какой летательный аппарат способен подняться над землей на высоту до 20000 м и выше

От МиГ-31 до X-15: рекорды самых высотных самолетов в мире

какой летательный аппарат способен подняться над землей на высоту до 20000 м и выше

Начнем с истребителей. Американские истребители пятого поколения F-35 Lightning II и F-22 Raptor могут выполнять операции на высоте 18 и 20 км соответственно. В свою очередь наш Су-57 также способен достигать потолка в 20 км, но при этом он значительно маневреннее, чем Raptor.

МиГ-31 – советский сверхзвуковой высотный истребитель, сохранивший актуальность и по сей день. Самолет способен подниматься на высоту 20,5 км и перехватывать низколетящие крылаты ракеты.

Американский Lockheed F-104 Starfighter в далеком 1959 году сумел подняться на высоту 31,5 км. Однако рекорд продержался недолго. Советский фронтовой МиГ-21 Ф-13 забрался на 35 км, что было настоящей фантастикой для того времени.

Впрочем, и эта невероятная отметка продержалась не так долго. «Наследник» предыдущего рекордсмена МиГ-25 сумел в 1977 году достичь высоты 37 км.

Теперь о разведчиках. Знаменитый американский B-57 Canberra, который выпускался еще в 50-х годах, до сих пор используется ВВС США в экспериментальных целях. Машина поднималась на 14 км, а ее усовершенствованная модификация достигала высоты в 23 км. До 23 км доставал и самолет оперативной разведки СССР МиГ-25РБ, а еще один советский разведчик М-55 «Геофизика» поднимался на 21,5 км.

Lockheed U-2, выпускавшийся в 50-х годах и переживший ряд модификаций, способен взлетать почти на 27 км, а легендарный стратегический сверхзвуковой разведчик Lockheed SR-71 «Черный дрозд», списанный в 90-х годах, поднимался на 26 км и был самым быстрым самолетом в своем классе.

И, наконец, о рекордсменах, добравшихся до границ атмосферы. Экспериментальный самолет-ракетоплан North American X-15 достиг высоты 108 км в 1963 году, развив скорость в 6000 км/ч. Через 41 год данный рекорд побил также американский частный орбитальный пилотируемый самолет SpaceShipOne, который поднялся на высоту 112,5 км. После успешного возвращения на землю его пилот получил награду в 10 мл долларов и звание астронавта.

Источник

Топ-3 высотных истребителей современности

какой летательный аппарат способен подняться над землей на высоту до 20000 м и выше

При этом стоит отметить, что годы производства самолета далеко не во всех случаях являются стопроцентной гарантией того, что он будет летать выше своих предшественников.

Представим топ-3 высотных истребителей современности.

F-22 «Raptor»

Один из самых высоколетающих истребителей современной авиации – американский самолет F-22 «Raptor», в разработке и производстве которого принимали участие компании Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics.

Истребитель производился с 1997 по 2011 годы, а затем его производство было прекращено. В американском военном ведомстве пришли к выводу о высокой стоимости и малой маневренности самолета и решили перенаправить средства на разработку и производство многоцелевого истребителя F-35.

какой летательный аппарат способен подняться над землей на высоту до 20000 м и выше

Однако, хотя F-35 – более современная по времени производства воздушная машина, по максимальной высоте полета она все же уступает F-22. Истребитель «Raptor» способен подниматься на 20 000 метров, а F-35 – только на 18 200 метров.

Российский многоцелевой истребитель поколения 4++, Су-35 в настоящее время является одним из основных самолетов истребительной авиации ВКС России. Впервые опытный экземпляр данного самолета поднялся в воздух в далеком уже 2008 году, а в 2009 году был подписан контракт на поставку самолетов в российские военно-воздушные силы.

В настоящее время самолеты Су-35 находятся на вооружении ВКС России и ВВС Народно-освободительной армии Китая. Максимальная высота полета истребителя составляет 20 000 метров, то есть он сравнивается по данной характеристике с одним из лучших истребителей ВВС США F-22 «Raptor».

какой летательный аппарат способен подняться над землей на высоту до 20000 м и выше

Стоит отметить, что в обозримой перспективе на вооружение ВКС России должны поступить и самолеты Су-57, чья высота полета также составит 20 000 метров. Су-35 рассматривается многими военными экспертами как промежуточный вариант между Су-27 и Су-57.

МиГ-31

В НАТО самолет МиГ-31 прозвали «Лисьей гончей». Сверхзвуковой высотный всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия, МиГ-31 был разработан еще в советское время, став первым отечественным самолетом четвертого поколения.

Впечатляющие характеристики МиГ-31 заставили советское командование придать полкам МиГ-31 в составе ПВО страны особый статус сил специального назначения. Самолеты могли выполнять те задачи, которые другим истребителям оказывались не под силу.

Источник

Максимальная высота полета самолета и обладатель рекорда

Смотря в небо, можно было только прикинуть, на какой высоте летают самолеты, но точно это определить не представляется возможным без специального оборудования. Ситуация меняется, если Вы находитесь внутри авиалайнера; отсюда Вам намного легче определить высоту самолета, так как в салоне может быть расположено специальное табло, на котором будет выводиться информация о состоянии полета. В статье мы узнаем, какая максимальная высота у современных летательных аппаратов и кто установил этот рекорд.

Общие правила расчета высоты самолета

В целом существует несколько факторов, которые влияют на выбор оптимальной высоты самолета:

Чем выше мы будем подниматься над землей, тем разреженней будет становиться воздух вокруг. На больших высотах скалолазы и альпинисты используют специальные кислородные маски, а салоны самолетов герметичны и содержат достаточное количество воздуха для комфортного дыхания. Эти факторы говорят о том, что человек не сможет находиться так высоко в атмосфере без использования специального оборудования.

Однако для самолетов и вообще любых быстролетающих аппаратов такой разреженный воздух играет на руку, так как он снижает сопротивление воздушных потоков. Это влияет на общий расход топлива, так как меньше энергии тратится на преодоление силы трения о воздух, соответственно, нужно меньше топлива для большей скорости. Поэтому наблюдается зависимость скорости от возможной высоты.

Очень высоко авиалайнер тоже не сможет летать, так как воздушные потоки, пусть и разреженные, но необходимы ему для поддержки крыльев, работая по аналогии воды для корабля. Поэтому выше 12000 метров пассажирские самолеты не будут летать, так как потеряют так нужную им воздушную опору. Получается, чем больше высота полета, тем меньший расход топлива и меньше цена на билет; этими двумя факторами и руководствуются авиационные компании.

Служба авиадиспетчеров

В наше время в небе осуществляют перелеты очень много самолетов. За слежением и высчитыванием идеальной высоты следят авиадиспетчерские службы. Используя свое оборудование, они обрабатывают и отвечают на запросы пилотов, следят за погодой, зонами турбулентности, и за тем, что бы самолеты летали каждый по своему маршруту во избежание столкновений.

какой летательный аппарат способен подняться над землей на высоту до 20000 м и выше

При создании маршрута учитывается прогноз погоды, атмосферное давление, возможные стихийные бедствия, политические ситуации на территории государств. Существует некий диапазон высот, в пределах которых обычно пролетает лайнер, и на изменение высоты выше или ниже требуется разрешение диспетчера – этот диапазон именуют эшелоном. Кроме того, есть еще боковое эшелонирование; это когда расстояние между двумя бортами составляет более 10000 метров, и удерживается во избежание завихрений воздуха.

Особенности полета непассажирских самолетов

По вполне разным причинам пассажирские летательные аппараты имеют очень разную высоту полета. Если гражданский борт оснащен реактивным двигателем, то он будет лететь на расстоянии около 12000 метров от земли. Из числа подобных самолетов достижение подобной высоты принадлежит Boeing 737-400. Характеристики самолета Аэробус А310 позволяют набрать высоту в 11 тысяч метров.

Самолеты, перевозящие грузы, они же грузовые лайнеры, мало чем отличаются от обычных пассажирских самолетов, и обладают тем же принципом экономичности. Самолеты, скорость которых составляет около 300 км/ч, летают на высоте в 2000 метров. Этот параметр так же зависит от модели самолета и его технических параметров.

Что касается негражданских самолетов, то они обладают специально спроектированной конструкцией, которая помогает им брать сверхзвуковые скорости и не быть обнаруженными. Боевые летательные аппараты преимущественно летают на высотах превышающих 15 тысяч метров. Некоторые из них, благодаря своей специфической конструкции и вовсе способны брать высоту в 25 километров.

какой летательный аппарат способен подняться над землей на высоту до 20000 м и выше

В свое время МиГ-21 являлся наиболее распространенным боевым летательным аппаратом в мире, в СССР его выпускали в разных модификациях в период с 1959 по 1985 год. Летательный аппарат отлично себя показал в период военных действий во Вьетнаме; благодаря своей поразительной маневренности он умел уклоняться от летящих в него ракет и более чем благополучно сражаться с американским F-4 Phantom. В свое время он поставил несколько рекордов по высоте полета.

МиГ-25 – король неба

Однако рекорд высоты на самолете сейчас уже принадлежит легендарному МиГ-25, который набрал высоту на тестовых испытаниях в 37650 метров. Несмотря на свое не очень привлекательное название, вселяющий страх вид и хорошие технические показатели, он действительно обладает одной из наиболее высоких возможных высот среди самолетов своего класса. Этот аппарат был разработан СССР специально для борьбы с американскими сверхзвуковыми бомбардировщиками, которые так и не были созданы.

У самолета очень высокая скорость полета, и он способен нести на борту существенный бомбовой груз. Из расчета своих технических параметров истребитель мог бы прекрасно справляться с обороной воздушного пространства от проникновения американцев. Однако надежды, которые полагались на него, так и не оправдались.

Несмотря на свои превосходные технические данные, он все же имел недостатки в собственной конструкции, к тому же, исчез главный аспект, с целью которого он создавался. Все эти факторы означали, что его конкурентоспособность значительно ослабла сравнительно с лучшими истребителями того времени, к тому же содержание МиГ-21 обходилось дешевле. Поэтому самолет вскоре перестал присутствовать в мировых военных арсеналах, за исключением некоторых возможных отдельных единиц.

какой летательный аппарат способен подняться над землей на высоту до 20000 м и выше

МиГ-25 обладает поистине поражающими воображение способностями. Его скорость в обычном режиме составляет Мах 2,5, однако это не предел — самолет способен развить Мах 3, но этого никто не делает, так как появляется вероятность разрушения двигателя. Воздушный аппарат предназначался для ведения воздушной разведки, оснащался мощными ракетами Р-40 типа воздух-воздух с радиусом действия 80 километров, обладал продвинутым фотографическим и электронным спецоборудованием.

Одним из главных недостатков МиГ-25 стал большой вес, значительно больший, нежели у его западных конкурентов. Его маневренность и управление сильно страдали на высоких скоростях и небольших высотах; в обстоятельствах обычного воздушного боя его радар обладал довольно ограниченными способностями по сравнению с другими вражескими истребителями, а трудности пилотирования на небольших высотах означали, что быть эффективным в подобных операциях он попросту не сможет. Подобные несовершенства самолета могли быть прощены, если бы его использовали хотя бы один раз в операции перехвата на большой высоте, однако намного чаще его использовали для других целей.

Почти все эти самолеты были сняты с вооружения стран после развала СССР. Он послужил базой для создания одного из лучших истребителей – МиГ-31. Тем не менее рекорд максимальной высоты полета самолета по сей день принадлежит ему.

Источник

Короли стратосферы: самые высотные боевые самолеты в мире

какой летательный аппарат способен подняться над землей на высоту до 20000 м и выше

МОСКВА, 3 мар — РИА Новости, Андрей Коц. В воздушных сражениях Второй мировой родилось железное правило: кто выше, у того и преимущество. Внезапно спикировать на самолет противника со стороны солнца, свечой уйти вверх от огня зениток, сфотографировать укрепрайон и незамеченным убраться из зоны ПВО — на это способна лишь птица высокого полета. Сегодня, в эпоху мощных радаров и дальнобойных зенитных ракет, старые аксиомы уже не так актуальны. Однако высота в военном деле по-прежнему играет важнейшую роль. РИА Новости публикует подборку самых высотных самолетов России и США — как стоящих на вооружении, так и отправленных на заслуженную «пенсию».

МиГ-25

Сверхзвуковые высотные истребители-перехватчики третьего поколения МиГ-25 начали поступать в советские ВВС в 1970 году. На тот момент в мире не существовало самолета, способного уйти от этой машины. Она развивала скорость до 2800 километров в час и могла забраться на высоту более 20 тысяч метров всего за девять минут. За десятилетия эксплуатации МиГ-25 играл роль перехватчика, разведчика, стратосферного бомбардировщика, истребителя прорыва ПВО, учебно-тренировочной машины. Мощные двигатели и прочный планер позволяли ему выдерживать огромные перегрузки, а новейшая для того времени авионика помогала отлично ориентироваться в воздухе и видеть все типы целей.

какой летательный аппарат способен подняться над землей на высоту до 20000 м и выше

МиГ-25 принадлежат 29 мировых рекордов. Самый значительный и до сих пор не побитый ни одним пилотируемым реактивным самолетом установил летчик-испытатель Александр Федотов 21 августа 1977 года. Он поднял свой опытный МиГ-25М на немыслимые 37 650 метров! Конечно, это была облегченная «летающая лаборатория», а не серийный экземпляр. Но и «стандартные» для строевых машин 23 километра — высота, недосягаемая для подавляющего большинства самолетов того времени. Так, в начале 70-х советские летчики на разведывательных модификациях МиГ-25 беспрепятственно летали над всей территорией Израиля, Турции и Ирана.

SR-71 Blackbird

Американский стратегический разведчик SR-71 — один из главных символов холодной войны. Даже сейчас этот самолет, впервые поднявшийся в воздух в 1964 году, выглядит гостем из будущего: футуристический дизайн, редкая по тем временам компоновочная схема «бесхвостка», стелс-технологии и выдающиеся летно-технические характеристики. В 1976 году «Дрозд» установил абсолютный рекорд скорости среди пилотируемых самолетов с турбореактивными двигателями — 3529,56 километра в час. Максимальная высота, покорившаяся SR-71, — 25 929 метров.

какой летательный аппарат способен подняться над землей на высоту до 20000 м и выше

В годы холодной войны эти самолеты стали рабочим инструментом ЦРУ. Они выполняли разведывательные полеты над территорией СССР и Кубы, фотографировали военные объекты Египта, Иордании и Сирии в 1973-м, летали над Индокитаем. SR-71 — единственный тип американских самолетов, который не могли сбить северовьетнамские зенитчики. Он уходил от ракет с помощью резкого набора высоты и увеличения скорости — разведчику даже не нужно было маневрировать, чтобы оторваться от преследования. Однако к концу 70-х годов в СССР появились истребители МиГ-31: им перехват SR-71 был вполне по силам. В конечном счете это и привело к закрытию программы стратегических реактивных разведчиков.

МиГ-31

Из всех самолетов, стоящих сейчас на вооружении, наиболее скоростной и один из самых высотных — российский истребитель-перехватчик МиГ-31, прямой потомок МиГ-25. Благодаря своим мощным двигателям Д-30Ф6, он способен разгоняться аж до 3400 километров в час и подниматься на высоту до 25 тысяч метров. Эти показатели вкупе с дальностью полета без подвесных топливных баков в 2240 километров делают МиГ-31 идеальным перехватчиком в системе комплексной противовоздушной обороны. Группа из четырех таких самолетов способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту до 1100 километров. На сегодняшний день весь флот МиГ-31 проходит модернизацию до версии БМ, отличающейся новой системой управления вооружением и бортовой РЛС, которая обнаруживает цели на удалении до 320 километров.

какой летательный аппарат способен подняться над землей на высоту до 20000 м и выше

Американский высотный самолет-разведчик U-2 впервые поднялся в воздух 1 августа 1955 года. На тот момент эта машина была неуязвима для советских средств ПВО. Дозвуковые U-2 более чем комфортно чувствовали себя на высотах свыше 20 километров и могли оставаться в воздухе до семи часов. Естественно, разведка США активно пользовалась новыми самолетами, регулярно отправляя их в воздушное пространство СССР. Впрочем, длилось это недолго. Первого мая 1960-го на весь мир прогремел скандал с летчиком ЦРУ Фрэнсисом Пауэрсом, который на самолете U-2C углубился в воздушное пространство СССР на две тысячи километров и был сбит зенитной ракетой комплекса С-75.

Источник

Какой летательный аппарат способен подняться над землей на высоту до 20000 м и выше

Авиация должна подняться на большие высоты, чтобы в разреженных слоях воздуха добиться больших скоростей полета, уйти от неблагоприятных метеорологических условий, часто господствующих в нижних слоях атмосферы, и в случае военной обстановки уйти за пределы досягаемости зенитных систем противника.

Caproni Ca.161 — итальянский самолёт, созданный в 1936 году для установления рекорда высоты. Машина была построена на основе учебно-тренировочного Ca.113 по схеме традиционного биплана с расчалочно-стоечными крыльями равного размаха c 2 парами стоек и выносом верхней плоскости крыла над нижней. Пилот располагался в открытой кабине в высотном костюме-капсуле.

какой летательный аппарат способен подняться над землей на высоту до 20000 м и выше

Последний раз в анналы ФАИ машину вписал 25 сентября 1939 Николо ди Мауро на оборудованном поплавками Ca.161Idro, покорив 13 542 м

Марио Пецци в высотном костюме

какой летательный аппарат способен подняться над землей на высоту до 20000 м и выше

Тип экспериментальный самолёт-рекордсмен
Разработчик Caproni
Главный конструктор Рудольфо Вердуцио
Первый полёт 1936
Статус опытный
Базовая модель Caproni Ca.113

какой летательный аппарат способен подняться над землей на высоту до 20000 м и выше

Основные характеристики

Экипаж: 1, пилот
Длина: 8,25 м (27 фт 1 дм)
Размах крыла: 14,25 м (46 фт 9 дм)
Высота: 3.50 м (11 фт 6 дм)
Площадь крыла: 35.5 м² (382 кв. фт)
Масса пустого: 1 205 кг (2 657 lb)
Взлетная масса: 1 650 кг (3 638 lb)
Двигатель: 1 × Piaggio P.XI R.C.100/2v 14-цилиндровый радиальный, приводит в движение 4-лопастной винт, 560 кВт (750 лс) each

Лётные характеристики

Практический потолок: 17 083 м (56 047 фт)
Скороподъемность: 10,3 м/с (2,018 фт/мин)

МиГ-25

какой летательный аппарат способен подняться над землей на высоту до 20000 м и выше

МиГ-25 (по кодификации НАТО: Летучая лисица (англ. Foxbat)) — советский сверхзвуковой высотный двухдвигательный истребитель-перехватчик 3-го поколения, спроектированный конструкторским бюро Микояна — Гуревича.

В конце 1950-х годов в СССР была развёрнута разработка военного самолёта, который был бы способен отражать предполагаемую угрозу со стороны американского сверхзвукового бомбардировщика B-58 и его модернизированных последователей, а также перспективного XB-70 «Валькирия» и разведчика SR-71, которые в перспективе были способны развивать трёхкратную скорость звука. ОКБ А. Микояна получило заказ на конструкцию истребителя, способного развивать трёхкратную скорость звука и поражать цели в высотном диапазоне от 0 до 25 000 м.

Приказ по ОКБ о начале работ по созданию самолёта МиГ-25 (изделие 84, тема Е-155) издан 10 марта 1961 года. Заводские испытания опытной машины Е-155Р-1 начались 6 марта 1964 года, машины Е-155П-1 9 сентября 1964 года.

В процессе испытаний и доводок было установлено несколько мировых авиационных рекордов. В документах ФАИ рекордная машина проходила под шифром Е-266 с двигателями Р-266. Даже после завершения испытаний и начала серийной постройки в 1969 году опытные экземпляры машины продолжали эксплуатироваться, в том числе и для достижения новых рекордов.

3 апреля 1975 года за проведение государственных испытаний МиГ-25 заслуженный лётчик-испытатель СССР Степан Анастасович Микоян был удостоен звания Героя Советского Союза (замечание С. А. Микояна: Звания Героя Советского Союза были удостоены ведущие лётчики по теме Вадим Иванович Петров, Александр Саввич Бежевец. Лётчик-испытатель Норайр Вагинакович Казарян награждён орденом Ленина).

31 августа 1977 года лётчик-испытатель А. Федотов установил на этой машине абсолютный мировой рекорд высоты полёта 37 650 м, а всего на самолёте этого типа установлены 29 мировых рекордов.

какой летательный аппарат способен подняться над землей на высоту до 20000 м и выше

МиГ-25РБ ВВС России, 2012 год.
Тип перехватчик (МиГ-25П/ПД/ПДС)
разведчик (МиГ-25Р/РБ)
самолёт прорыва ПВО (МиГ-25БМ)
Разработчик Флаг СССР ОКБ А. И. Микояна
Производитель Флаг СССР Авиазавод № 21
Главный конструктор Я. И. Селецкий, М. И. Гуревич, Н. З. Матюк
Л. Г. Шенгелая (модернизация)
Первый полёт Е-155Р-1: 6 марта 1964 года
Е-155П-1: 9 сентября 1964 года
Начало эксплуатации 1970 год
Статус эксплуатируется
Годы производства 1969—1982
Единиц произведено 1190
Варианты МиГ-31

какой летательный аппарат способен подняться над землей на высоту до 20000 м и выше

X-15 — экспериментальный самолёт-ракетоплан США. Первый пилотируемый гиперзвуковой летательный аппарат-самолёт, совершавший суборбитальные пилотируемые космические полёты. Первый многоразовый космический корабль. Основная задача проекта X-15 — изучение возможности создания пилотируемого суборбитального гиперзвукового бомбардировщика X-20 Dyna Soar. Для изучения полета на гиперзвуковых скоростях и входа в атмосферу крылатых аппаратов, оценка конструкторских решений, теплозащитных покрытий, психофизиологии при управлении в верхних слоях атмосферы.
Общая концепция проекта утверждена в 1954 году. Заказчик Военно-воздушные силы США совместно с Национальным консультативным комитетом по воздухоплаванию. В конкурсе приняли участие четыре промышленные компании:

Bell Aircraft,
McDonnell Douglas,
Republic Aviation Company,
North American Aviation;
последняя стала победителем. Несмотря на внешний вид, X-15 официально именовали не самолётом, а «пилотируемым исследовательским аппаратом» (англ. manned research vehicle).

По массе и размерам и некоторым лётно-техническим характеристикам самолёт подобен немецкой баллистической ракете периода войны — «V-2». Даже тяга обоих летательных аппаратов оказалась близкой, хотя двигатели разные.

Первые полёты начались в 1959 г. Управление полётами осуществлялось из специально оборудованного центра на территории авиабазы «Эдвардс». В наземном обслуживании и подготовке аппаратов к полётам участвовало около ста человек лётно-подъёмного состава.

какой летательный аппарат способен подняться над землей на высоту до 20000 м и выше

X-15
Тип экспериментальный самолёт
Первый полёт 8 июня 1959 года
Начало эксплуатации 17 сентября 1959 года
Конец эксплуатации декабрь 1970 года
Единиц произведено 3
Высота полёта — до 107 км,
Скорость — до 6,72 М

Рекордным полётом, совершённым по программе Х-15, стал полёт пилота Джозефа Уокера 22 августа 1963 года.

Данные по этому полёту:

Полная масса заправленного самолёта: 15195 кг
Масса израсходованного топлива: 6577 кг
Масса после посадки: 6260 кг
Максимальная достигнутая высота: 107,96 км
Дальность полёта: 543,4 км
Продолжительность активного участка полёта: 85,8 сек
Число Маха: 5,58
Носитель: бомбардировщик NB-52A
В полёте достигнут неофициальный рекорд высоты для самолёта, продержавшийся с 1963 до 2004. Максимальная скорость — 7274 км/ч. Максимальная высота — 107,96 км. Рекорд установлен самолётом X-15 #3, номер 56-6672.

Профиль большинства полётов выглядел приблизительно следующим образом: после отделения от самолёта-носителя жидкостный ракетный двигатель X-15 включился на 85 секунд. К моменту выключения двигателя ускорение составило порядка 4 G (39 м/с²). В апогее траектории аппарат вышел за пределы атмосферы, невесомость продолжалась около 4 минут. В течение этого времени пилот провёл запланированные исследования, сориентировал (с помощью струйных газовых рулей) аппарат для входа в атмосферу. При возвращении в атмосферу внешняя обшивка аппарата местами нагревалась до 650 °C. Перегрузки на участке возвращения в атмосферу достигли 5 G в течение 20 секунд. Общее время полёта от момента отделения от носителя до приземления составило 12 минут.

SpaceShipOne

какой летательный аппарат способен подняться над землей на высоту до 20000 м и выше

SpaceShipOne — частный суборбитальный пилотируемый космический корабль многоразового использования, второй в истории суборбитальный пилотируемый летательный аппарат после North American X-15.

Изготовлен компанией Scaled Composites LLC (США), с 1982 года занимающейся производством экспериментальных летательных аппаратов. Одной из целей создания было участие в конкурсе Ansari X Prize, где основным условием являлось создание космического корабля, способного дважды в течение двух недель выйти в космическое пространство с тремя людьми на борту. Победитель должен был получить приз в размере 10 миллионов долларов. Награждение было намечено на начало 2005 года. В результате полётов уже в начале октября 2004 года команде создателей SpaceShipOne удалось выиграть этот приз.

При конструировании летательного средства был применён ряд оригинальных решений. Главным из них стало использование специально разработанного гибридного двигателя, работающего на полибутадиене и оксиде азота.

Кабина пилота представляет собой герметичную камеру, где создаётся необходимое давление. Многочисленные иллюминаторы созданы из двухслойного стекла, каждый слой должен выдерживать возможные перепады давления. Воздух внутри кабины создаётся тройной системой, использующей кислородные баллоны, углекислый газ удаляется специальной поглощающей системой. Отдельная система контролирует влажность воздуха. Всё это позволяет обходиться без космических скафандров.

какой летательный аппарат способен подняться над землей на высоту до 20000 м и выше

Тип суборбитальный пилотируемый космический аппарат
Производитель Соединённые Штаты Америки Scaled Composites
Главный конструктор Рутан, Берт
Первый полёт 20 мая 2003 года
Конец эксплуатации 4 октября 2004 года
Единиц произведено 1
Варианты SpaceShipTwo

В начале полёта корабль поднимается на высоту примерно 14 км над уровнем моря при помощи специального самолёта WhiteKnight (Белый Рыцарь). Затем происходит отстыковка, SpaceShipOne выравнивается в течение примерно 10 секунд, а потом включается ракетный двигатель. Он приводит корабль почти в вертикальное положение, ускорение длится немногим больше одной минуты, при этом пилот испытывает перегрузку до 3g. На этом этапе корабль достигает высоты примерно 50 км. Максимальная скорость корабля в этот момент достигает 3 500 м/с (М 3,09), что существенно меньше чем первая космическая скорость (28 400 км/ч, 7,9 км/с), которая необходима для выхода на околоземную орбиту.

Дальнейшее путешествие к границе атмосферы (ещё на 50 км) происходит под действием инерции по параболической траектории, наподобие брошенного камня. В космосе SpaceShipOne находится около трёх минут. Немногим не доходя до апогея траектории, корабль поднимает вверх крылья и хвост, чтобы при обратном падении и входе в плотные слои атмосферы одновременно стабилизировать корабль и быстрее вывести его из пикирующего в планирующий полёт. Перегрузки при этом могут достигать 6g, но пик перегрузок длится не более 10 секунд. В таком виде он спускается на высоту около 17 км, где снова принимает первоначальное положение крыльев и летит на аэродром наподобие планёра.

29 сентября 2004 г. Майк Мелвилл совершил первый зачётный полёт на высоту 102,93 км.

Майкл Мелвилл

какой летательный аппарат способен подняться над землей на высоту до 20000 м и выше

Через 5 дней, 4 октября 2004 года аппарат SpaceShipOne совершил свой второй успешный зачётный полёт (последний, 17-й). Пилот Брайан Бинни поднялся на высоту более 112 километров и затем благополучно опустился на Землю. Полёт прошёл без каких-либо сбоев, был побит рекорд высоты для пилотируемых самолётов, державшийся 41 год (в августе 1963 Джо Уокер поднимал Х-15 на 107,9 км). Таким образом, согласно правилам конкурса, компания создатель «Scaled Composites» стала победителем программы «X Prize» и получила награду в 10 миллионов долларов. Успех SpaceShipOne, по словам создателей, открыл космос для частных полётов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *