художник передвижник кто это такой

Передвижники — одна из лучших страниц истории российского искусства

Передвижники — это сообщество молодых российских живописцев XIX века, которые сыграли исключительно важную роль в художественной жизни России. Создатели объединения Иван Крамской, Василий Перов, Алексей Саврасов обладали огромным талантом и вместе с менее одаренными живописцами успешно противостояли Академии художеств с ее устаревшими взглядами. Благодаря работе художников-передвижников новое реалистичное изобразительное искусство узнали и полюбили сотни тысяч жителей российской глубинки.

художник передвижник кто это такой

Передвижники опирались на прогрессивные общественные круги, демократически настроенную интеллигенцию. Благодаря взаимной поддержке, целой плеяде мастеров удалось добиться независимости от Академии и капризов меценатов, что давало им полную свободу в творчестве. Художники ставили цель создавать правдивые и жизненные произведения, способные пробудить сознание народных масс.

художник передвижник кто это такой

Передвижники в своем творчестве охватили все жанры живописи. Среди них немало мастеров портрета, бытовой и исторической картины. Художники «Товарищества передвижных выставок» подняли на невиданную до тех пор высоту искусство пейзажа. Архип Куинджи, Алексей Саврасов, Исаак Левитан, Константин Коровин — каждый из них имел свой уникальный стиль и манеру письма, но их объединяла любовь к России, которую они передавали в своих произведениях.

Как возникло «Товарищество передвижных художественных выставок»

В 1859 году петербургская Академия художеств ввела новый устав, который повысил возрастной ценз абитуриентов. По измененным правилам, в учебное заведение могли поступать молодые люди в возрасте 16-20 лет. В большинстве своем это были выходцы из разночинцев, что стало причиной широкого распространения демократических настроений среди студентов.

Реформы в Академии были довольно прогрессивными. Совет поощрял живопись бытовых сцен, но на конкурс за присуждение большой золотой медали традиционно выносил античные и мифологические сюжеты. Группа из четырнадцати талантливых живописцев обратилась к руководству учебного заведения с просьбой о свободном выборе темы конкурсной работы, в чем получила отказ. После этого художники решились на крайний шаг и покинули Академию. Возглавлял протестное движение Иван Николаевич Крамской.

художник передвижник кто это такой

Объединение бунтарей получило название «Артель». Со временем часть художников откололась, а оставшиеся были сосредоточены на ремесленных заказах. Поэтому изложенная в письме московских коллег идея создать общую передвижную выставку сначала была встречена петербургскими живописцами без энтузиазма. Проект устава нового объединения художников поддержало всего семь «артельщиков» во главе с Иваном Крамским. Документ был одобрен Министерством внутренних дел в ноябре 1870 года, а месяц спустя состоялось первое заседание «Товарищества передвижных художественных выставок».

Устав организации обязывал участников ежегодно представлять на суд правления новые произведения. Такое условие побуждало передвижников к творчеству и не давало возможности сосредоточиться только на коммерческих заказах. Академия на первых порах выступала с критикой энтузиастов, но затем согласилась предоставить помещение для экспозиции.

Выставки русских передвижников

Первая передвижная выставка открылась в залах Академии 28 ноября 1878 года, и в первые же дни о ней заговорила вся столица. Каждая работа поражала зрителей новизной подачи и становилось поводом для бурных обсуждений. Простые и жизненные сюжеты вызывали эмоциональные переживания, несмотря на то, что композиционные решения были лишены классических элементов, призванных придавать картине драматизм.

художник передвижник кто это такой

В общей сложности выставку посетило порядка тридцати тысяч человек. Мероприятие принесло Товариществу первый коммерческий успех — многие картины были проданы, восемь произведений приобрел для своего собрания Павел Третьяков. Благодаря восторженным рецензиям в газетах слава передвижников распространилась далеко за пределами Северной столицы.

Знаменитые художники-передвижники

Вдохновителем Товарищества оставался Иван Крамской. На первой выставке художник представил несколько портретов, которые слегка померкли на фоне работы Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея» и шедевра Алексея Саврасова «Грачи прилетели».

художник передвижник кто это такой

Картина Ивана Крамского «Христос в пустыне» стала центром экспозиции второй выставки, открывшейся в декабре 1872 года. Полотно вызвало неоднозначную реакцию из-за необычной трактовки божественного образа, в котором художник видел современника, размышляющего о выборе жизненного пути.

художник передвижник кто это такой

С большим мастерством сюжеты из народной жизни передавал в своих произведениях Константин Савицкий. Его герои — вчерашние крестьяне в поисках заработка на железной дороге, равнодушные и циничные священники, солдаты перед отправкой на фронт. Живописец никогда не повторялся в мотивах и типах, его творчество питали искренний интерес к людям, непрерывное наблюдение и изучение жизни.

художник передвижник кто это такой

Яркий след в истории русского пейзажа оставил Иван Шишкин, входивший в Товарищество с момента его создания. Героем его произведений выступает русский «темный лес», нетронутая человеком северная природа. Художник тщательно передавал форму и цвет каждой детали, подмечал особенности зимнего или летнего освещения.

художник передвижник кто это такой

Творения Архипа Куинджи восхищали современников. Живописец упорно работал над техникой передачи света и постоянно искал новые выразительные приемы. Картины расценивались зрителями как откровение свыше, и на выставках их постоянно окружала толпа.

художник передвижник кто это такой

Закат передвижников

В конце XIX века на фоне растущего рабочего движения идеи народников стали менее актуальными, а в духовной жизни России произошли серьезные изменения. Цвет Товарищества постепенно стал выходить из строя — умер Иван Крамской, тяжело заболел Алексей Саврасов, а Архип Куинджи закрылся в своей мастерской и неохотно шел на контакты с внешним миром. Передвижники старшего поколения не чувствовали новых требований времени, их творения потеряли былую остроту.

Молодые художники тем не менее стремились вступить в организацию, но правление очень консервативно подходило к приему новых участников. Нередко при подготовке экспозиции руководство отклоняло талантливые и ставшие затем известными работы, отдавая предпочтение тривиальным и простым по исполнению произведениям.

Со временем противостояние в рядах передвижников достигло своего апогея, и в 1901 году организацию покинуло сразу одиннадцать художников. Но несмотря на все конфликты, творческая жизнь Товарищества не замирала.

художник передвижник кто это такой

Последние десятилетия работы объединения были продуктивными для целой плеяды живописцев, куда входили:

Через год после октябрьской революции новое руководство сделало попытку возродить былой интерес к выставкам, но усилия не увенчались успехом. В 1923 году объединение прекратило свое существование.

художник передвижник кто это такой

Картины и этюды передвижников украшают экспозиции музеев и служат предметом охоты коллекционеров. На сайте Very Important Lot регулярно появляются произведения художников прошлого, представляющих большую материальную и художественную ценность.

Источник

Коротко про передвижников, или как коммерческий проект стал главным художественным движением России

Многие новые течения, объединения и стили родились в ходе некоего бунтарства, противопоставления себя системе. Не стали исключением и передвижники.

9 ноября 1863 года 14 художников отказались участвовать в конкурсе Академии на заданную тему и решили намутить свое свободное общество, первую в России художественную артель. К 1870 году она совсем загнется, финансовый поток прекратится, и художники решат основать Товарищество передвижных художественных выставок. Сокращенно их звали передвижники.

Картина предводителя бунтовщиков и идейного вдохновителя товарищества.
Иван Николаевич Крамской – «Неизвестная», 1883

художник передвижник кто это такой

Заодно художники придумали несколько целей:

во-первых, организовывать выставки по всей России, не забывая о провинции;

во-вторых, развивать любовь к искусству и эстетические вкусы у народа;

ну и в-третьих, облегчить для художников процесс сбыта картин – во время выставок художники читали лекции, продавали свои картины и привлекли богатеев закидывать деньжат и покупать работы.

Сказано – сделано, общество просуществует больше 50 лет и подарит нам множество отличных картин, а заодно создаст повсеместную культуру выставок и меценатство.

Василий Иванович Суриков – «Утро стрелецкой казни», 1881

художник передвижник кто это такой

В число передвижников входили такие матерые звезды живописи как Василий Перов, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Илья Репин, Николай Ге, Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Суриков, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Владимир и Константин Маковские, Валентин Серов и, конечно, Иван Крамской)

И это далеко не полный список всех участников товарищества!

Одна из первых сенсаций от товарищества, картина наделала много шума. Николай Ге – «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871

художник передвижник кто это такой

Передвижники – это про реализм, драматичный и обличительный. Социальные проблемы, несправедливость, жизнь «маленького» человека стали частыми темами картин. Другой темой была природа – весь размах нашей страны (одни только Левитан и Шишкин чего только стоят).

Мифология и религиозные темы слабо заходили народу, поэтому писали такие сюжеты редко.

художник передвижник кто это такой

И еще один отличный пейзаж от другого маэстро)

художник передвижник кто это такой

В рамках выставок художники установили правило – если картина покупалась, то она выдавалась покупателю только после окончания всего тура по городам. А это могло быть больше года, поэтому иногда покупатели отваливались.

Но некоторые художники находили выход – можно же нарисовать копию полотна! Например, Леонид Соломаткин сделал целых 18 повторов картины «Славильщики-городовые». Как говорили в обществе передвижников, современные проблемы требуют современных решений.

Соломаткин Леонид Иванович – «Славильщики-городовые», 1882

художник передвижник кто это такой

К 1900-ым общество сильно изменилось – сказались разница в доходах («звезды» как Левитан и Репин получали примерно в 28 раз больше других передвижников), падение спроса и собственная зашоренность бывших борцов за свободу: картины новых участников общества для выставок отбирали с участием жюри, указывали необходимые темы и запрещали выставляться где-либо еще кроме выставок общества. Ты должен был бороться со злом, а не примкнуть к нему!

Илья Ефимович Репин – «Крестный ход в Курской губернии», 1880—1883

художник передвижник кто это такой

Однако вопреки всем внутренним проблемам, противоречиям и ссорам, общество передвижников стало одним из самых успешных и авторитетных творческих объединений России, да и в мире. А сколько крутых и значимых картин передвижники написали!

художник передвижник кто это такой

Самая дорогая вещь

Я сам из детского дома. И стремился поступить не в пту как многие, а всё таки окончить интересное мне учебное заведение. А интересно мне было художественное образование.

Когда я уже был в старших классах, я решил что одной изостудии будет мало для подготовки в художественное училище (у нас при интернате своя изостудия была) и решил записаться еще и в художественную школу.

И вот однажды мы сидели писали яблоки акварелью. А преподаватель ходила по классу и нам помогала. Так она подошла ко мне взяла кисточку, наклонилась и спросила: Вить, а где твоя акварель?

Я невозмутимо говорю: так вот же и показываю на свою медовую акварель с 12 цветами.

Она говорит: Нет этим у нас не пишут. Нужна профессиональная акварель. «Невская палитра».

Помню в мою сторону посмотрели все в классе. И мне в тот момент было так стыдно, что я из детского дома. И что у меня нет такой дорогой акварели. На перемене я собрал свои вещи и расстроенный пошел в детский дом.

Там меня встретила моя преподавательница по изостудии Ольга Игоревна и спросила меня чем это я так опечален.

Я рассказал ей, что больше в «художку» не пойду т.к. не хочу появляться там со своими красками. Она конечно успокоила меня, напоила чаем и сказала, что в художку ходить все же нужно. Потому что в училище нужно быть серьезно подготовленным, а в изостудии подготовиться очень сложно. И много еще было аргументов которыми она меня убеждала и успокаивала.

Наверное такие случаи и делают сердце мягче, а человека чувствительным к чужим бедам.

На следующий день когда я пришёл в изостудию, Ольги Игоревны не было, но на столе лежала акварель «Невская палитра», профессиональные кисти и записка: Учись Витек! У тебя все впереди!

Это поистине самая дорогая акварель в моей жизни.

Буду рад почитать Ваши комментарии.

Это мой первый тут пост, не судите строго)

художник передвижник кто это такой

художник передвижник кто это такой

Волшебные миры Дианы Зименс

художник передвижник кто это такой

художник передвижник кто это такой

художник передвижник кто это такой

художник передвижник кто это такой

художник передвижник кто это такой

художник передвижник кто это такой

художник передвижник кто это такой

художник передвижник кто это такой

Картины на бумаге и на холстах, акрилом и акварелью, гуашью, гелевыми ручками и объёмными акриловыми контурами. 😊

художник передвижник кто это такой

художник передвижник кто это такой

Живая история на картинах

О замечательном художнике-передвижнике В. М. Максимове у меня уже был пост. Но его творчество так многогранно и имеет столько интересных сюжетов, что о нем можно написать еще не раз. Его картины часто используют в качестве иллюстраций к рассказам о крестьянской жизни, тем более что он вырос в деревне, но сам мастер часто остается в тени. Давайте взглянем на некоторые его работы.

художник передвижник кто это такой

«Семейный раздел» (1876) Третьяковская галерея

То, какую долю земли получит каждая семья, определяла крестьянская община, которой обычно и принадлежала земля. Часто делили ее на словах, не фиксируя это в официальных бумагах. В документах долгое время раздел хозяйств часто не фиксировали потому, что при заборе в рекруты обычно не брали тех, кто является единственным кормильцем в семье (соответственно, если в большом хозяйстве две семьи и двое взрослых мужчин, то одного из них с большей вероятностью призовут в армию, чем если бы он официально жил отдельно и числился единственным кормильцем). С введением всеобщей воинской повинности в 1874 году и сокращением срока службы эта проблема была решена, поэтому крестьянам охотнее шли на встречу в случае желания отделиться. А вот как делить остальное имущество оставалось по-прежнему острым вопросом. Удивительно, как точно переданы эмоции героев, особенно женщин. Старшая явно пытается обделить более скромную младшую, даже сгребла большую часть холстов поближе к себе и придавила ногой.

художник передвижник кто это такой

«С дипломом» (1890) Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

художник передвижник кто это такой

художник передвижник кто это такой

«Залом ржи» (1903) Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина

Эта картина посвящено давнему крестьянскому суеверию. В исследовании «Русская народная медицина» доктора Г. И. Попова, которая вышла в 1903 году (когда и написана картина) оно подробно описано. «Залом – это завязанный в узел и предварительно запутанный или закрученный пучок колосьев какого-либо еще несжатого хлеба, чаще всего ржи. Иногда он обвязывается лошадиными или женскими волосами, обсыпается углем, золой из печи, землей с кладбища и проч. Вот как, по рассказам одного крестьянина, производит заломы знахарка из с. Ильинского (Новоладожский уезд. С.-Петербургск. г.)А-на: на вечерней заре она приходит в поле, выбирает нужную ей полосу, становится лицом на запад, наклоняет, с заклинаниями пучок колосьев к земле закручивает, перевязывает суровой ниткой и посыпает его взятой с могилы самоубийцы землей. Чтобы молитвы и благочестие семьи, которой принадлежит полоса, не ослабляли силы заклинаний, А-на становится ногами на образ, обращенный лицом вверх. Всякий, кто срежет такой залом, скоро умрет или получит лихую и продолжительную болезнь: у него отнимаются ноги или сохнет рука и пр. От залома теле часто появляются особенные раны, в которых заводится тонкий, узкий червяк в роде волоса, Этот червяк имеет способность постоянно разъедать рану, не давая ей поджить. Порча, с места залома, сообщается всей заломной полосе. Вот почему хлеба с таких полос крестьяне не едят, а продают и самую мякину выкидывают. Для нейтрализации силы заломов обыкновенно приглашается знахарь. Знахарская процедура уничтожения закрута называется «раскрут»., а иногда священник, служится молебен и «поднимаются» иконы (Жиздринск. у. Калужск. г., Брянск, у. Орловск. г.). Эта вера в существование заломов и их отдельных видов иногда является удивительно непоколебимой и сильной». «Рецепты» подобного вредительства были разные. залом могли посыпать пеплом, куриной скорлупой, солью. Теоретически, соорудив подобную «инсталяцию», недоброжелатели могли и просто пугать хозяев без всякой магии, используя суеверность сельских жителей.

Давайте взглянем на другие картины мастера.

художник передвижник кто это такой

«По примеру старших» (1864) Одесский художественный музей

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *