eco косметика что это
Эко-косметика – красота без химии
Фирмы-производители, работающие в косметической индустрии, все чаще и чаще обращаются к натуральным ингредиентам. Дело в том, что химические добавки, используемые в большинстве косметики – продукты нефтепереработки, которые плохо совместимы с физиологической средой организма. Синтетические продукты могут давать непредсказуемую реакцию при попадании на кожу. Кроме того, они нарушают естественные клеточные процессы и природный баланс кожи. Натуральные же ингредиенты безопасны, более физиологичны и лишены этих недостатков.
Эко-косметика сегодня – это безопасный и натуральный путь к красоте. Современные производственные технологии позволяют получить идеально очищенные минеральные элементы и экстракты целебных растений. А специально разработанные, активные рецептуры позволяют довести эффективность эко-косметики до самого высокого уровня. К сожалению, в России нет официального, общепринятого понятия эко-косметики. Поэтому даже марки, которые включают всего один-два процента натуральных ингредиентов в состав, могут называть свою продукцию экологичной.
Для лучшего понимания все косметические средства можно разделить на 3 условных группы в зависимости от содержания натуральных компонентов.
Реклама и не более того
К этой группе относятся средства, состав которых включает в себя в основном искусственные ингредиенты, полученные химическим синтезом, а также несколько растительных или минеральных натуральных компонентов. Порой их содержание настолько незначительно, что оно даже не оказывает положительного эффекта, а используется исключительно как маркетинговый ход. Обычно на такую хитрость идут производители недорогих косметических средств, найти которые можно на прилавках супермаркетов.
В гармонии с природой
Средства из этой группы изготовлены, по большей части, из натуральных растительных ингредиентов. Однако многие составляющие могут быть обработаны химическими способами или вовсе иметь синтетическое происхождение. Обычно это эмульгаторы, консерванты, отдушки и прочие компоненты, которые обеспечивают косметике необходимые потребительские свойства: приятный аромат, комфортность нанесения, быстрота впитывания, длительный срок хранения.
Эко-косметические средства
Эко-косметика обязана состоять из растительных компонентов не менее чем на 95%, причем 50% из них должны быть выращены на экологически чистых плантациях и полях. В производстве не используются растения, обработанные токсичными веществами или модифицированные генетически. Эко-косметика не содержит ингредиентов животного происхождения, исключение составляют лишь компоненты, добываемые естественным путем без насилия над животными. Помимо прочего, строгие ограничения накладываются на используемую воду и охрану окружающей среды. Соблюдение всех перечисленных правил должно подтверждаться эко-сертификатом независимой компании, причем сертификации подвергаются все этапы производства, а не только конечная продукция. В период действия эко-сертификата производитель подвергается плановым и внеплановым проверкам, а также находится под постоянным контролем независимой сертифицирующей организации.
В составе хорошей эко-косметики можно найти:
В эко-косметике не должно быть:
Эко-косметика в России пока распространена не столь широко, как, например, в Америке или Европе. Если вы решили купить действительно натуральную косметику, склоните выбор к проверенным зарубежным брендам, а покупки делайте в аптеках или специализированных интернет-магазинах.
Как косметические марки поддерживают тренд на экологическую ответственность
Спор между производителями органической косметики и косметики с использованием химии в свое время не привел ни к чему. Первые утверждали, что натуральные формулы кремов, шампуней и гелей для душа могут быть весьма эффективными. Вторые опровергали утверждения вроде того, что полезные вещества условного подорожника могут проникнуть сквозь естественный барьер кожи без помощи транспортных молекул и благотворно влиять на процессы, происходящие внутри. Каждый в этом споре остался при своем.
Тем временем реалии сегодняшнего дня развернули вопрос об экологии в косметической индустрии в другую сторону. Теперь ответственного потребителя интересует не только влияние косметических формул на его собственный организм, но и то, как косметические средства воздействуют на окружающую среду. Логика проста: если стараешься сортировать мусор, ходить за продуктами с холщовой сумкой вместо пластиковых пакетов, использовать бытовые приборы в энергосберегающих режимах и следить за расходом воды во время чистки зубов, стоит разумнее обращаться и с косметикой.
По оценкам спикеров Всемирного экономического форума 2019 года, человечество производит более 300 млн т пластика ежегодно, из них около 8 млн т попадает в океаны. При этом более 95% всех ПЭТ-упаковок используется только один раз и только 2% пластика в мире перерабатывается. Косметическая индустрия вместе с модной считаются следующими по вредному воздействию на планету после нефтяной промышленности, а учитывая то, что подавляющее большинство косметических средств упаковано в пластик, популярный сегодня тренд на sustainability (устойчивое развитие) не мыслим без ответственного потребления косметических средств.
К тренду прислушались даже люксовые производители косметики. Так, парфюмерный дом Mugler выступил с инициативой #ЯЗаРефилинг. Марка предложила покупателю рефилинг: наполнение использованных флаконов с помощью сервиса Mugler Source. Повторное использование емкости позволяет сэкономить до 40% от стоимости аромата в зависимости от ее размера. Тут очевидна двойная выгода: экономическая и экологическая. Причем флакон можно наполнять бесчисленное количество раз. Сегодня 15% торгового оборота бренда составляют продажи ароматов по программе Mugler Source.
Поскольку для российского потребителя тема осознанности в использовании пластика достаточно нова, некоторые бренды разворачивают локальные кампании для привлечения внимания к проблеме излишнего использования пластика в повседневной жизни и необходимости его переработки. Например, в сентябре бренд по уходу за волосами Kevin.Murphy превратит свои ключевые салоны красоты по всей России в точки сбора использованных пластиковых банок и флаконов от своей продукции.
Каждый может принести пустой пластик в салон и получить «письмо счастья» с личной благодарностью от Кевина Мерфи, основателя компании. С августа ключевой точкой сбора использованных флаконов стал магазин Authentica Love на «Арме». Но и это еще не все. Марка обещает, что концу 2020 года вся упаковка продуктов с логотипом Kevin.Murphy будет производиться из пластика, добытого в океане. Продажи продуктов в обновленной упаковке уже стартовали.
Российскую кампанию запустила и марка L’Oréal Professionnel. До конца августа на территории городского пространства «Хлебозавод №9» будет открыт поп-ап Source Essentielle x Botanea. Это первая остановка так называемого зеленого фургона, который марка в дальнейшем планирует отправлять в путешествие по другим площадкам Москвы, а также другим городам. Во время акции покупатели смогут не только приобрести продукцию L’Oréal Professionnel, но и сдать пустые флаконы от шампуней и средств для ухода за волосами. Сданный пластик впоследствии отсортируют и пустят на переработку.
Не так давно у марки появились линия ухода за волосами Source Essentielle, которая содержит не меньше 80% натуральных компонентов, и гамма растительных красителей Botanea, подходящая обладателям чувствительной кожи головы, склонной к аллергической реакции. Средства Source Essentielle производятся в испанском Бургосе первым в группе L’Oréal «сухим» заводом: вся вода, используемая для производства косметики, проходит полный цикл переработки и очистки, что предотвращает загрязнение окружающей среды.
Долгое время считалось, что поддерживать тренд на экологичность в косметике — это прерогатива обеспеченных клиентов, но в этом году ситуация кардинально меняется благодаря двум гигантам рынка масс-маркета.
Шаг навстречу ответственному потреблению в середине этого года сделал Head & Shoulders. Бренд объявил о старте продаж в России шампуня в новой упаковке, которая на 20% состоит из пластика, собранного на пляжах атлантического побережья, и полностью пригодна для переработки.
Впервые экологичную инициативу компания представила в 2018 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе, а с июня 2019 года начала поставлять шампунь в новой бутылке эксклюзивно в магазинах сети «Магнит». За этот проект американский бренд получил награду ООН в области экологии «Momentum of Change». Более того, с этого года шампуни Head & Shoulders в России продаются в бутылках, сделанных из полностью перерабатываемого пластика и на 25% состоящих из вторично используемого сырья.
Масштабы бренда вселяют надежду, что инициатива компании приведет к реальным изменениям. «Сегодня продукция P&G помогает в домашних заботах 5 млрд человек, и у нас есть уникальная возможность играть активную роль в развитии ответственного потребления, — говорит Елена Горожанина, коммерческий директор и глава по маркетингу Procter & Gamble в Восточной Европе и Центральной Азии. — Мы решили объединить усилия с ведущими компаниями по переработке мусора, чтобы пластик, собранный на пляжах по всему миру, был отправлен на переработку и получил новую жизнь в виде нашей упаковки». Ей вторит Том Сзаки, глава инновационной компании по переработке отходов TerraCycle — глобального партнера Head & Shoulders: «Сейчас практически все сделано из пластика. По нашим данным, только 2% пластика в мире перерабатывается, а 25% в конечном итоге оказывается в океане. Я невероятно рад возможности сотрудничать с Head & Shoulders. Я считаю такое решение исторически значимым в борьбе с загрязнением океанов».
Еще один гигант, выступивший с экологической инициативой, — Garnier. Марка объявила о глобальной стратегии развития в отношении пластика, согласно которой вся продукция ее производства в самом ближайшем будущем будет продаваться в упаковке, пригодной для повторной переработки. В данный момент марка активно работает над глобальным проектом по очистке островов от пластика совместно с некоммерческой корпорацией Ocean Conservancy, помогающей защитить диких животных в океане и сохранить разнообразие экосистем.
Забота об экологии водоемов может проявляться не только в контроле за производством и сбором пластика. Ежедневно в Мировой океан окунаются миллионы людей, пользующихся солнцезащитными кремами, спреями и лосьонами. Все ли эти средства состоят из экологически чистых ингредиентов? Проще рассказать про исключения. Так, марка Biotherm заботится о водном пространстве Земли в рамках программы Water Lovers, согласно которой не только создает экологичные упаковки, но и стремится уменьшить негативное влияние смываемых косметических средств на водную среду. Семь лет исследований потребовалось марке, чтобы создать платформу «Ocean 5» для тестирования воздействия средств на окружающую среду. Она позволяет изучить свойства каждой формулы как в пресной, так и в морской воде. Эта методика была разработана совместно с Научным центром Монако (CSM) и теперь используется для оценки влияния солнцезащитных средств на кораллы.
Методика сразу же получила признание научного сообщества, статья о ней появилась на страницах журнала Coral Reefs («Коралловые рифы»). В общем и целом, благодаря этой технологии все солнцезащитные фильтры, используемые в продуктах серии Water Lovers, не наносят вреда кораллам.
Коралловые рифы играют ключевую роль в поддержании биоразнообразия Мирового океана. Они довольно уязвимы и несмотря на то, что занимают всего 0,2% общей площади океанов, служат убежищем более чем для трети морских видов плюс помогают сдерживать прибрежную эрозию. В январе 2018 года князь Монако Альбер II наградил доктора Оливье Куртена-Кларанса, генерального директора Clarins Group и сына основателя компании, орденом Святого Карла за вклад Clarins Group в работу по защите Мирового океана. Она включала в себя в том числе исследования рифов, проводимые компанией в сотрудничестве все с тем же с Научным центром Монако с целью изучения генетической структуры кораллов и их защиты. Таким образом марка может утверждать, что формулы солнцезащитных средств под логотипом Clarins безопасны не только для человека, но и для кораллов.
Марки, далекие от проблем Мирового океана, нередко выбирают целью своей экозаботы леса, которые считаются легкими планеты. Например, французский бренд Caudalie разливает свой хит продаж — масло для ухода за кожей тела, лица и волосами Divine Oil — в стеклянные флаконы с крышкой из дубовой древесины, происходящей из обновляемых лесов и сертифицированной по программе признания схем лесной сертификации (PEFC). За каждый проданный флакон этого средства марка обязуется посадить одно дерево в Амазонии.
А испанский бренд Naobay, производящий экологически чистые средства для мужчин, женщин и детей (подтверждено сертификатом Ecocert), сотрудничает с Лесным попечительским советом, международной некоммерческой организацией, которая состоит из представителей отраслевых компаний из многих стран мира, в том числе России.
Перспективы косметического рынка в отношении sustainable-инициатив выглядели бы еще убедительнее, если бы не одно но: в сильно отстающих пока числится сегмент декоративной косметики. Вселяет надежду, что по объему используемого пластика он занимает не более 10% косметического рынка. А пока стоит помнить, что за исключением средств декоративной косметики, eco-friendly средства можно найти практически в любой категории и в любом ценовом сегменте.
Что такое экологичная косметика, и как ее распознать
Тенденция eco-friendly захватила мир красоты. Теперь не только ингредиенты должны быть натуральными и биоразлагаемыми, но и упаковка.
Чем отличается
Главное отличие экокосметики от обычной: она состоит минимум на 95% из натуральных и органических ингредиентов. К безопасному продукту с растительными и природными компонентами предъявляются жесткие требования на всех этапах производства, начиная от сырья и заканчивая упаковкой. Экостандарты очень четко регламентируют состав косметики и процесс изготовления.
Растения для производства свободного от химии продукта должны выращиваться в экологически чистых местах, например на плантациях или в дикой природе. Для обработки будущего сырья ни в коем случае нельзя использовать химикаты, запрещены генетически модифицированные растения. В натуральной косметике не используется продукт животного происхождения, кроме того, который добывается без насилия над животными. Кстати, такая косметика не тестируется на зверюшках.
В экологическую косметику не допускается добавлять красители, ароматизаторы и консерванты синтетического происхождения. Поэтому в натуральной и органической косметике нет таких составляющих, как парафин, парабен, продукты нефтепереработки, минеральные масла и силиконы.
И как окончательное доказательство экологичности — упаковочные материалы, которые соответствуют требуемым нормам и не вредят балансу окружающей среды.
Какими натуральными консервантами заменяют в экокосметике химию
Консистенция продукта должна быть стабильна в течение срока годности, не подвергаться порче и не расслаиваться внутри упаковки. За стабильность продукта отвечают компоненты, входящие в основу косметики, — это эмульгаторы, стабилизаторы, консерванты, антиоксиданты. В экокосметике альтернативу синтетическим компонентам (парабенам, лаурилу, сульфату аммония и многим другим) составляют натуральные продукты.
Эмульгаторами и стабилизаторами, которые обладают очищающим эффектом, а также не дают расслаиваться масляной смеси косметического средства, являются растительные сапонины: экстракты мыльного дерева, мыльнянки, юкки; белки молока, сои, хитозана; красные водоросли; ксантановая смола; соевый лецитин.
Консерванты и антиоксиданты, которые предотвращают порчу продукта и его окисление, в экокосметике представляют: витамин Е — для масляной основы, витамин С — для водной основы; растительные полифенолы, эфирные масла чайного дерева, тимьян, эвкалипт, розмарин, перечная мята, цитрусовые, глицерин (для продуктов с водной основой).
Какие натуральные увлажнители используют в экокосметике
При нехватке влаги кожа постепенно становится дряблой и покрывается мелкими морщинками. Глубоким клеткам кожи необходимо восстанавливать силы и укреплять изнутри поврежденный кожный барьер. Чтобы кожа обретала упругость, необходимо замедлить испарение влаги.
В обычной косметике увлажняющими ингредиентами являются гликоли и продукты переработки нефти — вазелин, минеральные масла, парафин. В натуральной и органической косметике синтетику замещают растительными маслами, содержащими липиды; окклюзионными растительными маслами деревьев какао и ши; высокомолекулярными растительными полисахаридами и белками; молочной кислотой, мочевиной и свободными аминокислотами.
Эмоленты, которые смягчают и защищают кожу от испарения влаги, вместо синтетических спиртов и силиконовых масел заменяют опять же натуральными продуктами. Это масла деревьев ши, какао, ореха макадамии, кустарника жожоба, авокадо, а также оливковое, пальмовое, персиковое, сезамовое, морковное масла; растительный воск, масло из косточек винограда и ростков пшеницы.
Как выбирать
Так как экологически чистая косметика не имеет синтетических красителей и ароматизаторов, то цвет продукта должен быть неярким, светлых тонов. Запах натуральных растений. Упаковка скромная, из биоразлагающегося материала или из аптекарского стекла, может быть в алюминиевой тубе или в бамбуковой баночке. Но ни в коем случае не из вредного для природы пластика. Срок годности такой косметики небольшой, так как в ней нет искусственных консервантов. Хранится она обычно полгода, а после открытия месяц, максимум два. На упаковке должен стоять один из логотипов или значков сертифицирующей организации — Ecocert, Cosmebio, BDIN, Soil Association, ICEA. Значок не наклеивается стикером или голограммой, он напечатан на упаковке.
Мария Кондратьева
Эксперт бренда Weleda
Сертификаты выдаются независимыми организациями, у каждой из них есть список своих требований к претендентам.
Одним из самых строгих сертификатов на данный момент считается Natrue, и именно им отмечена косметика Weleda. Продукт, сертифицируемый Natrue, должен быть на 100% натуральным и содержать не менее 20% органических ингредиентов (ингредиентов из сырья, выращенных на сертифицированных органических фермах). Для сравнения — Ecocert требует минимум 10% органических ингредиентов (что в два раза ниже), к тому же такой продукт может содержать небольшое количество синтетических компонентов из строго определенного списка.
Общие критерии для экосертификатов можно выделить следующие — экологически чистое производство, перерабатываемая упаковка, отсутствие тестирования на животных, органическое сырье должно быть выращено без пестицидов, стимуляторов роста, максимально естественным способом.
Подходит не всем
Новая линия высокоэффективных косметических продуктов на основе натуральных растительных биокомпонентов может быть аллергична. Эфирные масла, продукты пчеловодства, экстракты цветочных растений могут вызывать раздражение. Поэтому, если вы знаете, что на определенный продукт или растение у вас аллергия, то лучше не рисковать. Пользуйтесь той косметикой, которая проверена вами.
Анастасия Марченко
Косметолог органической корейской косметики Whamisa
Выбор покупателем экопродукции должен начинаться не прямо в магазине, а задолго до, с изучения состава. Стоит обращать внимание на наличие основных параметров чистого состава — это отсутствие критичных компонентов. К ним относятся:
1. Микропластик (пример Acrylates copolymer).
2. Продукты нефтепереработки (парафины, вазелины и т. д.).
3. Критичные консерванты (например, феноксиэтанол).
5. Генномодифицированные продукты.
Косметика «органик» и натуральная косметика должны содержать в своем составе в основе всего несколько видов веществ: воду, природные минералы, растительные ингредиенты, получаемые физическими или химическими методами, и другие распространенные группы ингредиентов. И в связи с этим существует огромное количество мифов об органической и натуральной косметике. Один из них про частые аллергические реакции на такую натуральную рецептуру. Но косметологи и дерматологи сходятся в одном мнении: на любую косметику с натуральным, либо органическим, либо с любым другим самым обычным составом бывают аллергические реакции. Такое бывает как на отдельный компонент, так и на смесь веществ в составе. Поэтому верным будет правило: перед покупкой изучить внимательно тот продукт, который вы собираетесь приобрести. А после покупки проверить средство и нанести немного на маленький участок кожи предплечья. Так вы сможете избежать ненужных проблем.
Что такое эко и биокосметика?
В последнее время на полках магазинах часто можно увидеть косметику, на упаковках которой написано “эко”, “био”, “природная”, “фито”, “с экстрактами трав”. Нам кажется, что она полезная и мы ожидаем, что в составе этих средств только полезные и натуральные компоненты. Но действительно ли это так? Какую косметику на самом деле можно назвать натуральной, а какая органическая, и есть ли разница в этих понятиях? Давайте разбираться.
Это, вероятно, удивит вас, но производители косметики имеют права называть свои средства натуральными, если в них есть хотя бы даже один природный компонент.
Если вы действительно хотите выбрать то, что принесет вам пользу, всегда внимательно смотрите на состав. Когда природные компоненты и экстракты находятся где-то в конце и их количество совсем невелико по сравнению со всеми остальными ингредиентами, то и особой пользы от такой косметики ждать не стоит.
А как же отличить органическую косметику?
К органической косметике требования куда более жесткие. Вот самые основные:
Сертификаты органической косметики
Чтобы получить право называться органической, косметика должна пройти обязательную сертификацию. Вот самые известные сертификаты:
[:глоссарий:natrue:] | [:глоссарий:ecocert:] | [:глоссарий:cosmebio:] |
[:глоссарий:soil-association:] | [:глоссарий:icea:] | [:глоссарий:bdih:] |
Итак, выбирая органическую косметику, мы заботимся не только о себе, но и о природе.
Кстати, обращаем внимание, что некоторые производители не сертифицируют свои средства, несмотря на то, что они соответствуют требованиям. Дело в том, что сертификация несет за собой дополнительные затраты и повышает стоимость косметики. Но тот факт, что они не сертифицированы, вовсе не говорит о том, что эта косметика не может быть полезной.
Экокосметика? Внимательно читайте состав
Давайте более подробно рассмотрим, на что надо обращать внимание!
Поверхностно-активные вещества
На первом месте в составе косметики обычно находятся ПАВы, или поверхностно-активные вещества. Это те самые вещества, которые дают пену. Они встречаются, например, в шампунях и гелях для душа, а также в зубных пастах и в вашей любимой пене для ванны.
При частом использовании средств с такими ПАВ можно очень даже навредить коже. Эти вещества способны иссушить кожу, вызвать зуд, шелушение и аллергию, нарушить кислородный обмен, стать причиной выпадения волос. Кроме того, данные компоненты накапливаются у нас в организме, проникая через кожный покров и негативно влияя на весь наш организм. В детских средствах их особенно нужно избегать.
Наверняка вы замечали, что при частом применении шампуней на коже возникает зуд и раздражение. Мы покупаем Head&Shoulders, но это не помогает, потому что причиной такого зуда нередко являются сульфаты, концентрация которых в подобных шампунях велика.
Иногда любимые и подходящие нам средства, к сожалению, не идеальны по составу. Но если вы часто моете голову, то очень рекомендуем вам покупать более мягкие по составу шампуни.
Какие же ПАВ более мягкие?
Это те вещества, которые получают из кокосового масла. Cocamidopropyl Betaine, Coco Clucoside, Lauryl Clucoside, Decyl Clucoside. Они действительно очень мягкие, и безопасны для организма. В натуральной косметики используются именно эти вещества. И все же, споры по ним не утихают, но больше они относятся к методу их получения. В целом, если вы видите в составе эти вещества вместо привычных сульфатах, то можете смело пробовать такую косметику.
Да, от этих натуральных средств действительно не будет обильной пены, как от химических, но они прекрасно промывают, не нарушая естественный PH баланс кожи и не нанося вред организму.
Кондиционирующие добавки
Про вред и пользу силиконов существует бесконечное количество споров. Ведь, на первый взгляд, силикон разглаживает волосяные чешуйки, придает блеск волосам, облегчает расчесывание. Внешне волосы выглядят ухоженными и красивыми. Кроме того, силикон позволяет коже дольше удерживать влагу и защищают от внешних воздействий. Но вред силиконов состоит в том, что они практически не вымываются водой, а в итоге накапливаются на волосах и коже, создавая невидимую пленочку, не давая нашей коже дышать, утяжеляют волосы и замедляют их рост. Так, например, Dimethicone смывается только шампунями глубокой очистки.
Загустители и стабилизаторы
Вообще, лучше избегать в составе все, что связано DEA и TEA – в отдельных случаях они вызывают индивидуальную реакцию в виде сухости и раздражения.
Эмоленты
Консерванты
Ни одна косметика не может обойтись без консервантов. Они призваны «консервировать» состав косметической формулы и предохранять его от бесконтрольного размножения бактерий и болезнетворных микроорганизмов.