edifier что за бренд
Как разрабатывают и производят акустику на заводе Edifier
Edifier — это торговая марка для иностранных рынков китайской компании, образованной в 1996 году в Пекине. Сейчас Edifier уже более 8 лет номер один в Китае, на мировом рынке она делит первое место с Logitech. В отличие от большинства конкурентов Edifier владеет собственными дизайн-центрами (один в Канаде, один в Китае) и собственным производством. Завод расположен в городе Донгуань (провинция Гуандун), в особой экономической зоне Шенчжень. Кроме того, у компании много региональных офисов продаж. На собственных мощностях производится всё, за исключением кабелей. Правда и их производство есть в ближайших планах.
Десять лет назад Edifier решила выйти на мировой рынок, для чего в компанию пригласили иностранных специалистов. В результате в Edifier пришли такие значимые личности, как Phil Jones, который помогает со звучанием, Peter Duminy, отвечающий за перспективные разработки, и Anthony Wilkinson, который принес с собой богатейший опыт работы в Altec Lansing, что позволило создать правильные с точки зрения маркетинга продуктовые линейки.
Энтони Вилкинсон (Anthony Wilkinson) перешел в Edifier в 2007 году на должность директора по международным операциям. Энтони родом из Великобритании и более 25 лет работает в индустрии звука, занимаясь разработками и маркетингом. До перехода в Edifier более 10 лет занимал позицию вице-президента по продажам и развитию в хорошо известной компании Altec Lansing, занимающейся мультимедиа-акустикой. | |
Фил Джонс (Phil Jones) известен в мире акустики, как звукорежиссер и инженер усилителей и акустики. Его мониторы ближнего поля AE-1, созданные в недрах его же компании Acoutic Energy, используются, наряду с другими, в легендарной студии звукозаписи Abbey Road. Фил Джонс разработал линейку акустики Lynnfield, когда работал в Boston Acoustics. В 1998 году Фил Джонс основал компанию American Acoustic Development (AAD), которая занимается разработкой и производством акустики и усилителей, включая решения для профессионального применения. В 2002 году Фил основал компанию Phil Jones Bass, которая специализируется на разработке усилителей для бас-гитар. Сейчас для производства используются мощности Edifier, а Фил принимает активное участие в дизайне мультимедиа-акустики, прежде всего в части настройки звучания. | |
Питер Дамини (Peter Duminy) имеет богатый опыт в области разработок и исследований акустики и аудиокомпонентов. Питер работал в R&D-подразделении BBC, Bower & Wilkins и Level 9 Sound Designs. В 2004 году Питер перешел в Edifier и в настоящее время является директором по развитию и перспективным исследованиям. После покупки компанией Edifier японского производителя профессиональных наушников Stax Electrostatic Products Питер Дамини занял пост директора по развитию и этой компании. | |
Наш краткий рассказ о замечательных людях, работающих в Edifier, был бы не полным без упоминания основателя компании и её президента Вень Дон Чжана (Wendong Zhang). До создания компании мистер Вень Дон преподавал в Пекинском технологическом институте теорию акустических систем. Затем принял решение использовать имеющиеся знания на практике и поставил амбициозную цель производить качественную акустику за разумные деньги. Девизом компании Edifier стал слоган «A Passion for Sound» (Страсть к звуку). Изначально компания занималась в том числе и OEM-производством, но с 2002 года продаёт акустику только под собственной маркой. |
Компания Edifier пригласила журналистов на свой завод с целью показать, как всё устроено на самом деле, чтобы все желающие на практике убедились, что это не просто еще один сборщик из Китая, а самостоятельный разработчик и настоящий производитель полного цикла.
Завод расположен в охранной зоне озера Song Shan (Суншень) в технопарке Industrial Park, что накладывает сразу массу ограничений и требований к сертификации производства по части экологической чистоты и безопасности. Зато в этом районе крайне редки перебои с электроэнергией, что для производства очень критичный элемент. Часть оборудования на заводе Edifier работает круглосуточно, например станки, отливающие пластмассовые детали.
С другой стороны, к заводам в этой зоне предъявляются повышенные требования по различным выбросам в атмосферу и стокам. Поэтому на заводе Edifier собственная замкнутая система водного снабжения для технологических нужд и мембранные биореакторы для очистки и переработки отходов. Таким образом, вода, используемая для охлаждения, обогрева или очистки деталей, не покидает стен предприятия. Похожим образом обстоит дело с очисткой воздуха от различных примесей и пыли, особенно древесной. Последнюю собирают в специальном накопительном бункере, а затем продают. Вообще завод Edifier — это комплекс зданий, среди которых офисное здание, производственные здания и общежития.
Фасад офисного здания выполнен из стекла, а перед ним сооружен огромный фонтан, который ночью еще и подсвечивается разными цветами и работает в такт под музыку. Выглядит это очень красиво.
В офисном здании располагаются различные вспомогательные службы и инженеры. Верхний этаж занимают компании Phil Jones Bass и AAD, возглавляемые Филом Джонсом. Всего на фабрике работают 3,5 тысячи сотрудников, большинство из них живет в общежитиях. Впрочем, времена, когда альтернатив у обычных рабочих не было, прошли; сегодня минимальная зарплата — в районе 700 долларов, и они вольны жить где угодно, но снимать угол в общежитии дешевле всего. Да, тесновато, в комнатах располагаются от 4 до 8 человек, но в планах компании расширить площади, благо места в кампусе хватает, чтобы, с одной стороны, увеличить производственные мощности, а с другой стороны — сделать проживание комфортным. В скором времени на заводе будут работать 5 тысяч человек, а в комнатах общежитий будут жить от 2 до 6 человек, так что станет свободнее.
Кстати, на крышах зданий общежитий расположены ряды с солнечными элементами, нагревающими воду для нужд производства — для обогрева.
Во время экскурсии по производству нам демонстрировали абсолютно все, то есть не было запретных комнат или этажей, не было заранее заготовленных речей и радостных сотрудников. Всё было естественно, без наигранности. Такая откровенность подкупает.
Прежде чем попасть на производственные линии, нам представилась возможность лично познакомиться с Филом Джонсом и посетить оборудованную комнату для прослушивания. В ней были представлены различные образцы пассивной Hi-Fi-акустики под маркой AAD (American Acoustic Development). Напомним, что Фил Джонс является основателем компании AAD и бессменным разработчиком акустики под этой маркой. Демонстрацию качества звучания представленных моделей проводил сам Фил Джонс.
После прихода в компанию Фил Джонс привнес в Edifier кроме инженерной мысли много различных решений и патентов. В Edifier Фил работает уже на протяжении восьми лет, и ему доступны все имеющиеся ресурсы фабрики для собственного производства колонок.
Фил Джонс очень тесно взаимодействует с Питером Дамини, который в настоящее время возглавляет центр разработок Edifier в Канаде. Питер является еще одним ведущим инженером Edifier, приехавшим из Британии. Для Edifier разработки Дамини и Джонса представляют собой некий ориентир качества, который они пытаются спроецировать на нижний сегмент акустики.
После знакомства с продукцией AAD настало время посетить производственные цеха мультимедийной продукции. Наша экскурсия проходила во время обеденного перерыва, поэтому на многих фотографиях рабочие места безлюдны. Сопровождающий нас главный инженер мультимедийной акустики Стенли старался как можно детальнее отвечать на задаваемые вопросы.
Первый цех, который мы посетили, представляет собой линию покраски различных элементов колонок. Прежде чем попасть в покрасочный цех, сотруднику необходимо пройти очистку воздухом, так называемым воздушным дождем. Во время прохода по специальному коридору со спецодежды работника фабрики сдувается пыль и мелкие частицы.
По словам производителя, технология покраски мультимедийной акустики аналогична той, что используют такие крупные компании, как Apple и B&W. Для того, чтобы можно было покрыть пластиковые и металлические детали очень тонко и качественно, в процессе используется специальная камера высокого давления, которая позволяет наносить краску на части намного более эффективно.
В данный момент на конвейере находится модель E3350, которая очень популярна в Америке и получила множество наград.
После того, как колонка была покрашена и высушена, осуществляется контроль качества. Если деталь непрокрашена или какая то ее часть прокрашена плохо, она просто возвращается обратно, в начало производственного цикла, где полностью перекрашивается. Кроме этого покрашенные элементы проходят тесты на деформацию лакокрасочного покрытия. В них проверяется, насколько хорошо держится краска на корпусе.
Далее нам продемонстрировали совсем недавно появившуюся линию по производству наушников. В России Edifier еще пока не представляет эту продукцию.
По словам инженеров, новая линия позволяет производить около 200 тыс. наушников в месяц. На всю установку производства наушников у компании ушло порядка трех лет. При этом очень много времени ушло на отладку производства.
Рядом с конвейером располагается небольшая комната, в которой происходит изготовление катушек индуктивности. Катушки наматываются автоматически на специальных станках, запечатленных на фото.
А вот и сотни только что изготовленных динамических головок, которые вскоре будут установлены в наушники.
Далее мы посетили цех по сборке динамических головок для колонок.
К сожалению, так как мы присутствовали на производстве во время обеденного перерыва, запечатлеть сам процесс сборки динамических головок не удалось. Однако сомнений в том, что здесь действительно собирают динамики, у нас не возникло.
В производственном помещении можно было увидеть большое количество диффузородержателей, магнитов, подвесов, клемм и прочих деталей головок. Процесс сборки осуществляется в ручном режиме, в том числе на специальных крепежных станках.
По словам производителя, многие китайские компании, выпускающие колонки, производят не все компоненты внутри своей компании. Таким образом, они вынуждены заказывать недостающие детали у сторонних производителей. В итоге при окончательной сборке колонок вероятность получить высокий процент брака значительно возрастает. Кстати, было заявлено, что у Edifier производственный брак составляет менее 0,4%! Это очень хороший показатель. Дистрибуторы же заявляют, что, как правило, брак в рознице — это так называемый «бой», то есть колонки просто-напросто повредили в процессе транспортировки.
Edifier лишен подобных проблем, так как практически всё производит внутри своей компании. Кроме этого, со следующего года планируетcя производить и провода — одно из старых производств Edifier будет переоборудовано в новый кабельный завод.
В подтверждение этих слов нас проводили на линию сборки и производства корпусов для акустики.
В отличие от многих других фабрик, где резка MDF-корпусов осуществляется в ручном режиме, на производстве Edifier резка происходит автоматически. В этом случае все вредные для здоровья мелкие частицы при распиле, сверлении и обработке MDF автоматически удаляются.
Дуглас нам наглядно продемонстрировал, как собираются корпуса сабвуферов из многоканальных систем.
Ламинированные с внешней стороны MDF-пластины пропиливаются под углом 45 градусов, а затем складываются, образуя корпус. Видимо, данный сабвуфер производится по акустической схеме резонатор, так как отверстий для динамика в нем не предусмотрено.
А это цех, где происходит выдувание различных пластиковых элементов, включая копуса для колоночек. Линия по производству насчитывает 80 машин, которые работают постоянно, без остановки. Дело в том, что пластик находится в жидком состоянии, и если остановить производство, чтобы сменить болванку, то остывшую машину приходится выбрасывать.
По словам представителя Edifier, наряду с обычными машинами есть и такие, которые выдувают высокотехнологичный пластик, который по своим виброизоляционным качествам не уступает MDF. Нам остается надеяться на то, что в такой корпус из высокотехнологичного пластика установят соответствующие динамики.
В связи с тем, что в мире случается очень много скандалов, связанных с использованием рабочих на вредных для здоровья предприятиях, администрация Донгуана уделяет большое внимание экологической составляющей, которая, как мы видим, находится на очень высоком уровне. Чтобы попасть в промышленную зону Донгуан, необходимо полностью отвечать высоким экологическим требованиям.
Вся пыль с производства собирается в огромных размеров цистерны — для последующего использования, утилизации или продажи. Кроме этого, воздух на фабрике, содержащий опасные и нежелательные составляющие, не выбрасывается в атмосферу, а проходит глубокую очистку, при которой из него удаляются все вредные элементы.
Рабочих нам все же удалось застать на производственных линиях. Фабрика Edifier достаточно большая, и пока мы посещали предыдущие цеха, обеденный перерыв у рабочих, видимо, закончился.
На фото — конвейер по сборке плат для усилителей и блоков управления. Здесь происходит размещение на платах различных элементов. В этом цеху работают преимущественно дамы, потому что работа очень кропотливая и требует особого внимания. После того, как детали на платах размещены, плата уходит на пайку. Важно отметить, что каждая плата в конце цикла сборки проходит контроль.
После того, как колонки будут собраны, выбираются случайные экземпляры из партии, с которыми проводятся различные тесты ЭМС, а так же тесты на вибрационном стенде и тесты на механическую прочность.
Есть тесты, при которых акустика помещается на 72 часа в специальные камеры, где постоянно поддерживается определенная температура и влажность. После этих тестов колонки должны оставаться исправными.
Кроме этого колонки проходят тест на непрерывное воспроизведение шума. Как и в предыдущем случае, тест длится непрерывно на протяжении 72 часов. Заметим, что если образцы не проходят тесты, то выбирается другой набор из произведенной партии, с которым тесты повторяются. И если опять будут обнаружены дефекты, то вся партия бракуется и производство данной модели прекращается до выявления причины проблемы.
Гордостью Edifier можно по праву считать безэховую камеру сравнительно больших размеров. По словам производителя, у них вторая по размеру камера в Азии, и она очень близка по параметрам к камере Массачусетского Технологического Института.
В безэховой камере производят различные измерения колонок, динамических головок, наушников, гарнитур.
Мы застали измерение многоканальной 5.1-акустики Edifier С6, производство которой было налажено совсем недавно.
Процесс различных измерений контролируется из прилегающего помещения. При этом предусмотрено видеонаблюдение происходящего в безэховой камере.
Для достоверности измерений наушников и гарнитур Edifier приобрела манекен стоимостью около 25 тыс. долларов. Он изготовлен из специального материала, напоминающего человеческую кожу, и имеет плотность человеческого организма.
В арсенале Edifier также имеется дорогое высококачественное оборудование для исследований поведения динамиков в различных условиях работы.
Комплекс Klippel состоит из трех различных модулей. Самое габаритное устройство позволяет производить различные измерения свойств подвесов динамических головок, например линейность хода диффузора.
Два других модуля представляют собой сканирующие виброметры, позволяющие измерять колебания диффузоров динамиков. Процесс измерения осуществляется не микрофоном, а с помощью лазерного луча. Оборудование позволяет отслеживать в том числе и изгибные колебания мембран и диффузоров. Как видно на фотографии, программа строит 3D-модель и позволяет наглядно увидеть поведение тестируемого объекта в процессе.
По словам Edifier, данное тестирование занимает очень большое количество времени, однако это позволило компании повысить качество изготовляемых динамических головок на весьма ощутимый уровень.
Итак, по результатам интереснейшей экскурсии по фабрике можно констатировать, что Edifier очень серьезно относится к культуре производства. Культура эта складывается из целого спектра элементов, каждый из которых является важной составляющей и напрямую влияет на конечный продукт. Для компании характерны строгое соблюдение экологических норм, внимание к безопасности и комфорту на производстве и вне его для сотрудников, основательный подход к исследованиям и разработкам, стремление создавать новое и желание во всем добиться совершенства. Используются передовые технологии и новейшие средства производства, применяются качественные сырье и материалы. Особое внимание уделяется лицензионной чистоте конечных продуктов. Компания Edifier — производитель полного цикла, предприятие самостоятельно разрабатывает и производит качественную мультимедийную акустику. Отметим также, что Edifier сегодня — это не только мультимедиа-акустика: уже начато производство линейки наушников. По мере возможности мы постараемся и дальше проводить тестовые испытания продукции Edifier, чтобы рассказать вам, дорогие читатели, о звучании новинок.
О компании
Компания Edifier основана в 1996 году и на данный момент является самым крупным в мире производителем мультимедийных акустических систем под собственным брендом. Акустика Edifier продаётся более чем в 80-ти странах, на всех обитаемых континентах. Передовые технические решения Edifier отмечены многочисленными наградами международных выставок. Структурно компания разделена на департамент R&D, расположенный в канадском офисе и оперативное руководство, которое производится из главного офиса в Пекине.
Полностью вертикально интегрированная компания Edifier позволяет воплотить в жизнь любую идею без привлечения сторонних производителей. От разработки дизайна и технического задания, как постановки задачи, до отгрузки готовой продукции в любую точку мира и в любом количестве. Для этого у компании есть все – дизайн студия, R&D департамент, производство всех частей и компонентов (излучателей, корпусов из дерева и пластика, покраски, печатного монтажа и т. д.), линия выходного тестирования готовой продукции, большие склады. Все это реализовано на двух производственных мощностях (в Пекине и Донгуане), которые обеспечивают производительность более 8,000,000 акустических систем в год. Над этой задачей успешно работает команда Edifier, состоящая из более чем 3,000 человек. Именно их усилия привели к тому, что продукция Edifier известна в 70 странах.
Компания Edifier одна из немногих, кто уже почти 20 лет специализируется только в одной области – в области звука. Не распыляясь на другие темы и решения, компания поставила перед собой задачу производить потребительскую аудио электронику высокого класса. Аудио, как стиль жизни, в этом философия компании. Благодаря высокому профессионализму, применению современных акустических технологий, высоким стандартам производства, бескомпромиссному качеству проектирования и производства, мы стремимся занять достойную нишу не только в области мультимедийной (PC) акустики, но и в домашнем аудио и решениях для Apple продуктов. Стать признанной в мире компанией-производителем высококачественных акустических решений, быть весомой фигурой в динамичном рынке потребительской электроники – вот задачи, которые поставило перед собой руководство компании Edifier. И мы целенаправленно двигаемся к решению этих задач.
Как рождается звук. Путешествие на завод Edifier
«Игромания» отправляется в Китай, чтобы вживую посмотреть, как делают колонки на гигантском заводе Edifier
Когда речь заходит о компьютерном железе, будь то видеокарта, процессор, корпус, мышка, клавиатура или акустика, обычно рассуждают о его преимуществах и недостатках, сравнивают характеристики, устраивают тесты, а в завершение либо рекомендуют, либо, если качество подкачало, — отговаривают от покупки. И крайне редко кто-то заводит беседу или даже просто задумывается о том, какой путь прошло устройство, прежде чем попасть к нам: кто его разрабатывал, кто придумывал дизайн, как производили.
Чтобы приоткрыть завесу тайны, «Игромания» покинула заснеженную Москву и отправилась в солнечный Китай — на завод, где производят акустику.
Раскрываем карты
Нашей конечной целью был завод Edifier. Для понимания, почему мы поехали смотреть на производство именно этой компании, давайте разберемся в том, как вообще устроен рынок железа и, в частности, компьютерных аксессуаров.
В подавляющем большинстве случаев общая схема производства выглядит следующим образом. Какой-нибудь Вася, Джон, Жак или Хулио из произвольной страны чувствует в себе непреодолимое желание стать бизнесменом. Допустим, производителем акустики, хотя это может быть почти что угодно — клавиатуры, джойстики, мыши.
По логике вещей, как следует подкачавшись знаниями и побеседовав с умными людьми, наш Вася или Хулио должен строить свой завод, нанимать инженеров, налаживать сборку, попутно оформлять миллион бумаг, бодаться с законодательством и разруливать еще миллион с хвостиком различных сложных проблем. Все это безумно дорого и долго, а самое ужасное, что перспективы крайне туманные — заранее никогда не понятно, принесет все это мероприятие денег или нет. Это мы еще не говорим о том, что Вась и Джонов, у которых хватит денег на запуск полного цикла производства, мягко говоря, немного.
Поэтому, пока богатый Хулио тратит уйму времени и сил, чтобы сделать все как надо, хитрый Вася покупает билет на самолет, берет с собой толстую пачку зеленых президентов и отправляется в Китай. Там он выходит на местные OEM-заводы, без остановки клепающие нонейм колонки/наушники/мышки, выбирает подходящий образец, договаривается о цене и просит налепить на модель шильдик «Вася-проакустик». Все, с этого момента Василий — «производитель»; остается только переправить добро в родную страну, растаможить и попытаться продать. Ну и, конечно, никому не говорить, что он не сам все это произвел, а просто перепродает с наценкой китайский товар, которым, помимо Василия, торгуют еще десятки, а может, и сотни других таких же сообразительных предпринимателей по всему миру.
Звучит все это слегка нелепо и пугающе, но именно по такой схеме работает великое множество разработчиков, а в мультимедиа так и вовсе четыре из пяти компаний. Разумеется, варианты бывают. К примеру, Вася — талантливый инженер, сам чертит схемы и заказывает сборку в Китае. Или Вася в сарае (ну или в грузовых контейнерах, как некоторые реальные именитые представители) организовывает линию и собирает в единое целое OEM-детали. Только вот смысл от этого особо не меняется: ездить на подобные предприятия занятие бестолковое — ничего интересного не увидишь.
Edifier же услугами OEM не пользуется и все делает на своих линиях. Возникает резонный вопрос: откуда такой масштаб у не особо-то известной у нас марки? Ключевой момент тут — «у нас». В России Edifier воспринимается как «не знаю я таких, да и стоят дорого». А вот в Китае, почти по всей Европе и даже в США — это один из лидирующих брендов, про всякие Microlab там и не слышали.
К успеху Edifier шла довольно долго. Фирме шестнадцать лет, а начинала она как еще один OEM-сборщик (привет «Васе-проакустику»). Однако к 2006 году фабрика настолько окрепла, что смогла выйти на рынок под собственным брендом. Получается это, скажем сразу, далеко не у всех, но в Edifier не стали экономить на деталях и за вполне разумные деньги выдавали отличное качество. Самые толстые среди всех производителей корпуса, провода не разлетаются на отдельные жилы, а электрические компоненты закупаются у ведущих полупроводниковых изготовителей вроде Panasonic, Philips или ST Semiconductor.
Для Китая подход довольно необычный. Вполне возможно, дело в том, что, хоть фирма изначально была организована коренным китайцем Вен Донгом, в руководстве присутствует множество европейцев, направляющих бизнес в правильное русло.
Вторая линия
Первые впечатления
Представительств у Edifier немало, но главный завод расположен все-таки на родине, недалеко от небольшого по местным меркам города Дунгуань (подробнее см. врезку «Эта загадочная страна»).
Места фабрика занимает очень много. На огороженной территории расположены не только офис и цеха, но и огромные склады, да еще и жилые комплексы, вмещающие весь штат компании (около 3000 человек). При этом на промышленную зону фабрика совсем не похожа.
Если по пути из Гонконга в Дунгуань мы видели множество грязных, обшарпанных предприятий-коробок, часть которых была заброшена (дешевле строить новые заводы, чем модернизировать старые), то Edifier нас встретил зеленой парковой зоной. Прямо перед входом развернулся большой «танцующий» под музыку фонтан. Сразу за ним — основное здание необычной формы, полностью из стекла. Чуть глубже находятся производственные линии — обычные бетонные прямоугольники, но аккуратные и чистенькие. Ну а справа от штаб-квартиры — три жилых корпуса, сдающихся рабочим в аренду.
Внутри основного строения нас ожидал каких-то нереальных размеров ресепшен с припаркованным тут же (в нескольких метрах от стойки регистрации) спортивным Maseratti главного дизайнера.
Остальную площадь (четыре этажа) занял шикарный офис. Здесь сидит руководство, менеджеры и младшие сотрудники. Для нормальной работы есть все — переговорные, выставочные, комнаты для прослушивания акустики, кинотеатр и даже приличный бар с неплохим выбором напитков и концертной площадкой. Тут же и переходы ко всем производственным линиям, к которым мы и отправились.
Как это делается
Помимо того, что завод Edifier большой и включает все циклы сборки колонок, тут есть еще одно преимущество. Компания, скажем так, открыта для прессы. Обычно фирмы, приглашающие на свои заводы, запрещают писать чуть ли не о половине из того, что показывается. Предварительно подписываются специальные бумаги, а в результате невозможно создать целостную статью. Не последняя причина, почему мы поехали именно к Edifier, — нам с самого начала разрешили рассказать обо всем. Поэтому не будем ни в чем себе отказывать и опишем полный цикл производства.
Отличие акустики от остального железа в том, что она не идет по конвейеру от начала и до конца. Фактически любая колонка состоит из трех деталей: корпус, динамики, система управления/электроника.
На все этапы выделены собственные линии, занимающиеся делом без оглядки на соседей. Каждая представляет собой монструозных размеров цех, уходящий чуть ли не за горизонт. Чтобы не запутаться во всем этом, процесс строится следующим образом. Допустим, начальство говорит, что сегодня готовим десять тысяч комплектов HCS2330. Заказ формируют и спускают руководителям линий. Те, в свою очередь, подготавливают оборудование, объясняют рабочим, что конкретно собирать, и все приступают к делу.
И Hi-End тоже
Во время поездки нам удалось лично встретиться c Филом и немного пообщаться в неформальной обстановке. Сейчас он вплотную занимается изобретением новых видов колонок и нестандартных ходов в дизайне. Разумеется, мы не удержались и спросили, а какой главной цели он пытается добиться в своей работе. На это Фил ответил просто: «Я хочу создать акустику, которая будет звучать как живая группа». Никаких подробностей он озвучивать не стал (видимо, пока это секрет), но намекнул, что строит какой-то нереальный выставочный образец с низкочастотным динамиком в 1,8 метра!
В заключении разговора Фил рассказал нам еще одну очень интересную вещь. Мы спросили, почему в колонках в основном используются обычные акустические входы типа 3,5-мм джеков или RCA и так мало оптики или, скажем, доков под iPod. Оказывается, дело в патентах. Если первые два разъема ничего не стоят, то за остальные надо заплатить, соответственно, Sony/Philips и Apple. Конечная цена набора из-за этого вырастает примерно на 700-900 рублей.
Сердце
Начнем с динамиков. Хоть это и главная составляющая, сделать ее не так уж сложно. Из пластика отливают корпус-корзину, на которую будут навешивать элементы. Под ее размеры изготавливают ферритовое кольцо и намертво приклеивают его к основанию. Как только детали отцентрируют относительно друг друга, получившийся бутерброд отправляют в магнитную камеру, где под высоким напряжением ферриту задают положительный или отрицательный заряд.
Следующий шаг — катушка. Это обычное колечко, смотанное из медной проволоки. Задача у него простая и в то же время очень ответственная. На него подают переменный ток, с определенной частотой меняющий магнитное поле и заставляющий систему притягиваться или отталкиваться от ферритового кольца.
В принципе, мотать медь можно вручную, чем и занимаются радиолюбители или производители Hi-End, выпускающие модели в единичных экземплярах. Однако при масштабах Edifier этот процесс, разумеется, полностью автоматизирован. Вместо тысячи китайцев, сворачивающих колечки со скоростью тутового шелкопряда, в цехах стоит несколько агрегатов, с невероятной скоростью наматывающих проволоку. Выглядят они просто, но, по словам руководителей, крайне сложны в настройке: витки должны быть очень аккуратными и в точности соответствовать техническому заданию.
Заключительный этап — диффузор, тот самый купол, двигающийся под действием катушки. Изготавливают и формируют его из разных материалов. В зависимости от конечной стоимости изделия могут использовать пластик, ткань, бумагу или кевлар.
После того как диффузор приделают к корзине, останется только подвести проводку и вывести наружу клеммы под входы с управляющих плат. Заметим, что приклеивают, центрируют и паяют все вручную — иначе в Китае нельзя, за излишнюю механизацию (читай: отбор у населения рабочих мест) в государственную казну приходится платить внушительные суммы. Для работы, не требующей высочайшей точности, всегда проще нанять десяток дополнительных рабочих, чем автоматизировать процесс.
Платы
Платы, блоки питания и ручки управления в Edifier также собирают самостоятельно. Процесс очень похож на тот, что мы уже видели на заводах той же ASUS или MSI, и разбит на несколько действий.
Первое — подготовка печатной платы. Их, мы думаем, видели все, а если нет, то снимите боковую крышку компьютера и посмотрите: прямоугольные пластины с кучей элементов — это оно и есть.
Задач у «печатки» две: удерживать детали и передавать между ними сигнал. Основной ее слой — текстолит, жесткая пластина, принимающая на себя всю физическую нагрузку. За электрическое соединение компонентов отвечает фольга, нанесенная на одну или обе стороны заготовки.
Поступают платы в виде огромных листов. В зависимости от запланированной схемы их разрезают на кусочки необходимых размеров и просверливают крепежные отверстия. Получившийся прямоугольник отправляют в «травильную» машину, которая, согласно заданной программе, удаляет большую часть фольги, формируя токопроводящие дорожки.
После этого плату направляют в своеобразный принтер, размещающий по поверхности небольшие элементы. Выглядит он впечатляюще. Сам агрегат — двухметровая горизонтальная колба с прозрачным окошком. С фронтальной стороны к ней прицеплены катушки (прямо как на старых магнитофонах) с лентами мелких деталей. Внутри с бешенной скоростью движется головка-щуп, она выхватывает с бобины нужный элемент и переносит его на основу.
Более крупные вещи — транзисторы, дроссели, конденсаторы — расставляют вручную. По конвейеру идет вереница плат, а молодые девушки оперативно вставляют в них электронику. Мы долго пытались высмотреть на конвейере мужчину, но не нашли ни одного. Разумеется, тут же спросили у сотрудника компании, который выступал в роли экскурсовода, что за дискриминация такая. Оказалось, что мужчины чисто психологически плохо переносят столь однообразную и кропотливую работу, а вот женщины спокойно с ней справляются.
Когда все установлено, плату загружают на пропайку в печку и отправляют на проверку. В конце конвейера сидит девушка, она быстро, но внимательно осматривает готовые микросхемы. Если все нормально, то экземпляр, условно, уходит в правую корзину, если замечены неточности — в левую, на переделку. В случае с блоками питания устройства дополнительно проверяют на стабильность: в отдельной комнате установлены несколько щитов с сотнями розеток, занятых свежеиспеченными БП.
Секреты
Все новинки проходят кучу тестирований. Например, у Edifier есть собственная безэховая камера. Это огромная комната, в которой вообще нет звуковых отражений. Волна от источника идет по прямой и полностью поглощается стенами. То есть если человек за вашей спиной говорит чуть в сторону, то вы его не услышите. Чтобы добиться эффекта, все поверхности покрывают поглощающим материалом, а пол делается из тросов и поднимается на высоту около трех метров. В этом помещении инженеры при помощи высокочувствительных микрофонов определяют все акустические свойства готовых колонок и заполняют строчки ТТХ в официальных характеристиках. К последним в Edifier относятся с каким-то особым трепетом. К примеру, мощность они всегда указывают среднеквадратичную (RMS), а не на разрыв, как это делают остальные мультимедийные производители. Иными словами, когда на коробке указано 200 Вт, то это действительно звучащие ватты, а не те, после которых ломается динамик. В этой же камере испытывают и наушники. Под них стоит манекен человеческого торса с реальной анатомией головы и ушей.
Корпуса
Ну и, наконец, третий этап — корпуса. В зависимости от типа (дерево или пластик) изготавливают их в том или ином цеху. Деревянное производство больше похоже на склад: тут и там штабелями лежат листы МДФ (прессованные опилки), коробки и бобины с пленками. От простого хранилища его отличают лишь автоматические пилильные станки.
Вообще, делают обечайки необычно. Если вы думаете, что колоночный кубик собирают из четырех отдельных панелей, вынуждены разочаровать ваше воображение. В Edifier его лепят из единого продольного куска МДФ. В нем вырезают отверстия под динамики/управление/контакты, а с внутренней стороны создают поперечные пропилы. В будущем, когда все детали будут собраны, лист МДФ складывают по бороздкам и проклеивают — корпус готов. Кстати, изначально МДФ приходит в натуральном цвете, и только на заводе ее оборачивают пленкой, придающей нужный вид и фактуру.
Пластиковый цех на фоне «деревянного» собрата выглядит куда мрачнее. Огромное помещение уставлено внушительного размера печами, отливающими по заготовкам детали. Мешки с крошкой (сырье) к плавильням поставляют по системе рельсов, проложенных по потолку. Когда образец готов, его вытаскивают из печки и вручную удаляют все заусенцы (они потом отправятся на переплавку). Работа в этом месте идет круглосуточно: если машину остановить, то пластмасса застынет и аппарат можно будет отправить на помойку.
Последний шаг для корпусов — покраска. Проходит она в специальных камерах высокого давления, позволяющих нанести ровный слой краски и добраться до самых труднодоступных мест. После нанесения цвета элементы проверяют на качество, а в случае проблем возвращают в камеру.
Хотя пластиковых колонок в Edifier льют много, в Россию они практически не попадают — у нас большей популярностью пользуется дерево. А вот в Китае и Европе пластмассовые экземпляры уходят влет.
Финальные стадии
Как все составляющие готовы, их отправляют на финальную сборку, где элементы объединяют в единое целое: ставят динамики, крепят платы, проклеивают швы, прокладывают провода (единственное, что Edifier пока не делает самостоятельно). В конце все это фасуют по коробкам, закрывают и укладывают на склад, где партию ждет ряд тестов.
Из тысяч образцов наугад выбирают несколько штук и отсылают на испытания. На вибрационном стенде акустику трясут пару дней. На ударном — упаковку водружают на двустворчатую платформу, поднимают на высоту в полтора метра и резко раскрывают створки. В двух камерах по соседству громкоговорители по трое суток живут в условиях стопроцентной влажности и температуре под 40 градусов по Цельсию. А в отдельной комнате динамики проверяют на разрыв: 72 часа под нагрузкой.
Если образцы выдерживают все испытания, партию признают годной. Если хотя бы один тест провалился, берут еще одну контрольную группу и все проверяют заново. Если проблемы повторятся, то уже все колонки считаются бракованными и уходят на исследование и полную разборку. На большинстве предприятий нормальным браком считается 5%. По рассказам Edifier, у них брака менее 1%.
Когда мы покидали завод Edifier, неразгаданным оставался только один вопрос. Огромная фабрика, везде автоматика, каждая система проходит строжайший контроль качества, денег на разработку не жалеют, покупают дорогие исследовательские стенды. Вот только откуда такое внимание именно к акустике? С колонками обычно срабатывает метод «заверни покрасивее, приладь побольше подсветки, поставь док под iPod — и обязательно купят». Примеров масса.
Ответ мы получили чуть позже. В вечер перед отлетом в Москву мы собрались в ресторане вместе с Филом Джонсом (глава AAD), Энтони Уилкинсоном (директор международного отдела) и Дугласом Ип (новый руководитель STAX). Ничего интересного от этой посиделки мы не ждали: обычно на подобных «званых раутах» вкусная еда, дорогое вино и. совершенно пустые разговоры. В принципе, так оно и начиналось, пока мы не коснулись темы звука. Тут наших собеседников словно подменили. С Энтони начался жесткий спор на тему «пластик против дерева», Фил с азартом воспринял идею добавить заглушку для фазоинвертора в модель R2800. А в конце этот слет аудиофилов свелся к двухчасовому разговору о звуке и особенностях его передачи.
От «больших боссов» мы подобного не ожидали. Как правило, все беседы с крупными руководителями железных компаний сводятся к деньгам, законодательству и рекламе. А тут была самая настоящая неподдельная страсть к звуку.
Удивительная страна
Неофициальное впечатление от вполне официального визита в Китай
Чтобы рассказать о Китае, не хватит и целого журнала. Да что там журнала — всех выпусков «Игромании» за все время ее существования. Как сказал нам в поездке один из руководителей компании STAX: «Китай — большая страна, в каждом районе она своя». Поэтому мы не будем рассказывать вам о политическом устройстве и истории Поднебесной — все это вы легко найдете в интернете, зато поделимся нашими личными впечатлениями от поездки.
Гонконг
Штаб-квартира Edifier, в которой мы побывали, стоит неподалеку от трех крупнейших городов. С одной стороны — Гонконг, с другой — Шеньчжэнь, с третьей (ближе всех) — Дунгуань.
Чтобы добраться сюда, нам пришлось провести десять часов в самолете, летящем прямым рейсом от Москвы до Гонконга. У неподготовленного человека этот город вызывает настоящий культурный шок. На группе небольших островков выстроен поражающий своим масштабом мировой бизнес-центр с какой-то феноменальной плотностью застройки. Если мы в России привыкли, что перед домом — даже в центре крупных городов — у нас несколько метров лужайки, широкий тротуар и детская площадка в придачу, то тут перед каждым зданием три метра асфальта для пешеходов и сразу же начинается оживленная трасса.
Из-за острой нехватки места низких домов в Гонконге просто не существует — это город небоскребов, уходящих в небо на сотни метров. Строительству таких гигантов сильно помогает местная почва — монолитная скала. Если у нас с нашими многослойными землями приходится заливать десятки метров фундамента, то в Гонконге достаточно найти свободную территорию и начать возводить стены. Из-за этого тут в порядке вещей надстроить на старые двадцать этажей еще метров пятьдесят здания. Фундаменты выдерживают.
Вообще нехватка земли в Гонконге чувствуется буквально во всем: узкие эскалаторы, двухэтажные трамваи, маленькие гостиничные номера и крохотные квартирки по ценам раза в два выше московских. Собственный коттедж тут — непозволительная роскошь. На весь Гонконг их едва ли наберется штук сто, да и те высоко в горах (живут в них президенты крупных компаний). До недавнего времени аэропорт Гонконга стоял прямо в городе, взлетная полоса вытянулась прямо на воде и пролегала между зданиями. Говорят даже, из иллюминатора самолета во время взлета и посадки можно было увидеть, что люди смотрят по телевизору в своих квартирах.
Уровень жизни в Гонконге очень высокий, даже у простых таксистов в кармане лежит по два, а то и по три iPhone. С криминальной обстановкой, по официальной статистике, тоже все в порядке, хотя жители думают по-другому. На наш вопрос о безопасности в городе местный представитель Edifier, миловидная девушка, напряглась и сказала: «Знаете, не очень, у нас в этом году здесь двух человек убили».
Ну и, конечно, рассказывая про Гонконг, нельзя не упомянуть здешний шопинг. Бытуют байки, что в Гонконге за гроши можно закупиться электроникой, за которую в России или в Европе придется раскошелиться на круглую сумму. Мы этого как-то не заметили. Мы посетили несколько магазинов электроники, и ценники там мало чем отличались от московских — ну, может, чуть-чуть пониже.
Из увиденного реально дешевле только техника Apple. Стоит она так же, как и в США. Правда, пятых iPhone нет. Официально вроде как есть, но в наличии — не найти. Чтобы купить телефон, надо зарегистрироваться на сайте, в обговоренную дату прийти в Apple Store, принять участие в лотерее и, если повезет, получить купон на возможность купить аппарат через две-три недели. Желающие взять «пятерку» сейчас отправляются на серый рынок, где трубки толкают чуть ли не дороже, чем у нас.
Китай
Так как Гонконг, по сути, не совсем Китай (свое правительство, законы, налогообложение), то, чтобы попасть к Edifier, нам пришлось пересечь две границы: одну — гонконговскую, вторую — китайскую. Процесс этот проходит так. Микроавтобус подъезжает к пропускному пункту, открывается багажник, опускаются окна, сотруднику таможни передаются паспорта, он сверяет фотографии с сидящими в машине и ставит штампик. Кстати, печать о въезде лепят куда угодно, кроме самой визы, то есть, кроме шуток, могут запросто ляпнуть на шенген или на пустую страницу.
Разницу между Гонконгом и Китаем чувствуешь буквально с первых минут. Земли тут побольше, застройка уже не такая плотная. Резко меняется и состав автомобилей на дороге. Если в Гонконге это в основном симпатичные Toyota, Nissan, а заодно Audi, Mercedes-Benz и BMW, то в Китае нас встретили сотни местных Chery, Geely и Great Wall. Все шильдики и названия марок на авто написаны, разумеется, иероглифами, причем касается это не только родного автопрома, но и импорта. Непривычно выглядит и окружающая территория. Несмотря на весьма гористый ландшафт, землю китайцы используют по полной программе. Все более-менее ровные участки наглухо засажены сельскохозяйственными культурами, часто встречаются и небольшие рисовые «огороды». Правда, «огороды» эти, простите за тавтологию, ничем не огорожены — ходи не хочу. Вот только без знания местных законов лучше этого не делать. Бывали случаи, когда отечественные журналисты, руководствуясь чисто российскими представлениями о нормах поведения, проводили по несколько дней в тюрьме и депортировались на родину с приятным штампом о запрете на въезд в Китай.
Причем понять, что именно тут нельзя, очень сложно — слишком уж необычными бывают ограничения. Например, нельзя просто так фотографировать жителей страны, за это запросто могут посадить. Про запрет на чуть ли не половину интернет-сайтов вы и так знаете, мы на всякий случай проверили — до Google и Facebook не достучишься. При попытке поднять VPN до домашнего компьютера и открыть дверь в Мировую паутину сразу же приходит сообщение о том, что если ты резидент, то «лучше не делай этого… или готовься — мы уже выезжаем; ну а если ты приезжий, то можешь попытаться, но не советуем». Если VPN все-таки создается, его пытаются придушить — и в большинстве случаев вполне успешно.
Сложности в Китае и с общением или походами в бар. Скажем, при удалении от отеля хотя бы на пару километров вглубь страны у местных резко исчезает способность к иностранным языкам. Так, еле выкроив часик из плотного графика, мы решили посетить бар километрах в сорока от места проживания. Опыт оказался крайне интересным. Появление европейца в заведении привело официантов в неистовое оживление, через две минуты рядом со столиком стояло уже трое молодых ребят, активно что-то обсуждающих на своем языке. Как выяснилось чуть позже, по-английски никто из них не говорил в принципе, так что заказать что-либо было нереально. Меню от проблем не спасло — ни одного понятного слова или хотя бы картинки, только иероглифы с ценами.
Отдельная песня — такси. Выглядят они, прямо скажем, настораживающе: внутри приварена мощная решетка из железных прутьев, надежно защищающая водителя от возможных посягательств со стороны пассажиров.
Очень необычно в Китае обстоит дело с именами. Среди обслуживающего персонала туча всяких Джонов, Патриков, Билов и даже Лен, Маш, Саш и Петь. Дело в том, что у местных есть только одно настоящее имя — родное, китайское. Для общения с иностранцами они берут себе любое понравившееся. Менять его они могут сколько угодно раз, чем и пользуются при смене работы.
Фабрика
Сама фабрика Edifier расположена на удалении от основных городов — в Dongguan Songshan Lake National Hi-tech Industrial Development Zone площадью 72 квадратных километра. Место это считается технологическим центром Китая, типа американской Кремниевой долины. Построить тут завод адски сложно.
Дело в том, что находится все это в экологически чистой зоне и к фирмам предъявляются серьезные требования. На Edifier, к примеру, повсеместно используются солнечные батареи, ими обвешаны практически все здания. Замкнутая тут и система водопровода. Воду залили только один раз, при строительстве, — а дальше просто гоняют по кругу, пропуская через невероятное число фильтров. К отходам тоже относятся очень бережно: пыль, скажем, автоматически собирается со всех цехов и идет. на продажу. Как оказалось, из пыли можно извлекать полезные металлы, а из древесной крошки вполне реально слепить новую МДФ. Конечно, для колонок она не подойдет, но кинуть на пол как подстилку — вполне сгодится.
Поездка в любую азиатскую страну — настоящее путешествие в другой мир. Объяснить это на словах практически невозможно. Местный быт, религия, да и вообще цели и отношение к жизни в Азии абсолютно другие. Проявляется это буквально во всем, начиная с еды и заканчивая общением. Для многих такой контраст неприятен, не раз мы слышали в аэропортах: «Больше я в этот муравейник ни ногой!» Но для многих знакомство с экзотической страной перерастает в желание остаться там навсегда. Конечно, Гонконг — это не показатель, город создавался европейцами, и от Азии там не так много, но вот остальные страны — Китай, Таиланд, Тайвань — то место, куда нужно слетать хотя бы один раз в жизни. Не обещаем, что вам понравится, но посмотреть на это определенно стоит.