какой король правил францией во время похода жанны д арк на орлеан
Карл VII: «Победитель» или «гусеныш»?
Он вошел в историю как «Победитель», однако собственная мать пренебрежительно называла отпрыска «гусенышем».
Гадкий гусенок
Будущий король появился на свет 22 февраля 1403 года в Париже. Он стал одиннадцатым ребенком в большой семье Карла VI Безумного и его супруги Изабеллы Баварской. Поскольку у мальчика было несколько старших братьев, родители никогда всерьез не предполагали, что именно Карлу после смерти отца суждено стать следующим королем Франции. Да и родился он хилым, слабым и даже не мог толком закричать — поговаривали, что ребенок лишь хрипло шипел. Из-за этих особенностей Карл и получил прозвище «гусеныш». Судя по всему, впервые его так назвала родная мать, никогда не отличавшаяся трепетной привязанностью к своим отпрыскам.
Карл действительно оказался гадким утенком (или, в данном случае, гусенком) в своей семье. Несмотря на то, что старшие братья Карла умерли в молодые годы и наследником престола неожиданно оказался он, родители объявили юношу внебрачным сыном Изабеллы, тем самым лишив его права на корону.
Процессия после рождения дофина Карла. Источник: wikipedia.org
Коронация в Реймсе
Превращение в прекрасного лебедя произошло позже: вопреки всему, Карл все-таки стал королем. По преданию, в этом ему помогла легендарная Жанна д’Арк. «Царь Небесный послал меня к Вам, благородный дофин, чтобы сказать, что Вы будете венчаны в городе Реймсе в наместники Царя Небесного, единого Короля Франции!» — сказала она ему во время Столетней войны.
Силами армии, во главе которой стояла Жанна, удалось освободить Реймс и Орлеан. После этого в Реймском соборе состоялась коронация Карла VII. Когда он вступал в город накануне торжественного события, люди кричали: «Ноэль, ноэль!» («радостная весть» по-французски), оповещая всех о великом дне. «Гусеныш» превратился в «Победителя». Репутация Карла взлетела, однако в веках слава Жанны д’Арк все равно затмила «благородного дофина».
Жанна д’Арк на коронации Карла VII. Источник: pinterest.com
Дама Красоты
Агнесса оказалась настоящим новатором: говорят, что именно с ее легкой руки некоронованные дамы начали носить украшения, инкрустированные бриллиантами. Также Сорель приписывают введение такого «тренда», как откровенные наряды, обнажающие одну грудь (сохранился портрет, на котором Агнесса изображена именно в таком виде).
Смерть короля
В 1458 году Карла VII сразил страшный недуг. Он поранил ногу, и поврежденное место никак не заживало — вероятно, виной тому был диабет. Сын Карла, будущий король Людовик XI, находившийся с отцом в сложных отношениях, даже обратился к астрологам, дабы те вычислили точную дату смерти монарха. Король умер не так быстро, как хотелось бы его наследнику: судьбой ему было уготовано править еще два с половиной года.
Людовик XI. Источник: pinterest.com
К концу жизни Карл, подобно его отцу, обезумел. Монарха мучила навязчивая идея, что он падет от руки собственного сына. Вскоре у короля появилась опухоль, из-за которой он не мог есть, и в июле 1461 года Карл VII Победитель скончался от голода.
Этот день в истории: 17 июля 1429 года в Реймском соборе коронован французский король Карл VII
17 июля 1429 года в освобожденном от англичан Реймсе в присутствии Орлеанской девы Жанны д’Арк, по древнему обычаю был коронован французский король Карл VII из династии Валуа.
Карл стал наследником престола после того, как один за другим в 1415 и 1416 гг. умерли его старшие братья. В юности жизнь Карла неоднократно подвергалась опасности во время распри между бургиньонами и арманьяками. В 1419 г. Карл, окруженный остатками разгромленной партии арманьяков, основал в Бурже альетрантивное правительство в противовес бургиньонскому, находившемуся в Париже.
В 1420 г. его сумасшедший отец после разгромного поражения при Азенкуре (1415) подписал договор с победителем Генрихом V Английским, по которому признавал его сына наследником. От Карла же отреклась даже его собственная мать, признав его незаконнорожденным. После смерти Карла VI в 1422 г. парижане присягнули новому королю, младенцу Генриху VI. Карл тоже короновался в Пуатье как король Франции.
Большинство французов было недовольно, что иноземцы отняли власть у законной династии. Вокруг Карла стали собираться патриоты, однако самого короля судьба государства, похоже, волновала мало. Он был человеком вялым и добродушным. Убедившись, что непосредственная опасность ему не угрожает, свободное время проводил в праздности и пирах, разъезжая из замка в замок в сопровождении любовниц, приводя в отчаяние патриотов. В течении семи лет они вели борьбу против англичан, терпя поражение за поражением, но не падали духом. В 1427 г. регент Франции герцог Брэдфорд решил, что пора начинать решительные действия. Армия графа Солсбери, высадившись в Кале, захватила весь север Франции до Луары и осадила Орлеан, ключ к южным областям. Карл пошел на помощь осажденному городу, но был отбит. Спасти Францию могло только чудо, и оно произошло.
Карл находился в Шиноне, когда к нему явилась простая крестьянская девушка Жанна д’Арк. Добившись аудиенции с глазу на глаз, она сообщила королю, что Бог послал ее спасти Францию от захватчиков. 22 апреля 1429 г. Карл поручил Жанне руководить военными действиями. Воодушевленные войска сняли осаду с Орлеана. Затем с помощью коннетабля Ришмона Жанна захватила еще несколько городов на Луаре и разбила англичан при Пате.
Сражение при Пате было соответствующим кульминационным моментом в снятии осады Орлеана. Эта первая победа французов над англичанами в ходе Столетней войны изменила все. Французы могли теперь развить наступление, двигаясь к северу. На пути к Реймсу важнейшие города зачастую сдавались деморализованными английскими войсками без боя.
16 июля Карл вступил в Реймс, где он был встречен восторженными криками: «Ноэль, ноэль!», что по-французски означает «радостная весть». Англо-бургундский гарнизон оставил город, так и не приняв боя с французами. Успех похода превзошел самые смелые ожидания: менее чем за три недели армия достигла конечного пункта, не сделав ни одного выстрела, не оставив на своем пути ни одной сожженной деревни, ни одного разграбленного города.
На следующий день — 17 июля Карл был коронован по древнему обычаю французских королей, после чего он перестал быть дофином. У Франции появился законный король Карл VII. Во время церемонии Жанна д’Арк держала над ним знамя.
Попытка сразу захватить Париж оказалась неудачной. Карл вернулся в Бурже, а Жанна направилась на север Франции. Под Компьеном она попала в плен, и в 1431 г. была сожжена в Руане как колдунья. Однако англичанам это не помогло. Перелом в войне уже наступил.
К своему позору, Карл VII и его приближенные не сделали ничего, чтобы попытаться спасти Жанну, не предлагали выкуп и даже просто не просили милосердия у ее тюремщиков. Если рассмотреть все ею сделанное для Карла и для Франции, кажется невероятным, что так могло произойти, но все же это случилось.
В 1435 г. патриоты во главе с Ришмоном помирили Карла с Филиппом Бургундским. Король обещал найти и наказать всех участников убийства герцога Жана, и даровал Бургундии полную независимость, отказавшись даже от ленной власти над ней. Весной 1436 г. Ришмон овладел Парижем, однако Карл не любил столицу и предпочел не оставаться в ней.
В 1444 г. в Туре было заключено 5-летнее перемирие с англичанами. За его время Карл успел создать регулярное конное войско — жандармерию и пехотные полки, получившие название «вольных стрелков». Новое дисциплинированное и хорошо обученное войско позволило довести войну до победного конца.
Военные действия возобновились в 1449 г. в Нормандии. Французы вернули себе Руан, Кан и Шербур. К 1451 г. в руках англичан осталась лишь Гиень, старинное владение Плантагенетов. Вскоре пали Бле и Байонна, а в конце 1452 г. был взят Бордо. С его падением закончилась Столетняя война.
Миссия Жанны д Арк и загадки истории
Историю Жанны при всем желании нельзя отнести к разряду самосбывающихся пророчеств, хотя неграмотная пастушка из деревни Домреми, старшая из четырех дочерей простого крестьянина Жака д’Арка без сомнения знала о пророчестве жившего во времена короля Артура волшебника Мерлина, предсказавшего, что Францию погубит порочная женщина и спасет невинная дева из Лотарингии. И действительно, порочная женщина погубила Францию. С пророчеством народ связывал имя распутной и продажной Изабеллы Баварской, жены душевнобольного короля Карла VI, которая в мае 1420 года устроила подписание мирного договора с англичанами в Труа. Согласно этому предательскому договору французская корона после смерти короля переходила к Генриху V английскому, а сын короля и Изабеллы, Карл лишался прав на французский престол.
Истерзанная Франция изнемогала в столетней войне, пылали деревни, большая часть страны была оккупирована, остальная подвергалась бандитским набегам и разграблениям вооруженных шаек. Измученный народ, деморализованная армия, патриотически настроенное дворянство – все ждали чуда, ждали Спасительницу, ждала ее и Жанна. До нее многие французские экзальтированные девушки объявляли себя Лотарингскими Девами, и проверка каждый раз показывала их несостоятельность. Но Жанна, учитывая ее светлый ум, присущий ей здравый смысл, природную скромность и здоровую психику, никогда бы не вообразила себя Девой, если бы в этом ее не убедили «Голоса». Девушке с 13 лет являлись святые Михаил, Екатерина и Маргарита и внушали, что она избрана Богом для великого дела спасения ее Родины.
В январе 1429 года Жанна тайком ушла из дома в Вокулер, пришла к коменданту крепости и попросила доставить ее в Шинон ко двору дофина Карла, чтобы исполнить возложенную на нее Богом миссию: снять осаду с Орлеана, короновать дофина в Реймсе и изгнать английских захватчиков из Франции. Нетрудно догадаться, какова была первая реакция коменданта крепости Робера де Бодрикура – он рассмеялся ей в лицо. Все последовавшие за этим события: куры, которые вдруг перестали нестись, паломничество жителей изо всех окрестностей и их твердая уверенность, что они видели Лотарингскую Деву, наконец абсолютная, просто фатальная убежденность Жанны в своей миссии заставили его изменить свое мнение о ней. 12 февраля комендант в сопровождении многочисленных слуг и охраны с факелами в руках лично явился в дом простого горожанина Анри Ле Ройе, предоставившего ей кров. Во время беседы Жанна сообщила ему, что в этот день французские войска потерпели поражение в битве за Орлеан, и виноват в этом он, Робер де Бодрикур, который задерживает ее в Вокулере. Это открыли ей Голоса. Комендант был поражен: известия из Орлеана могли прийти только за десять дней, откуда же девушка знает о поражении? Де Бодрикур поклялся, что если ее сведения подтвердятся, он немедленно предоставит ей вооруженную охрану и снабдит личным письмом к дофину. Ровно через десять дней он выполнил свое обещание, ибо информация Жанны оказалась совершенно точной: 12 февраля 1429 года французы проиграли битву при Рувре, которая известна истории как «селедочное сражение». Горожане снарядили Жанну в путь, она получила от коменданта вооруженных провожатых (ее также сопровождали братья и несколько односельчан) и отправилась во главе своего маленького отряда в Шинон через Шампань, находившуюся в руках англичан, и Бургундию, союзницу Англии. В этом опасном и чрезвычайно трудном пути, их, как она потом говорила, незримо сопровождал архангел Михаил, благодаря которому они благополучно прибыли ко двору дофина.
Карл долго колебался, давать ли ей аудиенцию, часть придворных была настроена решительно против, другие советовали принять ее, коль скоро она утверждала, что была посланницей Бога. Наконец решили выслушать странную девушку, но устроили проверку: Карл спрятался за спинами придворных, а на его место сел один из пажей. Вошедшая в зал Жанна, не обратив никакого внимания на пажа, отыскала глазами Карла и поклонилась ему. На присутствующих это произвело огромное впечатление. Как она сама объясняла на суде, Карла указал ей архангел Михаил. Дофин с Жанной отошли в сторону, где она предъявила ему некие доказательства своей правоты, о которых впоследствии отказалась говорить на инквизиционном судилище. После оправдательного процесса, состоявшегося через 25 лет после гибели Жанны, стало широко известно, что именно она ему сказала во время их первой встречи в Шиноне. Карл попросил знамения, знака, который бы указал ему на то, что ее Голоса идут от Бога, а не Сатаны. И тогда Жанна ответила ему на мучивший его вопрос о законности его рождения и прав на французский престол. Она поведала ему, что Бог внял его просьбе разрешить его сомнения, с которой он обращался в своей тайной молитве, и выполняет ее при помощи своей посланницы. Жанна подтвердила ему, что только он является законным государем, и ее миссия заключается также в том, чтобы короновать его в Реймсе, сделав таким образом дофина королем. Получив доказательства от Жанны, дофин воспрял духом и обрел на какое-то время мужество и решительность, но сейчас же определенная часть его окружения и, прежде всего, министр Ла Тремуйль и архиепископ Реймский, известный современникам под прозвищем «святая лисица», постарались заронить сомнения и страхи в его слабой душе. «Вы сказали, Ваше высочество, что Голоса открыли ей тайну Вашей молитвы, но ведь эта тайна ведома не только Богу, но и дьяволу. Вам надо быть осторожным с этой женщиной!».
Поразительно, но исторический факт: неграмотная деревенская девушка уверенно взяла в свои маленькие, но крепкие руки управление армией и добилась великолепных успехов, проявив незаурядный полководческий талант и организаторские способности. За короткий срок она добилась железной дисциплины в войсках, ликвидировала в них разврат и пьянство, заслужила непререкаемый авторитет у своих капитанов. Последнее было особенно сложно и непостижимо: опытные ветераны, закаленные в сражениях бойцы, известнейшие военачальники, наконец, бесшабашные «сорви-головы», не желавшие подчиняться ни Богу, ни дьяволу, ни королю, оказались в подчинении у семнадцатилетней деревенской пастушки, и она усмирила их, заставила поверить в себя и повела от победы к победе. Они были кумирами народа, надеждой Франции – капитан и будущий маршал Франции Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир, молодой и талантливый граф Дюнуа, маршал де Буссак, сеньор де Сентрайль, адмирал де Бруссак, еще один будущий маршал барон Жиль де Рэ, принц крови герцог Алансонский, исполнявший обязанности начальника ее штаба. Их имена теперь хорошо известны истории лишь потому, что они были соратниками Орлеанской Девы. Все они далеко не сразу смогли принять Жанну как своего военного начальника. Она была необходима им как знамя, как источник веры в победу, без нее они не могли ничего, с ней были способны на все, но планировать военные операции, руководить войсками, сражаться на поле брани должны они, а не хрупкая девочка, почти ребенок! Но Жанна д’Арк быстро дала им понять, что не собирается быть только номинальным главнокомандующим. В этом набожном и кротком создании таились такая решительность и сила воли, соединенные со светлым умом и здравым смыслом, что самые отчаянные головорезы вынуждены были беспрекословно подчиниться и признать священной ее власть над ними – власть, которая была дана ей Богом и королем.
Снятие осады Орлеана – первое из важнейших деяний Жанны, за которое она и получила имя Орлеанской Девы еще до того, как эта ее военная операция, великолепная по замыслу и исполнению, была успешно завершена. Осада началась английскими войсками под командованием герцога Бедфорда осенью 1428 года, когда пятитысячная армия подошла к его стенам. Город был хорошо укреплен и занимал ключевую стратегическую позицию. Южнее Орлеана у французов не было крепостей, способных остановить английское наступление, а в Гиени находились вражеские войска. Фактически падение Орлеана означало неминуемое соединение войск Бедфорда с группировкой в Гиени и полную оккупацию Франции. Положение казалось безнадежным: после поражения при Рувре из города ушли наиболее боеспособные части, остался лишь небольшой гарнизон под командованием графа Дюнуа и городское ополчение. Англичане сжимали кольцо, осталась лишь одна ниточка связи с «большой землей» через восточные ворота, но дело шло и к ее потере. Над осажденным Орлеаном нависла угроза голода.
Между тем в Блуа в конце апреля все уже было готово к походу, там собралась 6-тысячная хорошо вооруженная и экипированная армия, к ней присоединились отряды Ла Гира и де Буссака, которые оставили Орлеан после «селедочной битвы». 28 апреля 1429 года французская армия выступила из Блуа в Орлеанский поход.
То, что произошло потом, современники назвали чудом: французским войскам под командованием Жанны д’Арк за девять дней удалось полностью снять осаду Орлеана. Причем, чтобы одержать эту блестящую победу, Жанне пришлось еще раз преодолеть сопротивление своих капитанов. Она лично возглавила атаки на крепости Сен-Лу, Огюстен и Турель – главный пункт неприятельской осадной линии. Во время штурма Турели неистовая Жанна сама приставила лестницу и стала подниматься на неприступную крепостную стену, но была ранена стрелой в ключицу. Это ранение, согласно свидетельству ее пажа Луи Ле Кута (прототипа персонажа Марка Твена Луи де Конта), она предсказала накануне. В воскресенье 8 мая, англичане ушли из-под стен Орлеана. Поняв, что не смогут противостоять армии Девы, они постыдно бежали, бросив артиллерию и раненых, чтобы спасти остатки войск от неминуемого разгрома. Это была блестящая победа и жестокий разгром англичан, от которого они так и не смогли оправиться. Снятие осады Орлеана кроме важнейшего стратегического имело также огромное политическое и моральное значение.
Коронацией в Реймсе закончилась миссия Орлеанской Девы, которую она сама не раз формулировала, и Жанна попросила Карла отпустить ее домой. После официальной просьбы короля она согласилась остаться на посту главнокомандующего. В этот момент создалась чрезвычайно благоприятная ситуация для того, чтобы взять Париж: дорога на него была открыта, и находился в нем лишь относительно небольшой отряд бургундцев. Казалось, еще одно усилие, и столица Франции будет освобождена, но ей не дали этого сделать. Продажная и подлая, извлекающая доходы из войны придворная камарилья во главе с Ла Тремуйлем и архиепископом Реймским, пользуясь перемирием с герцогом Бургундским, убедили слабовольного короля не спешить с походом. Она самостоятельно предприняла отчаянную и неудачную попытку взять Париж, возглавив небольшой отряд, но была ранена и насильно увезена из Сен-Дени. Ни разу не потерпевшая поражение в открытом и честном бою Жанна была побеждена предательством. Французская армия была отведена на берега Луары и большей частью распущена. Дева формально сохраняла свой пост, ее удерживали при дворе, не отпускали домой и не давали действовать. Так закончился период ее великих побед. Начались месяцы томительного бездействия.
С декабря 1431 года Жанна находилась в Руане в невероятно тяжелых условиях – в кандалах, в железной клетке, затем в одиночной камере при постоянном присутствии английских солдат. Кошон же тем временем лихорадочно формировал состав трибунала, в который только в качестве асессоров вошли 125 человек. Каждому было ясно, что готовится чисто политический процесс, что участь обвиняемой заранее решена, и суд менее всего интересует истинная степень ее виновности или невиновности. Среди множества самых уважаемых прелатов, богословов и законников, привлеченных Кошоном к процессу, нашелся только один руанский магистр, осмелившийся высказать сомнение в правовой компетенции руанского трибунала, состоявшего из одних лишь политических врагов Орлеанской Девы. Он поплатился за это. Все остальные были послушными пособниками Кошона и соучастниками преступления.
Для того, чтобы отправить Жанну д’Арк на костер, необходимо было доказать ее связь с дьяволом. Частично эта задача упрощалось самой Жанной, подчеркивавшей, что она действовала по заданию сверхъестественных сил. В этом никто и не сомневался, оставалось только доказать, что она была во власти дьявола. А каким образом можно вообще было определить, от кого идут голоса и видения «контактеру», ведь ни Люцифера, ни архангела Михаила в суд не вызовешь? Только одним способом, по новозаветной формуле «по делам их и узнаете их». Если личность «контактера» добродетельна, а цели богоугодны, значит от Бога, в противном случае – от дьявола. Нужно было «лишь» доказать, что Дева – греховное и порочное создание, а ее цели преступны. Этого было достаточно. На деле же у трибунала не было никаких доказательств греховности и ереси Жанны кроме ношения ею мужской одежды, действительно запрещенного папской буллой. Однако и этот аргумент был весьма слабым, поскольку она получила на это разрешение от архиепископа Реймского. Поэтому трибунал и подвергал ее изнурительным многочасовым допросам, по самым незначительным и мелочным вопросам, надеясь поймать на ереси или богохульстве. Особое внимание, разумеется, уделялось ее Голосам. Ее пытались запугать, запутать, заставить произнести неосторожные слова, на основании которых можно было бы обвинить ее. Союзниками неправедных и бессовестных судей были голод, холод, изнурение, унижения, страх смерти и пыток. Но сломить и запугать Жанну д’Арк оказалось невероятно трудной задачей для Кошона и других святейших убийц. Всеми преданная и покинутая героиня Франции в одиночку вела свой последний бой со сворой изменников в сутанах, за которыми стояли оккупанты, сражалась не за свою жизнь, а за дело освобождения своей страны. Ей не пришел на помощь ни король, которому она вручила королевство, ни Орлеан, который она освободила, ни боевые товарищи, ни лояльное Карлу духовенство, еще недавно прославлявшее ее. Только один ее капитан, отважный рыцарь барон Жиль де Рэ, впоследствии обвиненный в страшных преступлениях и казненный, снарядив за свой счет отряд, отправился в Руан к ней на выручку. Не успел.
Благодаря тому, что сохранились протоколы допросов и заседаний трибунала и показания участников и очевидцев событий, данные под присягой на Оправдательном процессе, истории очень хорошо известны все подробности руанского судилища и поведения на процессе Жанны д’Арк. Она держалась со спокойным достоинством и успешно противостояла искушенным в церковной казуистике клирикам, отвечая на их коварные вопросы с непостижимой для юной неграмотной девушки мудростью, часто вызывавшей невольное восхищение судей. Многие ее меткие ответы и фразы стали крылатыми выражениями. Откуда же она черпала силы и мужество? Она сама не раз говорила об этом: ее не покидали Голоса и твердая убежденность в своей правоте и заступничестве Бога, волю которого она выполняла. Больше ей не на кого было надеяться. Бедняжка только забыла о том, как заканчивали жизненный путь очень многие святые и все великомученники – Екатерина, Маргарита, Георгий Победоносец, сожженная заживо святая Анастасия да и сам Спаситель, распятый на кресте. Голоса твердо обещали ей освобождение, которое она получит в конце мая 1431 года «через большую победу», только до поры не открывали ей страшного способа, каким она получит это освобождение. Но даже если считать, что мученический венец Жанне был предопределен свыше, это не снимает ответственности с ее убийц и мучителей, к которым относился не только Кошон. Огромную роль в процессе сыграли второй судья – инквизитор Жан Леметр и теруанский епископ Людовик Люксембургский. Был и свой Иуда – молодой руанский священник по имени Никола Луазелер подсаживался к ней в камеру в качестве «наседки», изображал ее друга и тайного сторонника Карла VII, принимал ее исповедь, которую подслушивал Кошон, давал ей «дружеские советы», как вести себя на процессе. Жанна держалась с удивительной стойкостью и мужеством. Ей безрезультатно угрожали пытками и костром, требуя «покориться церкви» и признать себя виновной:
— Жанна, если ты не доверишься церкви и будешь упорствовать, тебя сожгут как нераскаявшуюся еретичку.
— Даже когда я увижу костер и готового его поджечь палача, даже когда огонь охватит меня, я повторю то, что я уже вам говорила.
К ней не решились применить пытку, ее не удалось поймать на неосторожном слове, потому волкам в сутане пришлось прибегнуть к обману и грубой клевете. Некий клирик мэтр д’Эстиве подготовил документ из 70-ти пунктов, содержащий все мыслимые обвинения, но затем в виду полной абсурдности, его забраковали и составили новый, состоящий из 12 статей. Ее обвиняли в ношении мужской одежды, непослушании родителям, в связях с нечистой силой, попытке самоубийства, уверенности в спасении души и неподчинении церкви. Последнее обвинение основывалось на том, что девушка отказала черному епископу и его подручным в праве судить об ее миссии, хотя охотно признавала это право за папой. Это и было по сути устной аппеляцией к папе, о которой можно прочитать в учебниках истории.
Ровно через 25 лет, когда исполнились все пророчества Жанны, и Франция была очищена от захватчиков, состоялась реабилитация Орлеанской Девы, инспирированная Карлом VII, а формально по просьбе ее матери. Папа Каликст III назначил реабилитационный трибунал, состоящий из влиятельных римских прелатов, который начался в Париже в Соборе парижской богоматери. Еще были живы многие участники руанского судилища. Теперь они всячески превозносили ее и обеляли себя. Выступали с воспоминаниями ее боевые товарищи: граф Дюнуа, герцог Алансонский, Луи де Кут, д’Олон, Бертран де Пуланжи. Виноватых не оказалось. Во всем обвинили Кошона, д’Эстиве и Луазелера, к тому времени уже отдавших души дьяволу, и безымянных «англичан». В том же 1456 году Кошон был посмертно отлучен от церкви, его родственники отреклись от него и прокляли его имя. Оглашение оправдательного приговора Жанне д’Арк состоялось в Руане 7 июля 1456 года, память ее почтили религиозными процессиями и проповедями, на месте казни воздвигли крест, а еще приблизительно через пятьсот лет она была причислена к лику католических святых.
Такова каноническая история Орлеанской Девы, и на этом можно было бы поставить точку, если бы не набирающая все большее число сторонников среди современных историков альтернативная версия о ее чудесном спасении. Ее уже обыграли в ряде исторических романов, а сейчас, как весьма вероятную, стали излагать уже и в школьных книгах для чтения по истории. Версия, главным образом, основывается на том подтвержденном документами факте, что в 1439 году некая молодая женщина по имени Жанна д’Армуаз посетила Орлеан, и в этой женщине горожане и ветераны, прекрасно лично знавшие Деву, безо всяких сомнений признали … воскресшую Жанну д’Арк. Более того, она сама всех называла по именам, в ее честь дали торжественный обед, а в подарок преподнесли крупную сумму денег, о чем имеется запись в городской счетной книге: «Выдано Орлеанской Деве 210 ливров за добрую службу, оказанную ею указанному городу во время осады». Ее муж, Робер д’Армуаз, чье имя она и носила и которому родила двоих сыновей, был до конца своих дней убежден, что женат на Орлеанской Деве. Он дружил с родным братом Жанны д’Арк Жаном дю Ли. Ни Жан дю Ли, ни другие его знакомые, некоторые из которых участвовали в освобождении Орлеана, ни разу не усомнились в том, что его добродетельная супруга и Жанна д’Арк – одно и то же лицо. В 1440 году по дороге в Париж Жанну д’Армуаз арестовали и вынудили официально заявить, что она присвоила себе имя Девы. После этого она была освобождена, и никогда больше не называла себя Орлеанской Девой. Сами обстоятельства казни, дошедшие до наших дней по записанным воспоминаниям очевидцев, также вызывают сомнения в том, что в Руане была сожжена именно Жанна д’Арк: лицо казнимой было закрыто, руанский палач якобы не узнал ее, выходившие на место казни окна домов было приказано наглухо закрыть ставнями. Если версия спасения верна, то каковы были обстоятельства подмены казнимой, и кем была сожженная вместо нее женщина? Однозначного ответа быть не может, но очевидно, что в этом случае все делалось с ведома руанских властей и самого Пьера Кошона, роль которого в судьбе Жанны выглядит уже совершенно по-другому. Возможно, ложная казнь была результатом некоего компромисса, результатом работы тайных механизмов большой политики. Одна из версий заключается в том, что операцию организовал ее сподвижник, отчаянно храбрый и фантастически богатый барон Жиль де Рэ, впоследствии маршал Франции и … прототип «Синей бороды», казненный по приговору французского суда. Кстати, вопрос о его виновности – еще одна неразгаданная загадка истории. Таким образом, мы не знаем доподлинной правды о том, как окончился жизненный путь Орлеанской Девы, погибла ли она в ужасных муках в Руане или, отрекшись от своего имени, в благополучии и спокойствии дожила до преклонных лет. Конечно, официальная историческая наука категорически отвергает версию о чудесном спасении Жанны, но реальная жизнь иногда оказывается фантастичнее любого вымысла.
Во времена буржуазной революции якобинцы, кровавые убийцы и достойные наследники епископа Кошона, сожгли на костре ее церемониальные одежды и шапочку, хранимые как национальные святыни. Но ни они, ни другие вандалы не в состоянии были уничтожить память о народной героине. Во Франции, наверное, нет ни одного города, где бы не стоял ей памятник, 8 мая ежегодно отмечают день Жанны д’Арк, в Орлеане разыгрывают театрализованные представления, посвященные ее въезду в город. История великой европейской страны, знавшей взлеты и падения, кровавую революцию, блистательные победы и трагические поражения, неотделима от имени удивительной девушки из Домреми.
Уважаемый читатель!
Предлагаю Вашему вниманию книгу «Русский Гамлет».
Книга написана в жанре художественно-документальной прозы и представляет собой сборник произведений, посвященных знаменитым деятелям и важным событиям в российской и зарубежной истории: Павел Первый и его реформы, Жанна д’Арк и Столетняя война, Максимилиан Робеспьер и Великая французская революция, Жак де Моле и разгром Ордена тамплиеров, Томас Торквемада и испанская инквизиция, папа Александр VI и его сын Чезаре Борджа, неистовый Савонарола и его борьба с Ватиканом, Охота на ведьм в обезумевшей Европе.
Центральным произведением является повесть о русском императоре Павле Первом, выдающемся и благородном человеке с трагической судьбой, которого еще при жизни его современники называли Русским Гамлетом.