какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

Какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе В. Мухиной?

«Рабочий и колхозница» — памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор — Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м (высота павильона-постамента — 33 м). Общий вес — 185 тонн.

В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Реконструкция затянулась и была полностью завершена только в ноябре 2009 года. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им. Мельникова значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами. Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости.

Скульптура была установлена на новый специально возведённый для неё павильон-постамент, в общих чертах повторяющий оригинальный павильон Иофана 1937 года, но значительно «обрезаный» в задней его части, что было вызвано особенностями выделенного под монумент участка. Постамент, на котором размещена скульптура, на 10 м выше предыдущего.Установку осуществили 28 ноября 2009 года с помощью специального крана. Торжественное открытие монумента прошло в Москве 4 декабря 2009 года

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Сообщества

Статистика

Массивная скульптура «Рабочий и колхозница» является одним из наиболее значимых советских монументальных творений.

В свое время вокруг него было достаточно споров.

В том виде, в котором памятник привыкли воспринимать граждане СССР и постсоветского пространства, он был возведен в 1937 г.

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

1. Исторические факты

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

Автором уникальной скульптуры стал архитектор Борис Иофан

Автором этого уникального проекта стал Б.М. Иофан, скульптор и архитектор. Реальную жизнь памятник обрел при содействии Мухиной В. И. Делали масштабную скульптуру на ЦНИИТМАШ. По изначальной задумке автора главных героев планировалось сделать полуобнаженными. Но «цензура» того времени не могла остаться в стороне. Было внесено предложение надеть на пару наряды рабочих, что и стало главной причиной появления на скульптурах одежд из тонкого листа.

2. Из чего состоит знаменитый памятник

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

Памятник состоит из 5000 мелких деталей, соединенных с помощью резьбы и сварки в единую конструкцию

Несмотря на тот факт, что этот огромный монумент смотрится, как целостная, монолитная конструкция, в нем присутствует 5 000 деталей. Все элементы при помощи резьбы и сварки соединили в единую каркасную композицию. Главным материалом для изготовления стала нержавеющая сталь, покрытая никелем и хромом. По своим свойствам сплав уникален. Он ковкий и гибкий, легко поддается работе, не восприимчив к коррозионным воздействиям, на нем не образуется налет. Кстати, это первая скульптура в Советском Союзе, где он был задействован. Что касается толщины материала, то она составляет 0,5 миллиметра. По сути это тоньше, чем кожа человека.

3. Шарф колхозницы

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

Руководитель проекта Вера Мухина с трудом отстояла наличие шарфа у колхозницы

В целом конструкция собиралась всего одиннадцать дней. В создании памятника принимали участие двадцать пять человек. Бригадой рабочих руководила В. И. Мухина. Серьезные баталии были вызваны шарфом колхозницы. Цензоры требовали его убрать, Мухина же отстаивала свою точку зрения, указывая на то, что отсутствие этого элемента гардероба не пойдет на пользу творению. Без него исчезнет нужная горизонталь и иллюзия того, что происходит постоянное движение. Несмотря на все споры, Мухина все-таки отстояла свою точку зрения и шарф никто не убрал.

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

Находясь возле памятника, создается ощущение, что стоишь возле небоскреба

В Париже во время посещения выставки этот памятник произвел настоящий фурор. Несмотря на то, что его высота относительно небольшая, 33 метра, посетители рассказывали, что возникает необъяснимое ощущение. Как будто перед тобой находится небоскреб. Стоит отметить, что павильон Советского Союза располагался напротив орла Германии, который на фоне нашего монумента потерялся. Это даже стало причиной насмешек в сторону немецкого правительства.

4. Реставрация

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

В первоначальном виде скульптура стояла около семидесяти лет. Затем решили, что ей необходима реставрация. В 2003 году она была демонтирована. Все наружные детали не пострадали и отлично сохранились. Менять пришлось только каркас, но и на это потребовалось почти шесть лет.

5. На чем стоит монумент

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

Монумент размещен на павильоне, в котором был организован музейно-выставочный комплекс

В настоящее время памятник «Рабочий и колхозница» находится на павильоне, размер которого 34,5 м, с советским гербом, диаметр которого три с половиной метра, в окружении оригинальных скульптур. Конструкция является точной копией изначальной версии. Восстановительные работы велись по кинохронике. В постаменте был организован музейно-выставочный комплекс. Его экспозиция полностью посвящена эпохе, ушедшей в прошлое безвозвратно.

Источник

Маяк-водолаз и легенда о граненом стакане. Пять историй работ Веры Мухиной из музеев и парков Москвы

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

Ее «Рабочий и колхозница» — один из главных символов Москвы, но творческое наследие Мухиной не ограничивается этим произведением. В музеях и парках хранится множество работ скульптора и предметов, связанных с ее биографией. О них — в материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Скульптурный эскиз памятника «Икар»

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

Веру Мухину вдохновляли люди, покоряющие высоты и глубины. Многих героев и путешественников скульптор знала лично, в том числе и одного из главных летчиков в истории СССР — Валерия Чкалова. 15 декабря 1938 года авиатор погиб во время испытания истребителя И-180. Эта трагедия сильно повлияла на скульптора — после катастрофы Мухина начала разрабатывать идею «Пантеона летчиков».

Массивное сооружение планировали использовать как колумбарий. В центре высокого круглого зала Мухина хотела соорудить бассейн, а в нем установить скульптуру, изображающую первого человека, осмелившегося оторваться от земли, — Икара. Эта идея долго обсуждалась, но ее воплощению помешала война.

Незадолго до начала боевых действий в мастерскую Мухиной заглянула жена американского посла Марджори Мерриуэзер Пост, желавшая заказать у нее свой бюст. Во время небольшой экскурсии Мухина показала американке эскиз «Икара», который поразил гостью. Узнав о планах создать большую версию памятника, миссис Пост предложила Мухиной любые деньги — лишь бы он оказался в ее коллекции, но получила вежливый отказ. Американка вновь попыталась выкупить статую в конце войны, но и в этот раз осталась ни с чем.

Впервые «Икар» представили публике на «Выставке шести» в 1944-м. Там со скульптурой случилась неприятная история — один из посетителей оторвал статую от гранитного постамента и унес с собой. Позже Мухина отлила в бронзе еще две копии: одну для Третьяковской галереи (оттуда ее тоже украли), вторую — для себя.

Гипсовый эскиз «Икара» хранится неподалеку от самого известного произведения Мухиной — в павильоне «Рабочий и колхозница». Но, в отличие от легендарной скульптуры, увидеть его не так просто — «Икар» находится в фондах музейно-выставочного объединения «Манеж», расположенных на ВДНХ.

Скульптурная композиция «Требуем мира!»

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

В 1950 году началась корейская война, оказавшая сильное влияние на будущее всего мира. Она нашла отклик и в творчестве Веры Мухиной: вместе с несколькими молодыми советскими мастерами она создала скульптурный манифест миру и свободе — композицию «Требуем мира!».

В творческой группе Мухина была самым опытным и прославленным мастером. Молодые художники немного опасались совместной работы с ней: давил ее несомненный авторитет. Однако позже вспоминали: Мухина держалась очень просто, помогая младшим коллегам и направляя их.

За каждую фигуру отвечали разные мастера: ветерана войны изваяла Нина Зеленская, фигуры русского и китайца — Зинаида Иванова, африканца — Сергей Козаков, а центральную фигуру матери, отпускающей голубя, — скульптор Александр Сергеев. Вера Мухина выполнила скульптуру кореянки, несущей на вытянутых руках мертвого ребенка. Было изготовлено две копии композиции — одна осталась на родине, а вторая отправилась в КНДР.

Мухина определяла жанр коллективной работы как скульптурный плакат и хотела, чтобы композицию перевозили в разные музеи и парки, передавая всей планете гуманистическое и пацифистское послание. Однако ее задумке не суждено было осуществиться: «Требуем мира!» поместили в постоянную экспозицию Русского музея, что расстроило скульптора.

Вторым местом прописки композиции стала ВДНХ, где она простояла до 1994 года. После скульптура переехала в парк искусств «Музеон», где и находится по сей день.

Парная скульптурная композиция «Хлеб» и «Плодородие»

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухинойкакой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

После парижской выставки 1937 года, на которой мир увидел «Рабочего и колхозницу», наступил самый продуктивный период в творчестве Веры Мухиной. Помимо воплощения многочисленных собственных идей, она сотрудничала с советскими скульпторами. Одним из них был Алексей Викторович Щусев, пригласивший Мухину оформлять Большой Москворецкий мост.

Предложение казалось очень заманчивым — Веру Игнатьевну привлекала возможность поработать с рельефом исторического центра Москвы. Изначально Щусев хотел расположить статуи на обоих концах моста, но Мухина воспротивилась: она считала, что массивные скульптуры будут вступать в конфликт с архитектурой Кремля, и уговорила архитектора разместить их с одной стороны.

Мухина предложила три варианта скульптурных композиций — одним из них и были парные фигуры «Хлеб» и «Плодородие». Все проекты вскоре были отправлены на рассмотрение, однако, когда пришло время согласовывать окончательный вариант, выяснилось, что деньги, запланированные на возведение статуй, уже потрачены на облицовку моста. Рассказывают, что после этого Мухина поругалась с Щусевым и зареклась работать с ним. Совместных проектов у них действительно больше не было.

Некоторые работы Мухиной для Большого Москворецкого моста позже все-таки пополнили архитектурный ансамбль столицы. В 1963 году скульптуры «Хлеб» и «Плодородие», выполненные по эскизам Веры Игнатьевны, были установлены в парке Дружбы, где и находятся до сих пор.

Стеклянный бюст Николая Качалова

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

Мухина очень любила работать со стеклом. Художница была очарована им еще во время первых поездок в Париж, где любовалась витражами церквей и изучала предметы, изготовленные местными мастерами. Многие стеклянные фигурки и посуда, украшавшие дома советских граждан, были созданы по ее эскизам. До сих пор бытует легенда, что именно Мухина разработала дизайн знаменитого граненого стакана.

«Красота должна стать частью повседневной жизни, войти в быт. Я утверждаю, что обед из красивой тарелки и чай из красивой чашки вкуснее и потому полезнее. Искусство, окружая повседневно человека, смягчает нравы, оно развивает вкус масс», — любила говорить художница.

Мухина использовала стекло и в нетипичном для этого материала жанре — портрете. Экспериментировать она стала до начала войны под руководством химика, специалиста по стеклу Николая Качалова. Из-за сложностей с литьем сначала удавались только малые формы. Однако спустя какое-то время Мухина и Качалов разработали особую форму для крупных произведений. Бюст профессора стал одним из первых результатов применения новой технологии. В 1947-м эту работу представили на Всесоюзной художественной выставке.

В 1949 году бюст Качалова передали в Государственный музей керамики. Сегодня он хранится в экспозиции музея-усадьбы «Кусково».

Скульптура «Водолаз-маяк»

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

Мухина очень интересовалась деятельностью организации ЭПРОН — Экспедиции подводных работ особого назначения, сотрудников которой она называла «рыцарями моря». В одном из своих проектов скульптор хотела использовать этот образ: «Когда мне было поручено для строительства гостиницы Моссовета дать скульптуру, которая будет украшать четыре ниши, я предложила следующую тематику: вылепить завоевателей стихий. Мне хотелось сделать стратонавта — завоевателя стратосферы, альпиниста — завоевателя гор, шахтера — завоевателя недр земли и эпроновца — завоевателя глубин моря».

Но и эта идея осталась только на бумаге. Позже Мухина отдельно изготовила небольшую фигурку, однако ее планы на «рыцаря моря» шли еще дальше — эпроновец должен был стать 40-метровым маяком. Шлем водолаза был бы фонарным помещением, тело — радиостанцией. Поставить великана Мухина хотела в Балаклаве — именно там располагалась штаб-квартира ЭПРОНа. К сожалению, на этот проект просто не нашли денег.

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

Своим творчеством Вера Мухина повлияла не на одно поколение скульпторов во всем мире. В том числе она вдохновила и российского мастера Алексея Тишкова — он попытался осуществить эту задумку. Сегодня на набережной в Парке Горького можно увидеть трехметрового «младшего брата» мухинского эпроновца. Каждый вечер вместе с уличным освещением зажигается и огонек в его шлеме.

Источник

Вера Мухина. Легенда скульптуры СССР

Здесь Вера Мухина на портрете художника Михаила Нестерова.

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

Мухина самая известная скульпторша СССР. Ее «Рабочий и колхозница» является эмблемой киностудии «Мосфильма», и в мировой культуре это символ Советской России. Ее именем была названа Художественно Промышленная Академия, ее работы — основа советской пропаганды, и есть слух, что это она придумала форму знаменитых граненых стаканов в СССР.

Но жизнь Веры Мухиной полна тайн, которые тщательно скрывали в Советское время.

Вера Мухина далеко не рабоче-крестьянского происхождения. Она родилась в 1889 году в Риге (Латвия) в семье состоятельного купца-мецената Игнатия Мухина и дочери аптекаря, немецкого происхождения.

Ее мать умерла от туберкулеза, когда девочке было всего два года, и отец увез ее вместе со старшей сестрой в теплую Феодосию, где девочка получила первые уроки живописи и рисунка. Девочка так же проявляла талант и в музыке, но отцу больше нравилось, когда она рисовала, возможно потому, что он сам занимался этим видом искусства.

Отец умер в 1904 году, девочек взяли к себе достаточно богатые родственники из Курска. Родственники любили сестер Мухиных Веру и Марию, их хорошо обучали и отправляли отдыхать на курорты и России, и в Европе, в надежде удачно выдать замуж.

Следующие два года Вера прожила в Париже, где кроме лечения еще ходила на занятия к скульптору-монументалисту Э.А. Бурделю.

Вера Мухина занималась не только скульптурой, но также и керамикой, стеклом (отсюда легенда про граненые стаканы), создавала театральные декорации и коллекции женской одежды.

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

В 1925-м году совместно с модельером Н.Л. Ламановой Вера Мухина получила приз за коллекцию женской одежды из дешевых материалов — ткацкого сукна, бязи, холста и бумазеи, шляпы — из рогожи, пояса были оформлены крашенным горохом, а пуговицы выточены из дерева. Платья украшал оригинальный орнамент, включая придуманный ею «петушиный узор».

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

К сожалению, на этом репрессии для семьи Мухиной не закончились. Богатые родственники оставили ей наследство, на которое Вера купила мужу дорогой электронный микроскоп. Вскоре Замков обвиняется в антисоветской пропаганде и в его лабораторию нагрянули с обыском. «Правоохранители» разрушили там все, и выбросили дорогой микроскоп в окно. Алексею запретили работать. Вскоре, у него появились проблемы с сердцем, и Алексей Замков умер.

Свою самую известную работу «Рабочий и колхозница» создавала не для ВДНХ, а для Парижской Всемирной Выставки, в 1937 году. Скульптура была не в том виде, к которому мы привыкли — она изображала полностью обнаженных мужчину и женщину в сильном движении, из тонких листов стали. Советская цензура решила, что такое изображение позорно. Вере Мухиной приказали на рабочего «натянуть штаны», а у колхозницы «прикрыть все». За несколько дней до выставки Вера успела прикрепить к фигурам элементы одежды, и Мухина уже не считала скульптуру завершенной. Но даже такую отцензурированную скульптуру французы полюбили и просили Мухину подарить ее им.

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

Вера Мухина вместе со скульптурой вернулась на родину. В Москве она полностью переделала скульптуру, сделав ее из более плотных листов стали. После чего Рабочего и Колхозницу установили на ВДНХ.

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

Скончалась Вера Мухина в 1953 году от стенокардии, и похоронена на 2-м участке Новодевичьего кладбища, рядом с мужем, которому памятник делала сама, и на надгробной плите которого написала «Для людей я сделал все, что мог».

Ее собственный надгробный памятник сделала другая скульпторша Нина Зеленская, и на надгробной плите Веры Мухиной она написала : «И я тоже».

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

Примечательно, что я поступала в Художественно-промышленную Академию им. Мухиной в Петербурге. Уже при мне скульптуры Веры Мухиной вынесли из главного зала и заменили их на слепки Пергамского алтаря.

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

Саму Академию переименовали в академию барона фон Штиглица, именем мецената, который основал это художественное училище в Санкт-Петербурге, и оно в последствии стало академией.

Мои самые любимые скульптуры Веры Мухиной.

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

«Мы знаем исторические примеры, — говорила Мухина на антифашистском митинге. — Знаем Жанну д’Арк, знаем могучую русскую партизанку Василису Кожину. Знаем Надежду Дурову. Но такое массовое, гигантское проявление подлинного героизма, какое мы встречаем у советских женщин в дни битв с фашизмом, — знаменательно».

Сидящая фигурка. 1947

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

Мне кажется, что Мухина сделала эту легкую скульптуру, отдыхая от пафоса своих больших монументальных работ.

В стекле эта скульптура выглядит еще более легкой.

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

В этой фигуре немолодой женщины органично сочетается монументализм и реалистичность. Перед нами очень сильный собирательный образ женщины, которая и «коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет. »

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

Портрет знаменитой балерины. Здесь поражает сильный контраст между лицом серьезной женщины в возрасте и легким движением балерины перед началом выступления, словно фигура и голова принадлежат разным людям.

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

Две гармоничные фигуры, они не выглядят чересчур сильными, или монументальными, но сильны сами по себе за счет того, что действуют вместе. Мне нравится эта скульптура, потому что является аллегорией женской дружбы и поддержки, когда женщины сильны своими совместными действиями. Опять же, это именно символические фигуры, т.к. сложно представить, что в реальности крестьянки не могли так двигаться, или работать обнаженными. Но видимо эта скульптура избежала цензуры по одежде.

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной

В этой фигуре угадывается сюжет классической богини плодородия, когда женщина демонстрирует красоту тела, ассоциирующуюся с плодовитостью. Но здесь есть переосмысление этого сюжета, когда красоты женщины больше выражена в силе движения и в действии, нежели в акценте на теле.

Источник

Серп с молотом и Троцкий в платье: как создавалась скульптура «Рабочий и колхозница»

Самый дружелюбный колосс

Следующую большую-пребольшую статую мир увидел уже на рубеже XIX-XX веков – это была самая главная звезда Голливуда, впоследствии позеленевшая от времени статуя Свободы. Французские власти преподнесли ее в качестве подарка Соединенным Штатам ко Всемирной выставке 1876 года и столетию американской независимости. Тогда, кстати, она была еще текст изваянием.

Мега-экспозиция проходила в преддверии Второй мировой войны. Международные отношения многих государств к тому моменту были изрядно испорчены, но, несмотря на это, 47 стран со всех континентов показали миру свои успехи в области искусства, науки и технического прогресса. Борьба за главный приз на этом смотре шла между павильонами СССР и Германии.

Мероприятие вышло масштабным, готовили его долго. Построить павильон, создать экспозицию, отправить людей в командировку, выделить бюджетные средства – в то время к таким выставкам относились очень серьезно, поэтому и процесс подготовки был основательным.

Советское правительство рассчитывало, что посетители павильона обязательно почувствуют дружелюбие Советского Союза. Это было важно, поскольку СССР впервые презентовал себя на международном смотре такого уровня.

Иллюзия небоскреба

В 20-х годах в Москве главенствующим архитектурным направлением был конструктивизм. Все, кто состязались за право построить монумент для Всемирной выставки, не были равнодушны к этому течению и имели в своем послужном списке хотя бы одну работу такого стиля, который предполагает, что здания, не будут иметь никаких украшательств. Этой особенности придерживались многие советские архитекторы, участвующие в конкурсе за право представлять СССР на предстоящей выставке.

Еще один конкурсант – менее известный, нежели Щусев, архитектор Каро Алабян. Его авторству принадлежит проект академического театра Советской Армии, павильон Армянской ССР на ВДНХ, а также Сочинский морской порт. Стиль павильона, проект которого подготовил Щусев – сталинская неоклассика. Условно его можно назвать постконструктивизмом.

какой инструмент держит в руках рабочий в известной скульптурной группе мухиной
Фото: Ольга Марченко, «Мир 24»

Идея установить скульптуру поверх павильона принадлежит Борису Иофану. Вероятно, его как одного из ведущих представителей сталинской архитектуры выделяла на фоне остальных именно эта особенность – интерес к симбиозу архитектуры и скульптуры. Самый известный его проект, как ни парадоксально, не был реализован: это дворец Советов в Москве, – гигантское здание высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя Ленина высотой 70 метров. Под строительство дворца выделили место, на котором до того стоял храм Христа Спасителя. Однако строительство прервала Великая Отечественная война. После ее окончания строительство не возобновлялось. Также Иофан проектировал здание МГУ на Воробьевых горах.

Хозяева земли советской

В конкурсе на изготовление скульптуры победила Вера Мухина. К тому времени она была уже очень знаменита не только как скульптор, но и как архитектор: вместе со своими коллегами оформила павильон газеты «Известия» на ВСХВ (Всероссийская сельскохозяйственная кустарно-промышленная выставка, прообраз ВДНХ, проводилась один год в парке Горького в Москве). Кроме того, однажды Вера проявила себя еще и в качестве дизайнера одежды. В 1925 году вместе с модельером Ламановой она получила на выставке в Париже гран-при за женскую коллекцию. Вся она была изготовлена из грубых дешевых материалов, а пуговицы и вовсе были деревянные

Известие о победе в конкурсе на скульптуру для парижской выставки застало Мухину в отпуске. Она сразу же вернулась в Москву и начала работать.

Вера Игнатьевна, 99 процентов вероятности, что выберут вашу скульптуру, но есть одно «но».

Их нужно одеть?

Примерно такой диалог произошел между чиновниками из правительства и скульптуром. Мухина понимала, что для ее времени обнаженные скульптуры не были традиционным приемом. В итоге пришлось пойти на компромисс: на рабочем и колхознице вскоре появились тонкие, еле заметные ткани.

У скульптуры очень мощный оптический эффект: когда на нее смотришь, кажется, что она не стоит на месте, а будто бы все время находится в движении, сопротивляется порывам ветра, рвется куда ввысь и вперед одновременно. Ощущение динамичности создается в том числе благодаря развевающимся юбке и шарфу колхозницы.

— Вера Игнатьевна, а зачем колхознице шарф вообще? Она ведь не танцовщица, не конькобежец.

— Для равновесия.

Донос на платье колхозницы

Вскоре стало известно, что скульптура будут изготавливать из нержавеющей стали. Общественность отнеслась к этой новости негативно: в то время памятники архитектуры изготавливали из бронзы. За изготовление взялся Центральный научно-исследовательский институт машиностроения и металлообработки. Для пробы он изготовил из инновационного материала голову «Давида» Микеланджело. Мухина, когда ее увидела, воскликнула: «Ой, здорово!». У нее не оставалось сомнений, что блестящая сталь отлично подчеркнет все особенности скульптуры.

При составлении чертежа «Рабочего и колхозницы» было снято 200 тысяч мерок со срезов скульптуры. В течение 20 дней бригада из 23 человек снимала их для того, чтобы перенести все складки и детали скульптуры на чертежи. По чертежам, в свою очередь, были сделаны контрольные формы. Вся скульптура схематично была поделена на 59 сегментов, все размеры увеличили в 15 раз. Однако самым удивительным числовым значением была толщина стали – полмиллиметра – тоньше, чем человеческая кожа. Как только ее выколачивали, она норовила сложиться пополам.

Рабочие были вынуждены бесплатно, в неурочное время переделывать сегменты скульптуры – времени до выставки оставалось все меньше. В процессе работы Мухина стала кем-то вроде художественного надзирателя на заводе. Ночами она делала скульптуру дома, днем приезжала на завод и проверяла строительство, указывала на недочеты, думала, как их исправить. Однажды руководство завода получило донос на Мухину с жалобой на то, что она постоянно требует что-то переделывать.

«Мы не успеем сдать скульптуру в срок. Она занимается откровенным вредительством, придумала еще, что скульптуре нужен шарф, который мы не знаем, как исполнить в готовой конструкции. Даже если мы придумаем и найдем необходимый конструктив, шарф может отвалиться и повредить готовую конструкцию»,- таким было содержание доноса.

Для пущей убедительности рабочий сообщил, что где-то в складках платья виден профиль «врага народа Троцкого».

Наутро Мухина узнает от Иофана, что правительство осталось довольно монументом – «Рабочий и колхозница» приняты без каких-либо замечаний.

Скульптуру доделали, и вместе с павильоном конструкция выглядела настолько легкой и воздушной, что в народе ей посвятили такой поэтический шарж:

Настолько сделан динамично,
Что сам он рвется в облака!
Летим в Париж! Пока-пока!>

Не выставка, а гонка держав

Организаторы выставки расположили павильоны Германии и СССР друг напротив друга, а пространство между ними отвели Польше.

Три четкие вертикальные линии немецкого павильона символизировали Третий рейх. Его верхушку венчал орел, держащий в когтях свастику. Организаторы выставки расположили павильоны Германии и СССР друг напротив друга, а пространство между ними отвели Польше. Вероятно, они решили таким образом драматизировать конфликт и посмотреть, кто кого перещеголяет в монументальности. Это решение как нельзя лучше отразило геополитическую обстановку того времени. До начала Второй мировой войны оставалось два года, поэтому выставка вошла в историю как смотр достижений человечества накануне этого события.

Считается, что на строительную площадку приезжал министр экономики Германии и потребовал, чтобы немецкий павильон обязательно был выше.

В итоге павильон СССР был установлен на выставке ЭКСПО на день раньше немецкого. Мухина говорила, что почувствовал неловкость, когда скульптура наконец была установлена. Ей казалось, что рабочий с колхозницей неслись прямо на павильон Германии и вот-вот могли врезаться в него. Советская экспозиция на парижской выставке получила около 300 различных премий: всевозможные дипломы, серебряные, золотые медали, Гран-при. Главный приз поделили между собой советский и немецкие павильоны.

Back in USSR

Ее могли поставить на площадке перед Рыбинской ГЭС – на место, где сейчас установлена скульптура «Мать-Волга». «Приютить» скульптуру также хотели Манежная площадь, стрелка Болотного острова, Воробьевы горы – вариантов было много, но в итоге было решено установить скульптуру перед Главным входом (ныне Северным) на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, которая проходила в Москве в 1939 году. Мухину очень огорчило то, что постамент сделали очень низким – всего 10 метров в высоту. По ее мнению, скульптура в родной Москве не производила должного эффекта на горожан. И Иофан, и Мухина до конца жизни писали и ратовали, чтобы скульптуру переставили на постамент должной высоты, но их воля так и не была исполнена.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *