gasoil 500 ppm что это
ХИМИЯ НЕФТИ
СВОЙСТВА ТОПЛИВ
Требования к дизельному топливу по ГОСТ и ТУ
Показатель | ГОСТ 305-82 | ТУ 38.1011348-99 | |||||
Л | З | А | ДЛЭЧ-В | ДЛЭЧ | ДЗЭЧ-В | ДЗЭЧ | |
Цетановое число, не менее | 45 | 45 | 45 | 49 | 45 | 45 | 45 |
Фракционный состав, отгоняется при температуре, °С, не выше: | |||||||
50% | 280 | 280 | 255 | 280 | 280 | 280 | 280 |
96% | 360 | 340 | 330 | 360 | 360 | 340 | 340 |
Температура вспышки (в закрытом тигле), °С, не ниже: | |||||||
для тепловозных и судовых дизелей, газовых турбин | 62 | 40 | 35 | 62 | 62 | 40 | 40 |
для дизелей общего назначения | 40 | 35 | 30 | 40 | 40 | 35 | 35 |
Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны: | |||||||
умеренной | -5 | -25 | — | — | — | — | — |
холодной | — | -35 | — | — | — | — | — |
Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны: | |||||||
умеренной | -10 | -35 | — | -10 | -10 | -35 | -35 |
холодной | — | -45 | -55 | — | — | — | — |
Кинематическая вязкость при 20°С, сСт | 3,0-6,0 | 1,8-5,0 | 1,5-4,0 | 3,0-6,0 | 3,0-6,0 | 1,8-5,0 | 1,8-5,0 |
Коэффициент фильтруемости, не ниже | 3 | 3 | 3 | — | — | — | — |
Предельная температура фильтруемости, °С, не выше | — | — | — | -5 | -5 | -25 | -25 |
Плотность при 20°С, кг/м 3 не более | 860 | 840 | 830 | 860 | 860 | 840 | 840 |
Содержание серы, % масс., не более: | |||||||
Вид I | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,035 | 0,035 | 0,035 | 0,035 |
Вид II | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 |
Вид III | — | — | — | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Содержание, % масс., не более: | |||||||
меркантановой | 0,01 | 0,01 | 0,01 | — | — | — | — |
ароматических углеводородов | — | — | — | 20 | — | 10 | — |
Требования к дизельному топливу в других странах
До октября 1996 года содержание серы в дизельном топливе в европейских странах регламентировалось на уровне 0,2% (масс.) или 2000 ppm при цетановом числе не менее 49.
С октября 1996 г. европейские страны перешли на выпуск топлива с содержанием серы до 0,05 % (масс.), в дальнейшем требования постепенно ужесточались:
Показатель | США D 975 – 07 01.02.2007 | Страны ЕС EN 590 2009 | Швеция SS 15 54 35 2010 |
Плотность при 15°С, кг/м 3 | 830-860 | 820-845 | 800-830 |
Цетановое число, не менее | 40 | 51 | 51 |
Фракционный состав: | |||
начало кипения, °С, не ниже | — | — | 180 |
95 % (об.), °С, не выше | (90% об.) 288/338 | 360 | 340 |
Содержание ароматических углеводородов, не более в т.ч.: | 35,0% (об.) | 11,0% (масс.) | 5,0% (об.) |
полициклических | 8,0% (масс.) | 0,02% (об.) | |
Содержание серы, ppm (мг/кг), не более | 15 | 10 | 5 |
Требования к дизельному топливу в странах ЕС
Требования к дизельному топливу в США
Показатель | ASTM Метод определения | Марка дизельного топлива | ||||||
No. 1-D S15 | No. 1-D S500 | No. 1-D S5000 | No. 2-D S15 | No. 2-D S500 | No. 2-D S5000 | No. 4-D | ||
Температура вспышки, °С, не менее | D 93 | 38 | 38 | 38 | 52 | 52 | 52 | 55 |
Микровлага и отложения, % (об.), не более | D 2709 D 1796 | 0,05 — | 0,05 — | 0,05 — | 0,05 — | 0,05 — | 0,05 — | — 0,5 |
Одно из следующих требований должно быть выполнено: | ||||||||
Физическая перегонка, температура выкипания 90% (об.) фракции, °С | D 86 | |||||||
минимум | — | — | — | 282 | 282 | 282 | — | |
максимум | 288 | 288 | 288 | 338 | 338 | 338 | — | |
Имитированная перегонка, температура выкипания 90% (об.) фракции, °С | D 2887 | |||||||
минимум | 300 | 300 | ||||||
максимум | 304 | 304 | 356 | 356 | ||||
Кинематическая вязкость при 40°С, мм 2 /с | D 445 | |||||||
минимум | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 1.9 | 1.9 | 1.9 | 5,5 | |
максимум | 2,4 | 2,4 | 2,4 | 4,1 | 4,1 | 4,1 | 24,0 | |
Зольность, % (масс.), не более | D 482 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,10 |
Содержание серы, ppm (мг/кг), не более | D 5453 | 15 | — | — | 15 | — | — | — |
максимум, % (масс.) | D 2622 | — | 0,05 | — | — | 0,05 | — | — |
максимум, % (масс.) | D 129 | — | — | 0,5 | — | — | 0,5 | 2,0 |
Скорость коррозии на медной пластинке, 3 ч при 50°С, не более | D 130 | No. 3 | No. 3 | No. 3 | No. 3 | No. 3 | No. 3 | — |
Цетановое число, не менее | D 613 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 30 |
Одно из следующих свойств должно быть выполнено: | ||||||||
Цетановый индекс, не менее | D 976–80 | 40 | 40 | — | 40 | 40 | — | — |
Содержание ароматики, % (об.), не более | D 1319 | 35 | 35 | — | 35 | 35 | — | — |
Требования работоспособности | ||||||||
Температура помутнения, °С, не более | D 2500 | — | ||||||
или | ||||||||
Фильтруемость, °С, не более | D 4539/D 6371 | |||||||
Масса осадка в 10% остатка, % (масс.), не более | D 524 | 0,15 | 0,15 | 0,15 | 0,35 | 0,35 | 0,35 | — |
Смазывающая способность при 60°С, мкм, не более | D 6079 | 520 | 520 | 520 | 520 | 520 | 520 | — |
Требования к дизельному топливу в России
Для приведения топлив выпускаемых в РФ к требованиям экологических стандартов Евро-2,3,4,5 5 сентября 2008 г. в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118 г. в силу вступил Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».
Дизельное топливо может содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки.
Дизельное топливо не должно содержать металлосодержащие присадки.
Изготовитель (продавец) обязан указывать в сопроводительных документах к дизельному топливу, в паспорте на него и его рекламе марку этого топлива и экологический класс автомобильной техники, для которой оно предназначено.
Производитель или продавец в паспорте на дизельное топливо, поступающие на реализацию, должны указывать сведения о наличии (наименование, свойства и содержание) присадок или об их отсутствии в этих топливах.
Выпуск в оборот дизельного топлива допускается в отношении:
Совершенствование производства дизельного топлива
Основной задачей производителей дизельного топлива на сегодняшний день является массовый переход на производство экологически чистого дизельного топлива с содержанием серы не выше 0,001 % (масс.) и ароматических углеводородов не более 11% (масс.).
Для получения дизельного топлива с содержанием серы 0,001% (масс.) без нормирования ароматических углеводородов на большинстве действующих установок гидроочистки необходимо наряду с заменой катализатора и увеличением его загрузки в 1,2-1,5 раза обеспечить повышение давления до 5 МПа и провести ряд работ по реконструкции и замене оборудования.
Вместе с тем глубокая гидроочистка дизельного топлива вызывает повышенный износ топливной аппаратуры, что может быть компенсировано введением противоизносных присадок.
В настоящее время для всех дизельных топлив, поставляемых на экспорт, введены дополнительно такие обязательные характеристики, как:
Качество дизельных топлив может быть существенно улучшено и за счет использования специальных присадок (антидымных, моющих, депрессорных, противоизносных и др.). Значительное распространение получили также депрессорные присадки, позволяющие существенно расширить выработку зимнего и арктического дизельного топлива. Все большее применение находят и противоизносные присадки, необходимые для улучшения смазывающих свойств глубокоочищенных топлив.
Газойль. Что это за топливо?
Газойль, иногда называемый «красным дизелем», представляет собой разновидность автотракторного топлива. Он может входить в качестве компонента обычного дизельного топлива (до 20%), а также применяется в нефтехимической отрасли как промежуточный продукт технологических процессов каталитического крекинга углеводородов. Получается, что газойль – это преимущественно добавка или полуфабрикат?
Физико-химические свойства газойля
В отечественной нефтепереработке получаемый газойль должен соответствовать техническим требованиям ГОСТ Р 52755-2007, и является не самостоятельным, а композитным топливом, которое получается в результате смешивания газовых конденсатов или нефти. Такой газойль рекомендуется применять только в качестве добавок.
ГОСТ оговаривает следующие параметры газойля:
Прочих характеристик в данном стандарте относительно газойля нет, а значительный интервал данных позволяет сделать вывод о том, что фактически газойль не представляет собой цельного класса углеводородов, а подразделяется на несколько групп. Основных видов газойля два – атмосферный газойль (или лёгкий) и вакуумный газойль (или тяжёлый).
Физические свойства атмосферного газойля
Данная разновидность углеводорода получается при атмосферном (или чуть более повышенном, до 15 кПа) давлении, когда из исходного сырья выкипают фракции с температурой от 270 до 360 ° С.
Лёгкий газойль обладает довольно высокими показателями жидкотекучести, сравнительно малой вязкостью, а в высоких концентрациях способен выступать загустителем. Это существенно сужает полезность такого вида газойля как топлива для транспортных средств, поэтому некоторые нефтетрейдеры реализуют не лёгкий газойль, а его конденсат, фактически являющийся отходом непрерывного нефтехимического производства.
Различить атмосферный газойль можно по его цвету – он либо чисто жёлтого, либо жёлто-зелёного цвета. Неопределённость характеристик газойля, приведенная в предыдущем абзаце, указывает и на достаточно нестабильное поведение такого вида топлива, что усугубляется присутствием значительного количества азота и особенно серы, загрязняющей двигатели.
Физические свойства вакуумного газойля
Хотя внешние потребительские характеристики тяжёлого газойля весьма близко подходят к свойствам соответствующего дизельного топлива, они не отличаются стабильностью, и сильно зависят от внешних условий. Объясняется это режимами обработки, реализуемыми для получения газойля. Поэтому он, являясь промежуточной фракцией химических процессов нефтепереработки, не может обладать сколь-нибудь постоянными эксплуатационными характеристиками.
Применение газойля
Как самостоятельный вид топлива для транспортных средств, газойль применять не рекомендуется. Однако он находит применение в следующих сферах хозяйственной деятельности:
Часто газойль рекомендуют использовать в качестве резервного топлива для больниц, вычислительных центров и других организаций, использующих жидкие нефтепродукты. Это объясняется не столько ценностью газойля как топлива, сколько его дешевизной.
Газойль и дизельное топливо: отличия
Начнём с того, что НИКАКОЙ вид газойля не может быть рекомендован в качестве дизельного топлива для автомобилей: он сильно загрязняет подвижные части двигателя, из-за чего стабильность значений крутящего момента падает, а расход такого «топлива» резко возрастает. Но для менее деликатных энергетических приводов (которые используются в подъёмно-транспортной технике, комбайнах, тракторах и пр.) нестабильность физико-химических характеристик газойля особого значения не имеет, да и использование двигателей такой техники менее продолжительно во времени.
Понятие «красного дизеля», более распространённое за рубежом, означает лишь добавку в газойль специального красителя. Это помогает отследить недобросовестных реализаторов топлива, поскольку такое изменение цвета, выявленное на АЗС, влечёт за собой крупные штрафы.
Химический же состав газойля и дизельного топлива практически идентичен, поэтому стоит указать, что с этой точки зрения газойль — это подкрашенная красным цветом солярка. Которая неизбежно нанесёт существенный вред вашему автомобилю.