fashion industry что это
Ресайклинг, блокчейн, метавселенная: что ждет индустрию моды в 2022 году
Fashion-рынок начинает восстанавливаться
После двух лет кризиса сектор начинает постепенно приходить в себя. В первую очередь это касается стран с высоким уровнем вакцинации. Рынок моды в Китае уже достиг доковидного уровня продаж. В США к концу 2021 года продажи могут даже вырасти на 5–10% по сравнению с 2019 годом (правда, речь идет о товарах, не относящихся к сегменту люкса). Чуть медленнее восстанавливается европейский рынок: авторы доклада ожидают, что к концу 2021 года продажи будут на 10–15% ниже уровня 2019 года.
В числе причин, которые способствуют росту модной экономики — так называемый «шопинг-реванш» (revenge buying). После затяжного кризиса, самоизоляции и удаленной работы люди готовы тратить на гардероб больше, чем когда-либо. Так, 43% потребителей в США отметили, что планируют в 2021 году увеличить траты на свой гардероб — в первую очередь на одежду для работы и праздничные наряды. Во всем мире число поисковых запросов на тему нарядов для особых случаев — таких как свадьба или вечер встречи выпускников — в 2021 году выросло на 200% по сравнению с предыдущим годом. В то же время спрос на популярные в пандемию категории — одежда для сна, одежда для спорта, нижнее белье — замедлился.
Проблемы с поставками не исчезнут
Из-за всеобщего локдауна и закрытых границ цепочки поставок оказались разрушены. Ситуация остается тяжелой и вряд ли серьезно изменится к лучшему в ближайшее время. Так, 87% опрошенных авторами отчета руководителей компаний в индустрии моды ожидают, что нарушенные цепочки поставок будут негативно влиять на прибыль и в 2022 году. Проблемы, связанные с логистикой, могут усугубиться из-за всплеска спроса, который создаст невиданный перегруз систем перевозок, портов и терминалов. Дополнительное напряжение усиливает то, что покупатели уже приучены к очень быстрой доставке, и задержки негативно сказываются на их удовлетворенности покупкой.
Сложности с поставками объясняются и тем, что модный бизнес зависит от производств, расположенных в развивающихся странах, где уровень вакцинации остается низким, а здравоохранение развито слабо. Кроме того, многие производства находятся в Китае — стране, где действует политика «нулевой терпимости» к COVID-19 и связанные с ней жесткие ограничения.
Доставить грузовой контейнер из Китая в Европу сейчас в шесть раз дороже, чем в начале 2019 года. Сложившаяся ситуация, скорее всего, приведет к росту цен. 67% руководителей в индустрии моды планируют повышение розничных цен в 2022 году, в среднем на 3,2%, но 14% ожидают повышения более чем на 10%.
Ресайклинг становится технологичнее
Производство текстиля требует огромного количества ресурсов: к примеру, в Евросоюзе эта отрасль занимает четвертое место по потреблению первичного сырья и воды. Ко всему прочему, текстильная промышленность использует продукты нефтепереработки для производства синтетических материалов, таких как полиэстер.
Пока перерабатывается или компостируется менее 10% текстиля. Значительная часть переработанных материалов, которые используют модные бренды, производится из ПЭТ-отходов (пластиковых бутылок). Это не решает проблему переработки отходов самой модной индустрии, к тому же бутылки лучше использовать для производства новых бутылок — их можно перерабатывать множество раз, а вот переработать второй раз текстиль гораздо сложнее.
Большинство респондентов опроса, проведенного Business of Fashion и McKinsey, отметили, что важнейшее условие масштабного перехода к замкнутой системе переработки — технологическая зрелость решений для ресайклинга.
Подобные решения уже появляются на рынке. Так, австрийский производитель вискозы Lenzing в партнерстве с перерабатывающей компанией Sodra работают над масштабированием технологии переработки смешанных волокон — к 2025 году они планируют обрабатывать 25 тыс. текстильных отходов ежегодно. Другой завод по переработке текстиля из хлопка и полиэстера, способный обрабатывать 10 тыс. т в год, откроется в конце 2022 года в Австралии. Увеличить масштабы переработки с помощью перехода на автоматизированную сортировку планирует шведская компания Sysav. В 2020 году она открыла первую в мире полностью автоматизированную фабрику, мощность которой позволяет сортировать текстильные отходы в промышленных масштабах — 24 тыс. т в год. А проект Sorting for Circularity работает над цифровой платформой, которая поможет переработчикам текстильных отходов найти подходящий материал у сортировщиков. Этот проект уже поддерживают такие бренды как Adidas, Bestseller и Zalando.
Блокчейн на страже прозрачности
Модный бизнес инвестирует в технологии на основе блокчейна, которые позволяют «зашить» в продукт уникальный идентификатор и другую информацию. Это решает сразу несколько важнейших для индустрии проблем: борьба с контрафактом и возросшие требования к прозрачности всей цепочки поставок.
Так, компания Eon, специализирующаяся на интернете вещей, создает «цифровые двойники» для физических товаров. Они содержат информацию, которая может обновляться в режиме реального времени — например, подробные сведения о происхождении продукта. В числе компаний, который используют платформу Eon — YOOX Net-a-Porter Group и Pangaia.
Цифровые паспорта также могут применяться в быстрорастущей индустрии ресейла — с их помощью можно подтвердить подлинность брендовых товаров. А детальная информация о составе вещи облегчит переработку. Физические бирки часто отрывают, после чего узнать состав вещи значительно сложнее. Цифровые метки помогут решить эту проблему.
Виртуальная мода становится все популярнее
Люди по всему миру проводят все больше времени онлайн — пандемия только усилила этот тренд. В 2020 году экранное время для представителей поколения Z составило в среднем 8 часов в день. Бренды активно ищут способы взаимодействовать с аудиторией, для которой виртуальная реальность не менее важна, чем физический мир.
Один из заметных трендов — коллаборации модных брендов с игровой индустрией. Примеров множество: коллекция виртуальной одежды от Gucci в Pokemon Go, партнерство Balenciaga с Epic Games, результатом которого стала коллекция виртуальных нарядов для персонажей игры Fortnite.
Цифровизация моды, впрочем, выходит за пределы игровой индустрии. Технологии дополненной реальности позволяют, например, презентовать новые коллекции в виртуальных шоурумах или на виртуальных подиумах, «примерять» вещи прямо в приложении на смартфоне. Кроме того, бренды все чаще выпускают продукты, которые существуют исключительно в виртуальной реальности. Интерес к «цифровому люксу» растет вместе с популярностью технологии NFT, которая подтверждает уникальность виртуального предмета. С NFT уже экспериментируют Louis Vuitton, Burberry, Dolce & Gabbana, онлайн-маркетплейс Farfetch.
Из-за роста популярности виртуальной моды и онлайн-шопинга модные бренды получают доступ к данным пользователей и все чаще будут сталкиваться с кибератаками. Цифровая безопасность — один из приоритетов модной индустрии на ближайшее время. Так, 61% опрошенных авторами отчета руководителей компаний в сфере моды отметили, что уделяют больше внимания кибербезопасности в 2021 году по сравнению с предыдущим.
Fashion‑стартап с нуля: инструкция для начинающих предпринимателей
Fashion-индустрия на протяжении многих лет остается очень привлекательной сферой. Молодые люди горят желанием создавать собственные коллекции или стремятся приобщиться к fashion другими способами — через журналистику и маркетинг, фотографию и менеджмент. В Instagram появляется все больше магазинов начинающих дизайнеров, и у многих складывается мнение, что fashion-индустрия — это просто и весело.
На самом деле мода в России — непростой сегмент, требующий от предпринимателя отличного знания рынка, широкую сеть контактов, а также понимания законов индустрии. Fashion — один из самых высококонкурентных рынков, и барьеры входа сюда, на первый взгляд кажущиеся низкими, на самом деле невероятно высоки. Но если у вас есть вдохновение, огромное желание реализовать себя и силы идти к своей цели, смело пробуйте! Вот несколько правил для новичков.
Определитесь с продуктом
Подумайте, в каком сегменте вы планируете развивать бренд: обувь, одежда или аксессуары. Выбирайте сердцем: то, что вызывает у вас большее вдохновение и желание работать, имеет больше перспектив стать прибыльным предприятием. Здесь не должно быть никакого бизнес-расчета либо градации по уровню сложности (к примеру, неверно думать, что сумками заниматься легче, чем обувью и т.д.). Крайне важно понимание своей аудитории и осознание того, что сейчас модно и популярно — неважно, работает ли вы с сумками, аксессуарами, обувью или выпускаете линейки одежды.
Подготовьте документы для регистрации бизнеса и откройте расчетный счет в одном месте
Нарисуйте портрет своего покупателя
Весь fashion-бизнес завязан на целевой аудитории: модельный ряд, каналы сбыта, маркетинговая политика, tone of voice бренда. Чтобы ваш товар не пылился на полках, изучайте потребности, проблемы и боли своей аудитории и убедите их, что ваш товар полностью их решит.
Например, если ваша аудитория — люди старше 40-45 лет, а продажу продукции вы планируете в регионах, то даже нет смысла вкладываться в онлайн-ритейл, развивать интернет-магазин и планировать масштабную виртуальную кампанию, предпочтение следует отдать классической рознице. Запуская на рынок наш бренд Sabellino, мы ориентировались на молодых активных девушек 20-25 лет, поэтому старались создавать обувь по последним мировым трендам, сделать товар ярким и привлекательным, но при этом практичным, работать в среднем ценовом сегменте и делать ставку на развитие сайта и продажи через онлайн-гипермаркеты типа Lamoda и Wildberries.
Изучите рынок и технологию
Всем начинающим предпринимателям было бы полезно получить профильное образование — технологическое или бизнесовое. Если у вас небольшая компания, где основатель по специальности технолог обувного производства, отлично, одна важная компетенция уже автоматически есть. Здесь можно экономить. А если у вас проект с многомиллионными инвестициями, то было бы неплохо иметь за плечами бизнес-школу, так как весь остальной персонал можно нанять.
Без знаний технологии выход на рынок может быть рискованным.
Десять лет назад, когда мы начинали работать с Китаем, в нас была непоколебимая уверенность в себе и собственной экспертизе. Поэтому мы даже не стали тратить деньги и время на поиск квалифицированного технолога. Результаты не заставили себя долго ждать: первая же приехавшая из Поднебесной партия сумок была неверно спроектирована. Продавать такой товар было невозможно, а предоплату, естественно, производитель возвращать не стал, так как технически все договоренности были соблюдены.
Обратный пример — выход на рынок сети обувных магазинов Kari, которая изначально ставила перед собой цель агрессивной экспансии на рынок. Сеть открывала магазины рядом со своим прямым конкурентом «ЦентрОбувью». Конечно, реализация такой стратегии не могла быть возможна без колоссального опыта в ритейле. Владелец Kari, бизнесмен Игорь Яковлев, с 1994 по 2011 годы владел другим крупным ритейлером — «Эльдорадо».
Сформируйте команду
На первом этапе развития бизнеса в штате вам необходимы три роли: продавец, дизайнер и финансист. Очень часто основатель совмещает в себе все три этих навыка до тех пор, пока компания не наберет обороты. В качестве продавца он лично занимается общением с целевой аудиторией, выявлением ее потребностей и ожиданий, адаптацией продукта под запрос своих клиентов и непосредственно продажей конечного продукта. А в качестве дизайнера креативит, создает коллекции и рисует эскизы. Так обычно начинают все молодые дизайнеры, у которых них нет спонсоров или инвесторов. Все остальные роли в компании вполне можно отдать на аутсорс: снять пошивочный цех, найти удаленных маркетологов, бухгалтеров, юристов.
Выберите партнера по производству
Поиск производства — отдельный и очень важный этап в создании бренда. Если вы планируете выход на масс-маркет и работу с большими партиями товара, начинать поиски лучше всего за рубежом, а именно в Китае или во Вьетнаме. Во-первых, потому что на сегодняшний день дешевле этих стран вам никто не отошьет, но только если вы «заходите» с хорошими объемами. Во-вторых, технологии на фабриках Поднебесной давно шагнули вперед. Если раньше производить товар в Китае все стремились из-за крайней дешевизны работ, то сегодня умеренными ценами на свои услуги уже никого не удивишь. Китайцы это поняли и сделали ставку на развитие технологий и качества конечной продукции, чтобы удерживать своих заказчиков. Сегодня лазеры, автоматические швейные машинки и принтеры заменяют сотни рабочих на китайских заводах, даже дизайн моделей там проектируется с помощью IT-технологий. Плюс китайские производители научились быстро реагировать на внешние события, анализировать их и прогнозировать спрос западных стран в ближайшем будущем.
Если вы хотите отшить линию одежды, хорошее производство можно найти и в России. Самое главное опять же — идти на производство с хорошими объемами.
Шьете вы одну вещь или десять — цена будет не сильно отличаться, а вот если вы отшиваете 100-1000 единиц, итоговая стоимость заметно снизится. Если при этом еще есть желание отличаться от представленных на рынке конкурентов, лучше закупать импортное сырье: в Италии, Франции, Китае, Турции, возможно, в Индии.
А вот производство обуви и сумок в России, к сожалению, оставляет желать лучшего, здесь нет ни достойных материалов, ни качественного производства.
Наладьте каналы сбыта
По статистике, 93% всех продаж на fashion-рынке происходят в офлайн. Но это не значит, что компания должна сосредоточиться только на этом канале, забыв все остальное. Современная конкурентная среда требует от бизнеса омниканальности, то есть взаимодействия со своими клиентами всеми доступными способами: через сайт, магазин, социальные сети.
Открытие и развитие собственной розничной сети — процесс, требующий больших инвестиций, знакомств и опыта ведения переговоров, особенно в крупных городах. Для примера: бюджет на аренду магазина в 50 кв. м на два месяца, его ремонт, закупку необходимого оборудования составит 2 млн руб. Запуск пяти торговых точек — это уже 10 млн. Добавьте сюда еще зарплату персоналу и обеспечение магазинов товарным запасом. Вложиться придется и в собственное продвижение: арендаторы обычно акцентируют внимание на более крупных, продаваемых и «трафикообразующих» брендах, поскольку это для них выгоднее.
Кроме собственной дистрибьюции можно попробовать выйти в В2В-формат — например, через мультибрендовые магазины. Здесь самое важное заранее убедиться, что ваша целевая аудитория совпадает с аудиторией продавца. Иногда проблемы могут возникнуть с байером посредника: именно он обычно занимается подбором вещей и нужных моделей, но отношение к молодому бренду не всегда бывает внимательным. В итоге, в конце сезона вы можете получить свой товар с частичной или полной потерей товарного вида. Самый негативный из возможных сценариев — кризис неплатежей, вызванный задержками или невыплатами дистрибьютора за ваш проданный товар. В итоге вы остаетесь и без товара, и без денег.
В онлайне B2B-продажи через специализированные маркетплейсы типа Lamoda и Wildberries проходят менее проблематично. Однако и здесь есть свои риски — и прежде всего, вероятность «потеряться» среди конкурентов. Покупатели онлайн-магазина могут просто-напросто не обратить внимание на молодой бренд. Поэтому особенно важно разработать грамотную маркетинговую стратегию бренда, чтобы из всего многообразия товаров клиент выбирал именно ваш.
Разработка хорошего интернет-магазина – еще одна большая статья расходов молодой компании. В среднем на это стоит заложить 1 млн руб., не считая дополнительных инвестиций в доработки и совершенствование, которые придется делать время от времени. На выходе вы получите качественный сайт, созданный с учетом принципов CEO-оптимизации и качественного юзабилити. По срокам разработка может занять от 6 до 12 месяцев.
Другой вариант — самостоятельное изготовление сервиса по стандартному шаблону. Это тоже вполне себе рабочая модель.
Магазин в Instagram – это скорее локальный местечковый бизнес с минимальным количеством продаж, существенно не влияющих на объемы fashion-индустрии. Если нет задачи завоевывать более-менее заметную позицию на рынке, вполне можно идти и по этому пути.
Разработайте маркетинговую политику
Маркетинг играет огромную роль в построении качественного бренда и выходе на серьезный уровень продаж. До 2017 года наша компания вообще не занимались продвижением продукта. Мы были ориентированы на сегмент B2B и имели стабильные каналы сбыта. Более амбициозных задач мы перед собой не ставили, считая, что можно было просто делать качественный продукт и ждать отдачи. Однако реалии бизнеса оказались совершенно иными.
Когда один из наших ключевых партнеров, Wildberries, кардинально поменял свою бизнес-модель и из полноценного интернет-ритейлера превратился в маркетплейс со встроенными услугами фулфилмента и маркетинга внутри площадки, мы заметили сокращение выручки. Более полугода ушло у нас на перестройку бизнес-модели, подхода и системы продаж.
На данный момент мы выбрали для себя в качестве нового канала продвижения социальные сети, в частности, Instagram. Общение со своей аудиторией позволяет лучше ее понимать, быстро получать обратную связь о продукте без искажений.
Около десяти лет мы играли в испорченный телефон, пока строили работу в сегменте В2В. Обратную связь от клиентов мы получали через площадку-партнера, насколько правильно и точно передавалась информация — неизвестно.
Также digital-маркетинг позволяет значительно экономить бюджеты: если раньше на продвижение нужны были огромные деньги, для многих недоступные, то теперь донести информацию до клиента стало на порядок дешевле.
Фундамент успешной маркетинговой кампании — философия и концепция бренда. Если этого нет, то и у сотрудников не сложится правильного понимания целей и задач бизнеса. Философия бренда — это единый язык компании. Когда люди говорят на одном языке и понимают друг друга, тогда и во внешний мир они транслируют единую коммуникацию во всех каналах.
Вместо саммари
Годовой оборот рынка fashion-индустрии в России на сегодняшний день составляет порядка 2,3 трлн руб., при этом 78% приходится на международные компании. На рынок очень сильно повлиял кризис 2014 года, эффект от которого индустрия очень хорошо ощущает до сих пор. Поэтому всем новичкам нужно быть максимально готовыми к быстрой адаптации, обучению и поиску новых каналов и путей развития.
Большой плюс fashion-сегмента в том, что сюда идут люди с горящими глазами, с надеждами и вдохновением. Они хотят, прежде всего, реализоваться и воплотить в жизнь свои мечты, а это гораздо более эффективная мотивация, нежели простое желание заработать денег. Если у вас есть идея и цель — смело начинайте, опираясь на опыт и советы уже существующих игроков рынка. Но подходите к делу осознанно, отдавайте себе отчет в том, что fashion — это высококонкурентный рынок, и здесь легко можно потерять время и деньги.
Марина Юшваева, СЕО и основатель бренда Sabellino
Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в Telegram. Присоединяйтесь!
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Инвестиции в fashion-индустрию: модно ли это сегодня?
Fashion-бренды давно стали активно растущей частью потребительского сектора. Но в какую компанию вложиться? Поговорим сегодня об инвестиционной привлекательности самых известных “модных” компаний — в том числе, Hugo Boss, Ralph Lauren, Versace.
Как дела в секторе?
Fashion-индустрия, как и многие другие отрасли, понесла большие убытки в 2020 году из-за пандемии. Ведь границы были закрыты, а посещаемость офлайн-магазинов резко снизилась.
Всё это хорошо отражено в индексе S&P Global Luxury Index: он упал сразу на 30%. В расчет индекса входят 80 компаний, которые производят и продают предметы роскоши. Например, это Tesla, LVMH-Moet Vuitton, Kering, Hermes.
Люксовые товары показывают устойчивые продажи не только в спокойные времена, но и в кризис. Это уже не раз подтверждала история фондового рынка. Такие товары можно, по большей части, отнести к необязательным расходам, которые не зависят от экономической ситуации
Идея инвестиций в fashion-бренды сегодня становится особенно интересной, поскольку с распространением вакцинации возобновляются туристические потоки. А значит, путешественники из развивающихся стран более активно делают покупки в люксовых бутиках.
Разберём компании из сектора моды, которые доступны на СПб бирже неквалифицированным инвесторам. В основном они занимаются производством роскоши, в частности — одежды премиум-класса.
HugoBoss (BOSS)
Немецкая Hugo Boss AG производит дорогую мужскую и женскую одежду, а также обувь и аксессуары. Согласно отчету за 2020 год, продукция компании реализуется в трех регионах мира:
Акции Hugo Boss устойчиво растут с ноября 2020 года. До этого с 2015 года они находились в глобальном нисходящем тренде. Он был обусловлен снижением спроса на люксовые товары в Китае, и это сильно охладило пыл инвесторов.
Сыграло свою роль и то, что с 2015 года Hugo перешла от оптовой продажи к реализации через собственные бутики. В том же году компания получила в управление много партнерских франшизных магазинов. Им требовалась реструктуризация, что привело к дополнительным капитальным затратам. С тех пор котировки компании находятся на пути к пикам 2018 года, а сейчас уже приблизились к ним вплотную.
PVH (PVH)
Компания занимается производством дорогой одежды, владеет брендами Calvin Klein и TOMMY HILFIGER. Товары продаются более чем в 40 странах, в основном это Европа — 44%, США — 34%, Азия — 17%.
Ralph Lauren corporation (RL)
Компания производит товары премиального сегмента в 5 категориях: одежда, аксессуары, парфюм, товары для дома и гостеприимства. 45% выручки приносят продажи в Северной Америке, 27% в Европе, 22% в Азии.’
В пандемийном 2020 году курс акций, конечно же, снизился. Однако на сегодняшний день они вернулись к ценам 2019 года. Но компания еще не восстановилась до своих исторических пиков в 2015 году. Тогда она заявила о сокращении персонала и закрытии части магазинов. Это произошло из-за вялого спроса на премиум-продукцию, а также из-за возросшей конкуренции с Zara и H&M, что вызвало необходимость реструктуризации.
Capri Holdings (CPRI)
Это еще один представитель премиум-сегмента с целой копилкой брендов: Versace, Michael Kors и Jimmy Choo. Компания продаёт одежду, обувь и аксессуары. География продаж следующая:
Северная и Южная Америка — 53%
Европа, Ближний Восток и Африка — 25%
Акции Capri Holdings тоже показывают снижение с 2015 года. Причины — перенасыщение рынка, падение спроса и необходимость реструктуризации из-за падения чистой прибыли. Но, как и другие люксовые бренды, компания вышла из нисходящего тренда и восстановились, показав рост котировок в 281%.
Как видим, у всех четырёх компаний графики очень похожи: пиковые значения цен на акции в 2015 году, снижение вплоть до 2020, а затем уверенное восстановление после первой волны коронавирусных локдаунов.
Что сегодня происходит в секторе?
Развитие технологий дополненной реальности, с помощью которых можно детально рассмотреть вещь, не выходя из дома.
Дальнейший рост онлайн-шопинга, который стал намного популярнее во время пандемии.
Рост благосостояния граждан и туризма.
Благодаря положительной отчетности модных домов за последний месяц индустрия производителей выросла на 9,14%, что отражает позитивные ожидания инвесторов.
Bain&Company в отчете рынка люксовых потребительских товаров составили прогноз и определили основные тенденции этого направления до 2025 года:
Китай будут доминирующим потребителем люксовых товаров, его доля возрастет до 45%
Люксовые товары будут в основном продаваться онлайн
Поколения Y — рожденные после 1981 года, и Z — рожденные после 1995 года, станут основными потребителями дорогих товаров. Они будут совершать 2/3 всех покупок.
Из этих прогнозов видно, что мы имеем дело с умеренным ростом рынка в 5,6%, параллельно происходит его трансформация. С 2015 года продажи смещались от мультибрендовых бутиков к монобрендовым, а с 2020 появился явный уклон в онлайн-продажи.
В перспективе компаниям стоит уделять особое внимание азиатскому рынку, так как именно в нем виден максимальный потенциал. А также учитывать предпочтения поколений Y и Z.
А ещё брендам стоит тщательно продумывать стратегии для экспансии в Китай, иначе вместо доходов можно получить убытки и ненависть жителей. Такое уже случалось. Например, в марте этого года китайцы бойкотировали H&M и Nike и другие иностранные бренды. Они отказались покупать уйгурский хлопок, который, по их мнению, производится с нарушениями условий труда. На этом фоне местные китайские бренды укрепили свое положение на рынке.
Также текстильные компании сегодня развивают экологические ESG-рейтинги. Ralph Lauren планирует к 2040 году снизить вредные выбросы до нуля. А владелец Calvin Klein уже к 2030 обещает использовать в производстве энергию только из возобновляемых источников.
Какая компания самая привлекательная для инвестора?
Чтобы ответить на этот вопрос, сравним мультипликаторы рассмотренных выше компаний.
Как видим, соотношение активов и обязательств у всех компаний в целом на одном уровне. А ликвидность для обслуживания долга, которая отражена через Чистый Долг/EBITDA, чуть выше нормы у Capri Holdings и PVH.
Если же учесть стоимость компаний по мультипликатору P/E, то Capri Holdings и Ralph Lauren смотрятся привлекательнее остальных, с учетом высокой операционной маржинальности и рентабельности на капитал. Однако у Capri куда лучше показатели рентабельности и маржинальности, при почти идентичной стоимости по P/E. Поэтому давайте рассмотрим ее более детально.
Чего же ждать от компаний из мира моды в ближайшем будущем?
Мнение аналитиков InvestFuture
Практически у всех компаний одна и та же тенденция: изменение спроса и потребительских предпочтений в 2015 году привело к повышенным расходам на реструктуризацию. Компания пришлось изменить свой бизнес: снизить цены и начать реализацию через индивидуальные бутики.
Пандемия 2020 года заставила компании ускоренно развивать онлайн-продажи, что вызвало рост. Он виден в восходящем графике каждого производителя премиум одежды с момента окончания первого локдауна.
В ближайшие 5 лет основными покупателями премиум одежды станут поколения Y и Z, с сильно увеличивающейся долей азиатских потребителей. Это вынудит развернуть маркетинговые предпочтения премиум брендов в сторону потребителей от 20 до 37 лет.
Бренды классической одежды типа Hugo Boss в основном популярны у людей старше 35 лет. Эти бренды будут расти слабее, в отличии от конкурентов, нацеленных на молодую аудиторию.
Аналитик Александр Холодов, редактор Никита Марычев.