какой канал был официально открыт в 1920 году
Панамский канал. Справка
95 лет назад (1914 г.) был открыт Панамский канал.
Панамский канал – искусственный водный путь на территории Панамы в Центральной Америке, пересекающий Панамский перешеек в его наиболее низкой части и связывающий Атлантический и Тихий океаны. Один из важнейших транспортных водных путей международного значения.
Панамский канал уменьшает морской путь от Нью-Йорка до Сан-Франциско на 14 550 км (10 700 км вместо 24 300 км пути через Магелланов пролив), с подобным же сокращением расстояния до многих портов Южной Америки и стран Востока. Длина канала, соединяющего воды обоих океанов, – 81 км. Проход по каналу занимает в среднем около 8 часов.
Панамский канал имеет статус международного, т.е. его акватория может быть использована только в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и национальным законодательством государства, которому он принадлежат. Помимо Панамского канала международными также являются Суэцкий и Кильский каналы.
Идея строительства Панамского канала относится к началу XVI в.
В 1534 г. испанское правительство приказало исследовать местность от Круца ( Cruces ) на Атлантическом океане до Панамы на Тихом океане, чтобы определить возможность соединения искусственным водным путем реки Чагрес ( Chagres ) с Тихим океаном, но результаты этих изысканий оказались неблагоприятными. В первой половине XIX века неоднократно возникали планы проведения канала через перешеек. В 1814 г. испанские кортесы издали декрет об устройстве канала и об образовании общества для его постройки. Но, потеряв в 1823 г. все свои колонии в Центральной и Южной Америке, Испания оказалась отстраненной от идеи постройки предполагаемого канала. В течение следующих 50 лет изыскания и предварительные проекты безрезультатно делались американцами, англичанами, голландцами и французами. В 1876 г. французская компания получила на 99 лет концессию и исключительное право постройки канала, а в 1879 г. это предприятие перешло в руки Фердинанда Лессепса, французского дипломата, инженера, строителя Суэцкого канала.
Суэцкий канал – судоходный бесшлюзовой морской канал на северо‑востоке Африки, соединяющий Средиземное и Красное моря, был открыт для судоходства 17 ноября 1869 г. В отличие от Панамского Суэцкий канал питается не океанической водой, а пресной водой реки Нил. Для снабжения зоны канала водой из Нила прорыт так называемый пресноводный канал Исмаилия.
Получив через десять лет после окончания работ по строительству Суэцкого канала контракт на строительство Панамского, Фердинанд Лессепс организовал акционерную компанию «Панама».
К 1882 г. фактически была сделана подготовительная работа по постройке канала открытого нешлюзованного типа. Но компания Лессепса разорилась и в 1889 г. было назначено конкурсное управление.
В 1894 г. образовалась новая французская компания по постройке Панамского канала, начавшая работать над устройством шлюзованного канала, а в 1904 г. предприятие было продано правительству США за 40 млн. долларов. В 1903 г. Республика Панама стала независимой от Колумбии и в 1904 г. США договорились с правительством Панамы о вечной аренде зоны канала, составляющей полосу в 16 км шириной, за сумму в 10 млн. долларов и ежегодную плату в 250 тысяч долларов.
Эта сумма впоследствии несколько раз увеличивалась, достигнув 110 млн долларов в 1998 г.
Строительство Панамского канала продолжалось 11 лет. Стоимость его сооружения составила 220 млн долларов. При строительстве канала применялись уникальные для того времени технические решения. Канал был построен в виде шестиступенчатого шлюзового перехода через гористый Панамский перешеек и шел в направлении с северо-запада на юго-восток от атлантического порта Кристобаль и г. Колон к порту Бальбоа и г. Панама на Тихоокеанском побережье.
Высота шлюзового подъема – 26 метров, длина канала – 80 км, в том числе искусственного русла вместе со шлюзами – 42 км. Длина шлюзовых камер – 305 метров, ширина – 33,5 метра, что позволяет пропуск каналом примерно 85 % находящихся сейчас в эксплуатации судов мирового торгового флота (до 290 метров длиной, до 32,5 м шириной и осадкой до 12 метров).
Первое судно прошло через Панамский канал 15 августа 1914 г., но официальное открытие состоялось лишь 12 июня 1920 г., после чего канал фактически вступил в строй.
Панамский канал избавил суда от необходимости следовать по Магелланову проливу или вокруг мыса Горн и изменил направления ряда важнейших морских путей. Наибольшее значение он имеет для связей между восточным и западным побережьями США и Канады, расстояние между которыми сократилось в 2,5-3 раза, между восточными побережьями США и Дальним Востоком, а также между странами Латинской Америки.
В 20-е гг. ХХ в. панамское правительство поставило вопрос о переходе канала под юрисдикцию Панамы. Однако взаимоприемлемое соглашение было достигнуто только в 1977 г. 7 сентября 1977 г. президент США Джимми Картер и президент Панамы Омар Торрихос подписали договоры «О Панамском канале» и «О постоянном нейтралитете Панамского канала и его управлении». Согласно договору, предусматривалось, что контроль над каналом, включающий вопросы управления им, охраны и обороны, будет передаваться Панаме постепенно и полностью перейдет к ней до 31 декабря 1999 г. – дня окончания действия договора.
23 октября 1977 г. договоры были одобрены на национальном плебисците в Панаме, после чего ратифицированы панамской стороной. При ратификации договора о нейтралитете Панамского канала (16 марта 1978 г.) и договора о канале (19 апреля 1978 г.) были внесены оговорки, резервирующие за США право военного вмешательства в целях «поддержания канала открытым для судоходства».
В зоне Панамского канала находилось 14 американских военных баз. Крупнейшие из них ‑ базы стратегической авиации Альбрук-Филд и Рио-Ато, военно-морские базы в Бальбоа, Колоне и Коко-Соло. В Форт-Гулике действовало военное училище по подготовке групп специального назначения для латиноамериканских стран.
Процесс передачи канала от США Панаме продолжался почти 20 лет начиная с 1980 г.
В январе 1998 г. состоялась передача под юрисдикцию Панамы территории, известной как «Керри-Хейтс», где располагался штаб Южного командования США.
1 ноября 1999 г. прошла церемония передачи в полное распоряжение панамского правительства территорий последних военных баз США зоне канала Ховард и Кобе. 14 декабря 1999 г. состоялась официальная церемония передачи канала под юрисдикцию Панамы, но реальный суверенитет над каналом Панама обрела только 31 декабря 1999 г.
Основные перевозимые грузы – зерно, железо и сталь, уголь, нефтепродукты, удобрения, автомобили.
Главные страны-пользователи – США, Китай, Япония, Чили, Южная Корея, Перу, Канада, Эквадор, Колумбия, Мексика.
Через канал проходит 4% мировых торговых грузоперевозок и 16% торговых грузоперевозок США. 68% судов следуют через канал в порты США или из них.
Канал управляется государственным агентством Панамы Autoridad del Canal de Panama ( ACP ).
По данным администрации канала, доходы от эксплуатации Панамского канала в 2008 финансовом году составили более 2 млрд долларов, по сравнению с 2007 годом прибыль увеличилась на 17%.
Тарифы за проход по Панамскому каналу сравнительно невысоки: 2,57 доллара за тонну-нетто для груженого судна и 0,86 доллара – для порожнего.
Средняя стоимость прохода одного судна – 54 тысяч долларов.
В 2007 г. Панамское правительство объявило тендер на модернизацию канала.
Работы по модернизации Панамского канала должны завершиться в 2014 г. – к 100-летней годовщине его открытия.
Проект стоимостью 3,118 млрд долларов предусматривает углубление дна и сооружение третьего каскада более широких шлюзов.
Панамский канал
12 июня 1920 года состоялось официальное открытие Панамского канала, искусственного водного пути на территории Панамы в Центральной Америке, пересекающего Панамский перешеек в его наиболее низкой части и связывающего Атлантический и Тихий океаны. Панамский канал — один из важнейших транспортных водных путей международного значения.
Идея строительства канала относится к началу XVI века. В 1534 году испанское правительство приказало исследовать местность от Круца (Cruces) на Атлантическом океане до Панамы на Тихом океане, чтобы определить возможность соединения искусственным водным путем реки Чагрес (Chagres) с Тихим океаном, но результаты этих изысканий оказались неблагоприятными. В первой половине XIX века неоднократно возникали планы проведения канала через перешеек. В 1814 году испанские кортесы издали декрет об устройстве канала и об образовании общества для его постройки. Но, потеряв в 1823 году все свои колонии в Центральной и Южной Америке, Испания отказалась от идеи постройки канала из-за неактуальности. В течение следующих 50 лет изыскания и предварительные проекты безрезультатно делались американцами, англичанами, голландцами и французами.
В середине XIX века Великобритания и США оспаривали право на постройку канала. Воспользовавшись их противоречиями, в 1876 году французская компания получила на 99 лет концессию и исключительное право постройки канала, а в 1879 году это предприятие перешло в руки Фердинанда Лессепса, французского дипломата, инженера, строителя Суэцкого канала.
Получив контракт на строительство Панамского канала, Лессепс организовал «Всеобщую компанию межокеанского канала». К 1882 году фактически была сделана подготовительная работа по постройке канала открытого нешлюзованного типа. Но компания Лессепса разорилась, и в 1889 году было назначено конкурсное управление.
В 1894 году образовалась новая французская компания по постройке Панамского канала, начавшая работать над устройством шлюзованного канала. В 1901 году США заключили с Англией договор, согласно которому они получили исключительное право сооружения Панамского канала. В 1903 году между США и Колумбией, в состав которой входила Панама, был подписан договор о строительстве канала. Однако сенат Колумбии отказался ратифицировать его. 3 ноября 1903 года Панама провозгласила выход из состава Колумбии и свою независимость как отдельного государства.
18 ноября 1903 года США заключили с правительством новообразованной республики соглашение о Панамском канале. В соответствии с ним, Панама уступала США под полную юрисдикцию собственно канал и территории вдоль его трассы шириной приблизительно в 16 километров. В обмен на это США уплатили Панаме 10 миллионов долларов единовременно и обязались выплачивать арендную плату за пользование полученной ими территорией в 250 тысяч долларов ежегодно. Эта сумма впоследствии несколько раз увеличивалась, достигнув 110 миллионов долларов в 1998 году.
В 1904 году имущество ликвидировавшей свои дела французской компании по постройке Панамского канала было продано правительству США за 40 миллионов долларов.
В тот же год США приступили к сооружению канала. Вначале работы велись под руководством гражданских инженеров, но с 1907 года строительство взяло на себя военное министерство. Строили канал более 10 лет. Первое судно прошло через Панамский канал 15 августа 1914 года, но официальное открытие состоялось лишь 12 июня 1920 года, после чего канал фактически вступил в строй.
Общая стоимость строительства Панамского канала составила приблизительно 375 миллионов долларов. С 1904 года по 1913 год в работах участвовали более 56,3 тысячи человек, из них более 5,6 тысячи (согласно больничным листам) умерли от болезней и несчастных случаев.
Точное количество погибших во французский период строительства неизвестно. По приблизительным оценкам, погибло около 22 тысяч человек.
С 1904 года при строительстве канала было извлечено около 240 миллионов кубометров грунта и еще 30 миллионов кубометров земли было вынуто во французский период строительства.
Общая протяженность канала – 81,6 километра, в том числе — 65,2 километра по суше и 16,4 километра по дну морских заливов. Ширина канала — 150-305 метров; минимальная глубина — 12,5 метров. У входа с Атлантического океана в канал расположены порты Кристобаль и Колон, у Тихоокеанского побережья — Бальбоа и Панама. Его трасса на атлантическом склоне проходит по долине реки Чагрес, на которой создано искусственное озеро Гатун, а на тихоокеанском занимает долину реки Рио-Гранде. Водораздельный участок канала длиной 51 метр, большая часть которого проходит по озеру Гатун и Кулебрской выемке, лежит на высоте 25,9 метра над уровнем океана. На Панамском канале имеется шесть ступеней (по три на каждом склоне) парных шлюзов, позволяющих пропускать корабли одновременно в обоих направлениях. Длина шлюзовых камер – 305 метров, ширина – 33,5 метра. Проводка судов через шлюзы производится с помощью электровозов. Входя со стороны Атлантического океана, суда поднимаются через три ступени шлюзов в искусственное озеро Гатун. В 1935 году объем водохранилища был увеличен за счет строительства плотины Мадден в верхнем течении Чагреса, что привело к появлению озера Мадден. Из озера Гатун суда проходят 12-километровую Кулебрскую выемку, через шлюзы Педро-Мигель спускаются в озеро Мирафлорес (16 метров над уровнем океана), минуют двухступенчатые шлюзы Мирафлорес и выходят в Панамский залив. Среднее время прохождения судов через канал составляет 7-8 часов. Двустороннее движение невозможно только для крупнотоннажных судов на участке Кулебрской выемки.
Панамский канал избавил суда от необходимости следовать по Магелланову проливу или вокруг мыса Горн, изменил направления ряда важнейших морских путей, значительно сократил расстояние между портами западного и восточного побережий США и Канады, восточным побережьем США и Дальним Востоком, а также между странами Латинской Америки.
Панама неоднократно требовала от США пересмотра договора 1903 года. После многолетних переговоров в 1977 году были подписаны договоры «О Панамском канале» и «О постоянном нейтралитете Панамского канала и его управлении», согласно которым 1 октября 1979 года зона канала переходила под юрисдикцию Панамы, а к 2000 году США обязались передать Панаме сам канал. С 1 января 2000 года канал и все его сооружения перешли под суверенитет Панамы.
В соответствии с договором «О постоянном нейтралитете и функционировании Панамского канала» он как международный транзитный путь является постоянно нейтральным и открыт как в мирное, так и в военное время для мирного транзита судов всех стран на условиях полного равенства. Суда, следующие транзитом, не могут быть подвергнуты инспекции, обыску или наблюдению. На основании поправок к этому двустороннему договору США присвоили себе особые права, в частности право в случае закрытия канала или вмешательства в его функционирование принимать меры, включая применение в Панаме вооруженных сил, для открытия канала или возобновление его функционирования.
В настоящее время канал управляется государственным агентством Панамы Autoridad del Canal de Panama (ACP). Обслуживают работу канала более 10 тысяч человек.
С момента открытия Панамского канала с 1914 году по 2011 год включительно через него прошло более одного миллиона судов.
В 2014 финансовом году каналом воспользовалось 13 481 судно. Грузооборот составил 326,8 миллиона «тонн Панамского канала». Грузооборот измеряется в специальных единицах – «тоннах Панамского канала» (PCUMS). Одна PCUMS равна одной тысячи кубических футов (28,3 кубических метров).
Основные перевозимые грузы – нефть и нефтепродукты, уголь и кокс, металлы и минералы, химические продукты, контейнерные грузы.
В 2007 году были начаты работы по расширению Панамского канала, примерная стоимость реконструкции оценивается в 5,25 миллиарда долларов. По завершении работ пропускная способность этого водного пути из Тихого в Атлантический океан возрастет в два раза — с 300 до 600 миллионов тонн в год. Закончатся работы в декабре 2015 года, а полноценно новый канал должен заработать в январе 2016 года.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Панамский канал: где находится, что соединяет, история строительства
Как известно, между Северной и Южной Америками располагается Панамский перешеек, соединяющий оба материка. Из-за него морское сообщение между северным и южным побережьями было затруднительным.
К примеру, чтобы из Нью-Йорка попасть в Сан-Франциско, необходимо было пересечь экватор, обогнуть южную оконечность материка по Магелланову проливу или вокруг мыса Горн, затем вновь подняться к экватору и далее следовать вдоль тихоокеанского побережья США. При благоприятной погоде плавание длилось около месяца, штормы и ураганы могли задержать путешественников ещё на месяц или более. Остро необходим был путь, позволяющий кораблям преодолевать перешеек. Им стал Панамский канал, открытый для судоходства в 1914 году.
Где находится Панамский канал?
Уникальное инженерно-техническое сооружение, Панамский канал пересекает перешеек между Северной и Южной Америкой с северо-запада на юго-восток. Его протяжённость составляет 80 км. Со стороны Атлантики он берёт начало в Лимонской бухте, проходит через озеро Гатун и заканчивается в Панамской бухте, выходящей в Тихий океан.
Канал состоит из четырёх «ступеней», соединяемых шлюзами, верхняя из которых находится на высоте 26 м над уровнем моря. Общая ширина канала – 150 м, глубина – 12 м, что позволяет пропускать через него даже крупные контейнеровозы и танкеры. Шлюзы располагаются попарно, чтобы пропускать суда в обе стороны. В среднем, на проход судна по каналу необходимо 9 часов, но при необходимости преодолеть все шлюзы можно всего за 4 часа. В течение суток канал могут преодолеть не более 48 судов.
Первый этап строительства
После успешного завершения строительства Суэцкого канала французский инженер Ф. Лессепс обратил свой взгляд на Панамский перешеек. На тот момент между США и Великобританией действовало соглашение, согласно которому ни одна из этих стран не имела права инициировать строительство канала, поэтому интерес Франции был горячо одобрен обеими державами.
В 1880 году Лессепс основал «Всеобщую компанию канала между океанами», которая брала на себя разработку и реализацию проекта. Предполагалось, что работы будут продолжаться в течение 12 лет. Французское правительство выделило 600 миллионов франков золотом. Кроме того, были выпущены акции, которые распространялись среди населения и принесли в кассу проекта ещё почти миллиард франков.
Согласно первоначальному плану, русло канала должно было пролегать ниже уровня моря. Однако из-за трудностей с преодолением скальных грунтов от этой идеи через несколько лет пришлось отказаться в пользу ступенчатой структуры русла. Проектированием шлюзов занялся ещё один знаменитый инженер А.Г. Эйфель. Несмотря на это, работы продвигались крайне медленно.
Панамский скандал
В 1888 году рытьё канала пришлось остановить, так как финансовые средства, собранные на осуществление проекта, были исчерпаны. Банкротство «Всеобщей компании» потрясло Францию, 700 тысяч мелких вкладчиков потеряли свои деньги, многие из них были полностью разорены. Правительство провело расследование, в результате которого выяснились ужасающие подробности.
Примерно две трети средств компании были израсходованы не на выполнение работ, а на подкуп прессы и государственных чиновников, а также были просто разворованы. В махинациях участвовали многие известные политики, члены парламента и кабинета министров. За 7 лет, прошедших с момента начала работ, была выполнена только шестая часть от запланированного объёма. Зато потраченные средства вдвое превысили первоначально указанную сумму.
Расследование продолжалось около трёх лет, с 1892 до 1895 год, после чего состоялся суд. На скамье подсудимых, однако, не было представителей правительства, политиков или других влиятельных лиц. В числе обвиняемых оказались Лессепс и его сын, который был вице-президентом компании, Эйфель и ещё два человека, входивших в руководство компании. Все они были приговорены к пяти годам заключения и денежным штрафам, однако спустя несколько месяцев суд высшей инстанции отменил приговор. Вскоре Лессепс, которому на тот момент исполнилось 89 лет, не выдержав позора, умер.
Завершение строительства канала
Банкротство Панамской компании привлекло к строительству канала внимание американцев. Они больше, чем любая другая страна, были заинтересованы в наличии водного пути через перешеек. После негласных переговоров возобновлённая французским правительством «Всеобщая компания» продала Соединённым Штатам незавершённое строительство со всей проектной документацией и строительным оборудованием. Стоимость сделки составила всего 40 миллионов долларов.
Одновременно произошёл государственный переворот, в результате которого Панама отделилась от Колумбии и объявила себя независимым государством. Места в его правительстве заняли люди, лояльные к США. Одним из первоочередных решений новой власти стала безвозмездная передача земель вдоль трассы канала в пользование США.
В августе 1914 года по Панамскому каналу прошёл первый корабль – пароход «SS Ancon». Однако официальное открытие состоялось лишь в 1920 году.
Официальное открытие Панамского канала
1920 год
Церемония закладки канала, состоявшаяся 1 января 1880 года в устье реки Рио-Гранде, проходила под французским флагом, заканчивать же строительство этого грандиозного сооружения пришлось американцам — в конце 1898-го французское правительство предложило американскому президенту Уильяму Маккинли выкупить недостроенный канал за 40 миллионов долларов. И вот спустя 15 с лишним лет после этой сделки по каналу проследовал первый корабль «Кристобаль» — из Атлантического океана в Тихий.
Первым из европейцев пересёк Панамский перешеек в 1513 году испанский конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа.
Идея создания канала относится к началу XVI века, но лишь с развитием капитализма возникла реальная возможность его строительства.
В 1846 году Соединённые Штаты навязали Колумбии (тогда Новой Гранаде, в состав которой входила территория Панамы) договор, по которому получили право беспошлинного транзита через Панамский перешеек. Вынужденные считаться с влиянием Великобритании в Центральной Америке, США заключили договор Клейтона — Булвера 1850 года, по которому стороны отказались приобретать исключительные права на будущий канал и обязались гарантировать его нейтралитет. Воспользовавшись англо-американскими противоречиями, Франция в 1879 году учредила «Всеобщую компанию межокеанского канала», однако невиданная коррупция превратила строительство канала в скандальную авантюру и привела к банкротству компании. Появился даже термин «панама», обозначающий крупное мошенничество с подкупом должностных лиц.
Испано-американская война 1898 года усилила стремление США построить канал в целях борьбы за господство в Западном полушарии. В 1901 году они заключили с Великобританией новый договор, согласно которому США получили исключительное право сооружения Панамского канала. Воспользовавшись национально-освободительным движением панамского народа, США в 1903 году поддержали требование Панамы об отделении от Колумбии и в качестве так называемой компенсации получили у Панамы зону для строительства канала. В 1904 году военное министерство США приступило к сооружению канала. Первое судно прошло через канал 15 августа 1914 года, но официальное открытие состоялось лишь 12 июня 1920 года, после чего канал фактически вступил в строй.
Длина Панамского канала — 81,6 км, в том числе 65,2 км — по суше и 16,4 км — по дну Панамской и Лимонской бухт (для прохода судов к глубокой воде), его трасса на атлантическом склоне проходит по долине реки Чагрес, на которой создано искусственное озеро Гатун, а на тихоокеанском занимает долину реки Рио-Гранде. Наименьшая высота водораздельного массива Кулебра — 87 м над уровнем океана. Наименьшая ширина по дну после завершения в 1970 году работ по расширению Кулебрской выемки увеличилась с 91,5 м почти до 150 м.
Гарантированная глубина на шлюзах 12,5 м. Водораздельный участок канала, большая часть которого проходит по озеру Гатун и Кулебрской выемке, лежит на высоте 25,9 м над средним уровнем океана. На канале имеется 6 ступеней (по три на каждом склоне) парных шлюзов с размером камер 305 — 33,5 м. Проводка судов через шлюзы осуществляется специальными электровозами. Среднее время прохождения через канал — 7–8 ч, минимальное — 4 ч. Средняя пропускная способность — 36 судов в сутки, максимальная (при использовании двух линий шлюзов) — 48 судов в сутки.
Панамский канал избавил суда от необходимости следовать по Магелланову проливу или вокруг мыса Горн и коренным образом изменил направления ряда важнейших морских путей. Наибольшее значение он имеет для связей между восточным и западным побережьями США (и Канады), путь между которыми сократился в 2,5–3 раза, между восточным побережьем США и Дальним Востоком, а также между странами Латинской Америки.
В 1971 году через него прошло 15,3 тысячи судов, перевёзших 121 миллионов т грузов, в том числе из Атлантического в Тихий океан 69 миллионов т и из Тихого в Атлантический океан 52 миллиона т. Около 70 % приходится на грузы, отправляемые из США или поступающие в порты США. Пропускная способность канала уже почти исчерпана; к тому же через его шлюзы не могут проходить суда водоизмещением более 40 тысяч т — крупные пассажирские лайнеры, супертанкеры, новейшие авианосцы, в связи с чем неоднократно выдвигались проекты его реконструкции или постройки параллельного канала.
Специальная комиссия в своём докладе президенту США в 1970 году рекомендовала построить новый канал на уровне океана по трассе Ла-Чоррера — Лагарто, приблизительно в 15 км к западу от существующего канала. Вдоль канала, между городами Панама и Колон, проходят железная дорога и шоссе.
Панама неоднократно требовала от США пересмотра неравноправного договора 1903 года о Панамском канале и зоне канала. В 1973 году этот вопрос обсуждался на проводившейся в Панаме выездной сессии Совета Безопасности ООН.
Согласно подписанному в 1977 году между Панамой и США договору Торрихоса — Картера, с 1 января 2000 года Панамский канал передан под полную юрисдикцию Панамы. 14 американских военных баз в зоне канала, занимавших площадь свыше 1 500 квадратных километров, со всей инфраструктурой также перешли в пользование панамцев.