какой кондиционер лучше для магазина

Как правильно подобрать кондиционер для магазина?

какой кондиционер лучше для магазина

Критерии выбора кондиционера для магазина:

Типы систем охлаждения

Какой тип кондиционера лучше подойдет для магазинов и офисов?

НАСТЕННЫЕ

Настенные кондиционеры или Сплит-ситемы – от 15 тысяч рублей. Именно такой тип кондиционера имеют в виду под словом «кондиционер». Является самой распространенной и недорогой системой кондиционирования.

Основываются на работе двух блоков: внутреннего и наружного. Соответственно внутренний блок находится в торговом помещении. Такой кондиционер способен охладить лишь тот воздух, что находится внутри магазина.

какой кондиционер лучше для магазина

Достоинства настенной сплит-системы:

НАПОЛЬНО-ПОТОЛОЧНЫЕ

Интересную особенность имеют внутренние блоки напольно-потолочного типа. Их конструкция предоставляет возможность варьировать способ размещения.

какой кондиционер лучше для магазина

Плюсы данной системы:

Минусов у такого кондиционера два:

КОЛОННЫЕ

Кондиционеры колонного типа способны автоматически регулировать подаваемый воздух под действием дистанционного управления, что делает их очень удобными в промышленном использовании. Именно для промышленных, складских и бытовых помещений, не больше 175 м2 по площади, рекомендуется применять колонный кондиционер.

К числу указанных помещений можно отнести:

Колонный кондиционер может устанавливаться в любых помещениях, где нет возможности монтажа климатической техники в потолок или на стену.

КАССЕТНЫЕ

Кассетный блок предназначен для монтажа в подвесной потолок. Рабочая часть блока располагается в подпотолочном пространстве. Снаружи остается только воздухозаборные решетки и жалюзи. Одним из преимуществ кассетных кондиционеров боится то, что воздух раздается по четырем сторонам (в некоторых моделях малой мощности по двум или одной). В основном такие блоки ставятся в большие помещения, но при необходимости можно выбрать из моделей средней и небольшой мощности. В квартирах их применяют редко.

Кассетные системы схожи с канальными, разницей является только отсутствие труб. То есть охлажденный воздух подается через отверстие в нижней части внутреннего блока, который называется кассетой.

Её особенность в стандартном размере, который всегда равняется 600х600 мм, а это обычные параметры потолочной плитки. Так делают для того, чтобы агрегат легко можно было замаскировать, чему способствует и декоративная решетка. Подобные системы используются для организации обдува холодным воздухом крупных помещений.

какой кондиционер лучше для магазина

Плюсы такого кондиционера:

КАНАЛЬНЫЕ

Канальные сплит-системы станут оптимальным вариантом для больших квартир, если владельцы готовы потратить круглую сумму на монтаж. Так как особенностью этого подвида является прокладка труб, по которым транспортируется воздух, монтаж осуществляется в пространстве между подвесным и основным потолком. Это позволяет скрыть все элементы конструкции и позитивно влияет на дизайн.

какой кондиционер лучше для магазина

Данный тип кондиционеров, как и любая другая сплит-система, так же имеет внутренний и наружный блоки. В отличие от настенного агрегата внутренний блок у него не виден. Все дело в том, что он расположен над подвесным потолком. Для этого потребуется 25-40 см межпотолочного пространства, что естественно предъявляет дополнительные требования к дизайну помещения. Благодаря большой мощности подобные устройства способны охладить большие помещения. Воздух при этом подается по специальным воздуховодам, которые тоже расположены в межпотолочном пространстве. Охлаждаемый воздух забирается через специальные решетки непосредственно из комнаты, проходит через испаритель и возвращается обратно в помещение.

какой кондиционер лучше для магазина

Для каждой комнаты может быть установлен отдельный испаритель. 25% охлажденного воздуха берётся с улицы. Таким образом происходит насыщение воздуха кислородом.

Основным недостатком канальных сплит-систем является сложный монтаж, который невозможно выполнить без помощи профессионалов. К тому же, из-за высокой потребляемой мощности и необходимости корректировки дизайна помещения такие агрегаты не получили в быту широкого распространения. Однако в некоторых случаях без них не обойтись, потому как выбрать кондиционер для дома, или многокомнатной квартиры, можно только из этой категории сплит-систем.

Достоинствами такого кондиционера будут:

К недостаткам можно отнести:

Мульти сплит-системы

Мульти-сплит-система – от 60 тысяч рублей. Имеет один внешний и до восьми внутренних блоков. На первый взгляд, такая система обойдется дешевле, но это представление ошибочно. Дело в том, что один наружный блок будет дороже, чем требуемое нам количество кондиционеров в магазин. А монтаж мульти-сплит-системы будет весьма недешевым, так как трассы от наружного к внутренним блокам получатся длиннее, чем у сплит-системы.

какой кондиционер лучше для магазина

Интересно, что каждый из внутренних блоков может иметь свои персональные настройки. Покупка мульти-сплит-системы, конечно, дорогое удовольствие, и установка её с прокладкой протяженных коммуникаций – дело непростое, но все равно это бывает выгоднее, чем приобретение, монтаж и эксплуатация двух-трех отдельных комплектов оборудования.

Сплит-система, в которой один внешний и несколько внутренних блоков получила название мультисплит. При этом настенный блок может работать самостоятельно, то есть имеется возможность выставить в каждой комнате свою температуру. МСС чаще всего используется в том случае, когда по каким-либо причинам нельзя установить несколько внешних блоков. Чаще всего это связано с конструктивными особенностями фасада.

какой кондиционер лучше для магазина

Казалось бы, логичным, что одна МСС будет стоить немного дешевле, чем несколько обычных сплит-систем. Но на практике получается наоборот. Связано это с очень дорогим монтажом и проблемами при прокладке коммуникаций.

МУЛЬТИЗОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

Этот вариант системы кондиционирования отлично подойдет магазину, чьё помещение поделено на зоны. Мультизональные системы (VRF, VRV) являются инверторными системами, основное назначение которых – кондиционирование в зданиях со множеством помещений, а также мест, где требуется зональное и раздельное регулирование температуры воздуха.какой кондиционер лучше для магазина

Плюсы мультизональной системы кондиционирования:

Есть и минусы:

цена выше, чем у системы чиллер-фанкойл или обычной сплит-системы;

СИСТЕМА ЧИЛЛЕР-ФАНКОЙЛ

Этот тип пользуется самой большой популярностью для кондиционирования больших магазинов. Главное её отличие в том, что она может задавать свои климатические условия для каждого отдельного помещения магазина.какой кондиционер лучше для магазина

Другие плюсы кондиционера системы чиллер-фанкойл:

Минусами этой системы будут высокая стоимость во всем, начиная от монтажа, заканчивая обслуживанием. Да и установку кондиционеров этой системы могут осуществлять только высококлассные специалисты.

Далее поговорим о том, какой фирмы(марки) выбрать кондиционер для разных коммерческих помещений

Подбирая подходящий по критериям кондиционер, покупатели часто задаются вопросом о производителе техники — модель какой марки лучше поставить в комнату, ведь круг компаний, изготавливающих климатическое оборудование, достаточно широк. По результатам анализа рынка были выделены следующие лидеры продаж в разных ценовых сегментах. Рейтинг фирм, который иногда попадается в сети, редко имеет общее с реальностью.

Теперь расскажем о ценовых диапазонах кондиционеров для магазина. Можно условно разделить на три класса.

Следует заметить, что указанное выше разделение всё же является в большой степени условным. И «элитные» компании могут иметь в своем ассортименте кондиционеры среднего или бюджетного класса, и «середнячки» пытаются не отставать от лидеров, выпуская порой дорогие и функциональные модели. Главное – чтобы это была оригинальная продукция, так как количество подделок в этой сфере – немалое. Поэтому приобретать дорогостоящую климатическую технику следует исключительно в специализированных магазинах, с обязательным проставлением в паспорте всех данных для получения гарантии и возможности фирменного сервисного обслуживания.

Что лучше: инверторные или неинверторные кондиционеры для магазина

Скажем сразу: инверторные кондиционеры лучше. Однако многие слишком сильно превозносят плюсы инверторного кондиционера.

Как работает простой, не инверторный кондиционер? Вы задаете ему пультом температуру в 16 градусов, но фреон в комнату приходит достигший всего лишь 8-12 градусов. Чтобы получилось в итоге 16, каждый внутренний блок оснащен датчиком тепла, который сообщает наружному блоку, когда тому отключиться. Выглядит это так: внутренний блок открывает отверстия для поступления воздуха, но сам воздух через них не идет. Спустя какое-то время, примерно 5-10 минут, внутренний блок начинает работать и поставлять охлажденный воздух в помещение. Другими словами, не инверторный кондиционер работает с определенным интервалом.

Такая работа кондиционера для магазина не лишена минусов:

Инверторный кондиционер лишен этих недостатков. Принцип его работы (который был открыт в 1981 году) заключается в следующем: хладагент поступает все с той же температурой в 8-12 градусов и внутренний блок так же имеет тепловой датчик, но внешний блок может не только включаться и выключаться, но и регулировать скорость вентилятора. Таким образом, фреона производится достаточное количество, но поступает он не равномерными «порциями» в помещение магазина, а ровно такими, сколько нужно для поддержания заданной температуры. Соответственно, такой кондиционер будет дороже обычного примерно на 30%.

Таким образом:

Что нужно учесть, выбирая экономичные кондиционеры для магазина

Итак, вы решили приобрести кондиционер для магазина. С чего начать? Можно купить кондиционер в магазин эконом-класса, но с одной оговоркой. Так как в магазине постоянно находится много людей, то кондиционер должен иметь мощность для большей площади, чем площадь магазина. Таким образом, если площадь магазина 20 кв. м., то кондиционер должен быть рассчитан на большую площадь. Производители, указывая площадь, которую может обслужить их кондиционер, исходят из бытового назначения этой площади. Имеется в виду, что там будет находиться один человек, компьютер, может быть телевизор, и комната имеет обычный потолок. Очевидно, что в магазине все совсем иначе: больше людей, больше оборудования, которое выделяет тепло. Поэтому для магазина лучше выбирать промышленные системы кондиционирования с учётом их холодопроизводительности и тепловыделения оборудования в магазине. Лучше всего обратиться к специалистам, которые смогут точно рассчитать параметры кондиционера.

Какие нужны кондиционеры для магазина, исходя из товара

Если летом в магазине стоит удушающая жара, а зимой – пронизывающий холод, то в таком помещении покупатель не задержится долго, и уж точно не придет туда снова. Поэтому вопрос «ставить или не ставить кондиционеры в магазин» имеет вполне очевидный ответ. Более сложный вопрос: «А какой кондиционер ставить?». Выбор должен основываться на эффективности кондиционера для магазина, а именно на двух ее составляющих – производительности и мощности.

Если вы планируете установить сплит-систему в небольшой магазин, то вам нужно учесть все источники тепла, которые будут размещены в помещении. К этим источникам относятся и холодильные боксы, морозильные камеры и прочее оборудование. Также надо учитывать поток клиентов, частоту открывания дверей и расположение магазина. Кондиционер для магазина должен быть установлен так, чтобы холодный воздух не дул постоянно на посетителей или сотрудников.

Малые торговые помещения обычно имеют площадь до 80 кв. м. и торгуют там разными вещами. Причем, такие помещения могут быть как отдельно стоящими киосками, так и магазины внутри торговых или жилых зданий. Все эти особенности влияют на выбор кондиционера для магазина.

Какой нужен кондиционер для магазина промтоваров

Нередки ситуации, когда магазины строительных или промышленных товаров продают вещи, имеющие специфический запах (краски, растворители и т.п.). При таких условиях торговое помещение должно иметь хорошую вентиляцию, чтобы запах химии и спертый воздух не отталкивали клиентов и не портили здоровье сотрудников.

Таким образом, в таких условиях важнее вентиляция, а значит, кондиционер для магазина должен обладать такой функцией. Оптимальный вариант, если кондиционер сможет за час обновить воздух в помещении магазина. При расчетах мощности кондиционера нужно учитывать площадь магазина, поток покупателей, место и количество окон. Для магазина промтоваров подойдет канальный, кассетный или потолочный кондиционер.

Важно учесть и расположение кондиционера в магазине. Довольно часто его устанавливают в кассовой зоне, считая, что высокая температура на кассе может побудить людей уйти из магазина, не совершив покупок. Но такое расположение кондиционера не является удачным: поток покупателей идет, а кассир один, и постоянный обдув холодным воздухом очень быстро превратиться в больничный. Устанавливать кондиционер в магазине нужно таким образом, чтобы комфорт был и для посетителей, и для сотрудников.

Какой нужен кондиционер для магазина продуктов

Так как множество продуктов требуют определенных условий хранения, площадь магазина занята большим количеством холодильников и витринами с функцией охлаждения. Это оборудование является сильным источником тепла, что увеличивает нагрузку на кондиционеры. В магазинах, где большую площадь занимают продукты, важно устроить поддержание необходимой температуры, а функция вентиляции будет вторичной. Выбор кондиционера должен быть таким, чтобы он, с одной стороны, справлялся с поддержанием температуры в торговом помещении, а с другой стороны не мешал холодильному оборудованию выполнять свою работу.

Какой нужен кондиционер для магазина одежды

Если магазин одежды представляет собой бутик в торговом центре, то создание там комфортной температуры – одна из первостепенных задач. Особое внимание должно быть обращено на примерочные кабины – там должна быть комфортная температура. Нельзя допустить ни сквозняка, ни душной жары.

Обычно торговые центры оборудуют свои помещения системой кондиционирования чиллер-фанкойл. Таким образом, каждый бутик снабжен воздуховодами этой системы. Но нередки ситуации, когда одна система не справляется с нагрузкой, особенно жарким летом. Поэтому для бутика одежды установка своего кондиционера все же необходима.

Для этих целей лучше всего отдать предпочтение канальным или кассетным кондиционерам. Их монтируют за потолком, что позволяет сэкономить место и не привлекать внимание клиентов. Подача холодного воздуха будет происходить через решетки и диффузоры, которые монтируются в подвесном потолке.

Расчёт мощности кондиционера для магазина

Определение мощностных параметров при выборе оборудования для кондиционирования магазинов имеет свои отличительные особенности. В частности, для таких помещений следует особое внимание уделить тепловой энергии, которая выделяется торговым оборудованием (холодильниками, лари и тд).

Для вычисления необходимой мощности кондиционера нам потребуется выделить основные источники тепла, а затем их просто сложить.

Q1 – количество тепловой энергии, которая выделяется внутри помещения.

V – внутренний объём в м³;

q — удельные показатели поступающего тепла (Вт/ м³): так же, как и в случае с квартирой – 30, 35 и 40 Вт/ м³.

Q2 – выделение тепла оборудованием:

— компьютерная техника – 0,15кВт;

— 100% от номинальной мощности всех видов холодильников и витрин, так как коэффициент превращения электрической энергии в тепловую равен 1.

Q3 – показатель выделения тепла людьми:

0,1кВт/чел. Для малоподвижных групп людей;
0,2кВт/чел. Для помещений, где предполагается умеренная активность людей (к примеру, торговые залы, сборочные цеха и т.д.);
0,3кВт/чел. Для объектов, где предполагается высокая физическая активность людей (зал для фитнесса, танцпол в клубе и т.д.).
И, когда все данные у нас будут, нам необходимо просто сложить все Q.

Пример.

Магазин, площадь 40м2, высота помещения 2,5м, 2 продавцов, в час пик 10 покупателей, 3 лари, 3 морозильных шкафа, 2 окна, на солнечную сторону.

Исходя из южной ориентации окон офиса принимаем q=40Вт/ м³

Округляем в пользу большего типо-размера кондиционеров и получаем, что вам нужен кондиционер на 7 кВТ или 24-ый кондиционер.

А какой это будет кондиционер (настенный или кассетный) необходимо решить, исходя из стоимости оборудования и условий монтажа.

Как выбрать кондиционер для коммерческих помещений: главные выводы

Непременно проконсультируйтесь у своих друзей и знакомых, посмотрите видеоматериалы, почитайте различные статьи. Это очень важно для правильного выбора. Экономьте собственное время и усилия. Тем более, что только так можно приобрести хороший кондиционер, который прослужит многие годы, не теряя свой функционал.

Полезное видео с грамотными рекомендациями по выбору кондиционера:

Источник

Как подобрать и рассчитать кондиционер для торговых помещений

Расчет кондиционирования и вентиляции супермаркетов и ночных клубов — дело для профессионалов. Здесь же пойдет рассказ о том, как проверить произносимые с апломбом фразы типа: «На этот объем хватит и семерки». На объем гостиной или директорского кабинета может и хватит, а вот для небольшой торговой точки — неизвестно.

Особые факторы

Основной фактор, отличающий торговый зал продовольственного магазина — это наличие холодильного оборудования. Пищевые продукты должны храниться и выставляться при пониженной температуре, для чего служат холодильные витрины, шкафы, горки и лари. Чаще всего эти агрегаты устроены по принципу обыкновенного бытового холодильника, то есть компрессор смонтирован в одном корпусе с испарителем. Тепло выбрасывается в торговый зал. Температура в нем повышается, агрегат работает еще интенсивнее, теплоотдача от него снова растет. Этот замкнутый цикл приходится разрывать, охлаждая воздух в магазине кондиционером и выбрасывая тепло наружу.

какой кондиционер лучше для магазина

Получается двойная гибель — сначала энергия тратится на нагревание воздуха в помещении, а затем снова тратится на его охлаждение. Решение лежит на поверхности — давно уже выпускается торговое оборудование с раздельным циклом охлаждения. Фактически это сплит-система, в которой роль внутреннего блока выполняет холодильный шкаф или витрина. Такая конструкция, как и традиционный бытовой сплит, имеет два основных недостатка: она дороже и требует монтажа, в то время, как обычную витрину можно просто воткнуть в розетку и она начнет работать. Экономичность системы при эксплуатации отступает перед очевидным каждому снижением затрат и времени на запуск торговой точки в работу.

Такая погоня предпринимателей за мгновенной выгодой оборачивается головной болью и для них, и для компаний, продающих и монтирующих климатическую технику. Можно, разумеется, поставить ту модель, на который укажет заказчик, но она выйдет из строя через пару месяцев и придется снова и снова разоряться на гарантийный ремонт. Или же эффект от работы кондиционера не ощущается, и снова возникают проблемы с клиентом. Цена кондиционера, который будет рекомендован на основании расчетов, всегда кажется покупателю завышенной.

Возможно, он и прав, но доказать это не может, так что уходит искать другого исполнителя. Рано или поздно найдется бригада шабашников, которая установит «оптимальную по цене и качеству» конструкцию неизвестного происхождения, после чего их телефоны исчезнут из зоны действия сети. Кондиционер быстро перегреется и выйдет из строя. Клиент будет винить в этом кого угодно, кроме себя.

Между тем, провести приблизительный расчет необходимой мощности кондиционера и проверить выкладки менеджеров салонов по продаже климатической техники по силам каждому.

какой кондиционер лучше для магазина

Методика расчета

Есть несколько методик расчета необходимой мощности кондиционера. Все они базируются на подсчете теплопритоков в охлаждаемое помещение. В данном случае нам не нужна высокая точность, поэтому воспользуемся расчетом по упрощенным формулам. Санитарные нормы требуют использования 1 кВт мощности кондиционера на 10 кв. м площади помещения общественного пользования. Важно, чтобы хладопроизводительность выбранного кондиционера была процентов на 20 больше, чем сумма всех реальных внешних и внутренних теплопритоков.

Поскольку львиную долю теплопритоков в магазине создает холодильное оборудование, то необходимо просчитать суммарную мощность, которую потребляют все холодильные шкафы, витрины, горки и лари, стоящие в торговом зале. Будущая система кондиционирования должна их полностью компенсировать.

Единицы измерения

Большинство производителей климатической техники в названиях своих моделей указывают число, характеризующее мощность агрегата не в привычных нам киловаттах, а в тысячах BTU (Британская Тепловая Единица). 1 BTU эквивалентна 0,3 Ватта. К примеру, мощность кондиционера Electrolux EACS-09 HS/N3 Slim равна 9000*0,3 = 2700 Ватт = 2,7 кВт. Модельные ряды кондиционеров привязаны к числовому ряду 7, 9, 12, 18 и так далее, соответствующему мощностям в тысячах BTU.

Подсчет необходимой мощности кондиционера в тысячах BTU можно сделать по следующей таблице:

Источник

Какой кондиционер лучше для магазина

Статья: «Подбираем кондиционер для магазина (в торговое помещение)»

Общий принцип подбора:

Первое: Решаем, какой тип кондиционера лучше подойдет для кондиционирования магазинов (пропускаем если уже выбрали сплит-систему):

2) мульти-сплит-систему – от 60 000 рублей (один уличный блок и до 5-8 к нему внутренних), этот вариант только обманчиво кажется экономным, поскольку как раз 1 уличный блок стоит больше чем количество кондиционеров, которые мы хотим поставить в комнатах, при этом экономии на монтаже не только нет, но будет еще и дороже, поскольку все трассы (от одного внутреннего блока до внешнего) будут значительно длиннее и дороже, чем в случае со сплит-системой.

3) полупром – в среднем от 100 000 рублей (кассетные кондиционеры, колонные, настенные, напольные, потолочные кондиционеры) – варианты безусловно сильно затратный, пусть и эффективный, в квартирах практически не применяется. Почему вообще ставят полупром? Они мощнее, эффективнее, но в квартирах это и не требуется. Например, для высоких потолков офисов, банков, мест, где работает очень много людей (офисы), ресторанов, для кондиционирования торговых центров, где мало или нет места для установки обычных кондиционеров и так далее…

Итак, мы выбрали сплит-систему! Отличный выбор!

Вопросы:

За 15 000 плохой, за 50 000 хороший? НЕТ! Отличия не так существенны как Вы можете себе представить (смотри введение в статью). Отличия: Функциональность, Количество систем фильтрации, Степень шума (при этом разница может составлять всего лишь 10% по «децибельным» значениям (но кто-то готов за эти 10% переплатить какую то сумму), Внешний вид (красивый очень или просто симпатичный), а также Качество материалов (идеальный пластик например или просто хороший), и Страна сборки (при этом мы все помним про то что Айфоны, например собираются в Китае, а значит пугаться прямо этого уже не следует). Не стоит забывать и про кронштейны для кондиционеров, от которых будет зависеть качество крепления.

Ну и, конечно, кондиционер одной и той же серии расчитанный на 20 квадратных метров стоит гораздо дешевле чем тот же самый, но более мощный кондиционер на 50 м2. Как определить мощность? В названии кондиционера идут цифры от 6 до 36 или же от 20 до 70-90 (по другой классификации).

Практически во всех магазинах есть система автоподбора, которая может помочь Вам подготовиться к разговору с продавцом, которому Вы уже будете звонить, чтобы оформить заказ кондиционера для супермаркета. Также Вы можете и сразу позвонить в наш магазин и наши вежливые менеджеры помогут Вам разобраться во всех этих «джунглях».

Получается:

15-25 000 – хорошие но НЕ инверторные кондиционеры, ставятся везде и ничего зазорного в этом нет.

От 40 до 70 000 рублей – инверторные кондиционеры с максимально возможным функционалом, здесь включено все – и что нужно и без чего можно и обойтись.

Теперь собственно по сути вопроса.

Почему они? 1. Рекомендуют наши монтажники, 2. Нулевой уровень и брака и жалоб от наших клиентов (собственная статистика).

Рекомендуем статью «Рейтинги кондиционеров» с нашего сайта, которая каждый месяц будет обновляться – там представлены конкретные модели.

Дополнительно: обязательно к прочтению: Общие правила пользования кондиционером.

1. ВВыбор места для установки кондиционера в магазине! Есть общие правила (неважно здесь инвертор или нет или какого типа кондиционер) для выбора места для расположения кондиционера в комнате: НЕЛЬЗЯ чтобы он дул прямо в лицо! Так Вы заболеете! Например, лучше НАД изголовья кровати чем напротив кровати!

3. Не включайте кондиционер круглые сутки напролет! Давайте ему отдыхать время от времени иначе он сломается.

5. Не пытайтесь поставить кондиционеру команду работать «на холод» при 30 установленных на ПДУ градусов или наоборот – кондиционер просто «зависнет» и не примет эту команду. Обычно в режиме «холод» устанавливаем от 16 до 26 градусов, в режиме «тепло» от 22 до 32 градусов. Внимательно следите за этим (на пульте горит «снежинка» или «солнышко» и какая указана температура). Воспользовавшись услугами нашего магазина, вы получите консультацию по выбору и цене кондиционера в кратчайшие сроки, с последующим оформление заказа и доставки.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПРО МОНТАЖ:

— Посмотреть какие бывают монтажи можно на странице с фотографиями наших монтажей

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *