какой магазин выкупила лента
«Лента» купила сеть «Билла Россия»
Продуктовый ретейлер «Лента» объявил о завершении сделки по покупке сети «Билла Россия». Об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте компании. Стоимость сделки оценивается в 225 миллионов евро.
«В результате приобретения, одобренного Федеральной антимонопольной службой России в июле 2021 года, «Лента» станет вторым оператором супермаркетов в Москве и Московской области по количеству магазинов», — говорится в сообщении. В течение года компания планирует интегрировать в свою сеть 161 супермаркет и также сотрудников «Биллы».
«Экспансия в сегменте супермаркетов является стратегическим приоритетом для «Ленты». Эта сделка ускорит трансформацию компании, позволив мгновенно удвоить наше присутствие в этом сегменте», — уверен генеральный директор компании Владимир Сорокин.
О покупке сети «Билла Россия» «Лента» объявила 19 мая. Речь шла о сделке на сумму 215 миллионов евро.
В середине июня «Лента» заключила соглашение о покупке пермской розничной сети «Семья», четвертого по величине ретейлера в регионе. Сумма сделки составит 2,35 миллиарда рублей. Рабочие места более трех тысяч сотрудников пермской компании будут сохранены. Гипермаркеты перейдут под бренд «Ленты». Супермаркеты будут переименованы в «Супер Ленту», а магазины у дома — в «Мини Ленту».
«Лента» приобретает сеть «Билла Россия» и становится второй по числу супермаркетов в Москве
Санкт-Петербург, Россия, 19 мая 2021 г.: ООО «Лента», косвенная дочерняя компания МКПАО «Лента» (MOEX & LSE: LNTA), одна из крупнейших розничных сетей России, заключило соглашение о приобретении сети супермаркетов Billa Russia GmbH («Билла Россия») за 215 млн евро денежными средствами.
Сделка значительно ускорит экспансию «Ленты» в Москве за счет приобретения зрелых торговых точек, имеющих выгодное расположение и высокую плотность продаж. В результате сделки общая доля «Ленты» на рынке продуктового ритейла Москвы и Московской области составит приблизительно 3%.
Как ожидается, покупка сети «Билла Россия» внесет значительный вклад в рост продаж и финансовых результатов «Ленты».
Генеральный директор «Ленты» Владимир Сорокин заявил:
«Приобретение супермаркетов «Билла Россия» даст нам доступ к зрелой сети магазинов с устойчивым потоком покупателей, в том числе в центральных районах Москвы, и позволит удвоить общее количество супермаркетов «Лента». Кроме того, выгодное расположение торговых точек «Билла» даст «Ленте» возможность расширить онлайн-доставку на всю территорию Москвы, что является частью нашего амбициозного плана по значительному развитию онлайн-бизнеса в ближайшие годы.
Продвижение на вторую строчку в списке операторов супермаркетов в крупнейшем и богатейшем мегаполисе России поддерживает стратегические цели, о которых мы объявили на недавнем Дне Инвестора. Кроме того, сделка подтверждает наше намерение играть активную роль в развитии сектора продуктового ретейла.
Корпоративная культура «Ленты» и «Билла Россия» во многом схожи, и мы рады приветствовать более 5 400 сотрудников «Билла Россия» в команде «Ленты». Мы уверены, что это приобретение даст ряд преимуществ не только нашим сотрудникам, акционерам и покупателям, но и сотрудникам «Билла Россия», которые станут частью нашей компании».
«Лента» планирует интегрировать в сеть «Ленты» 161 приобретенный супермаркет, логистическую инфраструктуру и сотрудников «Билла Россия». Как только магазины сети будут переведены под бренд «Лента», торговая марка «Билла Россия» прекратит свое существование.
В настоящее время сеть «Билла Россия» управляет супермаркетами общей торговой площадью 138 051 кв. м., подавляющее большинство из которых находится в Москве и Московской области, распределительный центр расположен в Быково (Московская область).
Ожидается, что сделка будет закрыта летом 2021 года при условии получения необходимого одобрения со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России.
За более детальной информацией, пожалуйста, обращайтесь на www.lentainvestor.com или по указанным ниже контактам:
Лента
Мария Филиппова
Директор по связям с общественностью и государственными органами
maria.filippova@lenta.com
Лента
Тимоти Пост
Директор по взаимодействию с инвесторами
timothy.post@lenta.com
О Компании
МКПАО «Лента» (MOEX & LSE: LNTA) – ведущий многоформатный продуктовый и FMCG-ритейлер в России. Компания развивает форматы гипермаркетов, супермаркетов, а также недавно запустила новый формат магазинов у дома под брендом «Мини Лента». «Лента» является крупнейшей сетью гипермаркетов в России и четвертой среди крупнейших розничных сетей страны по выручке. Компания была основана в 1993 году в Санкт-Петербурге. По состоянию на 31 марта 2021 года под управлением «Ленты» находилось 254 гипермаркета и 140 супермаркетов общей торговой площадью более 1,5 млн кв. м в 89 городах европейской части России. Средняя торговая площадь одного гипермаркета «Ленты» составляет около 5 500 кв. м, средняя площадь супермаркета – 800 кв. м, средняя торговая площадь магазинов формата «Мини Лента» – 500 кв. м. Компания располагает 13 распределительными центрами по всей России. В 2020 году выручка «Ленты» составила 445 млрд рублей (около 6 млрд долларов США).
Заявления прогнозного характера
Этот документ содержит заявления, которые являются или могут считаться «прогнозными заявлениями». Эти прогнозные заявления можно определить по тому факту, что они не относятся только к прошедшим или настоящим событиям. Эти прогнозные заявления можно определить по использованию таких слов, как «ожидает», «планирует», «оценивает», «намеревается», «рассчитывает», «намечает», «предполагает» и других аналогичных слов. По своему характеру прогнозные заявления связаны с риском и неопределенностью, так как относятся к событиям и обстоятельствам, которые еще не произошли и неподвластны контролю со стороны Компании. Как итог, реальные результаты в будущем могут существенно отличаться от запланированных, намеченных и ожидаемых результатов, указанных в наших прогнозных заявлениях. Все прогнозные заявления, сделанные Компанией или от ее имени, актуальны только на дату сделанного соответствующего заявления. За исключением случаев, прямо предусмотренных соответствующим законодательством или регуляторными нормами, Лента не принимает на себя обязательства по распространению или публикации любых изменений в прогнозных заявлениях, содержащихся в данном документе, с целью отражения каких-либо изменений ожиданий Компании касательно этих вопросов или любых изменений событий, условий или обстоятельств, на которых основывается любое такое прогнозное заявление, после даты публикации данного документа.
«Лента» купит сеть супермаркетов «Билла» за €215 млн
Компания «Лента» Алексея Мордашова приобретет сеть супермаркетов «Билла Россия» (Billa Russia GmbH, принадлежит немецкой REWE Group). Об этом сообщает пресс-служба «Ленты».
Сумма сделки составит €215 млн. Она сделает «Ленту» второй по числу супермаркетов сетью в Москве после X5 Retail Group, говорится в сообщении. После поглощения торговая марка «Билла Россия» прекратит свое существование, а все супермаркеты будут интегрированы в сеть «Ленты».
По словам гендиректора компании Владимира Сорокина, покупка сети магазинов с устойчивым потоком покупателей позволит «Ленте» удвоить количество супермаркетов в столице.
«Выгодное расположение торговых точек «Билла» даст «Ленте» возможность расширить онлайн-доставку на всю территорию Москвы, что является частью нашего амбициозного плана по значительному развитию онлайн-бизнеса в ближайшие годы», — добавил Сорокин.
В REWE International сообщили, что стратегическая цель компании — занимать лидирующие позиции во всех странах присутствия. Рыночная ситуация в России не позволяет этого, несмотря на большие инвестиции. «Мы решили сконцентрироваться на успешных рынках ЕС и сосредоточить наши ресурсы в этих странах», — прокомментировал сделку член правления REWE International Эспен Б. Ларсен
После поглощения доля «Ленты» в продуктовом ретейле столичной агломерации составит около 3%. Все 5,4 тыс. сотрудников «Билла» перейдут на работу в «Ленту». Сделку планируется закрыть летом 2021 года после получения одобрения от Федеральной антимонопольной службы.
«Лента» уже обратилась с ходатайством в ФАС для согласования покупки Billa в России, сообщили в компании.
РБК обратился за комментарием в Billa и направил запрос в ФАС.
В России «Билла» принадлежит 161 супермаркет общей площадью более 138 тыс. кв. м, большинство из которых расположены в Москве и Подмосковье. Компания присутствует на российском рынке с 2004 года.
Покупка «Билла» стала уже второй крупной сделкой на российском рынке продуктового ретейла на этой неделе. 18 мая «Магнит» сообщил о покупке группы «Дикси». За 92,4 млрд руб. компания приобретет 2612 магазинов «Дикси» и 39 торговых точек под брендом «Мегамарт» общей площадью 854 тыс. кв. м.
Финансовые параметры сделки могут быть скорректированы. «Магнит» планирует завершить ее до 31 августа с возможным сдвигом до 30 сентября. Компания использует собственные средства, а также неиспользованные кредиты. Слияние более чем вдвое увеличит присутствие сети в Москве и Подмосковье — доля на рынке вырастет с 3,8 до 8,2%.
После сообщения о сделке акции «Магнита» выросли почти на 4%. В ФАС сообщили, что пока что не получали от компаний ходатайство на одобрение, и отметили, что срок рассмотрения таких заявок составляет от одного до двух месяцев.
«Смотрели все варианты»: зачем миллиардеру Алексею Мордашову убыточные супермаркеты Billa
№1 или №2
«У Billa — зрелые магазины с высоким трафиком и плотностью продаж, мы также высоко оцениваем ассортимент магазинов, особенно категории fresh и собственное производство, — сообщили в пресс-службе «Ленты». — Супермаркеты органично дополнят нашу сеть и позволят улучшить предложение наряду с расширением онлайн». По состоянию на 31 марта 2021 года под управлением «Ленты» находилось 254 гипермаркета и 140 супермаркетов в 89 городах европейской части России. Большая часть точек приобретаемой сети Billa находится в Москве и Московской области.
«Сделка серьезно увеличит рыночную долю «Ленты» в столичном регионе. Это благоприятно для бизнеса ретейлера, поскольку доход населения здесь выше среднего по стране, а значит, есть хороший потенциал эффективных продаж в этих магазинах», — комментирует Артур Галимов, аналитик по потребительскому сектору Sova Capital.
«Лента» сообщила, что планирует интегрировать в свою сеть 161 супермаркет, логистическую инфраструктуру и сотрудников «Билла Россия». Торговая марка Billa прекратит существование, как только магазины сети будут переведены под бренд «Лента». В какой перспективе это произойдет и сколько потребует инвестиций в ребрендинг — неизвестно. «Конкретного плана пока нет, так как нет одобрения сделки от ФАС», — заявили в пресс-службе ретейлера.
«Решение не сохранять бренд влечет за собой дополнительные вложения, — говорит Галимов. — Обратный пример — «Магнит», который принял решение оставить магазины «Дикси» под прежним брендом, и ему не придется тратить дополнительные средства на ребрендинг и ремонт этих магазинов (речь идет о покупке «Магнитом» сети «Дикси». — Forbes)». По оценке аналитика Sova Capital, совокупные инвестиции «Ленты» в обновление 161 магазина Billa и интеграцию сети в свою бизнес-платформу могут составить до 10 млрд рублей.
Это второй анонс крупной сделки на рынке российского ретейла за два дня. Накануне «Магнит» заявил, что договорился о покупке сети «Дикси», у которой более 2600 торговых точек, за 92,4 млрд рублей. «Происходит естественный процесс консолидации рынка, которого в целом ожидали все участники, — комментирует аналитик инвестиционной компании «Велес Капитал» Артем Михайлин. — Доля топ-5 игроков в розничной торговле продуктами питания России лишь недавно перешагнула порог 30%, в то время как в западных странах она зачастую превышает 50%». По его словам, условия на рынке розничной торговли продуктами питания усложнили пандемия, стагнация экономики и падение доходов потребителей. Но процесс укрупнения продолжается, что дополнительно усиливает конкуренцию, особенно в московском регионе.
Не только Billa
Близкий к Мордашову источник утверждает: несмотря на непростой и насыщенный для продуктового ретейла 2020 год, «Лента» находилась в поиске активов, которые ускорили бы рост сети. «Смотрели все варианты на рынке из этого сегмента. «ВкусВилл» точно смотрели, но они очень дорогие относительно размера сети. «Азбуку Вкуса» — только издалека, потому что это премиальный сегмент, а у «Ленты» другая задача. В итоге выбор пал на Billa», — рассказывает собеседник Forbes. По его словам, в России, кажется, нет такой ретейл-компании, кроме «Магнита» и X5, которую бы владелец «Ленты» не смотрел — либо до покупки «Ленты», либо уже после. В пресс-службе «ВкусВилл» информацию о переговорах с «Лентой» опровергли. Основатель и совладелец сети Андрей Кривенко оказался недоступен. В «Азбуке Вкуса» на запрос Forbes также ответили отказом.
В Rewe International сообщили, что продажа сети связана со стратегической целью компании, которая не была достигнута, — занять лидирующие позиции в России. «Рыночная ситуация, размер, сложность и развитость розничного рынка в России не позволяют этого, несмотря на значительные инвестиции. Вот почему мы решили сконцентрироваться на рынках ЕС, объединив наши ресурсы», — прокомментировал сделку член правления Rewe International Эспен Б. Ларсен. Последние несколько лет финансовые результаты Billa в России были откровенно слабыми. В 2018-2020 годах компания генерировала убытки. Выручка компании за последний год сократилась на 3,7% и составила 48 млрд рублей, убыток составил 1,7 млрд рублей (по данным «Спарк-Интерфакс»). Неудовлетворительные финансовые результаты последних лет смотивировали собственника Billa воспользоваться предложением «Ленты», говорит Артур Галимов из Sova Capital. «В 2020 году фокус компании сместился с открытия новых магазинов на реконструкцию существующих и оптимизацию сети в целом (например, в прошлом году компания ушла из Курска)», — добавляет Макеев из Райффайзенбанка. Сумму сделки (€215 млн) оба аналитика считают справедливой.
Бренд Billa появился на российском рынке в 2004 году благодаря владельцу московского холдинга «Марта» Георгию Трефилову. Сначала у предпринимателя сорвался план заполучить генеральную лицензию на использование международной марки Spar в России, зато меньше чем через год он подписал сделку с немецкой Rewe. На базе 19 супермаркетов Трефилова в Москве западный партнер начал строить сеть Billa — бренд второй по величине (после Metro) торговой компании Германии. «Марта» обанкротилась в 2009 году, а в 2010-м Трефилов был объявлен в международный розыск по обвинению в мошенничестве. Предприниматель перебрался в Великобританию, где живет до сих пор. Rewe Group — одна из крупнейших торговых компаний в Европе, в 2020 году ее оборот превысил €75 млрд (рост на 20,4% за год). По словам Эспен Б. Ларсен, уход с российского рынка — «логический шаг в стратегии развития в Центральной и Восточной Европе». В прошлом году группа покинула рынок Украины.
Лидеры продаж: пять крупнейших российских ретейлеров
Лидеры продаж: пять крупнейших российских ретейлеров
«Магнит» и «Лента» поглотят конкурентов. Покупать или продавать?
Крупные российские продуктовые ретейлеры станут еще больше. Что ждать от сделок инвесторам?
Что происходит
«Магнит» покупает группу компаний «Дикси», а «Лента» поглощает сеть супермаркетов Billa. На этих новостях 18 мая акции «Магнита» выросли до трехнедельных максимумов, на 4,78%: цена достигала 5 379 рублей за штуку, но к вечеру откатились к 5 235 рублям. У «Ленты» на бирже обращаются облигации и депозитарные расписки. Последние в день объявления о сделке подорожали на 6,79%, их цена достигала 250 рублей.
Сделки должны завершиться летом 2021-го, но «Магнит» оставил возможность при определенных обстоятельствах продлить процесс до конца сентября. Оба поглощения еще должна одобрить ФАC.
«Магнит» + «Дикси»
Первый в стране по количеству магазинов ретейлер увеличит примерно на 12% свою сеть за счет более чем 2 600 магазинов формата «у дома», работающих под брендом «Дикси», и 39 суперсторов «Мегамарт». Общее количество магазинов «Магнита» превысит 18 200. Большая часть помещений под торговые точки малого формата находится в аренде, существенная часть площадей «Мегамартов» перейдет в состав собственности. Бренд «Дикси» будет сохранен. Из имущества «Магнит» также получит пять распределительных центров, принадлежащих «Дикси».
Предварительная оценка этих активов — 92,4 млрд рублей, коррекция цены еще возможна с учетом оборотного капитала и чистого долга. Оплачивать укрупнение «Магнит» намерен из собственных средств и неиспользованных кредитных линий.
«Магнит» существенно приблизится к лидеру продуктового ретейла по оборотам X5 Retail Group.
«Лента» + «Билла»
Сеть номер три по обороту «Лента» выкупит примерно за 19 млрд рублей (215 млн евро) супермаркеты «Billa Россия». Бренд «Билла» будет ликвидирован. Под торговую марку «Лента» перейдут более 160 магазинов, вся логистическая инфраструктура. Общее количество магазинов по итогам сделки превысит 550 гипермаркетов и супермаркетов.
Новый расклад
Сделка позволит «Магниту» усилить лидерство по количеству магазинов и вплотную приблизиться к Х5 по выручке.
Самые доходные акции за прошлый год
По словам собеседников Банки.ру, затраты на интеграцию «Биллы» могут увеличить издержки «Ленты», поскольку в ее планах полностью ренбрендировать купленные магазины «Билла», объем вложений оценивается примерно в 25—30 млрд рублей. Однако для сети это не должно быть проблемой. «Лента» выигрышно смотрится по сравнению с конкурентами с точки зрения долговой нагрузки. Показатель «долг к капиталу» у «Ленты» составляет 120% против среднего по отрасли 570%, долгосрочный долг к капиталу — 37,2% (средний показатель — 69,6%). «Лента» обладает наименьшим соотношением чистого долга к EBITDA — 2,09 (по сравнению с 2,96 среди конкурентов), говорит аналитик ГК «Финам» Артемий Шамшуков.
Эту сделку, по его словам, можно расценивать как часть выполнения стратегии «Ленты»: по итогам 2021 года сеть намерена расширить площадь как минимум на 100 тыс. кв. м. А к 2025 году планирует удвоить выручку: с 445 млрд рублей в 2020-м до 1 трлн рублей в 2025-м.
По мнению начальника управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Георгия Ващенко, в обоих случаях с «Магнитом» и с «Лентой» критический уровень долговой нагрузки достигнут не будет. «Магнит», возможно, займет еще 60—80 млрд рублей. Но его долговая нагрузка будет ниже 2 х EBITDA. Ретейлер к концу года сможет, как и запланировал, открыть собственные магазины в количестве сопоставимом с тем, что покупает.
«Синергия от сделок будет заметна по итогам четвертого квартала, то есть после публикации операционных результатов, которая ожидается в конце зимы 2022 года. Полагаю, что рынок начнет отыгрывать это ранее, осенью», — говорит Ващенко.
В долгосрочной перспективе укрупнение бизнеса может приводить к росту капитализации потребительского сектора в целом, предполагает Дмитрий Пучкарев, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций». Такие крупные сделки могут привлечь на российский рынок средства зарубежных инвесторов, которые интересуются крупными компаниями потребительского сектора.
Как считает Георгий Ващенко, после сделок «Лента» и «Магнит» ничего не теряют в финансовом плане и сохраняют прежний потенциал роста. Например, «Магнит» не откажется от выплаты дивидендов: если в последнее время ретейлер выплачивал 250—300 рублей на акцию, то к 2022 году вполне может увеличить выплаты акционерам на 14%, а при самом оптимистичном прогнозе — и на 20%.
Что дальше?
Поглощения ожидаемые — курс на укрупнения был объявлен в стратегиях. «Высокий спрос позволил увеличить операционный денежный поток, что создает благоприятные возможности для покупок и большей активности в M&A», — комментирует аналитик «ВТБ Мои инвестиции» Елизавета Лебедева.
Аналитики указывают, что российский рынок по-прежнему остается сильно фрагментированным и в ближайшие годы в потребительском секторе состоится еще несколько таких сделок. Доля топ-10 игроков на рынке в 2020 году составила лишь 37%, отмечает Дмитрий Пучкарев.
Однако пока большого количества сетей, готовых к продаже, не наблюдается, поэтому Георгий Ващенко прогнозирует в ближайшие пару лет еще только 5—10 сделок. Курс на слияние он объясняет тем, что по стране федеральные сети еще не достигли предельного размера, разрешенного ФАС. «Если в принципе можно расти, то почему бы это не делать? Рост — стратегия любого здорового бизнеса», — заключает эксперт.
Реальные доходы населения падают, государство давит на ретейлеров, устанавливая ограничения по росту цен. Все это может привести к замедлению роста или даже к снижению выручки ретейлеров в краткосрочном периоде и является еще одной причиной поглощений, объясняет Артемий Шамшуков. Поглощения снижают издержки и становятся одним из немногих способов поддерживать рост прибыли.