какой календарь у мусульман солнечный или лунный
Ислам и наука: чем солнечный календарь отличается от лунного?
Лунный календарь в исламе
Отсчет времени и разница между солнечным и лунным календарем
Упомянута ли в Коране эта космическая истина?
Каким образом, современная наука подтвердила эту кораническую истину?
Аллах Всевышний в Коране сказал: «Они провели в пещере триста лет и еще девять» (18:25).
Сколько же времени в пещере они провели? Триста лет? Или триста девять? Если они находились в пещере триста лет, то почему же Аллах Всевышний не ограничился упоминанием только «триста», а сказал: «и еще дополнили девять».
Если же они находились в пещере триста девять лет, то почему в Коране не сказано именно таким образом? Почему еще использовано слово «дополнили»? В чем смысл использования этого слова?
В этих аятах Аллах Всевышний рассказывает историю обитателей пещеры, и сообщает, что они провели в пещере триста лет и еще дополнили девять. Когда он рассказал эту историю до христиан Наджрана, то они сказали:
«О трех ста годах, которые они провели в пещере нам известно, но о дополнении еще девяти лет мы не слышали».
Тогда был ниспослан аят: «Аллаху более ведомо, сколько времени они провели в пещере».
Каким образом, связаны триста лет и дополнительные девять?
Современная наука сообщает: «Разница между солнечным и лунным годом равна 10,875149 дня, поэтому за тридцать три года между солнечным и лунным летоисчислением набирается разница в 358,879917 дня, то есть приблизительно год».
Таким образом, каждые сто лет, разница составляет три года, соответственно за триста лет, эта разница будет равна девяти годам. Коран сообщил об этой разнице целых тысячу четыреста лет назад.
Исламский календарь
эра
високосов
Исламский календарь — лунный календарь, используемый в исламе для определения дат религиозных праздников, а также как официальный календарь в некоторых мусульманских странах. Летоисчисление ведётся от Хиджры (16 июля 622 года н. э.) — даты переселения пророка Мухаммада и первых мусульман из Мекки в Медину. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры (араб. الـتـقـويم الـهـجـري , ат-таквиму-л-Хиджри).
Содержание
Структура календаря
Год состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря. Сутки, согласно мусульманскому календарю, начинаются в момент захода солнца, а не в полночь, как в григорианском календаре.
Месяцы состоят из 29 или 30 дней. По традиции, первым днём нового месяца считался первый день после астрономического новолуния, в который вскоре после захода солнца на небе можно было увидеть серп луны. Если серп не был виден после 29-го дня месяца, например, из-за облаков или из-за того, что луна заходила сразу после солнца и небо было ещё слишком светлым, то новый день считался 30-м днём текущего месяца. Наблюдение лунного серпа должны засвидетельствовать как минимум два заслуживающих доверия мусульманина.
Названия месяцев
В разных источниках транслитерация названий месяцев исламского календаря на русский язык может различаться.
Начало каждого месяца мусульманского календаря определяется лунными циклами, то есть начало новой четверти — это и есть начало нового месяца. Лунный месяц длится от появления одного молодого месяца до следующего, то есть 29 дней 12 часов 44 минуты 3,8 секунды, поэтому в одних месяцах 29 дней, а в других — 30. Добавочные дни месяца запрещаются, кроме единственного дня, служащего для удержания новолуния вблизи 1-го числа месяца. Этот день включается в месяц зуль-хиджа.
Двенадцать лунных месяцев составляют лунный год, который, по самым приближенным подсчетам, равен 354 суткам. А поскольку истинная продолжительность лунного месяца не 29,5 дней, а несколько больше, то и продолжительность лунного года равна не 354 дням, а 354,367. Так как это не целое число, то неизбежно возникает проблема високосов, то есть чередования простых лет, содержащих 354 дня, и лет удлиненных — по 355 дней.
Мусульманский год всегда короче солнечного: на 10 суток, если мусульманский високосный, а солнечный простой; на 11 суток, если оба года простые или високосные; и даже на 12 суток, если мусульманский год простой, а солнечный — високосный.
Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время — на зимние.
Формула приближенного перевода
где Г — григорианский календарь, И — исламский календарь. Например, 1410 год по мусульманскому календарю соответствовал Г=1410+622−(1410/33)=1989 году. Данная формула может дать погрешность в один год. Формула для обратного перевода:
И = Г − 622 + ((Г − 622)/32)
Хиджра на начало XXI века
1 мухаррам 1422 г. | 26 марта 2001 |
1 мухаррам 1423 г. | 15 марта 2002 |
1 мухаррам 1424 г. | 5 марта 2003 |
1 мухаррам 1425 г. | 22 февраля 2004 |
1 мухаррам 1426 г. | 10 февраля 2005 |
1 мухаррам 1427 г. | 31 января 2006 |
1 мухаррам 1428 г. | 20 января 2007 |
1 мухаррам 1429 г. | 10 января 2008 |
1 мухаррам 1430 г. | 29 декабря 2008 |
1 мухаррам 1431 г. | 18 декабря 2009 |
1 мухаррам 1432 г. | 8 декабря 2010 |
1 мухаррам 1433 г. | 27 ноября 2011 |
1 мухаррам 1434 г. | 15 ноября 2012 |
1 мухаррам 1435 г. | 5 ноября 2013 |
1 мухаррам 1436 г. | 25 октября 2014 |
1 мухаррам 1437 г. | 15 октября 2015 |
Начало каждого месяца
Каждый месяц начинается с неомении, то есть начало месяца приходится на тот день, когда серп молодой Луны, после новолуния, становится видимым с заходом Солнца. Астрономическое новолуние совсем не обязательно означает начало одного из месяцев Хиджры. Луна движется по небесной сфере по очень сложной траектории, и хотя новолуния можно рассчитать весьма точно, действительную видимость полумесяца предсказать гораздо сложнее. Это зависит от таких факторов, как погода, оптические свойства атмосферы и место нахождения наблюдателя. Поэтому очень сложно заранее предсказать, когда начнется новый месяц.
В настоящий момент существуют два мнения по вопросу определения начала месяца: некоторые мусульмане учитывают местную видимость Луны, в то время как другие полагаются на свидетельства авторитетных людей в мусульманском мире. Ислам допускает обе возможности, но это приводит к различию времени начала месяцев.
Из-за отсутствия четких правил сочетание значений числа, месяца и года само по себе не является однозначным указанием на конкретный день. Поэтому для устранения неоднозначности требуется также указывать и день недели.
Какой календарь у мусульман солнечный или лунный
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Почему мусульмане используют лунный календарь?
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Солнечный календарь, в котором месяцы совпадают с временами года, очень удобен для регуляции повседневной жизни людей (особенно крестьян). Несмотря на это, весь мусульманский мир уже 14 веков использует лунный календарь, который многим может показаться странным. Ведь в этом календаре месяцы, приуроченные к фазам Луны, беспрерывно «бродят» по сезонам – понятие «летних» и «зимних» месяцев в нём отсутствует. Почему же Аллах установил для нас такую, на первый взгляд, неудобную систему подсчёта дней?
Начнём с того, что арабы до Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) пользовались особым лунно-солнечным календарём, в котором год состоял из 12 или 13 месяцев. Семь раз за 19 лет они добавляли 13-й месяц, благодаря чему месяцы примерно соответствовали временам года. Этот метод подсчёта принято называть «метоновым» – по имени древнегреческого астронома Метона Афинского, хотя в других странах (Вавилония и Китай) он был известен и раньше.
Однако при Пророке (мир ему и благословение Аллаха) Всевышний Аллах запретил мусульманам пользоваться «метоновым циклом»:
«Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. (Это установлено) в Писании Аллаха в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них запретны (для войны). Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе. Сражайтесь с многобожниками всеми вместе (или все вместе), подобно тому, как они сражаются с вами всеми вместе (или все вместе), и знайте, что Аллах – с богобоязненными. Добавление (13-го месяца) только увеличивает неверие. От этого заблуждаются те, которые не уверовали, – в один год считают дозволенным это (войну в запретный месяц), в другой год объявляют запретным, чтобы уравнять количество (месяцев), которые Аллах сделал запретными. Таким образом, они объявляют дозволенным то, что запретил Аллах. Их злые деяния приукрашены, но Аллах не ведёт истинным путём неверных» (Коран, 9:36-37).
То есть арабские язычники вставляли в их календарь 13-й месяц так, чтобы разрешить себе войну в те дни, когда она фактически была запрещена. После того, как Аллах отменил метоновый цикл, месяцы перестали совпадать с временами года, и сегодня названия многих месяцев носят лишь условный характер («раби́’у-ль-а́вваль», к примеру, переводится как «начало осени»; в современном арабском «раби́а» означает весну).
Однако мы ещё не ответили на вопрос, почему Аллах избрал для мусульман именно лунный календарь. Имам аль-Куртуби в своём тафсире говорит:
«Этот аят указывает на необходимость связывать шариатские нормы, регулирующие обряды поклонения и другие вещи, с теми месяцами и годами, которые известны арабам, а не с теми месяцами, которыми пользуются иноземцы, римляне и копты» («аль-Джами’у ли-ахкями-ль-куръан», 8/65).
То есть Всевышний Творец узаконил для уммы Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) лунные годы для того, чтобы праздники мусульман не совпадали ежегодно с какими-то праздниками кяфиров, которые те отмечают по солнечному календарю. Как говорил об этом второй праведный халиф Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах):
«Отдаляйтесь от врагов Аллаха – иудеев и христиан во время их праздников, когда они собрались для этого, ведь, поистине, на них нисходит гнев (Аллаха)» («Шу’абу-ль-иман» аль-Байхакы, 7/43).
Шейху-ль-ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Сахабы и остальные факыхи, которые были после них, согласились с тем, что люди Писания, живущие под защитой мусульман, не вправе открыто отмечать свои праздники в странах Ислама. И если мусульмане единогласны в запрещении их публичного празднования, то как они могут совершать это (т.е. соучаствовать в них)?» («Иктидау-с-сыраты-ль-мустакым», 1/510).
Ибн аль-Кайим сказал: «Поздравление неверных с их праздниками запрещено по единогласному мнению учёных». Ему же принадлежат слова: «Это даже грешнее и больше гневит Аллаха, чем поздравление пьяницы с распитием спиртного, поздравление убийцы с убийством и прелюбодея с совершением прелюбодеяния» («Ахкяму ахли-з-зимма», 1/441).
«Ибн аль-Касима спросили о том, можно ли садиться на корабли, на которые садятся христиане, (готовящиеся отмечать) свои праздники? Он назвал это нежелательным из-за страха перед гневом (Аллаха), нисходящего на них по причине того многобожия, для совершения которого они собрались» («Ахкяму ахли-з-зимма», 3/1249).
Лунный календарь как раз и отличен тем, что он помогает отделить исламские праздники от неисламских, не допуская ежегодного совпадения их дат. Ещё одно преимущество такого летоисчисления состоит в том, что оно позволяет подсчитывать месяцы в любой точке земного шара:
«Одна из особенностей лунных месяцев – та, что (этого календаря) можно придерживаться во всех регионах земли, вплоть до полярных областей, где Солнце не восходит на протяжении некоторых месяцев. Луна же не скрывается надолго никогда и нигде, включая эти полярные области» (из проповеди шейха Мухаммада аль-Мунаджжида).
Эти преимущества с лихвой компенсируют неудобства, вызванные тем, что месяцы лунного календаря невозможно приурочить к определённым временам года.
И да благословит Аллах пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.
Мусульманский календарь
У людей, только начинающих постигать Ислам, возникают вопросы относительно того, что такое исламский календарь и какой год у мусульман сейчас?
Эти вопросы невозможно рассмотреть без детального рассмотрения того, как было установлено исламское летоисчисление и календарь, и что было взято за начало мусульманского года в исламском календаре.
Что является датой начала летоисчесления мусульманского календаря
Детально и подробно этот вопрос был рассмотрен в книге ибн Хаджара «Фатх Аль-Бари», в ней же даны были детальные комментарии к хадисам из сборника «Сахих аль-Бухари», который считают самым авторитетным мусульманским сборником хадисов. В этом сборнике автор приводит слова Сахля ибн Са‘да, сподвижника Пророка Мухаммада ﷺ который сказал о том, что сподвижниками не была установлена дата, когда Пророк Мухаммад ﷺ был послан, за дату отсчета календаря, как и не была установлена за начало отсчета дата его смерти.
Но начало отсчета календаря ведется с того момента, как Пророк Мухаммад ﷺ отправился в Медину. Так сказано в хадисе, переданном Бухари.
Кто установил исламский календарь
Существует немало мнений о том, как исламское летоисчисление было установлено, и самым авторитетным из них является то, что решение об этом принадлежит второму халифу Умару ибн аль-Хаттабу. Это подтверждает и имам Абу Нуайм, который свидетельствует, что Умару написал Абу Муса аль-Ашари наместник халифа в Басре, что Умар присылает им послания, у которых нет числа. Умар собрал людей, и от них прозвучало предложение установить отсчет календаря с момента послания Пророка Мухаммада ﷺ, Али ибн Абу Талиб высказал предложение, что отсчет календаря следует начинать с момента переселения Посланника Всевышнего ﷺ, Умар ибн аль-Хаттаб прислушался к совету Али.
Выслушав все предложения, Умар сказал, что переселение было тем, что разделило «между истиной и ложью», поэтому с переселения и нужно начинать отсчет времени в календаре. Этот разговор состоялся в семнадцатом году от хиджры. Большинство людей согласилось с его словами, но от некоторых прозвучало предложение начинать календарь с Рамадана. И тогда Умар сказал, что начинать календарь нужно с мухаррама, поскольку в это время паломники возвращаются из хаджа. С этим мнением согласились все.
Есть также сообщение о том, что Усман ибн Аффан указал во время этого собрания на мухаррам как на первый для отсчета календаря месяц, то есть и Умар, и Усман имели одинаковое мнение относительно начала отсчета календаря.
Почему была выбрана дата по хиджре (переселению)
Многих интересует ответ на вопрос о том, почему же для того, чтобы начать отсчет календаря и мусульманского летоисчисления, сподвижниками был выбран именно момент переселения Пророка Мухаммада ﷺ, а не дата его рождения или день его смерти, ведь эти даты также в Исламе могут быть очень важными.
Ответ на этот вопрос заключается в следующем: о дате рождения Посланника Аллаха ﷺ, как и о дне его послания существует много разногласий, и точно определить день представляется сложным. А день смерти Пророка ﷺ сопровождался скорбью по нему, поэтому он также не был использован. День переселения Пророка Мухаммада ﷺ – единственная из возможных точно установленных дат, поэтому она и была использована для календаря.
По словам имама ас-Сухейли, сподвижники в своем решении основывались на словах Аллаха «Та мечеть, которая была построена с первых дней на богобоязненности…» в суре «Покаяние», где Аллах говорит о мечети аль-Куба, которую в Медине построили сразу по завершении переселения. Всевышний говорит «первые дни», хотя ни первыми днями после переселения, ни первыми днями Ислама дни строительства мечети не были, но Всевышний Аллах подразумевает это, как первые дни, когда Пророк Мухаммад ﷺ получил возможность поклоняться Всевышнему без опасений, а Ислам начал набирать силу. На основе этого указания было решено сподвижниками считать не день рождения Пророка Мухаммада ﷺ началом исламского календаря, а именно дату переселения Посланника Аллаха.
Основные сведения о мусульманском календаре
Исламский календарь – это лунный календарь, который мусульмане используют для того, чтобы определять даты религиозных праздников.
По мусульманскому календарю летоисчисление ведется от 16 июля 622 года григорианского календаря, когда состоялась хиджра, то есть переселение Пророка Мухаммада ﷺ, а с ним и первых мусульман в Медину из Мекки. Исламский календарь также называют календарем Хиджры.
По его структуре, сутки начинаются не в полночь, как это считает григорианский календарь, а с захода солнца. Начало месяца по мусульманскому календарю – день, в который лунный серп появляется на небе впервые в вечерние сумерки после полнолуния. Неомения наступает через один-три дня после новолуния.
Синодический месяц календаря мусульман длится около 29,53 суток в среднем, поэтому дней в месяце по мусульманскому календарю может быть как двадцать девять, так и тридцать. Если Луну можно увидеть на небе после двадцать девятого дня вечером, то следующие сутки будут первыми в новом месяце. Если Луну не видно, то наступающие сутки будут тридцатыми в текущем месяце. Добавочным днем может быть только один, который используют для того, чтобы удержать новолуние вблизи первого числа месяца, и этот день включают в месяц зуль-хиджа.
И если дату новолуния рассчитывают точно, то реальную видимость полумесяца сложно точно предсказать, поскольку это зависит от многих факторов, таких, как погода или географическое положение того, кто наблюдает, а также от оптических свойств атмосферы. Предсказать, когда начнется следующий месяц, довольно проблематично, да и по продолжительности синодический месяц в календаре мусульман может быть короче, чем среднее значение, или длиннее. Неомения может как раньше за день наступить, так и позже, чем средняя ожидаемая дата, того, как можно будет увидеть ночью Луну.
Как определяется начало месяца
Современные ученые сейчас применяют два подхода к тому, как определять начало месяца по исламскому календарю. Есть страны, где сейчас определяют, когда начался новый месяц календаря, по фактической видимости зарождающейся Луны ночью: один человек, являющийся мусульманином и заслуживающим доверие, должен засвидетельствовать, что лунный серп появился, некоторые ученые считают, что свидетельство одного не достаточно. Но большая часть стран мусульманского мира сейчас применяют для определения астрономические правила, с помощью которых рассчитывают заранее наступление неомении.
Разными правилами сейчас пользуются разные страны, но из-за того, что отсутствует один общий подход, на конкретный день, указанием однозначным считают сочетание года, числа и месяца. Поэтому сейчас в лунном календаре указывают и дни недели, чтобы устранить неоднозначность.
Исламский календарь подразумевает, что год будет меньше, чем год по солнечному календарю, на десять-одиннадцать дней, а месяцы в лунном годе относительно сезонов смещаются. Если в каком-то году определенные месяцы мусульманского календаря приходились на лето, то через какое-то время они могут приходиться на зиму.
Название месяцев мусульманского календаря
По исламскому календарю месяцы носят следующие названия.
Названия в транслитерации на русский язык может различаться в разных источниках.
В исламском календаре ряд месяцев – запретные, и в них нельзя было в доисламские времена вести войну, убивать, а также вокруг священной Каабы охотиться. Это Раджаб, Мухаррам, Зуль-хиджа и Зуль-ка‘да. В Исламе это священные месяцы. В них военные действия были запрещены по причине того, что была необходимо обезопасить паломников, которые прибывали к священной Каабе, возле которой в этот период торговля приносила большие прибыли. Если же война была неизбежна, то язычники арабы запретный месяц передвигали и вели военные действия. Мусульмане такого запрета придерживались на заре Ислама, но уже во втором году по хиджре, когда заканчивался раджаб, отряд мусульман, отправленный в Нахлю, напал на мекканцев, шедших караваном, и тем самым нарушил запрет. В этом сражении погиб Амр ибн аль-Хадрами, а также были взяты в плен два его спутника. Со стороны мекканцев были выдвинуты обвинения мусульманам в том, что они нарушили общепринятые законы, но впоследствии Пророку Мухаммаду ﷺ был ниспослан Всевышним аят суры Аль-Бакара, в котором разрешалось в запретный месяц сражаться.
По мнению факихов, во время запретных месяцев развязывать войну и начинать военные действия нельзя, но можно их завершать и продолжать, если они уже были начаты. Но это не относится к тем случаям, когда на территорию мусульманской страны вторгается враг с агрессивными целями.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Почему мусульмане используют лунный календарь, а не солнечный?
Особенности лунного календаря (фото: pixabay.com)
На протяжении многих веков люди придерживались системы последовательности дня и ночи, основанной на циклах луны, движении солнца, ритмах времен год, и использовали эти циклы для времяисчисления и, исходя из них, организовывали свою деятельность (преимущественно торговлю и сельское хозяйство).
В Коране есть упоминание об этом признаке Аллаха:
هُوَ الَّذِي جَعَلَ الشَّمْسَ ضِيَاءً وَالْقَمَرَ نُورًا وَقَدَّرَهُ مَنَازِلَ لِتَعْلَمُوا عَدَدَ السِّنِينَ وَالْحِسَابَ مَا خَلَقَ اللَّهُ ذَلِكَ إِلَّا بِالْحَقِّ يُفَصِّلُ الْآيَاتِ لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ
«Он – Тот, Кто даровал солнцу сияние, а луне – свет. Он установил для нее фазы, чтобы вы могли вести летосчисление и знали счет. Все это Аллах сотворил только ради истины. Он разъясняет Свои знамения для людей знающих» (сура «Юнус», аят 5).
В наше время общепринятой всемирной системой времяисчисления является григорианский календарь, согласно которому выстраивается наша ежедневная рутинная жизнь. Наряду с этой системой, для мусульман существует та, которая выстраивает его духовную жизнь. Это – исламский календарь. Каковы истоки и история этого календаря?
إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِندَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنفُسَكُمْ وَقَاتِلُوا الْمُشْرِكِينَ كَافَّةً كَمَا يُقَاتِلُونَكُمْ كَافَّةً وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ مَعَ الْمُتَّقِينَ
«Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе. Сражайтесь с многобожниками всеми вместе (или все вместе), подобно тому, как они сражаются с вами всеми вместе (или все вместе). Знайте, что Аллах – с богобоязненными» (сура «ат-Тауба», аят 36).
В доисламские времена арабы-язычники использовали солнечно-лунную календарную систему для исчисления времени. Месяцы исчислялись согласно лунному циклу, плюс добавлялись 10-11 дней к лунному календарю, чтобы сравнять его с солнечным. Тем самым доисламский арабский календарь начинался осенью каждого года.
Доисламские названия арабских месяцев соответствуют месяцам сегодняшнего исламского календаря. По мнению некоторых ученых, арабы заимствовали эту календарную систему от пророка Ибрагима (мир ему) и его сына Исмаиля (мир ему). Свидетельством тому становится тот факт, что в арабской календаре того времени также были 4 священных месяца и похожие обряды в определенные месяцы.
Однако арабы-язычники управляли месяцами в свою угоду, перенося запретные месяцы, объявляя запретными некоторые из дозволенных месяцев в торговых и политических интересах. Они позволяли себе вступать в войну в запретные месяцы и запрещали себе вести боевые действия в дозволенные месяцы.
Аллах Всевышний предоставил ясное установление относительно запретности (священные месяцы, в которые запрещены войны, конфликты и т.д.) месяцев, подобное самовольничество в исламе рассматривается как «аль-наси» (перенесение) и запрещено в Коране:
إِنَّمَا النَّسِيءُ زِيَادَةٌ فِي الْكُفْرِ يُضَلُّ بِهِ الَّذِينَ كَفَرُوا يُحِلُّونَهُ عَامًا وَيُحَرِّمُونَهُ عَامًا لِّيُوَاطِئُوا عِدَّةَ مَا حَرَّمَ اللَّهُ فَيُحِلُّوا مَا حَرَّمَ اللَّهُ زُيِّنَ لَهُمْ سُوءُ أَعْمَالِهِمْ وَاللَّهُ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الْكَافِرِينَ
«Откладывание запретного месяца только увеличивает неверие. От этого неверующие впадают в заблуждение. В один год они объявляют его дозволенным, а в другой год объявляют его запретным, чтобы уравнять количество месяцев, которые Аллах сделал запретными. Они объявляют дозволенным то, что запретил Аллах, и их злодеяния кажутся им прекрасными. Аллах не ведет прямым путем неверующих людей» (сура «ат-Тауба», аят 37).
Согласно ученым, арабы-язычники совершали наси двумя способами:
1. В свою угоду они объявляли священный месяц дозволенным, в котором участвовали в войнах, совершали воровство, убийства. После объявляли обычный месяц запретным, что восполнить прошедший месяц.
2. Они добавляли один месяц, чтобы сравнять лунный календарь с солнечным, чтобы обряд хаджа попадал всегда на одно и тоже время года, чтобы избежать неудобств, вызванных смещением периода хаджа.
После прихода ислама, был заимствован арабский календарь, но уже в очищенной от арабских языческих практик. Пророк Мухаммад (мир ему) в своем последней проповеди, совершенной во время хаджа, объявил о завершении смещении месяцев и принятии полностью лунного календаря без добавления месяца. С тех времен обряд хаджа (и другие даты) происходят в свое естественное время, подчиненным по воле Аллаха космическим ритмам.
Практика «наси» рассматривалась как противоречие установлению Всевышнего. Подобно тому, как посланник Аллаха (мир ему) вернул истинную священность Каабы как дома поклонения Аллаху, он (мир ему) вернул исламский календарь в лучшую свою форму, способствующую служению Господу.
الشَّمْسُ وَالْقَمَرُ بِحُسْبَانٍ
«Солнце и луна движутся согласно рассчитанному порядку» (сура «ар-Рахман», аят 5).
خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ بِالْحَقِّ يُكَوِّرُ اللَّيْلَ عَلَى النَّهَارِ وَيُكَوِّرُ النَّهَارَ عَلَى اللَّيْلِ وَسَخَّرَ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ كُلٌّ يَجْرِي لِأَجَلٍ مُّسَمًّى أَلَا هُوَ الْعَزِيزُ الْغَفَّارُ
«Он сотворил небеса и землю ради истины. Он обвивает ночью день и обвивает днем ночь. Он подчинил солнце и луну. Все они движутся к назначенному сроку. Воистину, Он – Могущественный, Всепрощающий» (сура «аз-Зумар», аят 5).
Избавив лунный календарь от языческого вмешательств, посланник Аллаха (мир ему) наставляет своей умме, что мы должны полностью подчиниться воле Всевышнего, во всех аспектах, включая то, как мы организовываем свой день, месяцы и годы.
После смерти пророка Мухаммада (мир ему), в период правления халифа Умара ибн Хаттаба, был учрежден комитет по календарю для расцвета исламского халифата. Комитет избрал пятницу, 16 июля 622 года, началом лунного календаря, в котором Пророк (мир ему) совершил переселение из Мекки в Медину. Так начался календарь хиджри.
Несмотря на то, что календарь был учрежден по практическим причинам для управления делами и корреспонденцией исламского халифата, это событие стало очень значимым в установлении культурной и цивилизационной идентичности мусульман на огромных территориях. Человек мог совершить путешествие из Марокко в Индию и обнаружить, что у всех Рамадан начался в одно и то же время (плюс минус один день). Люди стекались на хадж со всего мира и прибывали в эти места в начале одного того же месяца.
Сегодня подобные явления не вызывают никакого удивления и кажутся обыденными, но во времена отсутствия спутниковых коммуникаций и телевидения это действительно было чем-то восхитительным. Более того, это была неприхотливая календарная система. Любой человек мог определить начало или конец месяца по луне и посетив местную мечеть. Не было необходимости в сложных исчислениях и использовании техники.
Согласно ежегодному исламскому циклу, год начинается с священного месяца Мухаррама и благословенных дней Ашура, затем следуют месяцы Сафар, Раби уль-ауваль, Раби ус-сани, Джумада аль-уля, Джумада аль-ахира, Раджаб, Шаабан, Рамадан, Шавваль, Зуль-када, Зуль-хиджа.
Так сложилось, что в нашей жизни параллельно существуют два календаря, один – для ведения ежедневной жизни, другой – для духовной стороны нашей жизни. Исламский календарь создает духовный ритм в жизни, позволяя отслеживать важнейшие исламские даты, чередуя священные и обыденные месяца. Цель священного времени подготовить нас и очистить нас, быть лучшей версией себя в другие месяцы, подобно тому, как намаз делает нас лучше во время вне намаза.