какой литературный прием использовал маяковский при написании строк скрипка издергалась упрашивая

Тест по литературе для 11 класса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

1. Назовите первый роман И. А. Гончарова:

А) «Фрегат Паллада» Б) «Обыкновенная история» В) «Обломов»

2. Определите жанр пьесы А. Н. Островского «Гроза»:

А)семейно-бытовая драма Б) трагедия В)комедия Г) психологическая драма

3. Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению А. Н. Добролюбова, является проявлением:

А) духовной силы и смелости

Б) духовной слабости и бессилия

В) моментного эмоционального порыва

4. Какой момент в биографии Базарова стал переломным в осознании своей личности

А) любовь к Одинцовой Б) разрыв с Аркадием В) дуэль с Кирсановым

Г) посещение родителей

5. В чем основное различие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина от русских народных сказок?

А) использование сатирических приемов

Б) в трактовке характеров героев

В) зло в финале сказки наказывается не всегда

6. Перу Салтыкова-Щедрина не принадлежит

А) «Господа Головлёвы» Б) «История одного города» В) «Накануне».

А) Соне Б) Катерине Ивановне В) Авдотье Романовне

8. В чём состоит своеобразие жанра романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

А) социально-бытовой Б) авантюрный В) любовный Г) психологический.

9. В чём состоит смысл заглавия романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?

Б) название – изображение сцен войны 1812 года и мирной жизни.

10.Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии?

А)Н.Гумилев б) В.Маяковский в) Ф.Тютчев г)А.Блок

11.Кто из поэтов выступил с программой нового поэтического течения, названного акмеизмом?

А)В.Брюсов б) К.Бальмонт в) И.Анненский г)Н.Гумилев

12.Кому из героев драмы М.Горького «На дне» принадлежит фраза о «карете прошлого», в которой «далеко не уедешь»?

а)Пеплу б) Сатину в) Клещу г) Актеру

13.Укажите название приема, к которому прибегает С.Есенин в создании образа:

Дымом половодье зализало ил,

Желтые поводья месяц уронил…

А)олицетворение б)сравнение г)эпитет д)метафора

15.Какой рассказ А.Куприна носит название драгоценного камня?

1. Образ Обломова концентрирует в себе черты крепостного барства, выберите основополагающую:

А) лень Б) косность и инертность В) фамильярное отношение к крепостным.

2. Авторским идеалом в романе является

А) Обломов Б) Ольга Ильинская В) Штольц

3. Определите вид конфликта в драме А.Н.Островского «Гроза»

А) философский Б) социальный В) идеологический Г) внутренний (семейный).

4. Кому принадлежат слова «Отчего люди не летают так, как птицы?»

А) Варвара Б) Катерина В) Глаша Г) Феклуша

5.Основой конфликта романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» является

А) ссора между П.П.Кирсановым и Е.В.Базаровым

Б) конфликт между Н.П.Кирсановым и Е.В.Базаровым

В) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов

Г) борьба между либеральными монархистами и народом

6. Кто из героев романа может быть назван «маленьким человеком»

А) Василий Иванович Базаров Б) Евгений Базаров В) Аркадий Кирсанов

А) реальное изображение действительности Б) смех В) яркое изображение характеров

8.Перу Н.С.Лескова не принадлежит

А) «Очарованный странник» Б) «Тупейный художник» В) «После бала»

9. Какова мотивация Раскольниковым своего преступления

А) приобретение денег Б) освобождение всех должников от старухи В) проверка теории.

10. Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в 1805 году?

А) приобрести опыт боевых действий

Б) оставить наскучивший высший свет

В) найти свой «Тулон» и прославиться

Г) продвинуться по службе.

11.Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии?

а ) Б.Пастернак б )В.Хлебников в )К.Бальмонт г )А.Фет

12.Творчество какого поэта не было связано с футуризмом?

а ) В.Маяковский б )А.Крученых в )В.Хлебников г )Н.Гумилев

13.Кто из персонажей пьесы М.Горького «На дне» не является участником любовного конфликта?

а ) Пепел б ) Василиса в ) Бубнов г ) Наташа

14. Какой литературный прием использовал В.Маяковский при написании следующих строк?

