какой император находился в поезде во время крушения императорского поезда под харьковом
Крушение поезда императора Александра III-история катастрофы
Спустя сем лет после покушения на государя Александра II, Российская империя вновь вздрогнула. Теперь чуть было не оборвалась жизнь императора Александра III. Его поезд потерпел крушение, а иоб истонной причине произошедшего историки спорят и сегодня.
Как говорится, ничего не предвещало беды. Семнадцатого октября 1888 года семья государя Александра III вместе с многочисленной прислугой возвращалась из Крыма в Санкт-Петербург. Но на линии Курск-Харьков-Азов произошла трагедия. Императорский поезд внезапно сошел с рельс в нескольких десятках километров от Харькова.
17 октября 1888 года произошло трагическое крушение императорского поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге. В результате этого события погибли 22 человека, а царская семья, которая в полном составе ехала в этом поезде, спаслась только чудом. Сегодня мы расскажем, почему произошла эта трагедия и что она повлекла за собой.
Император Александр III любил отдыхать с женой и детьми в Крыму, куда добирался по недавно проложенным железным дорогам. Маршруты, которых было несколько, царь выбирал сам: ехать либо через Харьков, либо через Киев и Брест. С императором, кроме семьи, слуг и приближенных, обычно ездили министр путей сообщения и главный инспектор железных дорог, а также периодически присоединялись к путешествию представители тех железных дорог, по которым император совершал свой путь. Состояние путей и вагонов периодически проверялось, однако не соблюдалось, пожалуй, самое главное правило техники безопасности. Дело в том, что железнодорожные чиновники старались сделать путь императора по железным дорогам как можно быстрее (он и сам этого требовал), поэтому разгоняли тяжеленный царский поезд, который по габаритам больше походил на перегруженный товарный, до скоростей пассажирских составов, которые были несравненно легче по весу.
Летом 1888 года царь с семьей отправился на отдых. Путь лежал через Юго-Западную железную дорогу, одним из управляющих которой был инженер Сергей Витте. Ему было поручено сопровождать императора в поездке, а Витте, пораженный тем, с какой скоростью ездит императорский поезд, в свою очередь потребовал от министра путей сообщения снизить скорость на своем участке, что, как ни странно, было сделано. Однако наутро, когда поезд остановился на одной из станций, Сергей Витте увидел, что его все обходят и смотрят весьма настороженно. Вскоре выяснилась причина: Александр III оказался крайне недоволен тем, что по Юго-Западной дороге его состав тащился крайне медленно. В этот момент на перрон вышел сам император и лично высказал Витте свое раздражение. Чуть позже и министр путей сообщения Посьет начал критиковать управляющего:
— А на других дорогах ездим же мы с такою скоростью, и никто никогда не осмелился требовать, чтобы государя везли с меньшею скоростью.
На это Витте ему ответил:
— Знаете, ваше высокопревосходительство, пускай делают другие, как хотят, а я государю голову ломать не хочу, потому что кончится это тем, что вы таким образом государю голову сломаете.
Как впоследствии оказалось, этот разговор оказался судьбоносным в жизни Витте: император эти слова инженера услышал и запомнил.
Сергей Витте
В октябре 1888 года царский поезд возвращался из Крыма в Петербург. Вначале было решено ехать по Юго-Западному направлению, но в последний момент было указано свернуть на Курско-Харьково-Азовскую дорогу.
Государь не дрогнул
Крушение поезда.
Сам император, как и его семья в момент находился в вагоне-столовой. После нескольких толчков раздался страшный треск, поезд остановился.
Естественно, выжившие начали тут же искать государя, его жену, детей и свиту. И вскоре их нашли. Никто из царской семьи не пострадал, что удивительно, поскольку вагон-столовая превратился в груду дымящегося железа.
По воспоминаниям очевидцев, когда вагон рухнул, начала падать крыша. И тогда государь, который отличался большой физической силой, встал под нее. Он удерживал крышу на своих плечах до тех пор, пока все выжившие пассажиры вагона не выбрались оттуда. И лишь после этого вышел наружу сам.
Поезд после катастрофы.
Это сложное и очень важное для всей Российской империи задание получил Анатолий Федорович Кони, человек, который на тот момент являлся председателем Петербургского окружного суда и занимал должность обер-прокурора.
Без права на ошибку
Надо сказать, что Александр III не давил на Анатолия Федоровича, требуя от него найти «правильные» улики. Обер-прокурор получил полную свободу действий, поскольку императору было важно знать правду.
Сложное и щекотливое расследование поручили Кони не просто так. Дело в том, что он к тому времени являлся уже известным юристом. А славу ему принесло сложное дело Веры Засулич, женщины-террористки, которая совершила покушение на градоначальника Петербурга Федора Федоровича Трепова. И хотя все ожидали, что Засулич понесет суровое наказание за свой поступок, именно Кони сумел ее спасти. В высших кругах к Кони относились уважительно. Его считали человеком слова и чести, который, однако при этом отличался хитростью.
Александр III, конечно, был в курсе дела Веры Засулич. Оправдательный приговор его, как и многих других, не устроил. Но именно работа Кони государя сильно впечатлила. Поэтому, после совещания с министром юстиции Константином Ивановичем Паленом император остановил свой выбор на Анатолии Федоровиче. В их личном разговоре Александр III заявил, что выяснение истинной причины крушения поезда заставит его забыть о деле Засулич. По факту, выбор у Кони отсутствовал. Ему нужно было строить карьеру дальше, а благосклонность государя сыграла бы в этом большую роль. Анатолий Федорович любезно заверил императора, что сумеет разобраться в непростом деле. На том они и разошлись.
Александр III
По своему личному усмотрению Кони собрал специальную комиссию, которая взялась за расследование причин трагедии. В нее вошли представители государственной полиции, жандармы, инженеры и механики. Александр III, что называется, держал руку на пульсе и периодически вызывал Анатолия Федоровича для доклада.
И однажды Кони сообщил ему, что после самых разнообразных проверок, которые только можно было провести, он пришел к выводу, что крушение поезда произошло не по вине каких-либо террористов. Государь ответил на это, что даже не сомневался в таких результатах. Кони заявил, что главная причина – изношенные рельсы, которые не смогли выдержать тяжелый императорский поезд. Таким образом, виновником стал министр путей сообщения Константин Николаевич Посьет.
Есть версия, что сразу после аварии, когда Александр III выбрался из разрушенного вагона, его взгляд зацепился за странную шпалу. Присмотревшись, государь понял, что она являлась прогнившей. Это и уверило его в том, что поезд сошел с рельс именно из-за ветхого железнодорожного полотна. Затем кусок этой шпалы он передал и приехавшему на место крушения Посьету. Естественно, министр путей сообщения был в ужасе. Гнилая рельса унесла жизни двух десятков человек и чуть не погубила императора. Соответственно, в ее силах было и поставить крест на всей карьере Константина Николаевича. И есть мнение, что поэтому именно он начал активно продвигать версию с террористической атакой.
Вскоре Кони выступил с официальным докладом. Он заявил, что виновником катастрофы являлся не только Посьет, но и многочисленные чиновники, которые при помощи коррупционных схем, отмывали деньги, выделенные на содержание железнодорожного полотна в надлежащем состоянии.
Вскоре сам Посьет, а также еще несколько человек были отстранены от занимаемых ими должностей. Начался новый этап расследования. Но… по факту, он завершился ничем. Никаких обвинений этим людям не было выдвинуто. Но восстановления в должностях также не последовало.
Истинная причина крушения, которую предпочли скрыть
Есть версия, что Кони вместе с комиссией докопался до истинной причины крушения, вот только ее по личному распоряжению Александра III предпочли скрыть.
Однажды все выжившие собрались в Гатчинском дворце, чтобы почтить память людей, жизни которых унесла железнодорожная катастрофа. И после панихиды государь подошел к Посьету и барону фон Таубе и заявил, что знает правду и больше не считает их виновниками аварии.
Анатолий Федорович Кони.
Есть сведения, что параллельно с официальным расследованием Кони вел второе, неофициальное с задействованием сотрудником тайной полиции во главе с генерал-адъютантом Петром Александровичем Черевиным. И вот Черевин выяснил, что крушение произошло не из-за «гнилых рельс», а из-за взрыва бомбы. Он установил, что ее в один из вагонов заложил молодой помощник повара. В момент взрыва его в поезде не было, поскольку он незаметно сошел с него во время остановки. Поначалу никто не обратил внимания на его отсутствие, парня посчитали погибшим. Но и среди трупов помощника повара также не нашли. Фамилия этого «поваренка», к сожалению, засекречена. Однако, известно, что он при помощи революционных организаций в скором времени оказался в Париже. Об этом удалось узнать благодаря документам генерала Николая Дмитриевича Селиверстова. Николай Дмитриевич возглавлял во Франции Политическое отделение Министерства внутренних дел. Что же касается террориста, то его дни были сочтены. Он погиб в Париже при невыясненных обстоятельствах.
Из-за политических причин Александр III приказал засекретить результаты расследования Черевина. И официальной версией крушения поезда стали именно гнилые рельсы. Но все равно вытравить мысли и догадки о теракте не получилось. О нем писали и российские газеты, и европейские. Но государь до конца своих дней не признавал эту версию, по крайней мере, официально.
Александр III с семьей.
В том месте, где произошла катастрофа был возведен Спасо-Святогорский монастырь и храм Христа Спасителя Преславного Преображения. А в память о трагедии по всей стране было построено свыше сотни храмов, более трехсот часовен и семнадцать колоколен. Но почти все они были уничтожены при советской власти. И лишь недавно, осенью 2013 года, у места крушения поезда появился бюст государя Александра III.
Россия восприняла спасение императорской семьи как чудо. По всей стране проводились благодарственные богослужения, а в Москве и Петербурге императора встречали флагами, демонстрациями, молебнами и пением гимна «Боже, царя храни!». На месте крушения поезда были построены несколько храмов и часовен, а в некоторых губерниях отливались памятные колокола, закладывались памятные церкви, писались иконы.
Один день в истории: 129 лет назад произошло крушение царского поезда
17 октября 1888 года Император Александр III с семьей возвращался из Ливадии в Петербург. Когда поезд следовал мимо станции Борки Харьковской губернии, состав сошел с рельсов
После аварии с царским поездом Сергей Юльевич Витте утверждал, что он еще задолго до несчастного случая в Борках предупреждал Александра III, что императорские поезда развивают на Юго-Западных железных дорогах слишком большую скорость.
Вот как описывал это происшествие «Правительственный вестник»: «Во время крушения Их Величества Государь Император и Государыня Императрица со всем Августейшим Семейством и лица Свиты находились за завтраком в вагоне-столовой. При сходе с рельсов первого вагона следующие вагоны слетали на обе стороны; вагон-столовая хотя и остался на полотне, но в неузнаваемом виде. Невозможно было представить, чтобы кто-либо мог уцелеть при таком разрушении. Но Господь Бог сохранил Царя и Его Семью: из обломков вагона вышли невредимыми Их Величества и Их Августейшие Дети».
. В момент крушения поезда Александр III с женой и детьми находился в вагоне-столовой. Этот вагон, большой, тяжелый и длинный, был укреплен на колесных тележках, которые при ударе отвалились. Тем же ударом были сломаны поперечные стенки вагона, боковые треснули, и крыша стала падать на пассажиров. Стоявшие в дверях камер-лакеи погибли, Царскую Семью спасло только то, что крыша при падении одним концом уперлась в пирамиду из тележек и образовалось треугольное пространство, в котором она и оказалась.
Об этом страшном моменте своей жизни Цесаревич оставил следующую запись в дневнике: «Роковой для всех день, все мы могли быть убиты, но по Воле Божьей этого не случилось. Во время завтрака наш поезд сошел с рельсов, столовая и шесть вагонов разбиты, и мы вышли из всего невредимыми». После крушения Императрица Мария Феодоровна говорила: «Во всем этом была осязательно видна рука Провидения, нас спасшего».
Сергей Витте, который не был свидетелем происшествия, писал, что «вся крыша столового вагона упала на Императора, и он, только благодаря своей гигантской силе, удержал эту крышу на своей спине, и она никого не задавила». Руководитель расследования причин железнодорожной катастрофы Анатолий Федорович Кони считал это утверждение неправдоподобным, поскольку сама крыша весила несколько тонн и удержать ее никакому человеку было не по силам. Тем не менее профессор хирургии Харьковского университета Вильгельм Федорович Грубе был убежден в прямой связи смертельной болезни Царя с полученными им при крушении травмами.
Александр III, несмотря на крайне плохую погоду (лил дождь с изморозью), сам распоряжался извлечением раненых из-под обломков разбитых вагонов. Профессор Грубе вспоминал: «Их Величества изволили обходить всех раненых и словами утешения ободряли ослабевших и упавших духом». Императрица Мария Феодоровна обходила с медицинским персоналом пострадавших, оказывала им помощь, всячески стараясь облегчить больным их страдания. Александр III писал своему брату, Великому Князю Сергею Александровичу: «Этот день никогда не изгладится из нашей памяти. Он был слишком страшен и слишком чудесен, потому что Христос желал доказать всей России, что Он и доныне творит еще чудеса и спасает от явной гибели верующих в Него и Его великую милость».
Крушение царского поезда (4 фото)
Крушение произошло, когда поезд, спустившись с уклона, шёл со скоростью 68 км/ч. В результате катастрофы из 15 вагонов уцелело только 5 и 2, тащивших состав паровоза. 21 человек погиб, более 40 получили ранения разной степени тяжести. Из членов царской семьи никто пострадал, что тогда всеми было расценено как чудо.
В момент крушения поезда Александр III с женой и детьми находился в вагоне-столовой. Во время крушения были сломаны поперечные стенки вагона, а боковые треснули, после чего крыша стала падать на пассажиров. Стоявшие в дверях камер-лакеи погибли, остальных пассажиров спасло только то, что крыша при падении одним концом уперлась в пирамиду из тележек. Образовалось треугольное пространство, в котором и оказалась царская семья. Следующие за ним вагоны, которые могли окончательно сплюснуть салон-вагон, развернуло поперек пути, что спасло столовый вагон от полного разрушения.
Вот как позже описывала события этого страшного дня императрица Мария Федоровна в письме своему брату, греческому королю Георгу:
«Мы почувствовали сильный толчок и сразу за ним второй, после которого мы все оказались на полу и все вокруг нас зашаталось и стало падать и рушиться. Все падало и трещало, как в Судный день. В последнюю секунду я видела еще Сашу, который находился напротив меня за узким столом и который потом рухнул вниз. В этот момент я инстинктивно закрыла глаза, чтобы в них не попали осколки стекла и всего того, что сыпалось отовсюду. Все грохотало и скрежетало, и потом вдруг воцарилась такая мертвая тишина, как будто в живых никого не осталось».
По словам Великой княгини Ольги Александровны, во время аварии тяжелая железная крыша провалилась вниз, не достав каких-то нескольких дюймов до голов пассажиров:
«Все они (С.И. – пассажиры) лежали на толстом ковре, находившемся на полотне: взрывом отрезало колеса и полвагона. Первым выполз из-под рухнувшей крыши император. После этого он приподнял ее, дав возможность жене, детям и остальным пассажирам выбраться из изувеченного вагона».
Уже в сумерках, когда все погибшие были опознаны и убраны, а все раненые получили первую медицинскую помощь и отправлены на санитарном поезде в Харьков, царская семья села во второй прибывший сюда царский поезд и отбыла назад, на станцию Лозовую, где там же прямо в помещении зала ожидания был отслужен благодарственный молебен в связи с чудесным спасением августейшего семейства.
Император Александр III
Позже император Александр III писал:
«Через что Господу угодно было нас провести, через какие испытания, моральные муки, страх, тоску, страшную грусть и, наконец, радость и благодарение Создателю за спасение всех дорогих сердцу, за спасение всего моего семейства от мала до велика! Этот день никогда не изгладится из нашей памяти. Он был слишком страшен и слишком чудесен, потому что Христос желал доказать всей России, что Он и доныне творит еще чудеса и спасает от явной гибели верующих в Него и в Его великую милость».
Для расследования чрезвычайного происшествия была создана комиссия, которую по поручению Александра III возглавил прокурор уголовного кассационного департамента Сената Анатолий Кони.
Эксперты тщательнейшим образом исследовали обломки состава и раскуроченное железнодорожное полотно. Основной версией было крушение поезда в результате ряда технических факторов: плохого состояния пути и слишком высокой скорости слишком тяжелого поезда. Рельсы просто не выдержали нагрузки и разошлись.
На самом месте крушения впоследствии был устроен скит, названный Спасо-Святогорским, а в некотором отдалении от железнодорожной насыпи соорудили великолепный храм. У подножия насыпи, куда ступила императорская семья, выйдя невредимой из-под обломков вагона-столовой, была воздвигнута пещерная часовня в честь Нерукотворного образа Спасителя. А на том месте, где императрица со своими детьми ухаживала за пострадавшими, администрацией Курско-Харьково-Азовской железной дороги был разбит сквер; он располагался как раз между храмом и часовней.
В 1888 году была учреждена медаль в память спасения царского семейства во время крушения поезда в Борках. На ее оборотной стороне была сделана надпись: «Ангелам Своим заповедает Он о тебе, охранять тебя на всех путях твоих» (Псалтирь 90, 11).
Несмотря на чудесное спасение, физическое перенапряжение, испытанное Александром III во время удерживания крыши вагона, вскоре стало причиной серьёзной болезни царя, проявившейся в виде болей в пояснице, врачи диагностировали начало болезни почек. Со дня крушения поезда его здоровье было подорвано, началось трагическое угасание императора. Он угасал на глазах, потерял аппетит, из-за чего сильно похудел, жаловался на боли в пояснице и сердце, немецкий врач, прибывший из Германии, поставил диагноз — нефрит почек с поражением сердца и легких, но лечиться было уже поздно.
В последние месяцы жизни Александр III уже практически не участвовал в государственных делах, почти не вставал с кровати, не мог ни ходить, ни есть, ни спать.
20 октября 1894 года Александр III скончался в возрасте 49 лет в шале, расположенном неподалёку от Ливадийского дворца.
Крушение царского поезда у станции Борки в 1888 г.
Более 130 лет назад 29 октября (17 октября по старому стилю) у станции Борки под Харьковом сошёл с рельсов и потерпел крушение императорский поезд, направлявшийся из Крыма в Санкт-Петербург по Курско-Харьково-Азовской железной дороге. В катастрофе поезда погибли 22 человека из числа сопровождавших, а царская семья Александра III, государыня Мария Фёдоровна, наследник престола цесаревич Николай и остальные дети, спаслась только чудом.
Сегодня мы расскажем, почему произошла эта трагедия и что она повлекла за собой.
Летом 1888 года путь царского поезда лежал через Юго-Западную железную дорогу, одним из управляющих которой был инженер Сергей Витте. Ему было поручено сопровождать императора в поездке, а Витте, пораженный тем, с какой скоростью ездит императорский поезд, потребовал от министра путей сообщения снизить скорость на своём Юго-Западном участке дороги, что, как ни странно, было сделано. Однако наутро, когда поезд остановился на одной из станций, Сергей Витте увидел, что его все обходят и смотрят весьма настороженно. Вскоре выяснилась причина: Александр III оказался крайне недоволен тем, что по Юго-Западной дороге его состав тащился крайне медленно. В этот момент на перрон вышел сам император и лично высказал Витте своё раздражение. Железнодорожные чиновники старались максимально ускорить путь императора по железным дорогам, так как он и сам этого требовал, поэтому тяжеленный царский поезд развивал очень высокую скорость – 68 км/час. Министр путей сообщения Посьет начал критиковать управляющего инженера Сергея Витте:
— А на других дорогах ездим же мы с такою скоростью (т.е. 68 км/час), и никто никогда не осмелился требовать, чтобы государя везли с меньшею скоростью.
На это Сергей Витте ответил ему:
— Знаете, ваше высокопревосходительство, пускай делают другие, как хотят, а я государю голову ломать не хочу, потому что кончится это тем, что вы таким образом государю голову сломаете.
Как впоследствии оказалось, этот разговор оказался судьбоносным в жизни Витте, император Александра III услышал и запомнил эти слова инженера.
Состояние железнодорожных путей и вагонов в Российской империи периодически проверялось, однако не соблюдалось самое главное правило техники безопасности.
Осенью 1888 года семья императора Александра III посетила Кавказ, демонстрируя высочайшую заботу о самых отдалённых провинциях России и единения самодержца с верноподданными народами. Кавказцы встречали высоких гостей в национальных костюмах, с присущим им радушием и гостеприимством. Старейшины кавказских сёл и городов клялись царю-Миротворцу в вечной преданности. Августейшее семейство в Грузии посетили Тифлис и Батуми, русский император совершил первый и единственный визит в Баку. Императрица Мария Федоровна, датчанка по рождению, впервые оказалась в этих местах. Природа дикого горного края и культурные особенности различных народов Кавказа поразили государыню. Она искренне восторгалась радушием местных жителей и с интересом знакомилась с их традициями.
Дагестанцы поднесли императору хлеб-соль и чёрную кавказскую бурку, императрице — белую бурку, башлык и два куска верблюжьей шерсти, а азербайджанцы Баку преподнесли государыне в подарок восемь ковров ручной работы. Юному цесаревичу Николаю Александровичу дагестанцы вручили шашку в ножнах из черного рога и кинжал, драгоценную персидскую саблю, отбитую в бою у персидского принца.
После путешествия по Кавказу император Александр III, Мария Федоровна и дети прибыли морем в Севастополь, Ялту, Ливадийский дворец.
Император Александр III любил отдыхать с женой и детьми в Крыму, куда добирался по недавно проложенным железным дорогам. Маршруты путешествия царь выбирал сам, можно было ехать либо через Харьков, либо через Киев и Брест. Кроме семьи, слуг и приближенных, императора обычно сопровождал министр путей сообщения и главный инспектор железных дорог, в пути к ним присоединялись управляющие тех железных дорог, по которым император совершал свой путь.
В октябре 1888 года царский поезд возвращался из Крыма в Санкт-Петербург. Вначале было решено ехать по Юго-Западному направлению, но вспомнив непримиримого Сергея Витте, запрещавшего превышать скорость на своём Юго-Западном участке, император в последний момент приказал свернуть на Курско-Харьково-Азовскую железную дорогу.
Никто пока не догадывался о том,что работающие в разных ритмах два локомотива сильно расшатывают железнодорожное полотно. По проложенным на искусственной насыпи рельсам поезду следовало бы ехать помедленнее, но он нёсся вперёд, не чувствуя приближающейся беды.
Царский поезд на полтора часа отставал от расписания, ведь на железнодорожном маршруте Курск – Харьков – Азов было расписано по времени движение пассажирских поездов. Пытаясь наверстать упущенное время, машинисты гнали вовсю, доводя скорость почти до 70 верст в час. Во время остановки в Тарановке начальник царской охраны генерал Черевин, прогуливаясь по перрону вместе с министром путей сообщенияПосьетом, сетовал на опоздание. У начальника царской охраны генерала Черевина были свои основания для беспокойства. В Харькове все охранные меры по обеспечению безопасности императорской семьи были рассчитаны точно под расписание движения царского поезда.
Участок железнодорожного пути Тарановка — Борки, на котором потерпел крушение царский поезд, ещё летом 1888 года был признан аварийным, и машинистам рекомендовали снижать скорость движения поезда.
Царский поезд разогнался до скорости в 68 км/час так, что сильно раскачивало вагоны поезда, и колёса поезда расшатали пути, не предназначенные для такой скорости.
В 14 часов 14 минут на перегоне Тарановка-Борки императорский поезд сошёл с рельсов, раздался страшный грохот и скрежет железа. Тяжёлые царские вагоны продолжали двигаться по инерции, собственной массой сминая на своём пути передние вагоны поезда, которую занимала прислуга и царская охрана. С высокой насыпи рухнули 10 вагонов, они были разрушены полностью. 13 человек погибли в вагоне прислуги, который был разрушен полностью, а в царском вагоне погибли камер-лакеи, стоявшие в дверях. 22 жизни унесла эта трагедия. Никто не понимал, что происходит. Царил хаос, паника…
В момент крушения вся царская семья, за исключением маленьких детей Александра III находилась в вагоне-столовой. Младшая дочь, шестилетняя Ольга принимали пищу в «детском» вагоне с няней миссис Франклин, она успела прижать Ольгу к себе в момент крушения. Это и спасло княгиню. От резкого торможения вагона, произошёл сильный толчок, который всех повалил на пол, а за ним произошло обрушение крыши и разрушение стен вагона. Тяжёлая металлическая крыша массивно рухнула вниз, но зацепившись краем, она застряла, не придавив лежавших на полу людей. Оставался маленький проём, через которых смог протиснуться император, приподняв на своей могучей спине край крыши вагона, и несколько минут держал её на своих плечах и спине, чтобы члены его семьи и приближенные смогли выбраться наружу. Из царского семейства никто не пострадал, в том числе и Михаил с Ольгой, вагоны которых были менее повреждены.
«Это был поистине подвиг Геркулеса, за который ему пришлось потом заплатить дорогой ценой, хотя в то время этого еще никто не знал», — вспоминала впоследствии великая княгиня Ольга.
Император Александр III и императрица Мария Фёдоровна до вечера помогали разбирать завалы, осматривали раненых, отдавали необходимые распоряжения. Великая княгиня Ксения Александровна сильно ушибла спину, из-за чего впоследствии немного горбилась. Малолетнего великого князя Михаила вынул из-под вагонных обломков солдат царской охраны. Только поздно вечером, когда почти все пострадавшие в крушении поезда спасены, завалы разобраны, царская семья уехала на станцию Лозовая на пришедшем светском пассажирском поезде.
Дальше все ехали в трагической тишине, все были подавлены, дети крайне напуганы.На станции Лозовая был совершен молебен Богу в благодарность за спасение. Россия восприняла спасение императорской семьи как божественное чудо. По всей стране проводились благодарственные богослужения, а в Москве и Петербурге императора Александр III встречали флагами, демонстрациями, молебнами и пением гимна «Боже, царя храни!». К вечеру следующего дня императорский поезд прибыл со стороны Белгорода в Курск. Преосвященный Иустин произнесет краткое приветствие Александру III и благословил его иконой. Император принял доклад от губернатора и военных начальников, принял хлеб-соль от депутаций дворянства, земства, города.
Через некоторое время августейшее семейство отправилось в Харьков, а оттуда — через Москву в Санкт-Петербург.
Допрашивая министра Посьета, Анатолий Кони пытался выяснить, почему тот не вмешивался и не обращал внимания государя на неправильный состав поезда. Посьет оживился и сказал, что очень даже обращал, причем еще даже Александра II.
Итак, не установив следов теракта, Анатолий Кони изложил императору свои выводы о виновности должностных лиц, причастных к трагедии. По его словам, все они проявили «преступную небрежность к поезду чрезвычайной важности». Закончил доклад Кони сообщением о «хищнических действиях» правления при эксплуатации железной дороги, стремлении любым путём к наживе, безответственности служебного персонала и попустительстве всему этому со стороны Министерства путей сообщения.
— «Итак, ваше мнение, что здесь была чрезвычайная небрежность?» — спросил император.
— «Если характеризовать все происшествие одним словом, независимо от его исторического и нравственного значения, — ответил Кони, — то можно сказать, что оно представляет сплошное неисполнение всеми своего долга».
Управляющий Юго-Западной железной дорогой талантливый инженер Сергей Витте вскоре занял должность директора департамента железнодорожных дел, а через четыре года стал министром путей сообщения России. Видимо, император не забыл того спора на перроне, в котором инженер Сергей Витте оказался прав, как показало крушение императорского поезда. Министр путей сообщения Посьет и главный инспектор железных дорог Шерваль ушли со своих постов, а расследование железнодорожной катастрофы было закрыто самим Александром III. Сергей Витте впоследствии сделал немало для железнодорожного дела, для промышленности, для русской экономики, для международного положения Российской империи и для внутриполитических изменений.
Крушение царского поезда стало своеобразным прообразом будущего крушения Российской империи, которая мчалась на всех порах при весьма устаревшем управлении и потерпела трагическое крушение в 1917 году.
Воспоминания о крушении поезда.
Государыня императрица Мария Фёдоровна записала в своём дневнике: «Это был самый ужасный момент в моей жизни, когда я поняла, что жива, но что около меня нет никого из моих близких. Ах! Это было очень страшно! Потом вдруг я увидела мою милую маленькую Ксению, появившуюся из-под крыши немножко поодаль с моей стороны. Затем появился Георгий, который уже с крыши кричал мне: «Миша тоже здесь!» и, наконец, появился Саша, которого я заключила в свои объятья…
За Сашей появился Ники, и кто-то крикнул мне, что Baby (Ольга) целая и невредимая, так что я от всей души и от всего сердца могла поблагодарить Нашего Господа за его щедрую милость и милосердие, за то, что Он сохранил мне всех живыми, не потеряв с их голов ни единого волоса! Подумай только, одна лишь бедная маленькая Ольга была выброшена из своего вагона, и она упала вниз с высокой насыпи… Но какую скорбь и ужас испытали мы, увидев множество убитых и раненых, наших дорогих и преданных нам людей. Душераздирающе было слышать крики и стоны и не быть в состоянии помочь им или просто укрыть их от холода, так как у нас самих ничего не осталось!
Мой дорогой пожилой казак, который был около меня в течение 22 лет, был раздавлен и совершенно неузнаваем, так как у него не было половины головы. Также погибли и Сашины юные егеря, которых ты, наверное, помнишь, как и все те бедняги, кто находился в вагоне, который ехал перед вагоном-рестораном. Этот вагон был полностью разбит в щепки, и остался только маленький кусочек стены!
Это было ужасное зрелище! Подумай только, видеть перед собой разбитые вагоны и посреди них – самый ужасный – наш, и осознавать, что мы остались живы! Это совершенно непостижимо! Это чудо, которое сотворил наш Господь!»
«Роковой для всех день, все мы могли быть убиты, но по воле Божией этого не случилось. Во время завтрака наш поезд сошел с рельсов, столовая и 6 вагонов разбиты и мы вышли из всего невредимыми. Однако убитых было 20 чел. и раненых 16. Пересели в Курский поезд и поехали назад. На ст. Лозовой был молебен и панихида. Ужинали там же. Все мы отделались легкими царапинами и разрезами. » — так описал трагедию в своем дневнике цесаревич Николай Александрович.
«Бог чудом спас нас всех от неминуемой смерти. Страшный, печальный и радостный день. 21 убитый и 36 раненых! Милый, добрый и верный мой Камчатка тоже убит!» — эту записать сделал в своём дневнике Александр III.
А вот как вспоминала трагедию великая княгиня Ольга Александровна в своих мемуарах: «29 октября длинный царский поезд шёл полным ходом к Харькову. Великая княгиня помнила: день был пасмурный, шёл мокрый снег. Около часу дня поезд подъезжал к небольшой станции Борки. Император, императрица и четверо их детей обедали в столовом вагоне. Старый дворецкий, которого звали Лев, вносил пудинг. Неожиданно поезд резко покачнулся, затем ещё раз. Все упали на пол. Секунду или две спустя столовый вагон разорвался, как консервная банка. Тяжёлая железная крыша провалилась вниз, не достав каких-то несколько дюймов до голов пассажиров. Все они лежали на толстом ковре, упавшем на полотно: взрывом отрезало колеса и пол вагона. Первым выполз из-под рухнувшей крыши император, и приподнял ее, дав возможность жене, детям и остальным пассажирам выбраться из изувеченного вагона».
Точные координаты места крушения царского поезда в 1888 году — 295-й километр линии Курск — Харьков — Азов южнее Харькова, в 27 км от Змиева близ речки Джгуны. Сегодня здесь – украинское село Першотравневе (Первомайское), основанное в 1959 году, ещё при жизни двух свидетельниц крушения царского поезда – дочерей царя Александра — августейшей царевны Ольги и цесаревны Ксении.
На месте крушения поезда были построены несколько храмов и часовен, а в некоторых губерниях отливали памятные колокола, закладывали памятные церкви, писали иконы.
Храм, построенный недалеко от места крушения
В 1893 году на месте крушения императорского поезда была воздвигнута часовня. На входных воротах присутствовала надпись «В честь 17 октября 1888 года». Последний молебен в присутствии Николая II состоялся 19 апреля 1915-го. А в 1930-е часовню разрушили большевики. В 2013 году в Змиевском районе Харьковской области Украины открыли памятник русскому императору Александру III.
Всего же в память о чудесном спасении императорской семьи в течение 1888-1890 гг. было сооружено, пожертвовано и учреждено 126 храмов, 32 придела, 320 часовен, 17 колоколен, 116 иконостасов, 30 церковных оград, 2873 киота и 54 ризы на иконы, 152 запрестольных и выносных креста, 434 хоругви, 685 колоколов, 324 лампады, 107 церковно-приходских школ, несколько богаделен и приютов.