enlisted что за игра
Наслушался про «русский Battlefield» и скачал Enlisted. Огромная ошибка
Обманутые чувства Паши Печенкина.
Последнюю неделю игровые медиа рассказывают о «русском Battlefield» под названием Enlisted. Узнав, что наш ответ «Батле» бесплатный, я преисполнился патриотизмом и скачал клиент в надежде на крутой шутер, но получил совсем другой игровой опыт.
Если вы впервые слышите об игре, то вот о чем речь. Enlisted – многопользовательский условно-бесплатный шутер от первого лица на тему Второй Мировой войны. Разрабатывается латвийской студией Darkflow Software, а издается Gaijin Entertainment, выпустившей War Thunder – на ее движке и сделана Enlisted. Хотя у Enlisted изначально был издатель, деньги на разработку авторы собирали на сайте игры – последний отчет о сборах хвастается суммой свыше 250 тысяч долларов.
Главный режим игры – войнушка с ботами
Основная (если не единственная) фишка игры – режим «Поля сражений» (не путать с Hearthstone). «В Enlisted вы играете не за очередную порцию безликого пушечного мяса, а за командира отряда», – уверяют партнерские материалы по игре. И чем же командир отличается от солдат? Наличием кнопки Х!
Фишка «Полей сражений» в том, что под управлением у нас не один солдат, а созданный нами отряд. Это может быть стак из шести пехотинцев, бронемашина с экипажем из трех человек или один пилот самолета. Независимо от выбора отряда, воевать мы все равно будем конкретным солдатом, просто можно переключиться на другого. Остальные управляются глупыми ботами, а команды им отдаются той самой кнопкой X.
Звучит мощно, если позабыть, что 110 из них – боты. Они сливаются часто и бездарно: стоят в дверных проемах, тупят в динамичном бою, а если во вражеской армии есть самолет – копайте ботам братскую могилу саперной лопатой. Игроки, услышав вражеский бомбардировщик, сразу бегут в укрытие, а в ботов никакой реакции на появление самолета не заложено. Спасать их придется через команды.
За пять часов игры так ни разу и не увидел, как мой бот кого-то убивает. Если в операциях CS:GO боты раздают хэдшоты игрокам, то боты из Enlisted играют ниже «сильверов» – вроде бы и гранаты используют, и аптечкой игрока поднимают, но слепые и глухие.
Enlisted нещадно пожирает время. Виновата прокачка
Да, в игре есть техника. Всякие бронемашины с пулеметами и гранатометами и самолеты – штурмовые и бомбардировщики. Открываются они по мере получения уровней, но они прикреплены к конкретной кампании и стороне конфликта. Пока этих кампаний две – «Битва за Москву» и «Вторжение в Нормандию». Играете за СССР – получаете опыт только для советской армии, выбрали фашистов – начинайте заново. Сменили кампанию на нормандскую – вперед, качаться за союзников или фашистский блок заново.
Так вот, возвращаясь к технике. Первый самолет выдается на четвертом уровне – это примерно 4 часа реального времени. И это будет штурмовик, полезный только в воздушном бою. Бомбардировщик, сметающий ботов с лица земли, открывается на 18 уровне. Чтобы его открыть, нужно либо очень много играть, либо купить премиум-аккаунт. И тут мы переходим к донату.
В игре очень много скучного менеджмента. Уменьшить его можно только донатом
К менеджменту экипировки добавляется апгрейд отряда и обучение солдат. Прокачка у каждого отряда своя, как и при выборе стороны конфликта. Играешь за штурмовой отряд из 6 бойцов большую часть времени – они получают весь опыт, летаешь всю битву в небе – качается только пилот самолета.
Естественно, новых можно купить во внутриигровом магазине. Ценник адовый – четыре отряда пулеметчиков, по одному для каждой фракции и каждой кампании, обойдутся почти в 3 тысячи рублей! И это с учетом скидки за комплект – без нее один отдельный отряд стоит тысячу рублей.
Развлечение не для всех
Да, тут есть одиночный режим. В нем битвы проходят в формате 20 на 20, а весь искусственный масштаб, созданный ботами, пропадает. Тут начинаешь замечать, что карты слишком велики – приходится бегать искать врага, а находить лбом пулю кемпера. Короче, удовольствие спорное.
Получился ли у авторов русский Battlefield? Конечно, нет. Enlisted проигрывает даже третьей «Батле», вышедшей 10 лет назад.
В Battlefield были
Чем может удивить Enlisted? Игрой с ботами, многообразием доната и боевым пропуском, который вы будете открывать сотню часов? Но даже если закрыть глаза на это бессмысленное сравнение, выданное в качестве ТЗ для рекламных роликов, игра все равно слабая – кроме тематики Второй Мировой, которую так любят наши игроки, ей нечем зацепить.
Enlisted. Близко…
Видео для желающих. Долго думал, какую музыку выбрать — но потом понял, что это глупый вопрос!
ВСТУПЛЕНИЕ.
Где мы должны будем озаботиться комплектованием подразделения и вопросами тыла…
Стоп, что… А, я думал какой-то старый сценарий по Арене достал…
Нет, сегодня мы поговорим об Enlisted — f2p шутере в сеттинге второй мировой, издаваемый нашими хорошими знакомыми Улитками. Авторами War Thunder — знаменитой игры в жанре «ДА ОТКУДА?».
ТРАВИА.
Так уж получилось, что интернет у меня появился лишь в 2011. И так уж получилось, что WoT стала первой моей массовой многопользовательской игрой. А технику я любил с детства — и тут сошлись все звезды.
Сейчас, конечно, мой аккаунт ВГ уже давно стоит и пылится, ибо надоело.
Потом был мир самолетов (где успех у WG был заметно слабей), и «Корабли» (тут все куда лучше). Многие полушутя-полусерьезно говорили про «мир пехоты» — и Варгейм анонсировали «Калибр» в 2016.
Гайдзины в моих глазах стали этаким противовесом аркадной Картошке: у них и танки с самолетами в одних боях, и модель разрушения кое-какая, и пулеметы не для красоты, и многобашенные танки стреляют со всех орудий, и ПТУРы, и вертолеты…
И вот теперь Гайдзины повторили путь Картофельного Варгейма полностью — выкатив на суд пока что ограниченной общественности свою вариацию пехоты.
Давайте же на нее посмотрим?
Сразу оговорюсь — я рассматриваю ЗБТ. Так что тут аргумент «позже поправят/добавят/отменят» со скрипом, но применяется. Мне довелось играть на первом ЗБТ, попасть на День Победы в Берлин (было круто!), и вот теперь — ЗБТ, который предваряет начало ОБТ 8 апреля.
Тут я должен упомянуть, что некоторые люди за полторы тысячи купили набор для ЗБТ — с уже прокачаным до максимума солдатами, и с уникальными стволами. Так что… Решайте сами. Вообще эти наборы — весьма сомнительное приобретение, по крайней мере пока что. Они привязаны к компаниям (по сути дела — к определенному набору карт). Вы не возьмете советских бойцов с пулеметами Шоша в Нормандию, и наоборот — не сможете притащить под Москву элитных американских морпехов в качестве помощи союзникам. Что логично.
ГРАФИКА И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ.
Графика в Enlisted, мягко говоря, не поражает воображение. Текстурки даже с высокими настройками ОЧЕНЬ неравномерные: персонажи выглядят хорошо, хотя анимациям не достает плавности. Солдаты одеты в форму и выглядят нормально — на карте Московской компании нас встречают красноармейцы в ватниках и шинелях, с буденовками и шапками. Их противники-немцы — в бутылочно-зеленой форме и сапогах.
На пляжах Нормандии англо-американские подразделения браво шагают в ботинках с обмотками, а против них — немцы в летней форме.
Внешний вид это важно, и после Batllefield 5 большое количество белых мужиков, которые одеты в ФОР-Р-РМУ и то и дело разлетаются от близкого взрыва гранаты — это очень подкупает.
Техника тоже хорошая — броня танков выглядит как броня. Она покрыта мелкими царапинами, сколами и есть ощущение, что это большая железная консервная банка на гусеницах.
Вот с окружением все обстоит куда хуже: сразу видно, что-то тут, то там торопились и поставили какую-то временню заплатку. С другой стороны — смотрим на жанр, видим f2p, и понимаем, что надо было выдержать некий баланс. Чтоб шло даже у студента на его когиттаторе, купленном родителями для учебы на благо Империума за 30 тысяч монет.
Подходим к интересному — к локациям. И локации удались на славу…
ТЕАТР БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ.
На данный момент доступно две компании — Нормандия и битва под Москвой.
Нормандия уже где только ни была, потому вызвала у меня меньший интерес. Серьезно — в скольких играх нам предлагали выпрыгивать на пляж под пулеметным огнем? Хотя и тут есть пара плюсов — это карты болото и церковь. Первая дает возможность покататься на амфибийном автомобильчике, плавая по болотной жиже со скоростью хорошего катера.
Карты зеленые, яркие, летние. Стены уцелевших домов увиты каким-то плющом…
Московские карты наоборот — зимние, холодные и просторные. Если в Нормандии бой чаще всего идет на близкой дистанции, то под Москвой снайперы лютуют, а противотанковые ружья становятся большой проблемой. Нет, прикрутить на них оптику нельзя, да и БК у них малый — но поверьте, опытный пользователь ПТРС способен наваливать со своей бабахи очень быстро и точно.
Тут локации очень свои, руССкые: бревенчатые избы, здания чаще всего одноэтажные (хотя есть и городская застройка), церковь (неизбежно со снайпером на колокольне)…
И ТОЛЬКО БЕРЕЗКИ ШУМЯТ.
Наконец, есть карта Поместье — сделанное по мотивам поместья Чернышевых. Это такое П-образное здание, где снаружи сражается техника, пытаясь валить друг друга и оказывать поддержку пехоте. Внутри же происходит адская мясорубка, и если бы не исчезающие со временем тела — там было бы все завалено трупами в пять рядов.
Разрушаемость в игре… Эм… Присутствует. Частично.
Мы можем сломать деревья, заборы, какие-то пристройки и деревянные амбары. Подбитая бронетехника остается на месте, перегораживая улицы и адски чадя в небо. Но вот разрушить здание не получается. При этом снаряды прошивают стены и взрываются внутри помещений, радуя обороняющуюся пехоту. Обломки кругом летают, перемешанные с порубленными в фарш солдатами и где-то коптит в небо горящий танк — тем ярче на этом карнавале разрушения выглядят несокрушимые деревянные избушки. Наверное, сила ГОСТа помогает.
Возможно, позже мы таки получим свой, не имеющий аналогов в мире аналог леволюшена — по крайней мере, я на это надеюсь.
ГЕЙМПЛЕЙ.
Ну да ладно — графику можно подтянуть, производительность — повысить… Мы сюда пришли играть, а не смотреть низкопробную псевдофантастику про андроидов в Детроите! Что с геймплеем?
Ну-у-у… Весело, масштабно, хотя куда медлительней обычного.
Одна из главных фишек игры — это то, что бегаем мы не одни. Мы командуем отрядом и способны переключаться между солдатами путем нажатия одной кнопки. То есть, несмотря на то, что в матче участвует и близко не 64 человека из Батлфилд, на карте не приходится слишком усердно искать врага.
Пусть вам на прицел попадется кто-то из ботов — но вы внесете свою лепту в происходящее.
Впрочем, с некоторых пор появился режим бойцы-одиночки — где мы управляем одним бойцом и бегаем в гордом одиночестве. Боты и тут есть, они создают массовку и даже порой убивают игроков. Лично мне кажется, что бегать отрядом куда веселей. Да, жизни вам в таком режиме чаще всего не больше чем на пять минут — ибо боты палятся, так как не отличаются интеллектом. Но ощущение масштаба происходящего куда лучше.
Как человека, таскавшего солдатское снаряжение (пусть и в 21 веке), меня всегда смущали реактивно бегающие солдаты в брониках и с вещмешками. Смею заверить — так это не работает. Особенно если тебе не повезло, и ты тащишь на себе пулемет или шайтан-трубу РПГ, а шлем своим весом по ощущениям вот-вот сломает шею.
Солдаты в Enlisted ощущаются чуть ли не ультрареалистичными: они медленно переваливаются, шебурша валенками, через невысокий забор. По снегу они бегут очень небыстро — и куда живей передвигаются внутри помещений и по дорогам. И эта медлительность может смениться быстрым рывком — после которого стоит немного передохнуть, оглядевшись вокруг.
Режимы игры не вызывают удивления — надо захватывать и удерживать точки, и уничтожать врага. При этом расходуются очки подкреплений — у кого они кончатся раньше, тот проиграл.
Второй режим — штурм. Есть сразу семь баз, которые мы должны последовательно захватить. А враг пытается обороняться — и не всегда безуспешно. Одна из главных задач наступающих — это использовать способности Инженеров и грамотно расставлять точки возрождения, в то время как противнику есть смысл яростно контратаковать, уничтожая эти точки респауна. Чтоб наступающим приходилось терять время и наступать по простреливаемой местности.
НАДО БОЛЬШЕ ДАККИ!
Стрельба — очень гулкая и раскатистая, и стволы чаще всего отличаются друг от друга. Болтовки — Ли Энфилд, Маузер, Мосинка — есть, и каждая не в одном варианте.
Например, есть карабин Мосина в виде снайперской винтовки, драгунской винтовки, карабина образца 1930 года, и винтовки 1907 года. Точно так же — Маузер Кар 98 — есть военный, довоенный, артиллерийский карабин, снайперский вариант.
Между прочим, в большинстве игр винтовки с продольно-скользящим затвором это что-то из области снайперской стрельбы и кемперства. В Enlisted к данному массовому оружию пехоты отнеслись со всем уважением, что радует.
Разнообразие тут также присутствует.
Но игрок, разбалованный современными шутерами (например, CoD 2019 года) может посчитать, что «маловато будет». На это остается лишь развести руками и сказать, что стволы — историчные. Во Вторую Мировую не было такой возможности для кастомизации и тактикульности, как сейчас — но в игре все-таки попытались что-то такое приделать.
Причем улучшение может окончиться неудачей — и вы, по сути, потеряете время и ресурсы. И мне кажется, я уже вижу одно из направлений, которое Гайдзины могут монетизировать, когда начнется ОБТ и можно будет продавать премиум-аккаунт.
Про пехоту поговорим отдельно — ибо тут у нее еще полным-полно механик. Пока что — пройдемся по матчасти.
СТАЛЬНЫЕ КОНИ.
Про баг-модель Тундры сказано много. И что снаряды порой исчезают, и ведут они себя странно — но я с таким уже смирился.
В Enlisted техника одновременно ощущается и максимально опасной, и максимально беззащитной. Если в Батле у нас была возможность вида от 3 лица, то в Enlisted наш обзор очень маленький. Выбирая танк, мы должны как самурай говорит себе:
Потому что танк — как слепой котенок… Слепой котенок с пулеметом, орудием и броней — но обидеть его все равно может почти каждый. Танком управляет экипаж, и мы точно по нажатию кнопки можем переключиться на командира и высунуться из люка — сразу обзор становится лучше. Но перейти в таком случае в режим прицеливания нельзя, а снайпер постарается прострелить голову любопытной «мазуты».
Мне удалось пощупать Т-26 во время первого ЗБТ, Т-34-85 и Пантеру во время Берлинской акции. А также поездить на БА-11, Т-60, Пуме и М3 Стюарт.
Что сказать — технкиа в игре действительно опасная, причем в том числе для команды. Особенно если за рычагами сидит кто-то вроде меня — кому хочется быстрей ворваться огннем и сталью на вражеские позиции… Чтоб быстро сдохнуть от тактически подкаченного взрывпакета.
Разумеется, никто не отменяет идиотских ситуаций, когда танк ведет огонь, а за его кормой стоит толпа вражеской пехоты. У которой нет гранат, нет ПТ-ружей, но есть желание расковырять врага. После чего начинаются… Эм… Попытки изнасиловать и унизить вражескую технику морально?
ВЫСШИЕ СФЕРЫ.
Авиация в игре представлена в виде штурмовиков и истребителей. И тут все неоднозначно.
Нате вам в качестве боевого наставления сборник «Сказки Ганса Ульриха Руделя». Про 50 сожженных советских танков, ага.
А вот истребители не так полезны: видите ли, основное предназначение истребителя — бой с самолетами. Но штурмовик быстрее сам выпилится об ПВО, или врежется в землю, не рассчитав скорость и высоту, чем его собьет истребитель. Штурмить на истребителе можно — работать по пехоте, но зачем? Так что полезность данного класса самолетов под вопросом.
ЦАРИЦА ПОЛЕЙ — КУКУРУЗА.
Пехота… Пехота может все — но далеко не сразу.
В бой мы идем с 4 выбранными подразделениями. Требования к формированию такие: 3 пехотных подразделения+1 механизированное (авиация или танки).
Основные классы солдат:
— Боец. Вооружен винтовкой, солдат по умолчанию.
— Инженер. Строит всякое полезное, вроде ПТ-орудий, пулеметов, мешков с песком, точек ркспа и ящиков с боеприпасами. Также может перегородить все вокруг ежами и проволокой — отчего противник и союзники начинают гореть.
Пока что наборы построек у всех сторон одинаковые, но позже обещают разнообразить. Я бы хотел увидеть у немцев минные поля с минами-лягушками, а у СССР — ДШК.
— Снайпер. Без комментариев. Особо лютый вариант — снайпер с СВТ.
— Гранатометчик. В московской компании использует ПТ-ружья, в Нормандии — гранатометы.
— Пилот/Танкист. Управляют техникой.
— Пулеметчик. Отдельная заноза в заднице: не счесть, сколько раз ВНЕЗАПНО вылезший на фланге пулемет клал целые отряды.
И тут снова видны уши для последующей монетизации — с шансами на выпадание тех или иных ресурсов, на вероятность выпадания бойцов с большим числом перков, бонусы за премиум аккаунт и так далее…
Наконец, есть улучшения самих солдат — например, они научатся брать с собой пистолеты, или получат дополнительную ячейку инвентаря — куда можно засунуть аптечку или гранату.
И тут можно вспомнить слова Наполеона — что каждый солдат таскает маршальский жезл в своем рюкзаке. Кстати о рюкзаках — тут они есть, много, разных. И судя по некоторым вкладкам — в игре будет возможность как-то изменить свое обмундирование. Пока что это лишь косметика — военная мода, так сказать, но неактивная вкладка «броня» жирно намекает, что все еще впереди. И судя по тому, что каждому предмету снаряжения указан в ТТХ вес — эта сбруя может влиять на скорость передвижения бойцов.
Интересно, будут ли доступны обладателям премиум-аккаунта батистовые портянки для их любимых солдатиков? Постиранные детским душистым мылом?
По мере игры у солдата копится его личный опыт — и когда он получит желтую звездочку, появляется возможность выбрать перк. Желтая звездочка на немецком солдате каждый раз заставляет меня хихикать. Жаль, она не шестиконечная.
У солдата 1 ранга перк может быть лишь один, второго — два и так далее. Для того, чтоб получить солдата второго ранга, надо отправить ТРЕХ солдат первого ранга с открытыми перками в академию. В результате сурового солдатского гачимучи из трех мужиков в ФОР-Р-РМЕ получается один мужик В ФОР-Р-РМЕ — уже с двумя звездами. Какие за ними перки скрываются — зависит от исходного материала.
Которые опять надо открывать. Для одного трехрангового бойца надо три второранговых, и так далее. Вроде бы сейчас максимум — это 6 ранг с 6 перками.
Хотелось бы отметить, что система Академии, упомянутая выше, крайне сомнительна. Во-первых, она требует времени. Чтоб сделать из трех бойцов первого ранга одного второго — надо пять минут. Из трех второранговых одного третьерангового — два часа, и так далее. И снова привет монетизации на ОБТ и возможности продажи всяких там «ускорителей прокачки».
Во-вторых — специализация полученного солдата рандомна. И в итоге вы отправляете двух снайперов и одного танкиста в академию (потому что никого другого у вас с одним рангом нет) — и получаете танкиста 2 ранга. Который вам нах не нужен.
Серьезно — то из двух снайперов и автоматчика получается пилот, то эта фигня… У меня уже все казармы забиты бьющими баклуши летягами и безлошадной мазутой!
Новые подразделения открываются по ходу компании весьма медленно. Я играл преимущественно за СССР, так как не знал, сколько продлится ЗБТ и хотел пройти как можно дальше. Сколько нужно времени для того, чтоб докачаться до максимума в компании за ОБЕ стороны — я не знаю. Тем более что некоторые награды не активны — там стоят заглушки. Но можно посмотреть на количество опыта для преодоления очередного уровня. И слегка офигеть — но потом успокоиться, ибо это f2p. Если что — можно немного ускорить прогресс (если вы понимаете, о чем я).
Правда, структура компаний вызывает сомнения. Например, в компании Москвы противотанковые ружья надо качать очень долго и упорно — хотя по идее это наоборот, очень распространенная и надежная штука, широко использовавшаяся в войсках.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ИТОГ.
Игра станет доступна всем желающим, и нам таки явят систему монетизации, все скрытые ранее баги выползут наружу, ТыТуб наполнится новыми подборками нелепых моментов и так далее — как всегда бывает.
Очень надеюсь, что создатели смогут удержаться от соблазна пойти по пути R6 Siege. Вот действительно — не надо так! Давайте у нас будет игра, где война похожа хотя бы внешне на войну. И мне было отрадно видеть, что большинство игроков в коментариях придерживалось такого же мнения.
Обзор Enlisted — «Казуальный хардкор»
Выйти на рынок шутеров в настоящее время — не самая простая задача. Аудитория крепко закрепилась за гигантами жанра, не оставляя ни единого шанса инди-разработчикам, а многие смелые попытки внести что-то новое оборачиваются провалом. На первый взгляд, особенно если посмотреть геймплейные ролики, Enlisted не выглядит тем, что даже стоит обозревать. За последние несколько лет вышло множество военных шутеров, а в разработке находятся еще несколько. Но чем-то игра все-таки способна завлечь. Далеко не всех, но тем не менее. Чем именно? Попытаемся рассказать в данном обзоре.
Однако это не означает, что вы можете просто расслабиться и с легкостью отстреливать ботов. Игра никогда не подсказывает, кто перед вами: боец под контролем ИИ или реальный игрок, поэтому приходится быть в постоянном напряжении. Пять ботов не представляют никакой угрозы, но если вместе с ними есть хотя бы один настоящий человек, то он быстро уничтожит вас, поскольку ТТК здесь очень низкий.
Графика в Enlisted устаревшая по современным меркам и, по всей видимости, разработчики специально сделали ее такой, чтобы игру потянули относительно слабые компьютеры. Все-таки действия разворачиваются на огромных картах с большим количеством игроков, а это требует немало ресурсов. Модели персонажей и их анимации тоже выполнены не самым лучшим образом. Тем не менее, назвать игру уродливой — не поворачивается язык. Как для многопользовательского шутера про войну, окружение проработано на приемлемом уровне и не вызывает отторжения во время матча. Хотя звуки сделаны не очень хорошо. Порою, вы слышите громкий топот где-то рядом, но не можете определить, откуда он доносится.
Enlisted — это своего рода промежуточный вариант между хардкорным и казуальным шутером. В игре много сложных механик, не свойственных для современных игр, но в то же время геймплей прощает ошибки, а перестрелки не такие трудные. На первый взгляд спорная механика с отрядами добавляет динамичности и ощущения масштабности, а система монетизации хоть и влияет на скорость прокачки, но не превращает проект в лютый Pay-to-Win. Если вы любите военные шутеры, то есть смысл попробовать.