОТК о результатах испытания.
На каждом предприятии, строительстве, базе, где имеются грузоподъемные краны, назначают специалиста, инженера или техника-механика, ответственного за безопасную эксплуатацию кранов, грузозахватных средств и техническое освидетельствование их. В крупных организациях инженер по надзору может быть наделен правами инспектора Ростехнадзора России.