какой конфликт лежит в основе пьесы гроза
Основной конфликт драмы «Гроза» А. Н. Островского
Свою пьесу «Гроза» Островский написал еще в 1859 году, еще до того, как отменили крепостничество. В своей работе автор показывает, как общество съедает себя изнутри, живя по установленному укладу жизни и затрагивает несколько конфликтов.
Драма Гроза конфликт и расстановка действующих лиц
В драме «Гроза», где затронуты конфликты разной природы, авто произвел расстановку действующих лиц, разделив их на тех, кто с удовольствием живет в патриархальном Калинове и тех, кто не согласен с его устоями и законами. К первым мы относим Кабаниху и Дикого, которые по природе являются деспотами, самодурами, представителями «Темного царства. Ко второй группе относится молодое поколение, где Варвара уходит из дома, Тихон становится безвольным, а Катерина, вопреки всему, вопреки деспотизму, решается на самоубийство, лишь бы не жить по правилам, которые перечат ей, как личности. Героиня с новыми взглядами на жизнь не желает принимать домодедовские нравы. Так, с помощью небольшого количества героев, которые проживают в Калинове на берегу Волги, автор раскрывает несколько своеобразных конфликтов драмы «Гроза», среди них семейный конфликт, который проявляется столкновением Катерины со своей свекровью.
Социальный конфликт в драме Гроза
Автор также затронул социальный конфликт в драме «Гроза», который представлен столкновением разных мировоззрений, где старое борется с новым, где купец и купчиха являются обобщенными образами тирании и невежества, которые процветали в те времена. Они противники прогресса, все новое воспринимается в штыки. Они хотят всех держать на коротком поводке, чтобы их «темное царство» не разрушилось. Однако новое мировоззрение, что имеется у Катерины – это альтернатива старому. Оно отличное от взглядов, устоев, традиций, что придерживаются в темном царстве. Катерина – это обобщенный персонаж иного склада ума, с другим характером, который уже начинает зарождаться в гнилом обществе и становится лучом света в этом темном мире.
В чем заключается основной конфликт драмы Гроза
Почему именно такое название автор выбрал для своего произведения? Наверное потому, что изображенная жизнь в Калинове пребывает в предгрозовом состоянии, в том состоянии, когда грядет катастрофа. Это гроза, как предвестник будущих перемен, гроза, как стихийное чувство, что возникло между Катериной и Борисом, гроза – это несогласие с устоями. А чтобы подчеркнуть мертвый быт калиновцев, автор использует образ и описание красивой природы.
Это отличная работа Островского, которая заставляет задуматься и сделать свои выводы.
Какой конфликт лежит в основе пьесы А.Н. Островского «Гроза»?
Какой конфликт лежит в основе пьесы А.Н. Островского «Гроза»?
В основе пьесы А.Н.Островского «Гроза» лежит трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвых устоев «темного царства».
Кто из персонажей пьесы А.Н. Островского «Гроза» относится к «темному царству»?
Самодурами и деспотами являются Дикой и Кабаниха, которые и принадлежат «темному царству».
Что позволяет Тихону сказать, что их «семейство врозь расшиблось»?
В чем состоит своеобразие речи Кабанихи?
Речь Кабанихи показывает натуру властную, что выражается в повелительном тоне: «Ну, разговаривай еще!», «В ноги, в ноги!» Говорит всегда назидательно. Она часто употребляет пословицы и поговорки, народные выражения и интонации.
В чем различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары?
Катерина не привыкла лгать и изворачиваться, она не приемлет лицемерия, не может притворяться, осознавая свою любовь к Борису как грех. Варвара приняла мораль окружающего общества и научилась скрывать истинные чувства, лгать, изворачиваться.
С какой целью в пьесу А.Н. Островского «Гроза» введены песни Кудряша?
Песни Кудряша придают пьесе А.Н. Островского «Гроза» национальный колорит, а их содержание повторяет мотив запретной любви замужней женщины к другому.
Какова функция образа Волги в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?
Образ Волги показывает, что действие происходит в русском провинциальном городке. Величественная прекрасная Волга контрастирует с сонным застойным бытом города. Свободная Волга принимает в свои воды непокорившуюся Катерину.
В чем заключается смысл названия драмы А.Н. Островского «Гроза»?
Мотив грозы проходит через всю пьесу. Это и непознанное, а потому страшное явление природы. Это и гроза тирании Кабанихи над Тихоном («Недели две никакой грозы надо мной не будет»). Что-то стихийное, грозовое в любви Катерины к Борису. Гроза — это страх возмездия за грехи. Гроза — это и символ непримирения с темным царством.
Какова функция пейзажа в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?
Пейзаж выполняет двойную функцию. В начале пьесы он является фоном, на котором развертывается действие, и подчеркивает несоответствие между мертвым бытом калиновцев и прекрасной природой. Затем гроза вторгается в действие и влияет на исход драмы.
Какова роль эпизодической фигуры барыни в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?
Появление старой барыни с двумя лакеями совпадает с картиной грозы. Зловещие речи барыни: «Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот, вот, в самый омут!» — пророчат судьбу Катерины.
Опишите быт города Калинова.
Город Калинов расположен в красивейшем месте на берегу Волги. Но жителей мало волнует красота природы. Они равнодушны ко всему, что выходит за рамки домашних забот. В их сонный быт не проникают никакие достоверные сведения о жизни в других местах. Только странницы приносят чудовищно нелепые слухи о землях, где живут люди с песьими головами. В городе царят невежество и застой, жестокие домостроевские нравы.
Основной конфликт в пьесе «Гроза»
Конфликт – основная движущая сила драматического произведения. Конфликт разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на нескольких различных уровнях. Будь то противостояние интересов, персонажей или идей, конфликт разрешается в финале произведения. Суть конфликта также может определяться и литературной эпохой (для реализма и постмодернизма, например, характерны различные типы конфликтов). В реализме конфликт будет спрятан в изображении социальных неурядиц и обличении пороков общества. Для примера в статье будет рассмотрен основной конфликт в пьесе Островского «Гроза».
Произведение было написано в 1859 году, за несколько лет до отмены крепостного права. Островский хотел показать, насколько сильно общество разъедает само себя изнутри только потому, что уклад жизни остаётся прежним. Патриархальные порядки тормозят прогресс, а коррупция и чинопоклоничество уничтожают человеческое начало в человеке. В описании такой атмосферы кроется основной конфликт «Грозы».
Итак, как правило, конфликт реализуется на уровне персонажей. Для этого должны быть выявлены пары или группы персонажей. Начать следует с самого яркого противостояния: пары Катя – Кабаниха. Этим женщинам пришлось жить вместе волею обстоятельств. Семья Кабановых довольно богата, сама Марфа Игнатьевна вдова. Она воспитала сына и дочь. Кабаниха постоянно манипулирует сыном, устраивает скандалы и истерики. Женщина считает, что только её мнение имеет право на существование, поэтому всё должно соответствовать её представлениям. Она унижает, оскорбляет остальных членов семьи. Меньше всего достаётся Варваре, потому что дочь лжёт матери.
Катю рано выдали замуж за Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Катя наивно полагала, что её жизнь до замужества будет не сильно отличаться от её новой жизни, но девушка ошибалась. Чистая Катя не способна понять, как можно врать матери, как делает это Варвара, как можно скрывать от кого-то свои мысли и чувства, как можно не защищать право на собственное мнение. Ей чужды порядки этой семьи, но из-за царивших в то время патриархальных устоев у девушки не было выбора.
Здесь конфликт реализуется на внутреннем уровне. Эти персонажи слишком разные, но при этом у обеих женщин одинаково сильный характер. Катерина противостоит тлетворному влиянию Кабанихи. Марфа Игнатьевна понимает, что столкнулась с сильной соперницей, которая может «настроить» Тихона против матери, а это не входит в её планы.
В паре Борис – Катерина реализуется любовный конфликт. Девушка влюбляется в приехавшего в город молодого человека. Борис кажется Кате таким, как она сама, непохожим на остальных. Бориса, как и Катерину, раздражает атмосфера города. Им обоим не нравится, что всё здесь построено на страхе и деньгах. Чувства молодых людей вспыхивают довольно быстро: им хватило одной встречи, чтобы влюбиться друг в друга. Отъезд Тихона позволяет влюблённым тайно встречаться и проводить время вместе. Катя говорит, что ради Бориса совершает грех, но, раз греха она не побоялась, то и осуждение со стороны людей ей не страшно. Девушка не понимает, зачем скрывать их встречи. Она хотела признаться мужу во всём, чтобы потом честно быть с Борисом, но молодой человек отговаривает от такого поступка. Борису удобнее встречаться тайно и не брать на себя ответственность. Разумеется, они не могли быть вместе. Их любовь трагична и быстротечна. Ситуация принимает неожиданный попорот, когда Катя понимает, что Борис на самом деле такой же, как и все остальные жители: жалкий и мелочный. А Борис не старается это отрицать. Ведь он приехал в город лишь затем, чтобы наладить отношения с дядей (только в этом случае он мог получить наследство).
Определить основной конфликт драмы «Гроза» Островского поможет пара Кулигин – Дикой. Изобретатель-самоучка и купец. Вся власть в городе, кажется, сосредоточена в руках Дикого. Он богат, но думает только лишь о приумножении капиталов. Его не страшат угрозы со стороны городничего, он обманывает простых жителей, ворует у других купцов, много пьёт. Дикой постоянно ругается. В каждой его реплике нашлось место оскорблениям. Он считает, что люди, которые ниже его по социальной лестнице, недостойны разговаривать с ним, они заслуживают своего нищенского существования. Кулигин стремится помогать людям, все его изобретения должны были бы принести пользу обществу. Но он беден, а заработать честным трудом нет возможности. Кулигин знает обо всём, что происходит в городе. «Жестокие нравы в нашем городе». Противостоять или бороться с этим Кулигин не может.
В пьесе «Гроза» несколько конфликтов. Основным является противостояние между человеком и обществом. К этому конфликту добавляется конфликт поколений, конфликт старого и нового. Напрашивается вывод о том, что честный человек не может выжить в обществе лгунов и ханжей.
Основной конфликт в драме «Гроза» Островского
Островский написал пьесу в 1959 году. Сочинение состоит из пяти действий. Красной нитью в произведении проходит тема застоя, происходящего в обществе, но фактически описывается своеобразие проблем того времени. В драме «Гроза» основным конфликтом можно назвать сопротивление новому, давление устаревших правил и устоев, отрицание любых новаторских идей.
Общество и традиции
Завязка действия происходит в обычном в городе под названием Калинов. Екатерина — главная героиня — замужем за Тихоном Кабановым. Брак был заключен по расчёту. Их семью угнетает купчиха Кабаниха. Она вдова, внешне создает вид женщины, живущей согласно христианским традициям. На самом деле она признаёт единственную ценность — деньги. Кабаниха в паре с С. П. Диким — самые богатые и авторитетные люди в городе.
Произведение написано в драматическом стиле. Катерина пытается противостоять прогнившей системе и жестоким нравам города, живёт согласно своим принципам в чистоте и правде, чем не вписывается в типичное окружение.
Катерину можно назвать романтичной и мечтательной натурой, которая откровенно делится с Варварой, единственным ей близким человеком в доме Кабановых, историями из своего счастливого детства.
Она жила легко у своих родителей, но не получила образование: сведения об окружающем мире узнавала от богомолов. Её фантазия превращала эти рассказы в добрые и светлые истории.
Автор наделил свою героиню поэтичностью, в произведении часто повторяется слово «птица», с которой сравнивает себя девушка. Однако читателю приходит в голову аналогия с птицей в клетке, которая не может вырваться из дома Кабанихи.
Образ Катерины противопоставляется семье Кабановых: она действительно верит в Бога и живёт согласно заповедям, а не притворяется набожной, исполняя традиционные религиозные ритуалы. Екатерина сохранила свою душу в чистоте, но сестра мужа подталкивает ее на греховное деяние.
Сама Варвара тайком ходит на свидания с Кудряшом, конторщиком Дикого. Именно она уговаривает девушку, в то время как ее муж уезжает и оставляет без присмотра, встретиться с Борисом Григорьевичем. Его можно охарактеризовать как порядочного и образованного человека. Племянник Дикого, он в определенной степени симпатизирует Катерине.
Благодаря этой встрече Екатерину охватывает страсть, которой она подается, игнорируя при этом собственную совесть.
Конфликт в пьесе
Девушка в семейной жизни устала от мягкого бесхарактерного мужа. Он не задумывается и слепо подчиняется любым приказам Кабанихи. В городе ещё есть люди с новаторскими идеями.
К примеру, Кулигин, мещанин, постоянно изобретает что-то новое с целью улучшить жизнь в городе Калинове. Кабаниха и Дикой всячески стараются удержать в консервативных уздах всё общественное мнение, новые идеи ими отвергаются.
Катерина борется с привычным укладом, но у неё не получается. Помимо этого, в пьесе «Гроза» внутренний конфликт Катерины выходит на первый план. Поскольку она сохранила свои нравственные ценности, ее мучают угрызения совести.
Изменив своему мужу, она не может отделаться от остроты боли, мысли об обмане ее не покидают. Отношения с Борисом воспринимаются ею очень серьёзно, её чувства к нему по сути настоящие и неподдельные, но на предложение сбежать молодой человек малодушно отказывается. Внутреннее переживание девушки намного сильнее, чем общественное давление, оказываемое на нее. На этом этапе автор предоставил возможность самим читателям определить основной конфликт «Грозы», особенность и роль внутренних переживаний и участие окружения в развитии трагической линии пьесы.
Катерина не смогла простить себе свой грех. После публичного покаяния она бросается с высокого берега Волги. К свободной жизни путь ей закрыт, возвращение домой невозможно. Она так и говорит: «Что домой, а что в могилу».
Смерть является её нравственной победой над силами зла и темноты, которым она решила не покоряться. Так она протестовала против бесправного и жалкого существования замужней женщины, против самодурства и социальных принципов общественной морали, которые убили в ней поэтическую сущность.
Какой конфликт является главным в драме «Гроза», читатель определяет для себя самостоятельно, но ясно, что в смерти героини заключается символизм борьбы между старым режимом и новым миром.
Вопросы и ответы к драме А. Н. Островского “Гроза”
1. Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского “Гроза”?
В основе пьесы А. Н.Островского “Гроза” лежит трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвых устоев “темного царства”.
2. Кто из персонажей пьесы А. Н. Островского “Гроза” относится к “темному царству”?
Самодурами и деспотами являются Дикой и Кабаниха, которые и принадлежат “темному царству”.
3. Что позволяет Тихону сказать, что их “семейство врозь расшиблось”?
4. В чем состоит своеобразие речи Кабанихи?
Речь Кабанихи показывает натуру властную, что выражается в повелительном тоне: “Ну, разговаривай еще!”, “В ноги, в ноги!” Говорит всегда назидательно. Она часто употребляет пословицы и поговорки, народные выражения и интонации.
5. В чем различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары?
Катерина не привыкла лгать и изворачиваться, она не приемлет лицемерия, не может притворяться, осознавая свою любовь к Борису как грех. Варвара приняла мораль окружающего
6. С какой целью в пьесу А. Н. Островского “Гроза” введены песни Кудряша?
Песни Кудряша придают пьесе А. Н. Островского “Гроза” национальный колорит, а их содержание повторяет мотив запретной любви замужней женщины к другому.
7. Какова функция образа Волги в пьесе А. Н. Островского “Гроза”?
Образ Волги показывает, что действие происходит в русском провинциальном городке. Величественная прекрасная Волга контрастирует с сонным застойным бытом города. Свободная Волга принимает в свои воды непокорившуюся Катерину.
8. В чем заключается смысл названия драмы А. Н. Островского “Гроза”?
Мотив грозы проходит через всю пьесу. Это и непознанное, а потому страшное явление природы. Это и гроза тирании Кабанихи над Тихоном.
Что-то стихийное, грозовое в любви Катерины к Борису. Гроза – это страх возмездия за грехи. Гроза – это и символ непримирения с темным царством.
9. Какова функция пейзажа в пьесе А. Н. Островского “Гроза”?
Пейзаж выполняет двойную функцию. В начале пьесы он является фоном, на котором развертывается действие, и подчеркивает несоответствие между мертвым бытом калиновцев и прекрасной природой. Затем гроза вторгается в действие и влияет на исход драмы.
10. Какова роль эпизодической фигуры барыни в пьесе А. Н. Островского “Гроза”?
Появление старой барыни с двумя лакеями совпадает с картиной грозы. Зловещие речи барыни: “Что, красавицы? Что тут делаете?
Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует?
Вот, вот, в самый омут!” – пророчат судьбу Катерины.
11. Опишите быт города Калинова.
Город Калинов расположен в красивейшем месте на берегу Волги. Но жителей мало волнует красота природы. Они равнодушны ко всему, что выходит за рамки домашних забот.
В их сонный быт не проникают никакие достоверные сведения о жизни в других местах. Только странницы приносят чудовищно нелепые слухи о землях, где живут люди с песьими головами. В городе царят невежество и застой, жестокие домостроевские нравы.