dog friendly что это
С собаками можно: зачем ресторану быть дог-френдли
Миска с водой и сахарная косточка
Термин dog-friendly (или pet-friendly, если речь идет обо всех животных) означает доступную среду для домашних собак и их владельцев: любую территорию, где питомцу будут рады.
Обычно бизнес работает по двум моделям, рассказывает владелица сервиса Dog-Friendly Map Сабина Джавадова. Первый подход — когда заведение просто пускает гостей с собаками и относится к этому как к части работы. В другом, более глубоком понимании дог-френдли — это история про сервис. Пусть и минимальный: в большинстве российских заведений он обычно ограничивается миской с водой. Но не везде: например, в иркутской кофейне «Пространство» псу выдают одноразовую пеленку, чтобы хвостатый не пачкал стул, Surf Coffee в Казани и Tinto в Москве балуют собак игрушками. В столичном Table Cafe есть и миски с водой, и крючки для поводков, а на Даниловском рынке даже построили парковку для собак, где можно спокойно (и бесплатно) «припарковать» питомца и пойти за покупками.
Какой именно подход выбрать, зависит от аудитории и ее потребностей, считает совладелица креативного агентства Makhlina Bolshakov и основательница дог-френдли-проекта SobaSoba Вероника Махлина: «Дог-френдли пекарне в спальном районе может быть достаточно пускать с собаками гостей, которые совмещают утреннюю прогулку с покупкой хлеба. Лежанку там не оценит никакой лабрадудль — люди заходят с собакой, чтобы сэкономить время, а не провести его там. А в кафе у парка гости с собаками, может, хотели бы посидеть подольше и дать попить своим уставшим псам — если тут питомцу не нальют воды, это фиаско».
Рост оборота и теплая атмосфера
Авторы проекта Dog-Friendly Map насчитали в России больше 1000 точек общепита, где рады собакам. Но это вовсе не значит, что в остальных заведениях не обслуживают гостей с хвостатыми друзьями: многим рестораторам просто все равно, или они не стремятся привлекать аудиторию собачников. Кажется, хлопот будет много, а плюсов никаких. Но это только на первый взгляд.
«Однажды мы работали с кофейней Bumble Coffee — разрабатывали для них рекламную кампанию, — рассказывает Вероника Махлина. — И выяснили, что большая часть их потенциальной аудитории — собаководы: это кофейня на окраине, где много парков и ни одного кафе, куда можно прийти с псом. Кроме того, владельцы кафе — сами собаководы, знают потребности своей аудитории и обожают ее. Они решили сместить фокус коммуникации на дог-френдли: поставили миски, лакомства и одаривают собак максимальной заботой. В итоге выручка кафе увеличилась в 1,5 раза».
С этим мнением согласна и Сабина Джавадова: помимо денег, дог-френдли политика позволяет заработать лояльность аудитории и создать в кафе теплую, живую атмосферу. «Плюс это бесплатная реклама: среди собачников быстро распространяется информация о том, куда можно прийти с животными», — говорит она.
И локальная кофейня, и ресторан высокой кухни
В подборки дог-френдли заведений чаще попадают кофейни, реже — рестораны высокого класса. По словам Вероники Махлиной, это связано с потребностями аудитории. «В такие рестораны обычно не заходят по пути и одеваются так, что пса просто неудобно с собой взять, а гостям хочется наслаждаться едой и спокойной атмосферой», — рассуждает она. Но при этом подчеркивает: рестораны становятся более демократичными, а высокий статус заведения никак не противоречит дог-френдли взглядам его владельцев.
Сабина Джавадова приводит в пример московский ресторан «Dr. Живаго», принадлежащий Александру Раппопорту. «Мы пришли туда с акита-ину, большой собакой, а там — полный сервис, потрясающе обученный персонал. Тебе принесут лежанку, миску, предложат отдельное меню для животных, нальют воды и спросят, чем еще могут помочь», — говорит эксперт.
По ее словам, стать более открытым к собачникам может и дорогой ресторан, и крохотная пекарня: достаточно купить миску и лакомства. «Это ничего не стоит в масштабах расходов на содержание заведения общепита, но при этом всегда мило и очень приятно. Я вижу в этом для ресторанов реально упущенную возможность и часто не понимаю, почему люди бизнеса этого не замечают», — объясняет она.
«С собачками можно!», но только искренне
Авторы проекта Dog-Friendly Map знают: многие кафе стесняются афишировать, что они придерживаются политики дог-френдли — чтобы не распугать гостей без собак. Однако отсутствие наклеек, табличек и любых опознавательных знаков мешает работать с аудиторией, провоцируя недовольство гостей. Пограничная позиция несет в себе не только репутационные риски. Взять, к примеру, аллергиков: если бизнес будет прозрачным с самого начала и честно расскажет, что в заведении бывают собаки, его не смогут обвинить в нарушении Закона о защите прав потребителей.
Но использовать наклейки «С собачками можно!» (и вообще становиться дог-френдли) стоит, если эта политика действительно соответствует философии бизнеса. «Однажды в жару я зашла с собакой в кафе, где была огромная наклейка «дог-френдли» и продавали печенья для собак, но в итоге сотрудники отказались налить моему псу воды, потому что это «запрещено», — вспоминает Вероника Махлина. — Получается, бизнес несет дополнительные расходы, но только отталкивает посетителей. Лучше не становиться дог-френдли и адекватно объяснять такую позицию, чем становиться, чтобы собирать лайки».
Сабина Джавадова согласна: несколько конфликтных ситуаций — и можно быстро потерять лояльность гостей из сплоченного сообщества собачников. «Многие заведения, которые изначально позиционируют себя как дог-френдли, легко отказываются от этой идеи, если что-то идет не так. Все потому, что у них нет культуры дог-френдли, они не пытаются выстроить нормальную коммуникацию с гостями, обучить персонал», — говорит она.
СанПиН и внятные правила для хвостатых
Ресторану, который планирует стать дог-френдли, эксперты рекомендуют исследовать целевую аудиторию и убедиться, что собаководы — важная ее часть. Можно сделать это в формате тестирования, говорит Вероника Махлина. «Объявите, что проверяете дог-френдли формат, посмотрите, как будут вести себя люди, какие будут отзывы. Это позволит увидеть неожиданные стороны нового режима работы, посчитать количество гостей с собаками, услышать их потребности и узнать об интересах остальных гостей», — советует она.
Следующий шаг: юридическая подготовка. Дог-френдли-проект SobaSoba подготовило подробный разбор, под какие законодательные нормы попадают животные в заведении общепита. Как ни странно, только один СанПиН (СП 2.3.6.1079-01) упоминает животных не как «мясо животного происхождения». Он говорит, что в заведениях нельзя содержать животных и птиц, выпускать их в зал в качестве забавы, но нахождения гостей с питомцами в зале это не касается. Однако риск быть оштрафованным все же остается — в основном, из-за большого пространства для разночтений в законодательстве, говорит Вероника Махлина. «Это как ехать в общественном транспорте без медицинской маски», — считает она.
Подстраховаться помогут внутренние правила поведения, которые рестораны разрабатывают самостоятельно. Пускают собаку без намордника или нет, позволяют ли ей сидеть на кресле — все это лучше зафиксировать в документе, который можно показать гостю. «Людей очень раздражает, когда собак сажают на мебель, это всегда источник конфликтов, — делится Сабина Джавадова. — В то же время собачники, особенно владельцы небольших псов, не хотят, чтобы их питомцы сидели на полу. Поэтому здорово, когда в ресторанах есть лежанки для животных. Так можно избежать проблем с чисткой мебели и уборкой, особенно когда собака приходит с дождливой улицы, и пока она лежит на полу, вокруг растекается огромная лужа». Главное, чтобы такие правила не противоречили федеральным законам и законам субъектов: например, готовность принимать гостей с маленькими собаками и запрет для больших псов может трактоваться как незаконная дискриминация потребителей.
Также во внутренней документации стоит сформулировать правила поведения сотрудников, а затем провести по ним обучение: так персонал будет понимать, что делать в конфликтной ситуации. «Лучше всего, когда есть четкие правила и проинструктированный персонал. Хуже, когда все зависит от человеческого фактора: один администратор разрешает все, а другой и с карликовым пуделем на порог не пускает», — уверена Вероника Махлина.
Последний (но не по значимости) этап — коммуникация с аудиторией. Ресторану нужно формировать дог-френдли культуру, работать с лояльностью гостей через соцсети и другие маркетинговые инструменты. Например, с помощью сервиса r_keeper Loyalty: так можно предложить скидки на кофе для посетителей с собаками и бонусы для тех, кто случайно пообедал в компании хвостатого гостя.
«Дог френдли»: как привести собаку в офис, чтобы всем было комфортно
Особенно собаке
Несколько лет назад в России стали появляться дог-френдли офисы. Это значит, что любой сотрудник может привести с собой на работу собаку. Конечно, все не так просто: питомец должен быть привит, воспитан и приучен к общественным местам, — однако для опытных владельцев это не очень сложно. «Цех» решил разобраться, откуда к нам пришла мода на дог-френдли офисы, правда ли это так удобно и весело, и что по этому поводу думают… собаки.
Когда собаки пришли на работу
Тренд на собак в офисе придумали в IT-стартапах США и Австралии. Денег в компаниях было мало, работы — много, но зато можно было привести с собой питомца. Так руководители могли мотивировать сотрудников дольше оставаться на работе, ведь их лучший друг тоже был здесь.
Исследования, проведенные департаментом психологии Университета Восточного Кентукки показывают, что сотрудники чувствовали себя более спокойно, когда в офисе были собаки. Поскольку компании сегодня чаще размещаются в открытых пространствах опенспейсов, люди теряют чувство защищенности. Собаки, как отмечают респонденты, делали атмосферу более комфортной и дружелюбной.
Учёные из Мичиганского государственного университета доказали, что присутствие собаки в офисе повышает уровень доверия между коллегами и сплочённость коллектива.
Несколько лет назад Google официально заявил, что забота о собаках — часть их корпоративной культуры. Сотрудникам разрешили приводить своих питомцев на работу, а в штате появились должности для корпоративных ветеринаров. Однако, не стоит забывать, что собак, как и других животных, любят не все. Опрос, проведенный исследователями из Университета Восточного Кентукки, показывает, что 27% сотрудников dog-friendly компаний не в восторге от домашних животных коллег: им мешает собачий лай (19%), шерсть и нечистота (9%).
Российский дог-френдли
Считается, что в России больше любят кошек, чем собак. По крайней мере, их чаще заводят дома. По данным Mars Petcare домашних кошек в стране около 33,7 миллионов, а собак почти в два раза меньше — всего 18,9 миллионов. Однако кошки не так любят путешествовать, поэтому в офис чаще приходят с собаками.
Согласно опросу «Манго Телеком» больше половины руководителей одобряют присутствие домашних питомцев на работе. Однако офисов, уже открывших свои двери для животных, совсем не много.
Первыми дог-френдли практику начала компания Mars — они производят не только шоколадки, но и корм для животных. Чтобы принять пушистых коллег, в офисе выстроили специальную систему: территорию затонировали, для собак сделали специальные пропускные бейджи, лежанки и наняли штатного врача.
Реальный опыт
Сегодня привести собаку на работу можно не только в корпорации: небольшие компании тоже открывают двери для питомцев. Например, так поступила редакция медиа про образование и воспитание детей «Мел».
Вот, что рассказывает об этом Юлия Буглак — директор по маркетингу «Мела» и хозяйка корги Марса:
Я взяла Марса больше года назад. Он очень тактильный и эмпатичный, ему важно, чтобы с ним рядом был человек. Есть собаки, которым комфортно и без хозяина, но Марс не такой. Чтобы ему было комфортнее, я решила брать его с собой на работу. В прошлом офисе руководство без объяснения причин запретило мне приводить собаку, хотя никто из сотрудников против не был. На новом месте таких проблем не возникло, и теперь мы иногда работаем вдвоем.
Марс приходит со мной два раза в неделю, чтобы не быть дома одному и в то же время отдыхать от офиса. В обычной жизни он спит почти 16 часов в день, а на работе не дремлет — следит за всеми. За день он устает и когда приходит домой, то довольный ложится спать.
Сейчас Марс уже привык к офису и выучил всё пространство. Но в течение первого рабочего часа он более возбужден: осматривает территорию, со всеми здоровается, бегает. Потом я кладу ему плед, ставлю воду и он весь день спокойно лежит.
Чтобы прийти в офис, нам не нужны были специальные справки. Но у Марса есть ветпаспорт, я ставлю ему прививки и даю таблетки от клещей и глистов. Плюс, мы с детства занимались с кинологом, поэтому он знает команды, умеет «ждать» и «быть рядом». Ему не очень нравится, что все хотят его погладить, но он никак на это не реагирует — не кусается, не проявляет агрессию, поэтому никаких проблем с сотрудниками у нас нет.
Мой рабочий день с собакой и без почти не отличается. Мы с ним ходили и в фуд-корт, и на деловую встречу. Сейчас, когда я прихожу одна, многие даже спрашивают: «А где Марс?» Я отвечаю, что у него выходной. Пока претензий к нам не было, только позитивный фидбек.
Как походы в офис влияют на животное
Итак, если вам разрешили привести пса на работу и коллеги сказали, что им тоже будет комфортно, остался последний вопрос. Понравится ли офис собаке?
Об этом мы спросили Юлианну Люстхаллер, зоопсихолога и специалиста по воспитанию собак:
Собака — животное изначально социальное. Для нее сопровождать хозяина на работу или в путешествие — совершенно обычное и радостное явление. У собак очень сильна потребность в новой информации: дом они изучают довольно быстро, и все, что находится за пределами квартиры представляет для них огромный интерес. В офисе они не только могут освоить новую территорию, но и получить больше живого общения, что для них тоже очень важно.
Другое дело — собаки со слабой нервной системой или травматичным опытом в прошлом. Плохой контакт с хозяином, слабая социальная адаптация, отсутствие доверия к людям — все это может стать противопоказанием к выходу в офис, поэтому важно сначала проконсультироваться со специалистом.
Если вы понимаете, что собака готова выйти с вами на работу и при этом будет чувствовать себя комфортно, я рекомендую разделить предстоящий опыт на шесть этапов:
1) Потренируйтесь на небольших походах в ресторан. Начните с веранды, а затем заходите внутрь. Можно положить рядом со столом подстилку и поощрять собаку, если она спокойно лежит рядом, не просит еду и не мешает посетителям. Так вы показываете собаке, что находиться рядом с вами не дома — абсолютно нормально.
Важно: ни в коем случае не кормите собаку со стола в офисе или ресторане. Нет ничего хуже, чем животное с грустными глазами, которое жадно просит еду и провожает взглядом каждую тарелку. Собака должна чувствовать себя спокойно и расслабленно, даже среди вкусных раздражающих запахов.
2) Получите все разрешительные документы и согласуйте визит собаки. На этом этапе важно обговорить с руководством, нужно ли вам оформить специальное разрешение, принести справки от ветеринара или оформить «собачий» пропуск. Также предупредите своих коллег.
3) В первый день в офисе держите собаку на поводке. Выпускать животное со словами «иди сам все разведай» — большая ошибка. Собака обязательно должна быть под контролем хозяина. Пройдите по всему офису вместе: дайте псу время, чтобы обнюхать новую территорию и познакомиться с новыми людьми.
4) Следите, чтобы собака не перевозбуждалась. «Ух ты! дай я тебя поглажу. » — в первый день собака услышит это от каждого из коллег. В такой ситуации легко пропустить момент, когда ее радость и возбуждение станут настолько сильными, что вернуть животное в спокойное состояние будет очень сложно.
Важно: хозяин должен уметь дать собаке четкую команду «лежать» или «сидеть», чтобы животное успокоилось и смогло прийти в себя.
5) Покажите собаке место и объясните, что она должна делать. Если животное послушно лежит возле стола, его можно поощрить вкусняшкой, чтобы закрепить это поведение. При этом не будет лишним в первые дни оставлять собаку на поводке, чтобы излишне не контролировать ее и не отвлекаться самому.
6) В течение дня два-три раза выходите на улицу. Помимо естественных нужд собаке тоже нужно размяться — побегать по траве, подняться и спуститься по ступенькам.
В первый день собака может испугаться звуков кофемашины, сушилки для рук или принтера, но следующие визиты в офис будут снимать это напряжение. При этом, если вы пришли домой, а собака лежит тряпочкой или по дороге к офису начинает тянуть поводок в другую сторону — это явные сигналы того, что не стоит повторять прошлый — для собаки он не был комфортным. Если же все было здорово и весело, с утра она сама будет ждать выхода на работу.
Все самое важное и интересное собираем в нашем Telegram
Как небольшой компании стать dog-friendly
Вы — не гигант электронной коммерции, но сотрудники хотят иногда приходить на работу с собаками? У нас хорошие новости: стать dog-friendly можно даже с небольшим офисом и бюджетом.
По версии Glassdoor, собаки на работе снимают стресс, налаживают work-life баланс владельцев и снижают текучку кадров. Поэтому у Amazon есть парк для собак на территории кампуса, 17-этажная палуба с лежанками, бесплатные мешки корма и лакомств и отдельный «собачий» менеджер.
Другие крупные компании проявляют ещё больше внимания к компаньонам работников. Uber выделяет сотрудникам, которые только завели собаку, оплачиваемые часы. В это время они тренируют питомца у кинолога — потому что в офис пускают только «хороших мальчиков».
Собаки в Airbnb получают собственные значки «работника», как и их владельцы. На входе в здание значки сканируют, и данные попадают в базу службы безопасности.
Мы проанализировали опыт крупных компаний и применили его к условиям небольшой фирмы. Что сделать, чтобы интегрировать четвероногих в коллектив — читайте в статье.
Есть ли среди ваших коллег аллергики, обязательно нужно выяснять заранее. Тогда точно не придётся вызывать скорую задыхающемуся человеку с отеком Квинке. Если в коллективе есть аллергики, никакой dog-friendly политики — люди не должны работать в опасных для здоровья условиях.
Протесты тех, кому просто не нравятся животные, тоже стоит учитывать. От того, насколько сотруднику комфортно на рабочем месте, зависит его продуктивность и польза, которую он приносит фирме.
Иногда компания прекращает быть dog-friendly, потому что это мешает нормальной работе. Так случилось у крупного американского турагентства Namu Travel Group.
«У нас были разрешены домашние животных в течение года, но пришлось с этим покончить», — говорит Кейси Халлоран, соучредитель и генеральный директор Namu Travel Group. «Не все любят домашних животных. У нас было несколько сотрудников, которые страдали от аллергии или не выносили, когда вокруг животные. Правило нашего эксперимента было простым: если он беспокоит хотя бы одного человека, он заканчивается. И он, к огорчению некоторых любителей домашних животных, закончился».
Поступите, как Namu — прежде, чем закупать лежанки на десяток четвероногих, установите испытательный срок. Не обязательно на год: за пять bring-dogs-to-work дней вы точно поймёте, подходит ли вам dog-friendly политика.
Покусанный кабель под напряжением или съеденный пакет из мусорки могут отправить офисного любимца в ветклинику. Уберите из-под столов Kabelsalat — «салат из проводов», как эту путаницу называют немцы. Закупите мусорные вёдра с плотными крышками и не забывайте их закрывать, чтобы туда не проник любопытный нос.
Petplan, страховое агентство для животных, точно знает, как заботиться о четвероногих в офисе:
«Такие вещи, как кабели и открытые мусорные баки, могут быть соблазнительными для домашних животных», — говорит Наташа Эштон, соосновательница агентства. «Потратьте время, чтобы сделать офисное пространство безопасным для самых активных членов команды. В Petplan мы держим шнуры подвешенными под каждым столом и закрываем все мусорные вёдра крышкой. Удобно, когда маленькие собаки носят колокольчик на воротнике — вы знаете, когда они под ногами. Поверьте мне, вращающиеся офисные стулья и лапы не ладят друг с другом!»
→ Определите, кто будет платить, если собаки нанесут помещению вред. Например, сгрызенную проводку оплатит страховая компания, а новый диван купит владелец разбойника — ведь он подписал соглашение о возмещении ущерба.
«Даже самая послушная собака может стать враждебной в незнакомой обстановке или вокруг других домашних животных, поэтому убедитесь, что вы прикрыты на случай, если собака выйдет из себя», — говорит Терри Ард, президент Moore Communications Group. «Подумайте о том, чтобы обязать сотрудников покрывать любой ущерб, причиненный их животным».
→ Разделите офисное пространство на две зоны: с животными и без. Четвероногим коллегам не место там, где принимают пищу или напряжённо закрывают дедлайны. Чтобы не нарушать режим работы компании, возьмите за правило закрывать двери в кухню и переговорку. Выделите кабинет, куда сотрудник сможет переместиться, чтобы не отвлекаться на собак.
→ Назначьте сотрудника, который отвечает за животных. Следить, своевременно ли хозяева прививают собак, закупать инвентарь, отчитываться перед начальством за погрызенные кресла и разрешать конфликты интересов — не такая уж приятная работа. Согласится на неё только настоящий энтузиаст-собачник. Убедитесь, что он есть в компании и знает о ваших планах на него.
«Создайте команду, c которой сотрудники смогут делиться провалами и успехами того, как собаки уживаются в офисе», — говорит Кэтрин Лиско, сотрудница dog-sitting сервиса Rover.com. «Специальная команда решит возникшие проблемы с владельцем собаки».
В масштабах небольшой компании целая команда — многовато. Хватит и одного сотрудника, который будет координировать жизнь офисного зоопарка.
→ Установите график pet-friendly дней. Разрешать собак в офисе ежедневно — не самое лучшее решение: бывают дни, когда всей команде некогда следить за животными. Ещё график может стать компромиссом между владельцами собак и сотрудниками, которым они не нравятся.
Как составляет график Petplan, рассказывает Наташа Эштон, соучредитель компании:
«В Petplan у нас есть общий календарь Pets at Work. Каждый владелец собаки записывается на дни, в которые он хотел бы привести своего питомца. Календарь позволяет видеть, какие домашние животные будут находиться в офисе, и следить, чтобы все пушистые друзья в этот день ладили друг с другом. Мы бы порекомендовали такой способ связи любой dog-friendly компании. Это поможет создать благоприятную рабочую среду для двух- и четвероногих сотрудников!»
Для отдыха, кормления и игр животным нужно место. Не заставляйте хозяев ставить под стол миски с собачьей едой — выделите часть холла или комнаты отдыха.
Закупите пластиковые пакеты для внезапной уборки и щётки на случай, если кому-то не понравится утеплённая собачьей шерстью версия его брюк.
Элинор Миллс, вице-президент по стратегии Bateman Group, делится опытом: «Не забывайте о щётках! Ваши коллеги не будут благодарить вас, когда увидят мех на их одежде. Скотч в крайнем случае тоже отлично работает».
Крупные компании вроде Убера и Амазона берут на себя почти все расходы на собак: закупают корм, лежанки, игрушки. Для них забота о питомцах сотрудников — это бонус, чтобы сделать работу в компании привлекательнее.
Ключевое отличие маленькой pet-friendly компании — все расходы лежат на владельцах животных. Иметь в офисе пакет корма на случай, если кто-то его забыл, хорошая практика — но вы не обязаны тратить бюджет на собак сотрудников, если это для вас дорого.
Придти к удобной pet-политике — дело небыстрое. Принимайте предложения сотрудников, пробуйте, отменяйте или принимайте новые практики.
Pet-friendly среда сплочает коллектив, снижает уровень стресса и привлекает в компанию креативных людей. Оно того стоит — главное, не забывайте уважать двух- и четвероногих и прислушиваться к мнению друг друга.