какой канал привлечения добровольцев в культурные учреждения можно считать самым эффективным
«Волонтеры культуры» представили сборник лучших добровольческих практик в сфере культуры
7 февраля 2020, 18:30
Дирекция общественного движения «Волонтеры культуры» Ассоциации волонтерских центров при поддержке Министерства культуры РФ и ФГБУК «Центр культурных стратегий и проектного управления» подготовила сборник методических рекомендаций, включающий в себя описание ведущих проектов различных учреждений культуры нашей страны, а также международный опыт по работе с добровольцами. Кроме того, в сборнике представлены рекомендации экспертов по созданию волонтерских центров в сфере культуры.
Сборник волонтерских практик призван помочь работникам учреждений культуры, сотрудникам НКО, организаторам добровольческой деятельности найти решение актуальных задач: создание волонтерского центра на базе культурного учреждения, привлечение добровольцев к сохранению культурного наследия России и регулирование взаимоотношений с ними в правовом поле; организация добровольческих программ при проведении крупных культурных событий и многие другие вопросы, направленные на реализацию социокультурных проектов.
Методические рекомендации содержат интересные кейсы, посвященные работе с волонтерами в различных учреждениях культуры России (музеях, библиотеках, парках). Особое внимание уделено анализу международного опыта по работе с добровольцами (Великобритания, Франция, Германия, Канада, США и другие страны).
Также на страницах сборника читатели смогут подробно познакомиться с понятием «культурное волонтерство», развитием общественного движения «Волонтеры культуры» в России, успешными практиками, которые добровольцы приносят в музейные пространства и многими другими эффективными программами по работе с волонтерами.
Ассоциация волонтерских центров благодарит каждого, кто помогал в создании сборника, делился своим профессиональным опытом и примерами действующих инициатив.
Напомним, что общественное движение «Волонтеры культуры» призвано сформировать сообщество активных и неравнодушных граждан, лидеров общественного мнения, участвующих в волонтерской деятельности в сфере культуры, реализующих социально значимые проекты и инициативы в сфере культуры. В настоящий момент оно объединяет свыше 43 тысяч россиян и активно развивается.
В августе 2018 года на Всероссийском образовательном форуме «Таврида» инициатива создания движения была поддержана первым заместителем Руководителя Администрации Президента Российской Федерации» Сергеем Кириенко. В прошлом году Министерство культуры РФ включило федеральную программу «Волонтеры культуры» в национальный проект «Культура».
В марте 2019 года на базе Ассоциации волонтерских центров была создана Дирекция общественного движения «Волонтеры культуры», а на сегодняшний день уже в 44 субъектах РФ сформированы сообщества движения.
Человек искусства: кто такие культурные волонтеры
Культурное волонтерство в последние годы набирает обороты, причем не только среди молодежи. В работе главных культурных площадок активно участвуют самые разные слои населения, а иногда и целые семьи. Кто такой музейный волонтер и какие функции он выполняет — в материале спецпроекта РИА Новости «Год волонтера».
Кто такой музейный волонтер?
Доброволец в музее — это незаменимый помощник и зачастую «лицо» учреждения. Волонтеры не только участвуют в организации крупных мероприятий, но и непосредственно общаются с посетителями, помогая им сориентироваться в экспозиции или отвечая на интересующие их вопросы.
Принято считать, что добровольцами в музеи приходят студенты старших курсов профильных вузов, которым необходима практика в своей области. На самом деле это далеко не так. В московских культурных учреждениях достаточно активно волонтерят как взрослые работающие люди, так и добровольцы «серебряного» возраста.
«Серебряные» волонтеры готовы полностью отдавать свое время и в точности выполнять все, что их попросят, и даже больше. Они очень активные и ответственные», — рассказала заместитель генерального директора компании «Мосгортур» Юлия Силенко.
Некоторые волонтеры привлекают к помощи и членов своих семей. В Политехническом музее, например, в этом процессе дети участвуют наравне со взрослыми.
«Некоторые приходят волонтерить даже с детьми. Или дети учатся у нас, а родители в это время заняты в музее, и мы за это какие-то занятия даем бесплатно», — поделилась руководитель волонтерской программы музея Александра Коперник.
Основные обязанности волонтеров
Спектр задач для добровольцев достаточно широк: начиная с участия в проведении крупных культурных фестивалей, как, например, «Ночь музеев» и «Ночь искусств», и заканчивая работой в архивах и научных отделах музеев.
Музеев очень много: художественные, литературные, краеведческие, музеи квартирного типа, музеи-усадьбы с парковыми территориями. Соответственно, волонтер должен понимать, какую пользу он может принести в конкретном учреждении», — убеждена Силенко.
В основном волонтеров привлекают в музеи для работы с посетителями, особенно в дни большого наплыва людей. Помимо встречи гостей и помощи в ориентации в пространстве добровольцы проводят короткие экскурсии по 15-20 минут около самых значимых и интересных экспонатов.
Волонтеры также участвуют в социальных исследованиях музеев и проводят опросы среди гостей учреждений.
От экскурсий до научных экспериментов
В Политехническом музее добровольцы могут выбрать практически любой интересующий их вид деятельности. По словам Александры Коперник, здесь волонтеров считают полноценными сотрудниками и членами большого сообщества музея: «Мы отличаемся тем, что у нас есть волонтеры во всех фондах и подразделениях музея. Мы предоставляем им абсолютно разные возможности, вплоть до интеллектуального волонтерства и помощи на образовательных тренингах. У нас абсолютно любой человек может найти для себя дело».
В музее также функционирует несколько лабораторий, в которых регулярно требуется помощь волонтеров.
«У нас есть семь научных лабораторий, где регулярно проводятся занятия. Например, на экспозиции РДС проводят занятия по голографии, где можно сделать голограмму любимой небольшой вещи. Также у нас есть лаборатория биохакинга, где для детей проходят занятия «Молекулярный парфюмер», где они учатся делать духи. Основной костяк кружков и занятий для детей проходит на нашей площадке в КЦ «ЗИЛ», там расположены пять лабораторий, где каждый день проходят занятия для детей и ни один кружок не обходится без волонтеров», — отметила координатор волонтерской программы Политеха Екатерина Серова, добавив, что добровольцы могут попробовать свои силы и в уходе за рептилиями, рыбами, грызунами и насекомыми в лаборатории биологии.
По каждому из этих направлений от волонтеров не требуют исключительных и профессиональных знаний, так как вместе с ними работают научные сотрудники и кураторы музея, а перед тем, как приступить к своим обязанностям, добровольцы проходят курс обучения, где получают всю необходимую информацию.
Смена волонтера в Политехе обычно длится не менее двух часов. Такой интервал выбран неслучайно. По словам Екатерины, на это время заложен тот объем информации, который человек, далекий от науки, может запомнить и без труда воспроизвести перед посетителями. Помимо этого за такой интервал доброволец не успевает устать или «перегореть», а также забыть какие-то детали.
Волонтеры сами выбирают, сколько времени посвящать музейному добровольчеству, но минимальная смена связана с временем и силами, затраченными сотрудниками музея на инструктаж.
Волонтер вправе выбирать минимальную смену, не объясняя причин, так как мы считаем, что у всех людей очень разный потенциал, и нам важно, чтобы ему было комфортно, потому что, только получая удовольствие от работы, он способен принести пользу музею», — подчеркнула Екатерина.
Для тех, кто любит спокойную и медитативную работу, не связанную с взаимодействием с большим количеством посетителей, подойдет волонтерство в научной библиотеке и в отделе хранения и учета экспонатов в фондохранилище Политеха.
«У нас есть занятия для всех», — заключила Екатерина.
PR и интерактив
Виды занятости на любой вкус можно найти и в Третьяковской галерее, куда набор волонтеров происходит каждые полгода.
«За это время человек может поучаствовать в очень разных проектах: от работы с посетителями до помощи научным сотрудникам, и самостоятельных задач, и в крупных мероприятиях, — рассказала куратор сообщества волонтеров музея Софья Аксенова.
По ее словам, волонтеры привлекаются к помощи в работе библиотеки галереи и научного архива, где помогают расшифровывать редкие документы и вносить дополнения в картотеку. Помимо этого добровольцы участвуют в работе различных отделов Третьяковки (например, PR и развития галереи) и осуществляют поиск материалов, необходимых для научных сотрудников музея.
В Дарвиновском музее волонтеры задействованы в интерактивном центре «Познай себя — познай мир», принимают участие в социальных и экологических праздниках, помогают в работе с пожилыми людьми и детьми с ограниченными возможностями, организуют проведение конференций и семинаров.
На два фронта
Добровольцы социально-волонтерского центра при Музее истории ГУЛАГа участвуют не только в жизни самого культурного учреждения, но и активно помогают его подопечным — жертвам политических репрессий. Например, добровольцы сопровождают их в медицинские учреждения, оказывают социальную поддержку и юридическую помощь, организуют досуг и работу по дому.
Благодаря усилиям волонтеров наши подопечные ощущают заботу о себе и не чувствуют одиночества. Музей стал для них вторым домом, куда они могут обратиться с любой просьбой и получить поддержку», — поделилась руководитель центра Варвара Усаневич.
По ее словам, социальная направленность добровольческой организации музея — основная особенность и отличительная черта учреждения.
Волонтеры также помогают в расшифровке писем и документов, переводе текстов, систематизации и описании находок из экспедиций музея, сканируют издания научной библиотеки и участвуют в мероприятиях.
Программа «Волонтеры культуры»
Информация о реализации программы «Волонтеры культуры» федерального проекта «Создание условий для реализации творческого потенциала нации» («Творческие люди») национального проекта «Культура»
В рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» разработана программа «Волонтеры культуры», которая направлена на обеспечение поддержки добровольческих движений, в том числе в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации, включая деятельность по сохранению исторического облика малых городов.
Основными задачами программы являются формирование общества волонтеров, задействованных в добровольческой деятельности в сфере культуры, обеспечение методологической, информационной, ресурсной поддержки деятельности, в том числе в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации, а также популяризация добровольческого движения в сфере культуры путем организации форумов и практических сессий.
На реализацию программы «Волонтеры культуры» до 2024 года включительно предусмотрено финансирование в размере 100 млн. руб. ежегодно.
Основные достижения программы:
– создана и регулярно обновляется база данных «Волонтеры культуры» – информационного ресурса волонтеры-культуры.рф, благодаря которой добровольцы и добровольческие движения участвуют в деятельности по сохранению культурного наследия и проведению культурно-просветительских и творческих мероприятий. Кроме того, база аккумулирует информацию о количестве волонтеров и мероприятий, в которых они приняли участие;
– 29 проектов получили ресурсную поддержку на организацию и проведение мероприятий, направленных на сохранение и восстановление объектов культурного наследия и деревянного зодчества с привлечением добровольцев. Всего в проектах, поддержанных ведомством, приняли участие более 3000 человек в возрасте от 14 лет;
– в рамках фестиваля творческих сообществ «Таврида-АРТ» Проведен первый Всероссийский форум волонтеров культуры «Первый.Культурный». Для участия было подано 1 155 заявок, отобраны – 500 человек. В рамках форума проведено 92 программных мероприятия, организована полезная программа в 5 городах Республики Крым, организовано 6 специальных проектов с партнерами программы;
– проведен Всероссийский конкурс лучших волонтерских проектов. Конкурс проводился в целях выявления успешных и перспективных волонтерских инициатив в сфере культуры, имеющих широкий социальный эффект и возможность тиражирования в субъектах Российской Федерации;
– реализован пилотный проект «Практическая сессия «Волонтеры наследия». За 8 смен продолжительностью от 7 до 14 дней 2 000 добровольцев из 38 регионов Российской Федерации своим трудом сохраняли исторический облик одного из древнейших городов России – Печоры Псковской области;
– в 35 субъектах Российской Федерации при активном участии региональных органов исполнительной власти в сфере охраны памятников, отделений ВООПИиК, добровольческих градозащитных объединений с привлечением волонтеров проведено более 90 мероприятий по ремонту объектов культурного наследия и благоустройству территорий. Региональными органами власти в сфере культуры и охраны памятников оказана необходимая организационная и экспертно-методическая помощь волонтерам. Всего в 2019 году волонтеры провели работы по благоустройству на 981 объекте культурного наследия;
– на тему добровольчества (волонтерства) и благотворительности в 2019 году завершено производство 7 неигровых фильмов, в 2020 году – 1 неигрового фильма, и еще 2 неигровых фильма находятся в производстве в настоящее время;
– в пяти городах России: Печоры, Москва, Санкт-Петербург, Казань и Симферополь реализован проект «Школа волонтеров наследия», направленный на знакомство граждан с темой сохранения объектов культурного наследия;
– организована работа онлайн-курса «Волонтеры культуры» на базе сервиса Добро.Университет (edu.dobro.ru). Цель онлайн-курса – повышение уровня знаний в сфере культурного волонтерства среди волонтеров, руководителей и представителей учреждений культуры и волонтерских объединений с использованием образовательных технологий и посредством внедрения лучших практик по ключевым направлениям развития волонтерства в сфере культуры;
– сформирован «Сборник волонтерских практик в сфере культуры». В сборнике представлен анализ сущностных характеристик волонтеров, определены специфика и ключевые направления их деятельности. Материалы сборника адресованы работникам учреждений культуры, сотрудникам НКО в сфере культуры, организаторам волонтерской деятельности, координаторам программ культурного волонтерства, а также лидерам волонтерских групп.
В соответствии с Концепцией развития добровольчества в Российской Федерации до 2025 года будет организовано проведение просветительских мероприятий для работы на объектах культурного наследия или содействия в организации и проведении культурно-массовых мероприятий.
– сформированы региональные сообщества, определены 65 региональных общественных координатора в регионах;
– Минкультуры России, проводит два конкурса, целью которых является ресурсная поддержка волонтерских инициатив и популяризация волонтерства в сфере культуры.
– На Всероссийский конкурс волонтерских центров в сфере культуры, в рамках реализации программы «Волонтеры культуры» нацпроекта «Культура» поступило 336 заявок из 70 регионов. К отбору допущено 180 заявок. Победителями конкурса станут 10 волонтерских центров. Каждый получит денежный приз в размере 100 тыс. рублей на целевое использование по поддержке и развитию добровольчества.
– На конкурс грантов волонтерской деятельности в сфере культуры среди некоммерческих организаций, работающих с добровольцами подано более 250 заявок. Больше всего заявок поступило по направлению «Добровольческие проекты содействия в организации и проведении массовых мероприятий в сфере культуры» – 83. Размер грантового фонда конкурса – 60 миллионов рублей.
– выпущен второй сборник волонтерских практик, отличительной особенностью которого является перечисление конкретных реализованных проектах и мероприятиях на территории 60 субъектов Российской Федерации. Также в сборнике представлена информация о кураторах управления деятельностью волонтеров культуры в субъектах Российской Федерации.
1. Перечень мероприятий, реализуемых в рамках программы «Волонтеры культуры», запланированных для проведения в 2020 году:
· Школа волонтеров наследия. Срок проведения: август – ноябрь 2020 года. Регионы проведения: г.Москва, г.Санкт-Петербург, Республика Крым, Республика Татарстан, Псковская область, Орловская область, Самарская область, Владимирская область, Саратовская область, Ленинградская область;
· Международный волонтерский лагерь в онлайн-формате. Срок проведения: октябрь 2020 года;
· Панельная сессия в рамках Санкт-Петербургского Международного культурного форума. Срок проведения: ноябрь 2020 года.
· Панельная сессия и выставочная программа в рамках Международного форума добровольцев. Срок проведения: декабрь 2020 года. Место проведения: г.Москва.
Таким образом, за период с 2019 по 2024 годы в программе «Волонтеры культуры» примут участие 100 000 добровольцев. Будет сформирован социальный институт добровольчества в сфере сохранения культурного наследия в масштабах страны, а также отработаны альтернативные механизмы вовлечения в культурный и хозяйственный обороты объектов культурного наследия.
Волонтеры культуры: кто они и чем занимаются
Культура – понятие широкое
– Да, в основном это студенты волгоградского института искусств и культуры, консерватории им. Серебрякова, других вузов. Но часто к нам присоединяются и пожилые люди – пенсионеры, серебряные волонтеры, а также школьники. Кстати, сейчас мы готовим небольшой проект – объединение на базе одной из школ Волжского. Предполагается, что там будет организован волонтерский отряд, который поможет решать задачи нашего объединения.
И о каких же задачах идет речь? Чем занимаются добровольцы?
– Изначально, в рамках нацпроекта, движение волонтеров культуры создавалось для того, чтобы помогать сохранять объекты культурного наследия. Но на практике функционал оказался гораздо шире. Волонтеры культуры не только участвуют в сохранении объектов культурного наследия, но и помогают проводить крупные мероприятия, организовывать содержательный, полезный досуг для социально незащищенных слоев населения, активно взаимодействуя с медицинскими и социально-реабилитационными учреждениями. То есть спектр очень широкий.
Если говорить о сохранении культурного наследия, наверняка существуют какие-то ограничения в этом отношении. Что дозволено делать волонтеру?
– В январе 2020 года был принят закон, который разрешает волонтерам работать на объектах культурного наследия, но осуществлять можно только очень простые манипуляции – очистку, уборку прилегающей территории и другие подобные мероприятия по благоустройству, которые не требуют каких-либо специализированных знаний и навыков. У нас, конечно, нет лицензии, и без нее мы можем только ухаживать за объектами, а не производить, например, реставрацию. Возможно, в дальнейшем будем искать какие-то способы и обучать волонтеров, чтобы они могли оказывать помощь реставраторам.
В этом году планируете выйти непосредственно на объекты?
– Да, у нас такие планы есть. Скорее всего, стартуем в апреле. Практически за каждым из объектов следит волонтерский отряд, почти во всех районах у нас есть координатор, который тоже отслеживает и мониторит состояние памятников на своей территории.
Интересное чтиво с доставкой на дом
Расскажите о наиболее значимых проектах по другим направлениям, не связанным с уходом за памятниками?
– Ситуация с пандемией заставила нас несколько изменить форматы оказания помощи. Так возник, я считаю, один из самых интересных проектов – «Мобильный абонемент». Он стартовал в июне прошлого года и действует по сей день.
Дело в том, что читателям волгоградских библиотек, которым больше 65 лет, долгое время нельзя было обслуживаться из-за обязательной самоизоляции. Волонтеры культуры совместно с библиотекой им. Горького пришли на помощь к читателям. Если волонтеры-медики развозили продукты питания и медикаменты, то волонтеры культуры привозили на дом книги пожилым и маломобильным гражданам. В основном мы охватываем Центральный район, но думаем, что расширим территорию, так как проект оказался очень востребованным. К нам присоединилась городская централизованная сеть библиотек.
Как организован этот процесс? Кто подбирает книги? Или читатели сами оставляют заявки на конкретную литературу?
– Сотрудники библиотеки связываются с читателями, узнают их предпочтения и, исходя из них, предлагают литературу. Оформляется заявка, библиотекари ее обрабатывают, собирают небольшой пакет с книгами. Перед тем как отправить к читателю, их обязательно дезинфицируют, хранят в отдельном отсеке, а потом еще выдерживают карантин. Волонтер забирает книги из библиотеки и отвозит людям домой. Несмотря на то что ограничения несколько ослаблены, акция востребована и по сей день. Мы видим, что есть люди, особенно пожилые, с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут сами посещать библиотеку, им тяжело это делать. Наши ребята приходят и приносят книги на дом.
В чем заключается задача волонтера в рамках этого проекта? Прежде чем идти к нуждающимся в такой терапии, они проходили какое-то обучение?
– Конечно. К нам приехал автор этого проекта – Альфина Грищенко из Уфы и обучила 35 наших добровольцев этим техникам. Они по сей день работают с благополучателями. Приезжают в учреждения и проводят мастер-классы с детьми либо пожилыми людьми, показывают им, как рисовать. Стоит отметить, что это не медицинская реабилитация, а социокультурная.
Требуются соучастники
Нет ли у вас программ по популяризации культурного досуга среди молодежи?
– Мы призываем молодежь становиться не зрителями, а участниками этого процесса. Нет ничего лучше, чем стать соучастником какого-то доброго дела. Это очень хорошо помогает организовать досуг и параллельно помочь кому-то. Например, при праздновании Масленицы оказывали помощь на нескольких площадках. Также уже второй год сотрудничаем с конным реабилитационным центром – недавно помогали им в организации конного инклюзивного спектакля. Участники этого спектакля – дети с инвалидностью и их родители, а также лошади и пони. Наши ребята в таких спектаклях становятся и звукорежиссерами, и актерами, и просто помогают организовать это представление.
Сколько человек в региональном отделении волонтеров культуры? И как вступить в ряды добровольцев?
– По состоянию на начало марта, это почти 2700 человек. По количеству мы входим в тройку лидеров по стране. Сами не ожидали, что так получится. Обогнали даже столицы.
Вступить, конечно, можно. Волонтерское сообщество как живой организм, и бывает, что кто-то уходит. По разным обстоятельствам, например, в связи с переездом. Кто-то окончил школу и уехал продолжать обучение в другом городе. Но стоит сказать, что многие не бросают волонтерство и продолжают работать в другом регионе с нашими коллегами. Мы есть во всех соцсетях, нас можно найти, написать нам, и мы с удовольствием будем присылать информацию о мероприятиях.
Как привлечь в ряды добровольцев новых волонтеров?
С чего начать?
Всем известно, что человек, вовлеченный в процесс обучения, усваивает знания гораздо лучше, чем тот, кто просто пассивно слушает. Прежде чем вы решите провести урок волонтерства, нужно ответить на главные вопросы.
Что? Волонтеры проводят занятия для своих сверстников по системе «равный — равному». Можно провести одно занятие, а можно — целый цикл, в зависимости от возможностей и ресурсов. Если проводится цикл занятий, важно, чтобы все они были связаны общей целью и каждый семинар, посвященный определенной теме, был одновременно самостоятельным и завершенным.
Где? Найдите место, где вам будет удобно встречаться. Помещение должно быть довольно просторным, чтобы там можно было проводить игры и разминки. Если занятие будет проходить в классе, посмотрите, можно ли убрать парты, чтобы посадить участников в круг. Это нужно и для проведения игр, и для создания дружественной атмосферы, и для того, чтобы занятие не ассоциировалось с традиционным школьным уроком.
Когда? В школе занятие можно провести во время классного часа. В других местах — в зависимости от того, как сумеете договориться. В среднем занятие может длиться от 40 минут до 1 часа.
С кем? Участниками занятия могут быть как ваши сверстники, так и дети более младшего и более старшего возраста. Обычно группа состоит из 15–18 человек, но если занятия проводятся в школе, то надо быть готовым, что это может быть и целый класс — 25–35 человек.
От каждого — по способностям
Не забывайте о том, что волонтерство — дело добровольное. Даже если школьнику нравится помогать, он разделяет ценности волонтерского движения, в котором состоят его сверстники, важно понимать, что, скорее всего, ребятам с разным характером, разными способностями и талантами будут интересны разные виды помощи. Кто-то проявит организаторский талант, а кому-то будет интересно заведовать отчетностью и документацией. Одни запросто находят контакт с чужими людьми, а другим сложно адаптироваться к новым обстоятельствам.
Присмотритесь к каждому участнику волонтерского движения. Не пытайтесь навязать работу с документацией тому, кто хочет проводить творческие мастер-классы.
Проведите опрос с помощью сервиса Google.Forms или очно, чтобы понять, какие у ребят предпочтения и склонности, чем они хотели бы заниматься, и что из этого вы можете им предложить. Не обязательно стопроцентное совпадение — просто так вы сможете лучше ориентироваться в запросах детей и наверняка сможете предложить им ту форму взаимодействия, которая подходит им больше всего.
Интернет — всему голова
Создайте аккаунт или группу школьного волонтерского движения в соцсетях и разместите ссылку на сайте школы. А на стенде в холле разместите Инстаграм-визитку — это удобно для абсолютного большинства пользователей сервиса.
Публикуйте посты о новых мероприятиях, делайте отчеты о прошедших. Знакомьте аудиторию со всеми участниками движения, рассказывайте о каждом из ребят. Рассказывайте в соцсетях о проблемах уровня школы, района или города, людях, которым требуется помощь. Естественно, эту работу тоже должен будет взять на себя кто-то из школьников.
Путешествие в мир добровольчества
Игры — лучшие друзья в обучении и в создании мотивации. Проведите игровой тур для понимания целей волонтерского движения — так вы привлечете потенциальных новых участников и сможете помочь уже действующим волонтерам, которые станут лучше ориентироваться в деятельности и поймут, какие цели в действительности преследуют. Разместите посты в соцсетях и расклейте объявления на стендах в фойе, чтобы оповестить школьников о времени и месте проведения игры.
Какие добрые дела вы будете совершать в течение года? Будут ли они посильны вам? Ожидают ли вас в ходе занятия добровольчеством не только трудности, но и непонимание со стороны других людей? Вы запомнили определения различных направлений добровольчества?
На эти и многие другие вопросы вы сможете ответить после прохождения следующей настольной игры. Прежде чем переходить к игровому полю, изучите правила игры и условные обозначения, а также повторите предыдущие темы о принципах добровольческого труда и направлениях волонтерской деятельности.
Игра позволит понять, насколько хорошо вы усвоили материал части 1, поэтому активно используйте знания, полученные в ее параграфах. В ходе игры можно советоваться с одноклассниками, смотреть записи в тетради и использовать пособие, если это необходимо.
Важно найти оптимальное для ситуации решение, которое позволит сохранить хорошее настроение себе и другим. Постарайтесь получить удовольствие от хода игры, проверяя качество усвоения материала.
Правила
Для участия в игре необходимо разделиться на 3–4 команды (в зависимости от количества учеников в классе). Далее с помощью жеребьевки определяется последовательность передачи хода от команды к команде. О том, кто из игроков
каждой команды тянет карточку из той или иной колоды, а кто засекает время, отведенное на выполнение задания, участники команды должны договориться самостоятельно.
Во время настольной игры смелее советуйся с волонтерами своей команды! Преодолевайте трудности сообща!
Командам нужно последовательно перемещать свою фишку по игровому полю от клетки «СТАРТ» к клетке «ФИНИШ» и выполнять задания, встречающиеся на пути. Задания связаны с определенной тематикой и распределены по колодам карточек. Каждая карточка содержит подробное описание задания.
Перед игрой карточки раздаются учителем, перемешиваются в каждой отдельной колоде и кладутся рубашкой вверх. Карточку с заданием всегда нужно брать с верха колоды. Побеждает та команда, чья фишка быстрее остальных достигнет финиша. На выполнение каждого из заданий дается не более 1 минуты. После этого карточка убирается в нижнюю
часть соответствующей колоды. Если же задание не будет выполнено вовремя, то команда пропускает ход.
Обратите внимание на дополнительные карточки по темам: «Доверяй, но проверяй!», «Реши задачу», «Бонусное задание», которые также раздаются учителем и заполняются до начала игры. Поэтому перед началом игры необходимо заранее придумать свой вариант заданий, написать их на карточках и перед занятием вложить в соответствующую колоду. За успешное выполнение этих заданий предоставляется столько же ходов, сколько и за выполнение стандартных того же типа. За выполнение «Бонусного задания» не может быть предоставлено больше 3 шагов вперед по клеткам игрового поля!
Условные обозначения на игровом поле
«Зачем?»
«Я хочу. »
«Доверяй, но проверяй!»
«Реши задачу»
«Социальное проектирование»
Вопросы по итогам игры
В материале использован текст § 7 и § 15 из учебного пособия «Школа волонтера» для 5-7-х классов.