какой краской расписывают стены в храме

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Про искусство
Main Menu

какой краской расписывают стены в храме

Система росписи православного храма

Православный храм расписывается и читается сверху: верхняя часть символизирует небеса, а нижняя – землю. В плане организации работы так удобнее, чтобы построить леса и постепенно их разбирать. В куполе изображается или Христос Пантократор, или Троица. В барабане – цилиндре, на котором покоится купол, он может быть световым или без окон изображали праотцов. Там же могли изображать и ветхозаветных пророков.

В древности не знали технологий горизонтальных перекрытий пространства. Была система сводов, полукруглых перекрытий. На них изображали композиции главных церковных праздников (Рождество Христово). В алтаре (а он у православного храма трехчастный), как правило, на престоле изображали Богоматерь, а чуть позже – литургические сюжеты.

На стенах фрески располагались ярусами:

На западной стене присутствует небольшой по высоте, но важный пояс – храмовая летопись: здесь написано, когда, при каком митрополите был построен храм, кто и когда писал и заказывал фрески, кто храм заказывал. На самой же западной стене изображали композицию Страшного суда.

На столпах (а сводом можно перекрыть только маленькое пространство, он оперился на стену, потом на столп) всегда изображали в рост святых воинов и мучеников (Святой Георгий – воин и мученик).

Очень интересны приходские храмы XVIII века, в которых были большие галереи – они были местами общественных собраний, на них изображали сюжеты Ветхого Завета и иллюстрации западной литературы. Фрески писали на наружных стенах храмов, их писали вокруг входа в храм. Они изображались в закамарах – это своды на наружных стенах храмов, на полукруглых арках, на которых стояли эти своды. Изображались и праздники, и сюжеты поклонения святых Христу. Как понимали, что над входом были фрески? Дело в том, что Фрески Дионисия очень рано закрыли своеобразной кровлей, и они были защищены. В храме Ильи Пророка фрески сохранились фрагментарно, и по остаткам рисунка могли понять сюжет.

В каждом храме решение будет индивидуально, в зависимости от размеров храма и (что важно!) от желаний заказчика: это могли быть князья, прихожане, посадские люди (XVII в) игумены монастырей. Заказчик играл важную роль в составлении иконы.

Технология мозаики

Художники должны были иметь знания по химии, металлургии. Что такое мозаика? Мозаика – это вид монументального изобразительного искусства, в котором изображение создается небольшими по размеру минералами или кусочками окрашенного стекла. Искусство мозаики пришло на Русь из Ромейской империи. Мозаики создавались только в XI-XII веках и только в Киеве. После татаро-монгольского нашествия технология мозаики была забыта. Возродил её М.В. Ломоносов.

Как мозаику создавали?

— Известь крупного помола слоем в 2-3 см;

— Известь мелкого помола слоем в 1,5-2 см,

— Известь совсем мелкого помола слоем в 0,5-1 см.

Пока верхний слой не застыл, в него вставляли смальты. Поверхность приготовленной стены никогда ровно не полировали, не отделывали. Мозаики создавали только на криволинейных поверхностях стен. Делали их в куполе, в барабане. С чем это было связано? Дело в том, что мозаика должна отражать свет, а криволинейные поверхности взаимодействуют со светом больше прямолинейных. Мозаики либо прозрачны, либо полупрозрачны.

Из чего изготавливались мозаичные смальты? Что касается полупрозрачных минералов, то тут всё понятно. Но в основном их делали из стекла. Как это происходило? Стекло и в древности, и в наше время делается из песка. Находили кварцевый песок и плавили его, нужно было построить печи – это делал художник. Из печей вынимали песок и резали, а потом окрашивали окислами металла, которые добывали в болотах.

В итоге получали мозаичные смальты самых разных цветов и оттенков. В Софии Киевской использовали смальты 144 оттенков разных цветов.

Технология фрески

Для фрески нужен грунт. Это та же известь, только слой был двухуровневым. У фрески есть особенность, которая отражается в определении.

Фреска – это вид монументального изобразительного искусства, в котором изображение создается красками по сырой штукатурке. Художник в течение дня должен был писать по сырому грунту. Нужно помнить особенность: строились и расписывались храмы в теплое время года и создавались не сразу после строительства, перед этим должно было пройти несколько лет. Это было связано с тем, что любая постройка после создания должна осесть, приспособиться к той почве, на которой стоит. Особенные подвижки почвы идут весной. Если в это время создать фрески, то они потом потрескаются. Иконостас могли создать сразу. Еще одна тонкость: работали в Средневековье полный рабочий день, а рабочий день тогда определялся от восхода до заката.

Нижний слой мог быть создан сразу во всем храме. А верхний создавался по мере создания фресок. То есть штукатуркой покрывался только каждый отдельный участок свода.

Очень важный природный фактор, который должны были учитывать мастера – это степень освещенности того или иного свода или храма. Храм освещается неравномерно – важны удаленность и приближенность изображений от молящихся, и угол, под которым они на изображения смотрят. Художники старались в темных частях храмов применять наиболее яркие цвета или контрастные изображения.

Еще одна тонкость: мастер писал большие фрески в куполе, был близко от этих фресок при работе и не мог посмотреть снизу, как они выглядят.

Икону делали из липы или из кипариса, который тяжелее, но долго сохранял смолистый запах. Икона состоит из нескольких досок разного размера. Доски для икон скрепляли: в специально сделанные выемки врезали поперечные планки – шпонки. Так доски долго не расходились. Часто шпонки делались из дерева другой породы – разные породы деревьев по-разному реагируют на температуру и влажность.

После оборотной готовили лицевую сторону, на которой будет изображение. По середине, оставляя поля, делали углубление – «ковчег». У икон всегда было обрамление. Обрамление либо не записывалось, либо на нем делались надписи. Доску также готовили: в начале заклеивали паволокой – льняной тканью домашнего происхождения и изготовления, чтобы сама доска не влияла на поверхность. Дальше ткань закрывается грунтом – левкасом (смесью мела и клея), на нем писали иконы.

И мы встречаемся с секретами, которые иконописцы не всегда давали ученикам. В старых подлинниках есть тексты по созданию икон, и при описании создания доски есть выражение «Сешталикь тилкью» на тарабарской грамоте – «левкасить кистью». Левкас полировали хвощём до полной гладкости.

Мастера использовали природные материалы. А дальше начинали создавать изображение, но не с лика, а с наклейки золотого фона – листков золота. В качестве клея шли пивное сусло или чесночный сок. Золото трудно наклеивать, потому брали кисть из шерсти, терли ее о золото, и оно прижималось к кисти. И потом только шло создание изображения. Краски были минеральными или органическими – темперными. Какие краски были минеральными:

Были краски и органические:

Этими красками пишут всё до ликов. Лик писали многослойный, между слоями прокладывали слой охры – каждый последующий слой был светлее. Самый последний слой – мелкие белильные движки, линии, разделки.

Икону средних размеров (50х35 см) писали месяц. Но после написания икону покрывали олифой, чтобы придать краскам блеск и защитить от воздействий. Олифа наносилась рукой. Этот слой оказал влияние на историю изучения ДИ, на сложение принципов реставрации. Икона стоит далеко от света рядом с горящими свечами, от гари поверхность иконы темнеет и в конце становится черной. На протяжении жизни иконы олифа темнеет, но кажется, что потемнела сама икона. И в старину поверх темного писали новое изображение. Но писали уже иначе – олифа темнела за 50-100 лет. Но через какое-то время олифа темнела, ее снова поновляли. И к XVII в. иконы XIII подлинную авторскую живопись не видели. Живопись XVII в. к XIX в. тоже не видели. Все иконы, дошедшие до ХХ в., либо записаны, либо под слоем олифы не видны.

Например, Рублевская троица. В конце XIX в. началась 1-ая реставрация икон, в ХХ веке сложилась научная школа реставрации живописи. В 1903 собрались иконописцы, искусствоведы, историки, с Рублевской троицы был снят оклад, и под ним была черная доска со слоем пыли. Но более поздние слои стали снимать, и под ними увидели прозрачную лазоревую краску. И, подводя итоги ХХ века, люди обозначили открытие ДИ, которые оказало влияние на развитие реставрации.

Во время реставрации (а реставраторы работают как врачи) позднейшие слои пропадают. И есть икона «Троица Ветхозаветная» 1700. Но если открыть под ней икону XIV в., то запись XVIII века уйдет. Потому разработана уникальная методика расслоения записи: слой XVIII века изымается и переносится на органику, а икона XIV в. остается.

Источник

Роспись храмов

Живопись в православном храме узнаваема с первого взгляда. Она не похожа на традиционные картины художников, не имеет аналогов и в популярной культуре.

Кажется, это отдельный мир с обратной перспективой и таинственными правилами.

Задача этой статьи — приоткрыть завесу тайны и ответить на распространённые вопросы о храмовой росписи.

Храмовая роспись возникла в христианстве, чтобы донести до неграмотного населения Библейские сюжеты

Храмовая роспись — древний вид искусства. Вряд ли удастся проследить его истоки, ведь возникла она намного раньше христианской традиции. Поэтому сосредоточимся на том, что нам известно наверняка.

Роспись церквей тесно связана с созданием икон, и отчитывать годы её появления можно с творчества первого иконописца — апостола Луки, который, по преданию, написал образ Пресвятой Богородицы.

какой краской расписывают стены в храмеСвятого Христофора на средневековых фресках изображали с головой собаки

Мастера стали расписывать храмы для того, чтобы сделать Библейские сюжеты доступными широкой публике.

Дело в том, что в средневековье люди в преобладающей массе были безграмотны, так что картинки являлись для них наиболее доступным способом донести информацию.

При этом такого благоговения, как сейчас, перед храмовой живописью не существовало.

Она могла нести ироничный характер, содержать карикатурные сюжеты и узнаваемые для своего времени культурные и фольклорные образы.

Не редки изображения обнажённых тел, гротескных чудовищ, сцен провокационного и непристойного характера.

Это привлекало людей в храмы, но в то же время настенная живопись выполняла главную функцию — образовательную.

На Руси к храмовой живописи изначально относились с благоговением, сейчас ещё формируется современная традиция росписи церквей

На Русь храмовая живопись пришла вместе с христианством, и отношение к ней сразу же сложилось соответствующее — благоговейное.

Иконография и роспись церквей для православного человека — это целая наука, со своими канонами, которые требуется тщательно изучать, а потом кропотливо реализовывать.

какой краской расписывают стены в храмеАпостол Лука, изобретатель иконописи, как и все евангелисты, изображается на парусах храма

Сегодняшний православный художник учится своему навыку свыше десяти лет, за которые знакомится с традициями храмовой живописи России и Византии.

Но при этом свой собственный облик православная живопись продолжает формировать, так как она отошла от европейского канона. Так об этом говорит художник Дмитрий Лазарев:

«Что делает художник, расписывающий церковь?

Отражает свое время, опираясь на канон. А канон — это Италия, это Византия.

Передать свое время, опираясь на эту традицию, — основная задача серьезного художника.

Когда есть преемственность поколений, это получается естественно: в эпоху Возрождения итальянцы часто изображали Христа в современных одеждах.

какой краской расписывают стены в храме

Но если сейчас изобразить Христа в джинсах — не поймут. Потому что порвалась связь времен».

А художник Константин Охотин делится соображениями о возникновении в будущей современной традиции храмовой живописи в православии:

«Думаю, современная традиция еще появится —

это вопрос времени,

но сейчас все началось практически с нуля.

Вылезает много подражаний Византии,

древней русской живописи — Рублеву,

Дионисию, академической живописи XVII — XVIII веков.

В какой-то момент должен произойти синтез всех этих стилей».

какой краской расписывают стены в храме

Важная отличительная черта православной живописи — её нереалистичность. Даже если есть прижизненные фотографии святого, на образах он мало похож на себя.

Икона стремится не к реализму и не красоте, а к символизму. Это отдельный жанр живописи. Поэтому изображения на ней часто выглядят плоскими, такова дань традиции, ведь акцент в ней на другом.

какой краской расписывают стены в храмеНа куполе храма Христа Спасителя изображена Троица — это соответствует традиции

Обратная перспектива как бы включает наблюдателя, делает его соучастником событий иконы или фрески. Также это подчёркивает, что на изображении — не обычный мир.

Существует деление храмовой живописи на каноническую (возникла около IV века) и боле позднюю академическую (середина XVIII века), которая выглядит более живой и реалистичной, так как ориентирована на работы художников эпохи Возрождения.

Чётких канонов росписи храмов нет, но есть рекомендации о том, каких святых где изображать по традиции

Нет никаких чётких канонов того, что именно и в каком порядке должно быть изображено на стенах храма. Например, если церковь посвящена какому-то святому, то в росписи вполне могут преобладать сцены из его жития.

Но всё же за годы существования православных церквей сформировались некоторые традиции, которые можно наблюдать во многих храмах.

Во-первых, есть несколько подходов к росписи:

Во-вторых, в традициях имеется конкретика:

Роспись храмов и икон, по канону, могут выполнять только верующие и благочестивые христиане, но на практике это не так

Роспись икон и храмов — это труд, который некоторые православные деятели сравнивают с молитвой. Монахиня Иулиания (Соколова) писала об этом так:

«Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву.

Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего.

Ее назначение — содействовать молитве, поэтому трудящемуся в этом деле необходимо во время работы не забывать о молитве.

Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное».

какой краской расписывают стены в храме

В свете этого очевидно, что человек, который принадлежит к другой вере, либо атеист не может выполнять роспись церкви. Конечно, икона — это не реликвия, но всё же объект почитания, своего рода святыня. Пусть это и художественное произведение. Но в нём присутствуют и иные стороны:

Соответственно, через икону к молящемуся направляется благодать Божия. Это дверь, которую открывает образ верующего. Чем выше нравственные и духовные качества иконописца, тем большую одухотворённость приобретают его работы.

какой краской расписывают стены в храмеРоспись Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя (г. Сочи)

Поэтому издревле на роль иконописцев избирали на абы кого, а благочестивых верующих.

Церковные авторы и Стоглавый Собор приводят требования к иконописцам:

Царям же рекомендовалось жаловать таких мастеров, а святителям беречь их.

Это требования православной Церкви. В католичестве иные традиции. Там, например, росписью мог заняться любой мастер, а его личные качества и религиозные достижения при этом не важны.

Однако стоит отличать традицию от реальности. Художник Константин Охотин говорит:

что мы православные,

что бы ты ни делал,

Если не верить — не получится».

Источник

Подготовка стен

Ошибки человеческие в ремесле Божием

В древние времена фреска писалась по сырому известковому левкасу. Краска проникала в слой штукатурки, которая, в свою очередь, закреплялась на стене глубокой корневой системой молекулярного кальция. Так получалось единое целое: стена – штукатурка – живопись.

К подготовке стены под роспись подходили ответственно, даже трепетно – как к началу создания святых образов. Сегодня такой подход встретишь не часто. Размышлениями на эту тему, основанными на опыте, с нами поделился Борис Алексеевич Алексеев – руководитель стенописной артели «Радость».

Насколько важно, чтобы стена была подготовлена к росписи должным образом?

– Хорошо, когда это делает сама стенописная артель. Часто бывает, что шпатлевку, штукатурку стен доверяют обычным строителям, которые ремонтировали до этого только светские здания. Но если ремонт в квартире мы делаем каждые 5–10 лет, то в храме – иные временные расчеты. Благоукрашение должно твориться на века. Бывает так: ремонт выполнен, стены искрятся к празднику белизной, но это не завершение работы, а начало череды тяжких испытаний, которые предстоит претерпеть в недалеком будущем, исправляя допущенные технологические ошибки. Причем исправление обычно обходится дороже, чем первоначальный качественный ремонт. А ведь был совершен молебен на начало росписи, в умах художников уже созрел некий замысел, прихожане порадовались, что скоро стены их храма украсит роспись, – и вдруг оказывается, что выполненная подготовка стен не выдерживает никакой критики и вновь предстоит длительная стройка. Так бывает, если ремонт храма выполняют строители, не имеющие храмового опыта. В таких случаях необходим технологический контроль со стороны представителей прихода с привлечением специалистов. Расходы на профессиональную консультативную помощь – на порядки меньше будущих затрат на исправление ошибок.

Часто приходится переделывать работу по подготовке стен?

– Недавно у нас произошло именно так – причем сразу в двух крупных храмах Подмосковья. Один из них построен около десяти лет назад, там уже совершались богослужения. Настало время расписывать стены. Мы приступили к работе – и оказалось, что штукатурка находится в недопустимом состоянии. Храм отлит из бетона, а арматурная сетка под штукатурку, которая крепится на бетон, сделана из неоцинкованного черного металла. Изза капиллярного тока влаги на поверхности штукатурки стали появляться следы ржавчины. Если писать по такой стене, то очень скоро вся роспись покрылась бы ржавыми пятнами. Пришлось переделывать все до основания, вырывать сетку из бетона и менять на новую – оцинкованную. Это задержало начало росписи на целый год, и, поскольку храм вновь вошел в ремонтное состояние, службу перенесли в нижний крестильный придел, и прихожане с сентября, уже четвертый месяц, встречают праздники в тесном подклетном пространстве. Пользуясь случаем, хочу выразить слова восхищения долготерпению и мужеству руководства храма и прихода, которые во имя будущего благолепия храма приняли на себя столь долгое испытание.

Еще один храм построен недавно. Когда мы пришли туда, в здании заканчивались штукатурные работы. Оказалось, что часть этих работ велась в зимнее время, и бетонные подпружные своды оштукатуривались … прямо по наледи на поверхности бетона. Исполнитель торопился (его ждали новые храмы!), поэтому не мог стерпеть технологической паузы между штукатурными слоями, шпаклевал по непросохшей штукатурке. А когда вполне естественным образом на поверхности законченной работы образовался кракелюр, исполнитель озвучил следующее: «Кракелюр неизбежен!» Вот так. Новый храм, новая штукатурка вся в трещинах и бодрый голос строителя: «Неизбежен!» Роспись в этом храме также пришлось надолго отложить, перештукатуривая бетонное основание за веселыми строителями. Сейчас этот этап завершен и артель наконец приступила к росписи.

Что же делать настоятелям, чтобы избежать подобных ситуаций?

– Надо смотреть на возрождение храма стратегически – заботиться не только о том, как выполнить текущую работу поскорее и с наименьшими тратами, но прежде всего о том, к каким последствиям это приведет. Перед началом работ по реставрации или устройству новодела следует вызвать хороших технологов, имеющих опыт работы в храмах, и составить с их помощью разумную последовательнос ть работ. Нельзя, к примеру, сначала расписывать стены, а потом чинить крышу. Как правило, существует ряд проблем, не видимых взглядом, на которые профессионал обратит внимание и учтет в нумерации работ.

Вы консультируетесь с технологами?

– Для нашей технологической группы уже много лет составляет карту производства работ наш давний друг и советник, технолог фирмы «Кайман» Николай Алексеевич Котов. При благоукрашении храма необходимы три участника: художник, технолог и прораб. Художник исполняет живопись, технолог отслеживает правильность проведения подготовительных к живописи работ, прораб – их честное выполнение.

Непродуманный подход к реставрации храмов – примета нашего времени?

– Отнюдь нет. К сожалению, такое случалось и прежде. Можно вспомнить, как в XVIII столетии поновляли знаменитый собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Храм сей в 1498 году, как говаривали раньше, «был подписан» великим русским изографом Дионисием со чадами. А в XVIII веке фрески Дионисия сочли устаревшими и решили записать. Попытались «модернизировать » и архитектуру самого здания. Растесали все окна, прорубили новое окно – как раз в центре фрески Страшного суда, уничтожив образ Спасителя в мандорле, нисходящего на Престол Уготованный. Образ Спаса попросту вырубили. После этого западная стена от такого святотатства треснула вниз до самого основания. А вот свежий пример. Года два назад мне позвонил протоиерей Александр Туриков, настоятель старинного русского храма Спаса Преображения на Песках (Москва, ул. Старый Арбат, роспись храма наша артель завершила за несколько лет до этого случая), и плача в трубку, сказал: «Борис! Тридцатые годы вернулись – рушат храм!» Оказалось, что организация, которая выиграла тендер на пристройку к притвору храма некоего служебного помещения, должна была вкапывать фундаментные сваи. Но это оказалось слишком трудоемким. Тогда горестроители вызвали машину и стали эти сваи вбивать, причем в метре от стены храма! В итоге у церкви XVII века треснул притвор, стал проваливаться пол, начал оседать югозападный угол трапезной… Вбивание свай, конечно, прекратили – но разрушения памятнику архитектуры уже были причинены. Прихожане рассказывают, что дело дошло до чудес: строителям явился некий старичок и сказал: «Прекратите! Прекратите сие немедленно!» Говорят, старичокто был не простой, вроде как на святого Николая похожий, которому посвящен придел храма…

Как вы полагаете, сможет ли нынешнее поколение научиться ответственному подходу к возрождению и обустройству дома Божия?

– Двадцать лет назад, когда возрождение храмов только начиналось, всеми нами владела некая эйфория: казалось, вот мы сейчас сделаем хоть чтото – и все будет хорошо. Ан нет. Оказалось, что думалито хорошо – да многое вышло плохо. Полбеды, если храм новый. У такого храма есть некий запас прочности материала, но к старинным стенам необходимо подходить особенно внимательно, как к старому человеку: неправильно подобранное лекарство может оказаться смертельным. Совсем недавно, 24 ноября, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма Сошествия Святого Духа в селе Первомайское, находящегося ныне на новых московских территориях. Роспись в этом храме выполнила артель «Радость». В своем слове к прихожанам Святейший Патриарх сказал о том, что личная выгода, которую человек когдалибо пытался получить за счет храма, никогда не шла ему во благо. Глубокие и проникновенные слова! Ведь порой случается и такое: ктитор, жертвуя на храм, настаивает, чтобы его деньги были потрачены по его усмотрению. Что это, гордыня или расчет? Такая жертва, как правило, не становится благом. Хочется верить, что пройдет некоторое время, и мы, будущие современники, научимся утишать наше беспокойное сердце и расчетливый разум на пороге храма, готовые творить и жертвовать собой для Бога.

Беседовала Алина Сергейчук.

Издательство «ORTOX Русиздат» Журнал «Благоукраситель » № 41, 2013 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *