какой инструмент по принципу извлечения звука является щипковым
Щипковые струнные музыкальные инструменты
Струнные щипковые музыкальные инструменты — группа струнных музыкальных инструментов, источником звука которых являются натянутые струны, а звукоизвлечение осуществляется защипыванием струн пальцами, плектром или другим приспособлением.
Многие щипковые инструменты относятся к семейству лютни, и состоят из резонирующего корпуса и грифа. Инструменты семейства цитры не имеют грифа, их струны крепятся к корпусу, вдоль (например, гусли) или поперёк (арфа).
Галерея
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Щипковые струнные музыкальные инструменты» в других словарях:
Струнные музыкальные инструменты — Музыкальные инструменты Струнные Щипковые • Смычковые Духовые Деревянные • Медные Язычковые … Википедия
СТРУННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — (хордофоны) по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (напр., скрипка, виолончель, гиджак, кеманча), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), ударно клавишные (фортепиано), щипково клавишные (клавесин) … Большой Энциклопедический словарь
струнные музыкальные инструменты — (хордофоны), по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (например, скрипка, виолончель, гиджак, кеманча), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), а также ударно клавишные (фортепиано), щипково клавишные (клавесин). * *… … Энциклопедический словарь
Струнные музыкальные инструменты — хордофоны, музыкальные инструменты, источником звука которых являются натянутые струны (См. Струна). Изменение высоты звуков в С. м. и. достигается либо укорачиванием струн (например, на скрипке), либо с помощью имеющихся в инструментах… … Большая советская энциклопедия
струнные музыкальные инструменты — ▲ музыкальный инструмент щипковые инструменты. лира. арфа. органиструм (стар). гитара. виуэла. балалайка. мандолина. домбра. тамбур. бандура. лютня. теорба. гусли. канклес. кифара. кобза. кантеле. дутар. банджо. цитра. вина. сямисэн. клавишные… … Идеографический словарь русского языка
Смычковые струнные музыкальные инструменты — Музыкальные инструменты Струнные Щипковые • Смычковые Духовые Деревянные • Медные Язычковые … Википедия
Струнные щипковые музыкальные инструменты — музыкальные инструменты, источником звука которых являются натянутые струны, а звукоизвлечение осуществляется защипыванием струн пальцами или плектром. К С. щ. м. и. принадлежат арфы, гусли, гитары, домбры, балалайки и др. инструменты. См … Большая советская энциклопедия
Музыкальные инструменты — Струнные Щипковые • Смычковые Духовые Деревянные • Медные Язычковые … Википедия
Музыкальные инструменты — инструменты, обладающие способностью воспроизводить при содействии человека ритмически организованные и фиксированные по высоте звуки или четко регулированный ритм. Каждый М. и. обладает особым тембром (окраской) звучания, а также своими… … Большая советская энциклопедия
Музыкальные инструменты — инструменты, предназначенные для извлечения ритмически организованных и фиксированных по высоте звуков или чётко регулируемого ритма, а также шумов. Предметы, издающие неорганизованное звучание и шумы (колотушка ночных сторожей, трещотка… … Музыкальная энциклопедия
Щипковые музыкальные инструменты
К группе щипковых музыкальных инструментов относят: гитары, балалайки, домры, мандолины. В этих инструментах звук извлекается путем защипывания струн пальцами или упругой пластинкой — медиатором.
Гитара. Основными узлами гитары (рис.) являются корпус, гриф и колковый механизм. Корпус гитары напоминает форму восьмерки и состоит из деки, дна и обечайки. Наиболее важной деталью является дека. Через приклеенный к ней порожек дека воспринимает колебания струн и совместно с корпусом усиливает звук и придает ему специфический тембр. Контур деки украшают окантовкой, а резонаторное отверстие — розеткой. На грифе гитары установлены ладовые пластины и головка с колковым механизмом для натяжения струн.
Длина струны между верхним и нижним порожком называется мензурой. Гитары с мензурой в 620 мм называются нормальными. Если величина мензуры составляет 650 мм, то такие гитары называются большими концертными. Гитары уменьшенных размеров (для детей) имеют мензуры 585 мм (терц-гитара, 540 мм (кварт-гитара) и 485 мм (квинт-гитара). По количеству струн гитары бывают шести- и семиструнные.
Разновидностью шестиструнной гитары является гавайская гитара, которая отличается от обыкновенной отсутствием ладов на грифе.
По качеству звучания и отделке различают гитары обыкновенного, повышенного и высшего качества.
Обыкновенные гитары изготовляют из лиственных пород древесины (березы, бука) и покрывают лаком. Корпуса гитар повышенного качества облицовывают древесиной ценных пород, покрывают лаком, с последующей располировкой. Гитары высшего качества изготовляют с измененным контуром верхней части (для удобства исполнения) и двумя резонаторными отверстиями — эфами, как у скрипки. Такие гитары инкрустируют перламутром, металлические детали никелируют.
Балалайка. Корпус балалайки имеет треугольную форму и состоит из деки, задинки и дна, склеенного из клепок. В том месте, где ударяют пальцами по струнам, врезается панцирь, предохраняющий деку от ударов пальцами. Балалайка — трехструнный инструмент, но некоторые струны могут быть сдвоенные.
По количеству клепок балалайки могут быть пяти-, шести-, семи— и даже девятиклепочными. Чем больше клепок, тем ценнее балалайка.
В зависимости от назначения балалайки подразделяют на обыкновенные, оркестровые и сольные. К оркестровым относятся балалайки: прима, секунда, альт, бас и контрабас.
Мандолина. Мандолина — четырехструнный музыкальный инструмент со сдвоенными струнами. В зависимости от формы корпуса различают мандолины трех видов: овальные, полуовальные и плоские. Звук на мандолине извлекают медиатором.
Домра. Домра в отличие от мандолины имеет корпус полушаровидной формы, гриф заканчивается головкой с завитком. Струны у домры одинарные. Домры могут быть трех— и четырехструнные. Используются домры только в составе оркестра струнных инструментов под названиями: пикколо, прима, альт, тенор, бас и контрабас.
История развития клавишных инструментов
История развития клавишных инструментов
Клавишные музыкальные инструменты – те, извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш, расположенных в определённом порядке (клавиатура). По типу звукообразования и способу извлечения звуков клавишные музыкальные инструменты делятся на следующие группы:
Электромеханические (электропиано, клавинет)
Электронные (синтезаторы, электроорган)
Духовые (Клавишно-духовой (орган и его разновидности)
Язычковые (фисгармония, баян, аккордеон, мелодика)
Клавишные
Ударно-клавишные (клавикорд, фортепиано)
Щипково-клавишные (клавесин и его разновидности)
Самозвучащие ударно-клавишные (Челеста)
Клавишные инструменты существовали ещё в Средние Века. Орган можно назвать самым древним из клавишных. Клавиши у органа были широкими и нажимали их кулаками, они пришли на смену большим рычагам, введенным в XI веке взамен неудобных ручных задвижек. В начале XVI века широкие клавиши были заменены более удобными узкими, с помощью которых играют и сейчас. Так орган стал клавишным духовым инструментом.
Первый струнным клавишным инструментом является клавикорд. Он появился в позднее Средневековье. Устройство клавикорда напоминает устройство современного фортепиано. Звук у клавикорда довольно тихий и мягкий. Родственником клавикорда является клавесин. Оба эти инструмента были очень популярны в эпоху барокко. Принцип звукоизвлечения на клавикорде такой: при нажатии на клавишу, маленький медный квадратик под названием «тангент» ударяет струну и, упираясь в неё, разделяет её на две части, одна из которых звучит, а другая заглушается лентой из войлока, протянутой вдоль струн. При отпускании клавиши тангент возвращается в исходное положение, колебания переходят на всю струну и мгновенно заглушаются частью, заглушенной войлоком.
Клавесин – клавишный инструмент, вероятно, был изобретен в Италии в XV веке. Клавесины бывают с одним или двумя (реже с тремя) мануалами, а звук в них извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам (как у современного рояля), а не перпендикулярно (как у клавикорда и современного пианино).
Концертный клавесин обладает довольно резким звуком, но все же слишком слабым для исполнения музыки в больших залах. Чтобы продлить звучание нот, композиторы использовали множество мелизмов (украшений).Разновидностями клавесина (по сходству звукоизвлечения, но отличные от него по конструкции) являются спинет, мюзелар и вёрджинел. Это небольшие клавесины с одной клавиатурой (реже с двумя), их диапазон четыре октавы. Поскольку клавесины предназначались преимущественно для домашнего музицирования, то они, как правило, искусно декорировались, становясь частью интерьера.
На рубеже XVIII века у музыкантов возникла потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на яркое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо, тонкие динамические переходы.
В 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори изобрел первое фортепиано. Он назвал своё изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий тихо и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано».
Позднее была изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот (в частности, тремоло и других мелизмов).
Урок на тему «Струнные щипковые музыкальные инструменты»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тип урока: игровой, урок-путешествие.
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о группе струнных щипковых инструментов.
Познакомить детей с тембром струнных щипковых инструментов: балалайка, банджо, домбра;
Воспитывать патриотические чувства ребенка, чувство толерантности:уважение к музыкальной культуре других народов;
Развивать воображение, музыкальную память.
Предметные: расширение знаний о группе струнных
Личностные: выражение своих настроений, чувств.
Системно-деятелъностные: умение работать в группе, коллективе
Материальное обеспечение урока:
Межпредметные связи : литература, познание мира, хореография.
Теоретический материал: балалайка, банджо, домбра.
Отправляемся в путешествие. Балалайка
Разгадываем зашифрованное задание (хоровод)
Отправляемся в путешествие. Банджо
Пластическая импровизация. Ковбои
Возвращение на Родину. Домбра
Собираем пазлы музыкальных инструментов.
2.Знакомство. Музыкальное приветствие.
Солнце светит всем в окно.
Просыпается с утра
Солнце, воздух и вода.
Солнце светит всем в окно.
На земле большой моей
Мы приветствуем друзей.
3. Ребята, какие вы знаете музыкальные инструменты?
Слайд 1 (музыкальные инструменты)
Действительно, музыкальных инструментов на земле существует великое множество! — А как вы думаете, а охотничий лук мог превратиться в музыкальный инструмент?
Давным-давно первобытный охотник, пустив стрелу, вдруг услышал, как запела тетива лука. Возможно, этот человек продолжил игру, и решил натянуть рядом с первой тетивой вторую. Теперь можно было произвести 2 звука и даже сыграть самую простую мелодию. Это событие стало великим открытием: возможно именно так и возник первый щипковый струнный музыкальный инструмент.
Демонстрация палочек с натянутой струной.
Слайд 2 (Струнные щипковые музыкальные инструменты)
-Ребята, а какой из изображённых инструментов не относится к группе стунных щипковых инструментов?
-Ребята, вы любите путешествовать? Какие виды транспорта вы знаете? А какой из них самый быстрый? Мы сегодня отправимся в необычное путешествие, на «ковре-самолёте». Вы когда-нибудь летали на «ковре-самолёте»? Но для того, что бы отправиться в страну музыкальных инструментов и познакомиться с ними поближе, нам нужно всем взяться за ковёр, завести его. Для этого мальчики –ррррррррррррр, девочки – уууууу!
Звучит музыка (балалайка)
Вот мы и прилетели. А в какую страну попали? Что за инструмент звучит?
Ответы детей. Правильно, это балалайка (слайд 4 балалайка)
Что это за инструмент? Какой он формы? Сколько струн? Какими словами можно описать звучание этого инструмента?
(звонкое, задорное, весёлое, танцевальное)
К какой группе инструментов мы отнесём балалайку?
– струнные щипковые. Давайте избразим игру на балалайке.
4.Для того чтобы отправиться дальше в путешествие, нам нужно выполнить задание, но оно зашифровано.
Может быть мне кто-нибудь поможет? Слайд 5
(Станцевать доворох)- станцевать хоровод.
Что такое хоровод? Вставайте в круг, танцуем хоровод.
5.Давайте продолжим наше путешествие, подходите к нашему «ковру-самолёту», заводите его, взлетаем!
Звучит музыка (банджо)
В какую страну на этот раз принёс нас наш ковёр? (Америка)
Слайд 6 (американские ковбои)
Может кто-нибудь знает название инструмента, который сейчас звучал? Этот инструмент называется банджо.
Слайд 7 (банджо) этот инструмент был привезён в Америку из Африки в 18 веке и очень быстро полюбился американцами.
Какая форма у этого инструмента? Сколько у него струн? Какими словами вы опишите звучание этого инструмента?
К какой группе мы отнесём банджо? Струнные щипковые.
6.Вставайте, давайте поскачим как ковбои под эту весёлую музыку.
7.Наше путешествие продолжается! Интересно, куда на этот раз нас отнесёт наш ковёр? Берёмся за ковёр, заводим его, взлетаем!
Звучит музыка (домбра)
Где это мы оказались, ребята? Слайд 8 (Казахстан)
Мы вернулись в наш родной и любимый Казахстан, звуки какого инструмента нам об этом рассказали? Слайд 9 (домбра)
Что вы знаете об этом инструменте? Какой он формы? Сколько струн? А занете ли вы легенду, о том, как домбра спасла жизнь человеку? Какими словами можно описать звучание этого инструмента? К какой группе инструментов относится домбра?
«. Много лет назад жил на свете хан. Он был такой жестокий и злой, что люди боялись даже в разговоре произносить его имя. Жена хана давно умерла с горя и тоски.
Как сказать хану о страшном горе. Боялись слуги, плакали от страха. Как рассказать хану страшную весть. И обратились они за советом к старому мудрому старику Али. Наконец Али согласился им помочь. Он принес тонких досок, сухих конских жил и принялся что-то мастерить.
Хан вскочил с места: «Ты принес мне весть о гибели Хусаина? Я обещал вестнику несчастья залить горло горящим оловом». Али произнес: «Хан, я не сказал ни слова, обо всем тебе рассказал вот этот инструмент».
Хан, обезумевший от горя, приказал залить олово в отверстие домбры. Так Али спас жизнь слугам жестокого хана. А у жителей степей Казахстана появился новый музыкальный инструмент.»
Где бы мы ни путешествовали, куда бы ни ездили, нас всегда тянет домой, в наш родной Казахстан!
8.Игра «Сложи пазл» помогите мастеру по изготовлению инструментов собрать свои чертежи. (домбра, балалайка и банджо)
Каждая группа презентует свой музыкальный инструмент и рассказывает, что нового о нём узнали.
9. С группой каких музыкальных инструментов мы знакомились сегодня на уроке? Какие инструменты вам были знакомы, а с какими вы познакомились впервые? Понравился вам урок?
До свидания, спасибо за внимание.
До свиданья, сау бол! Вот окончен наш урок.
Будем новой встречи ждать, до свидания, good bye !
Музыкальные инструменты – струнные щипковые
Среда, 3 октября 2018 г. |
Рубрика: Прочее |
Метки: Музыкальные инструменты, струнные, щипковые |
Автор статьи: keeplis |
Самые первые изображения арфы, дошедшие до нас, относится к третьему тысячелетию до нашей эры! В своем первобытном, простейшем виде, арфа встречается у всех народов мира. Из самых ранних, дошедших до нас, исторических сведений, арфа присутствует у египтян, финикийцев, греков, тюрков, римлян. И это естественно, потому что натянутая тетива лука, подталкивает человека зацепить за тетиву, появляется желание извлечь звук, а это уже первый музыкальный инструмент! Первые арфы и лиры имели несколько струн – от трех до одиннадцати. Лира, следующей ступенью развития которой, стала кифара, использовалась только в античные времена, позднее лира не встречается. С X по XIX век широко используется колесная лира, или органиструм, смычковая лира и далее гитара – лира. Древние наделяли арфу и лиру, магическими свойствами, семиструнная лира в древнегреческой мифологии олицетворяет собой семисложные структуры физического мира, а звуки, издаваемые лирой – высвобождение энергии материей, способ искупить грехи человека. Те же аналогии просматриваются и в других древних культурах и религиях. Фундаментальная мысль, общая для всех древних культур – на высшем своем уровне, искусство есть дифференциация первичной энергии – устроение вселенной. Арфа. Современная академическая арфа изобретена в 1810 году во Франции С. Эраром. Это деревянная рама, треугольной формы, верхняя часть изогнута в виде волны, внутри натянуты струны разной длины и настройки. На арфе имеется педальный механизм с семью педалями, и каждая из педалей, перемещается в трех позициях. Этот механизм позволяет повышать строй арфы на пол тона или тон, тем самым перестраивать инструмент во все тональности мажора – минора. Струн обычно 44, иногда добавляют от 1 до 4 струны. Строй у арфы – диатонический, диапазон от ДО первой октавы, до СОЛЬ четвертой октавы. Тембр нежный, мягкий, серебристый. Техника игры разнообразна – арпеджио, аккорды, флажолеты, глиссандо, используется в основном как аккомпанирующий инструмент, но есть и виртуозы сольной игры на арфе. Уд – народный струнный щипковый инструмент, известен с III – XII века, распространен в странах Ближнего Востока, на Кавказе, в Средней Азии. У разных народов имеет различную историю, предшественник европейской лютни. Имеет грушевидного вида корпус, изготавливаемый из ореха, сандалового дерева, а также из тыквы, короткую шейку без ладов, отогнутую назад головку, плоскую деревянную деку с 2-3 резонаторами. Старинные уды имели 4-5 струн, современный уд – 8-11 струн. Настройка квартовая, мелодические (парные) струны располагаются в центре, а басовые по краям. Диапазон 1-2 октавы, звук извлекается при помощи плектра, тембр мягкий, негромкий, приглушенный. Лютня – струнный щипковый музыкальный инструмент, произошел от уда, но имеет свои отличия. Форма – овальная, корпус склеенный из деревянный тонких брусочков, широкая короткая шейка с отогнутой назад головкой, верхняя дека плоская, с большим резонаторным отверстием в центре. Количество струн вначале было 6-11, первая одинарная, а со временем увеличилось до 24 (парных). Более всего были распространены лютни с 6-8 струнами, настройки кварто – терцовыми. До XVI века лютня не имела ладов, но в последствии, мастера стали добавлять лады, вначале до 4, а потом довели до 11. Звук извлекали щипком, иногда плектром, по тембру звучания лютня похожа на гитару. Широко стала известной в эпоху Возрождения, на ней играли как профессионалы, так и любители. На ней аккомпанировали пению, играли соло, вводили в различные по составу ансамбли. Пик популярности лютни относится к XVI-XVII векам, количество различных художественных полотен, гравюр, рисунков, с изображением играющих на лютне музыкантов, свидетельствует большом распространении этого инструмента в странах Европы. Так продолжалось до середины XVIII века, пока лютню окончательно не вытеснила гитара, и другие клавишные инструменты – клависин и клавикорд. В XIX веке интерес к лютне и музыке, написанной для лютни, возникает вновь. Но конструктивно, лютня XIX века практически не отличается от гитары, за исключением формы корпуса. Обширная музыкальная литература, созданная для лютни, записывалась при помощи табулатуры, так, как записывается современная гитара. 4-х грифная гитара. Первые упоминания о ней относятся к XIII веку, когда она была широко распространена в Испании. Хотя можно найти сведения, что упоминания об инструменте относится к второму тысячелетию до нашей эры. Но эти сведения противоречивы, инструменты, встречающиеся в древних культурах Востока, напоминают больше всего прообраз Уда. Родоначальником гитары считают кифару и лютню, и гитара стала следующим шагом в эволюции лютни. Первоначально на гитаре было четыре двойные струны, через некоторое время – пять двойных. В XVIII веке она «завоевывает» Европу, и вместо 5 двойных струн появляется 6 одинарных, креативная гитара окончательно устанавливается строй – квартовый – с одной терцией между двух групп струн. В России и Польше в это время, получает распространение русская гитара, с 7 струнами и другим строем – кварто – терцовым. Изготавливались гитары с дополнительными 3-4 басовыми струнами, а также меньшего размера, с повышенным на терцию или кварту строем – в гитарных ансамблях для сольных партий. Звук извлекается щипком, плектром, ударом, ногтями, комбинированно. Записывается в скрипичном ключе, однако звучит на октаву выше. Также существует специальная запись аккордов в виде «сетки» – табулатура. Для гитары написано множество произведений. В первой половине XIX века гитарное искусство переживает небывалый подъем, для нее пишут Вебер, Паганини, Берлиоз, выдающиеся гитаристы – виртуозы Джулиани, Сор, Агудо. В России – для семиструнной гитары – Сихра, Аксенов, Морков. Новый расцвет гитарного искусства начинается в начале XX века, когда испанский гитарист Таррега утвердил значение гитары, как сольного инструмента. Из его школы выходят мастера – виртуозы – Пухоль, Льобет, Анидо. Произведения для крупнейшего гитариста современности Сеговии пишут композиторы Западной Европы – Родриго, Тансман, Торроба, Фалья, Южной Америки – Вила – Лобос, Понсе. В наше время, наряду с огромным множеством гитарных фирм, мастера ищут альтернативные формы инструмента, экспериментируют с конструкциями, материалом, тембром звука. Это свидетельство того, что гитара живет и развивается, и найдется умелец, который шагнет дальше – родится новый инструмент… Балалайка – народный струнный щипковый инструмент. Первые упоминания относятся к началу XVII века. Корпус склеенный из деревянных пластин, треугольной формы, гриф длинный, слегка отогнутой назад, с лопатообразной головкой. Дека плоская с одним большим или несколькими маленькими резонаторными отверстиями. Вначале у балалайки было навязано 5 ладов, дающих диатонический строй. Струн – три. Звук извлекается бряцанием указательного пальца правой руки сверху вниз и обратно по всем струнам. Звучала балалайка звонко и весело. Широко использовалась в народе для сольной игры, в ансамблях, для аккомпанемента пению. В 1880 году, по распоряжению В. Андреева, мастера Ф. Пасербский и С. Налимов усовершенствовали конструкцию балалайки. Усовершенствованный инструмент получил лучшие резонансные свойства, более короткий гриф, на котором лады врезались, располагаясь по ступеням хроматической гаммы. Было создано семейство новой конструкции балалаечных – дискант, пикколо, прима, секунда, альт, тенор, бас и контрабас. Однако, кроме дисканта и тенора, эти инструменты не получили дальнейшего распространения. В 1896 году на всех балалайках был установлен квартовый строй. В современное время, балалайка – дискант и тенор используется в оркестрах народных инструментов. Домбра (думбыра, думбрак)– народный струнный щипковый инструмент,домбра восточного казахстана распространенный у народов Средней Азии. Существует две основных разновидностей домбры – западного Казахстана – грушевидной формы клееного или долбленного деревянного корпуса, длинным грифом, навязанными ладами, другой – восточного Казахстана лопатообразной или треугольной формы. Имеет две струны, одна из которых, мелодическая. Исполнение на домбре богато штриховой техникой правой руки, на западно – казахской домбре возможно исполнение виртуозных пьес. Эта домбра была реконструирована, усовершенствованы резонаторные свойства корпуса, появились врезные металлические лады, появилась механическая колковая система. В оркестрах казахских народных инструментов, домбре отводится солирующая роль. Домра – древнерусский народный щипковый инструмент, первые упоминания относятся к XVII веку. Изображений и описаний инструмента не сохранилось, и в 1896 – 1900 годах, Андреев совместно с мастером С. Налимовым, реконструировал древнерусскую трехструнную домру квартового строя и создал семейство инструментов – пикколо, прима, альт, тенор, бас и контрабас. В 1908 – 1917 годах, мастерами Г. Любимовым и С. Буровым, была сконструировано семейство четырехструнных домр от пикколо до контрабаса квинтового строя, положивших начало домровому оркестру. Форма корпуса округлая, склеенная из деревянных сегментов, гриф небольшой с врезными ладами, с чуть отогнутой головкой. Дека плоская, с большим резонаторным отверстием посредине. Звук звонкий, теплый, извлекается при помощи плектра – медиатора. Благодаря квинтовому строю, техническим возможностям инструмента, домристам подходит скрипичный репертуар. Четырехструнная домра больше распространена на Украине, а в народных оркестрах группа домр аналогична скрипкам в симфоническом оркестре. Гусли – русский народный струнный щипковый инструмент. Самые ранние сведения относятся к VI веку. Упоминаются гусли в сказаниях, былинах, народных сказках. Фрагменты нескольких экземпляров инструмента, датированные XI- XIV веком были найдены археологами при раскопках Новгорода в 1951-1962 годах. Гусли имеют различные формы – прямоугольной, крыловидной, шлемовидной, и от формы зависит количество струн. Крыловидные гусли – «звончатые» имели в старину долбленый корпус, сейчас изготавливают клееный, закрытый деревянной декой, и от 5 до 12 струн, настроенных диатонически. Исполнитель держит гусли на коленях, правой рукой бряцает по струнам, а левой глушит ненужные звуки. Звучание громкое и звонкое. В XVI веке сконструированы прямоугольные гусли, в основе конструкции шлемовидные инструменты, в корпусе с крышкой натянуто 55-66 струн, в данное время хроматической настройки. Они ставились на стол, или имели ножки, играли обеими руками, защипывая струны. Звук громкий, долго не затухающий. Репертуар их обширен, инструментальные пьесы, обработки народных песен, отрывки из опер. В наше время, прямоугольные гусли входят в состав некоторых ансамблей русских народных инструментов. Бандура – народный украинский струнный щипковый инструмент. По конструкции и звукоизвлечению бандура родственна русским гуслям. Произошла от кобзы, первые упоминания относятся к XV веку, изображения – к XVII веку. Первые бандуры изготавливались из цельного куска дерева, корпус имеет грушевидную или овальную форму, дека плоская с звездообразными резонаторными отверстиями. Короткая шейка без ладов заканчивается небольшой головкой. В истории развития инструмента, количество струн менялось – от 7-9 до 20-33 струн. Строй у современных бандур – хроматический, звучит мягко, приглушенно, используется для сопровождения пению. Клавесин – клавишный щипковый музыкальный инструмент. Первые упоминания относятся к 1515 году. Конструироваться начал в XIV веке. Струны в клавесине разной длины, в отличие от спинета и клавикорда, приводятся в колебание щипком, при помощи птичьего пера, укрепленного на стерженьке – толкачике. Первые клавесины имели прямоугольную форму, а с XVII века приобретает треугольную крыловидную форму с продольным расположением струн. В XVII-XVIII веке для передачи разных динамических оттенков, начинают изготавливать клавесины с двумя и даже с тремя клавиатурами, расположенных террасообразно – одна над одной, а также с регистровыми переключателями. Третья клавиатура – имела свой тембровый окрас, чаще напоминавший лютню. Они так и назывались – лютневая клавиатура. С целью усиления звучности в клавесинах применяли двойные, тройные и, есть экземпляры, с четырьмя спаренными струнами. Все эти «ухищрения» делались с одной целью – изменить тембр звука, который на клавесинах блестящий, но мало певучий, и не поддающийся динамическим изменениям. Интересно, что сила или скорость удара по клавише ни как не отражается на звуке. Применялся как сольный, камерно-ансамблевый и оркестровый инструмент. Интерес к клавесину существует до сих пор. Многочисленная нотная литература, написанная гениальными композиторами XVI-XVIII веков, исполняется и сегодня. Некоторые именитые фабрики на заказ изготавливают клавесины двух клавиатурные с регистровыми переключателями.
|