какой князь был убит в борьбе с боярами
Как правил и как погиб Андрей Боголюбский
Сын Юрия Долгорукого
Будущий князь Владимирский, Андрей Боголюбский родился примерно в 1111 году в семье Юрия Владимировича Долгорукого, князя ростово-суздальского и великого князя киевского, который считается основателем Москвы, нынешней столицы государства российского. Матерью Андрея была Анна, дочь половецкого князя Каипа (Аепы), которую тот в 11-летнем возрасте выдал замуж за князя Юрия Долгорукого. Таким образом, в жилах Андрея Боголюбского текла и половецкая кровь.
Молодые годы Андрея практически не освещены в исторической литературе, поскольку нет источников, которые бы давали хоть какую-то информацию. Известно, что в 1146 году, когда Андрею было уже 35 лет, он изгнал из Рязани Ростислава Ярославича, а в 1149 году Андрей получил от Юрия Долгорукого Вышгород, став князем вышгородским. Во время похода против Изяслава Михайловича Андрей очень хорошо себя зарекомендовал при осаде Луцка, хотя город взять и не удалось.
В 1148 году Юрий Долгорукий женил 37-летнего сына на дочери казненного боярина Степана Кучки Улите, которая отличалась красотой. В течение жизни Улита родила Андрею пятерых детей – Изяслава (умер в 1165), Мстислава (умер в 1173), Юрия (умер 1190), Глеба (умер в 1175 году в 20 лет, причислен к лику святых) и дочь Ростиславу.
В 1152 году Андрей участвовал в осаде Чернигова, где получил тяжелое ранение. В 1153 году Юрий Долгорукий сделал Андрея князем рязанским, однако в результате нападения на Рязань Ростислава Ярославича, заручившегося поддержкой половецкой орды, Андрей был вынужден бежать из Рязани. Сохранилось предание, что бежал он из города в одном сапоге.
Когда Юрий Долгорукий окончательно утвердился в Киеве, он вновь сделал Андрея князем вышгородским.
В Вышгородском женском монастыре Андрей в буквальном смысле выкрал очень почитаемую местными жителями икону Богородицы. Когда в 1155 году Андрей уехал во Владимир-на-Клязьме, он забрал чудотворную икону с собой и она, получившая название Владимирской иконы Божьей матери, впоследствии превратилась в одну из главнейших православных святынь Руси.
По преданию, икона Богородицы была привезена из Царьграда (Византия), а написал ее сам евангелист Лука. Икону уже в то время наделяли чудесными свойствами – якобы она сама отходила от стены ночью и становилась посередине церкви. Андрей очень хотел обладать этой иконой, но взять ее открыто было невозможно, поскольку это не позволили бы местные жители. Поэтому с помощью священника Николая и диакона Нестора Андрей выкрал икону ночью и скрылся в суздальской земле. Ночью Андрею явилась во сне Богородица и велела оставить икону во Владимире. Князь так и поступил, а на том месте, где ему явилась Матерь Божья, основал город Боголюбый (Боголюбово).
Князь Владимирский и Суздальский
В 1157 году скончался Юрий Долгорукий. Андрей стал после смерти отца князем Владимирским, Ростовским и Суздальским. Он перенес свою столицу во Владимир, пристроив к Владимирскому кремлю Новый город – земляную крепость с двумя каменными башнями. При этом сам Андрей предпочитал жить в замке Боголюбово, по названию которого и стали вскоре называть самого князя.
Годы правления Андрея Боголюбского характеризовались бурным развитием Владимиро-Суздальской земли. Так, именно тогда была построена Церковь Покрова на Нерли. Не исключено, что и Москву строил именно Андрей Боголюбский, а не его отец Юрий Долгорукий, который был слишком занят делами в Киеве и мог лишь отдать указание о строительстве города. Одним из первых Андрей стал приглашать для строительства объектов на своих землях западноевропейских зодчих, понимая тогдашнее превосходство Европы в архитектуре и строительном деле.
Надо отметить, что богобоязненный Андрей, тем не менее, весьма лихо боролся за власть. Он прогнал из княжества свою мачеху княгиню Ольгу со своими сводными братьями Михаилом, Васильком и Всеволодом. Вслед за мачехой отправились и другие родственники князя, а также приближенные к покойному отцу бояре. Андрей стремился опираться на свою дружину, а также завязал тесную дружбу с крупными торговцами Ростова, Суздаля и Владимира, рассматривая горожан как еще одну свою опору.
В 1159 году дружина Андрея захватила Волок Ламский, построенный новгородцами. Здесь Андрей отпраздновал свадьбу своей дочери Ростиславы с князем вщижским Святославом Владимировичем, племянником Изяслава Давыдовича. Расширяя свои владения, Андрей старался не обделять младших дружинников, в которых видел противовес боярству. Он выделял им земельные наделы и всячески поддерживал, понимая, что именно они являются его главной опорой в противостоянии с родовым боярством.
Ко времени правления Андрея Боголюбского относится и попытка создания независимой от Киева митрополии во Владимире, однако патриарх Константинопольский Лука Хрисоверг не утвердил Феодора митрополитом и назначил епископом Ростова византийского священнослужителя Леона. Леон базировался в Ростове, а Феодор во Владимире. В конце концов, Андрей был вынужден направить Феодора в Киев, где епископу отрезали язык и отрубили правую руку.
Взятие Киева и война с Новгородом
Андрей Боголюбский отметился и многочисленными военными походами, участвуя в борьбе за власть на просторах Руси. В 1169 году Андрей Боголюбский, воспользовавшись сумятицей в Киеве, направил туда свое войско под командованием сына Мстислава Андреевича. К владимирскому войску присоединились дружины полоцкого и муромо-рязанских князей. 12 марта 1169 года войско суздальское взяло Киев штурмом. Два дня продолжался грабеж Киева. Многих жителей города увели в плен, были разграблены киевские церкви и монастыри. В Киеве стал править младший брат Андрея Глеб, а сам Андрей Боголюбский предпочел остаться во Владимире.
Впервые в истории Древней Руси Андрей Боголюбский решил изменить порядок старшинства князей. Прежде князь, переходя править в Киев, покидал свою вотчину, но Андрей Боголюбский остался во Владимиро-Суздальской земле. Из-за этого статус Суздальщины многократно вырос и именно с Владимиро-Суздальской земли началось формирование и развитие будущего единого русского государства.
Зимой 1170 года войско под командованием сына Андрея Мстислава, в составе суздальских, рязанских и муромских дружинников, прибыло под Новгород и начало осаду этого великого русского города. Утром 25 февраля суздальцы пошли на штурм Новгорода, однако новгородцам удалось одержать победу и взять в плен множество суздальских дружинников. Мир с Андреем Боголюбским был заключен новгородцами лишь потому, что вскоре в городе начался голод и в сложившейся ситуации новгородцы решили, что лучше помириться с серьезным соперником, чем продолжать вражду.
Помимо Киева и Новгорода Андрей Боголюбский дважды организовывал масштабные походы в Волжскую Булгарию. Эта страна была восточным соседом Руси, а населявшие ее тюрки-булгары преимущественно исповедовали ислам. В 1164 и 1171 гг. войско Андрея Боголюбского дважды вторгалось в Волжскую Булгарию. В первый раз суздальцам удалось взять город Бряхимов и сжечь еще три города, а во второй раз Мстислав Андреевич, командовавший суздальским войском, предпочел избежать столкновения, увидев, что булгары собрали очень многочисленную армию и соотношение сторон складывается не в пользу суздальцев.
Убийство Андрея Боголюбского
Неудачный поход суздальского войска на Киев в 1173 году вызвал недовольство части крупных бояр княжества. Пожилой 60-летний Андрей удовлетворял интересы бояр все меньше и меньше и они решили составить заговор, чтобы устранить стареющего князя. Возглавили заговор бояре Кучковичи, договорившиеся с ключником Анбалом. Именно Анбал похитил висевший над постелью Андрея Боголюбского меч Святого Бориса, из-за чего князь не смог оказать сопротивления заговорщикам.
В ночь с 28 на 29 июня 1174 года бояре Кучковичи спустились в винный погреб, где выпили для смелости вина, а затем пошли в спальню князя. Когда они постучали к Андрею Боголюбскому, князь поинтересовался, кто за дверью. Один из бояр назвал имя Прокопия – любимого слуги князя. Но Андрей, который прекрасно знал голос своего помощника, понял, что его обманывают и насторожился. Он не стал отпирать дверь, а вскочил и хотел было схватить меч. Но меча не было на месте. В это время бояре Кучковичи выломали дверь в княжеские покои и набросились на Андрея.
Боголюбский, несмотря на возраст, отличался недюжинной физической силой. Он долго дрался с боярами, пока все же не упал под их ударами. Подумав, что князь мертв, Кучковичи вышли из опочивальни. Андрей вскоре очнулся и кое-как вышел из своей спальни, попытавшись скрыться на лестнице за столбом. Но бояре обнаружили кровавый след и вскоре нашли и самого Андрея. Боголюбский начал читать молитву, произнеся в конце ее: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!». После этих слов он скончался под ударами убийц. Бездыханное тело Андрея Боголюбского вытащили на улицу.
Верный слуга Андрея Боголюбского Кузьмище Киянин отнес тело своего господина в церковь, но лишь на третий день после убийства Андрея Боголюбского отпел игумен Арсений. Тело князя перенесли из Боголюбова во Владимир, где и похоронили в монастыре. В 2015 году, когда в Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском шли реставрационные работы, историки обнаружили надпись XII века, которая содержала подробное описание обстоятельств убийства Андрея Боголюбского и имена 20 участников заговора с целью устранения князя.
К лику святых Русской православной церкви Андрей Боголюбский был причислен многие столетия после своей трагической гибели. Его канонизировали в 1702 году, а днем памяти сделали 4 (17) июля. Мощи Святого Андрея Боголюбского находятся в Андреевском приделе Успенского собора во Владимире.
Князь был мудрым и смелым человеком
Каким был князь, причисленный к лику святых, человеком? Сейчас об этом трудно судить, ведь есть лишь отрывочные источники в виде старинных летописей. Тем не менее, великий русский историк Василий Осипович Ключевский, на основе анализа данных, составил словесный портрет Андрея. Он отмечал, что князь был человеком отважным, во время боя «забывался», ввязывался в самые опасные схватки и даже мог не заметить, как с него сбивали шлем. Он рисковал жизнью не задумываясь, но как только бой заканчивался, Андрей превращался в мудрого политика, который мог принимать взвешенные решения.
И действительно, политическим деятелем Андрей Боголюбский был незаурядным. От многих князей он отличался умением держать ситуацию под контролем. Его практически никогда нельзя было застигнуть врасплох. И лишь в последние годы жизни, в пожилом возрасте, Андрей несколько снизил бдительность, что и стало причиной его гибели. Но надо отметить, что прожил Андрей 63 года, что для древнерусского князя в век распрей и постоянных войн было очень и очень много.
Андрей Боголюбский, как и многие другие русские князья, пролил за свою жизнь немало крови, в том числе и родственников своих. Но главная заслуга князя, которой у него не отнять, относится к превращению Владимиро-Суздальской земли в самостоятельный политический центр земли Русской. И в этом плане Андрей был достойным сыном и продолжателем дела своего отца Юрия Долгорукого, а в плане политической мудрости – достойным внуком и наследником Владимира Мономаха.
Убийство Андрея Боголюбского
Заговор против князя спланировали бояре Кучковичи. В ряде источников указано, что в свои планы они посвятили и супругу Боголюбского.
Бояре против князя
Отношения между Андреем Боголюбским и представителями именитых родов складывались непросто. В частности, князь изгнал из Ростово-Суздальского княжества всех своих родственников и лишил боярство привилегий. Многие представители знатных фамилий потеряли свои земли. Коснулось это и Кучковичей. Эти зажиточные бояре, вероятно, владели деревнями по реке Москва.
Кроме того, завоевания Боголюбского и его растущее политическое влияние вызывали недовольство братьев — Всеволода и Михаила. Князь совершил два похода в Волжскую Булгарию. Второе наступление в 1171-м решено было осуществить зимой. В нём участвовал сын Андрея Боголюбского Мстислав. Боярские дружины отказались участвовать в походе, сославшись на неудачно выбранное время года. Это серьёзно ослабило войска, несмотря на это князь не отменил поход и смог захватить столицу Волжской Булгарии. Однако вскоре стало известно, что противник собирает ополчение. Мстислав Андреевич отступил. Булгары настигли его дружину. Сражение, в ходе которого Мстислав потерял своих лучших воинов, продолжалось несколько дней.
Заговор против супостата
Недовольные бояре во главе с Кучковичами задумали заговор против Андрея Боголюбского. Примечателен тот факт, что князь был женат на дочери боярина Степана Ивановича Кучки, а убийство планировали её братья. Группа заговорщиков включала около 20 человек.
Согласно Ипатьевской летописи, преступление было совершено в 1174 году в замке в Боголюбове. Заговорщики попытались войти в спальню князя, однако она была заперта. Андрей Боголюбский был безоружен: над его постелью обычно висел меч, но его предварительно забрал подкупленный слуга. Преступники выломали дверь и нанесли князю множество ранений. Он потерял сознание, позже очнулся и попытался спрятаться. Заговорщики нашли его и закончили своё дело.
Тело князя лежало на улице, пока люд грабил княжеские хоромы. По легенде, хоронить князя остался лишь его придворный, киевлянин Кузьмище Киянин. Игумену Феодулу (настоятелю Владимирского собора и, предположительно, наместнику епископа Ростовского) с клириками Успенского собора Владимира было поручено перенести тело князя из Боголюбова во Владимир и отпеть погибшего в соборе. Другие представители высшего духовенства, видимо, не присутствовали на службе.
Успенский собор во Владимире. Источник: pinterest.ru
С убийцами Боголюбского позже расправился его младший брат Всеволод. По некоторым данным, казнили и супругу князя Улиту.
Судьба останков
Андрей Боголюбский прославлен РПЦ в 1702 году, когда его мощи были обретены и положены в серебряную раку во владимирском Успенском соборе.
Комиссия по осмотру Успенского собора вскрыла раку с мощами князя в феврале 1919 года. После врачебного исследования останки были оставлены открытыми для посетителей. В середине 1930-х годов из «антирелигиозного отдела» Владимирского исторического музея (открылся в Георгиевском приделе собора) останки переданы в Институт истории феодального общества ГАИМК в Ленинграде. Там они были подвергнуты анализу рентгено-антропологической лабораторией Государственного рентгенологического института. Профессор Д. Г. Рохлин подтвердил летописные данные об обстоятельствах убийства князя. В феврале 1935 года останки возвратились в музей, и их экспонировали в центре зала на первом этаже в стеклянном саркофаге.
Вскоре останками заинтересовался М. М. Герасимов, и череп был отправлен в Москву, где академик восстановил облик князя своим методом; подлинник (1939 год) хранится в ГИМ. В 1963 году Герасимов сделал повторение для Владимирского краеведческого музея. Работа Герасимова демонстрирует в облике князе черты монголоидности (наследственность по женской линии — «от половцев»).
Череп вернулся во Владимир в 1943 году; в конце 1950-х мощи оказались в ГИМе, где оставались до 1960-х. В 1982 году они были осмотрены судебно-медицинским экспертом Владимирского областного бюро СМЭ М. А. Фурманом, который подтвердил наличие множественных повреждений скелета князя и преимущественную их левостороннюю локализацию.
23 декабря 1986 года Совет по делам религий принял решение о целесообразности передачи мощей в Успенский собор города Владимира. Передача произошла 3 марта 1987 года. Мощи переложили в раку на то же место в Успенском соборе, как это было в 1174 году. В 2007-м произведено новое медицинско-криминологическое исследование, которое инициировал Московский фонд им. Юрия Долгорукого, созданный по решению правительства Москвы и поддерживаемый РПЦ. Заключение этих новых исследователей исключает какие-либо черты «монголоидности» князя и указывает на «ошибку» Герасимова. Новая реконструкция была выполнена профессором В. Н. Звягиным.
Этот князь был убит боярами-заговорщиками в собственном дворце близ Владимира
Последняя бука буква «й»
Ответ на вопрос «Этот князь был убит боярами-заговорщиками в собственном дворце близ Владимира «, 11 (одиннадцать) букв:
боголюбский
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова боголюбский
Определение слова боголюбский в словарях
Примеры употребления слова боголюбский в литературе.
За пять лет, предшествующих заговору Кучковичей, Андрей Боголюбский снарядил пять далеких походов: на Новгород, на Северную Двину, на болгар и два похода на Киев.
Этим всеобщим нерасположением южных князей к Мстиславу воспользовался Андрей Боголюбский, чтоб предъявить права свои на старшинство и на Киев: он так же не любил Мстислава, как отец его Юрий не любил отца Мстиславова Изяслава, и точно так же, как прежде отец его, начал открытую войну, удостоверившись, что найдет союзников на юге.
Таким образом на севере, в области Ростовской, вокруг старых вечников, вокруг одинокого Ростова, князь создал себе особый мир городов, где был властелином неограниченным, хозяином полновластным, считал эти города своею собственностию, которою мог распоряжаться: неудивительно после того, что здесь явился первый князь, которому летописец приписывает стремление к единовластию, неудивительно, что здесь впервые явились понятия об отдельной собственности княжеской, которую Боголюбский поспешил выделить из общей родовой собственности Ярославичей, оставив пример своим потомкам, могшим беспрепятственно им воспользоваться.
Андрей Боголюбский мог не любить отца Романова, Мстислава, потому что и этот не признавал его старшинства, хотел сидеть в Киеве старшим и независимым князем, но Всеволоду не за что было сердиться на Романа, который не предъявлял никаких притязаний: Всеволод был признан ото всех и старшим и сильнейшим князем.
Скворца начали враждовать между собою, и Андрей Боголюбский изгнал их с устья Оки.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Заговор и убийство великого государя Андрея Боголюбского
После похода на Киев, Андрею Боголюбскому необходимо было также наказать и усмирить Новгород. Та же армия, что и разгромила Киев, под началом Мстислава Андреевича пошла на север. В составе армии были владимиро-суздальские, смоленские, полоцкие, рязанские и муромские полки. Поводом для войны стал спор за «Двинскую пошлину», которую Новгород получал от финно-угорских племен и которую с 1169 года двинцы стали платить Суздалю.
Большая рать вошла в новгородские земли и стала опустошать их. Мстислав Андреевич несколько раз предлагал новгородцам вступить в переговоры, но те отказывались. Князь Роман Мстиславич и посадник Якун вооружили народ и готовились к обороне. Осенью 1169 года союзники подступили к стенам самого Великого Новгорода. Четыре раза воеводы водили полки на штурм, но каждый раз новгородцы отбивали их натиск. Новгородцы знали о судьбе Киева, поэтому сопротивлялись яростно. К тому же сказывалось отсутствие единоначалия в осаждающей армии, начались свары, раздоры. Многие осаждающие пришли пограбить богатый Новгород, а не умирать в жестоких боях. Штурмы прекратились, начался голод, падёж лошадей. Мстислав Андреевич отдал приказ отступать. Новгородцы воодушевились и бросились в погоню, разбили несколько отрядов. Захватили много пленных.
Битва новгородцев и суздальцев в 1170 году, фрагмент иконы 1460 года.
Продолжение смуты в Киеве
Назначение Глеба Переяславского киевским князем не принесло мира Южной Руси. Мстислав Изяславич не смирился с потерей киевского стола, его притязания поддерживала Византия, Рим и Польша. К тому же он имел и сильную поддержку в самом Киеве. Киевская знать не желала мириться с новыми порядками. Мстислав собрал рать и в марте 1170 года с луцкими, галицкими, туровскими и городенскими полками вошёл в Киевскую землю, занял Поросье и вступил в Киев, жители которого без боя отдали ему город.
Глеб, в свою очередь, собрал силы друзей и родственников, позвал союзных половцев и двинулся на Киев. Тем временем союзники Мстислава, начиная с галичан, струсили и начали уходить, или вступили в переговоры с более сильной стороной. Мстислав, потеряв большую часть войск, не решился вступать в битву и снова бросил Киев. Он отправился на Волынь формировать новую рать, но в августе заболел и умер.
Поход на Волжскую Булгарию 1172 года
Владимирским и муромским землям снова досаждали булгары. Андрей Боголюбский решил предпринять ещё один большой карательный поход. Войска было решено отправить не летом, а зимой, чтобы нагрянуть внезапно. Руководить войсками был поставлен Мстислав Андреевич, который уже себя зарекомендовал как лучший военачальник Боголюбского, его ближайшим помощником был воевода Борис Жидославич. К походу присоединились сыновья муромского и рязанского князей.
Однако с самого в самом начале похода посыпались неприятности. Дружины и полки князей соединились при впадении Оки в Волгу и стали ждать отряды бояр, но те идучи не идяху (отговаривались тем, что мол воевать зимой не время). Пришлось выступать без боярских дружин, что серьёзно ослабило рать. Затем начались морозы и повалили снегопады. Несмотря на это войско Мстислава успешно ворвалось в земли Волжской Булгарии, захватило их столицу – Биляр. Были захвачены богатые трофеи, пленные. На другие города не пошли, передвигаться зимой было сложно, многие ратники обморозились. К тому же булгары собирали ополчение, и складывалось неблагоприятное соотношение сил.
Мстислав начал отводить войска. Рязанцы и муромцы разошлись по своим землям. Пехотные полки были отправлены налегке в авангарде. Сам князь с дружиной остался прикрывать обозы. Войско булгар настигло русский арьергард. Мстислав был вынужден принять бой в невыгодных условиях. Русские дружинники отстреливались, рубились отбрасывая одну вражескую атаку за другой, обоз медленно продвигался к своим. Изматывающее сражение длилось несколько дней, русская дружина отступала, не имея возможности нормально отдохнуть и поесть. Однако русские воины смогли выйти к устью Оки, где их ждали главные силы. Булгары отступили. В этом походе Мстислав сильно заболел и в 1173 году умер. Так Боголюбский потерял ещё одного сына и ближайшего помощника, главную свою опору.
Смерть Глеба Юрьевича и новая смута. Осада Вышгорода
Немного раньше, Боголюбский лишился ещё одной опоры – брата Глеба, который был самым верным сподвижником в Южной Руси. Глеб был надёжным наместником на юге. По свидетельству летописи, князь Глеб был «братолюбец, свято соблюдал крестное целование, отличался кротостью и благонравием, любил монастыри, почитал иноческий чин, щедро подавал милостыню нищим». 20 января 1171 г. Глеб Юрьевич неожиданно скончался.
В Поднепровье у Андрея оставалось ещё два брата – Михаил и Всеволод (в будущем прославится как Большое Гнездо). Надо сказать, что Всеволод вместе с матерью и братом был изгнан Андреем и уехал в Константинополь, будучи 8-летним мальчиком. Однако, несмотря на науку матери, тяга к Руси оказалась сильнее, и он в один прекрасный день вместе с русскими слугами сбежал. Оставил мать и огречившегося Василька, путешествовал по Европе, был при дворах чешского короля и германского императора. Странствующим рыцарем прибыл на Русь и присоединился к братьям, Глебу и Михаилу. Собрал небольшую дружину и поддерживал братьев. Андрей не решился назначить одного из них своим наместником – они были ещё молодыми, нужного веса не имели – одному было 20, другому неполных 18 лет. Заменить Глеба они ещё не могли.
Вокруг киевского стола снова завертелась интрига. Заявил о себе клан Ростиславичей. Из потомков Ростислава Набожного, только старший сын – Роман Смоленский, по нраву напоминал отца. Рюрик Овручский был человеком недалеким, но амбициозным и жадным. Давыд Вышегородский и Мстислав отличались храбростью, и считали, что они сами могут контролировать уделы Киевского великого княжества, без участия Андрея Боголюбского. При покровительстве Боголюбского они усилии свои позиции, и теперь хотели избавиться от попечения. Киевская знать поддерживала их, мечтая восстановить прежнее положение Киева, избавиться от власти Андрея.
Ростиславичи, без согласия Андрея Боголюбского, решили занять Киев и передать дяде – Владимиру Мстиславичу (правда, он вскоре умер). Великий князь выразил своё недовольство, но до конфликта дело доводить не захотел и отдал Киев Ростиславичам – определив на престол главу семьи, Романа.
Андрей разгневался, Ростиславичи бросили вызов делу всей его жизни – единению Руси. Отказывались выдать убийц брата, выказали открытое неповиновение. Боголюбский приказал Ростиславичам уехать в свои уделы, а киевский стол отдать его брату Михаилу. Прямодушный Роман Ростиславич выполнил волю великого князя и уехал к себе в Смоленск. Но Рюрик, Давыд и Мстислав решили сопротивляться. Они, при помощи киевских бояр, проникли в Киев, где находился Всеволод Юрьевич (брат задержался в крепости Торческ). Всеволода бросили в темницу, а великим князем киевским провозгласили Рюрика. Попытались захватить и Торческ, но эта пограничная крепость была крепким орешком и осада успеха не принесла. Михаилу предложили мир, брата и Переяславль, в обмен за отказ от Киева. Михаил согласился.
Однако Боголюбский не принял этого соглашения. Речь шла о принципиальном деле – прежняя смута и своеволие князей, бояр или единая, могучая Русь. Действия Ростиславичей были расценены как мятеж. Андрей прислал к ним своего мечника Михна и объявил приговор: Ростиславичи лишались своих уделов (кроме Романа), Рюрик должен был выехать в Смоленск, под руку брата, а Давыд и Мстислав изгонялись из пределов Русской земли. Такое сообщение взбесило князей, они ответили: «Мы тебя до сих пор имели по любви как отца, а ты с такими речами прислал не как к князю, а как к подручнику и простому человеку…». Послу великого князя обстригли бороду и голову, нанеся тем самым страшное оскорбление великому государю и всей Владимирской Руси.
Ответ был очевиден – владимиро-суздальские полки в 1173 году повёл князь Юрий Андреевич и воевода Борис Жидославич. Владимирский государь поднял дружины и полки других князей, причём разослал приказ выступать всем без исключения, как своим подданным. Ослушаться не посмели, выступила даже дружина Романа Ростиславича. Собралось больше двадцати князей и 50 тыс. войско. Такой рати на Руси давно не видели.
Ростиславичи не думали защищать Киев, они разбежались по своим уделам. Рюрик заперся в Белгороде, Мстислав в Вышгороде со своим полком и полком Давыда, а сам Давыд поехал в Галич просить помощи у Ярослава Осмомысла. Всё войско осадило Вышгород, чтобы захватить в плен Мстислава, как приказал Андрей. Проблема была в том, что это не была единая армия, с общим командованием, жесткой организацией и дисциплиной. В результате повторилась осада Великого Новгорода, причём ещё в большей степени. Пытались взять руководство на себя Юрий Андреевич, Всеволод Юрьевич, старший из князей Святослав Черниговский, но ничего хорошего не получилось.
Надо отметить, что это был весьма грозный признак. Уже в недалеком будущем такое отсутствие единства приведёт к катастрофе на реке Калка, а затем поражению русских князей от войск Батыя.
Многие князья были вынуждены сражаться «неволей», они не хотели защищать интересы Боголюбского. В результате многие держались пассивно, или привычно изменяли. Так, луцкий князь Ярослав Изяславич снесся с Ростиславичами, и договорился, что те поддержат его в претензиях на Киев. В тайные переговоры также вступил Святослав Черниговский – он соглашался поддержать Ярослава, за дополнительный удел. В результате была проведена прекрасная операция по ликвидации сил противника. Оба князя внезапно сняли свои полки и увели прочь. Войско было дезорганизовано. Пошли слухи, что идёт князь Давыд с волынско-галицкими войсками. Началась паника, осаждающие стали беспорядочно отступать. Мстислав, увидев со стен Вышгорода общий переполох, мгновенно отреагировал. Он вывел свою дружину и ударил по отступающим войскам. Вылазка была успешной, бегущие толпы почти не сопротивлялись, многие воины, переправляясь через Днепр в спешке, потонули.
Интересен тот факт, что, несмотря на новое военное поражение, великий князь Андрей снова выиграл в стратегическом отношении (как и во время конфликта с Новгородом). Киевским князем стал Ярослав Изяславич, но он не выполнил обещания отдать удел в Киевском княжестве Святославу Всеволодовичу Черниговскому. Владыка Чернигова двинул войска на Киев, Ярослав бежал в Луцк, оставив в руках победителя свою жену, сына и казну. Однако в это время в черниговские земли вторгся князь новгород-северский Олег Святославич. Святослав ушёл из Киева. Ярослав, получив сообщение, что Киев пустует, вернулся назад и беспрепятственно вошёл в город. Приехав в Киев, князь Ярослав, в отмщение за то, что киевляне не защитили его жену и сына и для того, чтобы собрать выкуп, стал грабить город, не щадя духовенства и монастырей. В этой сваре Ростиславичи крепко подумали и решили восстановить добрые отношения с Андреем. Они попросили прощение за свои действия и признали старшинство владимирского князя. Предполагалось совместными усилиями остановить смуту и посадить в Киеве Романа Ростиславича.
Заговор и убийство великого государя
Проблемой великого государя были не только свары князей и происки Византии, но и элитарные амбиции боярства. Мощное ростово-суздальское боярство с интересом смотрело на новгородские порядки и мечтало установить такие же во Владимиро-Суздальской земле. Их не волновали проблемы единства Руси и общего блага.
По сути, Андрей столкнулся с той проблемой, с которой сталкивается любой глава Руси-России, созидающий великую державу. Её решают создание репрессивного аппарата, который время от времени проводит «чистку» элиты, что ведёт к её обновлению и благоразумию. Однако Андрей не смог решить эту задачу. Он не желал лишних конфликтов ни с кем, ни со знатью, ни с греческой церковью. Он даже в итоге принял епископа Леона, другого-то не было.
Совершил Андрей и ещё одну важную ошибку – он решил, что принятие на службу крещённых инородцев: булгар, евреев и выходцев с Кавказа, укрепит его положение. Он искренне полагал, что они, полностью обязанные своим положение великому князю, будут его надёжной опорой. Но многие инородцы крестились только ради получения возможности обогащения и карьерного роста. В первую очередь они думали о наживе. Назначенные наместниками и тиунами (управляющими), они воровали, хищничали. Естественно, что таких людей можно было использовать для организации убийства.
Враждебные политике государя бояре стали группироваться вокруг епископа Леона. К врагам Андрея присоединился и князь Глеб Рязанский. Ситуация складывалась удобная – возле владимирского государя не осталось никого, кто мог бы поддержать его в трудную минуту, или заменить царя. Сын Юрий был в Новгороде, братья Михаил и Всеволод – отменные воины, соратники государя и возможные наследники, были далеко. Заговорщикам надо было спешить, пока Боголюбский не призвал Михаила и Всеволода, как преемников. Глеб Рязанский пересылался с ростовским боярством, обещал военную поддержку. В заговор вошли бояре, придворные, главный воевода Борис Жидославич и даже жена – болгарка. Она изменяла мужу и боялась наказания.
Боголюбский получал тревожные «сигналы», но долго отмахивался от них, не верил. Многие хорошие люди не верят до последнего, что окружающие способны на низкий поступок, меряя их по своим категориям. Он знал, что ростово-суздальские бояре его не любят, злословят, но насильно мил не будешь. Разговоры это одно, а убийство великого князя это совсем другое. Только к лету 1174 года страшный заговор вскрылся. Добросовестные слуги смогли раскрыть измену, которая зрела среди самых высокопоставленных сановников. Среди придворных были сторонники заговора, которые предупредили злодеев, поэтому Борис Жидославич и ещё ряд предателей сбежали в Рязань. Только теперь Андрей окончательно поверил в существование заговора. Он предпринял некоторые меры предосторожности – стал запирать дверь в спальню, положил около кровати меч.
Злодеи решили, что он умер, и снова ушли в винные погреба. В это время князь очнулся, он обладал действительно богатырским здоровьем. Андрей смог спуститься по лестнице и попытался спрятаться. Убийцы услышали шум и решили проверить, что там. Не нашли тело князя в спальне и пришли в полный ужас – если князь успеет поднять народ, их разорвут. Отбросив осторожность, они запалили свечи и стали искать князя по кровавому следу. Когда они нашли князя, тот читал молитву, они его добили. После этого злодеи прошлись по дворцу, убивая верных слуг князя и стали обчищать казну. Для простых людей открыли винные подвалы и кладовые, чтобы замести следы убийства во всеобщем хаосе.
Труп убитого государя валялся на улице. По легенде, забрать тело князя решился лишь Кузьмище Киянин, пришедший из Киева печерский монах. Ему угрожали, но он не дрогнул и заставил убийц уступить. Убийство князя привело к беспорядкам. В одних местах убивали сторонников Андрея. В некоторых селениях местах убивали тиунов, которые грабили народ, громили их дворы. В третьих селах и во Владимире народ был разъярен убийством их любимого князя – начались погромы домов знати. Убийцы благоразумно не стали ждать пока очередь дойдёт до них, нагрузив длинный обоз добычей, уехали в Ростов. Их там осуждать не думали, в Ростове на их стороне был даже епископ Леон. Он своё отношение к убийству показал очень хорошо – тело князя 9 дней лежало без погребения. Священник Микула вынес из храма икону Владимирской Божьей Матери и устроил крестный ход. Это отрезвило горожан, буйства постепенно прекратились. Русские священники организовали народ, и траурное шествие отправилось в Боголюбово. Взяли гроб с телом князя и несли его на руках. Князя Андрея отнесли в построенный им город и положили в Успенском соборе.
Непосредственных убийц великого государя смог через некоторое время покарать брат Андрея – Всеволод Большое Гнездо. Кучковичи, неверная жена и прочие были казнены жестокой смертью. Убийцам переломали кости и повесили, а жену-предательницу утопили.
Византия и Русь. М., 1989.
Воронин Н. Н. Андрей Боголюбский. М., 2007.
Карпов А. Ю. Юрий Долгорукий. М., 2006.
Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях главнейших ее деятелей. М., 2007.
Лимонов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. — Л., 1987.
Рыбаков Б.А. Рождение Руси. М., 2003.
Татищев В. Н. История Российская (в 3-х томах). Т. 2. М., 2003.
Успенский Ф. И. История Византийской империи. В 5 кн. М. 2002.
Шамбаров В. От Киева до Москвы: история княжеской Руси. М., 2010.
Искатели: Последняя ночь великого князя