fresh food что это такое в торговле
Секретные материалы категории фреш
Действительно, фрукты и овощи привлекают дополнительные потоки покупателей своим ярким видом, они акцентируют внимание покупателей на себе, а заодно и на товарах, расположенных вокруг них – отмечают эксперты по мерчендайзингу американской компании Managementparadise. Ритейлеры могут использовать это свойство фруктовых отделов, создавая у покупателей благоприятное впечатление о магазине в целом.
Работая с овощами, не забывайте использовать особенности спроса российских покупателей. Так, среди овощей у россиян наибольшей популярностью пользуется «борщевой набор» – картофель, капуста, морковь, свекла. Поэтому, при зонировании отдела фреш их лучше всего размещать рядом друг с другом в окружении овощей, которые пользуются меньшим спросом, но которые могут являться сопутствующим товаром – зелень, лук, чеснок, корень сельдерея, перец, томаты.
Интересной особенностью российского потребителя является любовь к крупным плодам и ягодам. Удивительно, но крупные яблоки, даже если они стоят дороже мелких, больше нравятся нашим покупателям. Поэтому, для привлечения внимания центром выкладки яблок должны быть крупные плоды в окружении более мелких. Наиболее привлекательным цветом у россиян для яблок считается красный. С точки зрения мерчандайзинга, для привлечения внимания к отделу также стоит применить в выкладке принцип контрастности, чередуя яркие красные плоды с зелеными и желтыми. Подобная яблочная витрина будет сразу же привлекать внимание покупателя, гарантируют эксперты кампании «Инфреш».
Ритейлеры знают немало секретов работы с этой категорией, которые позволяют существенно поднять продажи всего магазина. К примеру, во время высокого спроса на определенные виды фруктов и ягод (декабрь-январь для мандаринов, июль для клубники и т.п.), рекомендуется выставить дополнительные стойки с этим товаром в зоне входа в торговый зал и у касс – этот проверенный способ поможет вам привлечь дополнительные потоки покупателей и увеличить продажи.
Кроме того, вы можете предоставить покупателю возможность выбора разного объема товара, если он продается в упаковке (например, ягоды, томаты, лук и т.п.). Также покупатели хорошо реагируют на разнообразие в цветовой гамме – поэтому следует размещать ягоды и фрукты разных цветов в одной выкладке, увеличивая тем самым импульсные покупки.
Размещайте в торговом зале информацию о пользе потребления овощей и фруктов, способах их употребления и готовки. Стимулируйте потребление этой группы товаров – вы удивитесь, как охотно покупатели увеличивают свои расходы на фреш, если понимают свою пользу от этого. Хорошим примером может служить идея гипермаркетов «Реал» размещать в зоне продажи фруктов баннеры о низкой стоимости 5 видов фруктов круглый год. Покупатели охотно соблазняются на покупку полезного и недорого товара
Важнейшее правило в торговле овощами и фруктами – товар должен быть всегда идеально свежим, иначе покупатель откажется от идеи покупки. Однако, не стоит убирать начинающие портиться фрукты на глазах посетителей магазина – делайте это перед открытием магазина либо в ночные смены. Все это в совокупности позволяет сделать торговлю фруктами и овощами максимально прибыльной.
Автозаказ товаров категории Fresh. Как человеческий фактор свести к минимуму?
Уже давно не новость то, что направление «фреш» стало одним из самых быстрорастущих в современном ритейле. Отвечая на возрастающие потребности клиентов, ритейлеры активно совершенствуют управление бизнес-процессами, которые включают автоматизацию, улучшение качества и расширение объемов продаж через запуск собственного производства и оптимизацию логистики поставок, позволяющей сохранять качество товаров.
Несмотря на то, что не все продуктовые ритейлеры относят один и тот же набор продуктов к категории фреш, в большинстве случаев такие группы очень похожи.
Все они имеют следующие отличительные признаки:
Примеры товаров фреш: молоко, мясо, свежая рыба, полуфабрикаты, пирожные, торты и т.д.
Достаточно часто встречается также деление товаров на фреш и ультрафреш. Так, к фреш-товарам относят группы товаров со сроком годности от 3 до 15–20 дней, а к ультрафреш – товары со сроком годности от нескольких часов до 2–3 дней.
Несмотря на то, что практически в каждой торговой сети, продающей продукты питания, есть товары категории фреш, зачастую их качество и ассортимент не удовлетворяют потребительский спрос.
5 виновников происшествия!
Можно выделить несколько основных факторов, влияющих на сложность организации бизнес-процесса в работе с охлажденными товарами:
Наблюдающееся смещение потребительского спроса от замороженных мясных и овощных полуфабрикатов к свежей продукции вызывает необходимость организации в супер- и гипермаркетах собственных мини-производств. Считается, что продукты, произведенные там, более качественные из-за отсутствия консервантов. При этом замороженные полуфабрикаты, готовые холодные закуски, блюда для разогрева, продукция пекарен и кондитерского производства востребованы, как правило, покупателями среднего и выше среднего ценовых сегментах.
Фреш-логистика для ритейлеров – один из самых сложных бизнес-процессов, так как в большинстве случаев приходиться сталкиваться с низким уровнем организации всей цепочки поставок. С одной стороны, ритейл вынужден иметь дело с низким качеством производства и логистики поставщиков, а с другой – должен предлагать высококачественную продукцию для конечных потребителей. Решением вышеуказанных проблем может стать автоматизация системы заказов товаров категории фреш, лежащая в основе движения товара в цепочке поставщик (производство) – торговая точка. Автоматизированное рабочее место менеджера по закупкам позволяет легче и качественнее рассчитать количество заказываемого товара с учетом оптимальных сроков поставки.
В алгоритме расчета заказа товаров категории фреш учтена вышеизложенная специфика, с помощью которой можно управлять такими параметрами:
Итак, можно выделить основные составляющие, которые отличают алгоритм автоматического заказа товаров категории фреш от алгоритма заказа других групп товаров:
Однако нужно понимать, что сама система заказа должна быть не только алгоритмизирована, но еще и автоматизирована. Поскольку при ручной системе заказа качество товара полностью зависит от профессионализма товароведа. В магазинах, сотрудники которых недостаточно компетентны, время от времени возникает дефицит ходовых позиций или наоборот, затоваривание. Но каким бы хорошим ни был продавец, его возможности все же ограничены. На практике качественные заказы формируются для наиболее ходовых позиций, а заявки по остальной номенклатуре не так точны. Также периодически сотрудники ошибаются и из-за невнимательности просто забывают заказать какой-то товар.
Что делать и куда бежать? На что обращать внимание при выборе ИТ-системы?
При выборе самого программного продукта необходимо, конечно же, обращать внимание на:
Внедрение системы автоматического заказа для товаров категории фреш позволяет:
Сегмент свежих продуктов сегодня: качественный скачок в будущее
«Сегодня категория фреш – одна из драйверов силы бренда, показывающей лояльность потребителей к ритейлеру. Эта категория – мощный двигатель покупательского трафика. Покупатель намного чаще заходит в магазин за свежими продуктами (в среднем 2-3 раза в неделю), чем в тот, где их нет», – рассказывает о проведенных аналитических исследованиях Наталья Барышникова, руководитель группы по работе с предприятиями розничной торговли Nielsen, Россия.
Несмотря на то, что значительная часть покупателей, порядка 24 %, покупает свежие продукты на рынках, основным каналом приобретения свежей продукции сегодня становится розничная торговля, которая берет категорию фреш в фокус своего внимания. Развитая категория фреш становится одним из конкурентных преимуществ магазина. Такое давно уже происходит в странах Европы, и наш рынок постепенно догоняет европейские тенденции. В 2010 году в румынской компании Profi Rom Food было порядка 60-ти магазинов, в настоящий момент в сети насчитывается 192 торговые точки. Генеральный директор Profi Rom Food Павел Мусял, член наблюдательного совета X5 Retail Group, считает, что подобный успех компании обеспечил широкий ассортимент свежей продукции: «Именно категория фреш фуда, которая составляет около 50 % в нашем товарообороте, помогла мне создать преимущество наших магазинов по сравнению с крупными сетями. Свежая продукция – реальный повод для покупателей заходить в наши торговые точки. Чем меньше магазин, тем фреш более важен. Кроме того, мы формируем ассортимент свежей продукции в зависимости от запроса и особенностей региона. Это позволяет создать точный подход к потребителю».
Все большее количество покупателей выбирают продукты под маркой «био» или «органик», гарантирующих покупателю натуральный вкус, потребление которых становятся тенденцией. Одним из примеров создания подобного продукта является опыт компании «Азбука Вкуса», которая совместно с крестьянским фермерским хозяйством «Саяпин» вывела на рынок продукт собственной торговой марки «Наша ферма». Сам фермер Александр Саяпин считает этот опыт удачным и продуктивным: «Наше сотрудничество с сетью «Азбука Вкуса» состоялось на основе простого товарищества с общей собственностью. Мы договорились по всем вопросам: начиная финансовых и заканчивая логистическими. Если сеть хочет создать себе поставщика, то денег тут много не нужно, главное найти фермера, правильно организовать работу, выбрать современные технологии и четко поставить задачу». Для фермеров сейчас существуют государственные программы или гранты по поддержке семейных крестьянских хозяйств, что в некоторой степени облегчает им задачу инвестиций и кредитования. Тем не менее, немаловажный фактор имеет поддержка правительства региона, на территории которого организовано хозяйство. Например, в проекте «Азбуки Вкуса» и хозяйства «Саяпин» интересы предпринимателя поддерживала администрация Калужской области.
Фермеры и производители натуральных продуктов ищут и другие пути для выхода к покупателю, кроме сотрудничества с сетями. Один из самых распространенных – это объединение в союзы фермерских и крестьянских хозяйств и совместное продвижение и продажа собственных продуктов.
Такая проблема как сертификация органических фермерских продуктов, пока не узаконенная государственными органами, уже решается ритейлерами и производителями. Национальный органический союз (НОС), созданный компаниями «Азбука вкуса», «Агранта» (девелопмент, сельское хозяйство), «Аривера» и «Органик» (производство экопродукции), кроме поддержания и развития органического земледелия России, намерен заниматься и стандартизацией производства органических продуктов.
Ожидать быстрого развития органических продуктов сложно из-за проблем, связанных прежде всего с неразвитостью национального сельского хозяйства. Однако само по себе расширение категории фреш и внимание к ней ритейлеров предполагает увеличение ассортимента качественных, натуральных продуктов на полках магазинов.
В дальнейшем аналитики видят очень хорошие перспективы для роста сегмента фреш на рынке продуктов питания. Основные предпосылки в том, что усиливается тенденция к здоровому питанию, отмечается рост среднего класса и сохраняется верность россиян традиции готовить еду дома. Сегодняшний скачок данной категории, по мнению экспертов, всего лишь старт, дальнейшее развитие впереди.
По материалам IV конференции FRESH FOOD RUSSIA 2013.
«Азбука вкуса» — российская частная сеть продовольственных супермаркетов в Москве, Моск.
X5 Group («Х5») — одна из ведущих российских мультиформатных продуктовых розничных ком.
«Сегодня категория фреш – одна из драйверов силы бренда, показывающей лояльность потребителей к ритейлеру. Эта категория – мощный двигатель покупательского трафика. Покупатель намного чаще заходит в магазин за свежими продуктами (в среднем 2-3 раза в неделю), чем в тот, где их нет», – рассказывает о проведенных аналитических исследованиях Наталья Барышникова, руководитель группы по работе с предприятиями розничной торговли Nielsen, Россия.
Несмотря на то, что значительная часть покупателей, порядка 24 %, покупает свежие продукты на рынках, основным каналом приобретения свежей продукции сегодня становится розничная торговля, которая берет категорию фреш в фокус своего внимания. Развитая категория фреш становится одним из конкурентных преимуществ магазина. Такое давно уже происходит в странах Европы, и наш рынок постепенно догоняет европейские тенденции. В 2010 году в румынской компании Profi Rom Food было порядка 60-ти магазинов, в настоящий момент в сети насчитывается 192 торговые точки. Генеральный директор Profi Rom Food Павел Мусял, член наблюдательного совета X5 Retail Group, считает, что подобный успех компании обеспечил широкий ассортимент свежей продукции: «Именно категория фреш фуда, которая составляет около 50 % в нашем товарообороте, помогла мне создать преимущество наших магазинов по сравнению с крупными сетями. Свежая продукция – реальный повод для покупателей заходить в наши торговые точки. Чем меньше магазин, тем фреш более важен. Кроме того, мы формируем ассортимент свежей продукции в зависимости от запроса и особенностей региона. Это позволяет создать точный подход к потребителю».
Все большее количество покупателей выбирают продукты под маркой «био» или «органик», гарантирующих покупателю натуральный вкус, потребление которых становятся тенденцией. Одним из примеров создания подобного продукта является опыт компании «Азбука Вкуса», которая совместно с крестьянским фермерским хозяйством «Саяпин» вывела на рынок продукт собственной торговой марки «Наша ферма». Сам фермер Александр Саяпин считает этот опыт удачным и продуктивным: «Наше сотрудничество с сетью «Азбука Вкуса» состоялось на основе простого товарищества с общей собственностью. Мы договорились по всем вопросам: начиная финансовых и заканчивая логистическими. Если сеть хочет создать себе поставщика, то денег тут много не нужно, главное найти фермера, правильно организовать работу, выбрать современные технологии и четко поставить задачу». Для фермеров сейчас существуют государственные программы или гранты по поддержке семейных крестьянских хозяйств, что в некоторой степени облегчает им задачу инвестиций и кредитования. Тем не менее, немаловажный фактор имеет поддержка правительства региона, на территории которого организовано хозяйство. Например, в проекте «Азбуки Вкуса» и хозяйства «Саяпин» интересы предпринимателя поддерживала администрация Калужской области.
Фермеры и производители натуральных продуктов ищут и другие пути для выхода к покупателю, кроме сотрудничества с сетями. Один из самых распространенных – это объединение в союзы фермерских и крестьянских хозяйств и совместное продвижение и продажа собственных продуктов.
Такая проблема как сертификация органических фермерских продуктов, пока не узаконенная государственными органами, уже решается ритейлерами и производителями. Национальный органический союз (НОС), созданный компаниями «Азбука вкуса», «Агранта» (девелопмент, сельское хозяйство), «Аривера» и «Органик» (производство экопродукции), кроме поддержания и развития органического земледелия России, намерен заниматься и стандартизацией производства органических продуктов.
Ожидать быстрого развития органических продуктов сложно из-за проблем, связанных прежде всего с неразвитостью национального сельского хозяйства. Однако само по себе расширение категории фреш и внимание к ней ритейлеров предполагает увеличение ассортимента качественных, натуральных продуктов на полках магазинов.
В дальнейшем аналитики видят очень хорошие перспективы для роста сегмента фреш на рынке продуктов питания. Основные предпосылки в том, что усиливается тенденция к здоровому питанию, отмечается рост среднего класса и сохраняется верность россиян традиции готовить еду дома. Сегодняшний скачок данной категории, по мнению экспертов, всего лишь старт, дальнейшее развитие впереди.
По материалам IV конференции FRESH FOOD RUSSIA 2013.
Сегмент свежих продуктов сегодня: качественный скачок в будущее
Фрукты и овощи: как «Командор», «Магнит» и «Ашан» развивают категорию
Свежие фрукты и овощи – якорная категория магазинов всех форматов. Продажи ФРОВ год от года стабильно увеличивались, но пандемия сильно ускорила тренд роста. Покупатели с обостренным вниманием относятся к здоровью, повышают требования к полезным свойствам продукта и ищут положительные эмоции. Ритейлерам приходится прокачивать свои компетенции в работе с поставщиками, формировании ассортимента и искусстве мерчандайзинга. Об этом рассказали специалисты сетей «Командор», «Магнит» и «Ашан» на конференции в рамках выставки WorldFood Moscow 2020.
Фото: MNStudio/shutterstock
Несмотря на то что фрукты и овощи занимают прочное место в корзине российских потребителей, у этой категории еще есть хороший потенциал роста. По оценке генерального директора InfoLine Ивана Федякова, потребление свежих фруктов и овощей в России до сих пор не дотягивает до рекомендации ВОЗ – 400 г свежих фруктов и овощей в день на человека, – примерно на 10%. И при том рекомендации врачей – только минимальный показатель. Один из благоприятных трендов российского рынка – развитие крупных тепличных хозяйств: за последние 9 лет площадь теплиц увеличилась в 2,5 раза.
Главные потребительские тренды – упакованные фрукты и овощи, готовые решения (салаты, миксы), органическая продукция. «В прошлом году принят закон об органической продукции, внедрена маркировка и разработаны требования, обеспечивающие регулирование отрасли, – рассказывает Иван Федяков. – Но пока никто из российских производителей не воспользовался маркировкой «Органик», не заработали лаборатории и системы сертификации. При том что крупные европейские сети активно пользуются знаками органической продукции в своих private label, что позволяет выводить их в более высокие ценовые категории».
Драйвер среднего чека
По данным исследовательского холдинга «Ромир», фрукты и овощи входят в десятку самых популярных товаров категории FMCG food и занимают в корзине потребителя 26,3 и 23,4% соответственно. В 2020 году средние траты на категорию выросли: за прошедший год (март–август 2020 к марту-августу 2019) домохозяйство в среднем приобретало фрукты и овощи 85 раз, что на 5,3% выше, чем год назад. Средний чек категории – 128 руб., это +7,9% – год к году.
По словам заместителя директора по работе с клиентами компании «Ромир» Анастасии Сидориной, свежие фрукты и овощи являются значимой категорией для ритейлеров: доля чеков с фруктами и овощами от всех чеков FMCG food составляет 29%, доля чеков с фруктами и овощами в денежном выражении от всех чеков FMCG food – 42%.
Средний чек, в котором есть фрукты и овощи, составляет 581 руб., чек без этой категории значительно ниже – 322 руб. Таким образом присутствие категории позволяет наращивать размер среднего чека.
В пандемию динамика категории увеличилась. «Ожидался стабильный рост категории «свежие фрукты и овощи», однако пандемия усилила положительный тренд, – говорит Анастасия Сидорина. – В период COVID’19 продажи ФРОВ выросли: в 1 квартале – на 4% больше прогнозируемого показателя, во II квартале – на 17%».
Категория получила свое развитие и в интернет-пространстве: 13,4% домохозяйств за прошедший год приобретали fresh в онлайне. За год – в марте 2020 к марту 2019 – пенетрация ФРОВ в e-commerce составила 9,4% (+ 3 пп), частота покупок – 3,1 раза (+4,9%), средний чек 564 руб. (+21,5%). Около 38% покупателей при выборе магазина отдают предпочтение тому, в котором есть фрукты и овощи.
«Витрины с фруктами и овощами – первое, что видит покупатель в магазине, поэтому надо впечатлять у самого входа, делать доминантный акцент, – рассказывает руководитель JosDeVries The Retail Company Russia Ирина Болотова. – Сегодня ритейл борется за обедневшего покупателя, который при этом не хочет чувствовать себя обездоленным, стремится хорошо питаться, ищет вдохновения и развлечения. Чтобы удовлетворять его запросам, ритейлерам надо прокачивать свои компетенции в поиске правильных поставщиков и мерчандайзинге».
В отделах фруктов и овощей важно качественно подсвечивать продукты, использовать разные типы оборудования, оригинальные мобильные коммуникации.
«Командор»: ФРОВ-стратегия для каждого формата
«Командор» – мультиформатная сеть, включающая супермаркеты, суперсторы и дискаунтеры. Как рассказала коммерческий директор направления fresh-food сети «Командор» Светлана Колтуновская, для каждого формата разработана отдельная стратегия развития категории ФРОВ.
Для суперстора важны эффектная широкая выкладка, присутствие всех ценовых категорий, экзотические товары.
В супермаркетах акцент делается на премиальный сегмент и различные виды экзотических плодов.
«Экзотика обеспечивается в обязательном порядке, несмотря на сложную логистику, – говорит Светлана Колтуновская. – Возможна даже доставка самолетами. Это дорого, но необходимо».
Дискаунтер закрывает базовые потребности и делает сезонные предложения.
Главные векторы развития ФРОВ в сети:
широкий ассортимент – преимущество и отличие от других игроков;
презентабельная выкладка – выбран формат фермерского рынка;
свежесть и качество – работает система контроля;
стабильность поставок – долгосрочное партнерство с поставщиками и внешнеэкономическая деятельность;
конкурентная цена – еженедельный мониторинг цен конкурентов, по товарам-индикаторам цена подстраивается вровень с рынком.
Для обеспечения разнообразного ценового предложения выстраиваются «ценовые шаги» – от нижней границы рынка. Например, ассортимент может включать до 12 SKU яблок c шагом удорожания 10 руб. Верхняя цена на премиум устанавливается сетью, это могут быть яблоки за 250 руб. Чтобы уйти от прямой ценовой конкуренции, вводятся уникальные позиции: «Все знают цену обычного банана, поэтому мы организовали поставки более редких сортов – mini и red. Это собственный импорт, поэтому товары всегда есть в наличии, что очень важно для позиционирования», – поясняет Светлана Колтуновская.
Стабильность поставок ФРОВ достигаются несколькими основными решениями. Централизация поставок – эффективная логистическая цепочка от производителя до покупателя. В 2016 году запустили собственные камеры газации бананов. С 2017 года налажен собственный импорт бананов. В январе 2020 года поставки ФРОВ централизованы на 90% (остальные 10% приходятся на отдаленные магазины и очень сложные в транспортировке категории).
Долгосрочное партнерство с производителями. Производится плановая закладка овощей – картофеля, моркови, свеклы и других корнеплодов – под объемы, прогнозируемые на следующий год, что обеспечивает стабильное наличие востребованных товаров. В 2020 году впервые произведена целевая закладка яблок в садах Краснодарского края. Оказывается содействие развитию местных производителей. «Сеть входит в ассоциацию переработчиков и торговли Красноярского края «Енисейский стандарт», – рассказывает Светлана Колтуновская. – В общении с производителями мы обсуждаем возможности рынка, требования сетей и покупателей, предлагаем ниши и перспективные направления для производства». Ведется работа с тепличными комбинатами близлежащего региона по поставкам помидоров и огурцов.
Развитие внешнеэкономической деятельности. Налажен прямой импорт из Турции, Эквадора, Египта, Молдовы, Сербии, Узбекистана. В планах – поставки из Китая и Марокко.
Для увеличения доли ФРОВ и удовлетворения потребности покупателя, сеть исследует тренды, ищет незанятые ниши, изучает драйверы роста категории. Например, вводятся такие редкие категории, как «голубика свежая», строятся собственные камеры газации для набирающего популярность авокадо. В сентябре 2020 года доля категории ФРОВ в товарообороте сети составила 11%.
«Магнит» обеспечивает собственную «свежесть»
«Магнит» продолжает развивать СТМ «Магнит свежесть», производя продукцию на четырех собственных агропредприятиях. Бренд «Магнит Свежесть» запущен в конце 2019 года, к сентябрю 2020 включал 44 товарные позиции, до конца года планируется расширить линейку до 84 позиций. Под маркой производится около 70 тыс. тонн продукции в год. Как рассказала директор департамента фрукты и овощи сети «Магнит» Юлия Крымова, собственные предприятия закрывают потребности сети: на 25% – в огурцах, на 13% – в томатах, на 85% – в шампиньонах.
Кроме собственной агропромышленной площадки развивается партнерство с сельхозпроизводителями и наращивается собственный импорт.
«Магнит сотрудничает с сельхозпроизводителями по схеме фьючерсных контрактов. Запускаются кобрендинговые проекты на условиях контрактации объемов поставки и совместного контроля качества. За 8 месяцев 2020 года законтрактовано 40 позиций (зелень, корнеплоды, фрукты), заключено более 20 контрактов.
Согласно контракту, агроспециалисты сети «Магнит» сопровождают высадку семян и сбор урожая, осуществляют контроль качества выращенных плодов. На сезон 2020-2021 года заключены контракты на 53 позиции, в основном, это корнеплоды. За сезон планируется реализовать 234 тыс. тонн корнеплодов.
«Одна из самых сложных категорий – зелень, – говорит Юлия Крымова. – На собственных площадках производим салаты, остальной ассортимент также обеспечивают партнерские контракты».
Динамично растет категория бахчевых за счет предложения сортовых арбузов. За последние 4 года продажи арбузов в сети выросли на 120%, из них 40% роста обеспечены вводом новых ассортиментных позиций. Доля контрактации по арбузам составляет 93%. На сезон 2020 года был заключен контракт с крупным российским производителем сортовой бахчи «Агросоюз «Романовский», который уходит от выращивания простых арбузов, тестирует новые сорта и создает уникальное ассортиментное предложение. Благодаря контракту, на полках «Магнит» появились такие сорта арбузов как «Оранжевое лето», «Подарок солнца». Планируется в кобрендинге выпустить арбуз с минимальным количеством косточек.
С 2020 года веден упрощенный прием товара, – контроль качества производится прямо при отгрузке, на площадке поставщика, чтобы можно было сразу заменить некачественные овощи или фрукты. Вывоз может осуществляться на собственном транспорте сети. «Магнит» готов к запуску эксклюзивного ассортимента с эксклюзивными брендами», – говорит Юлия Крымова.
В тренде фасованные фрукты и овощи. «Магнит» уделяет большое внимание упаковке как способу коммуникации с целевой аудиторией и наращивает объемы фасованной продукции среднего и высокого ценового сегментов по приемлемой цене. К концу 2020 года планируется запуск собственной линии фасовки на РЦ в Новороссийске, что позволит увеличить объем фасованного товара в 2 раза и нарастить долю с 3 до 6%.
«Ашан» вводит доверительную приемку
Сеть «Ашан» поставила перед собой задачу повысить качество продаваемых фруктов и овощей, обеспечить своим покупателям такое предложение, как на фермерском рынке.
«Решили, что единственно возможное решение – полностью доверять своим поставщикам ФРОВ, – рассказывает директор департамента «Овощи-фрукты» сети «Ашан» Александр Никитин. – Поэтому в апреле 2020 года запустили эксперимент «Доверительная приемка».
Фактически переложили ответственность за качество на поставщиков, понимая, что они хорошо знают свой товар, и самоконтроль лучше, чем контроль сотрудников на РЦ. Решили строить отношения с поставщиками как историю взаимной ответственности. И эта история сработала».
Поставщикам не выдвигались никакие дополнительные условия. Работа продолжалась в рамках прежних договоров. При этом поставщик сам обеспечивал контроль качества. На распределительных центрах «Ашан» сократили отдел контроля качества, оставив только одного специалиста, проверяющего сопроводительные документы и соблюдение температурного режима доставки. Товар поставляется в сеть и оценивается сотрудниками и покупателями в магазинах. Если качество не устроило, принимаются меры вплоть до возвращения всей партии товара. Поставщики стремятся привозить только качественный товар, полностью соответствующий заявленным требованиям. В результате уровень списания ФРОВ в сети снизился на 20%.
«Поставщики заинтересованы в долгосрочном прогнозируемом сотрудничестве с «Ашан», – поясняет Александр Никитин. – Товар расходится по всей сети, и покупатели сами видят качество товара. Оценка покупателя и является аргументом в пользу или против поставщика, становится ясно, что делается не так и что исправить».
Сеть сделала открытыми свои торги, теперь все поставщики видят предложения и цены. Поставщик, предложивший самую низкую цену, обеспечивает весь объем.