какой император правил римской империей в год рождества христова

Какой император правил Римской империей в год Рождества Христова?

1. Тиберий
2. Клавдий
3. Август
4. Нерон

(Гай Ю́лий Це́зарь А́вгуст (лат. Gaius Iulius Caesar Augustus, при рождении — Гай Октавий Фурин, Gaius Octavius Thurinus; 23 сентября 63 года до н. э., Рим — 19 августа 14 года, Нола) — римский политический деятель, основатель принципата, Великий понтифик с 12 года до н. э., Отец отечества со 2 года до н. э.. Внучатый племянник Цезаря, усыновлённый им по завещанию).

Как имя архангела, возвестившего Деве Марии Рождество Христово?

1. Михаил
2. Рафаил
3. Гавриил
4. Уриил
(В 6-й месяц после зачатия праведной Елисаветою святого Иоанна Предтечи Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии возвестить ей благую весть о Рождении Иисуса Христа (Благовещение)):

В каких Евангелиях есть рассказ о Рождестве Христовом?

1. От Матфея и от Луки
2. От Матфея и от Марка
3. От Матфея и от Иоанна
4. От Марка и от Иоанна

(Прямые указания Евангелия о Рождестве Христовом в Вифлееме содержатся в Евангелии от Матфея (Мф. 2. 1-18) и от Луки. (Лк. 2, 1-20))

Как пастухи должны были узнать Богомладенца?

1. Они увидят нимб вокруг его главы
2. Он будет одет в пелены и лежать в яслях
3. Звезда встанет над вертепом
4. Ему принесут дары волхвы

(И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.(Лк 2.10))

Какая звезда должна была указать волхвам место Рождества Христова?

1. Полярная звезда
2. Бетельгейзе
3. Вифлеемская звезда
4. Альтаир

Вместе с каким праздником праздновалось Рождество до 4 века?

1. День Непобедимого Солнца
2. Богоявление
3. Сретение
4. Новый год

(Первоначально 6 января праздновался день Воплощения, Рождества и Крещения Христова. В IV в. сначала на Западе, а к концу века и на Востоке праздник Рождества Христова выделяется в самостоятельное торжество).

Какие православные церкви празднуют Рождество Христово 7 января, как и Русская православная церковь?

1. Сербская
2. Иерусалимская
3. Болгарская
4. Греческая
5. Американская
6. Грузинская

(По юлианскому календарю совершаются богослужения в Русской, Иерусалимской, Сербской, Грузинской церквях).

Первые рождественские ели подвешивали к потолку – почему?

1. Как символ райского дерева
2. Следуя древним языческим обрядам
3. Как символ Святой Троицы
4. Для экономии места

(Монах Бонифаций, проповедовавший в Центральной Европе в VII-VIII вв. разъяснял язычника тайну Пресвятой Троицы на примере треугольной вечнозеленой ели и как символ Святой Троицы ее подвешивали в домах к потолку).

С какого дня в богослужении Церкви звучат рождественские песнопения?

1. С началом Рождественского поста
2. С Введения во храм Пресвятой Богородицы
3. За неделю до праздника Рождества
4. Первое воскресенье после начала Рождественского поста

(В праздник Введения Богородицы во храм (4 декабря) в храмах на всенощной, во время елеопомазания начинают петь Рождественский канон).

Кто автор слов: «Сколько человек празднуют Рождество! А сколько соблюдают Его заповеди?»

1. Б. Франклин
2. Свт. Иоанн Златоуст
3. Г. Честертон
4. Н. Гоголь

В какой стране впервые появилась рождественская открытка?

1. Греция
2. Швеция
3. Россия
4. Великобритания

(Первая настоящая рождественская открытка появилась в Англии в 1794 году. Англичанин Добсон на поздравлении своему другу с праздником нарисовал семейную сценку вокруг елки и зимний пейзаж. Другу это понравилось, и на следующий год вдохновленный успехом Добсон отлитографировал несколько дюжин подобных карточек и разослал их всем своим знакомым в виде рождественского подарка).

Кто автор картины?

какой император правил римской империей в год рождества христова

1. И. Репин
2. В. Васнецов
3. И. Иванов
4. М. Нестеров

(Рождество Христово. Репин Илья Ефимович. 1890 г. Холст, масло. 73×53,3. Государственная Третьяковская галерея)

Источник

Какой император правил римской империей в год рождества христова

Какой император правил Римской империей в год Рождества Христова?
1. Тиберий
2. Клавдий
3. Август
4. Нерон
(Гай Ю́лий Це́зарь А́вгуст (лат. Gaius Iulius Caesar Augustus, при рождении — Гай Октавий Фурин, Gaius Octavius Thurinus; 23 сентября 63 года до н. э., Рим — 19 августа 14 года, Нола) — римский политический деятель, основатель принципата, Великий понтифик с 12 года до н. э., Отец отечества со 2 года до н. э.. Внучатый племянник Цезаря, усыновлённый им по завещанию).

Как имя архангела, возвестившего Деве Марии Рождество Христово?
1. Михаил
2. Рафаил
3. Гавриил
4. Уриил
(В 6-й месяц после зачатия праведной Елисаветою святого Иоанна Предтечи Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии возвестить ей благую весть о Рождении Иисуса Христа (Благовещение)):

В каких Евангелиях есть рассказ о Рождестве Христовом?
1. От Матфея и от Луки
2. От Матфея и от Марка
3. От Матфея и от Иоанна
4. От Марка и от Иоанна
(Прямые указания Евангелия о Рождестве Христовом в Вифлееме содержатся в Евангелии от Матфея (Мф. 2. 1-18) и от Луки. (Лк. 2, 1-20))

Как пастухи должны были узнать Богомладенца?
1. Они увидят нимб вокруг его главы
2. Он будет одет в пелены и лежать в яслях
3. Звезда встанет над вертепом
4. Ему принесут дары волхвы
(И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.(Лк 2.10))

Вместе с каким праздником праздновалось Рождество до 4 века?
1. День Непобедимого Солнца
2. Богоявление
3. Сретение
4. Новый год
(Первоначально 6 января праздновался день Воплощения, Рождества и Крещения Христова. В IV в. сначала на Западе, а к концу века и на Востоке праздник Рождества Христова выделяется в самостоятельное торжество).

Какие православные церкви празднуют Рождество Христово 7 января, как и Русская православная церковь?
1. Сербская
2. Иерусалимская
3. Болгарская
4. Греческая
5. Американская
6. Грузинская
(По юлианскому календарю совершаются богослужения в Русской, Иерусалимской, Сербской, Грузинской церквях).

Первые рождественские ели подвешивали к потолку – почему?
1. Как символ райского дерева
2. Следуя древним языческим обрядам
3. Как символ Святой Троицы
4. Для экономии места
(Монах Бонифаций, проповедовавший в Центральной Европе в VII-VIII вв. разъяснял язычника тайну Пресвятой Троицы на примере треугольной вечнозеленой ели и как символ Святой Троицы ее подвешивали в домах к потолку).

С какого дня в богослужении Церкви звучат рождественские песнопения?
1. С началом Рождественского поста
2. С Введения во храм Пресвятой Богородицы
3. За неделю до праздника Рождества
4. Первое воскресенье после начала Рождественского поста
(В праздник Введения Богородицы во храм (4 декабря) в храмах на всенощной, во время елеопомазания начинают петь Рождественский канон).

Кто автор слов: «Сколько человек празднуют Рождество! А сколько соблюдают Его заповеди?»
1. Б. Франклин
2. Свт. Иоанн Златоуст
3. Г. Честертон
4. Н. Гоголь
(Бенджамин Франклин)

В какой стране впервые появилась рождественская открытка?
1. Греция
2. Швеция
3. Россия
4. Великобритания
(Первая настоящая рождественская открытка появилась в Англии в 1794 году. Англичанин Добсон на поздравлении своему другу с праздником нарисовал семейную сценку вокруг елки и зимний пейзаж. Другу это понравилось, и на следующий год вдохновленный успехом Добсон отлитографировал несколько дюжин подобных карточек и разослал их всем своим знакомым в виде рождественского подарка). какой император правил римской империей в год рождества христова

Источник

Рождественские загадки и викторины для школьников и дошкольников

какой император правил римской империей в год рождества христова

Нашла вопросы для викторины для более младших деток:

«Рождественская викторина»
Вопросы к Рождественской викторине

Составитель – Скуратко О.В. (сайт http://www.eroshka.ru )

Рождественские загадки

Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – … (Христово Рождество)!

Его ждут все – от малышей, до пап и мам
и все нарядные спешат на службу … (в храм).

Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,
Перед иконами горят … (лампады).

И, распушив зеленые иголочки
красуются рождественские … (елочки).

Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,
Все люди в храме зажигают … (свечи).

И службе праздничной все радостно внимают,
а после с Рождеством друг друга … (поздравляют).

Здесь торжеством и тайной веет отовсюду
И сердце замирает в ожиданьи … (чуда).

Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –
На земле родился …(Иисус Христос).

На жарком Востоке, средь гор и пустыни,
лежит Святая Земля – … (Палестина).

В той древней стране известный нам всем,
есть небольшой городок … (Вифлеем).

Когда-то сюда по указу царя
пришла записаться Святая … (Семья).

Весь город Иосиф с Марией прошли,
но все же приюта себе … (не нашли).

И только лишь в поле пещера с скотом
им заменила временный … (дом).

В той самой пещере, немного спустя
у Девы Марии родилось … (Дитя).

И с радостью ангел с неба спустился
и пред пастухам в поле … (явился.)

В пещере, в яслях, лежащим на сенце
увидите вы Святого … (Младенца)».

И сразу предстали им ангелов много
поющих …. («Слава в вышних Богу!»)

Тотчас пастухи к пещере пошли,
и там Марию с Младенцем … (нашли).

В радости Богу они помолились
И низко Христу пастухи … (поклонились).

А после Младенцу поклон принесли
волхвы из далекой персидской … (земли).

Долгие дни вела их сюда
явившись на небе большая … (звезда).

Прошли они горы, степи, моря,
под звездою рожденного видеть … (Царя).

Ярко звезда светила пред ними,
пока привела их к … (Иерусалиму).

Волхвы отправились в царский дворец
спросить о рожденном великом … (Царе).

Их встретил одетый в шелка и порфиру
сидящий на троне коварный царь … (Ирод).

Ответ получив в короткое время,
Ирод отправил волхвов к … (Вифлеему).

И снова звезда перед ними явилась,
над домом с Младенцем … (остановилась).

Волхвы поклонились Христу до земли,
дары, как Царю, Ему … (поднесли).

Вручили они Спасителю мира
сокровища: … (золото, ладан и смирну).

Исполнив успешно весь замысел свой,
иным путем возвратились … (домой).

Вот еще интересная викторина на тему Рождества, проходила онлайн на сайте http://rusdeti.com/viewtopic.php?f=19&t=293

1.
Иисус был Назорей.
И скажи вот что скорей:
Почему ж не в Назарет
Бог пришел на этот свет?

2.
Мое имя – Валтасар,
Мельхиор еще, Гаспар,
Наши имена при том
Связь имеют с Рождеством.
Кто такие, назови,
Эрудитом прослыви!

3.
В дар Младенцу принесли
Все волхвы с родной земли:
Злато, смирну, ладан.
Каждый дар оправдан:
Он таинственно речет,
Что Христа – Младенца ждет?

4.
Сон приснился мудрецам,
И хоть трудно верить снам,
На сей раз волхвы смирились,
Восвояси возвратились
По совсем другой дороге.
Почему волхвы в тревоге?
Что заставило притом
Их идти домой тайком?
5.

В гостинице иной раз места нет.
И вот такой скорее дай ответ:
Что сделали Мария и Иосиф?
Не скажешь, так других об этом спросим!

6.
Испугались не на шутку пастушки,
Убежали бы, да ноги нелегки!
Кто развеял страх у пастушков?
Вижу, что ответ давно готов!

7.
а) Какое зло соделал Ирод в гневе?
За что он презираем нами всеми?

б) Кто мучеником первым за Христа
Средь многих прочих в Вифлееме стал?

в) Куда убежала Святая Семья
От Ирода прячась, Младенца храня?

8.
Воинство Ангелов явилось с небес,
Страх пастушков вмиг куда-то исчез.
Ангелы пели святые слова.
Вспомнит слова те твоя голова?

ВОПРОСЫ ВТОРОГО ТУРА:
1. Из какого рода происходили Мария и Иосиф?
2. Кто возвестил Марии, что Она станет Матерью Спасителя?
3. Что означает имя Иисус?
4. Где в Библии мы можем найти описание Рождества Христова?
5. Сколько Ангелов говорило с пастухами?

А вот еще вопросы из той же викторины, более полная версия:

Домом Хлеба наречен,
Богом Вышним освящен
Воспринявший Хлеб Небесный
Город, всем давно известный.
Что за град, скажи-ка нам,
Что за чудо было там?

Шли волхвы вслед за звездой,
Чтоб узнать, где Пресвятой
Спит Младенец. Вдруг, о чудо!
Вот Он! Спрашивать же буду
Как узнали это место.
Верно, то тебе известно?

Кто спеленал Рожденного Христа?
Ответ уже готов, он на устах!

В ясли водят малых деток.
Мамы счастливы при этом:
Есть присмотр, да и уход
За детьми там круглый год!
Ну и есть другие ясли.
Вы, наверное, согласны?
Из камней обычных, голых,
А почет им, как Престолу!

Пастушки поверили Божественным словам,
Значит, поступать так следует и нам.
Расскажи, куда они пошли,
Что они в вертепе том нашли.

Мария, Пресвятая Дева,
Хранить слова Она умела.
А где ж Она хранила их,
Не допуская слов пустых?

А Ирод беззаконный, знал от волхвов и видел он,
Но все ж Христу-Младенцу он как Царю ________

Безумный Ирод, почему,
Искал, я что-то не пойму,
Христу – Младенцу гибели?
Безумному в царях ли место?
Как ты считаешь, интересно?

Куда убежала Святая Семья
От Ирода прячась, Младенца храня?

Какое зло соделал Ирод в гневе?
За что он презираем нами всеми?

Кто мучеником первым за Христа
Средь многих прочих в Вифлееме стал?

Пред Рождеством положен пост.
Закон поста – он очень прост.
Постится тот, кто ради Бога
Урезал в чем себя немного?

Что означает «строгий пост»,
И почему ждать надо звезд?

На икону Рождества
Погляди-ка ты сперва:
Вот Иосиф и Мария,
Вот лежит и Сам Мессия.
Кто еще там есть, взгляни,
Имена их помяни.

В каком году Христос родился?
Когда узнал, я удивился.
Так удиви же тем и нас,
Мы ждем об этом твой рассказ.

Вот говорят: отец Его Иосиф.
Как правду это людям преподносят.
Но в то же время – Бог Христа Отец.
Как разобраться в этом, наконец?

От Филипповок сегодня
До Крещения Господня
Свадеб люди не играют,
К Тайнам чаще приступают.
Отчего, скажи на милость,
Почему так получилось?

Чудо было при Рожденьи,
Не была в изнеможеньи
Как праматерь наша, Ева,
Родила Мессию.

Зачем родиться Богу в мир наш грешный?
Надеюсь слышать я ответ успешный.

Кто после был, кто до Христа:
Апостол Павел, Ной и Авраам.
Раскрой скорей свои уста,
Чтоб рассказать об этом нам.

Знаешь слово «вертеп»?
Что оно означает?
А правдивый ответ
И тебя увенчает.

Хлеб Небесный – Сам Христос.
И вот мой для вас вопрос:
Кто же этот Хлеб испек,
Кто же Печь, коль Хлеб – Сам Бог?

Иосиф был послушным, сказать я не боюсь,
Нарек Младенцу – Богу он имя…

Как Бога поприветствовал Предтеча?
То ж не глаголы были человечьи?

«Слово стало плотию и обитало с нами», —
О Ком глаголет Иоанн священными устами?

Прощать грехи прилично Божеству,
И Ангел, поклоняясь Рождеству,
Иосифу сказал так. Мы же спросим:
Не знаете ль, как поступил Иосиф?

Христос – Младенец встречен был
Звездой…

Жизнь дается только раз.
Что же ждет рожденных нас?

А знаете ль, ребятки,
Что такое Святки?

«Наши праздники»
Автор-составитель сборника
Преподаватель Решемской Православной Школы
им. Прав. Иоанна Кронштадтского
Низова Галина Юрьевна

http://www.eroshka.ru

Есть вот такой вариант, попроще. Для домашнего пользования подойдет:

Еще есть вот такая викторина, хорошо, наверное, для учителей английского, чтобы разнообразить предпраздничные (или послепраздничные) уроки: http://menobr.ru/material/default.aspx?con. 22&catalogid=26

Игра «Подари мне на Рождество»

Организатор игры спрашивает у присутствующих, какие два подарка они хотели бы получить на Рождество, затем говорит, сбудутся их желания или нет. Секрет в том, что названия подарков должны начинаться на первую букву имени или фамилии игрока. Тот, кто догадается о секрете, получает приз.

Большое спасибо! Этих викторин ещё не встречала. Обязательно использую их на празднике Рождества!

Мои собственные придумки

вот здесь интересные задания, мне очень про снежинки понравилось, будем использовать для домашнего праздника, еще и лабиринт тоже http://rojdestvo.paskha.ru/children/viktorina/krossvordy/

Постою послушаю. Мы хотели устроить рождественский праздник для детей очень разных возрастов: от 2 до 7 лет Викторина не то чтобы отменяется в такой ситуации, но скорее становится конкурсом на самый обаятельный ответ. Вот и придумываю другие вопросы: не исторические или какие-то еще. Пока в процессе. Буду делиться, если надумаю. Если у вас есть идеи, буду очень признательна. Еще кроме викторины мы хотели нарядить детей. Один мальчик будет Давидом. Осталось 2 девочки и два мальчика. И вот думаю, в кого бы их нарядить, да еще так, что бы костюмы были разные, а не просто всех в ткани завернуть. И еще думаем, чтобы почитать (ну кроме детской Библии)

busina, на такую разновозрастную компанию я вертеп показывала. Все были довольны

Кстати, из сценария вертепного действа есть еще несколько загадок:

В саду Эдемском было чудо,
Что мудрости плодом наречено.
На ветви гибкой быстро зрело,
Его срывать запрещено.
А кто запрет нарушил? (ЕВА)

И был потоп на всей земле.
На ней погибло все живое.
Животных пары все ж спаслись
На корабле, а чей то был корабль? (НОЯ)

Один язык у всех народов был,
До неба башню строили с стараньем.
Тогда Господь язык их разделил.
Что вышло из того? (НЕПОНИМАНЬЕ)

Народ великий был рабом.
Казалось, в той стране погибнет.
Бог позаботился о нем.
Как та страна звалась? (ЕГИПЕТ)

Гора Синай в пустыне дикой.
Святою милостью на ней
Нам заповеди дал Господь великий.
Но кто донес их людям? (МОИСЕЙ)

На жертвенник он сына положил,
Творя веленье Господа упрямо.
Но ангел вдруг его остановил.
Кого Господь проверил? (АВРААМА)

Источник

Классный час»Из истории Рождества Христова»

какой император правил римской империей в год рождества христова

Цели классного часа:

Познакомить учащихся с историей празднования Рождества Христова в России.

Воспитывать чувство любви к Родине.

Развивать речь, мышление, память.

Ход классного часа:

Рождество Христово – великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуется 25 декабря по старому стилю, а по новому стилю 7 января. Некоторые ставят Рождество Христово в связь с иудейской ханукой или римскими сатурналиями. Более достоверно то, что 25 декабря исполняется девять месяцев с Благовещения. Праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи на Востоке, на Западе же первым.

Январь вообще и рождественский праздник на Руси в частности невозможно представить без колядования и святок. Святками называют двенадцать дней после Рождества Христова, считая их святыми днями между Рождеством и Богоявлением. Но, как это нередко бывает, к христианскому празднику народ добавил немало языческого. Церковь с давних времён осуждает и искореняет гадания, ряжения и подобные развлечения, но, тем не менее, они продолжают бывать. Хотя исследователь и отмечает, что “Никогда русская семейная жизнь не живёт в таком раздолье, как на Святках”, в народе не случайно святочные вечера называют “страшными” именно из – за гаданий и попыток узнать своё будущее.

Ёлка.

Викторина: Рождество Христово

Какой император правил Римской империей в год Рождества Христова?
1. Тиберий
2. Клавдий
3. Август
4. Нерон
( Гай Ю́лий Це́зарь А́вгуст (лат. Gaius Iulius Caesar Augustus, при рождении — Гай Октавий Фурин, Gaius Octavius Thurinus; 23 сентября 63 года до н. э., Рим — 19 августа 14 года, Нола) — римский политический деятель, основатель принципата, Великий понтифик с 12 года до н. э., Отец отечества со 2 года до н. э.. Внучатый племянник Цезаря, усыновлённый им по завещанию).

Вместе с каким праздником праздновалось Рождество до 4 века?

1. День Непобедимого Солнца
2. Богоявление
3. Сретение
4. Новый год
(Первоначально 6 января праздновался день Воплощения, Рождества и Крещения Христова. В IV в. сначала на Западе, а к концу века и на Востоке праздник Рождества Христова выделяется в самостоятельное торжество).

Какие православные церкви празднуют Рождество Христово 7 января, как и Русская православная церковь?
1. Сербская
2. Иерусалимская
3. Болгарская
4. Греческая
5. Американская
6. Грузинская
(По юлианскому календарю совершаются богослужения в Русской, Иеруса-лимской, Сербской, Грузинской церквях).

Первые рождественские ели подвешивали к потолку – почему?
1. Как символ райского дерева
2. Следуя древним языческим обрядам
3. Как символ Святой Троицы
4. Для экономии места
(Монах Бонифаций, проповедовавший в Центральной Европе в VII-VIII вв. разъяснял язычникам тайну Пресвятой Троицы на примере треугольной вечнозеленой ели и как символ Святой Троицы ее подвешивали в домах к потолку).

С какого дня в богослужении Церкви звучат рождественские песнопения?

1. С началом Рождественского поста
2. С Введения во храм Пресвятой Богородицы
3. За неделю до праздника Рождества
4. Первое воскресенье после начала Рождественского поста
(В праздник Введения Богородицы во храм (4 декабря) в храмах на всенощ-ной, во время елеопомазания начинают петь Рождественский канон).

Источник

«Пятая колонна» Византийской империи

В 313 году от Рождества Христова император Западной Римской империи Константин Великий издал Миланский эдикт, по которому христианство, доселе жестоко преследуемое его предшественниками, объявлялось «дозволенной религией». Через 11 лет, после победы над симпатизировавшими язычеству соперниками, государь стал править всей империей — а христианство стало фактически государственной религией. Именно Константин был, пожалуй, первым и последним в истории императором, правильно понимавшим должные отношения веры и государства.

какой император правил римской империей в год рождества христова

Сам он, хотя и называл себя «епископом внешних дел Церкви», председательствовал на ее Соборах, крестился лишь на смертном одре. Что, впрочем, ничуть не умаляет его заслуг, за которые он и был причислен к лику святых.

Однако в религиозной сфере святой Константин последовательно проводил политику толерантности. В житии святого Сильвестра, Папы Римского, отмечающегося 2 января по старому стилю, есть любопытный отрывок. После победы константинова войска над армией императора-язычника римские христиане, натерпевшиеся гонений за время правления последнего, хотели полностью изгнать язычников из города — или же заставить принять их христианство. Однако победитель тактично напомнил своим сторонникам, что «Христос желает, чтобы в Него верили свободно, а не по принуждению» — с чем Папа Сильвестр с паствой якобы «радостно согласились».

Но уже после смерти первого Константина его последователи не отличались столь похвальным образом мышления, а потому пришедших к власти христиан уже некому было учить истинно христианской модели поведения. В итоге вера в древних богов стала искореняться усиленными темпами — и не столько из-за осознания язычниками нравственной высоты учения Христа, сколько из-за усиливающихся преследований государственной власти. Вплоть до смертной казни за проведение жертвоприношений по указам императора Феодосия Великого, начиная с 381 года нашей эры.

После этого роль язычества практически сошла на нет — оставшись лишь в виде эпизодических проявлений и просто «пережитков прошлого» даже в христианской среде. Империя приняла единую веру — и казалось, ее мощь от этого только увеличится. Однако, на деле получилось по-другому. И виной тому стали ереси. Точнее отношение к ним государственной власти.

Вообще, само по себе слово «ересь» означает всего лишь «разномыслие», «свободомыслие». И апостол Павел в своем послании к Коринфянам пишет об этом достаточно спокойно: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19) В греческом оригинале Священного Писания, кстати, как раз и употреблено окаянное слово «ереси» — которое явно для спокойствия верующих в Синодальную эпоху было заменено при переводе на более благозвучное «разномыслия». Хотя святые Кирилл и Мефодий отчего-то не боялись сохранять Слово Божье в неприкосновенности, извращая Его даже из самых лучших побуждений — в церковно-славянском варианте цитированная выше фраза звучит как «Подобает бо и ересем в вас быти, да искуснии явлени бывают в вас».

На самом деле, конечно, «ереси» бывают разные. Любой христианин имеет право на свое «богословское мнение» — и, если оно не объявляется им непреложной и общеобязательной для других истиной в последней инстанции, а также не прямо противоречит фундаментальным основам вероучения, имеет право на существование. В первые века христианства число настоящих еретиков можно пересчитать по пальцам. И это действительно люди, с христианством ничего общего не имеющие, такие, как, например «дуалисты», признающие «злое вещество» и «благой дух» — с самостоятельными «злым» и «добрым» Богом.

Разумеется, любая серьезная ересь, извращая веру, сильно мешает спасению. Но насколько оправданно объявление еретиков «отявленными грешниками» и злодеями на основании исключительно содержания доминирующей среди них идеологии? Православие духовно обладает всеми доступными для верующих средствами обретению вечной жизни — но можно ли сказать, что реально существующие церкви сплошь состоят из одних святых? Увы, различие между словами и делами существует повсеместно. Так и самый враждебный учению Христа доктринальный подход не означает повального злодейства всех исповедающих его на словах. Во всяком случае, никто не запрещает христианам сотрудничать с неверующими в чисто мирских делах — что тоже есть выполнение Божьего замысла. Апостол Павел не зря именовал современных ему представителей абсолютно нехристианской римской власти «Божьими слугами» (Рим. 13:4) — поскольку те по мере своих сил старались предотвращать явное зло и беззаконие.

Но после массового притока бывших язычников в Церковь, туда же были перенесены и их любовь к философским спорам. С другой же стороны, та же Церковь как институт с единым вероучением давала большой соблазн выдать свое мнение за единственно правильное — объявив противников «еретиками». Как иронически заметил в этой связи протестантский теолог Гарнак: «Произошла острая эллинизация христианского сознания».

Ситуация усугублялась еще и тем, что теперь христианство стало не только нравственной, но и идеологической опорой государства. Последнее же не могло оставаться в стороне от ожесточенных споров о вере. Созыв Собора, особенно Вселенского, — как раз и есть то, чего добился император, пытаясь получить ответ от собравшихся на него иерархов — что есть правильная вера, а что преступная ересь. Хотя решения на Соборах порой принимались большинством в один голос — меньшинство должно было немедленно признать свою неправоту, под угрозой отлучения от Церкви.

Первым мощным потрясением для Империи стали «арианские споры», которые велись о том, кем является Христос — истинным, единородным и единосущным Сыном Божьим, или же всего лишь «подобносущным», сотворенным, хотя и совершенным существом, по Благодати избранным Богом в спасители человечества. После того, как ожесточенные стычки между православными и арианами, нередко заканчивающиеся кровопролитием, преследования императорами-арианами несогласных (и наоборот) изрядно нарушили мир в Византии IV века — ситуация там несколько стабилизировалась.

Однако арианство укоренилось в Западной Римской империи — особенно среди фактически захвативших ее воинственных германских племен, к тому времени принявших христианство. Что, собственно, в конце концов, и привело к формальному прекращению существования древнего государства в 473 году, когда вождь одной из германских шаек Одоакр, низложивший последнего императора Запада Ромула Августула, отослал знаки его императорского достоинства в Константинополь. А вместо гордого Рима на громадной территории от Италии до Северной Африки остались лишь так называемые «варварские королевства». Правда, слишком долго арианство в них не продержалось — исчезнув, максимум, к VII веку, но о былом единстве когда-то обширной империи можно было позабыть навсегда.

Следующей известной ересью, осужденной на 3-м Вселенском Соборе, стало несторианство, которое утверждало, что в Христе было две личности и две природы — человеческая и божественная. Впрочем, с учетом того, что сторонниками этого мнения были, в основном, византийские интеллектуалы — опасных последствий для государства от начавшегося искоренения этой ереси не произошло.

Но уже через два десятилетия бывшие главные борцы с несторианством, египетские христиане, в массе своей впали в противоположную ересь — монофизитскую. Утверждающую, что в Христе, кроме одной божественной личности (что соответствует Православию), наличествует всего одна, божественная природа — а человечество в Спасителе «поглощено Божеством, как горсть земли океаном». Причиной этому, как нетрудно догадаться, стало излишнее следование египтян монашеским практикам.

В итоге, после осуждения монофизитсва на 4-м вселенском соборе в 451 году, в государстве возник опасный раскол — причем больше по географическому принципу. Ведь, хотя в Египте и был назначен православный патриарх — большинство рядовых христиан предпочли верность прежней иерархии. Ситуация то обострялась, доходя до вооруженных мятежей и захвата патриаршего престола, то затихала. Императоры то усиливали репрессии, топытались найти богословские компромиссы, например, в виде «монофелитства», утверждавшего, что хотя в Христе и существует и Божественная, и человеческая природа, но реально проявляется лишь первая.

Читайте также: Крест Господень: от Иерусалима до Рима

Впрочем, такие «полумеры» не удовлетворили ни коптов-монофизитов, ни православных Византии и (тогда еще) Запада. А монофелитство было осуждено на 6-м Вселенском соборе в 680 году. Однако за 40 лет до этого мусульманская конница пророка Мухаммеда без особого труда завоевала и Египет, и всю Северную Африку — поскольку местное население, по большей части ненавидящее византийцев за их религиозные притеснения, не оказало завоевателям почти никакого сопротивления.

Пагубная роль следующей заметной византийской ереси, иконоборчества, не столь очевидна, как в приведенных выше примерах. С одной стороны, императоры-иконоборцы Исаврийской династии стали первыми, кто оказал исламской экспансии эффективное сопротивление. С другой стороны, на уже завоеванных мусульманами и прежде христианских территориях Ближнего Востока проживали иконопочитатели-православные. Рассчитывать создать среди которых «пятую колонну» против иноверцев византийские государи-иконоборцы явно не могли.

В этой связи характерен эпизод из жизни прп. Иоанна Дамаскина, видного богослова и гимнографа VIII века. Он занимал пост министра при дамасском халифе, но жестко полемизировал с иконоборцами. В ответ те оклеветали его перед халифом в том, что Иоанн якобы готов открыть ворота Дамаска византийским войскам — за что мусульмане отсекли святому руку, впрочем, сразу же исцеленную Богородицей, после чего подвижник и удалился в монастырь. Но пример весьма показателен — утверждение в сотрудничестве восточных христиан с вроде бы христианской, но еретической Византией в те времена могло быть только клеветой.

Но, пожалуй, самой губительной (хотя на самом деле, ничтожной) «ересью» для Византии стали споры вокруг знаменитого «Филиокве». Что по латыни означает исхождение Духа Святого не только от Отца (как и принято в Православном Символе Веры), но и от Сына. Прибавка впервые появилась в Испании в VII веке, ей местные православные епископы пытались подчеркнуть в среде ариан высокий статус Сына Божьего. Постепенно он вошел в употребление и во всей Римской церкви. Однако в IX веке византийский патриарх Фотий (кстати, современник и друг святых Кирилла и Мефодия, просветителей славянства) поругавшись с современным ему Папой Римским за контроль над одним из районов Балкан, внезапно изыскал в употреблении «Филиокве» целых четыре группы страшнейших ересей.

И хотя Фотий вскоре был смещен со своего поста (и заменен патриархом Игнатием, которого император сместил, чтобы дать место Фотию), а отношения с Римом у Константинополя наладились — злосчастная «прибавка» к Символу Веры стала своего рода «миной замедленного действия». Которая взорвалась два века спустя — когда Рим и Константинополь взаимно предали друг друга анафеме в 1054 году. Хотя главную роль в этом сыграли, конечно, не лишнее слово — а взаимоисключающие амбиции Папы и патриарха Михаила Керуллария, явно желающего стать таким же «папой», только Константинопольским. Указанный патриарх лично сверг нескольких императоров, а поставленному им Исааку Комнину даже заявил после размолвки: «Печка, я тебя создал — я тебя и разрушу». Но император не стерпел такой наглости, резонно вспомнив, что «помазанник Божий» все-таки он, а не патриарх — и отправил обнаглевшего сверх меры архиклирика в изгнание. К сожалению, ликвидировать уже возникший Великий Раскол это уже не смогло…

Ну, а итогом этого раскола, если говорить коротко, стала гибель государственности и Византии — да, впрочем, и остальных православных государств тоже, в течение XIV-XV веков оказавшихся под турецким игом. Граница которого аккурат совпала с католическим миром, который в случае нужды мог мобилизовать мощные военные ресурсы, которые были не по зубам даже хваленым османским янычарам. Собственно, целых 27 лет — от падения Константинополя в 1453 до полной ликвидации зависимости Руси от Орды в 1480 на карте мира не было ни одной полностью независимой православной державы.

Как видим, попытка смешения церкви и государства в Византии в конце концов оказала последнему «медвежью услугу». Конечно, можно сказать, что в те времена с религиозной терпимостью везде было плохо. Однако это далеко не так…

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *