j dilla changed my life что это

Как J Dilla изменил нашу жизнь — к 10-летию альбома “Donuts”

j dilla changed my life что это

Немного сухих фактов: свой последний прижизненный альбом битмейкер Джеймс “Jay Dee” Янси дописывал на больничной койке. Выпустил в день рождения — 7 февраля. Через три дня поcле выхода он скончался, диагностировали заражение крови.

31 трек, всего пара из них переваливает отметку в две минуты, никакого речитатива поверх, квест для меломана “Угадай, откуда взят тот или иной сэмпл”. Мгновенная классика. “Первая пластинка прог-хопа” (Pitchfork). “Священный Грааль инструментального хип-хопа” (Fact). “Donuts” настолько стал каноном для поклонников жанра, что само его место в пантеоне даже не подлежит осмыслению, как не подлежит стирке футболка с принтом “J Dilla Changed My Life”. С ним связана куча теорий и домыслов — почему именно 31 трек? Знал ли сам музыкант, когда писал альбом, что умрет в 32? — такими вопросами терзают себя упорные дилломаны.

j dilla changed my life что это


“Многие битмейкеры уверены, что покупаешь себе Akai MPC, вешаешь над ним икону Диллы, остальное происходит само”, — сказал мне как-то Рома РЖБ; подозреваю, что MPC в данном случае служит даже неким необязательным дополнением к спиритическому сеансу.

До этого Дилла был рэпером и штатным битмейкером в детройтской группе Slum Village. Именно благодаря его музыке она зазвучала необычно — в песнях появился натуральный космос, который достигался благодаря виртуозной работе Диллы с синтезаторами и элегантнейшим драм-лупам. Он писал всем “сознательным” рэперам на тот момент, битами Диллы пользовались Common, Q-Tip, Erykah Badu и еще пара сотен артистов. Именно он внес свой кирпичик в звучание жанра, позже названного “неосоулом”.

Как почти любой битмейкер, Дилла был плодовит: к середине двухтысячных он наработал себе огромный каталог, где был и документ эпохи “Welcome 2 Detroit”, и основополагающий релиз лейбла Stones Throw “Champion Sound”, записанный на пару с другой живой легендой — Мэдлибом. Да и сам “Donuts” был девятым по счету релизом артиста.

Что делает его определяющим альбомом нулевых, безо всяких скидок на “мир инструментального хип-хопа”? Кроме очевидных моментов — Дилла был жутким меломаном, знал и любил черную музыку прошлых десятилетий; у него был слух на кусочки, которые надо вырезать; он, наконец, к тому времени стал законодателем целого стиля, на которого равнялись.

Считается, что этим альбомом он отдал дань уважения своему музыкальному прошлому: на “Donuts” намешан соул 70-х, фанк, хип-хоп и электроника. Но заглянул и в будущее — можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что без этого альбома ни Flying Lotus, ни Hudson Mohawke не зазвучали бы так, как звучат. Вообще, “Можно ли считать Диллу электронным продюсером?” — тема для отдельного обсуждения: но стоит сказать, что его музыкальные пазлы ничем не хуже тех, которые собирали The Prodigy, Massive Attack или Daft Punk.

На “Donuts” не было хитов, просто потому что поставленные автором рамки релиза этого не предполагали. “Слушать от начала и до конца” — любому автору хочется, чтобы с его работой обращались так, но в случае с “Donuts” это обращение необходимо: разбирать его на кирпичики нельзя, это и правда единое музыкальное пространство, а не просто накромсанные в один альбом заготовки.

Есть и такое мнение: главная заслуга Диллы в том, что он добавил элемент ошибки в музыку, которая до этого старалась ошибок избегать. И это справедливо. “Его драм-линия звучала так, как будто ее наиграл пьяный пятилетний ребенок”, — вспоминал трек Диллы Questlove из The Roots. Если переслушать “Donuts”, в нем найдется очень много дурачества, такого, какое обычно проделывают дети, дорвавшиеся до музыкального инструмента. Хип-хоп продюсеры старались сглаживать углы, делать треки нарочно приглаженными — Дилла наоборот находил свой грув в неровностях и несостыковках.

Он изменил сам подход к сэмплингу: на “Donuts” Дилла не стеснялся закольцевать вокальный луп, так чтобы тот начинался на полуслове. Не боялся менять темп трека, пока он шел. Мог запросто оставить в вырезанном кусочке голос диктора или случайно попавший туда чужой инструмент. Мог сделать ударные тише сэмпла, так, что их почти не было слышно. При этом, если внимательно вслушаться в каждый трек с альбома, он кажется совершенно законченным произведением — с началом, с концом, с кульминацией, с цепким мелодическим крючком.

А ведь именно эти ошибки, топорщащиеся, будто швы на заштопанном шерстяном носке, дарят “Donuts” особую теплоту и человечность. “Пластинка, в которой есть чувства” — утомивший многих штамп, но здесь уместный: музыканту и правда удалось вытянуть из своего сэмплера что-то большее, чем просто подходящие друг к другу биты и сэмплы.

Знаете, кстати, почему альбом так называется? “Глупый вопрос, — отвечала мать Диллы. — Потому что он и правда любил пончики. Я носила их в больницу ему коробками”.

Источник

Разбираем 13 сложных кусков нового альбома Оксимирона «Красота и Уродство»

j dilla changed my life что это

«Хоп-механика»

«Жить – это про фарш, про тесто, слои лазаньи
Перечеркни мои болезни, Демна Гвасалия»

Демна Гвасалия – дизайнер, который нарисовал обложку другого громкого альбома – «Бордерлайн» Земфиры. Там просто перечеркнуто слово «бордерлайн» – пограничное расстройство личности, в котором признается Оксимирон.

Чем выдал Джон Гришам

Славой Жижек – словенский философ, который во время выступлений часто трет нос. Джон Гришам – автор 47 романов (пишет с 1989 года и до сих пор).

«Агент»

«Рэперки: шапки из фольги
Рифмы так редки, вы че, ***, Геннадий Айги?»

Геннадий Айги – чувашский поэт, который отрицал типичный русский синтаксис и писал стихи вообще без рифм. Например:

«Мы умрем, и останется

по еле чувствуемому следу

какой-то волны, ушедшей

из их снов, из их слуха,

Рэпчик прошел от СТДК к СБПЧ

Плакаться поздняк, как про ГУЛАГ в ЕСПЧ

Развивайся — либо сдохни, как ГКЧП, чтоб

Танцы с голым торсом в шестьдесят — RHCP

Разбираем парад аббревиатур. СТДК – рэп-группа конца 90-х, СБПЧ – современные исполнители. Оксимирон считает, что поздно обсуждать ГУЛАГ в Европейском суде по правам человека. Вспоминает ГКЧП – самопровозглашенный орган власти, который отстаивал сохранение СССР.

RHCP – Red Hot Chili Peppers. Его солист Энтони Кидис часто выступает голым.

«Красота и уродство»

«В десятитысячелетнем склепе
Спит и видит сны Гебекли Тепе»

Тут упоминается храмовый комплекс в Турции, которому 12 тысяч лет. До ХХ века Гебекли Тепе был скрыт холмом (в честь него и назван комплекс – «пузатый холм») – оказалось, что он искусственного происхождения. Внутри комплекса археологи нашли колонны с рисунками. Находки изменили представления о периоде неолита.

j dilla changed my life что это

«Нон-фикшн»

«Белый халат тебя идет, малышка
А знаете, что у алжирского дея под самым носом шишка?»

Здесь Оксимирон ссылается на последнюю фразу в «Записках сумасшедшего» Гоголя. Сам Гоголь ссылается на малоизвестный английский роман «Сладострастный турок». Шишка там – это мужской половой орган, который в романе отделяется и живет отдельной жизнью как заспиртованный экспонат. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

«Рашн Роуд Рейдж»

Пятой колонной прут мигалки»

Carmageddon – это игра 1997 года о гонках, где главное – агрессивно водить.

j dilla changed my life что это

«Мы все умрем»

«Рэп спас мою жизнь, и не только J Dilla»

J Dilla – культовый рэпер США, который умер в 32 года из-за редкой болезни крови – спустя три дня после выхода последнего альбома. В последний год J Dilla выступал в инвалидном кресле и как-то появился в футболке с признанием в любви к рэпу: «J Dilla changed my life». И футболка стала его символом.

«Чувствую»

Это куплет Дельфина. Здесь вероятны показаны психоаналитические интерпретации слов клиента (например, то, что слезы = дерьмо) и его жесткий ответ на жалобы. Отсылка к фразе «Хьюстон, у нас проблемы» – об обращении к психоаналитику, который как будто далеко, как астронавты на Луне, но пытается помочь.

«Окно в Париж»

Отсылка к «Одесским рассказам» Исаака Бабеля: «Полтора жида» называли Тартаковского потому, что ни один еврей не мог вместить в себе столько дерзости и денег».

j dilla changed my life что это

«Празднуй»

«Шарю в Cheap monkey, UK как Чичваркин

Ловко врут броуки, в ломбарды бегут джанки

Чунга чанги, чи чи чон — их песни считалки»

Оксимирон вспоминает Англию и сравнивает себя с бизнесменом Евгением Чичваркиным, который там живет.

Cheap monkey – магазин одежды. Джанки – наркоманы в английском сленге, а броуки – нищие.

«Пантеллерия»

«Ты у врат в парк, глянь, там
Гуляет с Мажорелем Жак, а мы – в Сен-Лоран»

У художника Жака Мажореля была в Марракеше вилла с садом. Модельер Ив-Сен Лоран о нем заботился, хотя в жизни с Мажорелем не встречался.

Миф, слышь, Erdgeschoss нажми, держи внутри

Тут – уроки немецкого и отсылки к прошлому.

Erdgeschoss – первый этаж. Миф – первый псевдоним Оксимирона.

Источник

J dilla changed my life что это

“Brooklyn” — новый клип Miyagi & Andy Panda, а также визуальное признание в любви олдскульному рэпу и его легендам.

Его снял Игорь Клепнев. Подпишитесь на его инстаграм, там всегда красиво.

Не знаем, чей это было план — группы, режиссера или их совместный — но “Brooklyn” получился богат на пасхалки, которые не каждый сможет рассмотреть при первом просмотре, а может, и просто не считать отсылку. Вот, какие заметили мы.

1. Постеры легенд олдскула

Стартовый кадр: подросток смотрит на стену, увешанную постерами звезд прошлого (Bob Marley, J Dilla, RZA, Gang Starr, Erykah Badu, есть даже Мартин Лютер Кинг), и поправляет бандану на голове. Аналогом такого рэп-святилища можно назвать и само видео “Brooklyn” — в нем живет дух старого хип-хопа.

2. Потом звучит голос The Notorious B.I.G.

А что, есть другие варианты, кто должен открывать видео с таким названием? На стартовых секундах звучит строчка про “hooligans from Brooklyn” из нетленки Бигги “Hypnotize”, вышедшей спустя несколько недель после смерти рэп-легенды. Она попала в альбом “Life After Death” 1997 года.

3. И снова Бигги. Andy Panda имитирует его флоу, а сама сцена похожа на архивный фристайл Кристофера Уоллеса

Мы про вот это видео, где Бигги у какой-то бодэги окружила толпа людей, качающих под его фристайл.

Сослан в «Brooklyn» и манерой исполнения напоминает “биг папу”, и аутфитом.

В кадре замечена и одежда марки Rocawear, бренда, на котором Jay-Z еще в конце 90-х зашибал миллионы.

4. Футболки с трибьютами

Подростки играют в стритбол. На них футболки с именами звезд, которых уже нет с нами. Рядом с ожидаемыми именами Боба Марли и Nate Dogg, мелькает тишка с именем Коби, а также XXXTentacion.

5. Тату “J Dilla Changed My Life”

Продюсер из Детройта изменил не только жизнь слушателей, которым пришлась по душе его меломанская экспертиза и узнаваемый стиль, но и артистов, которым он поставлял музыку. Среди таких были Q-Tip, Common, The Roots, MF Doom и многие другие. Канье называл Диллу одним из своих главных наставников — и Канье такой не один.

Почитать больше про J Dilla и его главный альбом можно здесь.

6. Микрофон в огне. Так было у Rakim в “When I B On Tha Mic”

Только легенда из Нью-Йорка, в честь которого родители назвали A$AP Rocky, его воспламеняет читкой, а TumaniYO от микрофона прикуривает. Тоже красиво.

7. Miyagi в куртке с логотипом лейбла Motown

C рэп-олдскулом понятно, но на нем владикавказский дуэт не остановился. На куртке Miyagi виден логотип легендарного Motown Records, детройтского лейбла, выпускавшего соул, фанк, R&B — короче, всю ту роскошную черную музыку, которую потом годами сэмплировали и сэмплируют в рэпе.

James Dewitt Yancey ( родился 7 февраля 1974),которого все мы знаем как J Dilla, являлся одной из самых известных фигур в мировом битмейкинге. James вырос в Деройте, где еще в школьные годы начал коллекционировать различные раритетные записи, что в конечном итоге повлияло на его музыкальную карьеру. Первая рэп-группа, участником которой был Джеймс, называлась»Slum Village». Образована она была самим Dilla вместе со своими однокласмниками, однако просуществовала недолго.

j dilla changed my life что это

Для создания своих первых битов Jay Dee пользовался обычным ленточным диктофоном, но затем битмейкер довольно быстро освоил MIDI Production Center. В конце 90-х Джеймс был известен как будущее американского хип-хопа и работал с такими популярными артистами, как The Pharcyde, De La Soul, Busta Rhymes, A Tribe Called Quest, Q-Tip. Все эти исполнители взяли на заметку его стиль и имя Jay Dee упоминалось среди имен самых серьезных хип-хоп продюссеров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *