какой корейский правитель имел китайское происхождение
remch_ch
remch_ch
В 1392 г. Ли Сонге провозгласил себя ваном, положив начало династии
Сейчас, когда монархизм в России постепенно перестает быть политической экзотикой, и когда идея реставрации монархии нет-нет да и появляется на страницах газет, часто слышишь вопрос о том, как обстоят дела с монархизмом в Корее. Наших читателей интересует, что случилось с низложенной корейской династией и есть ли в Корее претенденты на престол.
Сейчас, когда монархизм в России постепенно перестает быть политической экзотикой, и когда идея реставрации монархии нет-нет да и появляется на страницах газет, часто слышишь вопрос о том, как обстоят дела с монархизмом в Корее. Наших читателей интересует, что случилось с низложенной корейской династией и есть ли в Корее претенденты на престол.
Из всех «малых» государств Восточной Азии, Корея традиционно была наиболее близка к Китаю. Япония (до конца XIX века, бесспорно, не более чем одна из «малых» стран) всегда подчеркивала свою особость и, действительно, не была ортодоксально-конфуцианской страной во многих областях – в том числе и в области отношения к монархии и обоснования легитимности правящей династии. Вьетнам, несмотря на огромное культурное влияние великого северного соседа, всегда воспринимал Китай как потенциального агрессора и «вероятного противника». В Корее же и к китайской классической культуре относились с почтением, и с самим реальным Китаем поддерживали неплохие отношения.
Не удивительно, что в Корее безо всяких оговорок и сомнений была принята китайская конфуцианская концепция «мандата Неба». Эта концепция, разработанная еще Мэн-цзы, утверждала, что право на управление Поднебесной та или иная династия получает по воле Неба в награду за свою мудрость и моральные качества своего основателя и его непосредственных предков. Однако «мандат Неба» не является бессрочным. Рано или поздно происходит моральная деградация династии, и тогда Небо решает сменить ее, возведя на престол новую семью. Падение династии, таким образом, служит наглядным подтверждением того, что династия утратила «мандат Неба» и не может больше управлять страной. В соответствии с этой концепцией, право на власть не вечно, но от достойной своего места династии Небо не отворачивается по определению.
Основателем династии Ли был удачливый генерал Ли Сон-ге, который в 1389 г. совершил военный переворот и сверг с престола предшествующую династию Корё. Последний правитель династии Корё и его родственники были отправлены в ссылку и там, спокойствия ради, тайно убиты, но подавляющее большинство членов фамилии Ван, из которой происходил правящий род династии Корё, не пострадало и превратилось в обычных подданных новой власти. Подобно своим предшественникам, монархи династии Ли именовали себя «королями» (ванами) – титул, который подразумевал их зависимость от Императора (ди или хуан-ди). По конфуцианским представлениям, во всей Вселенной мог быть только один Император – тот, который правил собственно Китаем. Все остальные владыки мира являлись вассалами Императора, платили ему символическую дань и утверждались им при вступлении на престол. Корея вполне соглашалась с этими представлениями, так что каждый новый корейский король утверждался в Пекине. Правда, утверждение это носило автоматический характер и была чисто ритуальным актом, а на «дань», отправляемую в Пекин, китайский двор отвечал «пожалованиями» примерно равной стоимости.
Династии Ли принадлежит рекорд продолжительности правления в конфуцианском мире. Она продержалась у власти до 1910 г., то есть 518 лет – больше, чем практически любая династия региона. Строго говоря, японская императорская династия у власти находилась заметно дольше, но она, как мы увидим, не может считаться конфуцианской монархией в точном смысле слова – идеология власти была там совершенно другой. Другая династия, которая превзошла по продолжительности правления династию Ли – это древнекитайская династия Чжоу, правившая около 800 лет (XI-III вв. до н.э.). Однако на протяжении большей части этого времени Поднебесная была раздроблена и власть Чжоу оставалась, таким образом, чисто номинальной. Корейские политики и мыслители хорошо осознавали эту уникальную особенность своей династии. Поскольку в среднем и китайские, и более ранние корейские династии правили около 300 лет, то в самой Корее с некоторой тревогой встретили трехсотлетний юбилей династии Ли, пришедшийся на 1692 г. Многие тогда ожидали разного рода неприятностей от роковой даты – тем более, что в Китае только что пала династия Мин, ровесница династии Ли. Однако роковой рубеж был преодолен без каких-либо заметных проблем. Вплоть до конца XIX века в стране сохранялась редкостное спокойствие и стабильность. Династия Ли стала жертвой внешнего вторжения, а не внутреннего кризиса.
С конца XIX века японское влияние на полуострове возрастает. В 1905 г., после победу в Русско-японской войне, японское правительство фактически аннексирует Корею. А в 1910 г. происходит и формальная аннексия страны. В 1905 г. Кореей правил король Кочжон, 26-й монарх династии Ли, который вступил на престол малолетним еще в 1863 г. В 1907 г. Кочжон был вынужден отречься от престола после того, как он попытался добиться международной поддержки сохранения корейской независимости. Его неудачная тайная дипломатия вызвала гнев японских властей, и в результате на корейский престол вступил его наследник Сунчжон (все корейские короли по традиции именуются не личными, а посмертными «храмовыми» именами). Именно Сунчжону в 1910 г. выпала сомнительная честь подписать договор об отказе Кореи от государственной независимости и утвердить ее превращение в японскую колонию.
Однако уже к началу 1920-х гг. монархистов среди участников антиколониального движения было сравнительно немного. Старая конфуцианская идеология оказалась в глазах молодежи безнадежно скомпрометированной, а сами ее носители потихоньку старели и вымирали. Основную роль в антиколониальном движении стали играть либо прозападные либералы, выпускники миссионерских школ, либо социалисты и коммунисты. И те, и другие были решительными республиканцами, и относились к монархии как к явлению архаичному, отжившему свой век (хотя, по иронии судьбы именно коммунисты со временем фактически восстановят монархию в Северной Корее).
После смерти обоих монархов, во дворце продолжали жить члены их семьи, включая жен, многочисленных наложниц и детей. Еще в 1907 г. наследником корейского престола был провозглашен Ли Ын, десятилетний сын Кочжона от одной из его наложниц. В Корее, как и в других монархиях региона, не было строгого порядка престолонаследия. Восходя на престол, монарх назначал себе преемника из числа членов клана Ли, причем таким преемником далеко не всегда становился сын короля. В том же 1907 г. малолетний наследник престола был вывезен японскими властями в Токио. Там Ли Ын воспитывался вместе с членами японской императорской фамилии, окончил военное училище и стал офицером императорской армии, дослужившись там к 1945 г. до звания генерал-лейтенанта (во время войны он командовал дивизией на китайском фронте). Японское правительство женило его на девушке из правящего императорского рода – принцессе Масако, рассчитывая таким образом еще крепче привязать его к Японии. Сам по себе этот брак в свое время вызвал в Японии немалые насмешки – тут сказалось традиционно-пренебрежительное отношение японцев к корейцам. Брак был, как и полагается королевскому браку, заключен без малейшего учета мнения молодых, но оказался на удивление крепким.
После 1945 г. Ли Ын неоднократно пытался вернуться в Корею, но правительство Ли Сын Мана постоянно отклоняло эти просьбы. Не исключено, что властолюбивый и подозрительный Ли Сын Ман просто боялся появления потенциального соперника, но формально от Ли Ына в качестве своего рода «платы» за право на возвращение требовали передать в собственность корейского правительства его огромный особняк в Токио. Ли Ын на это не шел, и только в 1963 г., уже после свержения Ли Сын Мана, тяжело больной Ли Ын, Масако и их сын Ли Гу смогли вернуться в Сеул. Когда самолет уже заходил на посадку в Сеуле, у Ли Ына произошел инсульт, от которого он так никогда полностью и не оправился. В корейской столице Ли Ын поселился в одном из королевских дворцов, часть которого по-прежнему оставалась собственностью экс-королевской семьи.
Последний официально провозглашенный наследник престола, Ли Ын, умер в 1970 г. и был торжественно похоронен на рядовом кладбище. По распоряжению президента, на его похороны была отправлена рота почетного караула, а немалые траурные расходы взяло на себя правительство. Его жена, принцесса Масако, принявшая корейское гражданство, надолго пережила своего мужа и умерла в Сеуле в 1989 г. До самой своей смерти она продолжала жить в дворцовой резиденции Наксончжэ.
Сын Ли Ына и Масако, нынешний глава корейской экс-королевской фамилии Ли Гу (р.1930) оказался довольно непутевым человеком. Окончив престижный Массачусетский Технологический Институт (MIT) в США, и женившись на американке русского происхождения, Ли Гу получил американское гражданство. В 1963 г. он вместе с родителями приехал в Сеул, где работал по специальности, как инженер-строитель, и одно время руководил небольшой строительной фирмой. В конце 1970-х гг. фирма прогорела, и наследник бежал в Японию, после чего следы его были потеряны всеми – даже его матерью. Только через несколько лет Ли Гу вновь дал о себе знать, а в 1996 г. он опять вернулся в Корею, где и живет сейчас, принимая время от времени участие в клановых церемониях.
Ни о каком реставраторски-монархистском движении в современной Корее речи не идет. С точки зрения конфуцианских традиционалистов, потеряв власть, династия Ли также потеряла и «мандат Неба», так что восстановление ее на престоле не просто бессмысленно, но идет против явно и недвусмысленно выраженной воли высших сил. Других же претендентов на престол тоже не наблюдается. В Южной Корее не существует никаких, даже самых маргинальных, организаций, которые ставили бы перед собой задачу восстановления монархии. С точки зрения подавляющего большинства корейцев, монархия – это не более чем архаическая экзотика, и даже мысль о ее восстановлении вызывает смех.
Корейский фарфор. 1. Ваза из белого фарфора с подглазурной росписью. Период династии Ли. 2. Кувшин с подглазурной росписью. Период Корё. 3. Чайник с накладным ажурным орнаментом. Период Корё. Национальный музей. Сеул. (1, 2 — в частных собраниях Сеула).
Список монархов Кореи
Корейские династии перечислены в хронологическом порядке.
Этот список включает кириллизованные имена монархов и периоды их царствования.
Содержание
Кочосон
Кочосон (2333 до н. э. — 108 до н. э.) — первое корейское королевство. По легенде основано Тангуном в 2333 до н. э. На севере Кореи и в Южной Манчжурии были найдены археологические свидетельства существования этого королевства, относящиеся к Бронзовому веку. Наиболее давние упоминания о королевстве сделаны в китайских хрониках, относящихся к VII веку до н. э.
Правители королевства носили титул Тхандже.
Хроники правителей Кочосона находятся в сборнике Кювон Сахва (1675). Другой сборник текстов, Хвандан Коги, приводит другие периоды царствования.
Большинство историков считает Кочосон полумифическим королевством, дата возникновения которого сильно занижена и приводят другие даты возникновения — от второго до тринадцатого века до нашей эры.
Линия Тангуна по Кювон Сахва
Линия Киджа
Линия Вимана
Пуё (239 до н. э. — 494 н. э.) стало преемником Кочосона. Правители продолжали именоваться Тхандже.
Пукпуё
Тонбуё
Южный Пуё (86 до н. э. — 22 н. э.) Правители Южного Пуё отделились от северной части и стали носить титул ван («король»).
Конфедерация Кая
Конфедерация Кая (42—532) состояла из нескольких небольших государств. Все правители Кая носили титул ван («Король»).
Кымгван Кая
Список династии Ким Кымгвана Кая.
# | Имя | Хангыль | Ханча | Период правления |
1 | Суро | 수로왕 | 首露王 | (42—199) |
2 | Кодын | 거등왕 | 居登王 | (199—259) |
3 | Мапхум | 마품왕 | 麻品王 | (259—291) |
4 | Коджиль | 거질미왕 | 居叱彌王 | (291—346) |
5 | Исипхум | 이시품왕 | 伊尸品王 | (346—407) |
6 | Чваджи | 좌지왕 | 坐知王 | (407—421) |
7 | Чхвихый | 취희왕 | 吹希王 | (421—451) |
8 | Чильджи | 질지왕 | 銍知王 | (451—492) |
9 | Кёмджи | 겸지왕 | 鉗知王 | (492—521) |
10 | Кухён | 구형왕 | 仇衡王 | (521—532) |
Тэкая
Только четыре из шестнадцати королей Тэкая (42 — 562) известны по именам.
1. Король Иджинаси 이진아시왕, также известный как Нэджинджуджи 내진주지 или Нведжильджуиль 뇌질주일 9. Король Инве 이뇌왕, потомок Иджинаси в восьмом поколении 16. Король Тосольджи 도설지왕 Неизвестный номер: король Хаджи 하지왕
Пэкче
Пэкче (18 до н. э. — 660 н. э.) был одним Трёх корейских королевств. Храмовое имя совпадало с обычным именем, кроме особо оговорённых случаев.
Когурё
Когурё (37 н. э. — 668 н. э.) было одним из Трёх корейских королевств. Правители Когурё носили титул Тхэван (太王), которое дословно означает «величайший из королей».
# | Посмертное имя (諡號) | Хангыль/ханча | Прижизненное имя | Период правления |
Легендарная линия | ||||
---|---|---|---|---|
1 | Тонмёнсон | 동명성왕 東明聖王 | Коджумон 고주몽 高朱蒙, Чхумо 추모 鄒牟, Санхэ 상해 象解 | 37 до н. э.-19 до н. э. |
2 | Юримён | 유리명왕 琉璃明王 | Юри 유리 琉璃, Юри 유리 類利, Юрю 유류 孺留 | 19 до н. э.-18 н. э. |
3 | Тэмусин | 대무신왕 大武神王 | Мухюль 무휼 無恤 | 18-44 |
4 | Минджун | 민중왕 閔中王 | Хэсэкчу 해색주 解色朱 | 44-48 |
5 | Мобон | 모본왕 慕本王 | Хэу 해우 解憂, (Хэ) Эру (해)애루 (解)愛婁 | 48-53 |
Великая императорская линия | ||||
6 | Тхэджохо | 태조왕 太祖王 | Кун 궁 宮, Осу 어수 於漱 | 53-146 |
7 | Чхатхэ | 차대왕 次大王 | Сусон 수성 遂成 | 146—165 |
8 | Синтхэ | 신대왕 新大王 | Пэкко 백고 伯固, Пэкку 백구 伯句 | 165—179 |
Линия Хвандо-Кукнэ | ||||
9 | Когукчхон | 고국천왕 故國川王 | Намму 남무 男武, Иимо 이이모 伊夷謨 | 179—197 |
10 | Сансан | 산상왕 山上王 | Чону 정우 廷優, Вигун 위궁 位宮 | 197—227 |
11 | Тончхон | 동천왕 東川王, 東襄王 | Увиго 우위거 憂位居, Кёчхо 교체 郊彘 | 227—248 |
12 | Йонбуль | 중천왕 中川王, 中襄王 | Йонбуль 연불 然弗 | 227—248 |
13 | Сочхон | 서천왕 西川王, 西襄王 | Якро 약로 藥盧, Ягу 약우 若友 | 248—270 |
14 | Понсан | 봉상왕 烽上王, 鴙葛王 | Санбу 상부 相夫, Сапсиру 插矢婁 | 292—300 |
15 | Мичхон | 미천왕 美川王, 好攘王 | Ыбуль 을불 乙弗, Убуль 우불 憂拂 | 300—331 |
16 | Когугвон | 고국원왕 故國原王 | Саю 사유 斯由, Ю 유 劉, Све 쇠 釗 | 331—371 |
17 | Сосурим | 소수림왕 小獸林王 | Кубу 구부 丘夫 | 371—384 |
18 | Когугян | 고국양왕 故國攘王 | Ирён 이련 伊連, Оджиджи 어지지 於只支 | 384—391 |
19 | Квангэтхохо | 광개토호태왕 廣開土好太王 | Тамдок 담덕 談德, Ан 안 安 | 391—413 |
Пхеньянская линия | ||||
20 | Чансухо | 장수왕 長壽王 | Корён 거련 巨連, Корён고련 高璉 | 413—490 |
21 | Мунджамён | 문자명왕 文咨明王 | Наун 나운 羅雲, Коун 고운 高雲 | 491—519 |
22 | Анджан | 안장왕 安藏王 | Хынан 흥안 興安, Коан 고안 高安 | 519—531 |
23 | Анвон | 안원왕 安原王 | Пождон 보정 寶廷, Коджон 고정 高廷 | 531—545 |
24 | Янвон | 양원태왕 陽原王, 陽崗上好王 | Пхёнсон평성 平成 | 545—559 |
25 | Пхёнвон | 평원왕 平原王 | Янсон 양성 陽成, Тхан 탕 湯, Коян 고양 高陽 | 559—590 |
26 | Йонянхо | 영양왕 嬰陽王, 평양왕 平陽王 | Ковон 고원 高元, Тэвон 대원 大元 | 590—618 |
27 | Йонню | 영류왕 營留王 | Коконму 고건무 高建武, Сон 성 成, Кому 고무 高武 | 618—642 |
28 | Поджан | 보장왕 寶藏王 | Коджан 고장 高藏, Поджан 보장 寶藏 | 642—668 |
Примечание: имена и даты легендарной линии даются по источнику Самгук Саги. Вэй шу (История династии Вэй) приводит следующие имена: 朱蒙 Чумон (Жумэнь), 閭達 Люйда, 始閭諧 Шилюйхэ, 如栗 Жули и 莫來 Молай. Имена этой линии в том или ином виде появились в V веке, когда император Чансу построил своему отцу памятник, а Когурё завязало контакты с Северной Вэем. Подпись к памятнику даёт следующие имена: 鄒牟 Чхумо, 儒留 Юрю, и 大朱留 Тэджурю. Связь между этими именами до сих пор остаётся неясной.
Силла
Силла (57 до н. э. — 935 н. э.) была одним из Трёх корейских королевств. В Силле правили семьи Пак, Сок и Ким. Правители Силлы носили разные титулы, включая Исагым, Марипкан, Ван, и Йован. Как и некоторые короли Пэкче, отдельные представители династии брали титул императора.
Пархэ
Пархэ (669—926) стало преемником Когурё в северных землях Кореи, Манчжурии и нынешней территории Приморского края России. Основатель назвал королевство Чин, объявив его преемником Когурё, однако в истории осталось название Пархэ (Бохай по-китайски) после того как с Китаем были налажены постоянные контакты. Правители носили титул Хвандже («император»), а их храмовые имена, за редким исключением, оканчивались на -джо или -джон.
# | Посмертное имя (諡號) | Хангыль/ханча | Прижизненное имя | Хангыль/ханча | Период правления | Название эпохи (年號) |
1 | Ко | 고왕 高王 | Тэджойон | 대조영 大祚榮 | 698—718 | Чхонтхон 천통 天統 |
2 | Му | 무왕 武王 | Тэмуе | 대무예 大武藝 | 718—737 | Инан 인안 仁安 |
3 | Мун | 문왕 文王 | Тэхынму | 대흥무 大欽茂 | 737—793 | Тэхын 대흥 大興 (Порёк 보력 寶曆 774-?) |
4 | Воный | 폐왕 廢王 | Тэвон | 대원의 大元義 | 793—794 | нет |
5 | Сон | 성왕 成王 | Тэхвайо | 대화여 大華與 | 794 | Чунхын 중흥 中興 |
6 | Кан | 강왕 康王 | Тэсыннин | 대승린 大嵩璘 | 794—808 | Чонрёк 정력 正曆 |
7 | Чон | 정왕 定王 | Тэвоню | 대원유 大元瑜 | 808—812 | Йондок 영덕 永德 |
8 | Хый | 희왕 僖王 | Тэоный | 대언의 大言義 | 812—817? | Чуджак 주작 朱雀 |
9 | Кан | 간왕 簡王 | Тэмёнчхун | 대명충 大明忠 | 817?-818? | Тхэси 태시 太始 |
10 | Сон | 선왕 宣王 | Тэинсу | 대인수 大仁秀 | 818?-830 | Конхын 건흥 建興 |
11 | ? | Тэиджин | 대이진 大彝震 | 830—857 | Хамхва 함화 咸和 | |
12 | ? | Тэгонхван | 대건황 大虔晃 | 857—871 | Конхван 虔晃 건황 | |
13 | Кён | 경왕 景王 | Тэхёнсок | 대현석 大玄錫 | 871—895 | |
14 | ? | Тэвиге | 대위계 大瑋瑎 | 895—907? | ||
15 | Э | 애왕 哀王 | Тэинсон | 대인선 大諲譔 | 907?-926 |
Корё (918—1392) управлялось династией Ван. Первый король имел храмовое имя Тхэджо, которое означает «великий основатель». Этим именем назывались первые короли Корё и Чосон, так как они были основателями династий Ван и И(Ли) соответственно.
Двадцать три первых короля в следующем списке (до Вонджона) имели храмовые имена, оканчивающиеся на джон. Начиная с Чхуннёля (двадцать пятого короля), все остальные короли Корё имели титул Ван («король»). Названия эпох указаны в скобках.
Чосон
Чосон (1391—1897) стала преемником Корё. В 1897, когда Чосон стала Корейской империей, некоторые из королей Чосон были посмертно возведены в ранг императоров. Монархи Чосон имели храмовое имя, заканчивающееся на джо или джон. Джо давалось первым королям или императорам новой линии внутри династии, остальным давалось имя, заканчивающееся на джон. Два короля, Йонсангун и Кванхэгун, были лишены своих храмовых имён после окончания правления. Каждый монарх имел своё посмертное имя, включающее титул Ван («король»), Хвандже («император»), Тэван («великий король») или Тэдже («великий император»).
Корейская империя
Корейская империя (1897—1910) была создана во ознаменование окончания периода китаизации. Официально императоров следовало называть их согласно именам соответствующих эпох, но на практике чаще использовались их храмовые имена.
Посмертное имя (諡號) | Прижизненное имя | Период правления | Название эпохи |
Коджон (Кванму) 고종 | И (Ли) Мёнбок 이명복 | 1864-1907 | Кванму 광무 光武 |
Сунджон (Юнхи) 순종 | И (Ли) Чхок 이척 | 1907-1910 | Юнхи 융희 隆熙 |
Колониальный период
Сунджон
В 1910 году Корея была аннексирована Японией. Последний император Кореи Сунджон был понижен в ранге до короля. Он умер в 1926 году во дворце Чхандоккун (японское название — Сёдокукю). С его смертью династия Ли прекратила свое существование.
Император Японии
Поскольку Корея вошла в состав Японской империи, император Японии с 1910 по 1945 годы являлся и правителем Кореи.
Посмертное имя | Прижизненное имя | Период правления | Название эпохи |
Мэйдзи 明治 | Муцухито 嘉仁 | (1868-) 1910—1912 | Мэйдзи 明治 |
Тайсё 大正 | Ёсихито 嘉仁 | 1912-1926 | Тайсё 大正 |
Сёва 昭和 | Хирохито 裕仁 | 1926-1945 (-1989) | Сёва 昭和 |
Современная ситуация
После капитуляции Японии во Второй мировой войне Корея получила независимость. В 1948 году на Корейском полуострове было создано два государства: Республика Корея и КНДР. Вопрос о возвращении рода Ли на престол не поднимался. Тем не менее, некоторые его представители проходили обряд коронации. На сегодняшний день самопровозглашенной «императрицей Кореи» является Ли Хэвон (이해원), но ее претензии на престол не поддерживаются сколько-нибудь существенной частью южнокорейского общества.
Китайские династии
Первые правители в Китае, которые стали передавать свою власть по наследству или силой забирать ее у других династий, появились в 4-3 тысячелетии до нашей эры. На императорским престоле в стране находились не только представители китайских династий, но и монгольских, японских, таиландских. Некоторые правители находились у власти одновременно, что и зафиксировано в исторических источниках.
Сколько династий было в Китае
C 2070 г. до н.э. и по 1912 г на китайском троне сменилось 14 династий. Есть обрывочные сведения о первых правителях, которые с 4-3 тыс. до н.э. возглавляли Китайское государство. Но точно неизвестно, передавалась ли их власть по наследству.
Династии Китая в хронологическом порядке
О первых династиях нет достоверных свидетельств, поэтому их относят к мифическим. Перечень известных китайских императорских семейств:
Ся | 2070 г. – 1600 г. до н.э. |
Шан | 1600 г. – 1046 г. до н.э. |
Чжоу | 1066 г. – 256 г. до н.э. |
Цинь | 221 г. – 206 г. до н.э. |
Хань | 206 г. до н.э. – 220 г. н.э. |
Цзинь | 265 г. – 420 г. |
Суй | 581 – 618 гг. |
Тан | 618 – 907 гг. |
Ляо | 907 – 1125 гг. |
Сун | 960 – 1279 гг. |
Цзинь | 1115 – 1234 гг. |
Юань | 1271 – 1368 гг. |
Мин | 1368 – 1644 гг. |
Цин | 1644 – 1912 гг. |
Некоторые династии в периоды раскола Китайского государства правили одновременно.
Императоры Китая – список
Первая династия китайских императоров
По историческим хроникам Китая до восхождения на престол династии Ся страной правили три властителя и пять императоров. Существование этих государей точно не доказано, но по китайская государственная традиции упоминает их, как основателей Китая. Имя трех властителей встречаются в разных вариантах написания – Фу Си, Нюй Ва, Шэн-нун и Суйжэнь. Иногда в эту компанию первых царей/императоров попадает Хуан-ди, который по китайским легендам впервые объединил все племена под одной властью. Они были полубогами, подарили людям сельское хозяйство, медицину, календарь, разлинчные изобретения.
Пять императоров – это пример мудрости, знаний и добродетели. Точные имена неизвестные, поскольку в разных источниках попадаются в этот период правления разные имена государей. Среди них – Хуан-ди, Чжуаньсюй, Ку, Яо и Шунь.
Идеализировать додинастический период в истории Китая стали во время нахождения у власти императоров династии Чжоу. Точно установить, существовали ли три правителя и пять императоров невозможно. Это был конец палеолита, когда китайские племена еще не изобрели письменность. Зато остались богатые свидетельства, находящиеся в земле. Особенно много памятников находят археологи на территории КНР, которые датируются неолитом.
Считается, что правление четвертого из пяти императоров Яо было связано с бороьбой с паводками. Для того, чтобы справиться с наводнениями, он пригласил ко двору Гуня Ся. У того был четкий приказ – остановить воду и прекратить затопление Китая. Гунь за девять лет построил большую плотину, которая должна была прекратить разливы реки. Но это ему не удалось. Яо, передав власть Шуню, умер. Гунь Ся был казнен по приказу Шуня, поскольку не выполнил приказ.
Справиться с наводнениями удалось сыну Гуня – Юю Ся, которому император очень доверял. Кроме строительства дамб и плотин, он занимался измерением девяти рек и девяти гор, поделил страну на девять областей, чтобы получать стабильные налоги от каждой провинции.
Шунь решил власть передать именно Юю Ся, но тот сначала отказался от нее в пользу сына императора. Но стать ваном, т.е. императором Юю все равно пришлось. Он поддался на уговоры знати. Придя к власти, он отдал приказ сделать девять треножников для приношения жертв, которые стали называться дин. Сюда собирались подати с девяти провинций. Юй Ся пришел к власти в 53 года и правил в течение 45 лет. По версии китайских историков, умер он во время охоты рядом с Шаосином.
Основатель династии Ся – Юй, как и его преемники, считаются полулегендарными личностями. У власти представители рода Ся находились с 21 в. до 16 в. до н.э. За это время при власти было 17 правителей, сменилось 14 поколений.
Центр государства при 500-летнем правлении Ся находился на границе современной провинции Шаньси и западной границы современной Хэнань.
После прихода к власти династии Ся произошел переход от первобытнообщинного строя до возникновения и формирования института частной собственности. Свою власть Юй передал министру юстиции, но тот умер раньше императора, поэтому преемником стал министр животноводства Бо И.
Знать хотела видеть на престоле сына Юя Ци. По одной из версий министр передал власть сыну умершего императора мирно, по другой – пытался бороться за нее. Годы правления и Ци, и Бо И, точно не установлены. Возможно, что власть переходила от одного к другому по очереди в ходе постоянных междоусобных войн.
Пребывание у власти императоров первой династии не было спокойным, что отрицательно сказывалось на внутреннем положении в стране.
В конце правления династия Ся столкнулась с политическими распрями, с которыми последний император Цзе Ся предпочитал не бороться с проблемами, а наслаждаться жизнью. При этом он был тираном, который издевался над своими слугами, министрами и женами.
При Цзе усилилось племя Шан, царь которого Шан Тан подчинил своей власти племена куньу, гу и вэй. Это позволило начать ему поход против династии Ся. Его поддержали больше 40 племен, проживающих в то время в Китайском государстве.
В битве при Миньтяо Цзе попал в плен, но потом Шан Тан его отпустил. Умер последний из императоров Ся от болезней.
Как в древности называли правителя Китая
Во времена Шан появился титул Ван. Постоянное деление Китая в эпоху смут и раздора привело к тому, что ванами стали называть себя все правители. Титул потерял свою значимость.
При императоре династии Цинь Ши Хуанди появился титул императора или Хуан-ди, которым пользовались все последующие правители китайских династий.
Великие китайские императоры
В истории Поднебесной было много выдающихся правителей, но китайцы особо чтят пятерых императоров:
В каждой династии были свои великие императоры, которые вносили свой вклад в создание мощного китайского государства. При этом между правителями и их сторонниками постоянно шла борьба за власть, чем и пользовались соседние племена, нападавшие на Поднебесную. В 13 в. государство не выстояло под напором монголов, которые сменили китайские династии и правителей на своих представителей. Заслугой монгольской династии стало то, что она объединила под своим управлением Северный и Южный Китай.