какой компонент системы педагогического процесса включает в себя все многообразие целей и задач

Какой компонент системы педагогического процесса включает в себя все многообразие целей и задач

какой компонент системы педагогического процесса включает в себя все многообразие целей и задач

какой компонент системы педагогического процесса включает в себя все многообразие целей и задач

ПЕДКАМПУС ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ запись закреплена

Теория дошкольного воспитания

1. В каком возрасте ребенок овладевает элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания (при условии нормального развития)?
в раннем

2. В каком возрасте у ребенка формируется двигательная активность и сенсомоторная координация?
в младенческом

3. В чем проявляется кризис 3-х лет?
негативизм;
бунт против окружающих;
самостоятельность

4. Какая педагогика ориентируется из личностно-ориентированную модель воспитания и организации образовательной и воспитательной деятельности?
педагогика сотрудничества

5. Какая функция дошкольной педагогики заключается в научном описании перспективных программ, моделей, технологий образовательного процесса?
описательно-прикладная

6. Какая функция дошкольной педагогики заключается в научном прогнозе путей совершенствования, обновления и модернизации образовательного процесса ДОО?
прогностичная

7. Какой вид деятельности выходит на первое место в раннем возрасте?
предметно-манипулятивная

8. Какой компонент системы педагогического процесса включает в себя все многообразие целей и задач педагогической деятельности от генеральной цели до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов?
целевой компонент

9. Какой метод состоит в изучении теорий и разработке путей их построения и модернизации?
метатеоретический

10. Общие, педагогические условия развития дошкольника старшего возраста включают:
создание центров интересов, лабораторий познания;
построение «субъектно-объектных» отношений в различных видах деятельности;
признание ребенка «саморазвивающейся» личностью;

11. Отметьте воспитательные задачи в физическом развитии:
развивать нравственно-волевые качества ребенка;
формировать интерес к активной двигательной деятельности.

12. Отметьте образовательные задачи в физическом развитии:
формировать представления о режиме, об актуальности отдыха;
формировать представления о своем организме, о здоровье

14. Профессиональная деятельность специалиста дошкольного образования направлена на реализацию следующих функций:
все

16. Укажите, в чем состоит закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе?
Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого, практического применения осмысленного.

17. Укажите, какие выделяют стили общения педагога с детьми?
все

18. Упорядочите этапы научного педагогического исследования:
А: проверка гипотезы (эксперимент)
Б: осмысление полученных данных, обработка результатов
В: внедрение результатов в практику
Г: определение проблемы, цели, гипотезы, задач
Д: оформление результатов исследования
Г А Б Д В

19. Отметьте принципы планирования в дошкольной педагогике:
принцип комплементарности;
принцип комплексного подхода

20. Какая модель педагогических технологий устанавливает: одни и те же задания дети могут выполнять при помощи различных приемов и способов?
модель индивидуальной педагогической поддержки

Источник

Структура и основные компоненты целостного педагогического процесса

Структурные компоненты целостного педагогического процесса – это:

Педагогическое воздействие и взаимодействие характеризуются целью. Только тогда это можно рассматривать в качестве организованного и управляемого процесса.

Содержание педагогического процесса считается сложным и неоднозначным вопросом. Он имеет социальное значение, динамичность и большой массив накопленной человечеством культуры, уникальность, индивидуальность каждой личности, принимающей участие в данном процессе.

Структура педагогического процесса

Педагогический процесс подразумевает наличие взаимной деятельности учителя и ученика. Деятельность учителя характеризуется целями, задачами, формирующимися на основе социальных требований образовательной системы. Данные цели и задачи приобретают новые формы в профессиональном сознании педагога. Его методы, средства должны быть целесообразными, корректными и адекватными.

Деятельности обучаемого или детского коллектива присущи осознаваемые и неосознаваемые цели и мотивы с разницей в том, что они считаются личными целями каждого ребенка и не всегда соотносятся с целями коллектива или преподавателя.

Учащийся применяет в процессе своей деятельности методы и средства, которые были предложены ему в процессе воспитания и социализации. При низком уровне опыта и знаний целесообразность и адекватность решаемых проблем также падает. Поэтому ответственность ложится взрослых и компетентных. Данный подход подразумевает частичное снятие ответственности с учащегося.

Ребенок в ответе за свои поступки пропорционально возрасту, индивидуальным и половым особенностям, уровню обученности и воспитанности, сформированности к способности целеполагания.

Деятельность этих субъектов педагогического процесса не всегда совпадает. Разные типы педагогики решают эту проблему определенными способами. Авторитарная педагогика рассматривает воздействие и специфику деятельности учащегося не как фокус для постоянного изучения и осмысления, поэтому имеются значительные расхождения между деятельностью учителя и ученика.

Гуманистическая педагогика говорит об осуществлении деятельности при наличии контакта с детьми, постоянного внимания к психофизическому состоянию воспитанников, их проблемам и мотивам поведения. Для получения положительного результата организация педагогического процесса должна выглядеть в качестве работы взаимодействия с проявлением информационных, коммуникативных и организационно-деятельностных связей между субъектами взаимодействия.

Результат взаимодействия основных элементов целостного педагогического процесса – это система отношений и ценностей жизни в единении с деятельностью. Проявление сущности человека возможно только в его деятельности. Процесс практической деятельности позволяет зарождаться отношениям, проявляться ценностной системе. Такая система отношений и ценностей учащегося определяет его расположенность к себе, людям, миру, делает его всесторонне развитым, воспитанным, образованным при положительной ее направленности.

Источник

Педагогика

Физическая техника речи — результат правильного дыхания, чёткой дикции, нормального голосоведения.

Мы прежде всего должны позаботиться, чтобы нас могли легко и без напряжения слышать. Для этого необходима внешняя организация речи, отвечающая следующим требованиям.

Старайтесь быть тактичными и следите за тем, чтобы словами и их смысл не обидеть других людей. Так, в широком обществе, которого вы не знаете, не стоит рассказывать истории, например, о то.

Основными компонентами модели современного педагогического процесса, кроме воспитателя и воспитанника, являются: целевой; стимуляционно-мотивационный (на сегодня, к сожалению, недостаточно обоснованное); процессуальный (методический, деятельностный, организационный или организационно-управленческий); содержательный; контрольно-регулировочный; оценочностно-результативный.

Все эти составляющие создают современную систему педагогического процесса. Следовательно, эта система объединяет процессы воспитания, обучения и развития вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Существенной характеристикой этой системы является ее динамичность, то есть наличие разнообразных связей, взаимозависимостей, качественных и количественных изменений всех ее компонентов. Например, это могут быть информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные, причинно-следственные, управленческие связи, которые проявляются в процессе педагогического взаимодействия. Знание и осознание воспитанниками такого проявления и соответствия современным личностно ориентированным педагогическим технологиям обеспечивают эффективность воспитания и обучения.

• Целевой компонент определяется государственными стандартами. Основные аспекты обучения и воспитания подрастающего поколения в нашем обществе определенные Законом Украины «Об образовании», Государственной национальной программой «Образование» (Украина XXI века), Концепцией национального воспитания, Национальной доктриной развития образования Украины в XXI веке. Они конкретизируются в образовательно-квалификационных характеристиках и образовательно-профессиональных программах подготовки соответствующих специалистов для народного хозяйства. В основе целей современного педагогического процесса должно быть такое методологическое положение: «. для современного общества будет характерен тип человека, в личности которого сформировано положительное отношение к планете Земля, к родине, к человечеству, к другому человеку и к самой себе, к труду, к собственности, к семье, к достижениям материальной и духовной культуры».

Основной целью является формирование личности воспитанника, которой подчинены все другие цели, например приобретение определенного образования, формирование и развитие конкретных качеств, необходимых для определенного вида профессиональной деятельности.

• В основе процессуального компонента лежат целенаправленные гуманные педагогические воздействия, под которыми понимают процесс формирующего воздействия воспитателей на воспитанников. Они осуществляются с помощью методов воспитания и обучения и могут быть прямые (непосредственное воздействие воспитателя) и косвенные (влияние через организацию учебной деятельности, других воспитанников и др). Всю совокупность воздействий можно разделить на воздействие словом и влияние делом.

Постоянно действующими элементами педагогического влияния воспитателя на воспитанника являются:

​Безусловно, основными формами педагогического воздействия должны быть опосредствованные приемы и средства. Отсюда, воспитатели основное внимание должны обращать на соответствующую организацию жизнедеятельности образовательно-воспитательного заведения.

• Содержание структуры педагогического процесса составляют коллективные и индивидуальные познавательные и практические действия воспитанников. Этот смысл определяется определенной образовательно-квалификационной характеристикой соответствующего специалиста, конкретизируется в образовательно-профессиональной программе и рядом других документов. Сегодня этот компонент должен подлежать гуманитаризации и наполнению общечеловеческими и национальными ценностями.

• Контрольно-регулировочный компонент нуждается в конкретизации, демократизации и проработки критериев оценки результативности педагогического процесса. Главный недостаток этого компонента – субъективизм.

• Оценочностно-результативный компонент отражается в его функциях. По мнению И. П. Пидласого, основным продуктом педагогического труда в глобальном масштабе должно быть «. воспитанный, подготовленный к жизни, общественный человек». Безусловно, основным критерием результативности данного процесса и его эффективности является формирование всесторонне и гармонично развитой личности воспитанника, с высокой духовностью, четкими жизненными ориентирами, позитивным отношением к окружению и к самому себе, способной самоактуализироваться в профессиональной и личной жизни.

Оценочностно-результативный компонент является обязательным, он одновременно результат и критерий педагогического процесса, а также мерило для внесения в него необходимых коррективов.

Содержание, ход и эффективность педагогического процесса обусловливаются и определяются его особенностями – общепедагогическими и профессиональными. Общепедагогические особенности: зависимость от индивидуально-психических свойств, педагогического и профессионального мастерства воспитателей; от примененных концепций, технологий, методик и методов обучения и воспитания; определенность взаимоотношений в этом процессе нормами государственных документов и тому подобное.

Профессиональные особенности: практическая направленность; органическое единство теоретической и практической подготовки воспитанников; высокая техническая обеспеченность учебно-воспитательных мероприятий; единство индивидуальной и коллективной подготовки воспитанников; многопрофильный, многоплановый и многоуровневый характер и тому подобное.

Характеристиками педагогического процесса, по мнению. П. Пидласого, является уровень организации, управления, продуктивности (эффективности), технологичности, экономичности, которые дают возможность качественно и количественно оценить достигнутое. Кардинальная характеристика педагогического процесса – это время, которое является универсальным критерием, позволяющим надежно судить о том, насколько быстро и качественно протекает данный процесс.

Основные характеристики педагогического процесса – целостность, общность и единство, которые подчиняют все его составляющие единой цели.

Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается:

1) в единстве и самостоятельности процессов, его создают;

2) в целостности и подчиненности обособленных систем, входящих в него;

3) в наличии общего и сохранении специфического.

Источник

Компоненты педагогической системы

Целевой – компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от основной цели – всестороннего и гармоничного развития личности – до конкретных задач формирования качеств или их элементов.

Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.

Деятельный – компонент взаимодействия педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент называется ещё организационным или организационно-управленческим.

Результативный – компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Структура педагогического процесса

какой компонент системы педагогического процесса включает в себя все многообразие целей и задач

Закономерности педагогического процесса

– динамики педагогического процесса;

– развития личности в педагогическом процессе;

– управления учебно-воспитательным процессом;

– единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности;

– обусловленности педагогического процесса;

– единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе.

Противоречия – движущая сила педагогического процесса. Противоречия бывают внешние и внутренние.

Специфика педагогического процесса

Педагогический процесс – это процесс трудовой, он, как и любой другой трудовой процесс, осуществляется для достижения общественно-значимых целей.

Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливается воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса – педагогическое взаимодействие.

В педагогическом процессе выделяются объекты, средства, продукты труда (как и в других трудовых процессах).

Объекты деятельности педагога – развивающая личность, коллектив воспитанников.

Предмет педагогического труда – формирование человека, который в отличие от педагога находится на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого человека знаниями, умениями, навыками, опытом, своеобразием.

Объект педагогической деятельности состоит в том, что он развивается не в прямой пропорциональной зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным его психике, особенностям восприятия, понимания, мышления, становления воли и характера.

Средства (орудия) труда – это то, что человек помещает между собой и предметом труда, чтобы достичь желаемого воздействия на этот предмет. Орудия труда в педагогическом процессе – это знание педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, виды деятельности учащихся, способы сотрудничества с ними, методика педагогического влияния.

Продукт педагогического труда – это воспитанный, подготовленный к жизни, общественный человек.

Педагогический процесс характеризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффективности), технологичности, экономичности.

Целостность, общность, единство – главные характеристики педагогического процесса, подчёркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается:

– в единстве и самостоятельности процессов, его образующих;

– в целостности и самоподчинённости входящих в него обособленных систем;

– в наличии общего и сохранении специфического.

Специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс, проявляется в выделении доминирующих функций:

– процесса обучения – обучающая;

воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития.

Специфика процессов проявляется при выборе форм и методов достижения цели. Если в обучении используется преимущественно строго регламентированная классно-урочная форма работы, то в воспитании – более свободная форма различного характера, спортивная, художественная деятельность, целесообразно организованное общение, посильный труд.

Сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающейся деятельности учащихся и взрослых на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности. Гуманизация демократической системы означает, что целью педагогического процесса становится всё более полное удовлетворение познавательных и духовных потребностей учащихся, что гуманизируются характер и содержание учебного труда учащихся, создаются благоприятные условия для гармонического развития личности.

Этапы педагогического процесса

ЗадачиСущность задачи
1. ЦелеполаганиеОбоснование и постановка цели состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой образования в конкретные задачи, достигаемые на заданном этапе педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях.
2. Педагогическая диагностикаЭто исследовательская процедура, направленная на «пояснение» условия обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Её главная цель – получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов.
3. Прогнозирование хода и результатов педагогического процессаПриставка «про» указывает на «опережение». Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы заранее, предварительно, ещё до начала процесса, оценить его возможную результативность в имеющихся условиях.
Результаты диагностики + прогнозирование = проект организации процесса – планПлан привязан к конкретной системе. Планы бывают: руководства учебно-воспитательным процессом, воспитательной работой, уроками и т.д. План – это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.

– постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

– взаимодействие педагогов и учеников;

– использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

– создание благоприятных условий;

– осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности учащихся;

– обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Заключительный этап

Анализ достигнутых результатов – это необходимо для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом даже хорошо организованном процессе. Анализируя – обучаемся.

Тестовые задания МБ №3 УЭ №7

1. Определите элементы педагогического процесса:

а) педагогические принципы, методы, средства, формы;

б) педагогическая цель;

в) педагогическое содержание;

г) педагогические способности.

2. Среди перечисленных определите закономерности педагогического процесса:

а) учебно-воспитательная деятельность;

б) динамика педагогического процесса;

г) развитие личности.

3. Что такое педагогическое сотрудничество?

а) взаимная активность;

б) любая деятельность.

4. Какие из указанных вариантов относятся к компонентам педагогического процесса?

5. Определите задачи подготовительного этапа:

6. Выберите этапы педагогического процесса:

г) анализ достигнутых результатов. Р=4

1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.

2. Профессиональная педагогика. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.

3. Безрукова В. С. Педагогика профессионально-технического образования. – Свердловск, 1990.

4. Подласый И. П. Педагогика. – М., 1999.

5. Харламов И. Ф. Педагогика. – М., 1999

УЭ №8. Процесс обучения.

какой компонент системы педагогического процесса включает в себя все многообразие целей и задач какой компонент системы педагогического процесса включает в себя все многообразие целей и задач какой компонент системы педагогического процесса включает в себя все многообразие целей и задачК какой компонент системы педагогического процесса включает в себя все многообразие целей и задачv
1220,510

Форма организации учебного занятия: лекция.

Изучив данный УЭ, Вы будете иметь представление:

– о сущности процесса обучения, структуре, функциях и организации учебной деятельности учащихся.

Выполните тестовые задания №2, 4 УЭ №1 МБ №1;

Понятие о дидактике

Термин «дидактика» происходит от греческих слов – поучающий и изучающий. Считается, что термин ввёл в педагогику немецкий педагог В. Ратке (1571–1635).

Теорию обучения как систему научных знаний, как педагогическую науку разработал Я. А. Коменский. В 1632 году он завершил свой знаменитый труд «Великая дидактика», под которой понимал «всеобщее искусство учить всему».

Дидактика – это один из разделов педагогики, разрабатывающий теорию образования.

Предмет дидактики – обучение, как средство образования и воспитания личности.

Взаимосвязь между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса.

какой компонент системы педагогического процесса включает в себя все многообразие целей и задач

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 1222 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Научная электронная библиотека

какой компонент системы педагогического процесса включает в себя все многообразие целей и задач

Гордашников В. А., Осин А. Я.,

1.5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.

какой компонент системы педагогического процесса включает в себя все многообразие целей и задач

Рисунок 1.3. Педагогический процесс как педагогическая система.

Педагогический процесс рассматривается как система (рисунок 1.3.).

В педагогическом процессе имеется много подсистем, объединенных между собой другими типами связей.

Педагогический процесс представляет собой динамическую систему. Выделены компоненты, их соотношения и связи, что необходимо для управления педагогическим процессом. Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания процесса. Педагогический процесс протекает в системах (учебное заведение), которые функционируют в определенных условиях.

Педагогический процесс характеризуют: цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты.

Компоненты, образующие систему: 1. Целевой, 2. Содержательный, 3. Деятельностный, 4. Результативный.

Между компонентами системы существуют следующие связи:

— связи управления и самоуправления, регуляции и саморегуляции,

— генетические связи (выявление исторических тенденций, традиций в обучении и воспитании).

Связи проявляются в процессе педагогического взаимодействия.

В педагогическом процессе (как и в других трудовых процессах) выделяются:

1) объекты, 2) средства, 3) продукты труда.

1. Объектам педагогического труда (развивающаяся личность, коллектив воспитанников) присущи такие качества, как сложность, системность, саморегуляция, которые обусловливают вариативность, изменчивость, неповторимость педагогических процессов.

Педагогический процесс, как трудовой процесс, характеризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффективности), технологичности, экономичности. Это дает возможность обосновать критерии для оценки (качественных и количественных) достигнутых уровней.

какой компонент системы педагогического процесса включает в себя все многообразие целей и задач

Рисунок 1.4. Структура педагогической системы.

Диалектика взаимосвязей налагает отпечаток на цели, задачи, содержание, формы и методы осуществления органически неразрывных процессов, в которых также выделяют доминирующие характеристики. В содержании обучения превалирует формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил, идеалов, ценностных ориентаций, установок, мотивов и др., но в тоже время формируются и представления, и знания, и умения.

Методы контроля и самоконтроля, применяемые в обучении и воспитании, имеют свою специфику. В обучении обязательно применяют устный контроль, письменный контроль, зачеты, экзамены и др.

Результаты воспитания менее регламентированы. Педагоги получают информацию из наблюдений за ходом деятельности и поведения студентов, общественного мнения, объема выполнения программы воспитания и самовоспитания из других прямых и косвенных характеристик (С.И. Змеев, 1999; А.И. Пискунов, 2001; Т.В. Габай, 2003; С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко, 2003).

Этапы педагогического процесса

На этапе подготовки педагогического процесса или подготовительном этапе создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются важные задачи:

— проектирование педагогического процесса,

— планирование развития педагогического процесса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *