какой кворум в палате лордов великобритании

Как устроен парламент Великобритании

Английский Парламент, а точнее Парламент Великобритании это место где вершится судьба всех живущих в некогда Великой Британии….не совсем

какой кворум в палате лордов великобритании

В 13 веке сформировался первый прообраз парламента, а в его современном виде он сформировался после присоединения Шотландии к Англии в 1707 году.

Нынешний Парламент состоит из 1447 человек или 2 домов, первый “The House of Commons” или Палата Общин это 650 человек получившие свои места в результате последних выборов, второй “The House of Lords” или Палата Лордов это 797 членов парламента, которых туда назначили.

Членов палаты Лордов можно разделить на 3 группы, лорды от церкви

“Archbishops and Bishops” за последние 20 лет их всегда было 25 или 26, те которые получили свои места по наследству их 91 или 92 человека было в парламентах последних двух десятилетий и обычные, но самые многочисленные, пожизненные члены, которые не смогут передать своё место потомкам, их число не так стабильно и колеблется в районе 700 человеко-мест.

Члены палаты общин получают зарплату в размере £79,468 или 8,000,000 рублей, а вот члены дома Лордов не получают зарплату, но могут решить получить компенсацию за единоразовое посещение заседания в размере £305 или 31,000 рублей, а также попросить покрыть транспортные издержки и питание, с учётом цены на транспорт и еду в Англии я думаю, что ежедневную компенсацию можно спокойно округлить до £500 или 50,000 рублей в день.

В парламенте Великобритании есть такая фишка как официальная оппозиция по английски это называется “Her Majesty’s Most Loyal Opposition”, что в дословно переводится как Оппозиция наиболее лояльная её величеству. В официальную оппозицию попадают члены той партии которая заняла второе место на выборах. Лидера оппозиции называют Премьер Министром в ожидании “Prime Minister-in-waiting” и его роль состоит в том чтобы ставить под сомнения слова и решения настоящего премьер министра, но не стоит думать, что можно беспокоить премьер министра когда заблагорассудится, тут всё чётко регламентировано, вопросы можно задавать во время заседания парламента по средам, сессия вопросов начинается в полдень и на неё отводится 30 минут, за это время позволяется задать только 6 вопросов.

С 1948 года парламент 30 раз созывали вне очереди, во всех случаях причиной для созыва являлись чрезвычайные происшествия минимум национального масштаба, забавно, но распад СССР не повлёк за собой экстренного созыва.

Решение об экстренном созыве парламента может быть принято Спикером Парламента, но только после того как премьер министры предоставили доказательство того, что народ этого требует.

С 1939 года 69 раз к парламенту обращались высокопоставленные лица не являющиеся членами парламента, в 11 случаях это был местный монарх, а во всех остальных случаях это были высокопоставленные представители других государств.

24 Апреля 1956 года к Парламенту Великобритании обратились Премьер Министр Советского Союза Маршал Николай Булгарин и Первый Секретарь Коммунистической Партии Советского Союза Никита Хрущёв, это был единственный случай когда за один день к парламенту обратились 2 представителя одной страны.

Представители СССР посещали парламент ещё 2 раза в 1967 и 1984 году, а после развала СССР только Борис Ельцин в 1992 году выступал в Парламенте.

В 1919 году в Палату Общин была избрана первая женщина, а вот в Палату Лордов женщина впервые была допущена в 1958 году.

В Палате Лордов до 1958 года продолжалась сосисочная вечеринка, но, несмотря на стойкое сопротивление замшелого патриархата, под давлением общественности женщины начали просачиваться и в Палату Лордов и на 2020 год они составляют 27%.

Парламент старается поддерживать двустороннюю связь с народом и имеет профили в социальных сетях, так в Twitter на него подписаны полтора миллиона, в фейсбук 400 тысяч, на ютубе 230 тысяч и в инстаграм 140 тысяч. Представители правительства организуют выездные мероприятия на которых объясняют роль парламента в жизни страны и рассказывают о том как простой смертный может повлиять на работу парламента ну или попытаться донести своё личное или мнение народа до парламента, для этого стоит использовать социальные сети или собирать электронные петиции, так в 2015 электронные петиции были подписаны 32 миллиона раз.

Источник

dvorkin

Личный блог и сайт обо всем на свете

Парламент Великобритании. Законодательный процесс.

Законодательная власть в Великобритании принадлежит парламенту – триединое учреждение: оно включает главу государства, палату лордов и палату общин. Это понятие связано с тем, что закон становится таковым, если он принят двумя палатами и подписан монархом. На деле же под парламентом понимаются лишь две палаты, а в обычном словоупотреблении – нижняя, которая осуществляет законодательные функции. Король подписывает все законы, и на основании конституционного обычая почти 300 лет не применяет принадлежащего ему права вето. Вето палаты лордов может быть преодолено нижней палатой простым большинством голосов, но на другой сессии парламента, что означает, что при созыве сессии раз в год верхняя палата может на год отсрочить вступление закона в силу. На практике палата лордов, как правило, возражения против законопроектов, принятых палатой общин, выдвигает очень редко.

Хотя глава государства по конституционной доктрине является составной частью парламента, с точки зрения концепции разделения властей он относится все же к исполнительной власти.

Палата общин состоит из 651 члена. Это общенациональный представительный орган, избираемый на пять лет. Она избирается по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства. Руководит заседаниями палаты и ее обслуживающим персоналом спикер, имеющий трех заместителей, которые, в частности, руководят заседаниями, если палата преобразует себя в комитет всей палаты. Спикер избирается на весь срок полномочий палаты и выходит из состава своей партии, так как должен быть лицом беспристрастным. Спикер не может голосовать, он подает решающий голос только в том случае, если голоса членов палаты разделились поровну. Он не вправе комментировать выступления членов палаты и выступать сам.

Спикеру оказывают помощь партийные «кнуты», которые следят за соблюдением партийной дисциплины, голосованием членов своей партийной фракции.

Важным структурным элементом палаты общин служат парламентские комитеты. Они образуются, в основном, для предварительного обсуждения законопроектов. Комитеты английского парламента подразделяются на постоянные и временные. Постоянные, в свою очередь, делятся на 3 вида: комитет всей палаты; неспециализированные и специализированные.

Комитет всей палаты представляет собой весь ее состав. Он созывается для обсуждения конституционных и финансовых законопроектов, а также предложений о национализации или денационализации (в последнем случае – по желанию правительства). На заседаниях комитета всей палаты председательствуют поочередно заместители спикера.

Неспециализированные комитеты палаты общин обозначаются первыми буквами латинского алфавита А, В, С, D и т.д. Обычно в палате функционирует 7-8 таких комитетов. В каждом из них работает от 15 до 50 человек. Их персональный состав формируется комитетом по отбору (а не палатой в целом) по партийному признаку, т.е. по предложениям партийных фракций пропорционально их численности.

Специализированные комитеты состоят из 9-14 человек каждый. Большинство из них (14) создаются по отраслям и сферам управления. Их основная задача – контроль за деятельностью основных министерств. Кроме того, имеются специализированные комитеты по европейскому законодательству, делегированному законодательству, публичной отчетности, по делам парламентского уполномоченного.

Среди временных особое значение имеют сессионные комитеты палаты общин. Они именуются так потому, что учреждаются из года в год в начале каждой сессии. Основная сфера их деятельности – обеспечение функционирования самой палаты. К сессионным относятся комитеты: по вопросам процедуры; привилегиям; петициям, направленным палате общин; обслуживанию депутатов.

Палата лордов, состав и численность которой изменяется, формируется в основном по наследственному признаку.

Около 2/3 палаты составляют пэры (мужчины и женщины, унаследовавшие дворянский титул не ниже барона), около 1/3 – пожизненные пэры (титул присваивается королем по рекомендации премьер-министра за выдающиеся заслуги и не передается по наследству). Кроме того, в состав палаты входят: 26 духовных лордов (архиепископы и епископы) англиканской церкви, 20 пожизненно назначаемых королем (по совету премьер-министра) “лордов по апелляции” (апелляционный комитет – по существу, высшая судебная инстанция страны по гражданским делам), несколько десятков человек, избираемых шотландскими и ирландскими лордами. Ныне большинство палаты лордов – представители финансовых кругов, крупных фирм, но бывают и лорды-бедняки, в их числе были два коммуниста, один лорд был рубщиком мяса.

В палате лордов председательствует лорд-канцлер. Кворум в палате – 3 лорда, заседания происходят на основе саморегулирования.

В Великобритании неоднократно поднимался и обсуждался в палате общин вопрос о ликвидации палаты лордов или ее реорганизации, но безуспешно.

Законодательный процесс. Хотя проект закона (билль) может быть внесен в любую палату, на практике законопроект сначала рассматривается палатой общин и лишь затем передается в палату лордов. В отличие от США глава государства (монарх) обладает законодательной инициативой, но от его имени законопроекты представляют министры. Подавляющее большинство законопроектов, как и в других странах, принимается по инициативе правительства (в Великобритании – 95%), для обсуждения законопроектов членов парламента выделяется лишь один день в неделю. Законопроект рассматривается в трех чтениях, но в отличие от США в первом чтении клерк палаты лишь зачитывает его заголовок, во втором чтении обсуждаются основные положения законопроекта, после чего он передается в один, а иногда в несколько смежных парламентских комитетов, где проходит постатейное обсуждение с поправками и голосованием. После возвращения из комитета второе чтение в палате продолжается, могут быть внесены поправки, принимаемые путем голосования. Перед этой стадией и в процессе нее проводится особенно активная работа: согласование позиций членов комитета, представляющих различные партии, подготовка экспертных заключений по важным законопроектам и т.д. Спикер использует разные приемы для сокращения прений: “гильотину” – прекращение прений в назначенный час, “кенгуру” – он выбирает и ставит на голосование лишь некоторые поправки, и др. Как и в США, спикер пользуется большими полномочиями. Третье чтение заключается в общей дискуссии по проекту с предложениями за его принятие или против, но нередко вместо такой дискуссии спикер просто ставит проект на голосование (“за” и “против”). Для дискуссий по проекту необходимо присутствие 40 членов палаты, но для принятия закона требуется большинство голосов общего числа членов палаты, в связи с чем именно в такие периоды “кнуты” развивают особенно бурную деятельность, обеспечивая участие в голосовании членов своей партии.

Если проект принят, он передается в палату лордов, где происходит аналогичная процедура.

Традиционно к полномочиям палаты общин относят финансовые полномочия, исходя из того, что налогообложение невозможно без представительства народа, ибо налоги изначально платит население, а представительством народа считается нижняя палата. Закон о бюджете всегда принимается сначала нижней палатой. Его вносит только правительство, поправки депутатов возможны лишь по согласованию с соответствующим министром. Полномочия палаты в отношении закона о бюджете ограничены. Они ограничены и в отношении других финансовых и “денежных” биллей (между этими понятиями есть некоторое различие, а решение о том, каким является билль – финансовым или “денежным”, принимает спикер палаты общин). Эти законы также обсуждаются сначала в нижней палате и должны быть приняты верхней в течение месяца. После истечения этого срока закон вступает в силу без согласия палаты лордов.

Парламент Великобритании (практически палата общин) осуществляет контроль за управлением, за деятельностью правительства. Юридически правительство несет коллективную ответственность перед парламентом (только перед палатой общин). Палата общин может потребовать отставки министра, но премьер-министр решает, уйдет ли в отставку все правительство или только виновный министр, если речь идет об упущениях определенного министра, а чаще всего о его неэтичном поведении. Вопрос о вотуме недоверия бывает только связанным, т.е. он ставится самим правительством в связи с предлагаемым им законопроектом: правительство заявляет, что если билль не будет принят, то оно уйдет в отставку, оказывая тем самым давление на палату общин.

Источник

Внутренняя организация и полномочия парламента Великобритании

Парламент Великобритании по праву считается старейшим во всем мире. Он был создан еще в тринадцатом столетии, когда восставшие феодалы потребовали от короля Иоанна Безземельного подписания Великой хартии вольностей в далеком 1215 году. Данная хартия возложила на короля обязанность создания для установления конкретных налогов Общего совета королевства. Именно из-за этого парламент в Великобритании получил название «отец всех парламентов». Термин «парламент» в Великобритании в качестве собственного наименования стал использоваться для обозначения общенационального представительного учреждения.

В тринадцатом веке парламент Англии завоевал значение государственного форума, превратившись в традиционный пример представительного органа. Позже, в шестнадцатом-семнадцатом столетиях, он стал выступать сословно-представительным органом при короле. Но только после буржуазной революции семнадцатого столетия парламент получил истинное и многоплановое значение.

Стоит сказать, что система парламентаризма в западной части мира появилась как некое отрицание абсолютизма государственной власти в лице короля, всевластного первого лица в государстве.

Особенность парламента Британии состоит в сохранности различных архаических черт, которые находят собственное отражение в различных сторонах его деятельности, а также организации. Когда ведется речь о парламенте как о верховном законодательном органе страны, имеются в виду не только две палаты парламента, но также и королева, которая является неотъемлемой институцией (то есть частью) парламента.

Анализируя место парламента в системе британской власти, стоит брать в расчет то, что в ее базу были положены такие фундаментальные принципы, как парламентское верховенство, а также парламентское (то есть ответственное) правление.

Парламент Британии является очевидным примером бикамерального представительного органа, он состоит из палаты общин, а также палаты лордов. В то же время, неотъемлемой частью парламента выступает и британский монарх.

Для того чтобы билль (то есть закон) прошел и был принят, в обязательном порядке требуется согласие как парламентских палат, так и монарха.

Еще одна значимая особенность данного парламента состоит в том, что палата лордов формируется по наследству, то есть на невыборной основе. Членство в ней обусловлено получением дворянского титула, который дает право выступать ее членом. Очень долгий срок именно она считалась самой большой вер[ней палатой среди всех стран Европы. Членами палаты лордов в конце девяностых годов прошлого века были более тысячи двухсот пэров парламента, титулованная знать, имена которой вошли в «золотую книгу» английского дворянства.

Конституционная реформа, старт которой пришелся на 1999 год, и инициированная правительством лейбористов, важнейшим направлением определяет реформирование британского парламента, и, в первую очередь, порядок формирования и правового статуса верхней палаты. Еще в 1997 году лейбористы дали обещание вывести из состава палаты наследственных участников, а после прихода к власти начали реализацию собственных предвыборных инициатив, которые направлены на демократизацию статуса палаты.

На начальном (первом) этапе конституционной реформы, которая должна продолжаться на протяжении десяти лет, на основании статьи 1 Акта о палате лордов 1999 года был ликвидирован статус наследственных пэров, и практически в два раза (до 720 человек) сократился численный состав палаты: свои места смогли сохранить лишь 92 наследственных пэра (то есть десять процентов от всего числа) и около пятисот семидесяти трех пожизненных пэров, в том числе епископов. При этом наследственное право заседать, а также голосовать в процессе переходного периода реформы девяносто два наследственных пэра получили во время секретного голосования своих коллег по палате, а десять наследственных пэров согласились на правительственный ультиматум: изменить звание наследственного пэра на пожизненного. Право участвовать в деятельности палаты было оставлено за лордами, титул которым был дарован монархом в качестве признания их личных заслуг и по предложению правительства. Прочие лорды обладают правом баллотироваться на выборах, в том числе и в нижнюю палату – то есть палату общин.

Из-за возникших разногласий в политическом классе реформирование данной палаты на сегодняшний день отложено.

Споры о возможных моделях верхней палаты в экспертном сообществе не прекращаются и по сей день, в начале двадцать первого века. Большая часть английских экспертов и значительное число политиков склоняются к тому, что в обозримом будущем стоит ограничиться введением умеренного элемента выборности в верхней палате.

Виды членства в палате лордов

На данный момент в палате лордов действуют следующие виды членства:

Духовные лорды не причисляются к пэрам.

Стоит упомянуть, что, несмотря на настолько обширный состав палаты, кворум составляет только три человека, и обычно участие в ее деятельности принимают порядка ста человек (судебные и пожизненные лорды). Долгое время деятельность парламента возглавлял лорд-канцлер, который назначался на свою должность премьер-министром. Лорд-канцлер выступал одновременно и членом кабинета (то есть министром), и спикером верхней палаты, и верховным судьей, который самостоятельно назначает судей. Подобное соединение в руках одного единственного человека важнейших функций государственного управления и осуществления судебной власти было очевидным анахронизмом и не могло помогать упрочению статуса независимости судебной власти. Продолжая процесс реформирования палаты лордов, в 2003 году британский премьер-министр Тони Блэр предложил новые инициативы по упразднению данного поста, а также учреждению Верховного суда, который был бы призван взять на себя функциональные обязанности лордов-судей, а также по созданию независимой комиссии по назначению судей.

По итогам реформы с 2004 года руководитель верхней палаты (спикер палаты лордов) занимает эту должность на внутрипалатной выборной основе, и при этом не входит в состав правительства. Традиционно руководитель палаты лордов участвует в дебатах, а также голосовании, но, при этом, не занимается решением процедурных вопросов, как, например, спикер палаты общин. Данные полномочия осуществляются палатой самостоятельно при координации лидера данной палаты, которым выступает руководитель наиболее значимой и крупной партийной фракции. В палате есть только неспециализированные комитеты. Помимо этого в процессе реформы образовано министерство по конституционным вопросам, которое обязано было взять на себя большую часть полномочий лорда-канцлера, в том числе и в судебной области.

Компетенция палаты лордов

Компетенция палаты лордов включает такие полномочия, как:

В общем же полномочия и статус палаты лордов не меняются, несмотря на проведение конституционных преобразований. Она обязана сохранить собственное «подчиненное» положение, но при этом стать еще более легитимной. Эффективность деятельности верхней палаты, и особенно в сфере экспертизы законопроектов, принятых палатой общин, обязана значительно возрасти.

Нижняя палата или палата общин

Нижняя палата является единственным выборным центральным органом государственной власти Британии. Только депутаты данной палаты могут называться членами парламента.

Количественный состав палаты к моменту парламентских выборов, прошедших в 2010 году, уменьшился с 659 до 650 членов, которые избираются с помощью всеобщего равного тайного, а также прямого голосования на срок, составляющий пять лет. Подобное снижение количественного состава нижней палаты связано с укрупнением избирательных округов в Шотландии. Особой комиссией по границам избирательных округов было произведено уменьшение числа данных округов с 72 до 59 в связи с Актом о Шотландии, в котором установлено создание своего шотландского парламента, а также ликвидация аномальной диспропорции представителей Шотландии в парламенте Британии. По итогам новой нарезки округов число избирателей, которые живут на территории одного избирательного округа, приблизилось к среднебританскому показателю, составляющему шестьдесят восемь тысяч избирателей на один округ.

Во главе нижней палаты стоит спикер. Эта ответственная должность была введена еще в 1377 году. Палата общин может быть распущена действующим монархом. Традиционно формальное согласие монарха на роспуск парламента означает начало новой предвыборной кампании. По законам, действующим в Британии, такие выборы обязаны пройти через семнадцать рабочих дней после роспуска прежнего парламента. В то время, когда парламент распущен, политики имеют право проводить предвыборную кампанию, но при этом не имеют права заходить в здание Вестминстерского дворца, в котором размещается парламент.

Быть избранным в палату способен любой подданный Британии (а также тот, кто является гражданином и постоянно живет в Ирландии либо Содружестве), уже достигший возраста двадцати одного года, а также удовлетворяющий принятым в законодательстве цензам, среди которых стоит обозначить ценз несовместимости: запрет быть членами парламента для тех лиц, которые занимают конкретные государственные посты (например, профессиональные оплачиваемые судьи, военнослужащие, гражданские служащие и так далее).

Избирательный залог равняется пятистам фунтам стерлингов, он не подлежит возврату в том случае, когда кандидат получил менее пяти процентов голосов.

Выборы в нижнюю палату проходят по мажоритарной системе относительно большинства. При этом нет требования о получении кандидатом минимального процента голосов избирателей. Срок его полномочий составляет пять лет. Но на практике по инициативе самого правительства выборы проводятся раньше указанного срока, иногда за пять или шесть месяцев до окончания полномочий палаты общин.

На последних выборах в парламент в нижнюю палату, прошедших в мае 2010 года, победу одержали консерваторы, которые получили относительное большинство депутатских мандатов – триста шесть. Из-за этого была образована правоцентристская парламентская коалиция консерваторов и либеральных демократов, которую поддерживает и часть независимых депутатов.

К значимым полномочиям палаты причисляют: принятие законов, рассмотрение финансовых биллей, принятие бюджета, парламентский контроль над деятельностью правительства. Только данная палата способна выразить недоверие правительству.

В Великобритании, как и в прочих странах Западной Европы, провозглашаемая конституцией независимость депутатов во многом ограничивается строгой фракционной дисциплиной, которая имеет целью поддерживать единство и солидарность. В нижней палате дебаты проводятся в основном между членами, которые занимают руководящие позиции в консервативной и лейбористкой партиях, роль рядовых парламентариев в данном процессе, как удачно подчеркнули политологи, сведена только к группам поддержки, которые подбадривают лидеров.

В общем, Великобританию допустимо охарактеризовать, как страну с весьма устойчивой и значительной ролью парламента, во многом обусловленной именно непрерывностью парламентского развития, которую можно сравнить только с США.

Источник

Палата лордов в Великобритании. Справка

В XIV веке бароны и представители церкви стали собираться отдельно от дворян и буржуа, образовав, таким образом, две Палаты парламента – Палату общин и Палату лордов. Формально Палаты были равноправны, но быстро утвердилось правило, вводившее в обязанность Палаты общин устанавливать налоговые поступления в государственную казну. Несмотря на это, Палата лордов оставалась могущественной частью парламента. Она отсутствовала только во время английской революции, когда была упразднена (1649-1660).

Более того, до избирательной реформы 1832 года члены этой Палаты в значительной мере контролировали избрание Палаты общин, поскольку значительная часть избирательных округов была «нарезана» очень неравнозначно, некоторые из них имели всего лишь по несколько избирателей. Избирательные реформы 1832 года, 1867 года и начала XX века постепенно восстановили реальную власть Палаты общин, которая стала формироваться численно увеличивавшимся избирательным корпусом.

Палата лордов, в которой доминировали консерваторы, постоянно противопоставляла себя выборной нижней Палате. Когда в 1909 году она отвергла предложенный государственный бюджет, правительство либералов провело через парламент закон, ограничивающий полномочия Палаты лордов (Акт о парламенте 1911 года).

«Парламентский акт 1911 года» давал право Палате общин принимать бюджет и другие законы, касающиеся «денежных счетов» государства, без одобрения Палаты лордов.

Кроме того, депутаты получили право проводить без согласия лордов любой другой закон, если он будет представлен на трех подряд сессиях парламента, с интервалом в два года между вторым чтением первой сессии и окончательным принятием закона в палате общин. Лорды тем самым лишились возможности блокировать закон, которой часто пользовались в XIX веке, однако в их руках остался не менее важный рычаг влияния на Палату общин – двухгодичное отлагательное, или, как его еще принято называть, «суспансивное» вето ( suspensive veto ).

В 1949 году был принят «Акт о парламенте», еще более ограничивающий полномочия Палаты лордов. Парламентский акт 1949 года уменьшил требуемое для прохождения закона количество парламентских сессий с трех до двух и сократил интервал между вторым чтением первой сессии и окончательным принятием закона с двух лет до одного года.

Дальнейшие изменения проходили в русле все большей демократизации верхней палаты. В 1958 году был принят «Акт о пожизненном пэрстве», который впервые за всю историю страны разрешал пожизненным пэрам, которых монарх назначал по представлению британского премьер-министра, заседать в Палате лордов наряду с наследственными пэрами. Ранее лорды сами решали, кто из пожизненных пэров может заседать в Палате. Кроме того, с 1958 года в Палате лордов могли заседать женщины, получившие пожизненное пэрство.

В 1963 году «Акт о пэрстве» не только разрешил уже наследственным пэрам-женщинам заседать в палате, но дал право наследственным пэрам временно отказываться от своего звания для того, чтобы баллотироваться на выборах в Палату общин от той или иной политической партии. Однако отказавшийся не лишался титула пэра: как и раньше, титул переходил к его потомкам, которые могли воспользоваться им по своему усмотрению.

Несмотря на все реформы, политический состав Палаты лордов оставался крайне консервативным. В подавляющем большинстве лорды пренебрегали своими служебными обязанностями, не являясь на заседания Палаты; у лордов отсутствовал какой-либо интерес к общим проблемам государства и общества.

Лейбористы, придя к власти в 1997 году, решили сделать из Палаты лордов более полезный политически и эффективный орган, чем он был раньше. В их предвыборной программе говорилось: «Палата лордов должна быть реформирована. Право наследственных пэров заседать и голосовать в палате будет законодательно отменено. Это станет первым шагом в деле реформирования Палаты лордов, которая должна больше соответствовать требованиям представительной демократии. Система назначений пожизненных пэров также должна быть пересмотрена».

В соответствии со своими предвыборными обещаниями в 1999 году лейбористы провели закон, получивший название «Акт о Палате лордов».

Полномочия Палаты лордов в результате реформы не изменились. По-прежнему Палата лордов являлась высшей судебной инстанцией страны, обладала законодательными полномочиями в качестве верхней Палаты парламента (с ограничениями, закрепленными в Актах о парламенте 1911 и 1949 годов).

В 2005 году лейбористским правительством Тони Блэра был принят «Акт о конституционной реформе», предусматривающий создание Верховного суда, которому передавались судебные функции Палаты лордов и Судебного комитета Тайного совета (органа советников королевы Великобритании). Также документ устранил должность лорд-канцлера как главы судебной ветви власти.

Реформа была мотивирована стремлением к большей прозрачности в вопросе назначения судей и окончательной независимости судебной ветви власти.

Верховный суд Великобритании начал работу 1 октября 2009 года. В его первый состав вошли действующие члены апелляционного комитета Палаты лордов, который возглавил бывший глава судебной системы страны в составе палаты, главный лорд-судья Англии и Уэльса лорд Филлипс.

В марте 2007 года депутаты Палаты общин проголосовали за выборный принцип формирования Палаты лордов и окончательное исключение оставшихся в ее составе после реформы 1999 года наследственных пэров. Однако сама Палата лордов через неделю проголосовала за сохранение полностью назначаемого состава палаты.

В сентябре 2009 года премьер-министр Великобритании Гордон Браун, выступая с программной речью на конференции Лейбористской партии, заявил о намерении в течение ближайшего года завершить реформу Палаты лордов, полностью ликвидировав принцип наследования пэрства, а также наделить избирателей правом отзывать из парламента своего депутата за ненадлежащее поведение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *