k4mf496 что за двигатель
Двигатель Renault K4M
Французские моторостроители разработали и внедрили в производство силовой агрегат, который пользуется популярностью более 20 лет. Удачная конструкция востребована на всех континентах. За все время существования двигатель претерпел множество доработок, но основа базовой модели осталась неизменной.
Описание
В 1999 году на смену K7M пришел новый силовой агрегат K4M. Разработка осуществлялась инженерами-моторостроителями известного автоконцерна Рено. Созданный ими двигатель представляет собой бензиновый рядный атмосферный силовой агрегат объемом 1,6 литра и мощностью 102-115 л.с при крутящем моменте 145-155 Нм.
Производство двигателей осуществляется на заводах в Испании и Турции. С 2009 года выпуск K4M освоил российский АвтоВАЗ.
Двигатель устанавливался на автомобили разных модификаций Renault:
На автомобили Dacia:
На автомобили Nissan:
На автомобили Лада:
Блок цилиндров отлит из высокопрочного чугуна. Цилиндры расточены внутри, без гильз. В нижней части находятся пять постелей коренных подшипников коленчатого вала.
ГБЦ изготовлена из алюминиевого сплава с запрессованными седлами и направляющими втулками клапанов. Вверху имеется крепление для двух распредвалов.
Коленчатый вал стальной. Фиксация от осевых перемещений – два полукольца в постели среднего коренного подшипника.
Поршни стандартные, алюминиевые, с тремя кольцами, два из которых компрессионные, одно маслосъемное.
Привод ГРМ – зубчатый ремень.
ГРМ выполнен по схеме DOHC, т.е. имеет два распредвала, 16 клапанов. Регулировка теплового зазора клапанов в процессе эксплуатации не требуется, так как здесь установлены гидрокомпенсаторы. На многих моделях двигателя регулирование фаз газораспределения осуществляет фазовращатель, который располагается на впускном распредвале. (Клапан фазорегулятора находится на ГБЦ).
Система вентиляции картера закрытого типа.
Система смазки комбинированная. Объем масла 4,85 литра (при замене масла с заменой масляного фильтра). Производитель категорически запрещает использовать различные присадки для улучшения качества смазки, как и применение других марок масел. Несоблюдение этих рекомендаций особенно актуально для гарантийных силовых агрегатов. О типе применяемого масла указано в руководстве по эксплуатации конкретной модели автомобиля.
Система питания топливом включает традиционные элементы:
К системе питания так же относятся система рециркуляции отработанных газов и воздухофильтр.
Система охлаждения герметичная с принудительной циркуляцией ОЖ. Помпа приводится во вращение ремнем привода ГРМ. Для регулирования температуры охлаждающей жидкости на всех режимах работы двигателя используется термостат.
Микропроцессорная система зажигания состоит из катушек и свечей зажигания.
Технические характеристики
Производитель | Renault Group |
---|---|
Объем двигателя, см³ | 1598 |
Мощность, л.с | 102-115 (132-135)* |
Крутящий момент, Нм | 145-155 |
Степень сжатия | 9,8 |
Блок цилиндров | чугун |
ГБЦ | алюминий 16v |
Диаметр цилиндра, мм | 79,5 |
Ход поршня, мм | 80,5 |
Клапанов на цилиндр | 4 (DOHC) |
Гидрокомпенсаторы | есть |
Привод ГРМ | ремень |
Турбонаддув | нет |
Регулятор фаз газораспределения | имеется на некоторых версиях |
Система питания топливом | распределенный впрыск с электронным управлением |
Топливо | бензин АИ-95 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Расположение | поперечное |
Ресурс работы заявленный/реальный, тыс. км | 220/800 |
Экологические нормы | Euro 4/5 |
Вес, кг | 116 |
*132-135-сильная версия двигателя RS. Повышение мощности достигнуто за счет форсирования базовой модели K4M.
Что означают модификации
За все время производства двигатель усовершенствовался более 50 раз. При этом изменения в самом моторе были незначительными, основу составляла базовая версия. Наиболее отличительным признаком в конструкционном плане стало оснащение некоторых версий двигателя фазовращателями (установка механизма регулировки фаз газораспределения).
Остальные изменения в большей части касались изменения крепления двигателя, норм токсичности, вариации с мощностью, а также соединения с МКПП или АКПП.
В таблицу сведены сведения о различных модификациях K4M, а также модели автомобилей Renault, на которые он устанавливался.
Код двигателя | Мощность | Годы выпуска | Устанавливался |
---|---|---|---|
K4M 690 | 105 л.с при 5750 об/мин | 2004-2013 | Dacia Logan |
K4M 700 | 107 л.с при 5750 об/мин | 1999-2011 | Megane |
K4M 701 | 107 л.с при 5750 об/мин | 1999-2002 | Megane |
K4M 704 | 107-109 л.с при 5750 об/мин | 1999-2003 | Megane, Scenic |
K4M 706* | 112 л.с при 6000 об/мин | 2003-2006 | Scenic II |
K4M 708 | 102 л.с при 5750 об/мин | 1999-2003 | Clio, Megane, Scenic |
K4M 710 | 110 л.с при 5750 об/мин | 2001-2005 | Laguna II |
K4M 714 | 107 л.с при 5750 об/мин | 2001-2005 | Laguna |
K4M 716* | 112 л.с при 6000 об/мин | 2005-2007 | Laguna II |
K4M 720 | 107 л.с при 5750 об/мин | 1999-2001 | Laguna I |
K4M 724 | 107 л.с при 5750 об/мин | 1999-2001 | Laguna |
K4M 740 | 107 л.с при 5750 об/мин | 2001-2012 | Clio II |
K4M 742 | 107 л.с при 3750 об/мин | 2001-2012 | Clio |
K4M 743 | 90-110 л.с при 5750 об/мин | 2001-2012 | Clio, ClioII |
K4M 744 | 75-107 л.с при 5750 об/мин | 1999-н. вр. | Clio II, Thalia II |
K4M 745 | 107 л.с при 5750 об/мин | 1999-2002 | Clio |
K4M 748 | 110 л.с при 5750 об/мин | 2001-2005 | Clio |
K4M 750 | 95 л.с при 5000 об/мин | 1999-2007 | Kangoo |
K4M 752 | 95 л.с при 5500 об/мин | 2003-2009 1999-2008 | Nissan Kubistar Kangoo |
K4M 753 | 95 л.с при 5000 об/мин | 1999-2007 | Kangoo |
K4M 760* | 112 л.с при 6000 об/мин | 2002-2005 | Megane II |
K4M 761* | 112 л.с при 6000 об/мин | 2002-2005 | Scenic II, Grand Scenic |
K4M 766* | 112 л.с при 6000 об/мин | 2006-2009 | Scenic II, Grand Scenic |
K4M 782* | 115 л.с при 6000 об/мин | 2003-2009 | ScenicII, Grand Scenic |
K4M 788* | 105 л.с при 5750 об/мин | 2002-2008 | Megane II |
K4M 790 | 112 л.с при 6000 об/мин | 2004-н. вр. | Modus |
K4M 791 | 112 л.с при 6000 об/мин | 2004-2012 | Modus |
K4M 794 | 88 л.с при 5000 об/мин | 2004-2008 | Modus |
K4M 800** | 112 л.с при 6000 об/мин | 2005-2013 | Clio III, Fluence |
K4M 801** | 112 л.с при 6000 об/мин | 2005-2013 | Clio III, Fluence |
K4M 804* | 88 л.с при 5000 об/мин | 2005-2009 | Clio III, Fluence |
K4M 812* | 110 л.с при 6000 об/мин | 2001-2009 | Scenic II, Grand Scenic, Megane II |
K4M 813* | 110 л.с при 6000 об/мин | 2001-2009 | Scenic II, Megane II |
K4M 824 | 110 л.с при 6000 об/мин | 2007-2010 | Laguna III |
K4M 830 | 106 л.с при 5750 об/мин | 2013-2016 | Kangoo |
K4M 831 | 106 л.с при 5750 об/мин | 2007-н. вр. | Kangoo |
K4M 834 | 98 л.с при 5750 об/мин | 2013-2016 | Kangoo |
K4M 835 | 100 л.с при 5750 об/мин | 2013-2016 | Kangoo |
K4M 836 | 98-102 л.с при 5750 об/мин | 2008-н. вр. | Kangoo II |
K4M 839* | 110 л.с при 6000 об/мин | 2009-2013 | Megane, Duster |
K4M 848 | 100 л.с при 5500 об/мин | 2008-2014 | Megane III |
K4M 850 | 82-106 л.с при 5000 об/мин | 2003-2007 | Kangoo |
K4M 854* | 133 л.с при 6750 об/мин | 2007-2014 | Twingo II, Wind |
K4M 858* | 110 л.с при 6000 об/мин | 2001-2016 | Megane III, Scenic III |
K4M 862* | 128 л.с при 6750 об/мин | 2009-2013 | Clio |
K4M 866* | 110 л.с при 6000 об/мин | 2009-2011 | Megane III, ScenicIII |
*версии двигателя с фазорегулятором, **выпускался в двух версиях – атмосферник и турбо
Надежность, слабые места, ремонтопригодность
Полное представление о двигателе помогут получить три основных фактора, интерес к которым возникает у каждого автолюбителя.
Надежность
Французским инженерам удалось воплотить в жизнь мечту всех автолюбителей – создать простой, надежный и долговечный двигатель. Несмотря на то, что базовая модель получилась на редкость удачной, работы по совершенствованию силового агрегата не прекращались. Двигатель нашел широкое применение не только на французских авто, но и на многих других, например, российской Lade Largus, японских Nissan Kubistar, Nissan Almera.
При правильной эксплуатации мотора он способен более чем в четыре раза перекрыть ресурс, заявленный производителем. В интернете можно найти информацию о двигателях с пробегом более 800 тыс. км. Надо понимать, что такую цифру выдаст далеко не каждый мотор. Реальный пробег двигателя полностью зависит от отношения к нему со стороны владельца.
Участники специализированных форумов подтверждают сказанное. Например, форумчанин Maxim021 пишет:
Двигатель Renault K4M
1.6-литровый 16-клапанный двигатель Рено К4М был впервые представлен на салоне 1998 года и активно выпускается до сих пор на заводt в Испании, Турции, а с 2009 года у нас на АвтоВАЗе. Существует версия такого мотора с фазорегулятором и без, а еще спортивная модификация RS.
К линейке K-series также относят двс: K4J, K7J, K7M и K9K.
Технические характеристики двигателя Renault K4M 1.6 литра
Описание устройства мотора К4М 1.6 литра 16v
В 1998 году в модельном ряду силовых агрегатов Renault K-series появился и 16-клапанный двс. Кроме новой головки блока с парой распредвалов и гидрокомпенсаторами этот мотор получил индивидуальные катушки зажигания, а в некоторых версиях и фазорегулятор на впускном валу. Существовала форсированная версия K4M RS для моделей Clio GT, а также Wind или Twingo RS.
Во всем остальном такой двигатель мало отличается от своих 8-клапанных предшественников: тут распределенный впрыск топлива, рядный чугунный блок цилиндров, ременной привод ГРМ. Первое время сборка этого мотора велась лишь на испанском заводе компании в Вальядолиде, затем к нему добавилось предприятие в турецкой Бурсе, а в 2009 году тольяттинский АвтоВАЗ.
Онлайн-мануал для такого мотора вы можете найти здесь
Двигатели Рено K4M, F4R: характеристики, неисправности и тюнинг
Двигатель K4M представляет собой развитие K7M серии.
Двухлитровый бензиновый двигатель Рено устанавливается на многочисленные модели этого французского автопроизводителя. Существует несколько вариантов моторов, которые в зависимости от своей модификации выдают от 102 до 138 лошадиных сил.
Все модификации этого мотора имеют взаимозаменяемые части, за исключением форсированной версии, которая устанавливается на Clio Sport. Этот двигатель F4R в форсированной версии может развивать мощность в 180 лошадиных сил.
Технические характеристики
Двигатель K4M имеет следующие технические характеристики:
ПАРАМЕТРЫ | ЗНАЧЕНИЕ |
---|---|
Годы выпуска | 1999 – по настоящее время |
Вес, кг | 143 |
Материал блока цилиндров | чугун |
Система питания | инжектор |
Тип | рядный |
Рабочий объем двигателя | 1.598 |
Мощность | 102-115 лошадиных сил при 5750 оборотах |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов на цилиндр | 4 |
Ход поршня, мм | 80.5 |
Диаметр цилиндра, мм | 79.5 |
Степень сжатия | 9.5 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 145-147 Нм/3750 об.мин |
Экологические нормы | ЕВРО 4 |
Топливо | Аи 92; |
Расход топлива | город 11,8 л; трасса 6,7 л; 8,4 л/100 км в смешанном цикле |
Масло | 5W-30 и 5W-40 |
Расход масла | до 0,5 л/1000 км |
Ресурс мотора, тыс. км — по данным завода — на практике | нет данных 400+ |
Двигатели K4M устанавливаются на Renault Logan, Sandero, Kangoo (1 и 2), Duster, Megane (1, 2, 3), Clio 2, Laguna (1, 2), Scenic, Fluence, Lada Largus и Nissan Almera G11.
Двигатель F4R устанавливается на: Renault Duster, Megane 2, Laguna, Espace, Clio Sport.
Описание F4 R
Начиная с сер. 1980 годов, моторы в Renault обозначаются в виде XnY zzz:
X — серия мотора;
n — цифра, обозначающая архитектуру мотора (4 — для бензиновые силовые агрегаты с 4 клапанами на цилиндр; 7 — бензиновые моторы с распределённым впрыском и 2 клапанами на цилиндр; 9 — дизельные с непосредственным впрыском);
Y — буква, обозначающая рабочий объём двигателя ;
zzz — число, обозначающее какие-либо особенности конструкции (к примеру, нечётные числа обозначают автомобили с автоматической коробкой передач, чётные — с механической).
Двухлитровый (F4 R) двигатель Рено Логан, мощностью 135-138 лошадиных сил, имеет ременной привод, что несколько снижает надежность силового агрегата.
Французские инженеры хоть и разработали достаточно надежную систему привода, однако обрывы ремня ГРМ не редкость на этом моторе, что приводит к необходимости дорогостоящего капитального ремонта двигателя Рено Логан. Такой капитальный ремонт может выполняться исключительно с использованием соответствующего оборудования и опытными мастерами.
Особенностью двигателей Рено Логан является используемая система газораспределения, которая позволяет оптимальным образом регулировать работу впускных клапанов. Двигатель Рено Логан имеет 16 клапанов, каждый из которых управляется электроникой. Регулировка высоты подъема клапанов выполняется при помощи специального фазорегулятора, который в миллисекунды способен анализировать данные с различных датчиков.
Отметим лишь, что этот фазогенератор двигателя Рено Логан в силу повышенной нагрузки, которая приходится на него во время работы, может часто выходить из строя. В среднем ресурс этой запчасти составляет 50-70 тысяч километров пробега.
Обслуживание
При условии соблюдения сервисного интервала двигатель Рено Дастер имеет ресурс порядка 400 тысяч километров. Аналогичную конструкцию имеет двигатель k7J, устанавливаемый на Рено Логан и Сандеро. Эти моторы имеют взаимозаменяемые части и отличаются простотой в ремонте.
Неисправности
НЕИСПРАВНОСТИ | ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ |
---|---|
Плавают обороты, а звук двигателя F4R стал отдаленно напоминать дизельный мотор. | Подобное свидетельствует о поломке фазогенератора, который не подлежит ремонту и требует замены. Данная работа не представляет сложности и может быть выполнена самим автовладельцем. |
Появление сизого дыма из выхлопной трубы, изменение цвета масла Рено Логан. | В ГБЦ имеется трещина, которая пропускает антифриз в масло. Необходимо снимать головку, осматривать ее на наличие трещин и производить ее шлифовку. В отдельных случаях необходимо заменять головку блока цилиндров двигателя Рено Дастер. Отметим, что подобный ремонт имеет высокую стоимость, поэтому можем порекомендовать вам использовать не новые ГБЦ, а качественные бу варианты. |
Появление вибрации на холостых оборотах. | Это характерный признак вышедшей из строя катушки зажигания. Необходимо провести компьютерную диагностику и выполнить замену сломавшейся катушки. Также возможно вышла из строя опора двигателя. |
Мотор F4R с трудом заводится и постоянно троит. | Причиной подобного поведения двигателя F3R может быть засорившаяся дроссельная заслонка. Необходимо провести ее ручную очистку, что и позволит решить имеющуюся проблему. |
Тюнинг
Устанавливать дополнительно турбонаддув на F4R мы бы вам не рекомендовали, так как в данном случае существенно снижается ресурс, что может потребовать капитального ремонта уже спустя 100 тысяч километров. Да и установка турбо позволит поднять мощность максимум до 200 лошадиных сил. При этом двигатель F4R может потребовать капитального ремонта через 50-100 тысяч пробега.
Автор статьи – Павел Кардаш
K4mf496 что за двигатель кто изготовитель
Конструкция двигателя К4М
Двигатель К4М бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, шестнадцатиклапанный, с верхним расположением двух распределительных валов. Порядок работы цилиндров: 1—3—4—2, отсчет — от маховика.
Система питания — распределенный впрыск топлива (нормы токсичности Евро 4).
Двигатель с коробкой передач и сцеплением образуют силовой агрегат — единый блок, закрепленный в моторном отсеке на трех эластичных резинометаллических опорах.
Правая опора крепится к верхней крышке привода газораспределительного механизма, а левая и задняя — к картеру коробки передач.
Спереди на двигателе (по направлению движения автомобиля рисунок 1) расположены: впускной трубопровод; масляный фильтр; указатель уровня масла; датчик сигнализатора недостаточного давления масла; топливная рампа с форсунками; датчик детонации; подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; генератор; насос гидроусилителя руля; компрессор кондиционера.
Сзади (рисунок 2) на двигателе расположены:
— корпус воздушного фильтра с регулятором холостого хода;
— выпускной коллектор с управляющим датчиком концентрации кислорода;
Справа (рисунок 3) — насос охлаждающей жидкости; привод газораспределительного механизма и насоса охлаждающей жидкости (зубчатым ремнем); привод вспомогательных агрегатов (поликлиновым ремнем).
Слева (рисунок 4) расположены: маховик; датчик положения коленчатого вала; термостат; корпус термостата с датчиком температуры охлаждающей жидкости.
Сверху — катушки и свечи зажигания; маслозаливная горловина; ресивер с датчиками абсолютного давления и температуры воздуха на впуске, дроссельный узел с датчиком положения дроссельной заслонки.
Блок цилиндров двигателя отлит из чугуна, цилиндры расточены непосредственно в блоке.
В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала со съемными крышками, которые крепятся к блоку специальными болтами.
Отверстия в блоке цилиндров под подшипники обрабатываются при установленных крышках, поэтому крышки не взаимозаменяемы и для отличия промаркированы на наружной поверхности (счет крышек ведется со стороны маховика).
На торцевых поверхностях средней опоры выполнены гнезда для упорных полуколец, препятствующих осевому перемещению коленчатого вала.
Для охлаждения поршней во время работы двигателя их днища омываются снизу моторным маслом через специальные форсунки, запрессованные в блок цилиндров в зоне второй и четвертой опор (по обе стороны от опор) коренных подшипников.
Коленчатый вал с пятью коренными и четырьмя шатунными шейками.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала стальные, тонкостенные с антифрикционным покрытием, нанесенным на рабочие поверхности вкладышей.
Вал снабжен четырьмя противовесами, выполненными заодно с валом.
Для подачи масла от коренных шеек к шатунным, в шейках и щеках вала выполнены каналы.
На переднем конце (носке) коленчатою вала установлены: звездочка привода масляного насоса, зубчатый шкив привода газораспределительного механизма (ГРМ) и шкив привода вспомогательных агрегатов.
Зубчатый шкив фиксируется на валу выступом, который входит в паз на носке коленчатого вала.
Аналогично фиксируется на валу и шкив привода вспомогательных агрегатов.
Уплотняется коленчатый вал двумя сальниками, один из которых (со стороны привода ГРМ) запрессован в крышку блока цилиндров, а другой (со стороны маховика) — в гнездо, образованное поверхностями блока цилиндров и крышки коренного подшипника.
К фланцу коленчатого вала семью болтами прикреплен маховик. Он отлит из чугуна и имеет напрессованный стальной венец для пуска двигателя стартером.
Кроме того, на маховике нарезан зубчатый венец для датчика положения коленчатого вала.
Шатуны — кованные стальные, двутаврового сечения, обрабатываются вместе с крышками.
Крышки крепятся к шатунам специальными болтами с гайками.
Своими нижними (кривошипными) головками шатуны соединены через вкладыши с шатунными шейками коленчатого вала, а верхними головками — через поршневые пальцы с поршнями.
Поршневые пальцы — стальные, трубчатого сечения.
Палец, запрессованный в верхнюю головку шатуна, свободно вращается в бобышках поршня.
Поршни выполнены из алюминиевого сплава. Юбка поршня имеет сложную форму; в продольном сечении бочкообразная, а в поперечном — овальная.
В верхней части поршня проточены три канавки под поршневые кольца. Два верхних поршневых кольца компрессионные, а нижнее — маслосъемное.
Головка блока цилиндров (рисунок 5) отлита из алюминиевого сплава, общая для всех четырех цилиндров.
Головка блока цилиндров центрируется на блоке двумя втулками и крепится десятью винтами.
Между блоком и головкой устанавливается безусадочная металлическая прокладка. На противоположных сторонах головки блока цилиндров расположены окна впускных и выпускных каналов.
Свечи зажигания установлены по центру каждой камеры сгорания. Клапаны стальные, в головке блока цилиндров расположены в два ряда, V-образно, по два впускных и два выпускных клапана на каждый цилиндр.
Тарелка впускного клапана больше, чем выпускного.
Седла и направляющие втулки клапанов запрессованы в головку блока цилиндров.
Сверху на направляющие втулки клапанов надеты маслоотражательные колпачки.
Клапан закрывается под действием пружины. Нижним концом она опирается на шайбу, а верхним — на тарелку, которая удерживается двумя сухарями.
Сложенные сухари снаружи имеют форму усеченного конуса, а изнутри снабжены упорными буртиками, входящими в проточку на стержне клапана.
В верхней части головки блока цилиндров установлены два распределительных вала.
Один вал приводит впускные клапаны газораспределительного механизма, а другой — выпускные. На каждом валу выполнены восемь кулачков — соседняя пара кулачков одновременно управляет клапанами (впускными или выпускными) каждого цилиндра.
Особенностью конструкции распределительного вала является то, что кулачки напрессованы на трубчатый вал.
Опоры (постели) распределительных валов (по шесть опор для каждого вала) разъемные — расположены в головке блока цилиндров и в крышке головки блока.
Привод распределительных валов — зубчатым ремнем от шкива коленчатого вала.
На каждом распределительном валу со стороны зубчатого шкива выполнен упорный фланец, который при сборке входит в проточку головки блока цилиндров, препятствуя тем самым осевому перемещению вала.
Шкив распределительного вала фиксируется на валу не с помощью тугой посадки, шпонки или штифта, а — только за счет сил трения, возникающих на торцевых поверхностях шкива и вала при затяжке гайки крепления шкива.
Уплотняется носок распределительного вала сальником, надетым на шейку вала и запрессованным в гнездо, образованное поверхностями головки блока цилиндров и крышки головки блока.
Клапаны приводятся от кулачков распределительного вала через рычаги клапанов.
Для увеличения срока службы распределительного вала и рычагов клапанов кулачок вала воздействует на рычаг через ролик, вращающийся на оси рычага.
Гидроопоры рычагов клапанов установлены в гнездах головки блока цилиндров.
Масло внутрь гидроопоры поступает из магистрали в головке блока цилиндров через отверстие в корпусе гидроопоры.
Гидроопора автоматически обеспечивает беззазорный контакт кулачка распределительного вала с роликом рычага клапана, компенсируя износ кулачка, рычага, торца стержня клапана, фасок седла и тарелки клапана.
Смазка двигателя — комбинированная.
Под давлением масло подводится к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распределительных валов и гидроопорам рычагов клапанов.
Другие узлы двигателя смазываются разбрызгиванием.
Давление в системе смазки создается шестеренчатым масляным насосом, расположенным в поддоне картера и прикрепленным к блоку цилиндров.
Масляный насос приводится цепной передачей (рисунок 6) от коленчатого вала.
Ведущая звездочка привода насоса установлена на коленчатом валу под крышкой блока цилиндров.
На звездочке выполнен цилиндрический поясок, по которому работает передний сальник коленчатого вала.
Звездочка установлена на коленчатом валу без натяга и не зафиксирована шпонкой.
При сборке двигателя ведущая звездочка привода насоса зажимается между зубчатым шкивом привода ГРМ и буртиком коленчатого вала в результате стягивания пакета деталей болтом крепления шкива привода вспомогательных агрегатов.
Крутящий момент от коленчатого вала передается на звездочку только за счет сил трения между торцевыми поверхностями звездочки, зубчатого шкива и коленчатого вала.
При ослаблении затяжки болта крепления шкива привода вспомогательных агрегатов ведущая звездочка привода масляного насоса может начать проворачиваться на коленчатом валу и давление масла в двигателе упадет.
Маслоприемник выполнен за одно целое с крышкой корпуса масляного насоса. Крышка крепится пятью винтами к корпусу насоса.
Редукционный клапан расположен в крышке корпуса насоса и удерживается от выпадения пружинным фиксатором.
Масло из насоса проходит через масляный фильтр и поступает в главную масляную магистраль блока цилиндров.
Масляный фильтр — полнопоточный, неразборный.
Из главной магистрали масло поступает к коренным подшипникам коленчатого вала, форсункам охлаждения поршней и далее (по каналам в коленчатом валу) — к шатунным подшипникам вала.
По двум вертикальным каналам в блоке цилиндров масло из главной магистрали подается в головку блока цилиндров — к крайним опорам распределительных валов со стороны заглушек и гидроопорам клапанов.
Через проточки и сверления в крайних опорных шейках распределительных валов масло поступает внутрь валов и далее через сверления в других шейках валов — к остальным подшипникам распределительных валов.
Из головки блока цилиндров масло через вертикальные каналы стекает в поддон картера двигателя.
Система вентиляции картера — закрытая, принудительного типа.
Газы, проникшие из камер сгорания цилиндров через поршневые кольца в картер двигателя, попадают через каналы в блоке и головке блока цилиндров в крышку головки.
Пройдя маслоотделитель, расположенный в крышке головки блока цилиндров, картерные газы очищаются от частиц масла и далее поступают через корпус воздушного фильтра, дроссельный узел, ресивер и впускной трубопровод — в цилиндры двигателя.
Системы управления, питания, охлаждения и выпуска отработавших газов описаны в соответствующих статьях.
Обзор двигателя Renault K4M
Начиная с 1999 года концерн Renault начинает выпуск двигателя K4M, получившего, пожалуй, самое широкое распространение среди бензиновых моторов Рено. Устанавливается на автомобили Renault: Megane, Logan, Sandero, Kangoo, Fluence, Scenic, Clio 2, Duster, Laguna, а также на Nissan Almera G11 и Lada Largus. Данный силовой агрегат создавался на базе предыдущего мотора — K7M, но в отличие от предшественника, получил 2 облегченных распредвала (соответственно, и 16 клапанов), а также другие поршни и гидрокомпенсаторы. Свое дальнейшее конструктивное развитие мотор получил на автомобилях Ниссан, для которых был создан двигатель H4M (HR16DE).
Двигатель K4M имеет очень много модификаций, которые однозначно идентифицируются по полной маркировке двигателя (цифры и буквы после кода двигателя). Например, мотор, который продается у нас, имеет маркировку «двигатель Renault K4MD812». Это означает, что силовой агрегат оборудован фазорегуляторами, и комплектуется с механической коробкой передач. Некоторые моторы не оборудуются фазорегуляторами, отличаются степень сжатия и прошивки двигателя. Поэтому на рынке можно встретить двигатели K4M с разбросом показателей мощности — от 102 до 115 л.с..
Особенности эксплуатации и ресурс
Основной эксплуатационный недостаток двигателей K4M — относительно непродолжительный срок службы ремня ГРМ. Согласно рекомендациям завода-изготовителя регламентные работы по замене ГРМ должны проводиться раз в 60 тысяч км пробега или 1 раз в 4 года. При этом стоимость необходимых для этой процедуры запчастей на 16-клапанный мотор достаточно высока. Вместе с комплектом ГРМ обычно меняется и водяной насос, хотя однозначно необходимость замены этого узла можно определить только после разборки привода газораспределительного механизма. Интересная особенность, связанная с двигателем K4M, заключается в том, что регламент замены ремня ГРМ для автомобилей Lada Largus, установлен в 120 тысяч км, хотя и сам двигатель, и комплектующие абсолютно идентичны. В этой связи, многие обладатели Лады Ларгус меняют комплект ГРМ чаще регламента, и наоборот — обладатели Renault иногда оттягивают эту процедуру, обосновывая это рекомендациями АвтоВАЗа. В любом случае, затягивать с этой процедурой не рекомендуется, так как обрыв ремня ГРМ на моторах серии K4M однозначно приводит к загибу клапанов и необходимости капитального ремонта.
Частота замены ремня ГРМ с лихвой компенсируется ресурсом двигателя. Эти силовые агрегаты запросто преодолевают показатель пробега в 400 тысяч км (естественно, при надлежащем уходе и не нагруженной эксплуатации).
Расход топлива составляет примерно 8,5 литров в смешанном цикле. Для трассы этот показатель — 6,7 литра, что совсем немного, а вот в городе, 16-клапанник может «съедать» до 12 литров бензина на 100 км. К слову, K4M без каких-либо последствий «переваривает» российский 92-й бензин, почему и пользуется такой популярностью на территории России.
Типичные неисправности двигателя K4M
Среди наиболее часто встречающихся проблем двигателя K4M можно перечислить:
На этом, пожалуй, список типичных неисправностей двигателя K4M можно закончить, так как по большому счету, мотор надежен и особых хлопот владельцу не доставляет.
Двигатель Рено К4М — Особенности обслуживания и типичные неисправности
За годы существования «Рено» продукция концерна оснащалась разными моторами. С 1999 года на популярные модели Logan, Sandero и др. ставится двигатель К4М, им же оснащаются и некоторые образцы отечественной модели Лада Ларгус.
Обзор и характеристики
К4М – 16-клапанный (16V) инжекторный двигатель объемом 1.6 литра, впервые выпущенный в 1999 году. Он является логическим продолжением линейки двигателей К7М, и отличается от последних обновленной головкой блока цилиндров: в последней имеются отдельные распредвалы для впускных и выпускных клапанов. Кроме того, в конструкцию газораспределительного механизма были добавлены гидрокомпенсаторы, что сделало мотор, в сравнении с предшественниками, менее шумным.
Основные характеристики двигателя К4М:
Питание | Инжекторное |
Компоновка | Рядная |
Объем | 1.6 л. |
Цилиндров: | 4 |
Клапанов | 16 |
Степень сжатия двигателя | 9.5 |
Развиваемая мощность | От 90 до 115 сил |
Крутящий момент | В пределах 145… 152 Нм |
Соответствие экологическим нормам | Евро-3, 4, 5 |
Рекомендуемый тип топлива | 95 бензин |
Заявленный на двигатель К4М ресурс – до 500 тыс. км.
Конструктивные особенности
С точки зрения конструкции устройство двигателя К4М простое: основной элемент чугунный блок с четырьмя цилиндрами рядной компоновки и алюминиевая ГБЦ на 16 клапанов. Привод ГРМ – ременной, распредвалы выполнены по облегченной схеме, поршни двигателя укреплены вставками из высокопрочной стали в области компрессионных колец.
Внешний вид двигателя:
Как уже упоминалось, гидрокомпенсаторы делают мотор менее шумным. Кроме того, их наличие избавляет автовладельца от необходимости проведения процедуры коррекции тепловых зазоров клапанов. В новые модели двигателя добавили фазорегулятор на впуске, что добавило около 15 лошадиных сил: форсированная версия RS, снабженная тюнингованными системами впуска-выпуска и спортивным распредвалом, выдает до 135 сил.
Зажигание и впрыск, как и в большинстве современных двигателей, управляются электронным блоком. Система охлаждения двигателя – жидкостная, с принудительной циркуляцией, рабочим телом системы служит антифриз. Смазочная система сделана по принципу комбинированной: масло к точкам трения подается и разбрызгиванием, и под давлением.
Распределительные валы, в количестве двух штук, вращаются от зубчатого ремня ГРМ. Вращаясь, они передают крутящий момент на клапана выпуска и впуска. Это достаточно надежная конструкция, важное преимущество которой – простота устройства. Но эта простота таит в себе и серьезную опасность для двигателя: если ремень механизма газораспределения поврежден или порван, клапана, скорее всего, загнутся под ударами поршней.
Клапана двигателя К4М имеют разную длину и размеры тарелок: впускные больше выпускных. Шатуны двигателя – кованые, выполнены из стали.
Цилиндры и клапана двигателя:
На какие автомобили устанавливаеться К4М
Двигатель Рено К4М, как упоминалось ранее, появился в 199 году и устанавливался с тех пор на различные автомобили альянса Renault-Nissan.
Получил двигатель К4М Рено Флюенс. Из отечественных моделей машин 16-клапанный двигатель К4М получили Лада Ларгус и ее модификация Largus Cross. Двигатель К4М на Ларгус собирается в Тольятти.
Варианты двигателя
У К4М есть несколько модификаций, отличающихся характеристиками. Так, 16-клапанный двигатель К4М Рено Меган 2 имеет цифровое обозначение 812 (К4М812). Модели различаются маркировкой. Как и у всех двигателей Рено, здесь действует правило:
Блок из трех цифр – кодирование особенностей мотора (мощности, типа коробки, и т.д.), например, четное число указывает на предназначение силового агрегата для компонования с механической коробкой передач, нечетное – с «автоматом».
Таким образом, двигатель К4М Рено с кодом 812 – мотор с алюминиевой головкой, бензиновый, на 4 цилиндра и 16 клапанов, объемом 1.6 л., для механических КПП.
Обслуживание двигателя
К4М, как и любой двигатель, нуждается в регулярном и правильном сервисном обслуживании.
Особого внимания требует механизм ГРМ – натяжной ролик, сам зубчатый ремень, и другие элементы. «Здоровье» газораспределительного узла критически важно, его повреждение приведет к загибанию клапанов и дорогостоящему капитальному ремонту.
Интересно: в случае выхода из строя стоимость капремонта способна оказаться ниже затрат на установку контрактного двигателя. Стоимость агрегата на разборках – около 30-40 тысяч для старых авто, для более новых – около 50 тыс.
Замену ремня следует делать через 60 тысяч километров пробега машины.
Важно: нельзя допускать попадания масла на поверхность ремня. Если случилась даже минимальная протечка, ее нужно немедленно устранить.
Двигатель К4М нуждается и в качественном моторном масле и своевременной замене такового. Обычно рекомендуются масла 5W-30, 5W-40, менять жидкость следует раз в год или каждые 15 тыс. км. Вместе с заменой масла сменяют и масляный фильтр.
Следующий важный момент – воздушный фильтр, его состояние прямо влияет на работу двигателя: чем хуже проходит воздух через фильтр, тем сильнее двигатель «задыхается», теряет мощность, начинает работать с провалами. По регламенту воздушный фильтр следует менять раз в два года, или примерно через 30 тыс. пробега.
Если автомобиль эксплуатируется при высокой запыленности воздуха, менять его нужно и чаще.
Двигатель достаточно чувствителен к топливу и плохо переносит 92-е марки, хотя прямого запрета на 92 бензин производитель не дает. Желательно лить в бак качественное топливо с октановым числом 95.
Регулярной замене подлежат свечи: согласно регламенту производителя, это делается каждые 30 тыс. пробега. Каталожный номер «заводских» свечей – 7700500155, но допускаются и совместимые – EYQUEM EQ-RFC58LZ2E, и др., которые можно найти по каталогам.
Тюнинг К4М
Автовладельцы научились снимать с этого двигателя больше мощности, чем в стоке. Возможные варианты тюнинга двигателя К4М 16V:
Установка компрессора на К4М
Важно помнить форсирование двигателя снижает его ресурс, чем больше мощность, тем меньше прослужит двигатель.
Типичные проблемы
Несмотря на все указанные выше достоинства и простоту устройства, двигатель К4М у многих автовладельцев заслужил репутацию проблемного. На то есть существенная причина.
Всего дефект в 2010 обнаружился примерно на 100 автомобилях. Срок капремонта составил, в среднем, около месяца. Производитель двигателя отказался признавать тенденцию к браку. И по сей день иногда приходят сообщения о поломке машины на К4М со схожими симптомами, хотя случаи выхода из строя нельзя считать массовыми.
Вероятно, вышли из строя катушки зажигания или свечи. Следует проверить их и заменить, при необходимости.
Причиной может быть барахлящий регулятор холостого хода, негерметичная система впуска воздуха («подсос»), загрязнение дроссельной заслонки.
Ресурс этого блока – около 100 тыс. км., но замена может потребоваться и раньше.
Наиболее проблемными местами считают сальник коленвала двигателя и помпу. Случается, что начинает «потеть» и даже явно протекать клапанная крышка.
Этой проблеме подвержены некоторые автомобили с недостатком конструкции, и только в холода. Снег может попадать под капот двигателя, он садится на кожух механизма газораспределения и тает, образовавшаяся вода стекает к низу ремня и замерзает своеобразным наростом. Когда машину заводят, эта «ледышка» попадает под шестерню, ГРМ перескакивает, и клапаны бьются о поршни.
Так ли нужно двигателю масло, рекомендованное производителем
Как правило, для заливки и замены смазки в двигателе большинство автовладельцев выбирают масло рекомендованное заводом изготовителем для конкретно их автомобилей. А настолько ли важно следовать этим рекомендациям?
У дилеров есть условие – используешь не фирменное моторное масло, а какое-либо другое – машина снимается с гарантии. Но если хорошо подумать, выясняется, что все это вызвано отнюдь не заботой о «продолжительности жизни» транспортного средства и, в частности, его двигателя, а стремлением к увеличению дохода.
Что же представляет собой оригинальное масло? Нужно понимать, что сами производители автомобильной техники не занимаются изготовлением расходных материалов, в том числе, и смазочных жидкостей.
Они заключают контракт с компанией, специализирующейся на изготовлении масла, выдают рецептуру, контролируют процесс производства и качество готового продукта. Помимо этого, им приходится заниматься и маркетингом: разработкой упаковки, рекламной компанией и стратегией по продвижению и реализации продукции.
Конечно, наличие символики известной компании значительно повышает доверие потребителя к предлагаемому товару. Любому кажется, что, имея автомобиль определенной марки, лучше приобретать и расходные материалы этого же бренда.
Хочется быть уверенным, что если заливать рекомендуемое масло в двигатель, то гарантируется не только качество продукта, но и отсутствие проблем при эксплуатации транспортного средства.
Оригинальные расходные материалы, в том числе и брендовые масла, обычно используются и на станциях техобслуживания, принадлежащих дилерам автопроизводителей.
Рекомендуемое масло в двигатель: в чем плюсы применения
Масло рекомендованное заводом изготовителем автомобиля, обычно предназначено для определенного вида двигателей, учитывает особенности его конструкции и характеристики.
Потребителю удобна также тара, в которой ему предлагается оригинальное моторное масло. Ее объем учитывает параметры мотора, для которого автомасло предназначено.
К примеру, наиболее популярны у всех производителей масла канистры, имеющие емкость 1 и 4 л. Владельцу машины с двигателем 1,6 л, в который необходимо залить 4,3 л масла, придется приобретать сразу две упаковки — большую и маленькую.
Оригинальное масло уже поставляется в таре объемом 5 л. Этого количества достаточно для того, чтобы произвести полную замену, а также останется немного на случай требующейся доливки.
Правда, тех, кто приобретает разливное масло из бочки, вопрос выбора правильного объема канистры не волнует.
Узнать, какое масло рекомендует производитель транспортного средства можно, изучив его сервисную книжку. При ее отсутствии найти необходимую информацию можно:
Зачастую автопроизводители одним из условий постановки на гарантийное обслуживание указывают использование исключительно оригинальных технических жидкостей. В том числе и неоригинальные масла запрещены к применению, так как, по заверению продавца, могут насести вред автомобилю.
Масло рекомендованное заводом изготовителем, и его минусы
Но нужно понимать, что любой фирменный продукт имеет большой недостаток — как только на его упаковку попадает логотип известного бренда, цена товара моментально возрастает.
Это, кстати, касается не только автомобильной промышленности. Но в этом случае любые расходные материалы для транспортных средств, будь то свечи зажигания, тормозные колодки, фильтры или аккумуляторы, упакованные в коробку с наклейкой, например, Тойота или Ниссан, сразу возрастают в цене.
Причем накрутка может достигать 50%. То же самое наблюдается и в сегменте автомасла для двигателей. Цена оригинального масла значительно превышает стоимость аналогов, обладающих такими же эксплуатационными характеристиками, но выпущенных производителями смазочных материалов без упоминания автомобильного бренда. Получается, что потребитель просто платит за наклейку.
Не следует наивно рассчитывать, что производители автомобилей сильно заинтересованы в том, чтобы машина служила своему хозяину вечно. При том кризисе перепроизводства, который наблюдается сегодня, такой подход быстро приведет к банкротству предприятий.
Стратегия концернов заключается в продаже максимального количества единиц техники, дополнительного оборудования к ней, организации максимально доходного сервиса. И, надо быть объективными, все производители стараются как можно быстрее продать потребителю новый автомобиль.
Исходя из этих соображений, каждый сам в состоянии сделать соответствующие выводы. По крайней мере, после окончания гарантийного периода вряд ли кто-то из производителей транспортных средств мечтает, чтобы их детище служило верой и правдой долгие годы.
Одобренное рекомендуемое масло в двигатель
Сегодня существует практика получения изготовителями масла допусков от автопроизводителя на применение конкретной марки смазочной жидкости для двигателей определенных машин. Эта информация указывается на канистре со смазкой.
Допуски и одобрения
Наличие подобного одобрения означает, что материал полностью удовлетворяет всем требованиям автомобильного концерна и разрешен им к использованию. Получение подобной лицензии относится к длительной процедуре, которая требует значительных материальных вложений.
К примеру, оригинальное масло компании Liqui Moly получило признание и допуск к применению в силовых агрегатах многих крупных производителей техники: BMW, Volvo, VW, MB, MAN и некоторых других.
Большинство крупных брендов предлагают на рынок такие смазочные жидкости, которые подходят для использования в большинстве моделей двигателей, не ограничивая область применения какой-либо конкретной конструкцией мотора.
Важно! Масло, выпущенное не под брендом автомобильного концерна — более универсальное, но это отнюдь не означает, что оно хуже.
Насколько важно одобрение
Таким образом, можно сделать вывод, что при желании можно подобрать для двигателя своего автомобиля удовлетворяющую по всем техническим характеристикам смазку, но не переплачивая при ее приобретении.
Для этого стоит лишь, не ориентируясь на рекламные материалы, потратить немного времени и разобраться с требованиями, предъявляемыми автопроизводителем, и допусками.
Важно! Приобретать любые расходные материалы, в том числе и масло, необходимо в проверенных торговых точках, иначе существует большой риск нарваться на поддельный товар.
В таком случае никакой тщательный подбор масла по характеристикам не сможет уберечь двигатель от поломки.
С какими производителями моторного масла сотрудничают автомобильные концерны
Покупая новый автомобиль, особенно находящийся на гарантии, мало кому приходит в голову самостоятельно заниматься подбором технических жидкостей, когда наступает время их замены. Гораздо проще, ориентируясь на рекомендации производителя машины, приобрести моторное масло рекомендованное производителем или довериться сотрудникам лицензированной станции технического обслуживания.
Несмотря на некоторые финансовые потери, это избавляет от лишних телодвижений по поиску аналогов и позволяет пребывать в уверенности, что техническое обслуживание авто проведено надлежащим образом.
Однако следует знать, что все рекомендуемое масло в двигатель производится на тех же заводах, что и остальная продукция, представленная на рынке.
Кто производит моторное масло, рекомендованное производителем
Некоторые примеры сотрудничества автопроизводителей с изготовителями масла для двигателей:
Некоторые автомобильные концерны информацию о производителе своего моторного масла стараются максимально засекретить. Например, концерн Тойота не афиширует тех, с кем сотрудничает в этом направлении.
Важно! Время от времени автопроизводители в силу различных причин (чаще всего по экономическим соображениям) меняют поставщиков моторного масла.
В любом случае, на каком бы продукте не остановился владелец автомобиля – будь то оригинальное масло рекомендованное заводом изготовителем или аналог, главное, чтобы оно надежно защищало трущиеся детали силового агрегата в течение положенного срока. От грамотного выбора марки напрямую зависит долговечность двигателя.