какой инструмент может украсить звучание колыбельной песни
Колыбельные песни в музыкальном развитии детей
Марина Дементьева
Колыбельные песни в музыкальном развитии детей
Колыбельные песни в музыкальном развитии малышей
Колыбельные песни – основа фольклора разных народов, большой пласт народного искусства. Название «колыбельная» произошло от слов «колыбель», «колыхать» (качать). В ранних исторических источниках встречается слово «байки», которое созвучно древнерусскому «байкать» (баюкать, убаюкивать) или «баять» (сказывать небылицы, говорить неторопливо, нараспев). Древние колыбельные пелись без слов или на припев «баю-баю-баюшки». Колыбельные байки – это ещё и древние заговоры, «обереги», с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон. Люди верили, что это живущие вокруг невидимого существа, которые приносят ребёнку сон.
Слушая колыбельные песни, ребенок чувствует комфорт, умиротворение, безопасность. Основное предназначение колыбельных – усыпить того, кому они поются. Но это лишь видимая функция колыбельной песни. В момент засыпания мозг ребёнка находится в пассивном состоянии, но его подсознание, наоборот, наиболее активно.
Медики называют колыбельные универсальным терапевтическим средством,определяющим здоровье ребенка на всю жизнь: детям, которым в детстве не пели колыбельные песни, менее успешны в жизни и чаще страдают психическими расстройствами. Колыбельные песни помогают установить особое эмоциональное отношение между их исполнителем и малышом. Исполнение колыбельных песен благотворно влияет и на материнский организм. Педиатры отмечают усиление лактации у кормящих матерей, которые регулярно напевают что-то своим детям.
Информация, которая передается ребенку с песней во время засыпания, остается у него в памяти. Малыш воспринимает интонации, тембр голоса, который дает ему чувство тепла и защищенности.
Даже если взрослые (родители, воспитатели, педагоги) не уверены в своих музыкальных способностях, это не повод лишать малыша колыбельных песен. Здесь более важен эмоциональный посыл, который адресован ребёнку.
Исследователи выделяют несколько разновидностей колыбельных.
Первая группа. Это песни, которые обращаются к ребенку с пожеланием сна, благополучия, счастья, достатка, с обещанием гостинцев, вкусной еды.
Уж я Вовушку люблю
Спи-ка, Вовушка в добре,
На соломке, на ковре.
Сидит нянюшка толкова,
Спи-ка, Вова, засыпай!
Вторая группа. Сюда входят колыбельные, в которых фигурируют образы животных и птиц, обращение с просьбой помочь укачать ребёнка.
Гули, гули, гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать.
Стали гули ворковать,
Нашу деточку качать.
Третья группа. Составляют колыбельные с мифологическими образами Сна, Дрёмы, Угомона, которые должны успокоить ребенка, навеять на него сон.
Машу Бука не пугай!
Мы дадим тебе чайку,
Два кусочка сахарку,
Ещё пышки, да пирог,
Уйди, Бука, за порог.
Только Машу не буди!
В сереньком халате,
А сониха под окном –
В сарафане голубом.
А ты, доченька, усни.
Ходит к дрёме на поклон:
— Приходи к нам, дрёма, в дом,
Приноси нам угомон.
Четвёртая группа. Входят песни, которые содержат мотив устрашения, запугивания ребенка.
Колотушек двадцать пять,
Будет Ваня крепко спать.
Пятую группу – образуют песни со смешным содержанием.
В огороде хмельничок,
Зайка хмеля нащипал, в чисто поле убежал.
А мы заиньку поймали, ушки зайке потрепали,
Чтоб он хмеля не щипал, а на скрипочке играл.
Чтоб на скрипочке играл, нашу детку забавлял.
Исследователи, обратившие внимание на важность колыбельных песен для развития современного ребенка, доказали влияние индивидуальности пения взрослого (родителя). В момент исполнения колыбельной родитель целиком принадлежит ребёнку. Он дарит ему свою любовь, нежность, свою энергию. Такое близкое общение создаёт в ребенке уверенность не только в своих силах, но и в том, что его любят, что он важен для своей семьи.
Обычно в течение дня ребенок слышит колыбельные песни перед дневным и пред ночным сном. Их поют взрослые, которые хотят усыпить малыша, дать ему возможность отдохнуть и набраться сил.
При прослушивании разных колыбельных у ребенка появляются любимые песни. Он напевает их, играя, укачивая игрушку. Необходимо в этот момент взрослым показать, как правильно прижать игрушку к себе, как правильно её укачивать и одновременно петь колыбельную.
Использовать колыбельные можно на занятиях. Так, знакомя детей с творчеством поэта,можно включить эти стихи:
• При чтении художественной литературы;
• На занятиях по рисованию.
Из поколения в поколение передается народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем, ценить прошлое.
Из опыта работы «Фольклор — источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста» Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка. Понятие эстетического.
Эстетическое воспитание в музыкальном развитии Доклад: «Эстетическое воспитание в музыкальном развитии». Подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ д/с №1 г. Лебедянь Федосова.
Интегрированное музыкальное занятие НОД с элементами осетинского регионального компонента в ДОУ «Колыбельные песни» Интегрированное музыкальное занятие, с элементами (осетинского)регионального компонента в ДОУ НОД «Колыбельные песни». Разработала музыкальный.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Колыбельные песни для куклы» ЦЕЛЬ: • формировать у детей представление о культуре разных народов используя элементы фольклора: колыбельные. • продолжать знакомить.
Консультация для мамочек «Что значат колыбельные песни для малышей?» Что значат колыбельные песни для малышей? У современных матерей жизнь расписана по часам, даже дети живут по строгому распорядку дня. Колыбельные.
Пение и его роль в музыкальном развитии ребенка Пение и его роль в музыкальном развитии ребенка. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать.
Роль фольклора в музыкальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста Актуальность Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Сегодня остро стоит проблема.
Музыка. 1 класс
Конспект урока
Урок 11. «Мелодии колыбельных песен народов России»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Колыбельные песни – жанр народной музыки, песни, предназначенные для убаюкивания малыша. Чаще всего в колыбельных песнях мы слышим интонацию покачивания, убаюкивания; многократные монотонные повторения коротких музыкальных фраз и текстов; специальные двойные слова, символизирующие покачивание (например, «баю-бай», «люли-люли»); тихое ровное исполнение.
Народная музыка, колыбельные песни, убаюкивающие интонации, Россия.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
На уроке мы узнаем об особенностях интонаций колыбельных песен;
научимся сочинять короткие мелодии;
сможем применить свои знания в творчестве.
Основное содержание урока
Колыбельные нганасанов, жителей Таймыра, напоминают древние звуковые обряды, поэтому не отличаются разнообразием: младенцу поют либо «кегей-кегей-кегейка», либо «кунтуди-кунтуди». Послушайте нганасанскую колыбельную «Ребёнка усыпляющая песня» и попробуйте пластически проинтонировать это музыкальное произведение. Получилось? А почему нет? Да, интонации этой колыбельной ритмичны и, если укачивать ребенка, то получаются очень быстрые, «трясущие» движения. Возникает вопрос: уснёт ли ребенок севера под колыбельную средней полосы России?
Особенности мелодии и ритма колыбельных для малышей у разных народов разные. Это зависит от того, что окружает людей, какие музыкальные интонации приняты в культуре данного народа. Именно поэтому малыши лучше засыпают под колыбельные своего народа.
Разбор типового тренировочного задания. Вариант 1.
Послушайте музыку. Выберите определения, которые соответствуют характеру прозвучавшей музыки.
А) Песня носит танцевальный характер, слышны радостные, озорные интонации.
Б) Песня мелодичная, слышны интонации света и покоя. По характеру соответствует жанру колыбельной.
Название файла с аудио к вопросу: «аудио3.mp3».
Башкирская народная песня «Сывар, аптраман Тавраш» («Колыбельная»).
Звук в формате MP3. Продолжительность 0:40 сек.
Правильный вариант: Вариант В.
Неправильные варианты: все другие варианты.
Подсказка: Анализируя музыкальные фрагменты, подумайте, какую музыку вам бы хотелось услышать перед сном?
Разбор типового тренировочного задания. Вариант 2.
Образуйте пары: подберите соответствующие слова для характеристики мелодии, интонации, темпа колыбельной песни.
Неспешный, стремительный, плавная, покачивания.
Название файла с аудио к вопросу: Нет.
Мелодия плавная, интонация покачивания, темп неспешный.
Стремительный (остаётся лишним, без пары).
Неправильные варианты: все другие варианты.
Подсказка: Колыбельную песню не исполняют стремительно, поскольку под стремительную музыку малыш не заснёт.
Колыбельная
ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ
Колыбельная
1-е занятие
Программное содержание. Рассказать детям о композиторе Г. В. Свиридове. Учить различать жанр колыбельной песни и характер музыки (ласковый, спокойный).
Очень интересно произведение для хора «Курские песни». Оно основано на подлинно народных мелодиях Курского края. Г. Свиридов родился недалеко от старинного русского города Курска и с детства слышал народные песни, прислушивался к их интонациям и использовал в своей музыке.
Г. В. Свиридов писал музыку и для детей. Вы познакомитесь с некоторыми произведениями из его «Альбома пьес для детей». Послушайте «Колыбельную песенку». Это произведение для фортепиано, без голоса. Определите характер музыки. Какие настроения, чувства она передаёт? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Музыка спокойная, ласковая, нежная.
П е д а г о г. Правильно, музыка нежная, светлая, убаюкивающая, задумчивая. Послушайте её ещё раз и скажите, почему она называется «Колыбельная песенка» (исполняет фрагмент).
Д е т и. Она плавная, спокойная, убаюкивающая.
Д е т и. Она маленькая.
Послушайте стихотворение «Колыбельная песенка». Оно такое же ласковое, как и пьеса Г. Свиридова:
Послушайте «Колыбельную песенку ещё раз (исполняет пьесу).
2·е занятие
Программное содержание. Учить детей различать смену характера, форму музыкального произведения. Обогащать их высказывания об эмоционально-образном содержании музыки.
П е д а г о г. Дети, послушайте отрывок из пьесы, которую вы слушали на прошлом занятии. Вспомните, как она называется, и кто её написал. (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. «Колыбельная песенка» Г. Свиридова.
П е д а г о г. Какие настроения, чувства выражены в ней?
Д е т и. Музыка нежная, ласковая, убаюкивающая, спокойная.
П е д а г о г. Прислушайтесь внимательно: всё ли время музыка звучит светло, спокойно, мягко или её характер меняется? (Исполняет пьесу целиком.)
Д е т и. В середине музыка звучит немного грустно, тревожно.
П е д а г о г. Правильно, в средней части появляется тревожное, беспокойное, сумрачное, напряжённое, тёмное звучание, а потом оно опять просветляется, становится нежным. Сколько частей в пьесе?
П е д а г о г. А когда вы поднимете коричневую?
П е д а г о г. А теперь слушайте внимательно (исполняет пьесу целиком, дети поднимают соответствующие звучанию музыки карточки). Какая музыка звучала в начале пьесы (в 1-й части) и в конце (в 3-й части)?
Д е т и. Светлая, ласковая, нежная, добрая, убаюкивающая.
П е д а г о г. А в средней части?
Д е т и. Тёмная, тревожная.
П е д а г о г. Обратите внимание: мелодия всё время повторяется без изменения, только один раз звучит низко, темно, а сопровождение меняется, оно окрашивает её в различные тона, придаёт разный характер. Повторения мелодии делают колыбельную убаюкивающей, немного монотонной. Послушайте её ещё раз.
3-е занятие
Программное содержание. Учить детей связывать средства музыкальной выразительности с содержанием музыки.
П е д а г о г. Дети, послушайте «Колыбельную песенку» Г. Свиридова. Скажите, сколько в пьесе частей, какой характер каждой (исполняет пьесу целиком).
Д е т и. Тихо, плавно, медленно, ласково.
Д е т и. Громче, тревожнее.
П е д а г о г. Как стала звучать мелодия? (Исполняет её.)
Д е т и. Она стала звучать низко.
Д е т и. Светло, нежно, тихо, потом музыка совсем затихает.
Д е т и. Металлофон, треугольник.
П е д а г о г. Давайте сыграем с кем-нибудь из вас вместе (даёт ребенку треугольник, просит вступить на третью часть пьесы и тихо, в такт музыке, отмечать покачивание колыбельной).
В презентации дополнительно даны плюс (в исп. О. Анофриева) и минус колыбельной песни «Спят усталые игрушки» для слушания и пения с детьми. Также добавлены ряд репродукций картин для просмотра и беседы с детьми по желанию педагога.
Презентация
Фольклор. Колыбельные песни
Разделы: Музыка
Цель: приобщение учащихся к фольклору через бережное отношение и сохранение народных традиций во взаимосвязи с современностью.
Название темы, таблицы со словами, детские музыкальные инструменты, иллюстрации с героям колыбельных песен (кот, волк, Дрема, мама). Карточки с колыбельными песнями, кроссворд на плакате. Фонотека. Видеоаппаратура.
1. “Светит месяц” – вход.
2. Колыбельная песня “Баю, бай” – пение.
3. Колыбельная песня “У кота-воркота” – исполнение.
4. “Дрёма”, игра-песня – разучивание.
5. “Колыбельная” медведицы из мультфильма “Умка” видео/караоке.
6. “Колыбельная”, муз. Гладкова – игра на детских музыкальных инструментах (треугольнике).
1. Организационный момент. Звучит музыка (р.н.п. “Светит месяц”), дети входят в класс.
Приветствие детей и учителя по старинному русскому обычаю – поклоном, так люди в старину проявляли уважение друг к другу. Делают поклон, напевая “Здравствуйте ребята”, “Здравствуйте учитель”.
2. Сообщение новой темы (вступительная беседа).
Тема нашего урока – Фольклор. Слово фольклор – это английское слово, сложенное из двух слов “фольк”—народ, “лор”— учение. Итак, фольклор – это народная мудрость. Слушая музыку, читая книги, мы хотим знать, кто их сочинил. Кто создал эти произведения? Фольклор не имеет автора. Это особое искусство – народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверяя и т.д.
Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей.
Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность. Появление ребенка на свет по-народному называется – родины. При рождении ребенка совершается обряд крещения. Совершая его, матери как бы оберегали своих детей от недугов и нечистой силы. Как вы знаете, этот обряд сохранился до наших дней. Может быть, среди вас есть крещенные? Расскажите, что вы знаете об этом обряде? (Ответы учащихся)
Ребята, вы знаете, что первой колыбелью ребенка была люлька, качание в люльках – это своего рода обряд, успокаивание. Вот посмотрите, какие раньше были люльки. Выявления сходства и различия с современной коляской и кроватью. В колыбельных песнях ритмика, интонация и звуковое оформление соответствует покачиванию и скрипу люльки.
Над колыбелью звучали колыбельные песни, которые в народе называли байками. Это название произошло от глагола “баять”, “баить” – говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: “шептать”, “заговаривать”. Колыбельные байки – это ещё и древние заговоры, “обереги”, с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон. Люди верили, что это живущие вокруг невидимые существа, которые приносят ребёнку покой и сон. Слову над колыбелью издревле придавали значение заклинания. Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощенной уходом за ребёнком. Несомненно, на этих представлениях сказались общие понятия народа о всесилии сна, отраде отдыха.
Нередко в колыбельных песнях рисуется будущее ребенка.
Матери как бы желают своему дитя всего хорошего, обещая богатства, пряника, сладостей, обновы и т.д. (учитель поёт колыбельную песню). Подчеркнутые слова можно заменять именами младенцев
Баю, баю, баиньки,
Купим сыну валенки, (Тане)
Наденем на ножки,
Пустим по дорожке.
Будет мой сынок ходить, (Танечка)
Новы валенки носить.
Существуют такие колыбельные песни, в которых к детям приходят животные и убаюкивают их.
Например: Кот-баюн, Гули, собачки и другие.
Целый цикл колыбельных песен связан с житьём-бытьем домашнего кота: он и люльку качает, и мурлыкает.
Первоначальная мысль таких песен связана с магией: считалось, что много спящий кот может передать свои привычки ребенку – обыкновением было класть кота в колыбель, прежде чем положить в неё ребёнка.
Давайте разучим одну из таких песенок:
“У кота-воркота колыбелька хорошая.
Я коту-воркоту тихо песенку спою”.
В полной мере все сказанное относится и к песням о гулях-голубях, которые прилетают к колыбели, воркуют.
Баю-баюшки, баю,
Прилетали гуленьки,
Стали гули ворковать,
Нашу деточку качать.
Героями других колыбельных песен являются волшебники. Такие как “Сон”, “Дрема”, “Угомон”. (Разучивание колыбельной песни, вокально-хоровая работа)
Ай, лю-ли, ай, лю-ли,
Угомон тебя возьми,
Угомон тебя возьми,
Наша детка сладко спи.
Ходит Сон близ окон,
Бродит Дрёма возле дома,
И глядят, все ли спят.
Разучивание фольклорной игры “Дрёма”, с музыкально-ритмическими движениями (обратить внимание на распевы).
И, конечно же, есть колыбельные песни, в которых детей пугают. Героями этих песен является волчок, “бабай” и “бука”.
Учитель поет по карточкам примеры:
“Баю-баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придет серый волчок и укусит за бочок”.
Баю-бай, баю-бай,
Ты Ванюша не вставай,
А то к нам придет бабай,
Скажет: “Ванечку отдай”.
А мы Ваню не дадим,
Ваня нужен нам самим”.
Ребята, но ведь колыбельные песни бывают не только народные. Многие композиторы на основе фольклора, сохраняя традиции, написали свои колыбельные песни. Давайте послушаем колыбельную песню без слов (музыка Гладкова). Выберите, какой инструмент подходит для сопровождения колыбельных песен (треугольник). Дети исполняют ритм песни под музыку. Оценка исполнения.
Какие вы знаете современные колыбельные песни? Какой у них характер? (нежный, ласковый, мягкий). Знакомство с колыбельной песней медведицы из мультфильма “Умка” (видеоматериал). Анализ музыкального произведения. Исполнение детьми караоке.
Разучивание и исполнение песен, по выбору учителя и учащихся.
Работа над кантиленой, развитием вокально-хоровых навыков, певческой культурой.
3. Обобщение урока. Обобщая тему урока, необходимо вместе с детьми выявить главную функцию колыбельных песен.
Народные и композиторские колыбельные песни нужны для того, чтобы успокоить и усыпить ребенка. Наверно, каждая девочка, играя в игрушки или куклы, усыпляя их, поет им колыбельные песенки.
Обобщение темы урока, закрепление основных понятий, отгадывая кроссворд.
Конспект открытого урока по теме «Колыбельные»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
[Введите название организации]
Раздел: «День, полный событий». Тема: «Колыбельные»
Открытый урок по музыке во 2-м классе.
Лялькина М.А.- учитель музыки
усвоение жанра колыбельных песен, его основных признаков;
развитие музыкального слуха;
развитие вокально-хоровых навыков;
развитие творческих способностей.
воспитание доброты и любви к маме, к природе;
воспитание музыкального вкуса;
высокой духовной культуры.
Анализа и сравнения;
Ретроспективы и перспективы.
Форма организации учебной деятельности:
учебник «Музыка» 2 кл-.Е. Критская, Г.Сергеева,Т. Шмагина;
аудио и видеозаписи;
инструмент – скрипка, маракасы, треугольник, бубен
Актуализация темы урока.
Раскрытие темы урока на музыкальных произведениях:
“ Колыбельная «Спи, моя радость, усни»” – В.Моцарт
«Колыбельная»- Й. Брамс
«Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс»- Дж.Гершвин
“ Спят усталые игрушки” – А. Островский
“ Колыбельная медведицы” из мультфильма “Умка” – Е. Крылатов
Слайд 1-без указания темы урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок:– урок- путешествие. Конечно же, музыкальное! Во время путешествия мы отгадаем тему урока! Амина и Настя подготовили стихотворение к нашему уроку, давайте послушаем его: (слайд 2)
Всё в мире хочется познать,
Всё хочется увидеть в мире:
В стране мелодий погулять
И поиграть на струнной лире.
Цветок нас ждёт…
Нам музыка всего дороже
Фантазий сказочная нить
Не заблудиться нам поможет
Мы с вами посетим разные страны мира, мы побываем в далеком прошлом и вернемся в настоящее время. (слайд 3).В путешествие нас поведет музыка! Давайте отправимся в Австрию и попробуем сказать, какая музыка встретила вас? Для того, что бы вам было легче выражать свои эмоции, у вас лежат на партах слова-помощники. ( Звучит «Спи, моя радость, усни» В.Моцарта в исполнении учителя (скрипка))
Предполагаемые ответы детей: спокойная, плавная мелодия, похожа на колыбельную
Учитель: Эту мелодию написал великий австрийский композитор В.Моцарт.(слайд 4)
Учитель: Мы отправляемся в Германию. Давайте послушаем музыку, написанную немецким композитором Иоганнесом Брамсом. (слайд 5) (звучит фрагмент «Колыбельной» в исп. учителя, скрипка)
Предполагаемые ответы детей: она тоже мягкая, нежная, спокойная, плавная мелодия, похожа на колыбельную, только без слов.
Учитель: теперь послушаем мелодию российского композитора Тихона Хренникова (звучит «Колыбельная Светланы» из к/ф «Гусарская баллада», фрагмент, скрипка)
Предполагаемые ответы детей: спокойная, плавная мелодия, похожа на колыбельную, кто-то из детей, услышав низкий тембр скрипки (струна СОЛЬ)сказал, что музыка грубая
Предполагаемые ответы детей: эта мелодия необычная, нежная, немного неровная, но тоже похожа на колыбельную.
Учитель: скажите, что общего в этих мелодиях?
Ответы детей: мелодии неторопливые, плавные, мягкие, спокойные, похожи на колыбельную
Учитель: Может быть кто-нибудь догадался, какой музыке будет посвящен наш урок? (ответы детей)
Вы были правы, говоря, что музыка была похожа на колыбельную песню, только без слов. Мы с вами совершили небольшое путешествие по миру и вы убедились, что КОЛЫБЕЛЬНЫЕ – это не только самые древние песни, дошедшие до нашего времени. но и песни, которые сочиняют и поют на всей планете. Из множества песен вы всегда узнаете колыбельную по её убаюкивающей интонации.
Именно так звучит тема нашего урока: «Колыбельные». (слайд 8)
Учитель: Скажите, ребята, а когда поётся колыбельная?
Предполагаемые ответы детей :Колыбельная песня исполняется вечером, перед сном.
Учитель: Да, это значит колыбельные песни тихие, спокойные, нежные, ласковые. Многие из них вам известны с раннего детства.
ВИДЕОФРАГМЕНТ: «Спят усталые игрушки» заставка телепередачи на песню А. Островского, слова З. Петровой.
— Какой характер у этой колыбельной? (легкий, она не грустная)
Учитель :Конечно, колыбельная ассоциируется только с одним человеком – МАМОЙ! Потому что только мама дарит своему ребёнку теплоту, нежность и ласку, напевая и баюкая его перед сном.
— С его помощью мы познакомимся и узнаем все характерные черты колыбельных песен. Исполняя и слушая «КОЛЫБЕЛЬНУЮ», мы будем постепенно заполнять каждый лепесток нашего цветика – семицветика, узнавая что-то новое.
Учитель: На доске записан отрывок мелодии песни, давайте попробуем ее спеть с названием нот( выходит ученик по желанию, показывает ноты и поёт, класс может подпевать ).Знакомая мелодия?
Ответ детей: Да, « Колыбельная медведицы» из мультфильма “Умка”.(слайд 12)
Учитель: Любая мама, даже мама – медведица, для своего малыша укладывая его спать, поёт спокойную, убаюкивающую песню. Эту песню написал российский композитор Евгений Крылатов (слайд 13)
Учитель: Давайте исполним песню хором, с пластическими движениями.
Учитель: На что похоже движение наших рук? Какая интонация звучала в пьесе?
Возможные ответы детей: Убаюкивающая, покачивающая.
Учитель: Молодцы! Вот мы и разгадали сердцевину нашего волшебного цветка. Ведь все его лепестки выросли из этого главного свойства музыки – интонации.
— Приготовьте ваши ладошки и давайте вместе прохлопаем его
Учитель: Какие были хлопки?
Возможные ответы детей: Ровные.
Учитель: А куда движется мелодия в конце каждой фразы ребята? Давайте покажем движение мелодии рукой.(слайд 18)
Учитель: Какая по характеру мелодия? (слайд 19)
Возможные ответы детей: Добрая, светлая, ласковая.
Учитель: Значит, она прозвучала?
— А в каком регистре мы исполняем песню? (слайд 21)
Возможный ответ детей: В среднем.
Учитель: А каким тембром голоса мы ее исполняли?
Возможный ответ детей: Мягким.
Учитель: Давайте еще раз вспомним, к акая была интонация у песни?
Ответ детей: Убаюкивающая.
Учитель: А как можно ещё назвать такую песню?
Ответ детей: Колыбельная.
Учитель: Посмотрите на наш цветик – семицветик, мы разгадали с вами значение последнего лепестка.
Средства музыкальной выразительности (слайд 23)
Учитель: Ребята, как вы думаете, какой инструмент подойдёт для аккомпанемента нашей песенки- колыбельной?
(выбор инструмента: бубен, треугольник, ложки, маракасы)
— Почему ребята вы выбрали эти инструменты?
Возможный ответ детей: У треугольника звонкий, прозрачный, хрустальный, сверкающий звук., у бубна- если играть мягко, то получится красивый звенящий звук, маракасы издают мягкий шелест, похожий на скрип снега.
Учитель: Наступает ночь, на небе одна за другой вспыхивают звездочки, а зажигаем звёздочки в нашем волшебном вступлении.
— Давайте сейчас ребята с огромным чувством любви к маме, к природе, тихо, нежно, плавно споём эту красивую песню.
(исполняют хором, игра на треугольнике, маракасах, бубне в ансамбле с учителем)(слайд 14)
— О каких песнях мы сегодня говорили? Слушали их, исполняли, разучивали?
Ответ детей: Колыбельные.
Учитель: А какие черты объединяют все колыбельные песни? Смотрим на слайд
Ответы детей: (показ по лепесткам, ответы хором)
— Слушая музыку и, исполняя ее, вспоминайте волшебный цветик – семицветик. Его лепестки помогут вам понять настроение, чувство музыкальных произведений.