какой компонент педагогической деятельности характеризуется стремлением к постоянному самооцениванию

На тему: «Педагогическая деятельность: понятие, структура и содержание»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

На тему: «Педагогическая деятельность: понятие, структура

ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………. 5

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 6

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..…. 13

Объектом исследования педагогическое явление ;

Предметом исследования воспитательный процесс, способствующий решению возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения ;

1. Изучить литературу и другие источники по проблеме исследования и дать их анализ.

2. Раскрыть происхождение понятия «педагогика».

3. Проанализировать структуру и содержание понятия педагогики.

Теоретической основой послужили такие работы исследователей Анисимова В.В., Вигмана С.Л. Работы данных авторов сформировали представление о понятии педагогики и педагогической деятельности.

В своей работе Каменская Е.Н., Марков А.К., Сластенин В.А. д али понимание о структуре и содержании педагогической деятельности.

ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) постановка учителем педагогических целей и задач;

2) выбор и применение средств воздействия на учащихся;

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Источник

Структура педагогической деятельности

Природа педагогической деятельности

Структура педагогической деятельности включает в себя следующим компоненты:

Т.е. данная деятельность состоит из трех элементов:

Рассмотрим характерные черты компонентов педагогической деятельности.

1.Задачами принято считать, заданные в определенных условиях, цели. При разработке задачи преподаватель должен рассматривать ученика как активного участника обучения. Планирование учебно-воспитательного процесса должно проходить именно с таким учетом. Чаще всего план претерпевает «доопределение» учеником. Это зависит от:

При такой ситуации педагог должен пересмотреть свои задачи, чтобы они соответствовали ученикам, а не рассматривать это как неподчинение.

Преподаватель всегда работает с иерархией педагогических задач, которая может быть:

2.Классификация способов воздействия:

3.Данный пункт связан со стремлением к постоянному, разумному самооцениванию, что характеризует педагога с профессиональной точки зрения. Суть труда: человек не может разобраться в мотивах, чувствах другого, если не понимает своих действий.

Сущность стилей педагогической деятельности

У каждого учителя свой стиль, своя манера преподавания. Согласно Страхову И.В., Левитану Н.Д., Климову Е.А. и другим она характеризуется спецификой работы, индивидуально-психологическими особенностями субъекта.

Индивидуальный стиль – устойчивое сочетание задач, средств, методов педагогической деятельности и коммуникации, это частные особенности, например, ритм работы, зависящий от психологических, физических особенностей и от прошлого опыта.

Стиль педагогической деятельности состоит из трех элементов воздействия:

Первый эксперимент в области изучения стилей был поставлен в 1938 году немецким психологом Куртом Левиным. Он ввел классификацию базовых стилей, которой пользуются и сегодня:

С точки зрения педагогики их описала Макарова А.К. Рассмотрим каждый из них.

1.Авторитарный стиль рассматривает учащегося с точки зрения объекта педагогического воздействия. Учитель:

В связи с этим, у учеников проявляются такие черты как:

2.Демократический стиль рассматривает ученика с точки зрения равноправного партнера в коммуникации. Действия учителя:

Такой стиль помогает ученикам чувствовать себя комфортно, а также повышает самооценку.

3.Либерально-попустительский стиль говорит о том, что педагог снимает с себя ответственность за происходящее, передает инициативу ученикам и коллегам. Организация и контроль не имеют системы, в связи, с чем появляются нерешительность и колебания. В классе:

Макарова А.К. и Никонова А.Я. выявили следующие характеристики стилей:

Опираясь на данные факторы, выделили индивидуальнее стили:

Рассмотрим каждый из них.

1. Характерные черты учителя:

2. Характерные черты учителя:

Отличие от ЭИС: учитель ЭМС побуждает детей к прочной заинтересованности особенностям предмета.

3. Характерные черты учителя:

4. Характерные черты учителя:

Педагог может реализовать свой собственный почерк в работе, но при этом главные аргументы – умственное и личностное развитие его учеников. Также неотъемлемой частью педагогического процесса является общение.

Особенность педагогического общения

Педагогическое общение – профессиональная коммуникация педагога с учениками, направленная на формирование благоприятного психологического климата, оптимизацию обучения, развитие личности ученика.

Сущность педагогического общения в том, что это сложный и противоречивый диалог, где одновременно участвует много лиц, при этом происходит взаимодействие интеллектов, эмоциональных сфер, воли, характеров разных по возрасту, статусу, уровню развития. Поэтому по характеру коммуникация может быть в форме:

Выбор формы зависит от:

Еще особенность педагогической коммуникации – одновременное выполнение обучающей и воспитательной функции. Первая считается ведущей. Состоит из трансляции учителем общественного знания и координации в учебном процессе, а также формирования личности. Добрович А.Б. говорил, что истинный педагог тот, кто скромен, но при этом компетентен в своем предмете.

Зимняя И.А. считала, что учитель на уроке видит задачу коммуникации в виде управления поведением учащихся и образовательным процессом. Поэтому на уроке преобладают организующие и стимулирующие речевые воздействия. Практически отсутствует оценка, или поощрение учеников, что «обедняет» взаимодействие педагога и учащихся.

Типы воздействий во время коммуникации:

Учитель не всегда следит за своей речью, поступками, жестами, выражением лица, эмоциональной реакцией и т.д. Но любое воздействие оставляет след в душе ребенка, поэтому учителю необходимо себя сдерживать.

Чтобы развить рефлексию педагога на собственную речевую активность, необходимо использовать схемы анализа уроков. Самая популярная была разработана Фландерсом Н. «Схема анализа речевого взаимодействия на уроке». Она дает возможность определить:

Для создания благоприятной психологической атмосферы и эмпатического понимания ребенка используют следующие вербальные и невербальные техники взаимодействия:

В общении огромную роль играет социальная педагогическая установка, которая дает готовность дать оценку и реагировать на учеников и учебные ситуации, созданная на базе прошлого опыта.

Виды педагогических установок:

Положительные установки меняют учеников в лучшую сторону. Эксперимент Розенталя Р. «Эффект Пигмалиона» говорит о благотворном влиянии данной установки. Пигмалион верил в статую, так же и учитель верит в ученика.

Отрицательные установки приводят к обратному «Эффекту Пигмалиона». Например, преподаватель младших классов периодически говорила отстающему ученику: «Опусти руку, как обычно, скажешь чепуху» – или просто жестом сажала ребенка и т.д. Отрицательная установка проявилась в:

Из-за чего ребенок потерял интерес к обучению.

Считается, что в обоих случаях – и при положительных, и при отрицательных ожиданиях – действует один механизм – «самореализация пророчества».

К причинам деструктивной установки относят:

Чтобы не возникали негативные установки, преподаватель должен развить такие качества, как:

Под эмпатией понимают установку на принятие другой позиции. Это трудное качество, так как необходимо быть одновременно ответственным, сильным и чутким. Сензитивность тесно связана с первым качеством. Она определяет специфическую чувственность к эмоциональным состояниям другого человека. Кузьмина Н.В. определяет данное качество как чувствительность, как основную мало компенсируемую способность к педагогической работе. Рефлексия позволяет осознать преподавателю, как он воспринимается другими людьми. Это качество включает в себя высокий уровень:

Согласно Роджерсу К. эффективное педагогическое общение заключается в:

Хороший педагог использует творческую индивидуальность, при помощи разных диалоговых приемов. При не директивном общении педагог поддерживает учеников, поощряет самостоятельность, развивает чувство ответственности.

Также положительные установки помогают в дальнейшем развиться человеку, потому что субъект:

А это в свою очередь говорит о профессиональной компетентности преподавателя. Она связана с умением организовать развивающую среду, где ребенок может достичь высоких результатов. Учитель должен уметь применять ключевые компетенции:

Также для профессиональной компетентности преподаватель должен разбираться в таких сферах как:

Источник

Статья «Компоненты педагогической деятельности»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Компоненты педагогической деятельности

В структуре педагогической деятельности Н. В. Кузьмина выделила три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы способности, проявляющиеся в следующих умениях:

— отбор и систематизация учебного материала;

— планирование и построение педагогического процесса;

— планирование своих действий и действий учащихся;

— проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса и выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности;

— создание коллектива и организация совместной деятельности.

С одной стороны названные компоненты, в равной мере могут быть отнесены не только к педагогической, но и почти к любой другой деятельности, а с другой – они не раскрывают с достаточной полнотой все стороны и области педагогической деятельности.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

-коллективную систему обучения (КСО;

-технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);

-исследовательские методы в обучении;

-проектные методы обучения;

-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

Традиционная система обучения

Современная система обучения

Учебная программа построена по принципу «от части к целому» с акцентом на базовые знания и умения

Учебная программа представлена по принципу от «общего к частному» с акцентом на обобщенные понятия и умения

Учебная программа и учебный процесс полностью опираются на рекомендованный учебник или учебное пособие.

Учебник не является доминирующим источником учебной информации; приоритет переходит к оригинальным источникам, к первичным данным, к объектам и явлениям реальной действительности.

Обучающийся представляется как объект процесса обучения, который получает готовые знания от преподавателя.

Обучающийся – полноправный участник процесса обучения со своими собственными взглядами и представлениями об окружающем мире.

Преподаватель, как правило, преподносит новый учебный материал в дидактической манере как истину в последней инстанции.

Преподаватель выступает, прежде всего, как организатор учебно-познавательной и исследовательской деятельности обучающихся, не навязывая им свои знания и убеждения.

Преподаватель оценивает эффективность учебно- познавательной деятельности обучающихся по количеству правильных ответов.

Преподаватель ценит самостоятельные, пусть не всегда правильные рассуждения обучающихся, «умные» вопросы, сознательно исправленные ими ошибки.

Результаты тестов и контрольных работ – единственный источник информации об уровне знаний и умений обучающихся.

Оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности обучающихся, показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные обучающимся к конструированию нового знания, и его прогресс в обучении.

Контроль и оценка учебных достижений осуществляется в отрыве от процесса обучения.

Контроль и оценка осуществляются в тесной связи с тем, как реально протекал процесс обучения

Обучающиеся преимущественно работают в условиях фронтального обучения в классе и индивидуально – дома.

Обучающиеся большую часть времени как на уроке, так и при выполнении домашних заданий, работают в малых группах, командах или парах.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Введение в педагогическую деятельность. Структура педагогической деятельности.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема 3. Какова структура педагогической деятельности?

Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.

распадается ещё на 3 компонента 1)конструктивно-содержательный (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса); 2)конструктивно-оперативный (планирование своих действий и действий учащихся); и 3)конструктивно-материальный (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

направлен на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

А.И.Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты (функции) к общетрудовым, то есть проявляющимся в любой деятельности.

Структура педагогической деятельности включает в себя следующие компоненты:

компонент включает в себя функции:

Рефлексивный компонент также называют

Коммуникативный компонент включает в себя функции:

Конструктивный компонент включает в себя функцц:

(связана с проникновением во внутренний мир человека);

(направлена на установление педагогически целесообразных отношений);

3)коммуникативно-операциональную (предполагает активное использование средств педагогической техники).

1) аналитическую 2)прогностическую3) проективную

В чем сущность педагогической деятельности? Сущность педагогической деятельности — в переходе деятельности «для себя» в деятельность «для другого», «для других». В этой деятельности соединяются самореализация педагога и его целенаправленное участие в изменении обучаемого (уровня его обученности, воспитанности, развития, образованности).

Каковы цели педагогической деятельности? Цель педагогической деятельности- приобщение человека к ценностям культуры. Цель педагогической деятельности определяет не только её организацию, но и методы обучения и воспитания, всю систему отношений в ней.

4. Дайте сравнительный анализ основных видов педагогической деятельности — преподавания и воспитательной работы.

— имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели.

— не преследует прямого достижения цели, ибо она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.

Содержание обучения, а следовательно и логику преподавания, можно жестко запрограммировать, чего не допускает содержание воспитательной работы. Формирование знаний, умений и навыков из области этики, эстетики и других наук и искусств, изучение которых не предусмотрено учебными планами

В воспитательной работе приемлемо планирование лишь в самых общих чертах: отношение к обществу, к труду, к людям, к науке (учению), к природе, к вещам, предметам и явлениям окружающего мира, к самому себе. Логику воспитательной работы учителя в каждом отдельно взятом классе нельзя предопределить нормативными документами.

-обычно не предполагает взаимодействия с учащимися в подготовительный период, который может быть более или менее продолжительным.

— при условии отсутствия непосредственного контакта с учителем воспитанник находится под его опосредованным влиянием..

Результаты деятельности учащихся легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-количественных показателях.

Очень трудно в развивающейся личности выделить результат деятельности именно воспитателя. В силу стохастичности воспитательного процесса затруднено предвидение результатов тех или иных воспитательных действий и их получение намного отсрочено во времени. В воспитательной работе невозможно своевременно установить обратную связь.

Преподавание значительно легче по способам его организации и реализации, а в структуре целостного педагогического процесса оно занимает подчиненное положение. Успешность учения во многом зависит от сформированности познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, то есть от результатов не только преподавания, но и воспитательной работы.

Преподавание и воспитательная работа в их диалектическом единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности.

Позиция педагога — это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество. А с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности — влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.

В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентации, которые были сформированы еще с детства.

Л.Б.Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:

— информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм;

— друга, если он стремился проникнуть в душу ребенка;

— диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

— советчика, если использует осторожное уговаривание;

— просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким, «как надо»;

— вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) интересными целями, перспективами.

Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя.

7. Дайте определение профессиограммы как модели личности учителя.

Профессиограмма — это идеальная модель учителя, образец, эталон, в котором представлены основные знания, умения и навыки, личностностные профессионально значимые качества педагога.

Исходя из понимания смысла понятия “профессиограмма”, можно говорить о профессиографическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у учителя знаний, умений и навыков, личностных качеств с теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью. Такой метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост педагога.

Необходимость создания профессиограммы современного педагога продиктована рядом причин:

— важностью социального заказа школе, педагогической профессии;

— возрастанием требований общества к личности учителя;

— изменением критериев его профессиональной компетентности (в связи с с социально-экономическими и научно-техническими преобразованиями);

— необходимостью повышения качества профессионально-педагогической подготовки [2].

В связи с этим проблема профессионально-педагогического моделирования всегда была и будет в центре внимания ученых, педагогов и психологов. Каждому этапу общественного развития будет соответствовать адекватная профессиональная модель учителя. Традиционными, устойчивыми ее модулями являются объективно-необходимые качества педагога (профессиональные знания, умения и навыки) и личностно-субъективные (моральный облик учителя, его профессионально-педагогическая направленность, специальные педагогические способности; индивидуальные психофизические качества, востребованные профессией)

В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность. В частности, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Идейная убежденность лежит в основе социальной активности учителя. Именно поэтому она по праву считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности учителя. Учитель-гражданин верен своему народу, близок ему. Он не замыкается в узком кругу своих личных забот, его жизнь непрерывно связана с жизнью села, города, где он живет и работает.

В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем стержнем вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.

Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности.

Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности.

Основу познавательной направленности личности составляют духовные потребности и интересы.

Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности является потребность в знаниях. Непрерывность педагогического самообразования — необходимое условие профессионального становления и совершенствования.

Один из главных факторов познавательного интереса — любовь к преподаваемому предмету.

Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало — он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности учителя является культура научно-педагогического мышления, основным признаком которого является диалектичность. Она проявляется в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия.

Источник

Конспект по педагогике: «Структура педагогической деятельности.»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Структура педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность – это воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.

Орудиями труда учителя являются не только его знания. Он должен уметь подать материал школьникам, пробудить их активность, помочь в усвоении.

Трехкомпонентная структура педагогической деятельности, выделенная Н.В. Кузьминой

Конструктивный компонент деятельность, связанная с отбором, композицией, проектированием учебного материала, созданием планов. На этом компоненте строится основная деятельность учителя. В своей конструктивной деятельности педагог опирается на учебные планы, программы, учебники, методические пособия и др. Но все эти материалы должны преобразовываться под влиянием тех задач, которые учитель ставит перед собой, в зависимости от конкретных детей, конкретных ситуаций.

Организация каждого урока начинается с планирования, обдумывания своего поведения на уроке, расстановки материала, связывания его в единую цепь изложения, формулирования дополнительных вопросов. Это планирование меняется в зависимости от педагогического мастерства учителя.

Конструктивная деятельность учителя включает планирование:

содержания будущей педагогической деятельности (план работы вообще);

системы и последовательности собственных действий (что, как и в какой последовательности должен делать сам);

3) системы и последовательности действий учащихся (коллектива в целом, отдельных групп в нем и конкретных учащихся в зависимости от их особенностей).

В конструктивной деятельности, по данным психологических исследований, у молодых учителей достаточно много трудностей. Они часто увлечены обилием материала в ущерб логической его структуре, не очень хорошо систематизируют сам материал, не имеют тенденции связать его с прошлым опытом школьника, включить в структуру его деятельности. Но это трудности именно молодых педагогов, и очень часто недостатки конструктивного компонента создают трудности в реализации остальных.

Организаторская деятельность учителя тесно связана с конструктивной и без нее немыслима. В деятельности учителя каждое педагогическое действие носит организаторский характер. Вместе с тем качество проектировочной деятельности может быть более высоким, чем организаторской. Ведь иногда на педагогической практике студенту ставят «пять» за конспект урока и «два» за его реализацию.

Организаторская деятельность учителя имеет три аспекта:

организация своего изложения (рассказ, беседа);

организация своего поведения, действий в условиях деятельности:

организация деятельности детей (коллективной, групповой и индивидуальной).

Основными видами деятельности в разные периоды развития ребенка являются игра, учение, общение, учебно-профессиональная деятельность, учитель должен уметь направлять каждую из этих сфер. Как правило, учителя умеют лучше организовывать учебную и познавательную деятельность, а остальным видам деятельности не уделяют должного внимания. Это особенно относится к молодым учителям.

Конечно, учитель не может решить все проблемы, и на этом этапе особенно важно взаимодействие школы и семьи, близкие, доверительные отношения между ними. Важен также единый план работы, организация обучения и воспитания детей.

В старших классах дети имеют представления о том, каким должен быть процесс обучения. Учитель, в их понимании, должен любить свой предмет, знать его и уметь преподнести. Они думают, что учителю даже важнее любить свой предмет, чем уметь преподавать, так как знание приходит с опытом, а без любви к предмету опыта не будет.

В младших классах сам учитель как бы окружен ореолом романтики, а в старших классах дети оценивают эффективность работы педагога, эффективность результатов коммуникативной деятельности. Учащиеся особенно чувствительны к тому, как учитель их слушает, сколько внимания и терпения уделяет отвечающему. Они любят и ценят внимательных, выдержанных учителей.

Лучшие учителя, как правило, следят за собой, контролируют свое отношение к детям, не выделяют никого. Они особенно пристально ищут хорошее в знаниях и поведении, за что можно похвалить ученика, и это является принципом их работы. Но при этом отношения ученик-учитель не только не постоянны, но и ситуационны.

Один и тот же учитель может по-разному оцениваться учениками разных классов. У учителя может быть конфликт с одним классом, а другим он будет восприниматься очень хорошо. Но по отношению к конфликтному классу учитель создал себе установку и не может от нее отойти. Стереотип складывается и у учащихся, так как конфликт трудноразрешим. Нужно какое-то значимое событие чтобы изменились отношения между учителем и классом.

Некоторые авторы выделяют другую структуру.

Т.С. Полякова выделяет семь компонентов :

Проектировочно-целевой – (определение цели своей деятельности).

Содержательный (определение содержания деятельности).

Организационно-методический (организация воздействия на группу учеников, стимулирование, регулирование и т.п.)

Коммуникативный (создание определенной атмосферы урока.)

Стимулирующе-регулировочный (сбор текущей информации о процессе обучения, стимулирование учащихся в соответствии с этой информацией, внесение корректив в собственную работу).

Контрольно-оценочный компонент (непрерывный текущий и итоговый контроль процесса и результата педагогической деятельности).

А.К. Маркова выделяет следующие компоненты:

Постановка учителем педагогических целей и задач;

Выбор и применение средств воздействия на учащихся (отбор и передача содержания материала; изучение возможностей учащихся, выбор и применение методов, средств воздействия и их комбинация);

Контроль и оценка учителем собственных педагогических воздействий, педагогический самоанализ.

Таким образом, структура педагогической деятельности не едина у разных исследователей. Но каждый из ее аспектов связан с другими, требует от учителя большего или меньшего внимания в зависимости от уровня подготовленности и мастерства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *