какой компонент методической системы развития культуры речи включает в себя
Реферат «Методическая система развития культуры речи в процессе изучения раздела «Механика»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Реферат по дисциплине:
«Методологическая культура речи учителя физики»
«Методическая система развития культуры речи в процессе изучения раздела «Механика»
Введение
Не смотря на то, что в современный мир все более наполняют цифровые информационные технологии, важность устной речи по-прежнему велика.
В процессе обучения любому предмету необходимо научиться читать и понимать то, что прочитал, кроме того уметь рассказать его общее содержание в устной или письменной форме.
Некоторых сторон развития культуры речи в процессе обучения физике касались ученые Н.Д. Колетвинова, A.A. Леонтьев (профессиональное общение учителя физики с обучающимися); Б.Ц. Бадмаев, A.A. Малышев (культура педагогического общения) и др.
Понятие культуры речи учителя
Очень часто бывают ситуации, когда преподаватель с хорошим знанием своего предмета и методики его преподавания, позволяет себе речевые ошибки или небрежное отношение к языку, тем самым теряют свой авторитет.
Безграмотность, неправильное употребление слов, речевая двусмысленность недопустимы для педагога, обращающегося к детям.
Авторитет учителя важен, однако в процессе усвоения материала важно также его содержание, и ситуация, в которой это общение происходит.
Культуре речи всегда уделялось много внимания. Говорят: «Встречают по одежке, провожают по уму». Думаю, речевая культура – это та самая одежка, по которой и встречают и провожают человека. Тем более для педагога. Педагоги должны стремиться быть эталоном речи, а значит, должны постоянно учиться культуре речи, шлифовать свое речевое мастерство.
Рассмотрим другой аспект речи учителя – выразительность. Значение эмоциональной, лексической, фонетической, грамматической и звуковой выразительности в профессиональной деятельности педагога трудно переоценить.
Эмоциональность – это не “блеск”, а необходимый рабочий элемент речи педагога. Эмоциональная, в пределах нормы, окраска учебного материала дает большую запоминаемость, чем «серый» пересказ. Умело построенная речь будит мысль, заставляет думать и стимулирует определенные эмоции класса.
Эмоции – сильнейший катализатор в любой деятельности. Они положительно действуют на память, мышление, внимание.
Речь педагога, содержащая такие средства выразительности, как сравнения, метафоры и другие, звучит более понятно и убедительно для учащихся, чем речь, не содержащая их. Например, в физике сравнения помогают прояснить содержание сообщений, вызывая цепь ассоциаций, способствуют установлению связей между известным и неизвестным.
Лексическая выразительность — также немаловажное свойство речи педагога, основанное на использовании точных, ярких, нестандартных, образных слов и словесных оборотов, а так же синонимов, омонимов и терминов. Потенциал русского языка в выражении мысли человека — очень широк. В целях профессионального самосовершенствования необходимо постоянно обогащать речь, используя ее лексическое богатство.
Фонетическая выразительность — это умение владеть хорошим и грамотным произношением, ритмикой, темпом и громкостью. Почти музыкальное умение. Плохо воспринимается «тараторящий» темп речи, как и его противоположность – очень медленный темп, от которого клонит в сон. Громкость и тембр речи также важны: неуместен крик, а тем белее визг. Как говорят: « Колокольный звон не молитва, а крик не разговор».
Анализируя все сказанное, можно сделать вывод, что педагогически совершенная речь отличается ясностью вложенной в нее мысли, выразительностью слов и интонаций, четкостью произношения, нужной громкостью, использованием уменьшительных и ласкательных слов, идиом, афоризмов, пословиц, дидактических повторов.
Естественно, учитель сопровождает свою речь также и неречевыми средствами, начиная с осанки, походки, позы и заканчивая мимикой и жестами. Современному педагогу следует помнить о мимике, продумывать ее использование. Нужно помнить главный принцип: ничто не должно отвлекать учащихся от восприятия учебного материала.
Обобщая, можно с уверенностью сказать, что большое значение для успеха педагога в деле воспитания и развития личности учащихся имеет умение правильно и грамотно общаться. Кроме того, следует помнить том, что мы – педагоги и работаем с детьми. Поэтому необходимо учитывать психологические аспекты общения, стремится понять, что хочет сказать наш собеседник.
Культура речи учителя – основа педагогического мастерства
А. С. Макаренко писал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15—20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно»
Голос – важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. Его, как и любой инструмент, нужно правильно использовать и не перегружать.
Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать и укреплять специальными упражнениями. Так же могут быть устранены и некоторые особенности голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).Изучив эти требования, отметим, что важнейшим профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость. Развитие всех качеств голоса представляет собой комплексный процесс, который называется постановкой голоса.
Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Т оропливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства речи часто не заметны для говорящего. Чаще всего речь учителя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы), недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные.
Культура речи при изучении физики
Физика – точная наука. Физика требует четкости выражения мысли. Подробно рассмотрим особенности культуры речи учителя физики. Культура речи физика – это культура речи субъекта, проявляющаяся при описании и объяснении физических явлений и свойств материи, определении и характеристике физических величин, описании физических приборов, механизмов и машин, сопровождении физических опытов четким и логическим рассказом, грамотном чтении физических графиков, рисунков, чертежей и схем, формулировке физических законов, раскрытии физических теорий [1].
Культура речи учителя физики отличает такая характерная черта, как сознательность. В педагогическом общении под контролем сознания находится и предметные содержания речевого действия, и достижение цели, и форма передачи содержания информации с учетом этапа обучения, уровня языковой подготовки учащихся, возрастных особенностей и пр. Степень достижения цели в дидактической речи определяется мерой обучающего воздействия на ученика и успешности общения. Успешность обучения выражается в адекватности реакций, речевого поведения учащихся коммуникативно-обучающим действиям учителя. [7]
Творчество – одно из качеств культуры речи учителя физики. Творческий характер речи учителя физики проявляется в целесообразном выборе речевых средств адекватных коммуникативно-педагогической ситуации на уроке, в рамках которой решается коммуникативно-познавательная задача.
Целенаправленная последовательность изложения учебного материала, кратчайшими путями и с наименьшей затратой времени, приводящей к осознанному осмыслению его учащимися – это логичность речи. Логичность речи учителя физики повышает эффективность обучения физике. Знание точных определений физических понятий, формулировок законов, четкое произношение единиц измерения физических единиц также способствует развитию культуры физической речи учащихся.
Сформированное адаптивное умение носит динамичный, гибкий, творческий характер. Понимание адаптации как «самосохранение функционального уровня системы в адекватных и неадекватных условиях, выбор функциональной стратегии, обеспечивающий оптимальное выполнение главной конечной цели поведения», дает возможность считать основными ее задачами: а) сохранение полноты функционального уровня речи; б) создание базы для выбора стратегии речевого поведения учителя, адекватной задачи педагогического общения.
Развитие культуры физической речи на уроках физики
Развитию культуры речи учащихся на занятиях физики способствуют упражнения, входящие в систему заданий для обобщающего повторения курса, темы: а) задания, на выделение главного в изучении вопросов темы: «Разделите тему на части и назовите главную мысль каждой части…», «Составьте рассказ о … по плану», «Составьте план…»; б) задания на сходство-различие (процессов, понятий): «Сравните устройство приборов», «Составьте сравнительную характеристику…», «Сравните графики…»; задачи-вопросы: «Что общего, в чем отличие…?»; в) упражнения на установление причинно-следственных связей: «Выберите правильное утверждение», «Найдите соответствие между…», «Подчеркните лишнее …».
Чтобы на уроке более рационально использовать учебное время, необходим подбор заданий, чтобы одними и теми же действиями достичь сразу же нескольких целей: одновременно знакомить учащихся с новыми фактами, контролируя усвоение, запоминание, воспроизведение и в то же время могут быть реализованы исследовательские и диагностические цели.
Задачи – важная часть изучения физики. Осознать условие задачи – это уже 50% успеха в ее решении. Следующие приемы помогут в осознании: 1)замена слова (или словосочетания) другим, смысл которого соответствует заменяемому (например: выражение «Воздушная оболочка Земли» можно заменить научным термином «Атмосфера»); 2) замена слова его аналогом, т.е. близким по смыслу (например: «Нажать – оказать давление»).
Научиться рассуждать и использовать физические термины могут научить подготовка ответов по определенному плану о каком-либо явлении, приборе, величине, событии. Это может быть индивидуальной или групповой работой.
Игры «Скажи это одним словом», в которых учащиеся предлагаемую им часть фразы заменяют одним словом, например: движение с постоянной скоростью – равномерное; величина, характеризующая изменение скорости в единицу времени, – ускорение; движение с постоянным ускорением – равноускоренное; работа, совершаемая в единицу времени – мощность и т.д., служат для отработки умения кратко и лаконично выражать свою мысль. Также работает и обратная задача – дать определение физических понятий называемых одним словом: сила, скорость, ускорение и другие.
Важно приучать учащихся внимательно относиться к каждой произнесённой ими фразе, особенно несущей физический смысл.
Огромный воспитательный потенциал имеет написание рефератов и сочинений физике, технике, проблемам в науке, работа над которыми развивает самостоятельность учащихся, приобщает их к использованию научно-популярной и учебной литературы, учит точному и образному изложению мысли.
Физические понятия, изучаемые в школьном курсе физики, можно разделить на: понятия об объектах (например: твердое тело, маятник, проводник, электрическое поле), понятия о явлениях (например: равномерное движение, теплопроводность, электрический ток, Фотоэффект, радиоактивный распад), физические величины (например: перемещение, скорость, энергия, температура, напряженность электрического поля, период полураспада).
Кроме того, есть понятия, которые нельзя отнести ни к одной из этих групп. Например: траектория, инертность, относительность, дискретность. Можно сказать, что эти понятия отражают отдельные свойства, стороны, аспекты, особенности физических объектов и явлений. К этой группе понятий относятся и понятия математические, которые широко применяются в физике, поскольку математика в отношении физики выступает в роли языка физической науки.
Процесс формирования физических понятий может происходить двумя путями.
Первый путь начинается с наблюдений объектов и явлений, накопления эмпирического материала, в итоге приводящего к выводу о необходимости ввести новое понятие. Этот путь можно назвать «восхождением от конкретного к абстрактному». Например, наблюдение самых разных изменений положений тел друг относительно друга с течением времени, организуемое учителем с помощью демонстрационного и фронтального эксперимента или экранно-звуковых пособий, подводит учащихся к введению понятия «механическое движение».
Второй путь, называемый «восхождением от абстрактного к конкретному», предполагает первоначальное введение обобщенного понятия и дальнейшее наполнение его конкретным содержанием. Например, в начале изучения темы «Механические колебания» можно ввести понятие механического колебания вообще как периодически повторяющегося в пространстве и во времени движения при постоянной смене последовательности прохождения механической системой любых двух своих состояний. Затем следует организовать изучение учащимися различных характеристик механического колебания и закономерностей их изменений для самых разных видов механических колебаний, расширяя это понятие.
Таким образом, за общей грамотностью речи учащихся обязан следить учитель любого предмета, а педагогу – физику нужно заботиться и о физической грамотности: о правомерности употреблений физических терминов, о правильности использования и толкования физических понятий, их определений, смысл которых не всегда совпадает с обыденным. Только в случае правильности, однозначности и ясности для учащихся терминологии, используемой на уроках, можно ожидать хорошего понимания изучаемых вопросов в физике
Содержание школьного курса физики определяться обязательным минимумом содержания физического образования. Необходимо уделять особое внимание формированию у школьников физических понятий на основе наблюдений физических явлений и опытов, демонстрируемых учителем или выполняемых учащимися самостоятельно. При изучении физической теории необходимо знать экспериментальные факты, вызвавшие еѐ к жизни, научную гипотезу, выдвинутую для объяснения этих фактов, физическую модель, использованную при создании данной теории, следствия, предсказанные новой теорией, и результаты экспериментальной проверки.
В процессе исследований и обобщения полученных результатов школьники должны научиться устанавливать функциональную связь и взаимозависимость явлений; выдвигать гипотезы, проверять их на лабораторных практикумах и прменять полученные результаты; изучать физические законы и теории, границы их применимости. Исходя из вышесказанного, обязательными для изучения механики на любом уровне можно считать следующие модули: механическое движение и способы его описания; основные понятия и законы динамики; принцип относительности Галилея; закон сохранения импульса; кинетическая и потенциальная энергия; закон сохранения механической энергии; механические колебания; упругие волны.
В методике преподавания механики акцент на изучение инерциальных систем отсчета создает методологические трудности, так как учащиеся в этом случае предполагают, что существует единственная модель описания реального мира.
Заключение
Любой культурный человек, или считающий себя таковым, должен иметь высокий уровень речевой культуры. Культура речи, как и любое другое умение, требует постоянного совершенствования. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно обогащать свои словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.
От культуры речи педагога зависит культура речи учащихся. Язык учителя должен быть для учащихся эталоном. Овладение искусством общения необходимо для каждого человека, в том числе и учителю физики, так как от уровня и качества его общения зависят успехи в личной, производственной и общественной сферах жизни.
Литература
1.Алексеевнина А.К. Культура речи учителя физики. Учеб.-метод. комплекс / А.К. Алексеевнина; под ред. М.Д. Даммер; У.М. Маллабоева. — Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2010. 83 с
2.Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с. )
3. Гомоюнов, К.К. Совершенствование преподавания общенаучных и технических дисциплин: методолог, аспек. анализа и постр. учеб. текстов. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб.: Изд-во С.-Петербурского ун-та, 1993. — 252 с.
4.Леонтьев А. А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. – 365 с. 3.
5.Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке.-М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.
Выступление на методическом семинаре «Методическая система процесса формирования речевой культуры обучающегося
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методическая система процесса формирования речевой культуры обучающегося
Исходя из требований ФГОС общего образования, ведущая цель обучения русскому языку в школе на современном этапе – это формирование у обучащихся языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенции.
В примерной программе по русскому языку поясняется, что «метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы русского (родного) языка являются:
Владение всеми видами речевой деятельности:
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Способность применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения».
На заключительном этапе школьного обучения задания по ЕГЭ проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам и аспектам школьного курса. Но особое внимание уделяется проверке сформированности речевых умений выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового воплощения, а также созданию собственного высказывания, в котором требуется ясно, правильно, последовательно и убедительно выразить свою позицию, точно и уместно использовать разнообразные языковые средства. Именно поэтому доминирующей идеей проекта федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения.
Затронутые проблемы делают актуальным выбор данного направления в моей методической работе.
Я думаю, не будет преувеличением утверждение о том, что угроза языку – это угроза государству, ведь в живом языке народа отражается вся его жизнь, история его материальной и духовной культуры.
В связи с этим я выдвинула гипотезу: Если мы, русские словесники, начнем активно внедрять культуру речи в образовательный процесс, используя современные технологические приемы в рамках реализации ФГОС, формируя культуроведческие компетенции, то приведем обучающихся к осознанию того, что родной язык – форма выражения национальной культуры, а они сами – носители великой культуры, великого языка, великого русского слова.
Размышления над этими вопросами побудили меня обратиться к трудам педагогов, психологов, лингвистов, методистов: Л.С. Выготского, И. С. Якиманской, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. В. Текучева, Т. А. Ладыженской, В. И. Капинос, Н. Н. Сергеевой, М. С. Соловейчика, Б. Н. Головина, В. В. Соколовой, А. А. Леонтьева, Ю. Н. Караулова, С. И. Ожегова, Н. И. Жинкина, Ф. И. Буслаева, Н. И. Козлова.
Изучая их систему работы, основываясь на собственном опыте, и была сформулирована методическая тема моего самообразования.
Цель : расширить представление обучающихся о культуре речи и помочь осознать не только нормативные аспекты, но и сформировать умение дифференцировать речевые ситуации, осуществлять отбор языковых средств, коммуникативных стратегий, этикетных формул речи.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Создать в классе комфортную образовательную среду, способствующую саморазвитию.
2. Развивать социально значимые качества личности школьников: речевые, коммуникативные, поведенческие.
3. Обучать использованию языка как средства общения и самовыражения.
Успешно решать поставленные задачи помогает формула обучения, которая включает в себя любовь каждого говорящего к своему языку (неотъемлемое свойство языковой личности), любопытство, любознательность, трудолюбие учащихся.
преподавание („учитель + ученик(и)”) → взаимообучение („ученик + ученик + необходимая помощь учителя”) → самообучение („ученик + возможная помощь одноклассников или учителя”).
Формирование речевой культуры школьника проводится на уроке, факультативных занятиях, индивидуально-групповых занятиях с сильными обучающимися и имеющими затруднения в освоении материала, во внеурочное время.
Стараюсь проводить такие уроки, которые развивают творческие способности, воображение, формируют образную речь учащихся: урок-ролевая игра, урок-путешествие, урок-театрализация и т.д.
И вот здесь перед каждым учителем-словесником встает проблема, какие же технологии, приемы лучше использовать, и какие из них эффективны для формирования речевой культуры учащихся.
Приведу примеры некоторых современных развивающих технологий на уроках русского языка и литературы, которые чаще всего использую в работе:
Требования: соответствие выбора темы учебного исследования личностным особенностям ученика.
Работа над проектами: «Ударение в причастиях и деепричастиях», «Фразеологизмы в рисунках»; КВН, Турниры знатоков русского языка и т.д.
Защита иллюстраций к произведениям, «Проба пера».
Е.Н. Ильин, известный педагог, заметил: «Соедините Духовность и Игру, а проще – учебу и интерес, вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу».
«Диктор» Прочитайте текст орфоэпически правильно.
Даже дикторам, подчас, справиться со склонением числительных не под силу.
Уходя на пенсию, строгая учительница подсчитала, что за долгие годы самоотверженного труда она поставила своим ученикам не менее 26.172 «двоек», не более 11.583 «троек», всего-навсего 4.884 «четверки». О 955 «пятерках» она чуть не забыла. Таким образом, ученики строгой учительницы смогли гордиться 43.594 оценками.
2. Игра «Кто лучший редактор?» Исправьте речевые ошибки.
Мальчику очень понравился рыбий суп.
Он так мало знает! Какой он невежа!
(Надеть) одеть пальто на мальчика
Гордиться братом или гордиться за брата
Вернувшись с работы, мы сыто пообедали
Написать свою автобиографию
Мое геологическое дерево
«Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
аналогичный — сходный, подобный
дезинформировать — вводить в заблуждение, давать ложные сведения
идеальный — совершенный, образцовый
скрупулезный — тщательный (часто в мелочах)
эксцентричный — странный, чудак, с причудами
Настраиваю ребят на культуру общения при использовании мобильной связи. Ведь переписка порой просто шокирует. И предлагаю некоторые варианты исправить.
«Привед. Как оно? Я в гламуре. Я в Аське»
Или: Используя минимальное количество знаков, создать информационно значимое сообщение.
«Игра со словом» расширяет словарный запас, развивает орфографическую зоркость, закрепляет знания о грамматических категориях.
«Определи слово», «Ассоциации», «Кроссворд», «Лингвистическая сказка» (Очень яркие получились сказки о жизни знаков препинания).
Целевые ориентации названной технологии можно сформулировать таким образом: предоставить обучающимся средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей; «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач. Особенно нравится детям мастерская «Главное слово», когда из спонтанного перечня слов выбирается главное, которое выносится в тему, и выстраиваются ассоциативные ряды с этим словом по смыслу, звучанию, цвету, вкусу, аромату и т.д., а итогом становится составление текста сказки и даже стихотворения.
Именно такие уроки дают мне и моим ученикам возможность проявить творческую активность, способствуют умению отстаивать свои убеждения.
Внедряя эти формы уроков в практику преподавания русского языка и литературы, я пришла к выводу, что в результате подготовки учащихся к таким урокам, у них повышается интерес к языку, более внимательное отношение к художественным средствам языка, в итоге развивается речь, приобретаются навыки самообразовательной деятельности, стимулируется литературное творчество.
Новые информационные технологии в преподавании русского языка
Применение информационных технологий во многом облегчает работу над сочинением различных видов. На таких уроках предлагаю учащимся картины природы, слайд-презентации, просмотр эпизодов пейзажных фильмов. И после наглядно-образного восприятия у учащихся получаются красивые, разнообразные пейзажные зарисовки, сочинения-описания. Кроме этого, возможность использования на компьютере тренажеров для подготовки к ЕГЭ, позволяет организовать как индивидуальную форму работы, так и групповую.
Любая деятельность учителя отражается в успехах и результатах его учеников.
Результаты реализации представляемой методической системы диагностируются в период входного, промежуточного и итогового контроля, которые проводятся с использованием материалов системы СтатГрад, а также «ФГОС Тематического контроля» под редакцией С.П. Цыбулько, где задания ориентированы на выявление уровня речевой культуры обучающихся.
Мои ученики успешно участвуют в олимпиадах различного уровня и конкурсах научно-познавательного, художественно-эстетического и духовно-нравственного направлений : призеры и победители Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе I (школьного) тура, призеры II (муниципального) тура; призеры Всероссийской олимпиады по Основам православной культуры II (муниципального) тура; призеры и победители Международной дистанционной олимпиады по русскому языку проекта «Инфоурок», во Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку (Центр развития мышления и интеллекта г. Самары), Всероссийской олимпиады Центра поддержки талантливой молодежи, Международной олимпиады школьников «Олимп» (Федеральный центр поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности), Международной игры – конкурса «Русский медвежонок», «Умка», Интернет-фестиваля «Учение с увлечением», муниципальных конкурсов творческих работ; призер Муниципального фестиваля «Защитники земли Русской», посвященного Дню славянской письменности.
Практика реализации работы позволяет говорить пусть пока еще не об успехах в речевой подготовке выпускников, а о создании устойчивой мотивации для самостоятельной работы по совершенствованию своей речи. У учащихся появляется желание писать и говорить, испытывать эстетическое удовольствие от собственных удачных коммуникативных опытов.
Потребуется еще немало усилий по развитию речевой культуры школьников, приобщению их к литературному языку. Только системный, творческий подход к работе даст положительные результаты.