free spool на рыболовной катушке что это
Катушка
Катушка появилась, как приспособление для хранения на удочке запас лески. Позже этим элементом рыболовной снасти стали работать во время ужения. Сегодня практически не существует снасти, не оснащенной катушкой того или иного вида. Она стала почти обязательным элементом любой рыболовной снасти спортсмена и любителя. Но только при ужении спиннингом катушка выполняет основную работу по транспортировке приманки в толще воды.
Содержание
Виды катушек
Все катушки подразделяются на три типа: инерционные, безинерционные и мультипликаторные. Тот или иной тип катушки выбирается в зависимости от способа ловли.
Инерционные катушки
Самыми простыми и недорогими катушками являются инерционные, они просты в эксплуатации и не требуют особого ухода. Большая часть таких катушек не оснащены механизмом притормаживания, поэтому во время заброса, для предотвращения лишнего схода лески, рыболову приходится подтормаживать барабан катушки пальцем. Только небольшая часть представленных на рынке инерционных катушек, имеют системы автоматического торможения, которые основаны на том, что во время забросов, леска оказывает давление на специальный рычаг, который в свою очередь соединен с тормозным механизмом. Более простой вариант торможения это механизм постоянного подтормаживания, когда рыболов самостоятельно устанавливает силу притормаживания барабана исходя из веса забрасываемой приманки или груза. Выбирая инерционную катушку, следует обращать внимание на качество материала, из которого изготовлена катушка, на точное сбалансированное вращение барабана и легкость его хода. На качественных инерционных катушках, должен иметься механизм регулирования вращения барабана и уменьшения люфта, выполненный в виде винта и контргайки.
Безынерционные катушки
Безинерционные катушки – универсальный и потому наиболее распространенный вид катушек, поэтому им стоит уделить больше внимания.
Безинерционные катушки устроены таким образом, что при забросе леска скидывается без всякого сопротивления, благодаря чему получается максимально дальний заброс. Такие катушки довольно сложно устроены и за ними нужно постоянно следить и периодически смазывать (1-2 раза в сезон), чтобы во время рыбалки не произошло неприятного недоразумения.
Основной деталью, благодаря которой и возможны такие забросы является шпуля. Это цилиндрической формы деталь, на ось которой наматывается леска.
При забросе леска слетает с нее кольцами, не преодолевая никакого сопротивления. Удерживает леску на шпуле, чтобы она не спадала лескоукладыватель. Он состоит из дужки и пропускного кольца.
Размеры шпули и ее вместимость зависят от размеров самой катушки. Это следует учитывать при выборе катушки для определенного вида рыбалки. Разумеется, также играет значение и диаметр лески (чем он больше, тем меньше лески можно намотать на шпулю). Для комфортной рыбалки необходимо, чтобы на катушку было намотано не менее 100м лески, лучше – 150м. В первую очередь это необходимо для того, чтобы при поклевке крупной рыбы у Вас был запас для ее вываживания. Также стоит учитывать то, что некоторые крупные грузы (большая приманка на спиннинге или тяжелая кормушка на донке) можно забросить более чем на 70-100м. Не стоит забывать, что длина лески будет постоянно уменьшаться из-за привязывания и обрезания узлов (донной оснастки в конце рыбалки или приманок на спиннинге при их замене).
Количество лески, которое помещается на данной шпуле, должно быть на ней отмечено (исключение – катушки, собранные кустарно и некоторые китайские «творения»). Обозначения имеют следующий вид: 0.1-250; 0.15-200; 0.2-130 и т.д.
Здесь все интуитивно понятно – вначале указан диаметр лески, а затем длина, которая войдет на данную шпулю.
Вторая важная часть безинерционной катушки – фрикцион. Это регулирующийся тормоз, который определяет натяг, при котором шпуля будет плавно спускать леску при закрытом лескоукладывателе. На разных катушках он может располагаться сверху на шпуле (передний), или сзади катушки (задний). На сегодняшний день большинство производителей ставят его спереди.
Без фрикциона не обойтись при вываживании крупной рыбы. При правильно настройке он будет гасить ее рывки и не позволит леске порваться, даже если вес трофея значительно превышает тест лески. Идеально настроить фрикцион таким образом, чтобы леска сматывалась со шпули при натяге в 2/3 от прочности лески.
Мультипликаторные катушки
Самыми высококачественными и наиболее надежными являются катушки-мультипликаторы известных фирм. Это весьма сложные механизмы. Некоторые из них имеют огромное «меню». Оно состоит из многочисленных систем управления с автоматическим подтормаживанием, торможением обратного хода, автоматической намоткой лески и так далее, вплоть до встроенного в катушку компьютера. Некоторые модели, самые современные и самые дорогие, снабжены даже определителем местоположения удильщика при помощи систем космической навигации.
Современная мультипликаторная катушка, по легкости и дальности заброса почти сравнялась с безынерционной, а по мощности и надежности не имеет себе равных. Цена этих катушек остается довольно высокой.
Важным элементом мультипликаторной катушки является фрикционный подтормаживатель, позволяющий избежать запутывания лески при забросах. Приобретая «мульт», научитесь им правильно пользоваться. В частности, внимательно изучите способы настройки фрикционного подтормаживателя. Он должен настраиваться для каждого конкретного веса заброса. Таким образом, мультипликаторная катушка позволяет прямолинейно, без закручивания вокруг собственной оси, сходить леске при забросе. Является надежной и мощной, что позволяет извлекать из воды даже морскую рыбу больших и сверхбольших размеров. Мультипликаторная катушка может применяться практически на всех снастях, где нужна надежность, мощность и качество.
Типы катушек
Рыболовные катушки бывают:
Выбор катушки занимает у профессиональных рыболовов много времени. Только на первый взгляд это – достаточно обыденный предмет.
Существуют также полуавтоматические катушки. На них леска наматывается руками, однако используется приспособление, позволяющее облегчить работу и стабилизировать скорость, ведь на данной катушке имеется тормоз.
Бывают еще и автоматические катушки. Они наматывают леску автоматически. Катушка появилась, как приспособление для хранения на удочке запас лески.
Катушка для зимней рыбалки
Во время подледной ловли, когда мы ловим на больших и не очень глубинах, желательно пользоваться небольшой катушкой с тормозом и трещоткой. Дело в том, что при выматывании лески приходится ее укладывать непосредственно на острый лед, а от этого леска портится и может порваться, запутавшись в острых льдинках.
У рыболовов, любящих рыбачить зимой, на льду, популярны удочки для зимней ловли у которых имеются также небольшие портативные катушки, помещающиеся прямо в пустотелой ручке зимней удочки.
Зимняя снасть считается более совершенной и называется бегущей, если на удилище вместо мотовильца прикреплена зимняя катушка. По всей длине удочки укрепляются на определенном расстоянии друг от друга пропускные кольца, по которым проходит пропущенная сквозь леска. Оснастка бегучая выгодна тем, что позволяет дальше обычного забрасывать приманку и насадку, быстрее производить маневры с длиной лески, вываживать крупную рыбу на тоненьком поводке.
Катушки для морской рыбалки
Для морской рыбалки гораздо более практичными являются катушки с пластиковыми, «графитовыми», как принято говорить, корпусом, ротором и шпулей, которые практически не изменяют своих свойств от действия морской воды.
Поэтому простой (и надежный) многоточечный стопор обратного хода окажется более практичным.
Разумеется, за катушками для морской рыбалки необходимо следить и делать ТО после каждой рыбалки на море, то есть промывать под струей пресной воды (не погружать в воду!), удалять песок и пыль чистой сухой тряпочкой, смазывать жидкой смазкой (1-2 капли) ролик лесоукладывателя и ось кулачка ручки.
Материалы, применяемые в катушках
Существует два материала, которые используются при изготовлении катушек, это – пластик и металл. При этом, пластик бывает сотни видов, каждый из которых, отличается по прочности и износостойкости. Металл в катушках тоже понятие широкое, ведь даже в одной модели, может использоваться одновременно несколько видов металлов. Например, корпус может быть из титанового сплава, шпуля, из точеного алюминия, дужка лескоукладывателя из нержавеющей стали, шестерни из бронзового сплава и т.д. В подавляющем большинстве случаев конструкция катушки состоит одновременно из пластиковых и металлических деталей, хотя встречаются и как полностью металлические, так и полностью пластиковые модели. Последние приобретать не рекомендуется, так как изделия эти, мягко скажем, качеством не отличаются.
Основные параметры катушек
Сейчас на рынке представлено огромное количество разнообразных катушек. Ниже представлены параметры катушек, на которые необходимо обратить внимание при выборе: передаточное число, количество подшипников, тип и объем (вместимость) шпули, вес и размер катушки. Обо всех перечисленных параметрах можно узнать из надписей на самой катушке, на ее упаковке или спросить у продавца. Исходя из этих параметров и следует делать свой выбор.
Существует также множество дополнительных вспомогательных систем, устанавливаемых на современных катушках, но они, как правило, не оказывают существенного влияния на результативность ловли, хотя могут быть весьма полезными и удобными.
Основные параметры следующие:
Советы по уходу за катушкой
Не забывайте, что за катушкой нужен постоянный уход. Вот несколько правил:
Видео о катушках
Ультралайт Клуб
Клуб любителей ультралегкого спиннинга
Безынерционный ультралайт: о выборе катушек
Бородин М.
В рыболовной периодике на сегодняшний день вопрос о выборе спиннинговых катушек в общих чертах уже неоднократно описан, записан и переписан. Эта же статья посвящена маленькому конкретному вопросику: подбору безынерционной катушки для спиннинга класса «ультралайт». Не заостряя внимания на личных приоритетах среди фирм или моделей, попытаюсь раскрыть саму суть, как я ее понимаю, правильного подхода, который уж всяко не должен сводиться лишь к выбору типоразмера катушки. Как понять «правильного»? Ведь к модели именно для «ультралайта» предъявляются особые технические требования. Какие? Давайте разберемся.
2. Спиннинг «ультралайт» потому так и называется, что рассчитан на работу с приманками, массы которых находятся в диапазоне от 0,5 до 4,5г (в основном). Для того, чтобы не мешать чувствовать их «игру» при проводке, катушка должна обладать очень мягким, плавным ходом и системой балансировки механизма, предохраняющей от резонансных вибраций, неизбежно передающихся на бланк при работе самой катушки.
3. UL-спиннинг подразумевает использование лесок диаметром от 0,12 до 0,18 мм. Соответственно, кинематическая схема катушки должна обеспечивать максимальную равномерность и плавность возвратно-поступательного действия шпули, обеспечивая, таким образом, равномерное распределение лески по рабочей поверхности шпули, без провалов или горбов в центре или по ее краям.
Пять причин «Против»
4. Подход к выбору катушки для UL-спиннинга и прост и сложен одновременно. Как мы уже поняли, к моделям этого типа предъявляются специфические требования, и они сводятся не к определенному типоразмеру и количеству подшипников, а к трем основным показателям пригодности катушки для работы с легкими приманками и тонкими лесками.
4.2. Высокоточность и общая сбалансированность работы механизма катушки.
4.3. Сверхчувствительный фрикционный тормоз, с возможностью выполнения его точной (дозированной) регулировки.
1. Daiwa. Применяет для производства корпусов своих катушек три типа материалов, из которых может быть изготовлен как весь корпус полностью, так и различные его составляющие. То есть крышка, лапка и ротор могут быть изготовлены как из одного сплава, так и из разных. Каких?
2. Shimano. Применяет при изготовлении корпусов своих катушек четыре различных материала.
Мы рассмотрели варианты применения различных материалов в изготовлении корпусов (и роторов) современных катушек. Думаю, нет необходимости объяснять, что использование различных металлосплавов, подчас очень дорогостоящих, призвано не только увеличить общий ресурс службы катушки, но и дать возможность выполнить с прецезионной точностью посадку в корпус деталей механизма, что, в свою очередь, положительно сказывается на общей сбалансированности его работы.
Шпуля состоит из трех основных элементов: «юбки», «сердечника» и «борта».
«Юбочная» шпуля современных переднефрикционных моделей представляет собой не просто лесохранилище, а высокоточную часть общего устройства безынерционной катушки, которая играет не последнюю роль в сохранности и качестве укладки лески, общей сбалансированности снасти, и самым непосредственным образом влияет на дальность заброса приманки, что для «ультралайта» немаловажно, хоть и не так существенно в цифрах. Разные фирмы комплектуют свои катушки шпулями не только из разнообразных материалов, но и с различными типами конфигурации сердечника. Основные типы сердечника шпули, которые мы можем встретить на «ультралайтовой» катушке, четыре: Classic, Long Cast, ABS Spool, Air Spool.
Хотелось бы сразу сказать, что ни фирма Daiwa, ни фирма Shimano в настоящее время не комплектуют интересующий нас класс катушек шпулями типа Long Cast (англ.: дальний заброс). А так как мы рассматриваем именно продукцию этих двух изготовителей (повторюсь, для «ультралайта» никто лучше катушек не делает, а рассматривать «аналоги» все равно, что учить китайский язык, готовясь к экзамену по русскому), то и уделять внимание «дальнобросковой» шпуле нецелесообразно.
3. Материалы для изготовления шпуль.
Дужка и ролик лесоукладывателя
Два важнейших элемента для «ультралайтовой» катушки. Дужка отвечает за подхват лески после срабатывания механизма закрытия лесоукладывателя и за вылет ее на ролик последнего, который, в свою очередь, несет ответственность за препятствование перекручиванию лески и за укладку ее на шпулю. Все это влияет на срок службы лески и на заброс легкой приманки.
2. Shimano. Тонкая профилированная дужка из высокопрочной нержавеющей стали или титана с конусным основанием перед роликом лесоукладывателя. Изогнутая под определенным углом, она выполняет те же функции, что и Air Bail Daiwa. Хотя стоит заметить, что тонкая дужка при грубом обращении (дожиме при открытии) или ударе (при транспортировке) может деформироваться и утратить часть своих функций.
Механизм движения шпули
Или, проще говоря, механизм перемещения шпули. Именно он определяет характеристики укладки лески, и как раз качество работы этого механизма является наиважнейшим фактором при выборе катушки для «ультралайта». Не преувеличу, если скажу, что отданного механизма в катушке зависит все! Особо углубляться в технические характеристики его вариантов, особенности применения различных материалов и в технологии изготовления деталей я не буду, т.к. это способно занять объем журнала полностью. Достаточно лишь рассмотреть два типа схем механизма, которые Shimano и Daiwa применяют серийно на своих катушках, тем более, что обе эти схемы по праву можно считать лучшими среди аналогичных, известных на сегодняшний день.
1. Daiwa. S-образный паз: 20 лет назад применение ползунка с таким пазом позволило существенно снизить эффект подклинивания шпули катушки в ее крайних верхнем и нижнем положениях, что способствовало выравниванию скорости подачи шпули и, как следствие, равномерности намотки лески. Но инженеры Daiwa на достигнутом не остановились, что позволило нам сегодня использовать катушки с данным механизмом с идеально ровной скоростью подачи шпули и аккуратной, ровной и плотной намоткой лески.
Безусловно, современная катушка состоит не только из описанных мною узлов и механизмов, но именно они определяют критерии правильного выбора «ультралайтовой» модели.
Сколько сегодня стоит катушка, отвечающая требованиям UL-снасти? 10 долларов, 20, 50? Абсурд! От 120 до 700 долларов!
Моя оценка катушек двух фирм
На высококлассных моделях двух этих фирм применен настолько тонко согласованный механизм возвратно-поступательного движения шпули в паре с механизмом лесоукладывания, что изменение угла выхода лески с ролика лесоукладывателя по отношению к боковой поверхности шпули и по высоте ее хода, вызванное установкой лески с диаметром, отличающимся в большую или меньшую сторону от рекомендованного, изменяет высоту самой намотки, что и приводит к ее конусности в ту или иную сторону. А подшпульные шайбы служат именно для выравнивания намотки путем подкладывания или снятия их из-под шпули, что изменяет высоту посадки шпули. Проще говоря, точность работы механизма намотки лески может быть нарушена отклонением в диаметре лески менее чем на 0,1 мм!
Катушки: от A до Z
Давно уже на российском рынке превалируют катушки не отечественного производства. На упаковочных коробках, на самих катушках, в торговых каталогах — технические параметры изделий и их составные части в основном обозначены на английском языке, будь то катушка азиатского, западноевропейского или американского происхождения. И споры и недоумения среди рыболовов о присутствии в конструкции тех или иных катушек различных устройств и механизмов не иссякнут, покуда продавцы их не будут снабжать нас нормальными техническими описаниями на русском языке. А сейчас ведь можно прочитать и про «антифрикционный подшипник», и про бесконечный винт, ошибочно называемый «червяком», да мало ли еще чего. Серия публикаций в рубрике «Как это по-русски?», надеемся, поможет разобраться в содержимом различных рыболовных снастей. Итак, для начала — немного про безынерционные катушки.
ADJUSTIBLE LINE LAY (регулируемая намотка лески) — система для катушек с передним тормозом, дающая возможность выбора разных вариантов формы намотки лески (прямой конической, обратной конусности или цилиндрической) — в зависимости от количества установленных под шпулю прокладок, дополнительно поставляемых в комплекте. То же, что и WINDING SHAPE ADJUSTMENT.
AIR METAL CONCEPT (скорее всего, это можно перевести как «концепция применения авиационного металла») — обозначение, указывающее, что у катушки изготовлены из магниевого сплава (в среднем — на треть более легкого, чем высококачественные алюминиевые сплавы той же прочности) ротор, корпус и рукоять. Кроме того, модели катушек этой концепции оснащаются легчайшими шпулями (например, из поликарбоната) и деталями передаточного механизма — тоже из легких, но очень прочных современных материалов. В итоге это приносит малую массу катушки в целом, легкость ее хода и чувствительность — при сохранении высокой надежности и достаточной мощности.
AR-B (ANTI-RUST BEARING) — антикоррозионный подшипник. Высококлассное изделие из нержавеющей стали хороших марок. По стоимости в несколько раз дороже обычных шарикоподшипников, но и рабочие характеристики здорово лучше. Разрабатывались специально для рыбалок в водоемах с соленой водой.
BAIL ARM — дужка лесоукладывателя (фото 4 — сплошная дужка).
BAIT RUNNER SYSTEM (а также BITE N’RUN, HIT AND RUN SYSTEM,FREE SPOOL SYSTEM) — система убегающей приманки. Дополнительный механизм для катушек среднего и большого размеров с задним фрикционным тормозом, использующихся для донной или живцовой ловли. Позволяет после заброса с помощью специальной клавиши (FREE SPOOL LEVER) растормаживать шпулю при закрытой дужке лесоукладывателя, но мгновенно вернуть поворотом катушечной ручки исходное, до заброса точно выставленное тормозное усилие, когда запонадобится подсечь и вываживать рыбу. Оснащается кольцом (или верньером) грубой настройки, регулирующим величину стягивающего усилия (фото 6).
BB (BALL BEARING) — просто-напросто шарикоподшипник. В катушке их может быть аж до 15 штук, другой вопрос — какого качества (фото 7).
BRAKE SYSTEM — тормозная (фрикционная) система. То же, что и DRUG SYSTEM.
BUILD-IN-ROLLER, BUILT-IN-ROTOR (встроенный ролик, встроенный в ротор) — система крепления дужки лесоукладывателя с внутренней стороны ротора. Повышает прочность и надежность всего узла и предотвращает попадание лески внутрь механизма катушки. Если дужка крепится снаружи ротора — это обозначается OVERSIZED ROLLER.
CALIBRATED FRONT DRAG KNOB, MICRO PITCH FRONT DRAG — градуированный регулятор переднего фрикционного тормоза, микрошаговая (регулировка) переднего тормоза. Система регулировки тормозного усилия фрикциона большой точности — порядка полусотни и более фиксированных и, главное, помеченных положений на оборот регулятора (фото 8). Важно при ловле тонкими лесками — всегда можно точно выставить требуемое усилие стягивания при смене диаметра лески.
CRBB (CORROSION RESISTANT BALL BEARING) — сопротивляющийся коррозии подшипник. По качеству аналогичен AR-B (см.), но этот шарикоподшипник — закрытого типа, там сепаратор с шариками дополнительно защищен с торцевых сторон манжетными уплотнениями (SHIELD BB, DOUBLE SEALED BB), противодействующими проникновению внутрь подшипника абразивных частиц (фото 9).
DIGIGEAR(сокращение от DIGITALGEARDESIGN- буквально «цифровой (в смысле — компьютерный) расчет передачи»), HYPERGEAR — суперпередача. Так обозначаются зубчатые передачи, изготовленные на станках с цифровым программным обеспечением, где можно добиться максимального пятна контакта ведущей шестерни и бронзового червячного колеса (фото 10), что способствует максимально равномерному распределению нагрузок в передаточном механизме и увеличению тяговых характеристик катушки. Понятно, что зубчатая передача такой трудоемкости (говорят, изготовление ведущей шестерни занимает не менее получаса) делается для катушечных моделей топовых серий.
DOUBLE HANDLE — рукоятка, двойная рукоятка. Двойная рукоятка (фото 11) дает лучшую сбалансированность при вращении, входит составной частью в DYNA BALANCE SYSTEM (см. ниже).
DYNA BALANCE SYSTEM — система динамической балансировки (то же, что иGYRO SPIN BALANCED — отбалансировано во вращении). Эта надпись говорит о том, что изготовителем была проведена сложная операция общей балансировки элементов кинематической схемы безынерционной катушки — от клавиши рукояти до дужки лесоукладывателя, сводящая к минимуму паразитические вибрации и биения в ее узлах, что в итоге обеспечивает мягкую работу механизма.
DIRECT DRIVE HANDLE — рукоятка прямого привода. Эта рукоятка ввинчивается непосредственно в передаточный механизм, в результате чего между рукояткой и механизмом не остается люфта (фото 12).
FIGHTIN’ DRAG — буквально: тормоз для борьбы, т. е. тормоз для вываживания. Дополнительное устройство в заднем тормозе, позволяющее очень быстро, поворотом кольца с рычагом большим пальцем, увеличить (MORE) или ослабить (LESS) тормозное усилие фрикциона при вываживании рыбы (фото 13). В нейтральном же положении (определяется по щелчку) восстанавливается стягивающее усилие, заранее выставленное в зависимости от применяемой лески.
FLOATING SHAFT — плавающий вал. Система передачи движения, когда подшипники размещены по краям главного вала, в итоге подача шпули катушки осуществляется плавно, при этом минимизируется возникновение поперечных люфтов, в итоге увеличивается долговечность механизма.
FLUIDRIVE GEARING SYSTEM — плавнодвижущийся зубчатый механизм. Это значит, что шестерни главной пары передаточного механизма — увеличенного размера, с зубьями специальной формы, к тому же шлифованные и притертые. Все это увеличивает мощность катушки и плавность ее хода.
FRONT (FRONT-MOUNTED)DRUG — передний (спереди расположенный) тормоз. Более удобен для спиннинга.
GEAR RATIO — передаточное число. Определяет, как быстро наматывается леска при вращении рукоятки. Если передаточное число 6:1, то при одном полном обороте рукоятки катушки лесоукладыватель совершает 6 оборотов. Обычно в диапазоне от 3,2:1 (спиннинг) до 6,2: 1 (поплавочная ловля).
HYBRID ALUMINIUM BODY — гибридный алюминиевый корпус. Эта обозначение гибридного соединения алюминия и графитосодержащих синтетических материалов, позволяющее при сохранении необходимой прочности значительно облегчить изделие, в частности — корпус катушки (фото 14).
INFINITE ANTI-REVERSE — сверхчувствительныйантиреверс,INSTANT ANTI-REVERSE — мгновенный антиреверс,SUPER STOPPER — быстрый стопорный механизм. Еще — CONTINUOUS ANTI-REVERSE — антиреверспостоянного действия.
Все это — обозначения систем быстрой блокировки обратного хода катушки в виде обгонной муфты (см. ROLLER BEARING — фото 15), разница между ними — не принципиальная. При включении с помощью специального рычажка практически намертво стопорит обратное вращение ротора у безынерционных катушек, свободное вращение рукоятки исключено. Применение этой системы позволяет поддерживать постоянный контакт с приманкой, а при поклевке рыбы мгновенно сделать подсечку, исключая ударные нагрузки на шестерни передаточного механизма. Иногда в такой системе сочетают обгонную муфту и храповик: если даже подведет муфта, стопор все равно не выйдет из строя.
LINE CAPACITY — лесоемкость шпули. Выражается как в метрах, так и в футах, ft (1 фут = 30,48 см).
LINE/HANDLE TURN — это длина лески, наматываемая при одном обороте рукоятки катушки.
LINE ROLLER — ролик лесоукладывателя.
LINE KEEPER CLIP — клипса для зажима лески (фото 16). Очень удобно для фиксации дальности заброса при, скажем, донной ловле — после забрасывания на нужную дистанцию, в клипсу заводится леска и только потом начинают подматывать.
LONG CAST SPOOL (GYPER CAST, MATCH SPOOL) — шпуля для дальнего заброса.
Конусного профиля удлиненная шпуля, у которой соотношение расстояния между щечками катушки и диаметром переднего бортика — не менее 0,4 (см. фото 1). У шпули данной конструкции верхняя часть намотки находится в опасной зоне «сдергивания», поэтому основное требование при использовании LC — сохранение свободной от лески зоны бортика не менее 2 — 3 мм.
MAIN SHAFT — главный вал передаточного механизма, на котором установлены ротор и шпуля.
MAX. DRAG POWER — максимальное тормозное усилие. Предельно допустимая нагрузка для фрикционного тормоза конкретной катушки.
ONE TOUCH FOLDING HANDLE (одним движением складываемая рукоятка) — у некоторых моделей катушек рукоять складывается в транспортировочное положение при нажатии на кнопку, расположенную у ее основания (фото 17). Обозначается также QUICK SNAP — быстрая защелка.
ONETOUCHSNAPOFFSPOOL — одним движением снимаемая шпуля. Такие шпули, освобождаемые с вала ротора при помощи кнопочного механизма, характерны для катушек с задним тормозом (фото 18).
POSITIVE BAIL, POSITIVE CLICK BAIL — принудительно (т. е. вручную) откидываемая дужка, откидываемая со щелчком. Конструкция возвратного механизма дужки лесоукладывателя. Обеспечивает ее надежную фиксацию, исключающую опасность обрыва лески при забросе.
POWER ROLLER — ведущий ролик (фото 19). То же, что и TWIST BUSTER (фото 20) — уничтожитель перекручивания. Еще — ANTI-TWIST LINE ROLLER. Ролик лесоукладывателя, входящий в систему противозакручивания лески. Это конусный ролик с полусферическим углублением, фиксирующим леску в определенной плоскости, что способствует значительному снижению степени перекручивания лески — до 20 — 40%. Вращается на микрошарикоподшипнике, рассчитан на большие нагрузки. Часто — со стойким антифрикционным и антикоррозионным покрытием, например — из нитрида титана. Требует постоянного ухода: его следует обслуживать (чистить и смазывать) даже чаще, чем всю катушку.
REAR (REAR-MOUNTED)DRUG — задний (сзади расположенный) тормоз. Более удобен для неспиннинговых видов ловли.
REVERSIBLE HANDLE, CONVERTIBLE HANDLE, RIGHT/LEFT HANDLE — переставляемая ручка. Система установки ручки, позволяющая легко расположить ее как с левой стороны катушки, так и с правой.
RB (ROLLER BEARING) — роликовый подшипник. На деле — это не столько подшипник, сколько обгонная муфта, входящая в состав системы стопора обратного хода для ротора. В рыболовных катушках ставится на главном валу.
RCC (ROTOR CAST CONTROL) — контроль ротора при забросе. Во время броска и при открытом положении дужки лесоукладывателя система удерживает ротор в неподвижности — для защиты от самосброса дужки.
LOW OSCILLATION, SUPER SLOW OSCILLATION (SSO) — медленное колебание, сверхмедленное колебание (шпули) — (то же, что и CLOSE WINDING SYSTEM — система плотной намотки,SILENTOSCILLATION- тихое качание). На катушкахс этой системой вертикальную подачу шпули обеспечивает кривошипный механизм с минимальным количеством деталей. В каретке механизма сделан паз специального профиля, который и обеспечивает равномерность возвратно-поступательного движения шпули. Этот простой механизм характеризуется малыми потерями на трение, надежен, практически бесшумен. В то же время он обеспечивает ровную намотку: витки лески укладываются вплотную и параллельно друг к другу, один слой поверх другого, ниже верхнего слоя не остается незаполненного пространства, куда верхний слой лески мог бы попасть. Когда дужка открыта и шпуля разматывается при забросе, леска сходит со шпули беспрепятственно. Катушки с этой функцией поставляются с дополнительными опорными шайбами шпули для оптимизации формы наматывания в зависимости от диаметра лески.
TB (TWIST BUSTER)- см. POWER ROLLER
TRIANGULAR ROTOR — треугольный ротор. Эта конструкция ротора исключает вибрацию при вращении, а также увеличивает жесткость и уменьшает инерционность катушки (см. фото 11).
VARISPEED SYSTEM, 2 SPEED SYSTEM — разноскоростная система, двухскоростная система. Система двухскоростного колебания шпули. Это более совершенный способ укладки лески на шпулю при намотке. Суть его заключается в том, что при вращении ротора возвратно-поступательные движения шпули происходят с различной скоростью. Вперед шпуля движется быстро, а назад медленнее. Это позволяет виткам лески ложиться на шпулю без перехлеста и улучшает размотку при забросе.
WATERPROOFDRAG- влагозащищенный тормоз. Это всего лишь значит, что фрикционные шайбы тормоза выполнены из высококачественного графита.
WEIGHT — масса катушки. Пишется и в единицах СИ, т. е. граммах, и во внесистемных единицах — например, в унциях (Oz), 1 Oz = 28,4 г.
WORM SHAFT SYSTEM — система червячного вала. То, что мы называем «бесконечный винт» (фото 21). Правильное название — винтовая передача с бесконечным винтом. Просто пишется она по-английски так же, как и червячная передача — endless screw. И хотя по сути «червяк» и «бесконечник» — ближайшие родственники, но функционально первый предназначен для обеспечения большого передаточного отношения (аж до 300!) между скрещивающимися валами, и червяк является ведущим элементом, а второй — винтовая передача с небольшим передаточным числом (в нашем деле — до 8), и бесконечный винт — ведомый. Собственно, он-то и способствует тому, что катушечная шпуля при вращении рыболовом рукоятки совершает возвратно-поступательные движения.
Разумеется, от этой детали зависит качество и тип намотки лески. Катушки с «бесконечником» специализируются на так называемой крестообразной намотке, которая является на сегодняшний день наиболее практичной.
Для некоторых фирм и моделей это достигается посредством разности углов захода канавок «бесконечника», и получается, что скорость движения шпули в разных направлениях неодинакова, за счет чего леска ложится на шпулю крест-накрест. Так как витки при такой намотке не цепляются друг за друга, дальность заброса увеличивается, а число случаев запутывания лески (тем более — «плетенки») сокращается.