floortime терапия что это
Консультация для педагогов «Метод Floortime — развитие ребенка с РАС посредством игры»
Мария Ермакова
Консультация для педагогов «Метод Floortime — развитие ребенка с РАС посредством игры»
Настоящая игра — это то, что идёт изнутри ребенка, а не то, что мы пытаемся ему навязать.
Многие психологические и педагогические исследования говорят о том, что в игре ребенок исследует окружающий мир, моделирует его, осваивает житейские правила, человеческие отношения, «примеряет» на себя социальные роли.
Все дети любят играть и получают от этого удовольствие, разница лишь в том, что аутичный ребенок играет по-особенному.
Если же мы говорим о детях с РАС и наблюдаем за игрой аутичного ребенка,мы замечаем некоторые характерные особенности в игре:
— чаще всего аутичный ребенок играет с собственными ощущениями, а точнее, его игра нацелена на аутостимуляцию определенных слуховых, зрительных, тактильных и других ощущений.
Уважаемые коллеги! Давайте еще раз вспомним о признаках РАСи предлагаю вашему вниманию памятку «Возможные признаки аутических расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста».
— ребенок выкладывает длинные ряды из кубиков, группируя их по цвету, или возит машинку, наблюдая, как крутятся ее колеса, или с грохотом скатывает эту машинку с горки.
Действия ребенка с РАС, играя с выбранными предметами могут быть многократно повторяющими!
— ребенок часто играет с неигровыми предметами (крышки от кастрюль, веревочки, инструменты для ремонта, бумажки). Если же ребенок играет с игрушками, то чаще всего это кубики, конструктор, машинки, юла, игрушечные звери, куклы. Ввести в его игру какой-то персонаж, «действующее лицо» довольно сложно;
— в игре чаще всего нет сюжета;
— если сюжет все-таки есть, он бывает очень «свернутым», нет подробностей, деталей;
— самостоятельная игра аутичного ребенка, как правило, стереотипна, однообразна. Ребенок может раз за разом проигрывать одно и то же яркое впечатление.
У него есть свои игры и правила, и они зачастую не понятны нам.
Попробуйте для начала сами понять его правила игры. Это надо делать очень осторожно и терпеливо т. е. мы наблюдаем. Если ребёнок пускает вас в свой мир и ему приятно с вами взаимодействовать, то попытайтесь повторить, то, что он делает. Это поможет вам наладить визуальный и эмоциональный контакт. Он сделает вывод, что вы хотите понять его мир, его правила. Потом попытайтесь внести в его игру что-то новое, но не нарушая его пространство. Например, он выстраивает игрушки в линию, вы на первом этапе копируете его действия. Вы не забираете его игрушки, а берёте такие же и строите всё как у него. Подчеркните этот момент эмоционально (ура, здорово, ты молодец, и я молодец, у нас так всё красиво).
Привести пример для слушателей о детях аутистах, посещающих занятия, которые приносят любимые предметы на «сегодняшний» день.
Понятно, что включаясь в игру аутичного ребенка, преобразуя ее, мы работаем на развитие ребенка, содействуем его эмоциональному росту.
Поэтому, Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию один из методов игровой терапии с детьми с РАС, где на первом месте стоит конечно же развитие личности ребенка через игру.
Метод Floortime» (буквально – «время–в игре проведенное на полу») — вид терапии, основанный на игре, разработанной профессором Стенли Гринспеном в 1979 году. Целью методики «Floortime» является объединение терапевтической и коррекционной среды с игровой, это делает её естественной, теплой и безопасной для ребенка.
Метод Флоортайм – это замаскированная учеба, спрятанная в активной игре.
Все совместные игры с детьми проводятся на полу. Совместная игра помогает ребенку установить лучший контакт с окружающими людьми, что улучшит умение общаться и повысит интерес к другим людям.
Таким образом, следование за инициативой ребенка — главная установка в игре.
Следовать за ребенком – не значит комментировать или просто повторять то, что он делает, это значит входить в контакт и взаимодействовать с ним на базовом уровне его интересов. Взрослый должен создать причину, по которой ребенок захочет с ним играть, поэтому для начала нужно приглядеться к ребенку и выяснить, в чем состоит его истинный интерес.
Я наблюдаю Влад расставляет животных или кубики в ряд, за этим может скрываться общее стремление к созданию порядка, чередования, интервал расстояния между предметами. Влад выстраивает игрушки в ровную линию,я добавляю к его ряду еще один предмет или предлагаю неожиданный вариант: улыбаясь, ставлю игрушку под прямым углом к его линии. В любом случае, у нас зарождается взаимодействие. Когда ребенок увидит, что я не хочу его прерывать или менять что-то в его порядке и правилах, он может выставить в ряд еще одну игрушку, сделать паузу и посмотреть, стану ли я продолжать его игру.
Рассматривайте себя прежде всего как участника игры! Когда ребенок перестанет переживать из-за того, что вы собираетесь прервать его занятие, он пустит вас в свою игру, потому что совместная игра приносит больше удовольствия. Помогайте ребенку делать то, что ему хочется и нравится, но играя по своим правилам т. е. развивая в ребенке другие навыки, усложняя задания.
Основные правила и рекомендации при игре по принципам Floortime
-Начинайте игру с любимых ребенком предметов или действий, даже если это его самостимуляции (карточки, шнурочки, кубики).
-Будьте артистичными в подстройке к ребенку: меняйте тембр голоса, скорость речи и не бойтесь дурачиться и переигрывать. Детям должно быть интересно и весело, и вы тоже должны получать удовольствие от такого взаимодействия!
-Хвалите маленького партнера по игре: рассказывайте о том, как вам нравится с ним играть, какой он милый, приятный, красивый, какие у него симпатичные ручки, ножки, волосы и даже зубки.Обратите внимание: что ваша собственная речь не должна быть сложно построенной, используйте для общения отдельные слова или простые предложения. Все мы уже знаем, что дети с РАС из длинной фразы выберут главные слова в предложении, касаемых действий.
-Поддерживайте постоянный интерес к занятию: используйте привычные предметы необычным способом.
Играя с Богданом в животных, строили вальеры для лошадки из мягких модулей развивающегося разноцветного коврика. Необычные способы-(переверните посуду и постройте башню, сложите из пазл узор на ковре).
-Переносите игру в новое место, даже если комната одна (например под стол, в разные углы).
-Не забывайте об индивидуальных особенностях ребенка – может быть, ему не нравятся громкие звуки, тогда особенное внимание обратите на использование жестов и мимики, приглушив звук своего голоса. Если он чувствителен к прикосновениям, тогда и игры будут без касаний. В этом случае можно воспользоваться игрушкой из кукольного театра, надеваемой на руку. Учитывайте актуальный уровень развития ребенка. Родители часто испытывают разочарование, из-за того что ребенок не играет так, как, по их мнению, должен был бы играть. Если в голову приходит такая мысль, значит, вы пока не следуете за ребенком. Для начала помогите ему делать то, что он хочет, а потом старайтесь вместе с ним «расширять» его действия.
МетодФлортайм использует следующие виды игр:
2. Частично структурированная игра
3. Занятия по развитию сенсорной сферы
4. Занятия по развитию моторики.
Вот некоторые конкретные примеры игр по программе Флоортайм:
-ЧЕРЕЗ ТУННЕЛЬ: покажите ребенку, как катать игрушечную машинку. Сделайте туннель из поставленных рядом рук и попросите ребенка провезти машинку по этой трассе. Или начните убегать, разрушив туннель в самый последний момент, тем самым вовлекая ребенка в догонялки;
-ИГРА В МЯЧ: совместно с ребенком играем в мячик. Помогайте катать мячик по полу, бросать мячик в корзину или перебрасывать его друг другу, Толкайте мячик одновременно – с разной скоростью, отбиванием о пол с хлопками на внимание. Сбивание кеглей по очереди.
-СТРОИТЕЛЬ: работая по очереди, строим башню из кубиков или кирпичиков. Стараемся поднять свое сооружение как можно выше. Это занятие поможет ребенку усвоить идею очередности и необходимости ждать своего хода. Стройте дома, дорожки из конструктора – для героев сценки. Здесь на выручку фантазии приходят сказки «Теремок» и «Три поросенка» «Заюшкина избушка».
Воздвигайте высокий забор между двумя персонажами в игре. Создавайте убежище для фигурок, которые прячутся друг от друга (высокий, низкий).
Сделайте несколько вольеров для зверей — с классическими целями «друзья собираются вместе», «поход в гости», «накормить зверушку».
-ТАНЦЫ: включите любимые песни ребенка и танцуйте по комнате. Имитируйте движения ребенка и поощряйте его к повторению за вами. Предлагайте движения животных (лиса, медведь, заяц).
-РЕЛЬЕФНАЯ ХОДЬБА: вырезаем квадратики из разных материалов – ткани, фольги, пластика с пупырышками (обертки для бытовой техники). Раскладываем их по полу и просим ребенка пройти по такой дорожке. Ребенок испытывает новые ощущения и развивает крупную моторику.
-ПАЗЛЫ: вместе с ребенком ставим на место детали головоломки. Стремимся к тому, чтобы делать это по очереди.
-СОРТИРОВКА ПО ЦВЕТАМ: помогите ребенку сортировать разноцветные игрушки и карандаши,прищепки.
-РАЗНОЦВЕТНАЯ ДОРОЖКА: На белом ватмане с помощью пальчиковых красок сделайте следы ножек с разным направлением и прыжками наступайте на следы, как нарисовано на дорожке (тот же самый –вариант для ручек).
Из примеров легко понять, как достигается эмоциональный контакт и совместное внимание.
Два основных фактора эффективности методики:
1. Исходные возможности ребенка
2. Степень вовлеченности взрослого.
Чего вы можете добиться, применив эту методику?
— Эмоциональный контакт с ребенком
-Взаимодействия в диалоге
— Удовольствие от общения
— Гармонизация сенсорной сферы
— Развитие коммуникации (речевой и альтернативной)
-Понимание и управление личными эмоциями
— Умение решать социальные задачи в необычной ситуации
— Умение идти на компромисс
— Развитие разных видов мышления (логического, абстрактного и эмоционального)
— Развитие самосознания и самооценки
— Формирование мотивов к обучению и общению и системы ценностей
Преимущества подхода Флоортайм:
-возможность раннего начала коррекционных занятий с помощью игры.
-возможность обучения родителей основным идеям и ключевым моментам игровых занятий для осуществления их дома.
-объединение коррекционной среды с естественной и безопасной, где ребенок почувствует себя свободно и непринужденно.
Метод Floortime – это процесс, а любой процесс длится во времени. Именно в процессе игры есть возможность получить положительный результат в общем развитии ребенка.
Подводя итог отмечу, что коррекционная работа с аутичным ребенком не может обойтись без игры.
А в игре легче научиться понимать, принимать и признавать детей с особенностями.
FLOORTIME (ФЛОРТАЙМ) — что это такое?
Переоценить роль своевременной и профессиональной помощи в развитии речи невозможно. А в случае, если у ребенка имеются трудности в психическом или речевом развитии, поведенческие проблемы, школьные затруднения, помощь грамотных специалистов просто необходима.
В специализированном центре «Логолендия» работают квалифицированные специалисты, понимающие, как важно вовремя и грамотно помочь каждому ребенку, поэтому постоянно работают над повышением своей квалификации, усовершенствованием своих профессиональных навыков и умений, учатся у лучших наставников.
Коррекционный психолог Мария Попова и нейропсихолог Ирина Тучина стали одними из первых, кто прошел обучение подходу DIR Floortime и имеют соответствующие сертификаты. Все занятия проходят в соответствии с ключевыми принципами DIR Floortime.
FLOORTIME (ФЛОРТАЙМ) — ЧТО ЭТО ТАКОЕ? НОВОМОДНОЕ СЛОВО ИЛИ ДЕЙСТВЕННЫЙ ПОДХОД В ТЕРАПИИ?
Стратегия занятий с детьми с расстройством аутистического спектра (и не только) под названием «Флортайм» (англ. «Floortime», букв. «время, проведенное во взаимодействии на уровне собеседника») была предложена доктором Стенли Гринспеном в 1979 году. Стенли Гринспен – крупнейший в мире специалист в области изучения и коррекции аутизма. Он был признанным авторитетом в сфере клинической работы с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими когнитивные и эмоциональные нарушения развития. Доктор Стенли Гринспен является автором более 40 книг, переведенных более чем на двенадцать языков; его статьи печатаются ведущими СМИ всего мира.
Методика Floortime® — это один из компонентов комплексной программы помощи, основанной на концепции DIR®. И преимущество этого метода состоит в том, что ЭТО СТРОГО НАУЧНЫЙ ПОДХОД, основанный на современных знаниях о том, как происходит развитие человека.
Цель концепции DIR® (прим. переводчика – Developmental — развивающая, Individual differences – учитывающая индивидуальные особенности, Relationship-based – основанная на построении отношений) — создание ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ помощи, учитывающей уровень развития ребенка, его индивидуальные особенности восприятия, моторики, эмоциональной сферы и когнитивных функций, его сильные и слабые стороны, особенности семьи и взаимоотношений в ней.
В такую программу, к примеру, будут входить и занятия со специалистами (логопед, дефектолог, психолог, эрготерапевт, инструктор по адаптивной физкультуре и др.), и специально организованная деятельность (по обучению определённым навыкам), и собственно, непосредственно занятия по Floortime®.
Floortime – это центральный элемент концепции DIR. У Floortime есть две основные задачи:
1. Следовать за ребенком или использовать его естественные интересы.
2. Ввести ребенка в наш мир. При чем, важно, чтобы ребенок сам захотел быть в одном мире с нами.
Floortime – это процесс, в ходе которого Вы с ребенком постоянно чему-то учитесь. Следовать за ребенком – не значит комментировать или просто повторять то, что он делает, это значит входить в контакт и взаимодействовать с ним на базовом уровне его интересов. Создать причину, по которой ребенок захочет с Вами играть, поэтому для начала нужно приглядеться к нему и выяснить, в чем состоит его истинный интерес. Например, если ребенок выкладывает игрушки в ряд, за этим может скрываться общее стремление к созданию порядка, шаблона или композиции. Если он выстраивает игрушки в ровную линию, Вы можете добавить к его ряду еще одну игрушку или предложить неожиданный вариант – улыбаясь, поставить игрушку под прямым углом к его линии. В любом случае у Вас может зародиться взаимодействие. Когда ребенок увидит, что Вы не хотите его прерывать или менять что-то в его порядке и правилах, он может выставить в ряд еще одну игрушку, сделать паузу и посмотреть, станете ли Вы продолжать его игру. Рассматривайте себя прежде всего как участника игры! Когда ребенок перестанет переживать из-за того, что Вы собираетесь прервать его занятие, он пустит Вас в свою игру, потому что совместная игра приносит больше удовольствия. Помогайте ребенку делать то, что ему хочется и нравится
Основные правила игры по принципам FLOORTIME.
Чем легче и дружественнее атмосфера, тем проще вам будет внедрить в нее элементы новых навыков. Не забывайте об индивидуальных особенностях ребенка – может быть ему не нравятся громкие звуки, тогда особенное внимание обратите на использование жестов и мимики, приглушив звук своего голоса. Или он чувствителен к прикосновениям – тогда и игры будут без непосредственных соприкосновений. В этом случае можно воспользоваться игрушкой, надеваемой на руку.
Идея терапии состоит в том, чтобы она была естественной, а среда теплой и безопасной для ребенка, и тогда он будет чувствовать себя непринужденно, весело и спокойно.
Записаться на занятие к специалистам можно по телефону 8 (495) 135 3788!
Флортайм: как через игру развивать ребенка с РАС
Стратегия занятий с детьми с РАС под названием «Флортайм» (англ. «Floortime», букв. «время, проведенное в игре на полу») была предложена доктором Стенли Гринспеном в 1979 году.
Развитие личности ребенка – на первом месте
Виды игр в рамках Флортайм
Флортайм использует следующие виды игр:
Вот конкретные примеры игр по программе Флортайм:
Из примеров легко понять, как достигается эмоциональный контакт и совместное внимание. В самом начале вы можете использовать любимые игрушки малыша или простые логические игры (сортер, пирамида, конструктор), тем более, если ребенок любит такую активность.
Однако важно не останавливаться на логическом этапе игры. Подключайте совместное выполнение действий и эмоциональное наполнение ради главной цели – контакта и взаимодействия с вами, игровым партнером.
Например, несколько примеров для любителей конструктора:
Основная идея Флортайм: игрой руководит ребенок, а вы присоединяетесь к нему. Родители лишь помогают расширить игровые рамки и привить новые навыки.
В рамках Флортайм можно постепенно подталкивать ребенка к более сложным играм, требующим взаимодействия со взрослым:
Развитие крупной и мелкой моторики:
Секреты успеха
Начинайте игру с любимых предметов, даже если это неодушевленные сортеры или кубики.
Артистичность с подстройкой под малыша: меняйте тембр голоса, скорость речи и не бойтесь дурачиться и переигрывать. Малышу должно быть интересно!
Хвалите маленького партнера по игре: как вам нравится с ним играть, какой он милый, приятный, красивый, какие у него симпатичные ручки, ножки, волосы и даже зубки.
Поддерживайте постоянный интерес к занятию: используйте привычные предметы необычным способом (переверните посуду и постройте башню, сделайте из кастрюли шалаш для куколки, оденьте миску как шляпу, нарисуйте цветок помадой на щеке).
Используйте много ярких жестов и выразительную мимику, особенно с неговорящими детьми.
Накрасьте яркую помаду на губы и следите за чёткой артикуляцией, когда обращаетесь к ребенку.
Делайте игру костюмированной, даже если элементы перевоплощения касаются только вас.
Переносите игру в новое место: на прогулку в парк, из комнаты в комнату, сев на разложенный диван.
Чем легче и дружественнее атмосфера, тем проще вам будет внедрить в нее элементы новых навыков.
Флортайм – это замаскированная учеба, спрятанная в активной игре.
Результаты Флортайм
Два основных фактора эффективности методики:
Базовые принципы методики Floortime 4007
Гомозова Е.С.
логопед-дефектолог, эксперт и преподаватель DIR/Floortime, АНО дополнительного образования Коррекционно-Развивающий Центр, Москва, Россия
e-mail: 79853555000@ya.ru
Базовые принципы методики Floortime
АНО ДО «Коррекционно-Развивающий Центр»,
г. Ивантеевка, Россия.
Ключевые слова: методика Floortime, эмоциональное развитие, взаимодействие, игра, расстройства аутистического спектра.
Гомозова Елена Сергеевна, логопед-дефектолог, эксперт и преподаватель DIR/Floortime (институт ICDL, USA), учредитель Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Коррекционно-Развивающий Центр», г. Ивантеевка, Россия. E-mail: 79853555000@ya.ru
DIR/Floortime – это распространенная система помощи детям с расстройствами аутистического спектра, разработанная профессором Стенли Гринспеном в 1979 году. Стенли Гринспен (1941-2010 г.г.) – крупнейший в мире специалист в области изучения и коррекции аутизма, признанный авторитет в сфере клинической работы с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими когнитивные и эмоциональные нарушения развития. Методика Floortime (Флортайм) успешно применяется в работе с детьми раннего возраста, с подростками и взрослыми людьми.
Следует подчеркнуть, что Floortime отводит родителям ребенка с РАС важнейшую роль, в отличие от других программ, которые делают упор на вмешательство профессионалов.
Идея терапии по методике Floortime состоит в том, чтобы взаимодействие ребенка и взрослого было естественным, а среда эмоционально теплой и безопасной для ребенка, и тогда он будет чувствовать себя непринужденно, весело и спокойно. Игрой руководит ребенок, а взрослые присоединяются к нему. Родители лишь помогают расширить игровые рамки и привить новые навыки. Также одним из преимуществ этого подхода является то, что самые близкие для ребенка люди – родители могут обучиться основным правилам и ключевым моментам терапии для осуществления ее дома.
Что такое DIR/Floortime? DIR – это концепция системы ранней помощи детям с нарушениями. Аббревиатура DIR (см. рис. 1) составлена из первых букв понятий, означающих построение отношений с учетом уровня функционального эмоционального развития и индивидуальных особенностей (ребенка, семьи, окружения и терапистов).
Рисунок 1. Модель DIR/Floortime.
I (Individual Differences) – индивидуальные особенности ребенка. Это подробная информация о ребенке. Специалистами принимаются во внимание: особенности ЦНС, медицинские данные, история семьи, особенности всех членов семьи и их взаимоотношения, семейные ритуалы и традиции, сенсорный профиль семьи и ребенка, его привычки (что любит и не любит). Очень важно понимать, как живет ребенок, и что его окружает. Эти данные учитываются при составлении индивидуальной программы DIR/Floortime.
R (Relationship-Based) – построение отношений, развитие отношений с ребенком. Это все те отношения, которые необходимы для эмоционального развития ребенка. В первую очередь с мамой и папой (воспитателями), потом со специалистами и окружающими людьми. Это то, ради чего строится вся программа DIR/Floortime.
Следует пояснить, что в концепции DIR рассматриваются шесть основных и три дополнительных уровня функционального эмоционального развития (D). При нормальном развитии ребенок осваивает шесть главных уровней к 3-4 годам, это фундамент для последующего развития. У детей с аутизмом или иными проблемами в развитии освоение этих уровней может занять больше времени. Иногда ребенок может освоить какой-то уровень эмоционального развития лишь частично, при этом эмоциональное развитие может продолжиться, но с какими-либо ограничениями.
На рис. 2 представлены ступени (уровни) эмоционального функционального развития ребенка (D).
Рисунок 2. Ступени эмоционального функционального развития.
Рассмотрим основные, с 1 по 6, ступени эмоционального функционального развития.
1. Саморегуляция и со-регуляция; интерес к окружающему миру. Ребенок учится передавать во внешний мир эмоции от своих ощущений (от боли в животе, мокрой пеленки, голода). Когда способности на этой ступени освоены, ребенок в норме находится в состоянии спокойного внимания, способен смотреть и слушать, фокусировать внимание на том же, на чем и взрослый, может активно впитывать информацию из общения со взрослым и интересоваться окружающим миром, используя все свои чувства для восприятия мира, реагируя на мать и близких (на прикосновения, голос, запах, лицо). В этом возрасте ребенок может реагировать эмоционально (проявляет первичные эмоции: удовольствие – неудовольствие).
2. Вовлечение и общение: способность вступать в отношения и контакт, «влюбленность в мир». Ребенок все сильнее привязывается и все больше интересуется определенными людьми. Отличает тех, кто за ним ухаживает, ото всех остальных. Радуется при появлении близкого человека. Есть желание вступать в отношения и поддерживать общение. Различает и реагирует на интонации и тон голоса, оттенки в выражении лица.
3. Двусторонняя целевая коммуникация (взаимность): способность инициировать коммуникацию и эмоциональные сигналы. Дети, которые освоили способности на данной ступени, могут преобразовывать эмоции в коммуникативные сигналы. Ребенок зовет взрослого не только из-за дискомфорта, но и чтобы пообщаться. Он бросает соску не только, чтобы услышать звук или посмотреть на то, как она будет падать, но чтобы взрослый поднял и вернул ее. Возникают коммуникативные циклы. Зарождается логика и чувство реальности. К 8 месяцам ребенок может участвовать в таком взаимодействии, где присутствуют причинно-следственные связи. В этот период происходит разделение «Я – не Я».
4. Сложная коммуникация и совместное решение социальных задач. Ребенок осваивает двустороннюю коммуникацию для решения возникающих проблем. Расширяются цепочки коммуникативного цикла, появляется совместная со взрослым игра. Формируется способность к решению социальных задач. Ребенок уже может регулировать настроение и поведение. Он учится управлять сильными чувствами с помощью эмоциональных знаков или переговоров со взрослыми. Формируется раннее самосознание. Ребенок уже может выразить множество различных чувств и желаний. Осваивает разнообразные свойства физического мира (если сделать это, то произойдет вот это, если нажать на кнопку, то телевизор включится). Ребенок различает одобрение и неодобрение, согласие и отказ. Уже проявляется способность к считыванию знаков, которыми обмениваются люди, и к улавливанию эмоциональных намеков еще до произнесения слов. Появляется интеграция опыта: «плохой – хороший», «ласковая мама» и «сердитая мама». На этой ступени эмоционального развития дети учатся ждать желаемого, уже умеют переключать внимание.
5. Использование символов и создание эмоционально значимых идей. Образы приобретают смысл в процессе связанных с ними эмоциональных переживаний и обменов сигналами, у ребенка появляется способность говорить. Крик и плач могут заменить «не хочу!», «дай». Мышление символами приводит к развитию речи. Ребенок начинает играть и придумывать игры (события в игре могут быть реальными и воображаемыми).
6. Построение логических мостов и связь между отдельными идеями. Способность логически связывать символы. Ребенок может задавать и отвечать на вопросы, способен логически связывать понятия. Логически связывать свои идеи с идеей другого человека. Развивается логическое мышление (умение спорить, аргументировать, решать задачи) и символическая игра.
Floortime – это ведущая (не единственная) методика концепции DIR.
Цель программы DIR/Floortime – продвижение ребенка вверх по лестнице развития. Специалисты DIR/Floortime преследуют две основные задачи:
— Следовать за ребенком и использовать его естественные интересы.
— Ввести ребенка в мир. Причем, важно, чтобы ребенок сам захотел быть в одном мире со взрослыми.
Floortime – это процесс, в ходе которого взрослый с ребенком постоянно чему-то учатся.
Применение методики Floortime дает также возможность решать следующие задачи:
— Установление и укрепление эмоционального контакта с малышом, достижение взаимного удовольствия от общения, понимание и управление ребенком личными эмоциями.
— Установление взаимодействия взрослого и ребенка в диалоге.
— Формирование и улучшение у ребенка навыков саморегуляции.
— Гармонизация сенсорной сферы ребенка.
— Формирование и развитие навыков коммуникации (речевой и альтернативной).
— Обучение ребенка умению решать социальные задачи в необычной ситуации.
— Обучение ребенка умению идти на компромисс.
— Развитие у ребенка разных видов мышления (логического, абстрактного и эмоционального).
— Развитие у ребенка самосознания и навыков самооценки.
— Формирование мотивов к обучению и общению.
— Формирование у ребенка основы системы ценностей.
— Построение основ Я-концепции ребенка.
Floortime реализуется в работе с обычными детьми и в работе с детьми, имеющими:
— проблемы в развитии, (дефицит внимания, гиперактивность),
— трудности адаптации и социализации,
— поведенческие трудности (агрессию, страхи, тревожность).
Условия применения методики Floortime
Следовать за ребенком – не значит комментировать или просто повторять то, что он делает, это значит входить в контакт и взаимодействовать с ним на базовом уровне его интересов. Взрослый должен создать причину, по которой ребенок захочет с ним играть, поэтому для начала нужно приглядеться к ребенку и выяснить, в чем состоит его истинный интерес.
Если ребенок выкладывает игрушки в ряд, за этим может скрываться общее стремление к созданию порядка, шаблона или композиции. Если он выстраивает игрушки в ровную линию, вы можете добавить к его ряду еще одну игрушку или предложить неожиданный вариант: улыбаясь, поставить игрушку под прямым углом к его линии. В любом случае, у вас может зародиться взаимодействие. Когда ребенок увидит, что вы не хотите его прерывать или менять что-то в его порядке и правилах, он может выставить в ряд еще одну игрушку, сделать паузу и посмотреть, станете ли вы продолжать его игру. Рассматривайте себя прежде всего как участника игры! Когда ребенок перестанет переживать из-за того, что вы собираетесь прервать его занятие, он пустит вас в свою игру, потому что совместная игра приносит больше удовольствия. Помогайте ребенку делать то, что ему хочется и нравится.
Основные правила и рекомендации при игре по принципам Floortime
Начинайте игру с любимых ребенком предметов или действий, даже если это неодушевленные сортеры или кубики, даже если это его самостимуляции.
Будьте артистичными в подстройке к малышу: меняйте тембр голоса, скорость речи и не бойтесь дурачиться и переигрывать. Малышу должно быть интересно и весело, и вы тоже должны получать удовольствие от такого взаимодействия!
Хвалите маленького партнера по игре: рассказывайте о том, как вам нравится с ним играть, какой он милый, приятный, красивый, какие у него симпатичные ручки, ножки, волосы и даже зубки. Обратите внимание: если ребенок не говорит или только начал осваивать речь, то ваша собственная речь не должна быть сложно построенной, используйте для общения отдельные слова или простые предложения.
Поддерживайте постоянный интерес к занятию: используйте привычные предметы необычным способом (переверните посуду и постройте башню, сделайте из кастрюли шалаш для куколки, наденьте миску как шляпу, помадой на щеке нарисуйте цветок).
Используйте много «ярких» жестов и выразительную мимику, особенно с неговорящими детьми. Делайте игру костюмированной, даже если элементы перевоплощения касаются только вас. Переносите игру в новое место: из комнаты в комнату, на разложенный диван, на прогулку в парк.
Не забывайте об индивидуальных особенностях ребенка – может быть, ему не нравятся громкие звуки, тогда особенное внимание обратите на использование жестов и мимики, приглушив звук своего голоса. Если он чувствителен к прикосновениям, тогда и игры будут без касаний. В этом случае можно воспользоваться игрушкой, надеваемой на руку. Учитывайте актуальный уровень развития ребенка. Родители часто испытывают разочарование, из-за того что ребенок не играет так, как, по их мнению, должен был бы играть. Если вам в голову приходит такая мысль, значит, вы пока не следуете за своим ребенком. Для начала помогите ему делать то, что он хочет, а потом старайтесь вместе с ним «расширять» его действия.
Если малыш играет с животным и неожиданно начинает двигаться, не спешите, проверьте, может быть, ему захочется, чтобы рядом были другие животные, и вы сами не заметите, как начнете уже вместе формировать стаю или кормить их. Не думайте о том, что делать дальше, а заботьтесь о том, чтобы оставаться в игре, которую придумал ваш ребенок, – это очень важно для углубления и расширения его интересов или занятий.
Чем «легче» и дружественнее атмосфера, тем проще вам будет внедрить в нее элементы новых навыков.
В завершение хочу отметить: если перед родителями или специалистами стоит задача получения быстрых результатов, то методика Floortime не будет способствовать достижению этих целей. Floortime – это прежде всего процесс. Любой процесс длится во времени. Но именно в процессе есть возможность получить стойкий результат.
1. Гринспен С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / С. Гринспен, С. Уидер. М.: Теревинф, 2013. 512 с.
2. Гринспен С., Сэлмон Ж. Ребенок-тиран: Как найти подход к детям пяти «трудных» типов. М.: Ломоносовъ, 2010. 464 с.
1. Greenspan S., Wieder S. Na ty s autizmom: ispol’zovanie metodiki Floortime dlya razvitiya otnoshenii, obshcheniya i myshleniya [Engaging Autism: Using the Floortime Approach to Help Children Relate, Communicate, and Think (A Merloyd Lawrence Book)] Moscow: Publ. Terevinf, 2013. 512 p.
2. Greenspan S., Salmon J. Rebenok-tiran: Kak naiti podkhod k detyam pyati «trudnykh» tipov [The Challenging Child: Understanding, Raising, and Enjoying the Five «Difficult» Types of Children]. Moscow: Publ. «Lomonosov», 2010. 464 p.