Скрипка издергалась, упрашивая,

и вдруг разрыдалась

а ) гротеск б ) гипербола в ) олицетворение г ) сравнение

15.Кто из русских писателей стал первым лауреатом Нобелевской премии?

1. Каково происхождение и чин главного героя романа И.А.Гончарова «Обломов»?

А) дворянин Б) мещанин В) купец Г) цензор

2. Перу И. А. Гончарова не принадлежит:

А) «Очарованный странник» Б) «Обыкновенная история» В) «Обломов»

3. Какую цель играет в пьесе А.Н.Островского «Гроза» образ грозы?

А) просто природное явление Б) подталкивает Катерину на исповедь

В) символ божьего возмездия за грехи Г) символ перемен в жизни

4. И.С.Тургенев написал:

А) «Записки врача» Б) «Записки на манжетах» В) «Записки охотника»

Г) Записки из Мертвого дома»

5. Кто из героев романа может быть назван «маленьким человеком»

А) Василий Иванович Базаров Б) Евгений Базаров В) Аркадий Кирсанов

6. В чем основное различие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина от русских народных сказок?

А) использование сатирических приемов

Б) в трактовке характеров героев

В) зло в финале сказки наказывается не всегда

А) Соне Б) Родиону Раскольникову В) Мармеладову Г) Лужину

А) социально-бытовой Б) авантюрный В) любовный Г) психологический

9. Кто из персонажей романа Л.Н.Толстого «Война и мир» создавал впечатление «ласки и простоты», «чего-то приятного, успокоительного, круглого»?

А) Наташа Ростова Б) Платон Каратаев В) Наполеон Г) Василь Курагин

10. О какой семье говорит Пьер в романе: «О подлая, бессердечная натура!»

А) о Ростовых Б) о Болконских В) о Курагиных Г) о Долоховых

11. Кто из поэтов не принадлежит к символизму?

А)Н.Гумилев б) В.Маяковский в) И.Анненский г)А.Блок

12.Кому из героев драмы М.Горького «На дне» принадлежит фраза о «карете прошлого», в которой «далеко не уедешь»?

А)Пеплу Б) Сатину В) Клещу Г) Актеру

13. Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии?

А ) В.Брюсов Б ) Д.Бурлюк В ) К.Бальмонт Г) Ф. Тютчев

А) А.Блок Б) А.Ахматова В) И.Анненский Г) В.маяковский

15. Назовите фамилию героя рассказа «Гранатовый браслет», безнадежно любившего княгиню Веру Николаевну Шеину.

какой литературный прием использовал маяковский при написании строк скрипка издергалась упрашивая

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какой литературный прием использовал маяковский при написании строк скрипка издергалась упрашивая

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

какой литературный прием использовал маяковский при написании строк скрипка издергалась упрашивая

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

какой литературный прием использовал маяковский при написании строк скрипка издергалась упрашивая

Тест предназанчен для использования в качестве методического материала в помощь учителю литературы.

Номер материала: 372621

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какой литературный прием использовал маяковский при написании строк скрипка издергалась упрашивая

какой литературный прием использовал маяковский при написании строк скрипка издергалась упрашивая

В Воронежской области ввели масочный режим в школах

Время чтения: 2 минуты

какой литературный прием использовал маяковский при написании строк скрипка издергалась упрашивая

В Иркутской области продлили школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

какой литературный прием использовал маяковский при написании строк скрипка издергалась упрашивая

МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

какой литературный прием использовал маяковский при написании строк скрипка издергалась упрашивая

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

какой литературный прием использовал маяковский при написании строк скрипка издергалась упрашивая

Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике

Время чтения: 2 минуты

какой литературный прием использовал маяковский при написании строк скрипка издергалась упрашивая

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Стихотворение и анализ «Скрипка и немножко нервно»

Скрипка издергалась, упрашивая,

и вдруг разревелась

что барабан не выдержал:

“Хорошо, хорошо, хорошо!”

не дослушал скрипкиной речи,

шмыгнул на горящий Кузнецкий

Оркестр чужо смотрел, как

шатаясь, полез через ноты,

сгибающиеся под ужасом пюпитры,

бросился на деревянную шею:

“Знаете что, скрипка?

а доказать ничего не умею!”

Пришел к деревянной невесте!

“Знаете что, скрипка?

Краткое содержание

какой литературный прием использовал маяковский при написании строк скрипка издергалась упрашивая

Сюжет произведения прост: лирический герой слушает игру оркестра. К сожалению, бедной скрипке никак не удаётся играть в унисон с другими инструментами, она постоянно выбивается из общего строя. Не выдержав происходящего, скрипка горько плачет. На слёзы рыдающей скрипки тут же реагирует барабан: он пытается утешить несчастную, уверяя её, что всё будет хорошо. Но в дальнейшем даже сердобольный барабан не выдерживает потока скрипичных слёз и покидает оркестр.

Весь оркестр с огромным недоумением взирает на рыдающую скрипку. Одна лишь тарелка никак не может понять, что же приключилось? Толстый и грубый «медный геликон» строго отчитывает несчастную, требуя немедленно успокоиться. В какой-то момент лирическому герою, ставшему невольным свидетелем происходящего, становится невмоготу спокойно наблюдать за всем этим. Поэтому он «смело полез … и заставил пюпитры сгибаться в ужасе». Герой обращается к одинокой страдающей скрипке: он уверяет несчастную, что прекрасно понимает ее. Герой считает, что ором и криком ничего невозможно доказать. В конце произведения музыканты смеются над поведением лирического героя, но их смех его абсолютно не смущает. Герой делает скрипке предложение жить вместе: ведь она одна способна его понять.

История создания

Произведение увидело свет в 1914 г. Следует заметить, что этот год был сложным для Маяковского. Поэт остро ощущал собственное одиночество, творчество не приносило ему удовлетворения. Маяковский, именно в это время, активно экспериментирует над формой стихов, создавая уникальные авторские неологизмы. В творчестве и в жизни у него всё неопределённо и туманно.

Только редкие происшествия тогда вдохновляли поэта на работу. К примеру, однажды он сидел в ресторане в ожидании, когда официант принесёт ему заказ. В том ресторане он ужинал впервые в жизни. В ожидании официанта Маяковский внимательно наблюдал за оркестром: его чуткий слух буквально «споткнулся» о диссонанс между прочими музыкальными инструментами и скрипкой. Испытав яркое акустическое впечатление, поэт тут же исторг из себя мысль: «скрипка издёргалась, упрашивая, и вдруг разревелась». Из одной этой мысли и родилось всё стихотворение.

Жанр, направление, размер

Перед нами яркий образец лирического стихотворения. В нём романтический герой (поэт) выражает собственные мысли и эмоции через вещи, которые он воодушевляет, наделяя человеческими характерами и темпераментами. Произведение написано посредством экспериментального тонического стиха. Поэт выстраивает собственную форму стихосложения – ритмичную, за счёт логических ударений. Но эта форма не схожа с классическим построением стиха. Благодаря новаторскому подходу, Маяковский существенно расширил возможности стихотворного произведения, заставив его зазвучать абсолютно по-новому.

Композиция

Высокая степень эмоциональности произведения, его экспериментальная форма, не помешали автору выстроить последовательную композицию повествования. Сюжетная линия получила крайне динамичное и поступательное развитие. Намёк на основную тему присутствует уже в первых строчках произведения. Постепенно повествование развивается, а переживания накапливаются, и случается кульминация в виде эмоционального взрыва. В тексте можно выделить три семантических части:

Образы и символы

В произведении представлена широкая палитра смысловых образов, помогающих донести до читателей основную идею, заложенную автором. Внимания заслуживают следующие образы:

Темы и настроение

Основная тема произведения – одиночество. Маяковский, посредством образа несчастной скрипки, говорит не только о себе, но и о каждом непонятом человеке вообще. Музыкальные инструменты, входящие в оркестр, олицетворяют собой обывателей, нацеленных лишь на отстаивание собственных интересов, а скрипка – это лирическая героиня, воплотившая в себе чувственную палитру самого Маяковского. Настроенческий пафос произведения – трагический. Вместе с тем, стихотворение оставляет читателям робкую надежду на то, что неожиданно, в судьбе каждого отчаявшегося человека, может появиться тот, кто примет его, не осудит и поймёт

Основная идея

Поэт доносит до читателей глубокую мысль о том, что творческие люди, как никто другой, нуждаются в поддержке и понимании общества. Творческие люди – особенные: если социум резко отвергает, или насмехается над ними, они не способны противостоять этому в одиночку. Им требуется помощь похожего человека, только более сильного и отважного.

Средства выразительности

С целью передачи всей глубины человеческого отчаяния по причине ненужности и одиночества, поэт использует следующие средства выразительности:

Источник

Анализ стихотворения «Скрипка и немножко нервно» Маяковского

какой литературный прием использовал маяковский при написании строк скрипка издергалась упрашивая какой литературный прием использовал маяковский при написании строк скрипка издергалась упрашивая какой литературный прием использовал маяковский при написании строк скрипка издергалась упрашивая какой литературный прием использовал маяковский при написании строк скрипка издергалась упрашивая

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Скрипка и немножко нервно.
История создания – написано стихотворение в 1914 году, когда основным мотивом творчества у Маяковского было непонимание окружающих. Этот мотив он воплотил в экспериментальной поэтической форме.

Тема стихотворения – непонятость творческой души не только толпой, но даже теми людьми, которые находятся рядом, ведь скрипка вызывает удивление не только у обывателей, но и у товарищей по оркестру.

Композиция – последовательная, история музыкального инструмента развивается от первой строки до последней, раскрывая замысел поэта. Сначала задается мотив диссонанса между скрипкой и другими игроками оркестра, потом автор показывает, как она плачет, доведенная до истерики, причем ей приказывают замолчать. И в конце оказывается, что только поэт может понять и защитить ее.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – стихотворение относится к тоническому стихосложению.

Метафора – “скрипка издергалась, упрашивая”, “сгибающиеся под ужасом пюпитры”, “оркестр чужо смотрел”.

Эпитеты – “скрипкина речь”, “геликон меднорожий”, “глупая тарелка”, “деревянная невеста”.

Краткое содержание произведения

какой литературный прием использовал маяковский при написании строк скрипка издергалась упрашивая

Лирический герой слушает, как играют музыкальные инструменты. Но скрипка никак не могла попасть в унисон и выбивалась из общей мелодии. От этого она по-детски заплакала. Барабан пытался утешить ее и сказать, что все хорошо. Но даже он не выдержал и ушел на Кузнецкий.

Оркестр с недоумением смотрел на плачущую скрипку. Только тарелка не могла понять, что случилось. Геликон строго отчитал скрипку и потребовал успокоиться.

Лирическому герою стало невмоготу наблюдать за этим. Он смело полез, продрался сквозь ноты и заставил пюпитры сгибаться в ужасе. Герой обратился к несчастному инструменту и сказал, что понимает его. Он тоже пытался орать, но ничего доказать не мог.

Музыканты рассмеялись от поведения героя, но его это не смущало. Он предложил скрипке жить вместе, ведь только она его понимала.

Ключевая тема произведения – одиночество. Поэт говорит о себе и о каждом непонятном человеке вообще, выбрав для этого достаточно необычный способ. Музыкальные инструменты оркестра олицетворяют разных людей, а скрипка является лирической героиней, воплощающей переживания самого Маяковского – поэт всегда остро чувствовал свою отсоединенность от людей.

Стихотворение очень насыщено в эмоциональном плане, оно остро передает переживания автора и глубину его трагедии: он выступает перед чуждой толпой и окружают его не собратья по перу, а такие же бездушные люди. И все же он продолжает надеяться на то, что когда-то появится человек, который поймет его и примет.

Тема стихотворения

В стихе описывается игра оркестра, где главные герои музыкальные инструменты – скрипка, барабан и геликон. Первая явно выбивается из коллектива, она дёргается, упрашивает и в конце концов разревелась:

Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась.

Это вызвало недовольство музыкального коллектива, никто не понял этих слёз, считая только свой звук правильным. Естественно, что каждый инструмент – это олицетворение людей, а оркестр – это человеческий коллектив, в котором скрипка – это гадкий утёнок. На его место ставит себя в 1914 году и Маяковский, но он уверен, что до перевоплощения в лебедя остаётся немного.

Подобного смысла фразы Маяковскому приходилось слышать не раз, поэтому кому как не ему писать подобные стихи? Кто как не он знает, что такое творческое одиночество, когда твой стиль не похож на другие? Нужна ли тут глубина анализа, чтобы понять, что только жертва подобных насмешек может их по достоинству оценить и описать?

Композиция в стихотворении развивается последовательно, но по нарастающей до максимального накала, после чего идёт разрядка в виде поэта, предложившего скрипке жить вместе под смех музыкантов. Эта разрядка необходима Маяковскому, она является и его отдушиной, его надеждой, автор строк также верит и в своего «поэта», который «полезет через ноты», чтобы его спасти или, вернее, признать.

Выразительные средства

Для того, чтобы передать всю глубину эмоционального отчаяния человека, который чувствует себя никому не нужным настолько, что готов истерически расплакаться перед толпой, Маяковский использует такие художественные средства:

Не менее важны в создании ткани произведения неологизмы – те “самобытные слова”, которые он так часто использует. В стихотворении “Скрипка и немножко нервно” Маяковский следует правилам футуризма, создавая произведение, новаторское во всех планах, от речевых форм и размера, до поэтической эстетики.

Анализ текста

Анализ «Скрипки и немного нервно» позволяет лучше узнать особенности произведения. Стихотворение написано в жанре лирики. Поэт описывает свои переживания. Он делает инструменты живыми, что позволяет показать особенности человеческого поведения. Маяковский использовал для написания тонический стих, который помогает тексту звучать особенно.

В стихотворении чувствуется глубина эмоционального отчаяния. Поэт готов расплакаться перед толпой, настолько ему тяжело и одиноко.

Анализ «Скрипки и немножко нервно» Маяковского будет неполным без разбора композиции. В тексте можно выделить несколько частей:

какой литературный прием использовал маяковский при написании строк скрипка издергалась упрашивая

Произведение небольшое по размеру, но это не делает его хуже. Маяковский талантливо отражает в тексте важные мысли. Поэта окружали не поклонники и даже не творцы, а бездушная толпа. От этого непонимания он был готов плакать и кричать. При написании стихотворения автор использовал следующие средства выразительности:

Это не самое известное стихотворение Маяковского. Его центральные темы — одиночество в толпе и отчаяние. Текст наполнен сокровенными чувствами. Оно пронзительное и откровенное, показывающее, насколько эмоциональным человеком был Маяковский.

Тест по стихотворению

В каком году было написано стихотворение «Скрипка и немножко нервно»?

Начать тест(новая вкладка)

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Коротко о главном

Стих написан в тоническом размере и относится к лирическому жанру стихотворений. Тема – одиночество творческого человека, который выделяется из толпы и идёт своей дорогой.

В качестве средств выразительности использованы эпитеты (глупая тарелка, геликон меднорожий и т д.) и метафоры (оркестр чуждо смотрел, скрипка издёргалась, упрашивая и пр.).

Стих учит преодолевать непонимание окружающих и всегда играть свою «скрипку» в жизни, даже если кто-то над этим смеётся и кривится в негодовании. Вместе с тем важно учиться понимать других, тех, кто не живёт так, как вы и идёт отличной от вашей дороги путём.

Анализ стихотворения Маяковского «Скрипка и немножко нервно»

В стихотворении В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно» речь идет, на первый взгляд, об оркестре. Автор показывает несколько участников, это: скрипка, барабан, тарелка, геликон, музыканты и лирический герой.

Стихотворение начинается с переживания скрипки: «скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски», эти строки показывают, что главный персонаж устала от тяжести, мучившей ее, и проявила свои эмоции так искренне, так по-настоящему, как могут только дети.

В этих строках отчетливо чувствуется переживание, которое тревожит скрипку, и которое должно быть рано или поздно выражено. Интересна реакция на ситуацию других участников оркестра. Первым стал барабан, автор показывает его побег, он буквально «шмыгнул… на Кузнецкий», не выдержав проявления эмоций скрипки. Так поступают те, кто видя печаль другого, не может ничем ему помочь, поэтому предпочитают скрыться.

Другие герои тоже не понимают печали скрипки, которая уже не скрывает своих чувств: «выплакивалась скрипка без такта, без слов», ей очень хотелось выразить свои страдания, чтобы потом стало легче.

Скрипке не хотелось быть услышанной, ее не занимали чужие мнения, в стихотворении скрипка никак не реагирует на внешнее, не толерантное отношение к ней оркестра: «глупая тарелка вылязгивала: «Что это? Как это?…потный геликон. крикнул: «Дура, плакса, вытри».

Автор показывает, что не всегда окружение может понять главного героя, но все-таки иногда находится тот, кто разделяет его мнение (скрипки). В данном стихотворении им является лирический герой, который «встал, шатаясь, полез через ноты,…бросился на деревянную шею», он услышал скрипку, ее переживания, ее боль.

Более того, он находит схожесть между собой и скрипкой: «Мы ужасно похожи: я вот ору — а доказать ничего не умею!». Эти строки показывают, что лирический герой страдает также, как и скрипка, он рад, что он не одинок в этом мире.

Найдя родственную душу, автор предлагает ей быть вместе: «Давайте — будем жить вместе! А?» Благодаря данному стихотворению читатель понимает, что в мире существует множество мнений и не всегда от окружения можно ожидать поддержки, а тем более единого с тобой мышления. Но если находишь эту поддержку, очень важно ценить ее.

Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Лиличка!»

Стихотворение «Лиличка!» было написано Маяковским в 1916 году. За год до этого, в 1915 году, поэт знакомится с Лилей Брик. Об этом знакомстве в своей автобиографии «Я сам» поэт написал так: «Радостнейшая дата. Июль 915-го года. Знакомлюсь с Л. Ю. и О. М. Бриками». Маяковский любил Лилю Брик всю жизнь, посвятил ей много стихотворений, в число которых входит «Ли­личка!».

Это одно из самых пронзительных и трогательных стихотворений о любви в творчестве не толь­ко самого Маяковского, но и в русской любовной лирике в целом. Любовь лирического героя так велика и абсолютна, что в ней не только смысл жизни, в ней — вся вселенная:

В монологе лирического героя преобладает монотонный ритм, возникающий благодаря повто­рам сходных синтаксических конструкций:

И в пролет не брошусь,

И курок не смогу над виском нажать.

Такая монотонность передает тяжелое внутреннее состояние лирического героя, для которого любовь «тяжкая гиря». Последние строки стихотворения демонстрируют глубину любовного чув­ства героя, который, не надеясь на взаимность, просит любимую:

последней нежностью выстелить

Самым сильным и болезненным чувством Маяковского были чувства к Лиле Брик, которая никогда не отвечала ему с той же силой и порой даже иронизировала над его чрезмерным увлечением. С тех пор, как он познакомился с Брик, он посвящал ей все свои произведения. Она была его музой и сильной страстью. Стихотворение «Лиличка! (Вместо письма)» появилось в 1916г. — спустя год знакомства с Брик.

Тема стихотворения любовная. Стихотворение написано в форме мыслей, которые с бешенной пульсацией врываются поэту в голову в то время, как он сидит в комнате со своей возлюбленной. Эти параллельные с происходящим мысли как бы тут же транслируются. Они и начинается с того, что

«Дым табачный воздух выел, комната — глава в крученыховском аде»

Он сравнивает комнату с адом из произведения современника Крученых, будто она сейчас является пыточной камерой для поэта.

«Вспомни — за этим окном впервые руки твои, исступленный, гладил»

Это обращение, которое призывает вспомнить такой незначительный момент как он гладил ее руки, но для него даже это событие важно, в отличие от нее. Еще одно подтверждение ада — куда ни глянь, везде напоминание о прошлом. «Сердце в железе» — ему кажется что он обречен на то, чтобы снять с ее сердца железный панцирь, об который он неустанно бьется. «День еще — выгонишь» — Маяковский предчувствует, что вскоре она и вовсе закроет перед ним все двери. Далее он описывает свой страх о том состоянии, которое настигнет его, если это все-таки произойдет:

«В мутно передней долго не влезет сломанная дрожью рука в рукав. Выбегу тело в улицу брошу…” — такая у поэта аллегория судьбы, в руках которой он безропотно откажется, так как не в силах будет выйти на улицу, он может только в нее бросить свое тело, как что-то безжизненное.

«Дикий, обезумясь, отчаяньем иссечась» —

Он уже сейчас понимает что отвергнутый он сойдет с ума. «Не надо этого дорогая, хорошая дай простимся сейчас» — боль не вызывает нем агрессии, а скорее нежность “дорогая”, “хорошая”, а возможно попытка даже такими словами удержать. «Все равно любовь моя тяжкая гиря ведь» — гиря противопоставление крыльям, парению и легкости, которые обычно ассоциируются с любовью. Гиря тянет на дно и не дает двигаться — Маяковский уничижает, обзывает свою любовь, будто сам ее ненавидя. Далее Маяковский просит «криком выреветь» ей свои обиды

«Если быка трудом уморят, он уйдет разляжется в холодных водах». То есть даже бык, на котором пашут имеет отдых, которого не имеет он. «Кроме любви твоей мне нету солнца, а я не знаю где ты и с кем.»

Лиля не обязывалась быть верной Маяковскому и вела свободную жизнь. А он не хотел разделять ее с кем-то, ему причиняло это боль. Таким образом Маяковский выражает свою ревность, но обосновывает ее: любовь ее — его солнце и он имеет на нее право, как слон, устав, имеет право разлечься в песке. Называя себя поэтом, он все же акцентирует внимание, что она забрала у него даже свойственно поэтом тщеславие и эгоизм, благодаря которым «любимую на деньги и славу» они с легкостью вымениваю.

“Вместо письма” — так пометил стихотворение Маяковский, то есть, это послание. Стихотворение написано в свойственной Маяковскому особой ритмичной манере. Когда фразы завершаются не размеренно, а рвано — то коротки, то длинны. Когда начало четверостишия можно понять, только в его конце. Лирический герой здесь не олицетворяется ни с кем, Маяковский говорит конкретно о себе, как о «поэте» и о своей любви как «тяжкой гире». Его стихи сейчас — «живут» на “сухих листьях”, что Маяковский противопоставляет «жадному дыханию», живому дыханию Лили.

Риторический вопрос о том, заставят ли ее остановиться сухие листья его слов, имеет понятный ответ — «нет». Понимая это, Маяковский просит принять его последнюю нежность в виде подстилки, ковра, по которому она пройдется или потопчется, уходя от него.

Стихотворение пронизано самоуничижение, опусканием своих чувств, как «гири», «подстилки», а сам Маяковский описывает себя «диким», «исступленным», ожидающим когда его «выгонят, изругав» и даже не способным на решительные поступки («и в пролет не брошусь и не выпью яда»).

Маяковский явно демонстрирует свое полное порабощение безответным чувством, которое его обездвижило, сделало слабым и измученным, чувствующим свою ничтожность, в противовес ей, которая для него и море, и солнце, а ее имя самый любимый «звон».

Текст

Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски, что барабан не выдержал: «Хорошо, хорошо, хорошо!» А сам устал, не дослушал скрипкиной речи, шмыгнул на горящий Кузнецкий и ушел. Результативная реклама от 29 000₽! Оркестр чужо смотрел, как выплакивалась скрипка без слов, без такта, и только где-то глупая тарелка вылязгивала: «Что это?» «Как это?» А когда геликон — меднорожий, потный, крикнул: «Дура, плакса, вытри!» — я встал, шатаясь, полез через ноты, сгибающиеся под ужасом пюпитры, зачем-то крикнул: «Боже!», бросился на деревянную шею: «Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору — а доказать ничего не умею!» Музыканты смеются: «Влип как! Пришел к деревянной невесте! Голова!» А мне — наплевать! Я — хороший. «Знаете что, скрипка? Давайте — будем жить вместе! А?»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *