какой календарь самый старый в мире
Древнейший календарь на земле. Ачинский жезл
На территории современной России найден самый древний календарь в мире. Его возраст 18 000 лет. Какое летоисчисление было у наших предков? Ответ найден в Сибири при раскопке Ачинского палеолитического поселения. Оказывается еще 18 000 лет назад наши предки не только проживали на территории современной Сибири, но еще задолго до образования шумерской, египетской, индусской, китайской цивилизаций имели совершенный лунно-солнечный календарь.Что является еще одним неоспоримым подтверждением существования высокоразвитой культуры на территории современной России.Тогда как официальная историография утверждает, что в тот период Русская равнина и Сибирь была покрыта многокилометровым ледником.
Во второй половине ХХ века на территории Ачинского района Красноярского края, ученным — археологом Георгием Александровичем Авраменко была обнаружена древняя стоянка человека, датируемая периодом 28-20 тыс.лет до н.э., известная ныне как Ачинское поселение.
Это древнее поселение получило широкую известность благодаря удивительной находке. В 1972 году при раскопке Ачинского поселения доктор исторических наук, археолог Виталий Епифанович Ларичев обнаружил загадочный предмет, который уже непросто озадачил ученный мир, а изменил общепринятые представления о эпохи верхнего палеолита и древних жителях Сибири. Данная находка представляет собой миниатюрный жезл, вырезанный из бивня мамонта. На его поверхность мастер эпохи верхнего палеолита с ювелирной точностью и изяществом нанёс спиральный узор,составленный из 1065 различных по очертанию лунок. Дальнейший анализ показал, что количество лунок в спиралях, их форма и глубина подчинены определённой закономерности. Эта находка получила название Ачинский Жезл. На первый взгляд найденный предмет может показаться рядовым образцом культуры каменного века, но это только на первый взгляд. Ученные, тщательно изучив его, сделали сенсационные выводы: возраст Ачинского жезла, по самым скромным оценкам, насчитывает более 17 000 лет. А многократная независимая экспертиза установила, что Ачинский жезл представляет собой один из древнейших, обнаруженных к настоящему времени, календарей, в котором основой счисления является положение Солнца и Луны. Также, на основании глубокого анализа находки учёными был сделан вывод о том, что проживавшие уже 18000 лет назад на территории современной Сибири наши предки, ещё задолго до образования шумерской, египетской, индусской и китайской цивилизаций имели совершенный лунно-солнечный календарь! Таким образом, всё это указывает на то, что древние жители Сибири уже в каменном веке не только владели знаниями по астрономии, математике и другим смежным наукам, но и обладали для этого уникальным инструментарием. И если принять во внимание позицию официальной историографии, то согласитесь, довольно странное занятие для полудиких людей эпохи верхнего палеолита, к тому же проживающих на территории, которую в то время покрывал ледник. Найденные при раскопках Ачинского поселения находки, являются ещё одним из многочисленных подтверждений того, что наши предки, ещё 18 000 лет назад проживали на территории современной Сибири и при этом имели высокоразвитую культуру.
История календаря
Общепризнанным считается григорианский календарь, в котором для учета нецелого числа суток в году используется 4-летний цикл. При этом в обычном году 365 дней, а каждый четвертый год считается високосным, продолжительностью 366 дней. Новый год сейчас наступает 1 января, хотя с точки зрения точности календаря это не имеет значения, — например, раньше год начинался 1 апреля. Под такое описание подходит и старый, юлианский календарь, принятый Юлием Цезарем на основании рекомендаций астронома Сосигена.
История календарей
Юлианский календарь отличался крайней простотой и фактически решал единственную задачу: согласовать продолжительность календарного года с продолжительностью солнечного года. При этом начало года, продолжительность и начало месяцев никак не связывались с лунными и солнечными циклами. Папа Григорий XIII в 1582 году, ввел незначительное изменение, улучшевшее согласованность календаря с солнечным годом.
Средняя продолжительность года в юлианском календаре составляет 365,25 суток, в то время как солнечный год равен 365,2422 дня. Такое несоответствие в юлианском календаре приводило к запаздыванию на сутки за 128 лет, и к 1582 году отставание составило 10 дней.
Папа Григорий утвердил следующее изменение в юлианском календаре: года, кратные 100 годам, которые не делятся на 4 без остатка после деления на 100, високосными не считаются. Это уменьшило погрешность календаря до одних суток в 4240 лет, а по сути означает, что 1900 и 2100 года високосными не считаются, в отличие от 2000.
Неточные даты
Впрочем, как григорианский так и юлианский календари можно считать гражданскими, поскольку даты многих религиозных праздников рассчитываются специальным образом. Например, христианская Пасха не имеет фиксированной даты в календаре, а празднуется в первое воскресенье после полнолуния, происшедшего после дня весеннего равноденствия и через неделю после еврейской Пасхи.
До сих пор существует два разных отношения к григорианскому календарю. Первое заключается в том, что поскольку он самый простой и понятный, то пусть он будет стандартом (де-факто, он им и является для западных стран). Некоторые считают, что такая «простота хуже воровства», и используют календарь, синхронизированный с солнечными и лунными циклами, то есть попытаются объединить гражданское и религиозное время. Такие «плавающие» календари используются во многих азиатских и исламских государствах.
К сожалению, разработать идеальный календарь невозможно, так как для циклов Земли, Луны и Солнца нельзя найти абсолютно точный общий знаменатель. На роль временного «скелета» календаря в разных странах выбирали разные циклы, что определялось географией и основным родом занятий населения.
Наиболее известным является 19-летний метонов цикл, который греческий математик Метон описал в V веке до н.э. За такой срок Луна и Солнце возвращаются почти в то же положение относительно Земли и звезд, что и в начале периода. Этот цикл, равный 235 лунным (синодальным) месяцам, имеет значение для некоторых современных календарей.
Во многих восточных лунных календарях он используется для лунно-солнечной синхронизации. Свои вычисления Метон делал с помощью вертикального гномона (фактически, солнечных часов) в Афинах.
Погрешности
Для оценки разных календарей можно ввести такой показатель, как его погрешность — то есть продолжительность года, рассчитанная в солнечных сутках в соответствии с данной календарной системой.
За эталон можно было бы взять астрономический год, который в сутках равен 365,242198. Это продолжительность полного оборота Земли вокруг Солнца, посчитанная относительно неподвижных звезд с учетом прецессии, то есть вращения земной оси. Полный цикл прецессии занимает 25800 лет, а в древней астрономии он известен под названием платонов год.
Таким образом, если учесть это движение, то полный оборот Земли вокруг Солнца будет происходить чуть-чуть быстрее, чем это происходит в рамках солнечной системы. Однако с точки зрения гномоники более естественным будет взять за эталон тропический год, то есть промежуток между двумя точками весеннего равноденствия. Тропический год равен 365,2424 суток.
Как будет ясно, далеко не все календари привязаны к солнечным циклам, поэтому показатель солнечной точности для них не будет иметь смысла.
Сравнивая календари по точности, стоит иметь в виду, что любой календарь — это закрепление временного символизма в глубинной памяти народа. Именно поэтому представления о времени обладают крайней консервативностью и постоянством и просто поменять их, пусть даже в угоду точности, вряд ли получится.
Древние календари
Задолго до нашей эры в Шумере, Египте, Китае, Индии и Америке велись сложнейшие астрономические наблюдения с помощью гномона и примитивных инструментов.
В Китае за тысячу лет до нашей эры наклон земной оси был вычислен как 23°54′. Известное нам отклонение отличается от расчетного меньше чем на полградуса и составляет около 23°27′ (такую погрешность и школьный транспортир не сможет измерить).
Помимо Солнца и Луны наши предки наблюдали за Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером, Сатурном, а также некоторыми яркими звездами. Все эти крайне сложные и достаточно точные наблюдения легли в основу того, что сейчас принято называть астрономией, а в то время являлось частью гномоники и астрологии.
Изначально гномоном пользовались для определения локального меридиана (направления север-юг), а также наблюдения за циклами прохождения звезд и планет через локальный меридиан. Обычная же жизнь строилась по такому расписанию, который предполагал понятный народу счет дней года и совпадал с ритмом коллективных работ. Поэтому солнечные циклы ложились в основу календарей земледельческих сообществ, а лунные циклы были важны для скотоводов, охотников и рыбаков.
Календарь индейцев Майя
В нем была сделана попытка объединить сразу два времени: гражданское и сакральное. 260-дневный цикл определял культовый распорядок, в нем повторялись названия дней и числа недели, он назывался цолькин. Следующий цикл — четырехлетний, и в нем повторяются название дня и числа месяца.
Гражданский год — тун — Майя равнялся 365 дням и состоял из 13 месяцев по 20 дней и 5 праздничных дней в конце. Через четыре года новый год приходился на один и тот же день месяца, но в разные числа 13-дневной недели. 20 тунов образовывали катун, 20 катунов — бактун и, наконец, 13 бактунов составляли великий цикл в 5130 лет.
Был еще и 52-летний цикл (13 раз по 4 года), который синхронизировал циклы в 365 и 260 дней. Точность солнечного календаря майя составляет 365,242129 суток! Обычно факт столь высокой точности, а также близость к году астрономическому сильно будоражит воображение уфологов.
Впрочем, истинные причины выбранных индейцами циклов так и остаются неизвестными. Непонятно также почему, майя испытывали такое благоговейное отношение к числам 13 и 20, в отличии от шумерских 12, 24, 30 и 60, которые лежат в основе нашего современного счета времени.
Китайский календарь
Типичный пример «плавающего» календаря, в основе которого лежат циклы Луны и двух планет: Юпитера (примерно 12 раз по 12 лунных месяцев) и Сатурна (около 30 раз по 12 лунных месяцев). Пять лет, то есть количество 12-летних циклов в 60-летнем, совпадает с количеством символических первоэлементов: дерево, огонь, земля, металл и вода.
Каждому элементу соответствует свой цвет: синий (или зеленый), красный, желтый, белый, черный; своя планета: Юпитер, Марс, Сатурн, Венера, Меркурий, и время года: весна, лето, конец лета, осень, зима. Данная система счета времени является одновременно и общепринятой (гражданской), и сакральной, поскольку неразрывно связана с восточной астрологией.
Еще ее можно считать коммерческой, с учетом того, сколько денег зарабатывает Китай на изготовлении разноцветных зверюшек к новому году. Китайский календарь распространен в некоторых юго-восточных странах.
Кельтский календарь
Кельтская цивилизация оставила нам целый храм Времени в виде мегалитов Стоунхенджа. Это было сделано жрецами-друидами около 4000 лет тому назад на юге Англии.
Интересно, что кельты знали точный 56-летний цикл повторения солнечных и лунных циклов (18,7 года). То есть они использовали более точный метонов цикл за 1500 лет до уважаемого грека и можно с уверенностью говорить о том, что кельты в своем календаре использовали комбинацию лунных и солнечных циклов.
Солнечные и лунные календари
Более понятные календари появились позже. Исторически, охотники и рыбаки строили свои календари на фазах Луны. Луна играла главную роль и в магических обрядах, и в привязке гражданского времени к месяцам и годам. Такие календари построены на лунном (синодическом) месяце, продолжительность которого некратна суткам — около 29,53.
Поэтому во многих лунных календарях продолжительность месяцев чередуется: то 29, то 30 дней. Начало года или «плавает», или периодически корректируется вставкой дополнительных месяцев. Лунные календари лежали в основе культур Востока: вавилонян, китайцев, евреев, индусов, японцев.
Земледельцы предпочитали строгое сезонное деление года по фазам Солнца. Типичным был египетский календарь.
Год длился ровно 360 дней, состоял из 12 месяцев по 30 дней. Оставшиеся 5 суток представляют извечную проблему тех, кто хочет взять за основу календаря фазы Солнца. Поскольку эти дни нарушают идеальную гармонию, то и относились к ним обычно негативно. Был период, когда их не считали, а просто верили жрецам, которые объявляли, что «в этом году в конце будет столько-то дней, неугодных богам».
Такой подход очень напоминает гражданский год индейцев майя, за исключением того, что 360 дней майя делили на 13 месяцев по 20 дней. В Египте начало года связывали с появлением Сириуса над горизонтом (момент совпадал с разливом Нила), но естественнее считать началом солнечного года день весеннего равноденствия, ближайшее полнолуние от которого считается началом и во многих лунных календарях.
На эпоху Юлия Цезаря пришлась полная путаница со временем, поэтому введение нового календаря было необходимостью. С его появлением счет времени стал полностью гражданским и доступным простым людям. Дело в том, что до юлианского календаря время в Риме было тайной для народа и его объявляли жрецы-понтифики на основании астрономических наблюдений, а потом просто личных соображений. Очевидно, что такая скрытность в отношении времени ничего общего не имела с сакральным смыслом.
Юлианский календарь в своей основе является типичным солнечным календарем. Названия месяцев пришли частью из греческой, частью из римской мифологии. Точность юлианского календаря — 365,25 солнечных дней, а григорианского — 365,2425. То, что начало года фиксируется и никак не связано с астрономическими явлениями, делает григорианский календарь очень удобным и простым.
Единый календарь
Из относительно современных солнечных календарей, успешно сочетающий в себе лунные и солнечные циклы, незаслуженно забыт персидский календарь. Как и григорианский, он основан на периоде обращения Земли вокруг Солнца.
Год в таком календаре привязан к сезонам и начинается в день весеннего равноденствия. В годе 12 месяцев, первые шесть по 31 дню, следующие – по 30, последний месяц равняется 29 дням в обычный год и 30 дням в високосный.
Довольно точно такой календарь соответствует Зодиаку. Началом года считается момент перехода Солнца (по местному времени) из южного полушария в северное. В среднем на 33 года приходится 8 високосных. Високосным считается год, при делении числового значения которого на 33 остаток составляет 1, 5, 9, 13, 17, 22, 26 или 30. Одно время этот календарь использовался в Иране. Его точность очень хороша — 365,24242 суток. В разработке этого календаря участвовал известный арабский математик, поэт и суфий Омар Хаям.
Говоря о современном счете времени, приходится затрагивать достаточно деликатную тему: от чего считать? Григорианский и юлианский календари считают время от рождения Исуса Христа. Счет времен в мусульманском календаре ведется от хиджры, то есть даты переезда Мухаммеда из Мекки в Медин, что соответствует 16 июля 622 года по юлианскому календарю. По еврейским представлениям новолуние Мироздания, то есть начало отсчета времени жизни, происходило в 3761 году до рождества Христова, в понедельник, в 5 часов и 204 части пополудни.
Введение единого календаря вряд ли возможно именно потому, что начало счета времени представляет собой фундаментальную основу разных религиозных представлений. То, что григорианский календарь, де-факто, является «эсперанто-календарем», лишний раз доказывает его удобство и простоту, но внутренний ритм разных культур неизмеримо сложнее и разнообразнее.
История возникновения календарей и его современные виды в полиграфии
Понятие «календарь»
Календарь представляет собой систему счисления больших промежутков времени, зависящую от периодичности движения различных небесных тел, например Солнца или Луны.
Само понятие возникло благодаря долговым книжкам, на основе которых люди должны были рассчитываться. Возврат долга обычно назначался на начало месяца. Эти дни именовались календами. Отсюда и пошло слово calendarium.
Но началом для отсчета времени разные народы считали совершенно разные события. Так, для древних римлян начальной точкой было основание Рима, а для египтян — дата возникновения новой правящей династии.
Необходимость календаря
Потребность измерять время возникла у людей очень давно. Без системы счета просто нельзя жить, будь то измерение пространства (метрология) или времени (календарь и хронология). Чем выше уровень культуры и науки, тем совершеннее становятся системы счета или измерения.
Природа – или Господь Бог, как кому больше нравится – предоставила людям три периодических (наблюдаемых даже невооруженным глазом первобытного человека) процесса, позволяющих вести учет времени:
1) смену дня и ночи,
2) смену фаз луны и
3) смену времен года.
На их основе и сложились такие понятия как сутки, месяц и год. Совершенно ясно, что число суток и в календарном месяце и в календарном году может быть только целым. Между тем, их астрономические прообразы – синодический месяц и тропический год – содержат дробные части суток.
Синодический месяц (от греч. «сближение»; во время новолуний Луна как бы сходится с Солнцем) – это промежуток времени между двумя новолуниями; он колеблется от 29,25 до 29,83 дня (причина – эллиптичность лунной орбиты). Средняя продолжительность синодического месяца – 29,53059 дня (= 29 дней, 12 часов 44 минуты 3,0 секунды).
Тропический год (от греч. – поворот) – это промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, достигнув наибольшей величины, снова уменьшается. Иными словами – это период времени, за который Земля совершает один оборот вокруг Солнца. Т = 365,24220 суток.
Таким образом, ни синодический месяц, ни тропический год не содержат целого числа средних солнечных суток; следовательно – все эти три величины несоизмеримы. Это значит, что невозможно достаточно просто выразить одну из этих величин через другую, – то есть нельзя подобрать некоторое целое число солнечных годов, в которых содержалось бы целое число лунных месяцев и целое число средних солнечных суток. Именно в этом – вся сложность календарной системы и вся путаница, которая в течение многих тысячелетий царила в вопросе счисления больших промежутков времени.
Неудивительно, что создание и совершенствование календарных систем было доступно ранее лишь жрецам – интеллектуалам древности, определявшим даты праздников, которые были одновременно и церковными и гражданскими, и по которым сверяли время простые люди. Достаточно вспомнить, что календарь, по которому Европа жила 1600 лет (а Русская Православная Церковь живет до сих пор) был введен верховным языческим жрецом Рима (Юлием Цезарем); реформу этого (юлианского) календаря провел в 1582 г. папа Римский Григорий XIII (верховный христианский «жрец»), а летосчисление по которому ныне сверяет время все человечество (эра от Рождества Христова, или Anno Domini, сокращенно AD) разработал и ввел в 525 г. римский архивариус аббат Дионисий Малый.
Кто и как начал подсчитывать дни?
Учёные считают, что первый календарь был уже в пятитысячном году до н.э., когда египтяне записывали цикличность погодных перемен. В те далёкие времена полукочевые скотоводы подметили, что река Нил разливалась в одно и то же время, и это совпадало с появлением на небосклоне звезды Сириус. Когда они не успевали до розлива реки, теряли урожай.
Потому стали тщательно отмечать начало календарного круга, а потом по своим заметкам определяли, когда река выйдет из берегов, когда дожди пойдут, когда засуха наступит.
А ещё календарный счёт проводили по движению небесных тел и из смены дня и ночи: солнечный – по Солнцу, лунный – по Луне, лунно-солнечный – по передвижению обоих светил. В Древней Месопотамии шумеры по изменению формы Луны от узкого серпа до полного шарика и обратно вычислили временной интервал — месяц, который у них насчитывал 29,5 деньков. Записывая каждую дату лунного появления, наблюдая за солнечными восходом и заходом, они стали соотносить сутки-месяц-год.
Вообще каждый древний народ по-своему ухитрялся метить важные для него события, потому в году было разное количество дней, да и сам календарный год брал начало в разное время. Так, римляне брали отсчёт от основания Рима, евреи и византийцы – от сотворения мира, египтяне – с первого дня прихода к власти каждой новой императорской династии.
У римлян в летоисчислении было лишь 10 месяцев и всего 304 дня. И со всем этим разнообразием, несомненно, рано или поздно возникла путаница.
Разрешил календарную проблему древнеримский Юлий Цезарь. Как-то он побывал в Египте и узнал, что египтяне между разливами Нила и утренними восходами Сириуса насчитывали 365 дней, год делили на 12 месяцев по 30 деньков каждый, а в конце добавляли ещё 5 праздничных дней. Дал задание своим астрономам проверить, почему в Риме не так.
Они египетские расчёты с годовым перемещением Солнца между звёздами взяли за основу и посчитали-согласились, что 365 дней складываются в 1 простой год, а каждый четвёртый год решили сделать високосным, на день подлиннее.
Високосный год компенсировал «хвостики» в 0,25 суток, т.к. александрийскими астрономами годовая продолжительность была посчитана поточнее — в 365,25 суток. Так и появился новый календарь Цезаря — юлианский, пришедший на замену старому римскому. Кстати Цезарь был ещё и первый, кто приказал отсчитывать новый год с 1 января.
А названия месяцев у римлян сначала были вот такими:
Это интересно! Римский сенат отблагодарил Цезаря за новый упорядоченный календарь и дал квинтилису — месяцу, когда родился Юлий, его имя — июль.
Поправку в простой, вычисленный по Солнцу, но не совсем, как оказалось, точный цезаревский календарь внёс папа Римский Григорий-XIII. Он ввёл своё летоисчисление на основе цикла земного обращения вокруг Солнца и смены лунных фаз, и сделал это ещё точнее — в 365,2425 суток, которая оказалась ближе к реальной длительности года.
Кроме того, астрономы подметили, что по юлианскому календарю церковные праздники, в том числе и дата самого главного из них – Пасхи, постепенно сдвигаются за каждые 128 лет на целые сутки, что для церкви было недопустимо. В итоге стали жить по новому стилю, на который перешли в 1582-м году многие европейские страны, время сдвинули сразу на 10 суток вперёд, и у некоторых народов 4 октября 1582-го года сразу стало по счёту 15-м.
«Чем же он отличается, — спросите вы, — этот новый стиль?» Григорианский календарь в каждой сотне лет считает високосным последний по счёту год лишь тогда, когда его порядковый номер делится на цифру 4, например, 2000-ый, 2400-ый, в то время как юлианский считал високосным любой четвёртый год, шедший по счёту после трёх простых. В результате нововведений за каждые 4 столетия мы «теряем» по трое суток, никуда не сдвигаемся, и лишние дни не копятся.
История возникновения календаря
Происхождение термина «календарь» приписывают древнеримскому слову «календы», что означало первые числа каждого месяца – день погашения долгов и процентов. Отсюда календарь изначально работал в качестве долговой книги.
Равные промежутки исчисления времени базировались на движении Солнца и Луны, отсюда появились лунный, солнечный и лунно-солнечный календари.
Современное значение календаря — это деление времени в течение года на месяцы, недели и дни недели, с указанием выходных и праздничных дней.
Различные народности вели свой календарь летоисчисления: там для римлян считали текущий год от времени основания Рима, египтяне считали годы правящей династии фараонов.
Юлианский календарь изобрел Юлий Цезарь в 46 году до нашей эры, который уловил закономерность природных явлений, и добавил к десяти месяцам года еще два месяца. Продолжительность года стала 365.5 дней. Началом года стало 1 января. До Юлия Цезаря римский год составлял 304 дня и начинался 1 марта. Он же ввел понятие високосный год, но у него каждые 3 года его продолжительность состояла из 366 дней. Эту ошибку скорректировал папа Римский Григорий XIII.
Папа Римский Григорий XIII в 1582 году ввел новый вариант летоисчисления, привязанный к дню весеннего равноденствия – 21 марту, который до этого момента постоянно сдвигался.
Новое исчисление было наиболее точным и исправляло сдвиг по времени, который составил десять суток. Григорианский календарь утвердил точные значения високосных лет. Так високосными годами стали те, чье значение кратно 400 (например, 1600, 2000). Следующие годы должны быть кратные 4, но исключения составляют кратные 100. Например, 1896 год был високосным, но наступивший через четыре года 1900 год к нему не относится и следующий високосным годом является 1904 год. Расхождение юлианского и григорианского календаря составляет трое суток на каждые четыреста лет.
Россия перешла на григорианский календарь после 31 января 2018 года, когда сразу после этой даты начиналось 14 февраля. Отсюда появился Старый Новый Год, который наступает на 14 дней позже.
Неделю по дням стали различать примерно в III веке, а наименования дней привязали к небесным светилам:
Лунный календарь базируется на движении Луны, и месяц в нем составляет 29,53 дня. На лунном исчислении живут некоторые мусульманские страны. Многие садоводы придерживаются фаз Луны, когда начинают посадочные работы.
На Луну ориентируются те, кто верит в ее влияние на творчество, деньги и отношения. Не секрет, что даже к парикмахеру некоторые люди записываются по рекомендациям лунного календаря.
Погрешности
Для оценки разных календарей можно ввести такой показатель, как его погрешность — то есть продолжительность года, рассчитанная в солнечных сутках в соответствии с данной календарной системой.
За эталон можно было бы взять астрономический год, который в сутках равен 365,242198. Это продолжительность полного оборота Земли вокруг Солнца, посчитанная относительно неподвижных звезд с учетом прецессии, то есть вращения земной оси. Полный цикл прецессии занимает 25800 лет, а в древней астрономии он известен под названием платонов год.
Таким образом, если учесть это движение, то полный оборот Земли вокруг Солнца будет происходить чуть-чуть быстрее, чем это происходит в рамках солнечной системы. Однако с точки зрения гномоники более естественным будет взять за эталон тропический год, то есть промежуток между двумя точками весеннего равноденствия. Тропический год равен 365,2424 суток.
Как будет ясно, далеко не все календари привязаны к солнечным циклам, поэтому показатель солнечной точности для них не будет иметь смысла.
Сравнивая календари по точности, стоит иметь в виду, что любой календарь — это закрепление временного символизма в глубинной памяти народа. Именно поэтому представления о времени обладают крайней консервативностью и постоянством и просто поменять их, пусть даже в угоду точности, вряд ли получится.
Календари в первобытном обществе
Якутский календарь карди.
Календарь индейцев кайова на шкуре бизона. 1889–92.
История календаря на Руси и в России
Московский лубковый календарь, XVII век
В Древней Руси счёт времени вёлся по четырём сезонам года. Использовался и лунно-солнечный календарь, в котором каждые 19 лет включали семь дополнительных месяцев. Была семидневная неделя, которая называлась седмицей.
После установления христианства в 988 году счёт лет стали вести по византийскому календарю от «сотворения мира», точнее — от «сотворения Адама» — с пятницы 1 марта, приняв византийский вариант этой даты — 5508 год до новой эры, но с некоторыми отклонениями. В Византии год начинался 1 сентября. На Руси, по древней традиции, началом года считали весну, поэтому год начинали 1 марта.
Во времена Ивана III в 1492 году (в 7000 году от «сотворения мира») начало года было перенесено на 1 сентября. Первый отпечатанный церковный календарь в России изготовлен 5 мая 1581 года Иваном Фёдоровым.
Действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» заменил на летоисчисление от Рождества Христова Пётр I с 1 января 1700 года. По указу императора от 19 декабря 7208 года от «сотворения мира» (19 (29) декабря 1699 года) [4] после 31 декабря 7208 от «сотворения мира» следовало 1 (11) января 1700 года от Рождества Христова, «…а будущаго Генваря съ 1-го числа настанетъ новый 1700-й годъ купно и новый столетний векъ…». 28 декабря 1708 года был выпущен первый гражданский календарь.
Разница между двумя системами летоисчисления для периода времени с 1492 года по 1700 год составляет 5508 лет для периода с 1 января по 31 августа, а с 1 сентября по 31 декабря — 5509 лет, поскольку новый год по старому летоисчислению наступал с сентября. (1 сентября 7208 года от «сотворения мира» = 1 сентября 1699 года от Рождества Христова. 7208 − 1699 = 5509 лет. А 1 января 7208 года от «сотворения мира» = 1 января 1700 года от Рождества Христова. 7208 − 1700 = 5508).
Григорианский календарь в Советской России введён с 14 февраля 1918 года. С 1930 по 1940 год использовался советский революционный календарь.
Советский революционный календарь
Во время действия советского революционного календаря параллельно в некоторых случаях использовался и григорианский календарь. 26 августа 1929 года Совет Народных Комиссаров СССР в постановлении «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР» признал необходимым с 1929—1930 хозяйственного года приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство.
Переход на «непрерывку», начавшийся с осени 1929 года, был закреплён весной 1930 г. Был введён единый производственный табель-календарь. В календарном году предусматривалось 360 дней и соответственно 72 пятидневки. Остальные 5 дней было решено считать праздничными.
На картинке показан табель-календарь на 1939 год. Фактически — это календарь на любой год, единственное отличие — наличие или отсутствие 29 февраля. Поэтому, с одной стороны, этот календарь можно назвать постоянным. Однако, шестидневки (то есть недели) были не сплошными, поскольку тридцать первые числа месяцев в шестидневки не входили. Интересно также, что после четвёртого дня шестидневки — 28 февраля — идёт сразу первый день шестидневки — 1 марта.
Неделя в СССР в 1929—1930 годах состояла из пяти дней, при этом все рабочие были разделены на пять групп, названных по цветам (жёлтый, розовый, красный, фиолетовый, зелёный), и каждая группа имела свой собственный выходной (нерабочий) день в неделю (так называемая «непрерывка»). Несмотря на то, что выходных дней стало больше (один в пятидневку, вместо одного в семидневку ранее), эта реформа была непопулярна, так как значительно усложняла личную, общественную и семейную жизнь из-за несовпадения выходных дней разных членов общества.
Несмотря на то, что летоисчисление продолжалось согласно григорианскому календарю, в некоторых случаях дата указывалась, как «NN год социалистической революции», с точкой отсчёта от 7 ноября 1917 г. Фраза «NN год социалистической революции» присутствовала в отрывных и перекидных календарях по 1991 год включительно — до распада СССР. Как художественный приём отсчёт лет от Октябрьской революции присутствует в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».
Виды календарей
Перевод из одной системы летоисчисления в другую доставляет порою значительные сложности из-за различной продолжительности года, а также неодинаковой даты начала года в различных системах.
В Древнегреческом календаре год содержал 354 сут. Однако из-за расхождения с солнечным годом на 11,25 суток, каждые восемь лет к году прибавляли девяносто дополнительных суток, поделенных на три равных месяца.
Изначально Древнеримский календарь состоял из 304 сут, поделенных на 10 месяцев, а первым месяцем года считалась дата — первое марта. Впоследствии римский календарь подвергся многочисленным реформам, в частности, были добавлены еще два месяца, а также была изменена дата нового года с первого марта на первое января.
Введение Юлианского календаря было связано и именем Юлия Цезаря,стремившегося увязать календарные даты с сезонными природными явлениями. Юлий установил продолжительность года, равную 365,25 суткам. Согласно юлианскому календарю, раз в четыре года наступает високосный год, длительность которого составляет 366 солнечных сут. Ориентация на солнечный цикл позволила избежать лишних «вставок» в календарь (за исключением високосного года), а также приблизить календарные даты к природному циклу.
Григорианский календарь был введен при папе Римском Григории XIII и обозначен как «новый стиль» взамен «старому стилю» (юлианскому календарю). Целью введения григорианского календаря являлось возвращение реальной даты весеннего равноденствия — 21 марта, установленной еще во времена Никейского собора, утвердившего пасхалию.
Григорианский календарь максимально точно приближен к тропическому году, разница составляет всего лишь 26 секунд. Эта разница достигнет суток через 3333 года, но для компенсации этой погрешности в григорианском календаре было введено особое правило, основанное на том, что из каждых 400 лет должны быть исключены три високосных года.
Это смогло бы поправить календарь настолько, что ошибка величиною в одни сутки возникла только через сто тысяч лет. Григорианский календарь в России был введен лишь в 1918 году, разница между новым и старым стилями в 21 веке составила 13 суток.
Основные типы календарей:
Основу любого календаря составляет цикличность 2-ух основных небесных тел – солнца и луны. Поэтому выделили такие основные типы календарей:
Лунный календарь, в основе которого лежит циклическая смена лунных фаз, происходящих в течение синодического месяца. Он равен 29,53 суткам, а год — 354,37 суткам. За каждые 30 лет вследствие дробных частей накапливалось 11 лишних суток. Типичный пример лунного календаря — мусульманский календарь.
Солнечный календарь, в основе которого годовой солнечный цикл продолжительностью 365,24 суток. Основные даты, на которые он ориентируется это дни солнечного солнцестояния и равноденствия. Типичный пример солнечного календаря – григорианский календарь.
Лунно-солнечный календарь, в основе которого попытка соединения двух циклов – солнечного и лунного. Типичный пример такого календаря — еврейский календарь.