какой компонент педагогического общения реализуется в учете и руководстве переживаниями детей
Компоненты педагогического общения
Когнитивный компонент: знание общих закономерностей общения; структуры общения, особенностей реализации коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения; методик исследования общения и межличностных отношений; основных психолого-педагогических требований, предъявляемых к организации педагогического и в целом межличностного общения. Информационная власть, которой обладает учитель по мере познания предмета общения, позволяет ему «осуществить успокоение» силой логики, т.е. всесторонне продумать поиск выхода из сложившейся трудной ситуации, обеспечить снижение ее остроты и напряжения.
Регулятивный компонент: умение передавать информацию, используя весь арсенал коммуникативных средств, методов и приемов; организовывать взаимоотношения с детьми и взаимоотношения детей в процессе совместной деятельности; понимать актуальное эмоционально-психологическое состояние, адекватно воспринимать и объективно оценивать личностные качества и поведение другого человека; корректно и педагогически целесообразно воздействовать на партнеров по общению; управлять собственным психическим состоянием, поведением и развитием.
Аффективный компонент:эмоциональное состояние, характеризующее отношение, переживание, которое возникает между партнерами по общению.
Анализируя духовные способности, В.Д. Шадриков [9] отмечает присутствие их в каждой психической функции. Одновременно он показывает, что мышление морально. Следовательно, каждая психическая функция интеллектуальна и моральна. В той мере, в какой в конкретной психической функции будет проявляться мораль, она будет духовна. И в какой мере она будет духовна, в той мере она будет суперинтеллектуальна. В этом случае учитель видит, запоминает, вспоминает, принимает решения, воспринимает, мыслит и переживает через призму духовности. Такое видение позволяет проникнуть в сущность педагогического явления.
Функции педагогического общения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие педагогического общения
Педагогическое общение – это профессиональное общение, осуществляемое педагогом с учащимися (воспитанниками) во время воспитательно-образовательного процесса и за его пределами.
Значимость педагогического общения заключается в том, что оно направлено на создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, оптимизацию педагогического процесса, установление положительных отношений между педагогом и детьми.
По своему содержанию педагогическое общение – это многоплановый процесс установления и развития коммуникации, взаимодействия и взаимопонимания между детьми и педагогом. Направление данного процесса зависит от цели и содержания совместной деятельности.
В рамках педагогического общения реализуются следующие стороны:
Таким образом, педагогическое общение должно быть организовано так, чтобы не быть тяжелым бременем для педагога и детей, а идти естественно и непринужденно.
Компоненты педагогического общения
Педагогическое общение состоит из следующих компонентов.
Когнитивный компонент – предусматривает:
Регулятивный компонент – представлен:
Готовые работы на аналогичную тему
Аффективный компонент – это эмоциональное состояние, которое характеризуется отношениями и переживаниями, которые возникают между партнерами по общению.
Духовный компонент – представлен совокупность интеллектуальных способностей и духовного состояния участников общения. Данный компонент включает в себя духовное понимание собеседника, проявление чувства такта, умение поддержать и при необходимости дать совет.
Основные функции педагогического общения
В силу своей многоликости педагогическое общение полифункционально. Выделяют следующие функции педагогического общения:
Функция «открытия» ребенка на общение направлена на создание комфортных условий общения детей в рамках образовательной организации. Условия необходимо создавать во всех видах деятельности (трудовой, учебной, игровой, исследовательской и т.д.). Это необходимо для того, чтобы ребенок мог проявить себя в детском коллективе, установиться как личность. Для реализации данной функции педагогами используются специальные операции в процессе педагогического общения:
Вербальный контакт – устанавливается посредством словесного общения с ребенком, в рамках которого, педагог выстраивает доверительные и уважительные взаимоотношения с детьми.
Визуальный контакт – устанавливается глазами. В процессе общения с ребенком педагогу необходимо смотреть на ребенка, показывая свою заинтересованность и эмоции от общения.
Тактильный контакт – устанавливается с использованием жестов, касаний, поглаживаний и т.п. Тем самым педагог показывает свое расположение к ребенку.
Основы педагогического общения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Педагогическое общение как неотъемлемая часть педагогического процесса
Основой эффективной профессиональной деятельности преподавателя является педагогическое общение. Общение в педагогических целях с учащимися играет важную роль в личностном развитии ребенка и его социализации.
Для ученической среды характерна дифференциация: дети по-разному относятся к процессу обучения, у них различные цели и мотивация к учебе. Общение с детьми может усложняться разными объективными и субъективными факторами.
Педагогическое общение – это профессиональное общение учителя с обучающимися во время учебно-воспитательного процесса, направленное на оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений между педагогом и учащимися внутри коллектива, формирование благоприятного психологического климата и характеризующееся определенными педагогическими функциями (В.А. Сластенин). Педагогическое общение является многоплановым процессом организации, развития взаимодействия и взаимопонимания, коммуникации между педагогами и детьми, определяемый целями и содержанием их деятельности.
Профессионально-педагогическое образование представляет собой систему различных приемов и методов, которые обеспечивают реализацию целей и задач педагогического процесса, а также направляют и организуют социально-психологическое взаимодействие учителя и учащихся (В.А. Канн-Калик).
Через педагогическое общение реализуются следующие стороны взаимодействия:
Компоненты педагогического общения
Оптимальное педагогическое общение слагают такие компоненты, как:
Готовые работы на аналогичную тему
Функции педагогического общения
Общение – сложнейшая и важнейшая составляющая профессиональной деятельности педагога. Модель, стиль и организация педагогического общения определяют результат преподавательской деятельности. Педагогическое общение содержит две стороны: невидимая составляющая общения – отношения – мотивы, чувства, потребности и интересы, то, что подталкивает к общению; видимая часть – взаимодействие – серия неречевых и речевых действий.
Функции педагогического общения:
Понимание всех функций педагогического общения помогает преподавателю организовать урочную и внеурочную деятельность как единый, целостный процесс. При планировании учебно-воспитательной деятельности, организации совместной деятельности с учащимися, важно учитывать все функции. Необходимо скорректировать межличностные взаимоотношения, создать необходимые условия для самореализации и самовыражения.
Для реализации успешного педагогического общения необходимы такие личностные качества, как: память на события, интерес к собеседнику, непредвзятость и оптимизм, симпатия к человеку. Положительному и продуктивному общению способствуют: отсутствие подозрительности и тревожности, искренняя заинтересованность в другом человеке, улыбка, умение слушать и слышать.
Трудности, связанные с педагогическим общением: неумение создать контакт; трудности в управлении общением на уроке; непонимание внутренней психологической позиции ребенка; неспособность выстраивать отношения в зависимости от педагогических задач; трудности в передачи собственного отношения к материалу, сложности в речевом общении.
Компоненты педагогического общения
Информационная власть, которой обладает учитель по мере познания предмета общения, позволяет ему «осуществить успокоение» силой логики, т.е. всесторонне продумать поиск выхода из сложившейся трудной ситуации, обеспечить снижение ее остроты и напряжения.
Аффективный компонент : эмоциональное состояние, характеризующее отношение, переживание, которое возникает между партнерами по общению.
Духовный компонент : сплав интеллектуальных способностей и духовного состояния. Духовные способности – это способности понять, оценить и изобразить других людей в своем творчестве, это интегральное проявление интеллекта и духовности личности. Невозможно понять духовные способности, не обращаясь к понятию духовного состояния.
Духовно богатый учитель в своем общении стремится понимать, принимать и вмещать в себя других людей с их духовным содержанием.Анализируя духовные способности, В.Д. Шадриков отмечает присутствие их в каждой психической функции.
Одновременно он показывает, что мышление морально. Следовательно, каждая психическая функция интеллектуальна и моральна. В той мере, в какой в конкретной психической функции будет проявляться мораль, она будет духовна. И в какой мере она будет духовна, в той мере она будет суперинтеллектуальна. В этом случае учитель видит, запоминает, вспоминает, принимает решения, воспринимает, мыслит и переживает через призму духовности. Такое видение позволяет проникнуть в сущность педагогического явления.
Педагогическое общение с детьми дошкольного возраста как фактор, обеспечивающий комфортную психологическую среду
Профессия педагога- одна из древнейших и почетных профессий в истории человечества.
Успех в деятельности педагога во многом связан с культурой профессионального общения.
Она предполагает организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог-ребенок, педагог –родители, ребенок-ребенок, педагог-коллеги», понимание детей и окружающих, уважение к ним, создание положительного микроклимата. Мудрый педагог борется за свой авторитет, дорожит им, всячески поддерживает авторитет родителей и коллег.
Без взрослого человека (близкого и далекого) ребенок не может выжить как живой организм и не может развиться в социальную личность. Как известно,взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции: он сам служит носителем ценностей и человеческого опыта и может быть «использован» как образец для подражания; является организатором процесса воспитания и обучения.
От того, как взрослый находиться рядом с ребенком, «кто вводит его в жизнь» (В. А. Сухомлинский, многое зависит. Если с малых лет ребенка окружают добрые, ласковые, сдержанные люди, если они умеют уважительно общаться друг с другом, если они трудолюбивы и веселы, и его социальный образ наполняется именно такими образцами человеческого взаимодействия. Ив силу того, что эти первые впечатления от мира людей, они и являются самыми прочными. Если ребенок живет в обстановке нервозности, недоброжелательности, грубости, то соответствующий социальный опыт он и приобретает.
Процесс становления личности очень сложен и подвержен множеству, порой невидимых или неосознаваемых воздействий, в роли организации процесса воспитания и обучения ребенка взрослый тоже может выступать по-разному. Все зависит от его компетентности и личностных качеств. Но без обучения взрослым ребенок не может овладеть способами жизнедеятельности. Взрослый делает для ребенка процесс освоения мира более экономным, освобождая ему время для собственного творчества и в конечном итоге-для прогресса человечества.
Эффективность организации педагогического процесса во многом зависит от характера взаимодействия взрослого с детьми.
Термин «общение» говорит об общности, взаимодействии людей, их сопричастности друг другу. Под общением понимается такая деятельность, которая заключается во взаимодействии с целью обмена и обогащения информацией как познавательного, так и аффективно-оценочного характера. При этом важно, чтобы люди понимали друг друга, испытывали личностно-эмоциональное удовлетворение от общения. Результатом общения являются: обмен опытом, положительное влияние на взаимоотношения, стимуляция деятельности ребенка. В жизни ребенка существует две сферы общения- со взрослыми и сверстниками. На различных этапах жизнедеятельности роль тех и других изменяется.
Решающую роль в развитии ребенка играет его общение со взрослыми. Дети начинают им подражать. В основе общения со взрослым лежит потребность контакта с ним, доверчивость. Педагоги и родители поддерживают потребность ребенка в активности, самостоятельности, используют поощряющее внушение, развивают способность к самооценке собственного поведения. К пяти годам у ребенка складывается свобода поведения. Он сам становится инициатором общения с взрослыми, к которым обращается за помощью, советом, привлекает способность взрослых понять его, авторитет и знания, любовь и забота.
Педагогическое общение.
Создание оптимальных условий для развития личности ребенка в первую очередь связано с качеством педагогического общения. Существуют различные трактовки этого понятия. Е. А. Панько под педагогическим общением понимает познание воспитанника, оказание на него воспитательного воздействия, оказание на него воспитательного воздействия., организацию в различных видах деятельности, создание положительного микроклимата в группе детского коллектива.
В определении В. А. Кан-Калика педагогическое общение обязательно предполагает влияние взрослого на взаимоотношения детей.
По мнению Н. Д. Ватутиной педагогическое общение должно выступать не только как личное качество воспитателя, но как главное профессиональное умение, помогающее раскрыться индивидуальности ребенка.
Р. С. Буре и Л. Ф,Островская видят значение педагогического общения в обеспечении и создании эмоционального комфорта, профилактике и коррекции эмоционального неблагополучия детей в условиях детского коллектива. Таким образом, общение взрослого с детьмиреализует разнообразные функции:
-актуализации типичных и индивидуальных качеств;
Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми. Особое внимание уделяется развитию коммуникативной компетенции ребенка. Основным показателем и одновременно условием гармоничного, социального и личностного развития ребенка является его отношение к другому человеку как само ценности, а не как к средству. Педагог способствует развитию у детей чувство ответственности за другого человека, за общее дело, за данное слово. Способом реализации такого отношения может быть только любовь педагога, умение «влезть в шкурку ребенка» (Н. К. Крупская).
При общении с ребенком немаловажное значение имеют факторы,оказывающие влияние на его эмоциональное состояние:
— содержание и характер обращения к ребенку, направленных на организацию его деятельности или поведения;
— невербальные средства общения (мимика, интонации, прикосновения, действия);
-эмоциональная окрашенность общения;
— стиль общения педагога, отражающий его индивидуально- типологические особенности, уровень культуры (общ заинтересован человеческой и профессионально-педагогической, жизненный опыт.
-стиль общения педагога с детьми с характером взаимоотношений между сверстниками, с отношением ребенка к взрослому, к предлагаемой взрослым деятельности.
Существует несколько стилей общения педагога с детьми:
Авторитарный, демократический, попустительский, гиперопека, либеральный, пассивно-положительный, пассивно-отрицательный.
Авторитарный стиль воспитания –это стиль, при котором взаимодействие взрослого с ребенком сводится к системе жестких предписаний, требующих безоговорочного исполнения. Этот стиль подавляет инициативу и очень часто приводит к невротизации личности ребенка.
Гиперопека- это такой способ взаимодействия, при котором предоставляя ребенку надежную защиту, на самом деле, так же, как и первый, ограничивает его самостоятельность, делает его предельно зависимым от взрослого, лишает инициативности, что способствует развитию тревожности.
Попустительский стиль- взрослый только «формально» обозначает свое присутствие в образовательном процессе, при этом он не заинтересован в реальном достижении ребенка, который оказывается предоставленным сам себе, хотя взрослый и находится рядом. При этом он воспринимает ребенка скорее как помеху для собственной активности (взрослый может быть лоялен к детям, но не вникать в их проблемы).
При выборе стиля педагогу необходимо учитывать становление и развитие «образа Я» у ребенка, его стремление быть лучше. Иными словами, сколько, его неповторимость, его неповторимости, знаний и пониманий, потенциальное (в форме желаний, мечты, приписывания себе качеств персонажей сказок, фильмов, рассказов). Педагогическая позиция педагога проявляется в признании индивидуальности ребенка, его неповторимости, знание и понимание его потребностей, интересов, побуждений, в устойчивом, заинтересованном, положительном отношении к личности ребенка, даже в случаях отрицательных поступков.
Технология педагогического общения.
Технология педагогического общения направлена на организацию определенных этапов.
1. Формирование у ребенка потребности общении, побуждение его к деловым, личностным, познавательным видам общения. М. И. Лисицина, исследуя эту проблему в отношении детей, выделила четыре формы общениявзрослого с ребенком: непосредственно-эмоциональная, ситуативно-деловое, вне ситуативно-познавательное, вне ситуативно-личностное.
При этом необходимо учитывать благоприятный или не благоприятный варианты развития личности ребенка (застенчивый, тревожны, замкнутый, агрессивный и т. п.)
2. Ориентировка в целях, ситуациях общения. Педагоги откликаются на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, в случае невозможности их осуществления спокойно и доброжелательно объясняют причину. Необходимо формировать потребность творчески реализовать цели общения, создавать ситуацию самостоятельного планирования, контроля, самооценки результата своей деятельности. Создание условий перехода от постановки и определения цели деятельности к творческому характеру жизнедеятельности детей обеспечивает развитие механизмов само регуляции, само проектирование деятельности.
3. Ориентировка в личности собеседника, товарища, партнера. Взрослый способствует развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, личные вещи, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности). Важно воспитать у детей уважение и терпение к сверстникам и взрослым, независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважение к чувствам других людей, их мнениям,желаниям, взглядам. В целом педагогическая позиция взрослого способствует развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям, что немаловажно при общении.
4. Планирование содержания своего общения. Взрослый помогает ребенку выбрать ту или иную деятельность. В практике, зачастую, педагогическоевзаимодействие построено на прямом указании: что делать, как делать, когда и даже с кем. Педагог должен предоставить детям возможность самостоятельного выбора деятельности, нахождение средств и способов для реализации цели, обучить приемам само регуляции. Педагогическая поддержка направлена на достижении ребенком успеха. Включаясь в трудные для него задания, взрослый создает ситуации, вызывающие интеллектуальную, эмоциональную активность детей, способствующие самостоятельной реализации нормально регулирующей функции общения.
5. Корректирование направления, стиля, метода общения. Необходимо учить детей общаться. В детском коллективе создаются условия для того, чтобы у детей формировались представления о правилах взаимодействия с другим человеком, отношение к выполнению этих требований. Для этого нужно использовать сюжетно-ролевые игры, этюды, разнообразные формы игровой терапии.
Известно, что любая ситуация в системе образования организуется взрослым и взрослый всегда является – явным или неявным- ее участником. В этом смысле взрослый представляет собой устойчивую характеристику любой образовательной ситуации, которая определяется конкретными обстоятельствами времени и места, и особенностями личности взрослого. Следовательно, эффект образовательной работы зависит не только от программы, но и от личности педагога, который даже самую обычную ситуацию может сделать (или не сделать) эмоционально насыщенной, привлекательной и интересной для ребенка.Важно подчеркнуть: при работе с детьми взрослый вступает в непосредственный эмоциональный контакт с ребенком, а важность эмоциональных переживаний, особенно на ранних этапах развития, представлена в психоаналитических концепциях. Один их разработчиков такого подхода – Эрик Эриксон,подчеркивал: на различных возрастных этапах перед ребенком встают особые задачи развития, и успешное решение их возможно только с помощью взрослого, который создает социальную ситуацию развития, обеспечивает познавательную активность ребенка, предъявляет культурные образцы для освоения и поддерживает детскую инициативу. Но главное, взрослый несет ответственность за решение базовых, жизненных задач,которые определяют судьбу ребенка: он либо принимает этот мир и самого себя, либо относится к нему с недоверием и не верит в собственные силы.
Консультация для воспитателей ДОУ «Общение педагога с детьми» Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,.
Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы. Цель. Воспитывать патриотические чувства:.
Педагогическое эссе «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас» «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас…» «Система – это не простая сумма или даже совокупность элементов,.
Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.
Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка I часть Зимние каникулы, как обычно в нашей семье, были посвящены участию в различных мероприятиях, которых.