какой исторический период называется золотым веком русской культуры
Характеристика золотого века русской культуры
Особенности эпохи «золотого века» русской культуры
«Золотой век» русской культуры в России наступил в XIX веке. Именно тогда в стране собралось такое количество гениев и творцов различных областей человеческих знаний и умений, сколько никогда не было и пока не повторилось.
Интересно отметить, что общественно-политические условия XIX века были очень тяжелыми – этот период истории называют мрачной эпохой николаевской реакции, что, собственно, повлияло на высокую адаптивность русской культуры
Исследователи считают, что высокий расцвет в истории, как правило, сопровождается глобальными изменениями. В России «золотой век» завершился стачками, народными волнениями, последующим отречением царя от престола и революцией.
Многие исторические события оказали огромное влияние на русскую культуру и формирование менталитета российских граждан. В частности можно выделить:
Развитие культуры России в XIX веке
Прежде всего, необходимо отметить небывалый подъем российского просвещения. Дворянская интеллигенция России того периода серьезно увлеклась идеями французской революции о свободе, равенстве и братстве. Рост городов и развитие промышленности, обусловившие появление новых капиталистических предприятий, безусловно, также повлияли на культуру России.
Еще до начала XIX века – на рубеже XVIII и XIX веков – началось формирование русской классической культуры. Благодаря первым русским классикам – Н.М. Карамзину и А.С. Пушкину – в культуре России сложились две тенденции:
В результате русская интеллигенция разделилась на две основные группы: западники и славянофилы. Основой славянофильства стала «русская идея» (Н. Бердяев, В. Соловьев), имевшая особое значение для характеристики менталитета русского народа XIX века.
Славянофилы осознавали особенность исторического развития России, расположенной между Западом и Востоком, что повлияло на формирование определенной консервативности приверженцев этого направления.
Подобная славянофильская идея в отношении политики была особенно консервативной, поскольку не предоставляла человеку должной свободы
Основой западничества стала радикально-модернистская идея, сформированная на мысли, что Россия органически входит в европейскую цивилизацию. Этой идеи придерживались П.В. Анненков, П.Я. Чаадаев, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, М.Н. Катков, В.Г. Белинский, Б.Н. Чичерин, А. И. Герцен и др.
Таким образом, сложившаяся бинарность затрагивала все аспекты культуры и была ведущей в культуре России XIX века.
Достижения русской культуры XIX века
Литературе принадлежит значимая роль в рассматриваемый исторический период. Именно она являлась универсальной формой общественного самосознания. Это заключалось в том, что представители русского просвещенного общества ориентировали свои жизненные позиции на высокие литературные образы.
«Золотой век» в литературе начался с творчества А.С. Пушкина, который заложил основы для такого направления, как русский реализм
Произведения других великих русских писателей, среди которых А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.А. Крылов, И.А. Гончаров, А.С. Грибоедов, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.А. Фет, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков, А.П. Чехов, В.Г. Короленко и др., входят в сокровищницу мировой литературы.
В музыкальном искусстве М.И. Глинка стал основоположником русской классической музыки. Вторая половина XIX века для музыкальной культуры была связана с коллективом русских композиторов под названием «Могучая кучка». В ее составе были М.А. Балакирев – создатель коллектива – А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Ц.А. Кюи, Н.А. Римский-Корсаков.
Эти композиторы создавали шедевры музыкального искусства, следуя традициям классической музыки М. Глинки, но при этом их развивая. Они расширили границы музыкальных жанров и обогатили музыку новыми формами: оперной, симфонической, инструментальной.
Расцвет русской живописи XIX века начался с К.П. Брюллова и его картины «Последний день Помпеи», которая стала примером академической школы.
Свое развитие в живописи получил и реализм. Он связан с именами так называемых художников-передвижников: И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.М. Васнецов, И.И. Левитан, В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, К.Е. Маковский, А.И. Куинджи, К.А. Савицкий.
Художники-передвижники так назывались, потому что организовывали передвижные выставки картин для просвещения народа
Русские ученые в течение «золотого века» сделали множество научных открытий мирового масштаба. В частности можно выделить:
Русская культура в 19 веке: даты, представители «Золотого века»
Золотой век русской литературы — описание
«Золотым веком» русской литературы принято называть XIX столетие. Это особенный период в истории России — время небывалого взлета культуры, когда Россия смогла дать миру гениев во всех сферах искусства: в литературе, в музыке, в науке, в живописи, в философии, в архитектуре и т.д.
Наша страна сделала огромный вклад в общечеловеческую культуру. Это стало возможным по двум причинам. Во-первых, в XIX веке завершилось формирование русского литературного языка. Во-вторых, достигло апогея национальное самосознание общества. Именно в XIX веке художественная российская культура стала классической, бессмертным образцом для последующих поколений.
Это феноменальный момент в истории нашей страны, так как экономическое и социально-политическое развитие России сильно отставало от большинства европейских стран, тем не менее в культурных достижениях наша страна смогла их опередить. В мировой фонд вошли многие произведения литературы, музыки и живописи, авторами которых стали русские гении. Русские ученые того времени оказались актуальными и сегодня, поэтому находятся в центре политических, философских и социальных размышлений современности.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Расцвету культурной жизни в стране способствовал ряд политических и социально-экономических событий:
Почему называют золотым веком, автор
Словосочетание «золотой век» стало крылатым. Его появление связывают с именами разных людей:
Это выражение первоначально относилось к русской литературе, в частности, к поэзии. Позже это выражение стали относить ко всей культуре России в XIX веке.
Годы периода
Точной периодизации «Золотого века» русской культуры нет. Но существует несколько предложенных разными литературоведами вариантов:
Принято считать, что даты «Золотого века» приблизительно совпадают хронологически с XIX веком.
Первая четверть 19 века
Этот период тесно связан с приходом к власти Александра I, который, приблизив к себе Н.М. Карамзина, ускорил реформу русского языка.
Особенности периода
Это время расцвета журналистики. Существовало большое количество журналов, самыми известными из которых считались «Русский вестник», «Вестник Европы», «Московский Меркурий», «Московский зритель», «Журнал российской словесности», «Цветник».
В литературе появляется новый тип героев. Яркими представителями можно считать Татьяну Ларину и Александра Чацкого, которые, каждый по своему, противостояли общепринятым устоям дворянской жизни.
Авторы и произведения
В этот период в литературе на равных сосуществовали несколько направлений:
Вторая четверть 19 века
Литература этого периода характеризуется гуманизмом, историзмом и психологизмом. Появляются два новых типа героев, которые надолго останутся в русской литературе:
В 1840-е формируется натуральная школа, которая окончательно закрепила позиции реализма в русской литературе. Представителями направления стали Н.А. Некрасов, В.И. Даль, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин и другие.
Введение цензуры
Условия для развития русской литературы и искусства существенно изменились. Николай I, испугавшись восстания декабристов, был против проявления любого свободомыслия. В 1826 году был создан жесткий цензурный устав. Официальной идеологией признана формула — «православие, самодержавие, народность». Несогласные с существующим порядком подвергались гонению, были закрыты многие литературные журналы.
Западники и славянофилы
В 40-х происходит раскол в общественной жизни России. Общество делится на западников (Н.В. Станкевич, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарев) и славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, М.П. Погодин).
Западники ратовали за отмену крепостного права и видели дальнейшее развитие России аналогично западноевропейским странам. Большинство западников были дворянами-помещиками, меньше было разночинцев и выходцев из купеческого сословия.
Славянофилы видели развитие России по-другому. Они считали, что у нашей страны свой особенный культурный путь, основанный на православии, и своя религиозная миссия. Они отрицали западноевропейский путь развития, обвиняли в ереси и атеизме европейские народы.
Вторая половина 19 века
Во второй половине XIX века литература приобретает первостепенное значение. Особой популярностью пользуются романы Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева.
Революционно-демократическое движение получило проявление в литературных работах Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.Ф. Бажина и других.
Драматургия
Этот период необычайно важен в становлении русской драматургии, основанной на реалистическом репертуаре. Ее основными характеристиками стали простота и естественность, далекие от сценической условности.
Самыми популярными направлениями стали:
Отличительной чертой стали пьесы трилогии, объединенные одними героями и жизненными противоречиями, которые не получали разрешение в рамках одного произведения. Например, трилогия А.Н. Островского «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «За чем пойдешь, то и найдешь».
Поэзия
Подъем поэзии происходит в 50-е годы XIX века. Его связывают с Н.А. Некрасовым, А.А. Фетом и Ф.И. Тютчевым. В поэзии выделяются два направления:
Литературные произведения и герои
В литературе появляется новый тип героя — человек, склонный к изменениям, но верный внутреннему «Я» (Базаров). Как правило, главный герой тесно связан с жизнью общества, готов пожертвовать собой ради блага других. Все герои — максималисты, личности высоко развитые, но таящие в себе типичную для России хандру и скептицизм.
Конец 19 века
«Золотой век» русской литературы подошел к своему завершению в конце XIX века.
Завершение «золотого периода»
Эпоха характеризуется отсутствием единой общественно-культурной мысли, разрозненностью писателей. Связано это с развитием буржуазии, изменением общественного порядка, искоренением крестьянской общины и общинного уклада.
В 80-е годы продолжают творить Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, В.М. Гаршин, Д.Н. Мамин-Сибиряк и другие. В творчестве многих из них ощущаются пессимистические настроения.
Типичные произведения этого времени
Проза 80-х годов отошла от крупных романов. Писатели тяготеют к небольшим по объему произведениям, рассказам. Господствующим направлением по-прежнему остается реализм. Однако это уже не тот исторический реализм, цель которого — познание бытия в целом. Писатели освещают текущую действительность, не имея глобальных целей. А.П. Чехов создает рассказы с героями из окружающей его действительности. Но все это «частные люди», хоть и яркие индивидуальности. В произведениях авторов четче выражено субъективное начало. Л.Н. Толстой занимается публицистикой, несущей моралистические и проповеднические функции. В творчестве В.М. Гаршина ощущается трагическое мироощущение.
Поэзия находится на более скромных позициях, нежели проза. На первую роль выходит творчество А.А. Фета с субъективно-психологическими мотивами. В лирике чувствуется разочарование поколения, душевная надломленность. Это особенно ярко проявилось в революционной поэзии С.Я. Надсона и поэта-народника П.Ф. Якубовича. Вторым направлением в лирике остается культ прекрасного, философское созерцание (поэзия А.Н. Майкова, Н.М. Минского, Я П. Полонского и др.).
Главными писателями-драматургами 80-90-х годов выступали А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. Пьесы Островского были направлены на раскрытие женских образов («Невольницы», «Без вины виноватые»). В произведениях Толстого патриархальные устои противопоставляются буржуазному негативному влиянию на общество («Плоды просвещения», «Власть тьмы»). Особое место занимают произведения Чехова. Тем не менее драматургия переживает упадок, так как социально-бытовая драма изжила себя, а новая драматургия модернизма еще не сформировалась.
Представители золотого века русской литературы
XIX век подарил нашей стране целую плеяду талантливых людей в различных областях искусства. Но самые яркие звезды сияли на литературном небосклоне:
Ни одна эпоха в нашей стране не была такой щедрой на литературных гениев.
Роль истории в русской культуре
Золотой век богат переменами, которые были продиктованы предыдущей стратегией развития Российской империи. Иными словами, всё то, что было запланировано ранее, теперь приводилось в действие. Границы государства постоянно расширялись и превратили его территорию в необъятную страну.
Значительную роль в этом деле играло присоединение Средней Азии и Северного Кавказа. Размах царя не знал жалости и промедления. Не заставили себя ждать и нововведения, которые, по мнению Петра Великого, приведут империю к успеху. Но, несмотря на запал военачальника, народ воспринимал указы с опаской и нехотя шагал в новое время. Это и стало главной причиной неравномерного развития страны.
Духовные особенности русской культуры 19 века стали настоящей сенсацией и подарили мировое признание произведениям отечественных писателей. Высшую ценность в глазах зарубежных критиков приобрели результаты трудов Льва Николаевича Толстого и Фёдора Михайловича Достоевского. Их романы «Война и мир», «Дурак», «Преступление и наказание» и в наше время пользуются популярностью во всем мире. Откровенные рассказы о культуре, быте, боли, страданиях, радости и печали простого русского человека — творческий неисчерпаемый клондайк для всех, кто ищет вдохновение.
Наибольший прогресс наблюдался именно в сфере культурно исторического развития России середины 19 века. В экономической, материальной и социально-политической отраслях государству не удалось достичь ошеломляющего успеха. Но и на месте никто не стоял, достигнув некоторых результатов:
Благодаря своим природным ресурсам Урал стал центром развития металлургической промышленности. Стремительный прогресс в этой области позволил строить новые заводы и расширить возможности производства. Это дало толчок к запуску и развитию текстильной промышленности. Появившиеся рабочие места и доступ к новой продукции стали привлекательны для населения. Многие люди переезжали в города, чтобы быть ближе к комфорту и заработку.
Как и прежде, стремительный шаг в новую эпоху тормозит старый подход к решению задач. Самодержавие и крепостное право стали непреодолимым препятствием на пути к процветающему будущему страны.
Отмена крепостного права в 1861 году позволила дышать глубже, но не устранила факторы, сдерживающие скорость развития. Эта реформа не стала спасением, которого так ждал народ. Её действие оказалось ограниченным, поскольку не происходило никаких изменений в политической сфере. Люди поняли, что перемены возможны. Это стало стимулом для требования изменений в пользу улучшения жизни народа.
События XIX века привлекли внимание к стране не только своими культурными достижениями, но и тяжёлыми последствиями:
Эти явления стали доказательством того, что люди, живущие в Российской империи, — настоящие патриоты. Они не стали бежать и приняли боем всех, кто хотел использовать страну в своих интересах. Однако народ умел защищать не только государство и правительство, но и своё мнение. Вместе с защитой границ люди добились улучшения положения и дали понять, что хотят создавать собственные законы на своей территории.
Настойчивость и чёткое виденье лучшего будущего сделали своё дело: новая эпоха подарила свободу, теперь русский народ мог творить и развиваться. Но XX век вынудил заплатить за неё двумя войнами и многочисленными жертвами.
Образование и наука
Фундаментом для развития культуры стала популяризация образования и воспитания молодёжи. Утомлённые войной и революцией люди хотели утолить жажду новых знаний, поэтому представители власти были вынуждены ввести единую систему образования. Она была достаточно продумана, чтобы обеспечить необходимыми навыками всех граждан в зависимости от их сословия. Обучение состояло из четырёх методик. Школы делились на:
Результат, полученный в конце XIX столетия, можно охарактеризовать как залог образованной и процветающей нации. На тот момент уже были основаны 63 высших учебных заведения, количество студентов в них превышало 30 тыс. человек. Для женщин образование стало доступным с 1819 года. Реформа, отменившая крепостное право, послужила своеобразным катализатором для продвижения системы обучения. Во второй половине столетия количество грамотных людей возросло с 7 до 22%, что увеличило количество учёных и изобретателей.
Искусство, которое впечатлило мир
Наиболее благоприятным и плодотворным XIX век оказался для художественной культуры, которая переживала невиданный подъем и расцвет, став классической. Основными направлениями русского искусства были сентиментализм, романтизм и реализм. Главная роль принадлежала литературе.
Почувствовав глоток свободы, творческие люди стали больше работать и заявлять о себе миру. Архитекторы, живописцы, писатели, музыканты и поэты хотели любыми способами добиться славы. Однако деятели культуры 19 века признали, что из всех творческих сфер наибольшего прорыва удалось достичь в литературе.
Творцы и критики не могли отвергать тот факт, что писатели быстрее всех поняли главное: важно не только дать объяснение какому-либо событию или ситуации, нужно отразить национальный менталитет, свойственный народу, преподнести читателю развёрнутое описание душевных терзаний, которые испытывают герои, подать изложение так, чтобы характеристика персонажа не была категоричной. Одна из основных задач автора — это донести всю многогранность личности.
Направления в литературе
Сентиментализм — ответвление в творчестве, характеризующееся излишним вниманием к чувствам и переживаниям персонажей. В таких произведениях герои идеализируют своих возлюбленных и этот мир. Они обидчивы, вспыльчивы и часто совершают необдуманные поступки.
Ярким примером сентиментализма является произведение Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза». Девушка, не выдержав предательства любимого, решает покончить жизнь самоубийством. Автор даёт подробное описание её эмоций и переживаний, раскрывает меланхоличность её характера через действия и отношения к окружающему миру, своим чувствам. Именно за свою откровенность произведение полюбили читатели.
Романтизм имел большее распространение, чем сентиментализм. Дух бунтарства привлекал писателей и поэтов того времени. Именно это направление и дало возможность выразить свои мысли. Романтизм делился на несколько ответвлений, представители которых знакомы читателям со школьной скамьи.
Кондратий Фёдорович Рылеев, Владимир Фёдорович Одоевский, Вильгельм Карпович Кюхельбекер — это имена поэтов-декабристов. Их работам гармонировали темы патриотизма, свободы и гражданской осознанности. В творчестве Антона Антоновича Дельвига, Ивана Ивановича Козлова и Николая Михайловича Языкова читался свободолюбивый лейтмотив.
Неизмеримая глубина духовного мира, разбавленная долей фантастики, — это обязательные составляющие произведений Василия Андреевича Жуковского и Константина Николаевича Батюшкова. Философские размышления, знание психологии и любовь к Родине объединились в творчестве Фёдора Ивановича Тютчева и Владимира Фёдоровича Одоевского.
Иван Андреевич Крылов и Александр Сергеевич Грибоедов стали основоположниками нового течения в литературе — реализма. Это направление стало главным в 30-х годах XIX века. Самыми известными его представителями являются Александр Сергеевич Пушкин, Фёдор Михайлович Достоевский и Лев Николаевич Толстой.
Живопись и театр
Мастера живописного дела в то время достигли небывалых высот благодаря глотку свободы и нововведениям, которые открыли новые пути для развития изобразительного искусства. Творческие люди того времени имели общее мнение о реальности, что отражалось и в работе. Как и в литературе, в живописи образовались романтизм и реализм.
Знаменитыми романистами стали Орест Адамович Кипренский и Родион Константинович Щедрин. Первый получил известность благодаря работам «А. С. Пушкин» и «Автопортрет с кистями за ухом». Щедрин же больше любил работать с пейзажами итальянской природы. Серия «Гавани в Сорренто» стала визитной карточкой художника.
Автор шедеврального произведения «Последний день Помпеи» Карл Павлович Брюллов умело сочетал в своём творчестве романтизм и классицизм. Художник, вдохновлённый легендой о матери Соломона, создал потрясающую картину. На полотне он изобразил женственную, красивую и юную девушку Вирсавию, назвав её в честь жены Давида.
В середине столетия русскую живопись захлестнула волна реализма. Это направление неспроста стало одним из ведущих того времени. В 1870 году развитием этой сферы стали заниматься лучшие художники, образовавшие товарищество передвижников. Наиболее яркими оказались работы Ильи Ефимовича Репина «Крестный ход в Курской губернии», «Бурлаки на Волге», портреты «Мусоргский» и «Протодьякон». Не меньшее внимание получили картины Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни» и «Ментиков в Березове».
Свой след в истории этого периода оставили также художники Иван Николаевич Крамской, Виктор Михайлович Васнецов, Василий Григорьевич Перов, Павел Андреевич Федотов, Алексей Кондратьевич Саврасов, Иван Иванович Шишкин.
Особые успехи ждали страну и в развитии актёрского мастерства. Московский Малый театр стал трамплином для творческой карьеры одного из самых талантливых драматургов истории русского театра — Алескандра Николаевича Островского. В стенах этого здания появились на свет пьесы «Гроза», «Лес», «Бесприданница» и «Доходное место». Эти произведения составили своеобразный скелет репертуара, который дал возможность русскому театру стать классикой. Одним из самых запоминающихся актёров Малого театра стал Михаил Семёнович Щепкин.
Новая архитектура
В начале XIX столетия, после Отечественной войны 1812 года, главной отраслью специалистов стало градостроение. Было необходимо не только заново построить города, но и отразить культуру народа во внешнем виде зданий. Для этого зодчие тщательно продумывали варианты оформления и наделяли общественные строения чертами, которые указывали на историческое прошлое России.
Чтобы лучше познакомиться с историей своей Родины, необходимо узнать не только о театре, живописи и литературе, но и об архитектуре, народной культуре 19 века в России, а таблица станет оптимальным вариантом для краткого конспекта.
Здание | Автор | Годы строительства |
Казанский кафедральный собор | А. Н. Воронихин | 1801—1811 |
Большой театр в Санкт-Петербурге | Ф. И. Тома де Томон | 1784—1886 |
Главное Адмиралтейство | А. Д. Захаров | 1704—1706 |
Здание Главного штаба | К. И. Росси | 1819—1829 |
Троице-Измайловский собор | В. П. Стасов | 1828—1835 |
Достижения российских мастеров XIX столетия превзошли все ожидания. Успехи в области искусства громко заявили о стране на весь мир, что улучшило репутацию государства на мировой арене. Осознавая свою значимость, народ стал больше гордиться Российской империей и делать всё для её светлого будущего.