gbm что за тональность
Gbm что за тональность
Когда музыканты говорят о тональностях композиций, они употребляют такие выражения, как «до мажор» (C), «фа диез минор» (F#m) и т. д. Эти обозначения точно описывают, какие ноты входят в каждую тональность. Например, для соль мажора (сокращенно G) — это: до (C), ре (D), ми (E), фа диез (F#), соль (G), ля (A) и си (B). Каждая тональность отличается от другой определенным набором нот.
Диджея, который сводит по тональности, интересует насколько близки по нотам сводимые друг с другом композиции. Хорошо, если он мог бы с легкостью определять, подходит тот или иной трек, только глядя на название тональности. Однако если расположить тональности подряд (до мажор (C), до минор (Cm), ре мажор (D), ре минор (Dm) и т. д.), то мы получим довольно разношерстные последовательности нот:
До мажор (C) |
До минор (Cm) |
Ре мажор (D) |
Ре минор (Dm) |
Как видно отсюда, две тональности, стоящие рядом, имеют близкие названия, но сильно отличаются по составу нот. Это довольно неудобно, если нужно быстро определить, подойдет ли данная композиция к предыдущей.
Кроме того, большинство тональностей имеют «клонов»:
Ми мажор (E) |
До диез минор (C#m) |
Теоретически это две разные тональности, но по составу нот они ни чем не отличаются. В первой основной нотой является ми (E), во второй до диез (C#). Ноты одни и те же, следовательно, треки с такими тональностями полностью подходят друг к другу в плане гармоничного сведения. Однако такое дублирование имеет мало значения для диджея, поэтому автор предлагает изменить сокращенные названия тональностей и избавиться от их дублирования:
Оригинальная мажорная тональность | Эквивалентная минорная тональность | Ноты | Новые обозна-чения |
---|---|---|---|
До (C) | Ля (Am) | A или Am | |
Фа (F) | Ре (Dm) | B или Bm | |
Си бемоль (Bb) | Соль (Gm) | C или Cm | |
Ми бемоль (Eb) | До (Cm) | D или Dm | |
Ля бемоль (Ab) | Фа (Fm) | E или Em | |
До диез (C#) | Ля диез (A#m) | F или Fm | |
Фа диез (F#) | Ре диез (D#m) | G или Gm | |
Си (B) | Соль диез (G#m) | H или Hm | |
Ми (E) | До диез (C#m) | J или Jm | |
Ре (D) | Си (Bm) | K или Km | |
Соль (G) | Ми (Em) | L или Lm |
Каждая следующая тональность отличается от предыдущей только одной нотой. Знакомые до этого до мажор (C) и ля минор (Am) (см. первую строчку таблицы) в новой классификации являются A мажором и A минором соответственно.
Теперь, если диджей видит, что две композиции имеют тональности Am и B, он с легкостью определит, что треки имеют близкие ноты и их можно сводить без значительных дисгармоний. Это гораздо удобнее, чем оперировать с длинными и труднозапоминаемыми названиями типа ля минор и фа мажор и вспоминать, какие ноты содержат каждая из них.
Gbm что за тональность
Не раз случается встретить названия аккордов типа A, C, Dm, Em, G и т.д.
Если при игре на гитаре вы сразу понимаете как они выглядят, то на пианино они будут выглядеть иначе.
Рассмотрим базовые формы аккордов на пианино.
Минорные и Мажорные
мажорный аккорд (мажорное трезвучие)
Состав аккорда C
Мажорное трезвучие образуется из основного тона C, большой терции E и малой терции (чистой квинты от основного тона) G.
Аккорд состоит из трех звуков:
минорный аккорд (минорное трезвучие)
Состав аккорда Cm
Минорное трезвучие образуется из основного тона C, малой терции Eb и большой терции (чистой квинты от основного тона) G.
Аккорд состоит из трех звуков:
мажорный аккорд (мажорное трезвучие)
Состав аккорда D
Мажорное трезвучие образуется из основного тона D, большой терции F# и малой терции (чистой квинты от основного тона) A.
Аккорд состоит из трех звуков:
минорный аккорд (минорное трезвучие)
Состав аккорда Dm
Минорное трезвучие образуется из основного тона D, малой терции F и большой терции (чистой квинты от основного тона) A.
Аккорд состоит из трех звуков:
мажорный аккорд (мажорное трезвучие)
Состав аккорда Db
Мажорное трезвучие образуется из основного тона Db, большой терции F и малой терции (чистой квинты от основного тона) G#.
Аккорд состоит из трех звуков:
минорный аккорд (минорное трезвучие)
Состав аккорда Dbm
Минорное трезвучие образуется из основного тона Db, малой терции E и большой терции (чистой квинты от основного тона) G#.
Аккорд состоит из трех звуков:
мажорный аккорд (мажорное трезвучие)
Состав аккорда E
Мажорное трезвучие образуется из основного тона E, большой терции G# и малой терции (чистой квинты от основного тона) B.
Аккорд состоит из трех звуков:
минорный аккорд (минорное трезвучие)
Состав аккорда Em
Минорное трезвучие образуется из основного тона E, малой терции G и большой терции (чистой квинты от основного тона) B.
Аккорд состоит из трех звуков:
мажорный аккорд (мажорное трезвучие)
Состав аккорда Eb
Мажорное трезвучие образуется из основного тона Eb, большой терции G и малой терции (чистой квинты от основного тона) Bb.
Аккорд состоит из трех звуков:
минорный аккорд (минорное трезвучие)
Состав аккорда Ebm
Минорное трезвучие образуется из основного тона Eb, малой терции F# и большой терции (чистой квинты от основного тона) Bb.
Аккорд состоит из трех звуков:
мажорный аккорд (мажорное трезвучие)
Состав аккорда F
Мажорное трезвучие образуется из основного тона F, большой терции A и малой терции (чистой квинты от основного тона) C.
Аккорд состоит из трех звуков:
минорный аккорд (минорное трезвучие)
Состав аккорда Fm
Минорное трезвучие образуется из основного тона F, малой терции G# и большой терции (чистой квинты от основного тона) C.
Аккорд состоит из трех звуков:
мажорный аккорд (мажорное трезвучие)
Состав аккорда G
Мажорное трезвучие образуется из основного тона G, большой терции B и малой терции (чистой квинты от основного тона) D.
Аккорд состоит из трех звуков:
минорный аккорд (минорное трезвучие)
Состав аккорда Gm
Минорное трезвучие образуется из основного тона G, малой терции Bb и большой терции (чистой квинты от основного тона) D.
Аккорд состоит из трех звуков:
мажорный аккорд (мажорное трезвучие)
Состав аккорда Gb
Мажорное трезвучие образуется из основного тона Gb, большой терции Cb и малой терции (чистой квинты от основного тона) Db.
Аккорд состоит из трех звуков:
минорный аккорд (минорноетрезвучие)
Состав аккорда Gbm
Минорное трезвучие образуется из основного тона Gb, большой терции C и малой терции (чистой квинты от основного тона) Db.
Аккорд состоит из трех звуков:
мажорный аккорд (мажорное трезвучие)
Состав аккорда A
Мажорное трезвучие образуется из основного тона A, большой терции Db и малой терции (чистой квинты от основного тона) E.
Аккорд состоит из трех звуков:
минорный аккорд (минорное трезвучие)
Состав аккорда Am
Минорное трезвучие образуется из основного тона A, малой терции C и большой терции (чистой квинты от основного тона) E.
Аккорд состоит из трех звуков:
Состав аккорда Ab
Мажорное трезвучие образуется из основного тона Ab, малой терции C и большой терции (чистой квинты от основного тона) Eb.
Аккорд состоит из трех звуков:
Состав аккорда Abm
Минорное трезвучие образуется из основного тона A, малой терции B и большой терции (чистой квинты от основного тона) Eb.
Аккорд состоит из трех звуков:
B (H) Си минор
мажорный аккорд (мажорное трезвучие)
Состав аккорда B (H)
Мажорное трезвучие образуется из основного тона B, большой терции Eb и малой терции (чистой квинты от основного тона) F#.
Аккорд состоит из трех звуков:
минорный аккорд (минорное трезвучие)
Состав аккорда Bm (Hm)
Минорное трезвучие образуется из основного тона B, малой терции D и большой терции (чистой квинты от основного тона) F#.
Аккорд состоит из трех звуков:
мажорный аккорд (мажорное трезвучие)
Состав аккорда Bb (Hb)
Мажорное трезвучие образуется из основного тона Bb, большой терции D и малой терции (чистой квинты от основного тона) F.
Аккорд состоит из трех звуков:
минорный аккорд (минорное трезвучие)
Состав аккорда Bbm (Hbm)
Минорное трезвучие образуется из основного тона Bb, малой терции Db и большой терции (чистой квинты от основного тона) F.
Аккорд состоит из трех звуков:
13 звуков и интервалов. Их восприятие и обозначение. Лады отклонения и модуляции
В предыдущей статье мы остановились на том, что собрали гамму из 7 звуков, но будет корректнее уже назвать её звукорядом, так как названия звуков там известны(про гаммы будет ниже).
Музыкальный звукоряд — компактное представление отрезка квинтовой цепи.
Для удобства транспонируем(перенесём) её на квинту вверх.
Справа вверху количество минорных и мажорных звуков. Большой буквой Т далее буду обозначать тонику
Так как у всех этих ладов звуковой состав(звукоряд) одинаковый они называются параллельными.
Тоника сама по себе не имеет окраску(0). Ладовую окраску, характерное звучание лада, формируют остальные звуки что приобретают смысл при наличии тоники и сопоставлении с ней. Как было сказано в предыдущей статье, если тоника находится внизу выбранной цепи квинт, то общее звучание у нас мажорное, если вверху то минорное. Так лидийский получается самый светлый лад, локрийский — темный, дорийский — средний, уравновешенный(3:3). Здесь уже можно видеть почему именно. В мажорных ладах преобладают количественно и качественно(по напряженности) звуки квинтами выше от тоники(обозначены как a), в минорных квинтами ниже(b).
В таблице выше звуки этого звукоряда слева направо по возрастанию мажорности отмечены номерами. Это абсолютная окраска звуков безотносительно тонике, проще говоря место в выбранном отрезке квинтовой цепи(это пригодится при анализе модуляций). Например F в этом звукоряде будет самым минорным, B самым мажорным звуком. Но при этом F в локрийском ладу(уже относительная тонике B окраска) будет 6 квинт вниз, а в мажоре(С) 1 квинта вниз, соответственно в первом F напряженнее и минорнее. Переходя между параллельными ладами мы переокрашиваем звуки а отрезок цепи квинт остается тот же. Каждый из ладов используют как средство выражения определенных эмоций. Цветом лада обозначил общее впечатление от его звучания(слева направо по убыванию мажорности).
C мажор
C фригийский
Звукоряд пентатоники
Существуют и лады с меньшим количеством звуков например пентатоника. В ней всего 5 квинт поэтому звучит она спокойно и менее напряженно семизвучных. Здесь также любой из звуков можно принять за тонику что даст 5 видов пентатоники и каждая из них будет иметь свой характер, свою окраску:
Кто знаком с теорией мог заметить, что список тональностей со знаками при ключе обычно предоставляют по квинтам. Сами знаки, диезы и бемоли, нормативно ставят в квинтовом порядке и чем ближе здесь тональности тем ближе их родство(больше общих звуков):
К сожалению там указывают только параллельные минор и мажор а остальные лады опускают. Мы укажем все:
Звукоряды параллельных ладов
На квинтовом кругу лады с m это те, терция от тоники которых малая без m большая, o локрийский. Это одновременно и обозначение аккордов ладов.
Модуляция на квинту вниз с сохранением лада или с прыжком в его параллельные добавляет бемоль/бекар к крайнему мажорному звуку предыдущего а на квинту вверх — диез к крайнему минорному.
Если мы модулируем с тем же ладом в другую тонику, транспонируем, то возникает сопоставление тональностей. Относительно диезные тональности будут звучать светлее, бемольные темнее. Если прямого сопоставления нет, окраска будет взята относительно наиболее популярной тональности слушателя. Чем дальше отрезки цепи друг от друга тем напряженнее их сопоставление. Полную схему можно скачать здесь.
Существуют лады у которых цепь квинт на которой они основываются не непрерывна поэтому в них пропущены некоторые её звуки, что образует интервальный скачок(пропуск звеньев цепи). Такие лады называются искусственными — в противовес натуральным где цепь квинт непрерывна. Самый популярный из них — гармонический минор:
Гармонический минор Ля. Желтым и зеленым отмечены пропущенные звуки цепи
В нём квинта вниз от тоники, пропуск, 2 вниз, далее от тоники 2 вверх, ещё 2 вверх пропущены и звук что отстоит на 5 шагов вверх от тоники что в свёрнутом виде — малую секунду. Его ещё называют вводным тоном. В такой расширенной цепи должны появиться новые напряженные интервалы. Вот второй тритон 5a-1b(G#-D). А вот интервал похожий на малую терцию(энгармоничный ей), увеличенная секунда 5a-4b(G#-F). В этом интервале содержится целых 9 квинт! Ход на неё создаёт очень сильный перепад напряжения так как она соединяет крайний мажорный и минорный звук цепи этого лада что чувствуется в восточных песнях, где она часто используется[0:00-0:09].
Ещё появилась уменьшенная кварта вмещающая 8 квинт. Тоже напряженный интервал[0:10-0:18].
Видео с примерами на которое ссылаются таймкоды:
Итак у нас есть тритон, уменьшенная кварта и увеличенная секунда lin6, 8 и 9 соответственно. Эта цепь включает 9 квинт. Получается где-то здесь ещё один — интервал в 7 квинт. Построим их вниз от крайнего мажорного звука и увидим что в этом ладу он пропущен. Этот интервал называется увеличенная прима(G-G# в примере). Ещё он известен как хроматизм или хроматический полутон:
Ещё 3 новых интервала
Разберемся как образуются названия нот и интервалов.
Названия нот и интервалов
Современные названия нотам, что на письме обозначают звуки дали, когда в обиходе были 7 звучные церковные лады. Белые клавиши подряд назвали До-ре-ми-фа-соль-ля-си.
На письме более популярна английская буквенная нотация A-B-C-D-E-F-G где А-это ля и так далее.
В старых источниках вместо B можно встретить H. Это немецкая нотация, сейчас используется редко.
Здесь уже вырисовывается понятный семеричный музыкальный алфавит для будущей программы
А теперь разберёмся, что такое гамма.
Мажорная гамма от до
Уточнение разницы в понятиях
Перейдем к интервалам звукоряда и сразу, для наглядности, звукоряд на фортепиано для лучшего понимания его отличия от гаммы:
Звукоряд гаммы до мажор
Интервалы звукоряда называют по числу занимаемых ими нот(далее по порядку) латинскими словами.
Вот пары обращений. Будет проще если их запомнить.
Прима — октава
Кварта — квинта
Секунда— септима
Терция — секста
Полная таблица соответствия интервалов их квинтовым шагам(порядковый номер)
Также можно сравнить количество нот и тонов по этой таблице получив качество интервала(ещё способ будет в конце статьи):
Таблица интервалов
Малые интервалы становятся большими в ближайшем обращении, уменьшенные увеличенными и обратно. Большие и увеличенные всегда квинтового, малые и уменьшенные квартового строения. Кроме названий у разных например терций как и остальных нет ничего общего.
C секундой аналогично. С lin0 и 1 всё проще. Вот чистая кварта D-G. Отдаляем звуки на один хром полутона друг от друга — увеличенная кварта Db-G или D-G#. Приближаем — уменьшенная кварта D#-G или D-Gb. Надеюсь принцип понятен. Но в этом способе построения интервалов есть проблема практического характера.
Любому звуку слух придаёт значение относительно тоники. В бесконечной квинтовой цепи бесконечное кол-во звуков. Слух выбирает из них именно тот, что по квинтам ближе к тонике и наделяет его соответствующим смыслом. Поэтому при тонике E будут звуки C-D#(4б 5а) а не их далёкие энгармонизмы B# и Eb(8а 7б). Тоника выступает в качестве ориентира в бесконечной цепи квинт. Без неё невозможно использование напряженных интервалов далее lin6(он уже становится двусмысленным ) т.к. они будут приняты за более легкие энгармоничные им:
Пары энгармонически равных интервалов и их обращений
Как видим на клавиатуре при одной тонике у нас помещается 11 квинт а 12я даёт энгармонизм. Если мы возьмём один из этих звуков за тонику то у нас уже не получится 13 13 звучных ладов как можно подумать. К примеру при тонике Db, E будет от неё очень далеко мажорным— 9 квинт вверх и будет принят нашим слухом за ближайший энгармонизм Fb что всего на 3 квинты ниже:
C изменением 1 звука в этом примере изменились и интервалы — м2 стала ув1, б3 стала ум4. Этот приём переосмысления интервала на его энгармонизм назовём энгармоническая секвенция.
Теперь вернёмся к гамме.
Хроматическая гамма абстрактного 13 квинтового звукоряда(для наглядности приложена к до)
В этом случае для гаммы уже могут быть применены интервалы звукоряда:
И уже теперь, когда можно абстрагироваться от конкретного звукоряда, появляется возможность найти все интервалы отрезка из 13 квинт, связав их со ступенями:
О звуках за пределами области влияния тоники
В мажорных ладах вероятнее чем в минорных возникновение звуков за пределами 6 квинт вверх из-за большей близости отрезка диатоники к этим звукам(с минорными обратно). Но наиболее частым сценарием их появления всё же остается попадание в область влияния тоники, модуляция к ним. Этот вопрос подлежит дальнейшему изучению.
Лады следует понимать как отрезки этой 13 звучной системы с тоникой в центре. Лидийский и локрийский из-за своего крайнего положения звучат уже настолько неустойчиво для нашего слуха, что тоника норовит съехать по квинтам вверх и вниз соответственно в чём могут убедиться музыканты, пробовавшие сочинять в этих ладах. Слух легко воспринимает отклонения в лады, с общим отрезком квинтовой цепи — параллельные лады. Все отрезки цепи ладов можно характеризовать по их ширине что есть самый напряженный их интервал. Натуральные пентатоники lin4(б3), семизвучные lin6(ув4), гармонические минор/мажор lin9(ув2).
О теориях базирующихся на натуральном звукоряде
Доказательства того, что пифагоров строй как свёрнутая цепь квинт, является психологическим эталоном музыкального звукоряда:
Окраска звуков относительно тоники по квинтам.
Вытекающая из этого окраска ладов.
Порядок напряженности интервалов по количеству квинтовых шагов. Из-за этого акустически равные интервалы с одинаковым соотношением частот(энгармоничные например ув2 и м3) воспринимаются абсолютно по разному.
Взятие напряженных интервалов исполнителем (для современных европейцев >lin6) происходит с внутренним напряжением. Связано это с повышенной вычислительной сложностью по мере увеличения квинтовых шагов(собственно почему популярную мелодию строят на пентатонике).
Это знание даёт возможность осмысленно вводить новые звуки в 7 звучный лад, понимать какие интервалы при этом образуются, анализировать устройство других искусственные ладов и многое другое. В изучении звукоряда и интервалов может помочь такая информационная накладка для фортепиано:
Удобные тоники для освоения музыкальных звуков
Статья создана на основе видео с моего канала «Природа звука». Для тех кто хочет закрепить прочитанное и лучше разобраться в теории рекомендую к просмотру: