хочу поменять стояки в квартире что делать
Должна ли управляющая компания менять стояки в квартире бесплатно?
Большинство граждан получили статус прямых собственников квартир. Плата за различные нужды общедомового характера вносится ежемесячно. Но услуга по замене стояков и других компонентов водоснабжения – направление, за которое отвечает только управляющая компания. Такие действия регулируются нормативами РФ. Но многие жильцы не знают о своих правах в случае, когда требуется пройти такую процедуру.
Далее приводятся варианты поведения и некоторые другие нюансы решения вопроса.
Описание нормативной базы
Есть три вида документов, которые регламентируют и контролируют данную сферу:
Замена стояков: кто за неё отвечает?
ПП РФ №491 приводит описание, согласно которому в собственности владельцев жилья находятся все ответвления от стояков. Это касается любых разновидностей труб. Значит, собственники отвечают за оплату любых расходов и услуг, возникающих в данной сфере. В коммуникационных системах другие части представляют общее имущество дома. В данном случае ответственной за устранение любых дефектов и неполадок становится управляющая компания.
Кто должен менять стояки многоквартирного дома?
Не стоит думать, что, если общедомовыми стояками пользуются собственники квартир, что они и отвечают за любые виды ремонта. Из-за этого часто возникают дополнительные траты, от которых можно было защититься.
Поэтому ЖЭК обязан реагировать незамедлительно, без дополнительных сборов и требований.
Нормы по замене
Обычно замену проводят при двух видах обстоятельств. Либо когда проводят полный ремонт санузла, либо если закончился срок эксплуатации для металлоконструкции.
Замена труб также проходит в двух режимах, плановом и аварийном. Последний предполагает, что целостность изделия нарушилась, из-за чего появились течки.
В многоквартирных домах стандартный гарантийный срок труб – менее 25 лет. Замена необходима, даже если конструкция и спустя столько времени сохранила целостность.
Часто заменяют чугунные трубы полипропиленовыми. Это связано с преимуществами новых конструкций:
Что входит в услуги?
Предполагается, что старую конструкцию удаляют, а вместе неё ставят новую. Но это не единственные действия, которые составляют работу.
Обращение к сотрудникам Управляющей Компании относят к первым шагам. В её адрес пишут заявление, где подробно описывают необходимость заменить трубы. Если при составлении документа не выявлено каких-либо проблем, все оформлено правильно – ответ будет положительным.
Процедура выполняется в следующем порядке.
Все элементы, которым нужна замена, доставляют в квартиру собственника. Часто случается так, что владельцы отвечают в равной степени как за работу, так и за расходные материалы. Согласно закону, все расходы надо включить в квитанцию на следующий месяц.
Замена стояков для многоквартирных домов: пошаговая инструкция
Если у водопроводного стояка случился прорыв – требуется немедленная замена. Главное – собрать жителей верхних и нижних этажей, чтобы вместе с ними обговорить все действия. Прорыв может случиться только в одном месте, но это часто становится сигналом того, что трубы износились по всему периметру.
Следует провести полную замену, чтобы не беспокоиться на счёт надёжности конструкции. Если соседи не согласны с подобными действиями, ремонт организуют только в одной квартире.
Далее обращаются к специалистам Управляющей Компании, согласно стандартным требованиям. После этого монтируют новые трубы, полностью или частично.
О замене канализационных стояков
Стояки канализации тоже относятся к общедомовым владениям. Проходимость трассы частично по конкретной квартиры не играет роли. Общие правила подтверждают, что категория у остальной части канализации – такая же.
Значит, ремонт и монтаж подобных систем остаются в ведении Управляющих Компаний. Жильцы квартир вносят лишь дополнительную плату, которая расходуется на приобретение расходных материалов, сами ремонтные работы. Для этого в квитанциях предусматривают отдельную графу.
Если владелец ранее проводил подобные действия самостоятельно, то за прошлое время он не платит. Нужно компенсировать только операции, которые осуществляются в будущем.
Жильцу необходимо пройти несколько этапов перед тем, как восстановительные работы начнутся на практике.
Между управляющей компанией и мастерами составляют акт по приёму работы, когда процесс завершается. Копию этого акта рекомендуют оставлять у себя и собственникам.
О расчёте за замену
Правительственное Постановление №491 от 2006 года содержит подробный ответ на вопрос о том, как производится оплата в этом направлении. В документе даётся определение нескольким главным понятиям:
Ремонт и содержание всех домовых коммуникаций оплачивают сами владельцы квартир, об этом существующие правила говорят отдельно. В статье 158 Жилищного Кодекса приводится такая же информация. ЖКХ потом рассчитывается с исполнителями за услуги из тех средств, которые удалось собрать с жильцов.
Какие документы должны получить собственники жилья?
Когда монтаж новых труб завершён, составляют так называемый «Акт выполненных работ». Это документ, который должен содержать следующую информацию:
Документ нужен в разных количествах экземплярах – в зависимости от заинтересованных сторон, участвующих в процессе. В роли заказчика выступает управляющая компания, либо непосредственный владелец жилья. Исполнитель – мастера, которые меняют стояки.
Можно ли отказываться?
Закон говорит, что ни один из владельцев жилых помещений не имеет права создавать дополнительные препятствия для проверяющих, Управляющих Компаний. То же касается аварийных служб, органов Госконтроля. Частота контрольных осмотров – 1 раз каждые 90 дней. При аварийных ситуациях подобные мероприятия могут быть организованы в любое время.
Не стоит затягивать с решением конфликтных ситуаций, если они возникают. Если кто-то из участников отказывается проводить работы без уважительных на то причин – собственник квартиры имеет право обратиться в суд. Главное – собрать как можно больше доказательств в свою пользу. Можно попробовать организовать переговоры, но они далеко не всегда приводят к желаемым результатам.
Как происходит замена стояка горячей воды в квартире?
Любые трубы для горячей воды за длительное время эксплуатации зарастают отложениями и продуктами коррозии. И даже повышение напора может уже не обеспечивать приемлемого расхода воды.
Полная замена стояка для ГВС становится единственным вариантом, восстановления нормального водоснабжения квартир.
Когда необходимо менять?
Срок службы стальных водопроводов 25 лет на ГВС и 30 на холодной. У пластиковых труб 50 лет.
Но и эти сроки могут оказаться намного короче. И причин для этого множество, главная – низкое качество воды.
Должны ли меняться трубы по истечении нормативного срока эксплуатации? Нет, не должны.
Замену труб стояка горячей и холодной воды следует производить в следующих случаях:
Кто делает ремонт и за чей счет?
Состав общего домового имущества определяется «Правилами содержания общего имущества в МКД«, утвержденных постановлением Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года. В части инженерных систем горячего и холодного водоснабжения руководствуются 5 пунктом Правил.
Все стояки, служащие для подачи воды, более чем в 1 квартиру, являются общим домовым имуществом. Следовательно, их обслуживанием, а при необходимости, и сменой, должны заниматься организации, управляющие данным домом.
В практике часто встречаются ситуации, когда жители, не желая ждать затянувшегося решения проблемы, самостоятельно организуют замену стояка по своему подъезду.
Закон не запрещает такие действия, однако требует, чтобы любые ремонтные работы проводились под контролем управляющей организации.
В домах с непосредственным способом управления сами собственники несут ответственность за содержание общего имущества, а значит, и стояков водоснабжения.
Если собственник квартиры решил заменить часть стояка в своей квартире, например, чтобы не страдать от течей через многочисленные свищи, то он обязан согласовать такие действия с управляющей организацией (УО), поскольку она несет ответственность за безопасность общедомового имущества в целом и стояка в частности.
Организация работ по обновлению системы водоснабжения
Работа по замене стояка начинается с согласования со всеми собственниками квартир, расположенных по меняемому стояку, порядка допуска в квартиру, обеспечения доступа к стояку и порядок восстановления разрушенных или разобранных элементов отделки.
При обновлении систему водоснабжения возникает необходимость вскрытия мест прохождения трубы межэтажного перекрытия, а в некоторых случаях и части отделки стен, которую установили собственники квартир, чтобы скрыть неприглядный вид проходящих труб.
Кроме этого, предстоит отключение полотенцесушителей, установленных на обратном трубопроводе, если его тоже предстоит менять.
На практике собственники самостоятельно разбирают отделку стен и пола, а после завершения работ также самостоятельно восстанавливают. Если установлены не проектные полотенцесушители, их так же отключают сами собственники после прекращения подачи воды.
Работники УО обязаны отключить внутреннюю сеть горячего водоснабжения от стояка, а после замены стояка также самостоятельно подключить. Это относится и к полотенцесушителям.
Если возникла необходимость замены первого отключающего устройства (крана), то кран предоставляет собственник квартиры, поскольку граница ответственности проходит «до первого отключающего устройства».
После согласования всех организационных вопросов с собственниками, переходят к работам. Вывешивается график проведения работ с указанием даты и номера квартиры, в которых будет выполняться ремонт в указанное время.
Для замены стояка в 5-ти этажном доме достаточно 2-х дней. Для 9-ти этажного понадобится от 3 до 4-х дней. В 16-ти этажном доме, такие работы выполнят за 5 дней. Эти сроки могут отличаться, в зависимости от сложности проводимых работ и своевременности предоставления доступа собственниками квартир.
В случае замены стояка горячей воды, возобновление подачи воды после окончания смены не производится, но возможно.
Работы начинают вести от места подключения системы, как правило, из подвала. После окончания работ необходимо провести промывку всей трубы от попавших отложений из старого трубопровода. Лучший вариант, если старый и новый трубопроводы не будут соединяться для подачи воды в промежутках между монтажом.
Демонтаж старых труб
Для демонтажных работ понадобятся следующие инструменты:
Вначале обрезаются отводы в квартиру, которые в дальнейшем выкручивают из крана. Отдельно демонтируются полотенцесушители, которые будут присоединены после установки нового стояка.
Далее старый стальной трубопровод вырезается с применением машинок УШМ. У потолка и пола оставляют около 25 см трубы для удобства демонтажа из перекрытия.
Если заделка места прохода трубы в перекрытии выполнена по технологии – легкими растворами или в гильзе, то остаток трубы просто выбивается с применением кувалды с короткой ручкой весом от 3-х кг.
Раздалбливая аккуратно бетон вокруг стояка, периодически постукивая по самой трубе, добиваются отслоения бетона от трубы по всей плоскости. После чего труба так же выбивается легкой кувалдой.
Все вырезанные элементы стояка выносятся и складируются на придомовой территории для дальнейшего вывоза в утиль.
Монтаж новой пластиковой трубы
Для монтажа пластикового трубопровода понадобится дополнительный специальный инструмент, применяемый именно для этого материала трубы:
Монтаж начинают с установки гильз в межэтажных перекрытиях, через которые пройдут пластиковые трубы, если такие гильзы отсутствовали или были повреждены.
Гильзы изготавливают из стальных или пластиковых труб, внутренним диаметром, превышающим на 5 — 10 мм наружный диаметр нового стояка. Длина гильзы должна соответствовать толщине межэтажного перекрытия.
Гильзу устанавливают в отверстие в перекрытии и заделывают по периметру раствором гипсовой или цементной штукатурной смеси.
Затем устанавливают опоры, клипсы или хомуты для крепления труб, с шагом не более 50 см. Опоры нужно применять специальные для пластиковых труб, которые позволяют продольное движение трубы. Такие опоры называются «скользящие».
В гильзах производят небольшое уплотнение сальниковой набивкой, паклей или герметиками для предотвращения проникновения запахов и насекомых, не более того. Труба должна свободно перемещаться в гильзе.
Пластиковые трубы имеют коэффициент теплового расширения даже больший, чем стальные. При нагреве они будут значительно удлиняться. Если их закрепить на опоры с шагом больше 50 см, то трубы начнут изгибаться и создавать недопустимую нагрузку на места пайки.
Это может привести к расслоению шва и течи. Поэтому на каждом 3-м этаже или через 10 метров устанавливают тепловые компенсаторы. Они бывают нескольких видов, наиболее применяемые: сильфоны, петлевые и Г-образные. Именно поэтому трубы нельзя жестко заделывать в межэтажных перекрытиях.
Вместо стальных труб с известным внутренним диаметром устанавливают пластиковые трубы с таким же диаметром, но наружным.
Внутренний диаметр такой пластиковой трубы будет меньше, чем у стальной.
Но это оправданно, поскольку пластиковые трубы почти не коррозируют, а на внутренней гладкой поверхности отложения образуются во много раз медленнее, чем у стальных труб.
Обратный стояк выполняется трубой меньшего диаметра на 1-2 размера, поскольку он предназначен лишь для обеспечения циркуляции, а не для расхода горячей воды.
Монтаж начинают с установки переходного фитинга в запорный кран магистрального трубопровода горячей воды, в подвале дома. К фитингу впаивают пластиковую трубу с проходом в квартиру первого этажа, до уровня установки тройника. Тройник впаивают на уровне присоединения внутриквартирной сети.
Так же выполняют и работу по присоединению обратного трубопровода горячей воды. Только для присоединения полотенцесушителя впаивается 2 тройника. Далее впаивается участок трубы с переходом в квартиру второго этажа, до уровня присоединения ее сети через тройник.
Так повторяется до последнего верхнего этажа, где квартира присоединяется через тройник, расположенный под потолком для перехода к обратному стояку и соединяется с ним. На 3-м, 6-м, 9-м, 12-м и т.д. этажах устанавливаются компенсаторы.
Тройник под потолком или в наивысшей точке перемычки, между подающим и обратным стояками, для подключения верхней квартиры, устанавливают, чтобы при отборе горячей воды происходило удаление накапливающегося воздуха. Это обеспечит надежную циркуляцию горячей воды.
Подключение
По окончании монтажа стояка производят присоединения трубопроводов квартир и полотенцесушителей.
Если бригада монтажников имеет достаточно рабочих, то эти работы ведутся одновременно.
Для подключения в тройник впаивается участок трубы, к которой через муфту впаивается фитинг с накидной гайкой «американкой». Накидной гайкой производят подсоединение к запорному крану квартиры.
Для подключения полотенцесушителя в тройник сразу впаивается фитинг с «американкой», к которому присоединяют перекрывающие краны. Уже к самим кранам происходит подключение полотенцесушителя. Полотенцесушитель обязательно должен быть надежно прикреплен к стенке, и не создавать нагрузку на места пайки тройников и краны.
По завершении работ, производят заполнение стояков водой, для выявления течей. Выявленные течи устраняют заменой элементов на новые, с новой пайкой. Перепаивать уже использованные элементы не допускается, обеспечить нужное качество и долговременность эксплуатации уже не удастся.
Стоимость работ
Цена работ зависит от вида разводки трубопроводов, объема выполнения работ и применяемых материалов. В стандартном случае, описанном выше, для крупных городов центральной части России, стоимость начинается от 3000 рублей за 1 стояк и на 1 этаж.
Это стоимость без учета материалов, но с затратами на демонтаж труб. Затраты на материалы могут составлять от 1000 рублей, без запорной арматуры и до 2000 рублей с кранами.
Таблица со стоимостями:
Привлечение сторонних организаций
Лучше, когда подобные работы выполняет специализированная организация.
В таком случае:
Если дом обслуживается УО, то такой договор может заключить она, для производства работ, оставив за собой контроль.
Расчет собственники так же могут произвести через УО, но для этого потребуется решение Общего собрания или внесение авансового платежа на расчетный счет УО, до начала работ.
Выбрать подрядную организацию можно через Интернет или объявления в печатных изданиях. До заключения договора необходимо проверить реквизиты и регистрацию компании в налоговых органах.
Какие документы потребуются для работы с подрядчиком?
Если дом обслуживается УО, то потребуется согласование работ и доступ в подвальное помещение. Это можно сделать простым письменным обращением, как от лица собственника, так и от подрядной организации, со ссылкой на заключенный договор.
Заключение
Большинство жителей готовы больше терпеть неудобство пользования горячей водой со слабым напором, чем начинать замену стояков.
Полагая, что такие работы займут много времени, будут дорого стоить, сильно повредят отделку стен и пола.
Это ошибочное заблуждение. Большую часть проблем собственники создают сами, препятствуя проведению работ. На самом деле, стоимость работ вполне доступна и оправдана. А продолжительность замены труб редко превышает пару-тройку дней.
Кто должен производить замену стояков отопления в квартире и как сделать это бесплатно?
Большинство горожан живут в многоквартирных домах (МКД), многие из которых построены достаточно давно. Система центрального отопления в них включает стояки для подачи теплоносителя. Со временем они стареют, обнаруживаются протечки и потери тепла, а порой возникает риск аварии. Естественно, возникает вопрос, кто должен менять стояки отопления в квартире. Он заслуживает особого рассмотрения для различных ситуаций.
Чьей собственностью являются трубы и стояки в многоквартирных домах?
Собственник отопительной системы МКД определяется законодательством РФ. Согласно Правил (п.1), утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.2006 №491, стояки тепло-, водоснабжения и канализации относятся к общедомовому имуществу. Таким образом, они являются общей собственностью всех жильцов МКД, которая передается в ведение управляющей компании.
Законы достаточно четко регламентируют права и обязанности собственников общего имущества. Основополагающими документами считаются Жилищный кодекс (ст.155) и Гражданский кодекс (ст.290) РФ.
Кто и когда должен их менять/ремонтировать?
Обслуживание отопительной системы предусматривает проведение 2-х типов ремонта – текущий и капитальный.
За проведение планового капитального и текущего ремонта отвечает управляющая компания. Она, конечно, проводит его не сама, а с привлечением специализированной организации. Внеплановые мероприятия такого типа проводятся по решению общего собрания жильцов. Далее, заявление подается в управляющую компанию, которая и обеспечивает их осуществление.
Больше о разновидностях и стоимости капитального и других видов ремонта систем отопления в многоквартирном доме читайте тут.
Сколько составляет срок службы тепловых коммуникаций по ГОСТу?
Обустройство отопительной системы в МКД осуществляется с учетом требования ГОСТ 32415-2013. Ее стояки могут изготавливаться из разных материалов, но должны обеспечивать высокую надежность и долговечность. Всякий материал имеет определенный срок службы, когда гарантирована работоспособность труб, изготовленных из него. Исходя из этого показателя, составляется график проведения капитального ремонта системы центрального отопления МКД.
Данный параметр устанавливается Ведомственными строительными нормами (ВСН). Для стояков отопления из черного металла согласно ВСН 58-88 гарантированный срок службы составляет 20 лет (приложение 2 ВСН). При использовании оцинкованных труб он может увеличиваться до 25 лет. В реальной жизни капитальный ремонт проводится через 25-30 лет.
За чей счет производят ремонт и обновление?
Все работы, связанные с обслуживанием отопительной системы, оплачиваются собственником имущества, т.е. жильцами МКД. Однако они ежемесячно вносят плату на содержание и ремонт дома, причем норматив рассчитывается с учетом занимаемой площади каждым владельцем квартиры. Эти платежи должны создавать соответствующий фонд, из которого и планируется капитальный ремонт отопительной системы (как формируется плата за отопление?).
Таким образом, жильцы заранее оплачивают замену стояков, и когда приходит срок проведения работ, дополнительные оплаты не производятся. Требования управляющей компании на оплату ремонта незаконны. Данное положение закреплено ст. 290 ГК РФ, а также и ст.155 ЖК РФ.
Только в исключительных случаях, когда предлагается модернизация системы с целью повышения ее эффективности, управляющая компания может обратиться о дополнительном взносе. Решение об этом принимает общее собрание жильцов, которое имеет право отказаться от новых платежей.
Важно учитывать одно обстоятельство. Если ремонтные работы приходится проводить по вине кого-либо из жильцов, когда он совершил действие, повреждающее стояк, или не принял меры по устранению мелких дефектов внутри своей квартиры, приведших к выходу из строя всего стояка, то виновнику придется оплачивать ремонт полностью.
Как это сделать бесплатно через УК или ЖЭК?
Проблема замены стояка отопления может возникнуть по многим техническим причинам. В этом случае необходим текущий ремонт.
Этот вопрос регулируется такими документами:
Если согласно указанным документам стояк отопления не удовлетворяет предъявляемым требованиям и создает массу проблем, то собственники жилья имеют право требовать бесплатную замену (в счет ежемесячных платежей). Для этого существует определенных порядок действий. Прежде всего, собирается общее собрание жильцов, на котором принимается решение о необходимости мероприятия. Если созвать собрание не удается, то пишется коллективное обращение.
Куда обращаться?
Если МКД находится в собственности жильцов, то вопрос капитального или текущего ремонта находится в зоне ответственности управляющей компании, куда и подается соответствующее заявление. В случае сохранения муниципальной собственности, ответственность за проведение ремонт несет местная, исполнительная власть. Обращаться следует в ЖЭК, в ведении которого находится данный дом.
Необходимые документы
К заявлению на проведение ремонта прикладываются необходимые документы:
Работы по замене стояка затронут интересы жильцов, через квартиры которых он проходит. Именно поэтому надо согласие всех заинтересованных жильцов (при коллективном обращении). Если есть решение общего собрания, то отдельное согласие не требуется.
Составление заявления
После выявления дефектов и освидетельствования поврежденных элементов, подается заявление на имя руководителя управляющей компании (ЖЭКа). Оно пишется в свободной форме, но должно содержать такие основные пункты:
Заявление составляется в 2-х экземплярах. Один из них направляется управляющей компании. На экземпляре заявителя делается отметка с датой и подписью, подтверждающей получение.
Сроки процедуры
Срок рассмотрения заявления регламентируется п 40 Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 №491, управляющей компании отводится на это 5 дней. Она имеет право направить своих представителей для проведения собственного осмотра.
Для этого, обычно, привлекаются опытные специалисты, дающее экспертное заключение о степени повреждения, причинах и виновнике его появления. После этого, согласовывается срок проведения работ, который удовлетворяет обе стороны.
Для проведения работ управляющая компания заключает договор со специализированной организацией. С собственником жилья согласовывается смета расходов на ремонт, в т.ч. на закупку материалов, демонтаж, монтаж и испытания. Со своей стороны собственник должен обеспечить свободный подход к рабочей зоне и нормальные условия для работы. Контроль исполнения остается за управляющей компанией.
Когда могут отказать, и как заставить ЖКХ выполнять свои обязанности?
Управляющая компания имеет право отказать в бесплатной замене отопительного стояка в следующих случаях:
Если собственник желает заменить стояк без должных на то оснований, а только с целью модернизации, то управляющая компания может потребовать дополнительную оплату более дорогих материалов и приборов. Компания также по результатам собственного осмотра может вместо замены стояка ограничиться его полноценным ремонтом, если это решает проблему.
Необоснованный отказ в бесплатной замене собственник может оспорить. Он может обратиться с жалобой в Жилищную инспекцию или в судебные инстанции. Совершенно недопустим отказ со ссылкой на нахождение поврежденных элементов системы центрального отопления внутри квартиры. Незаконно требование дополнительной оплаты на удорожание материалов и услуг, если она заранее не согласована с собственником.
Какие сложности с законом могут возникнуть, если проводить работы самостоятельно?
Законодательство РФ не запрещает жильцам квартиры менять стояки, находящиеся в их помещениях. Однако согласно статьям 44 и 46 ЖК они считаются общим имуществом, а любые изменения без согласования признается нарушением прав собственности. На практике, проблем не будет, если обеспечивается надежная работа системы и претензий ни у кого нет.
Все изменяется, когда выявляется дефект на установленной трубе. Далее, появятся серьезные проблемы и наказания:
Ответственность в случае наступления аварийной ситуации
После некачественной замены стояка возможны серьезные последствия:
За ремонт ответственность перед жильцами несет управляющая компания, которой и предъявляется счет на компенсацию ущерба. Она, в свою очередь, должна предъявить претензии организации-исполнителю работ. Вначале, осуществляется досудебное разбирательство, а если виновник не соглашается на возмещение убытков, то подается судебный иск.
Стояки отопления в квартире МКД считаются общей собственностью. За их содержание и ремонт отвечает управляющая компания. Жильцы заранее оплачивают капитальный ремонт, производя ежемесячный, эксплуатационный платеж. Сама замена стояков обеспечивается без дополнительного взимания денег с жильцов.