executive mba что это такое

Чем отличается программа MBA ИБДА от программы Executive MBA?

Главная / Об институте / Частые вопросы / MBA рус / Чем отличается программа MBA ИБДА от программы Executive MBA?

Иногда этот вопрос задают в другой форме: «какая программа ИБДА лучше, MBA или Executive MBA?» На вопрос, поставленный в такой форме, прямого ответа быть не может.

Обе программы одинаково высокого качества.

Просто это разные программы, разные по своим задачам и целям, по составу аудитории, по содержанию учебных планов.

Внимание акцентируется на изучении специфики различных сфер бизнеса (маркетинг, финансы, персонал компании и т. п.) и на инструментах, и технике принятия решений по управлению этими сферами и компанией в целом.

Главная задача программы Executive MBA – формирование стратегического видения ситуации, системного мышления, позволяющего увидеть сквозь призму частных, функциональных (финансовых, маркетинговых, организационных и т.п.) проблем, общее стратегическое направление развития компании. Здесь меньше внимания уделяется технике принятия конкретных решений, акцент делается на изучении взаимосвязей всех сфер современного менеджмента и навыках разработки и реализации генеральной стратегии компании.

Отсюда вытекают различия в специализации программ. Программа MBA имеет функциональные специализации: «маркетинг и управление продажами», «управление персоналом», «управление стоимостью компании» и «предпринимательство и управление компанией». Программа Executive MBA имеет интегральную специализацию – «Cтратегическое управление».

Различие задач порождает и различие целевых аудиторий на программах.

Программа Executive MBA интересна только для руководителей компаний (генеральных директоров, директоров и заместителей директоров фирм, руководителей направлений и филиалов крупных компаний, для собственников предприятий, осуществляющих контроль за работой топ-менеджеров, для всех, кто реально занимается решением стратегических вопросов развития фирмы).

Программа ориентирована не столько на формирование новых управленческих навыков, сколько на развитие уже сформировавшихся лидерских качеств и навыков стратегического управления.

Программа MBA интересна не только для руководителей компаний, но и для менеджеров функциональных подразделений компании, для всех кто желает приобрести управленческую квалификацию. Эта программа призвана помочь слушателями войти в состав топ-менеджеров и удержаться там, стать лидерами российского бизнеса.

Слушатели программы Executive MBA в своем развитии проходят 2 ступени. На первой ступени они выходят на топ-позиции в своих компаниях, на второй – в процессе обучения на программе – приобретают навыки эффективного менеджмента.

Программа МВА ИБДА базируется на модели «опережающего обучения», которая позволяет перескочить через ступень. Слушатели МВА овладевают технологиями эффективного управления до выхода на топ-позиции, что обеспечивает необходимый потенциал для последующего карьерного рывка.

Специалист, прошедший подготовку по программе MBA, аккумулируя и интегрируя знания по функциональным разделам управления, учитывая тенденции развития внутренней и внешней среды компании, должен быть способен к формированию собственного видения перспектив развития предприятия в целом, определению путей оптимизации использования всех имеющихся ресурсов для достижения поставленных стратегических целей.

Источник

«Учащийся на MBA не столько управленец, сколько карьерист». Что такое MBA и почему это «мастхэв» для руководителей

По крайней мере так оно должно быть в теории. А как на самом деле, мы узнали у преподавателя и выпускника программы MBA в Институте бизнеса БГУ Виктора Смусина. В 2007 году друг уговорил Виктора пойти на MBA, тот нехотя согласился — в итоге окончил программу с рекордным средним баллом (говорит, рекорд держится до сих пор) и остался преподавать на MBA.

Разница между западными программами и «нашими»

— Для тех, кто первый раз видит эту аббревиатуру: что такое MBA?

— Мой друг, который когда-то и привел меня на MBA, сформулировал так: это учебная программа, которая помогает стать сильнее в принятии интуитивных решений. Это о том, как в итоге управлять интуицией — под ней в данном случае мы понимаем решение, корни которого не всегда ясны. И MBA как раз дает эти корни. Программа ставит бизнес на рельсы чужих ошибок.

Учебная программа построена так, что человек начинает лучше понимать, как управлять бизнесом либо его частью. MBA в равной степени подходит для управленцев высокого уровня и среднего звена, в том числе будущих.

executive mba что это такое

Задача управлять делом возникла давным-давно. Люди захотели выкристаллизовать из этого что-то конкретное для управления не по наитию, а с точки зрения науки. Тогда возникли бизнес-школы.

— Преподавателями должны быть люди с большим опытом в бизнесе или допускаются теоретики?

— Есть существенные региональные отличия. У нас приветствуется, когда преподаватели — практики. А на Западе, где традиция преподавания MBA глубже и старше, наоборот: посмеиваются над условными директорами заводов, которые вдруг начинают учить людей. Там считается, что бизнес-преподаватель — отдельная профессия. Это не значит, что у них нет связи с бизнесом: на Западе распространена практика написания бизнес-кейсов. Преподаватель приходит в компанию и формулирует описание истории, в которую угодила компания. В дальнейшем эти кейсы рассматривают на занятиях. Плюс есть преподаватели, которые оказывают консалтинговые услуги.

Но в целом зачастую на Западе преподавание в MBA — основная работа, а у нас — дополнительное занятие. И в нашем регионе слушатели любят, когда им преподают именно практики.

— Кейсы усредненные? Они будут одинаково понятны директору завода, управляющему IT-компанией и, например, банкиру?

— Расчет делается на это. Кейсы, как правило, конкретные: обычно упоминается реальная компания, описываются ее индустрия и ситуация. Например, компания по производству кроссовок попала в такое-то положение. Иногда даже цифры приводятся реальные. Человек, обсуждая индустрию кроссовок, потом примерит это и на банковскую индустрию, и на IT.

Типичный студент MBA не всегда управленец

— Опишите усредненного учащегося программы MBA.

— Разброс очень большой. По полу, на мой взгляд, примерно поровну, и кому-то уже это может показаться удивительным. По сфере занятий тоже, и здесь важный плюс. Круг общения, как правило, связан с людьми из одной сферы, в которой занят человек. А MBA позволяет выйти за эти рамки, информационный пузырь лопается. Где еще вы познакомитесь с предпринимателем из косметического бизнеса, архитектором, бизнесменом из отрасли фармацевтики, владельцем магазина спортивных товаров? И это не абстрактные примеры: всех этих людей я недавно встречал на программе MBA.

Пожалуй, можно вывести только средний возраст. Это где-то 25—35 лет, но все равно очень условно. На программах MBA, как правило, есть требования: несколько лет опыта в бизнесе либо на какой-то позиции. И если человек моложе 25 лет, то у него обычно нет такого опыта.

executive mba что это такое

— В Беларуси плюс-минус половина женщин занимают в бизнесе высокие позиции?

— Необязательно. Типичный студент MBA не всегда управленец. То, что я скажу, относится не только к Беларуси, но и к ситуации на Западе. Типичный учащийся на MBA не столько состоявшийся управленец, сколько карьерист.

Особняком стоит Executive MBA — вот это уже направление именно для собственников и руководителей бизнеса. А классический MBA больше для тех, кто еще в процессе становления карьеры.

— То есть не руководители, а, к примеру, технические специалисты тоже получат пользу?

— Польза от MBA отложенная: здесь мало вещей, которые сегодня узнал, а завтра применил. С учетом этого, когда человек думает над программой MBA, вопрос нужно ставить так: понадобится ли MBA такому мне, каким я вижу себя через пять лет? Если технический специалист не видит себя на другой позиции, то это не хорошо и не плохо: программа MBA будет ему интересна, но не факт, что полезна. А когда человек хочет строить карьеру, пусть и в технической области, то да.

Я как раз такой пример: я стал совладельцем небольшой IT-компании через пять лет после того, как окончил MBA.

Почему идея MBA нравится не всем

— Степень MBA — обязательное условие для руководителей, топ-менеджеров?

— MBA не необходимость. Те, кто скептически относится к программе, легко находят примеры людей, которые достигли больших успехов без окончания бизнес-школ. Но чисто логически: такие примеры не доказывают бесполезность MBA, они лишь указывают на ее необязательность.

И потом, мы ведь не знаем: вдруг люди из этих примеров достигли бы еще бо́льших успехов, окончи они MBA? Об этом можно только гадать.

На мой взгляд, MBA для бизнесмена — это как художественная школа для художника. Нельзя сказать, что художнику обязательно отучиться в творческом вузе, но ему наверняка будет это полезно. Без задатков не поможет, а задатки разовьет.

executive mba что это такое

— Какие аргументы у MBA-скептиков?

— MBA требует больших вложений времени и денег. И если по деньгам программы сильно отличаются, то времени в любом случае нужно много. Это нормально и похвально, что люди оценивают свои инвестиции, в том числе время.

Обычно аргументы делятся на два типа: это либо примеры управленцев, которые достигли успехов, не оканчивая MBA, либо ссылки на мнения других людей. Когда речь идет о том, чтобы посмотреть на статистику, то аргументы оказываются не на стороне скептиков. Согласно западным исследованиям, как минимум будет ощутимый прирост к зарплате. Мне встречалось свежее исследование: после MBA рост зарплаты оценивался в 77%.

— Человек становится настолько эффективнее на работе или зарплата вырастает по факту получения корки?

— И то и другое. Многие руководители благоволят MBA: они считают, что человек после такой программы руководит не вслепую. И у такого специалиста при собеседовании на работу будет преимущество относительно специалиста без MBA.

— Руководителям стартапов есть смысл проходить MBA? У них обычно нет 2—5 лет на отложенный эффект.

— Если стартап есть сейчас и его руководитель думает об MBA, ему нужно понять: польза от MBA будет, но спустя несколько лет. А за это время, скорее всего, со стартапом что-то случится: он или выстрелит, или закроется. То есть руководителю стартапа, скорее всего, MBA поможет уже на следующем его проекте.

Когда стартап «горит», то, наверное, есть смысл все время уделять ему, не отвлекаясь на MBA. Но если обучение сильно не повлияет на развитие стартапа, то почему нет.

Выбор MBA

— Насколько сильно отличаются программы, методы обучения между разными бизнес-школами? Выбор школы вообще критичен?

— Отличия большие, и особенно в преподавателях. Школы, которым удается привлечь лучших преподавателей, — это и есть лучшие школы. При этом я не говорю, что белорусская MBA плохая, а западная хорошая. Я так не считаю. Мое мнение: белорусская MBA хуже топовых западных программ, но не хуже средних.

executive mba что это такое

— Если стоит задача выбрать программу MBA, на что нужно смотреть?

— В первую очередь — на преподавателей: для кого они вели занятия, каковы их регалии, какие исследовательские работы они делали и какие кейсы писали. В западных странах этому уделяют большое внимание. Если есть опыт работы в бизнесе, то тоже хорошо, но в случае с западными школами это не действует.

Еще полезно найти выпускников, с которыми можно поговорить лично. Но следует аккуратно относиться к их словам: составить большую выборку сложно, а маленькая может оказаться непоказательной. Например, кто-то будет нетипично доволен или недоволен.

— В нашем регионе преподавателями являются, как правило, люди-практики из бизнеса. Зачем им это? Вряд ли они много заработают вдобавок к своей основной деятельности.

— Могу сказать за себя: мне интересен сам процесс. Я преподаю вещи, которые считаю интересными и полезными. И когда вижу, что другим людям тоже интересно, меня это воодушевляет. Но я встречал людей, которых совсем не влечет к преподаванию. Хотя они очень хороши в своих сферах, в управлении бизнесом.

— По каким критериям оценивается эффективность обучения?

— Сложно измерить, насколько эффективно человек руководит. Поэтому нужно измерять то, что поддается учету в статистике. И тут на ум приходит зарплата, о которой мы уже говорили. Еще люди зачастую получают неожиданные побочные эффекты. Например, я совершенно не представлял себя преподавателем во время обучения на MBA. Потом окончил программу, мне предложили вести курс — и я согласился. Оказалось, что во многом нашел здесь себя. Другой пример — люди даже семьи создают за время обучения: есть случаи, когда среди однокурсников находили жен и мужей.

Это не примеры того, зачем стоит идти на MBA. Изначально ведь люди шли за другим. Но это показывает, как они получали от MBA то, чего совсем не ждали.

executive mba что это такое

— Нетворкинг играет большую роль в MBA? Слышал, что его ценят чуть ли не выше, чем непосредственно знания в рамках программы обучения.

— Да, это важная составляющая. Я бы сказал, что учеба и нетворкинг одинаково важны. Но все по-разному: не в обиду замечательным однокурсникам, в моем случае знания сыграли более решающую роль, чем нетворкинг, хотя и знакомства тоже были полезными.

А еще нетворкинг — это инвестиции, перспективы которых не всегда очевидны во время учебы. Амбициозные юнцы, что сейчас учатся с вами, могут спустя годы достичь многого.

Например, один из моих одногруппников по MBA сейчас директор крупного автоцентра. А когда мы с ним начинали учиться на MBA, он работал на рядовой должности и даже не в автобизнесе.

$225 тыс. за самый топ

— Сколько стоит MBA в Беларуси и в топовой школе, например, США?

— Разбежка сильная. В БГУ двухлетняя программа MBA стоит 13 200 рублей в случае с обучением на русском языке и 14 400 рублей на английском. Более того, поскольку это официальная магистратура по законам Беларуси, то можно рассчитывать на льготу по подоходному налогу. Фактическая стоимость программы окажется ниже.

— Из чего складывается такая сумма? Это высокая зарплата преподавателей или высокий порог, чтобы, условно говоря, в одной аудитории не оказались владелец маленького ресторана и Тим Кук?

— В первую очередь это рыночная вещь. Кстати, на MBA меня этому и научили: корни цены — в рыночной ситуации, а не в себестоимости.

Представим: в Минске и Нью-Йорке есть программа по одной цене. В Минске на нее будет 100 желающих, а в Нью-Йорке — 100 тыс. Поэтому в Нью-Йорке и гораздо дороже: там спрос намного выше.

И да, это еще и отсекает многих на входе: на такие программы не приходят случайные люди.

«Система оценивания строгая, скидок не делают»

— Переход на удаленку изменил что-то в обучении?

— Белорусская MBA перешла в онлайн-формат, но быстро из него вернулась и стала практиковать смешанную модель. Учащиеся по желанию могут прийти в кабинет или подключиться по интернету. Большинство людей выбирают личное присутствие.

Мое отношение к дистанционному образованию хорошее, и за последний год оно улучшилось: я увидел, что это реально работает. А именно MBA, на мой взгляд, все же лучше всего показывает себя в офлайне — например, из-за нетворкинга.

Это как конференции: доклады можно послушать в онлайне, но не хватает кофе-пауз, на которых ты можешь пообщаться с другими участниками. Я пока не видел удачных примеров переноса этой части конференции в онлайн.

Еще в MBA часто дают групповые домашние задания. Да, можно собираться на онлайн-звонках, но это работает не так эффективно, чем когда сперва познакомился с людьми вживую, и уже потом вы общаетесь удаленно. И очная форма, пожалуй, больше дисциплинирует.

Зато модульный формат мне нравится: люди встречаются на несколько дней в месяц, а потом учатся удаленно. Такой вариант я считаю равноценным очному обучению.

executive mba что это такое

— Система оценок есть? Можно завалить программу и не получить диплом, сертификат?

— Оценки есть, дипломы получают не все. Но из-за плохих оценок такое бывает редко. Система оценивания строгая, скидок не делают. Обычно те, кто не тянет, понимают это и отсеиваются сами. Или люди недооценивают нагрузку: чтобы учиться на совесть, нужно часов 15—20 в неделю.

— На программу приходят серьезные люди, а преподаватель им двойку ставит. Возмущаются?

— Негатива и скандалов нет, а конструктив бывает. Здесь интересный психологический момент. Человек сначала говорит: «Я тут не ради оценок, что мне они дадут?» А потом я, как преподаватель, вижу, что людей это заводит.

Получил низкую оценку, подходит: «Может, мне дополнительное задание сделать, чтобы исправить оценку?» Это реально мотивирует людей: кого-то — со стороны самолюбия, кого-то — в плане среднего балла.

— Программы признают по всему миру? Белорусская MBA будет котироваться в зарубежных компаниях?

— Такое явление, как аккредитация MBA, есть. Но наличие или отсутствие аккредитации не означает «черное и белое», как с дипломом врача: в другой стране, как правило, он не сможет работать врачом без официального подтверждения знаний. А в случае с MBA все решает конкретный работодатель. Один может сказать: «Ты окончил неаккредитованную программу MBA, и для меня это все равно, что ты ее не окончил». Думаю, таких работодателей меньшинство. А другой посмотрит на сам факт окончания программы, и ему этого будет достаточно.

Источник

Разница между программами MBA, Executive MBA, DBA и Mini-MBA. Какую выбрать?

Обзорная статья, описывающая разницу между программами MBA, Executive MBA, DBA и Mini-MBA. Автор – Андрей КОЛЯДА, Ректор Бизнес-школы EMAS.

Сегодня бизнес-сообщество России активно задумывается о драйверах роста. Привычные для нас в последние годы драйверы роста экономики, в целом, и конкретных предприятий, в частности, уже исчерпаны. Нефтяные доходы больше не обеспечивают необходимой для роста экономики поддержки, девальвация рубля и раскручивающаяся инфляция приводит к серьёзному снижению реальных доходов граждан. Санкции Запада и членство нашей страны в ВТО превращают эту тенденцию в многолетний тренд. Для отечественного малого и среднего бизнеса это означает только одно – тучные годы прошли, и впереди нас ожидает десятилетие депрессивного рынка.

Факторы роста предприятия

У каждого предприятия в такой ситуации может быть 3 возможных фактора роста:

Первый фактор – это административный ресурс, тесные связи с властью. Он уже многие годы используется в России и поэтому говорить о том, что он даст нечто большее, чем уже принёс тому или иному предприятию, практически не приходится. Да, можно сидеть на бюджетных потоках и делать из этого деньги, но проблема в том, что эти потоки иссыхают на глазах. В бюджете с каждым годом всё меньше денег. И в будущем будет только хуже. Причём это касается как федерации, так и регионов. Поэтому этот фактор роста для большинства предприятий исчерпан, в лучшем случае получится сохранить прежние объёмы.

Второй фактор – рост за счёт выхода на новые рынки. Но большинство рынков уже заняты другими предприятиями. Поэтому этот фактор невозможно реализовать без наличия третьего фактора.

Третий фактор – повышение эффективности ведения бизнеса, конкурентоспособности, модернизация и отладка бизнес-процессов предприятий. Это целый комплекс работ, которые должны проводиться управленцами предприятий. Их цель – выжимать больше прибыли из каждого вложенного в бизнес рубля, стать более эффективным, чем конкурент. Это повышение рентабельности, производительности труда и т.п. проекты, в основе которых лежит улучшение бизнес-процессов компании. Именно этот фактор роста является наиболее реальным для предприятий малого и среднего бизнеса сегодня и в течение ближайшего десятилетия. Его перспективность объясняется тем фактом, что большинство компаний ещё не занимались созданием эффективных бизнес-процессов на должном уровне и, значит, здесь ещё возможны значительные улучшения. Не секрет, что эффективность среднестатистической российской компании ниже, чем её европейского или американского аналога.

В основе любого проекта по повышению эффективности бизнес-процессов компании лежат знания, которыми обладают её управленцы. Если ты не знаешь, как модернизировать тот или иной бизнес-процесс, ты не сможешь это сделать. Здесь встаёт вопрос получения качественного бизнес-образования, потому что в ВУЗах таким вещам не учат – учреждения высшего образования решают совершенно другие задачи.

Наиболее подходящими программами, на которых стоит учиться управленцам, чтобы обеспечить рост своих предприятий через повышение эффективности бизнес-процессов, являются программы формата МВА. Имидж этих программ в России несколько подпорчен некачественной работой ряда образовательных учреждений, но это не отменяет самого факта – только обучение на хорошей программе формата МВА даёт управленцу необходимые знания для улучшения своего предприятия и собственного карьерного роста.

В мире выделяют 4 вида программ. Они значительно отличаются друг от друга и предназначены для совершенно разных аудиторий. Ошибочный выбор не того формата приводит к тому, что человек не получает желаемого результата и разочаровывается. Именно с этим связаны многие жалобы на качество программ.

стать успешным наёмным руководителем, успешно развить свой уже существующий бизнес или успешно запустить свой стартап – ПРОЙДИТЕ БЕСПЛАТНЫЙ ОНЛАЙН-ТЕСТ ОТ EMAS!

Виды программ MBA

Первый вид программы – это просто МВА или MBA со специализацией в какой-то теме. Многие считают, что это единственный существующий вид программ формата МВА. Но это не так. Содержательное наполнение этих программ – определённые теоретические знания с относительно небольшой практической отработкой. При этом в программах большинства школ практическая отработка выполняется на учебных примерах (так называемых «кейсах», реальная отработка материала на базе предприятий участников программы, как правило, не ведётся. Исключением являются Внедренческие MBA, о которых речь пойдёт ниже.

Целевой аудиторией MBA всём мире являются молодые люди, недавно (2 – 5 лет назад) окончившие ВУЗы. Эти люди занимают либо младшие управленческие позиции, либо являются менеджерами среднего звена. Они не обладают управленческим опытом на высшем уровне и не обладают полномочиями по принятию значимых для бизнеса решений и проведению серьёзных изменений в работе своих предприятий. Описанная специфика аудитории и объясняет содержание этих программ.

Задача программ MBA – дать участникам хорошую теоретическую базу для будущего роста. Глубокая практическая отработка для немедленного решения значимых для предприятия, где работает слушатель, задач, как правило, не ведётся. При этом малая практичность таких программ не является их недостатком. Просто их аудитория не готова к иному подходу – она не обладает ни существенным управленческим опытом, ни полномочиями по принятию решений. Таким людям нужна именно теория, чтобы, когда они займут серьёзную управленческую позицию, они могли принимать грамотные решения. Руководители высшего звена, как правило, на таких программах обучаться не должны, программы MBA для них изначально не предназначены. Но для молодого менеджера эти программы – отличный выбор.

Второй вид программы – это Executive MBA (или Executive MBA со специализацией). Это более престижный и более практичный вид программы, чем MBA. Это программы более высокого уровня. Во всём мире такие программы предназначены для собственников, руководителей высшего звена и кадрового резерва, претендующего на высшую руководящую позицию. Это уже люди с реальным управленческим опытом и полномочиями по немедленному внедрению изменений в деятельность своих предприятий. Менеджеров младшего звена на таких программах не бывает. Для бизнес-школы проводить программу Executive MBA сложнее, чем просто MBA, так как это более практичная программа. В правильных Executive MBA изучаемый материал отрабатывается участниками на собственных предприятиях, а не абстрактных примерах-кейсах, и зачастую немедленно внедряется в работу. Соответственно, уровень преподавателей должен быть выше, так как требовательность участников программ к ним весьма велика. Поэтому лишь небольшое количество школ бизнеса предлагают Executive MBA, большинство предлагают рынку только обычные MBA. При этом, к сожалению, на рынке присутствует определённое количество некачественных Executive MBA, которые представляют собой по сути кальку с обычных MBA – требование по более глубокой практичности и отработке участниками изучаемого материала на собственных, а не абстрактных примерах не соблюдается. Такие подделки свойственны тем образовательным учреждениям, которые не обладают достаточно компетентным для выдерживания формата Executive MBA преподавательским составом, но при этом стремятся получить свою часть рынка, выводя на него низкопробный продукт. Такую порочную практику, к сожалению, практикует ряд государственных и частных школ бизнеса. Дипломы таких поддельных Executive MBA не котируются среди работодателей так как низкий уровень качества обучения и его не соответствие стандартам в таких школах общеизвестен и элементарно устанавливается через изучение отзывов в интернете.

Важно отметить, что, как и MBA, качественная Executive MBA – это цельная дипломная программа, подчиняющаяся международным требованиям, а не произвольный набор различных курсов. Но, к сожалению, под этим брендом зачастую выдают какие-то солянки семинаров и тренингов. Это недопустимо и не правильно.

Третий вид программы – это DBA: Доктор бизнес-администрирования. Это самый престижный вид программ MBA, ультра-премиум. Это программы самого высокого уровня. В сравнении с количеством бизнес-школ, которые предлагают MBA и Executive MBA, количество школ, предлагающих DBA минимально. Это связано с тем, что требования к качеству и глубине DBA ещё выше, чем к Executive MBA. На таких программах, как правило, учатся собственники или топ-менеджеры (или те, кто в шаге от занятия этой позиции) со значительным жизненным и управленческим опытом. Соответственно, как и в случае с Executive MBA, DBA предполагает полное практическое погружение в вопросы своего предприятия, отсутствие какие-то абстрактных кейсов и т.п. DBA, как правило, более длительная программа, чем Executive MBA, так как предполагает ещё более глубокое погружение. DBA по своей престижности в бизнесе рассматривается как некий аналог степени Кандидата или Доктора наук (хотя не приравнивается к ним – это разные, в принципе не сравниваемые степени).

Четвёртый вид программы – Mini-MBA. Это самая быстрая, и недорогая программа, также известная как Pre-MBA (до-MBA). Эти программы рассчитаны на специалистов младшего звена, в целом, они не могут рассматриваться в качестве аналога MBA, не говоря уже об Executive MBA или DBA. Те, кто выбирают эти программы, чаще всего, рассматривают их как первый шаг для последующего получения образования MBA, Executive MBA или DBA. При этом согласно международным стандартам программы Mini-MBA не признаются в качестве полноценных MBA, таковыми считаются только программы MBA, Executive MBA и DBA. Иными словами, если вы хотите иметь полноценную MBA, но сейчас не можете себе её позволить по тем или иным причинам – рассматривайте получение Mini-MBA в качестве первого шага к желаемой цели. Этот вариант выбирают люди, которые из-за своей загрузки или по финансовым причинам не могут себе позволить сразу поступать на полноценные программы.

При этом некоторые школы бизнеса, предлагающие полный спектр программ MBA, в том числе EMAS, позволяют выпускникам своих Mini-MBA при желании добирать недостающие курсы и получать дипломы полноценных MBA, без необходимости проходить эту программу целиком. Аналогичный вариант бывает и с MBA → Executive MBA → DBA. Такое, однако, возможно не во всех школах, а только в тех, в которых имеется учебный процесс высокого уровня и Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA синхронизированы между собой. Это удобно для человека, который планирует развитие своего образования в долгую и хочет в будущем иметь возможность получить диплом программы более высокого уровня без необходимости проходить её целиком, заново беря и оплачивая курсы, которые он уже успешно прошёл и оплатил ранее.

Наглядно продемонстрировать разницу в глубине программ Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA можно на примере выпускных проектов, которые защищают участники этих программ в EMAS.

Академические или Внедренческие MBA?

Помимо отличий в содержании Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA имеется существенная разница и в форматах программ, а также природе школ, которые их проводят. Каждая из них может быть либо Академической, либо Внедренческой. При это подавляющее число программ в России – Академические, что связано с тем, что подавляющее число отечественных бизнес-школ являются подразделениями вузов, подчиняются их философии и в значительной мере используют вузовские подходы и преподавательский состав, т.е. по своей природе являются академическими учреждениями образования.

В рамках Академических Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA участникам, как правило, выдаются курсы, которые рассматриваются в качестве обязательных с точки зрения некоего академического стандарта. Академическая программа по своей сути является неким продолжением высшего образования, что, зачастую, видно по её содержанию. В таких программах легко встретить курсы про макроэкономику, теории менеджмента и т.п. – т.е. курсы, которые не имеют непосредственного отношения к практике ведения бизнеса, но формируют некий общеобразовательный базис у участников.

При этом в рамках Академических программ отсутствует элемент внедрения полученных знаний в деятельность / работу участников. – Контроль качества полученных знаний, чаще всего, осуществляется в виде стандартных экзаменов и, иногда, в виде решения контрольных абстрактных кейсов. Причём сказанное выше справедливо не только для академических Mini-MBA или MBA, но и Executive MBA и DBA, хотя практическая составляющая в последних всё же несколько выше (как это требуется согласно их формату – смотрите описание выше). Академические бизнес-школы не контролируют сам факт и качество внедрения полученных знаний участниками своих программ, полагая, что это выходит за рамки образовательного процесса. Академические программы можно рассматривать в качестве хорошего выбора для тех, кто не заинтересован во внедрении полученных знаний непосредственно во время или в короткие сроки после учёбы (например, женщины, находящиеся в декретном отпуске; мужчины, которые на момент поступления не определились чего они хотят в своей дальнейшей карьере и т.п.).

Внедренческих Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA в России и во всём мире значительно меньше, чем Академических, так как их реализация существенно сложнее для школы бизнеса. Применительно к России можно утверждать, что из числа ведущих федеральных школ бизнеса такие программы предлагают всего 2 или 3 школы, первой из которых является EMAS. Внедренческие программы, в отличие от Академических, заключают в себе иную философию, которая непосредственно отражается на содержании программы и том, как она проводится. Во Внедренческих MBA практически отсутствуют общетеоретические академические курсы (макроэкономика, теория чего-то и т.п.). Вместо этого упор сделан на предоставление участникам тех курсов, которые имеют непосредственную практическую и Внедренческую ценность для компаний в которых они работают или планируют работать в будущем.

Разница в содержании между Внедренческими и Академическими Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA очень хорошо демонстрируется на следующем примере, который показывает, как изучаются вопросы связанные с макроэкономикой в таких программах:

Аналогичные примеры видны невооружённым взглядом и при сравнении иных курсов. – Содержание Академических программ, как правило, носит общеобразовательный характер, в то время. как содержание Внедренческих – прикладной характер с целью непосредственного внедрения в практическую деятельность участника.

Помимо содержания, существенной разницей между Внедренческими и Академическими Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA является и то, как школа бизнеса осуществляет контроль качества знаний участников. Как уже было сказано выше, Академические бизнес-школы на своих программах в качестве инструмента контроля практикуют стандартные экзамены (речь идёт о качественных бизнес-школах, в некачественных экзаменов может и вовсе не быть. ). Внедренческие бизнес школы помимо сдачи экзаменов требуют от своих слушателей выполнения реальных внедренческих проектов на практике их реальных предприятий. То есть они требуют Внедрения полученных знаний – контролируют как конкретно участник программы будет внедрять те знания, которые он получил во время учёбы. Практика показывает, что с точки зрения контроля качества знаний участников Внедренческий подход позволяет добиться лучших результатов нежели Академический – начиная делать внедренческий проект по требованию школы, участник неминуемо сталкивается со множеством вопросов, которые он упустил во время курса и которые невозможно было проверить в рамках экзамена. Это преимущество в качестве знаний имеет, однако, и другую сторону. – На Внедренческих программах учиться тяжелее, чем в Академических и этот факт следует учитывать при выборе. Так, например, в рамках Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA в EMAS участники выполняют от 10 до 20 внедренческих проектов «по себе», каждый проект составляет 50% за соответствующий курс (оставшиеся 50% – экзамен по курсу). Выбирая внедренческий MBA, нужно быть готовым к тому, что учёба потребует серьёзного отношения – придётся делать множество реальных внедренческих проектов.

Итак, какую MBA выбрать?

Резюмируя сказанное об Академических и Внедренческих Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA, можно утверждать следующее:

С точки зрения ценности дипломов разницы между Академическими и Внедренческими Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA нет. – Если речь идёт о сильной федеральной бизнес-школе, то её диплом ценится работодателями. При этом, дабы быть уверенным в ценности диплома, рекомендуется выбирать программы, которые занимают высокие позиции не только в национальных, но и в глобальных общемировых рейтингах. Таких школ бизнеса, реализующих MBA и котирующихся и в национальных, и в общемировых рейтингах MBA, в России по состоянию на 2019 год всего 4, одной из них является EMAS (EMAS MBA Топ-14 в Центральной и Восточной Европе, рейтинг The best Masters and MBAs worldwide, 2019). При этом среди российских очных MBA программа EMAS занимает 2-е место!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *