dmx светильники светодиодные что это

Подключение световых приборов для «Чайников»

Нам часто задают вопросы относительно монтажа и подключения световых приборов, управляемых по протоколу DMX 512. Как правильно все смонтировать и подключить, чтобы все работало, а так же, как в дальнейшем работать с данным оборудованием. Эта статья ставит целью рассказать простым языком, что же такое DMX управление вообще и как быстро научиться монтировать, настраивать, а в последствии и управлять световым оборудованием.

Что нужно знать в первую очередь о протоколе DMX 512? Нужно знать, что есть такой протокол управления как вид и что приборы, которые Вы планируете покупать и эксплуатировать, его поддерживают. ВСЕ!

И так, у нас есть некоторое количество световых приборов, которые имеют возможность управления по DMX, а так же световой пульт, который и будет управлять всей этой световой красотой. Как же настроить эту, на первый взгляд очень сложную систему?

На самом деле, все намного проще, чем кажется на первый взгляд. Мы имеем световой пульт DMX, к которому необходимо подключить все приборы. Работает это так: К пульту подключается кабель управления, а другим концом этот кабель подключается к ближайшему прибору. На каждом приборе, поддерживающим управление DMX 512, имеются два разъема (3 или 5 штырьковых) с обозначениями «DMX IN» и «DMX OUT». Соответственно это «ВХОД» и «ВЫХОД» для управляющего кабеля. Кабель от пульта ДМХ подключается к «ВХОДУ» первого прибора, а дальше, подключение идет последовательно от прибора к прибору по принципу вход – выход.

dmx светильники светодиодные что это

В конце всей линии, на выходе последнего прибора, в некоторых случаях устанавливают так называемый «ТЕРМИНАТОР»

Терминатором называется нагрузочный резистор, который располагается между двумя проводами с данными (штырьки 2 и 3 разъема типа XLR) на конце кабеля максимально удаленного от передающего устройства.

В качестве терминатора обычно используется резистор с характеристиками 90-120 Ом мощностью 1/4 Ватта. Если строго придерживаться стандарта EIA485, то следует монтировать резисторы-терминаторы с параметром 120 Ом на обоих концах линии.

В принципе, если оборудование устанавливается в небольшом помещении и длинна всей линии ДМХ не превышает 50м, установка «ТЕРМИНАТОРА» не является обязательной.

И так, с подключением разобрались, осталось настроить всю систему.

Принцип настройки тоже не должен вызвать затруднений, главное понять общий принцип:

Принцип тут вот какой. Подключаем первый прибор. Выставляем ему адрес 001 (это делается на световом приборе в его меню). Далее, смотрим инструкцию к этому прибору, тот ее раздел, где указанно количество каналов управления и то, за что отвечает каждый канал. Допустим, что наш прибор имеет 5 каналов управления. Это означает, что адрес следующего прибора, должен быть 006. То есть формула следующая: Адрес прибора + количество его каналов управления = адрес следующего прибора.

Абсолютно не важно, одинаковые у вас световые приборы или нет, общий принцип подключения остается одинаковый для приборов любого типа, главное, чтобы все они имели возможность управления по протоколу DMX 512!

Пара слов насчет управляющих кабелей

В идеале, вся система должна соединяться специальным кабелем, предназначенным для передачи сигнала ДМХ и имеющим соответствующую маркировку. Нельзя сказать, что кабель DMX сильно дороже, или его сложно купить, но очень часто данный вид кабеля продается в бухтах по 100 метров, а такая длинна не всем и не всегда нужна. С одной стороны это очень удобно, так как можно спаять кабель нужной длины. А с другой стороны, не всем нужны такие длинные провода, да и с паяльным процессом знаком не каждый.

Если у Вас не большое помещение и Ваша линия ДМХ не будет превышать длину в 40 метров, для соединения световых приборов можно воспользоваться готовыми микрофонными кабелями. Купить их гораздо проще, кроме того не придется заморачиваться с процессом пайки разъемов.

dmx светильники светодиодные что это

Как работать со световым пультом?

Существует множество моделей световых пультов DMX 512. И работа с каждой конкретной моделью, требует определенных знаний последовательности действий непосредственно для данной модели.

В большинстве случаев, для небольших проектов, используются пульты начального уровня. Они могут называться совершенно по разному, быть разных производителей, но принцип работы у них один и тот же.

dmx светильники светодиодные что это

Внешний вид световых пультов такого типа может слегка различаться, однако схема работы с данным типом световых контроллеров одинаковая.

Источник

Dmx светильники светодиодные что это

Наконец-то решил написать про то, как рационально организовать LED освещение в доме (пока первая версия, буду дописывать)

Во первых, надо подобрать или организовать необходимое кол-во мест установки трансформаторов освещения.

Места должны быть доступны для технического обслуживания. Трансформаторы, иногда, выходят из строя, надо иметь возможность их менять.

Не надо перегружать трансформаторы более чем на 60-70% от их максимального тока. Иначе, они будут перегреваться и быстрее выходить из строя.

Оптимально размещать их в нежилых помещениях, коридорах, кладовках, за легко съемными потолочными панелями. Там же, разместим LED диммеры и реле отключения Блоков питания, если вам нужна эта опция. Подробнее, я написал вот в этой статье LED освещение и отключение блоков питания

Лучше использовать ленты и блоки питания не на 12 Вольт а на 24 Вольта. Это позволит в два раза уменьшить ток, а соответственно, потери в подводящих проводах.

Длина провода между блоком управления и светодиодными лентами должна быть минимальна. Поэтому я отказался от стягивания проводов от лент на один централизованный щит. Использование диммеров стандарта DMX позволяет создать столько сколько необходимо «локальных центров управления освещением», управляя всем светом одним Контроллером умного дома LightHub всего по одной витой паре.

На схеме ниже, я показал как, при необходимоти, легко совместить 12 и 24 В ленты даже на одном диммере. Внимание: не используйте клемму + на диммере для подключения плюсового провода светодиодной ленты. Подключайте этот провод напрямую к трансформатору, обслуживающему помещение, как показано на схеме.

Такой способ подключения позволяет подключить порядка 4-х блоков питания к одному многоканальному диммеру и обеспечить освещение около 4-х помещений. (Или даже больше, если какие-то помещения освещается монохромной лентой)

На один подводящий провод не подключайте ленту, длиннее 5-ти метров. Лучше от каждого пятиметрового фрагмента подвести отдельный провод 5х0.75 к диммеру.

При этом каждым таким фрагментом можно управлять по отдельности. Не всегда такое требуется, поэтому Прошивка LightHub позволяет без проблем собрать фрагменты, относящиеся к одной комнате, в виртуальные группы и управлять такой группой как одним светильником. Это позволяет не перегружать как подводящие провода так и ключи диммера, максимальный ток через которые составляет, как правило, до трех Ампер. И делает абсолютно ненужными использование LED усилителей.

Схема соединения компонент приведена ниже

dmx светильники светодиодные что это

Можно воспользоваться теми, что я описал вот в этой статье: DMX-512. Такие 30ти(!) канальные диммеры прекрасно умещаются в большую распаечную коробку.

Но в последнее время, я использую более мощные трех-амперные диммеры из подборки Компоненты с Aliexpress. Они уже поставляются в корпусе, что делает необязательным использование распаечной коробки.

Источник

Dmx светильники светодиодные что это

Работаем с юридическими и физическими лицами. Личный менеджер. Все формы расчетов.

Бесплатные консультации, подбор товара под ваши требования. Доставим по РФ и СНГ.

dmx светильники светодиодные что это

dmx светильники светодиодные что это dmx светильники светодиодные что это

Клуб или ресторан, намеренный проводить мероприятия больших масштабов, вечеринки и фестивали, не сможет обойтись без контроллера DMX стандарта. Устройство решает две задачи:

Популярная на рынке генератор спецэффектов модель DMX 512 отличается от аналогов способностью генерировать ритмы света. DMX (Digital Multiplex )-стандарт представляет собой цифровой протокол, в рамках которого несколько объединенных устройств успешно взаимодействуют по каналу 512.

dmx светильники светодиодные что это

Характеристики DMX

Оборудование, работающее в рамках Digital Multiplex делятся на две категории: активные и пассивные. Для первой характерной особенностью становится возможность подключать и контролировать несколько устройств. Контроль производится дистанционно. Такой тип генератора способен создавать самые лучшие и впечатляющие спецэффекты. Второй тип, называемый пассивным, может осуществлять свои функции только при посредстве программного обеспечения, установленного в контроллере.

Используемый для функционирования протокола кабель с небольшим сечением упрощает его работу, что повышает интерес потребителей к DMX-оборудованию. Управление системой генерации эффекта осуществляется при помощи пульта, которым и является контроллер. Он предоставляет пользователям высоко ценимую возможность дистанционного управления процессом генерации световых эффектов. Если пульт верно настроен и отрегулирован, то оттенки цвета будут выглядеть одинаково ярко и насыщено и непосредственно рядом и если отойти на 120 шагов.

В качестве источников допустимо выбирать любые LED-варианты, настроенные на требуемую волну. Ими могут стать RGB-ленты или прожекторы, всевозможные светодиодные светильники. Пользователь, ориентируясь в конкретной ситуации, вправе выбрать автоматический или ручной режим управления. Диммер, один из видов контроллеров, способен с успехом корректировать параметры излучения света как непосредственно оператором, та и на установленном автоматическом режиме. Еще один тип управляющих систем,
Control DMX, отвечает за яркость и оттенки цвета. Все приборы, работающие со стандартом DMX 512, должны соединяться проводами, относящимися к той же категории. Контакты у кабеля могут иметь 3 или 5 разъемов.

dmx светильники светодиодные что это

Чем обеспечивается функциональность протокола для управления светом

Различные сложные и эффектные сценарии управления светом на вечеринках обеспечиваются использованием устройств, работающих со стандартом DMX 512. Крупные мероприятия требуют необходимости одновременного задействования множества источников света. Одновременный контроль за ними очень сложен и иногда невозможен. Вызывающая вопросы цифра 512 показывает, каким количеством каналом может управлять оператор при помощи единственной линии. Протокол позволяет сдавать уникально сложные проекты, при этом он крайне легок в управлении и овладеть навыками его использования несложно.

Эти достоинства вызывают интерес к нему у пользователей, предпочитающих простоту и ясность. А универсальность и возможность создавать уникальные эффекты добавляют шарма. Код, лежащий в основе системы управления, разбирается с исходящими сигналами, создавая комбинации с высокой и частотой световой волны. Код содержит 8 бит памяти, постоянное взаимодействие с другими превращает содержимое информационного потока в байты. Объем информации достаточен для управления устройствами. Асинхронный тип работы 512 говорит о том, что информация передается не сплошным потоком, а пакетами, с небольшими промежутками.

Оборудование, в основном, поставляет крупный мировой производитель интеллектуального освещения Milight. В ее каталоге все типы контроллеров, включая RGBW. Специалисты с удовольствием изучают предложения, так как оборудование нужного стандарта существует в разных версиях. Гарантия производителя и привлекательные условия доставки повышают интерес к приборам контроля света. На заметку покупателю – при приобретении оборудования нужно удостовериться в аутентичности его происхождения, это снизит риски некачественной работы.

Источник

Абсурдно простой и невероятно эффективный: как протокол DMX-512 сделал революцию в сценическом свете

Довольно долго я работал со звуком на мероприятиях, куда попадали в основном по знакомству и связям. И все бы хорошо, но однажды пришлось переехать в другой город, начинать все с нуля и ходить по собеседованиям. На одном из таких меня попросили рассказать о протоколе DMX-512. Собеседование я тогда не прошел.

Зато появился повод детально изучить вопрос. Само существование DMX-512 и его появление, как оказалось, довольно интересная история. Хотя и для узкого круга людей.

Сегодня протокол DMX-512 (Digital Multiplex) для художников и техников по свету стал неотделимым от их работы. Его используют для управления большинством осветительных приборов и эффектов — c его помощью выставляют свет на массовых мероприятиях по всему миру. Все потому что он до абсурда прост и при этом невероятно эффективен. В момент своего появления DMX-512 стал абсолютной революцией в сценическом свете.

Произошло это примерно так.

Начало

Впервые электричество проникло на сцену в 1849 году, а именно в парижский театр Grand Opera. В опере Мейербера «Пророк» для эффекта восхода солнца использовали дуговой прожектор с лампой и параболическим зеркальным отражателем. А сноп окрасили с помощью шелкового светофильтра.

С тех пор дуговые лампы стали применять повсеместно, хоть они и были крайне неудобны в обращении. Привычный для нас сценический свет появился почти сто лет спустя.

Рубеж

До появления интеллектуального управления в 60-70-х годах для освещения сцены использовали прожекторы с регулируемой яркостью с помощью диммеров и заранее установленными светофильтрами. Приборы направляли на нужные точки для окраски сцены, а «перемигивание» прожекторов осуществляли вручную через пульты.

Главной проблемой здесь становилось соединение пультов с прожекторами напрямую. Очевидное решение — силовые кабели. Но оно подходит только для прожекторов небольшой мощности (около 500 Вт), и уже с десятком мощных приборов подключение становится невозможным. Для решения этой проблемы и начали придумывать интерфейсы управления без силовых элементов внутри пульта, а только со слабыми управляющими напряжениями.

Прорыв

В середине 70-х годов приняли единый диапазон изменения управляющего напряжения 0-10V, использующийся во многих диммерах до сих пор. Один диммер занимал один канал управления и контролировал одну группу прожекторов.

Со временем количество каналов и расстояние управления увеличивалось. В конце 80-х 0-10V стал устаревать и, что самое главное, изменялся концепт самих световых приборов. Автоматику стали прятать внутрь, а сам прибор получал только постоянное питание, в связи с чем обострилась проблема передачи сигналов управления. Появилась необходимость разветвлять кабели, что увеличивало количество контактов и затрудняло поиск неисправностей. Для техников на выездных концертах задача выставить свет усложнилась в разы. Но рынок микроконтроллеров развивался и управление упрощалось. Тогда (а конкретно в 1986 году) и возник протокол DMX-512.

В данном случае термин «протокол» можно разделить на две части — физическую и формат данных.

Физически микросхемы приемопередатчиков и правила монтажа линии (усилители, опторазвязки, терминаторы) базируются на стандарте RS-485 и завернуты в трехконтактные разъемы. Кабели делаются чаще всего с волновым сопротивлением 120 Ом.

Формат данных — стартовый флаг и 512 байт. Данные отсылаются в линию с частотой 50-60 раз в секунду. То есть для управления нужен только один мастер — световой пульт. Да, протокол настолько простой. Он не контролирует одинаковые адреса, их перекрытие и правильность. Пульт посылает байты, а приборы выбирают «свои», игнорируя «чужие». Всё остальное назначается конфигуратором системы.

Кроме того, выход из строя одного прибора не нарушал работу других за счет параллельного соединения разъемов входа и выхода. Простота и эффективность протокола DMX-512 позволила форсированно изобретать интеллектуальные системы управления сценическим светом. А также развивать уже существующие приборы и эффекты.

Результат

Один важный эволюционный скачок, как это часто бывает, повлек за собой другой — развитие вращающихся голов. Это еще радикальнее изменило световое представление на сценах.

Уже в 1986 году представили первый такой прибор на протоколе DMX-512, что позволило увеличить углы движения луча и добиться оборота примерно в 300 градусов. Одна голова могла светить по всей сцене и даже в зрительный зал, что невероятно расширило возможности художников по свету. Вообще само появление вращающихся голов тоже полноправно можно считать эволюционным скачком в сценическом свете, но о них нужно рассказывать отдельно.

Прогнозы

Изначально DMX-512 задумывали и разрабатывали только для передачи данных между консолью и диммерами. Механизм исправления и предотвращения ошибок не учитывали, как и более-менее сложную систему адресов. На сегодняшний день протокол используют для управления практически всеми световыми приборами и эффектами, в том числе и теми, которые еще не изобрели в момент появления протокола.

Многие специалисты считают, что технология уже достигла своего предела — уже изобрели протоколы SMX и SDX, которые компенсируют слабые места DMX-512, но пока они не пользуются большой популярностью. Стагнация в технологиях не может длиться долго. Она либо развивается, либо отмирает, уступая место принципиально другим решениям. Но свет точно никуда не денется, так что в ближайшее время ждем нового прорыва.

Источник

CS-CS.Net: Лаборатория Электрошамана

Сборка электрощитов, автоматика и автоматизация для квартир и частных домов. Программы для ПЛК. Сценический свет (световые шоу, настройка оборудования). Консультации, мастер-классы.

Щит с автоматикой IPM для коттеджа (Поварово)

dmx светильники светодиодные что это

Автоматика моего санузла на логическом реле ABB CL

dmx светильники светодиодные что это

Щиты TwinLine в Долгопрудный (таунхаус) и Солнечногорск

dmx светильники светодиодные что это

Щит для котельной на базе сенсорного ПЛК ОВЕН (Папушево)

dmx светильники светодиодные что это

Щиты с IPM (сеть, генератор, UPS) в Ядромино и Победа-2

dmx светильники светодиодные что это

Щит в ЖК Монэ на ПЛК ОВЕН со сценарным управлением светом

dmx светильники светодиодные что это

Силовой щит в Весёлово (Тула): Простой трёхфазный

dmx светильники светодиодные что это

Щит для квартиры в Митино на ПЛК ОВЕН (свет, отопление)

dmx светильники светодиодные что это

Сценический свет: Протокол DMX-512 и Управляемые приборы

dmx светильники светодиодные что это

Сценический свет на протоколе DMX-512 дома!

Про протокол DMX-512 везде понаписано куча всего, но везде всегда перекопировано одно и то же: какие кабели использовать, как что распаивать, и какие требования надо выполнять на самих устройствах. Короче, один технарский мрак, и местами ещё и устаревший. А вот с практической точки зрения никто про это не пишет, типа на это специалисты есть. Когда-то меня выбесила такая же ситуация в электрике: везде даны какие-то общие указания, а почему и зачем — это вам спецы сделают, нечего туда лазить. Хотя на самом деле этот протокол — до жути наипростейшая штука! И так как мне понадобилось с ним столкнуться уже в практике, то я сейчас про него вам и расскажу, применительно к сценическому свету. Рассказывать буду то, что узнал сам и как это всё понял за то недолгое время, пока занимаюсь сценическим светом.

Откуда это всё появилось? Когда-то давно, когда всяких интеллектуальных приборов совсем не было, основным освещением сцены была куча разных прожекторов, у которых регулировалась яркость. Прожектора заранее направляли на нужные места сцены, в них заранее вставляли светофильтры разных цветов, чтобы окрашивать участки сцены в разные цвета. У всех этих прожекторов можно было регулировать яркость при помощи диммеров. Вот если вернуться к предыдущей части поста — то там как раз и описана такая система диммирования света. Ну и если посмотреть всякие световые рок-концерты 60-х-80х, то там видно что куча прожекторов перемигиваются между собой. Управлялось это чаще всего или напрямую (всякие автоматы световых эффектов, светомузыка) или при помощи пультов вручную (для театров). Человек или запускал какую-то программу перемигивания ламп, или двигал ручки на пульте, чтобы регулировать яркость света на сцене.

Вот тут и возникает наша задачка: КАК соединить пульт управления с прожекторами? Простой вариант — воткнуть всю силовую часть в пульт и от него протащить кабели к прожекторам. Когда я фигачил всякие штуки по сцене в школе, то я как раз думал изобрести такой пульт: чтобы туда подаалось питание толстым кабелем, а от него были разъёмы на прожектора. Такое решение хорошо, если у нас прожектора небольшой мощности (например по 500 Вт на канал). Но куда прикажете деть какие-нибудь адские диммеры, которые питают десяток прожекторов, у каждого из которых мощность по 500 Вт? Вот с этого момента и стали изобретать разные интерфейсы управления так, чтобы внутри пульта не было сильно греющихся силовых элементов и высоких токов, а были только слабые управляющие напряжения.

Про DMX-512

Что было самым первым, до чего додумались — я не знаю. Знаю, что в какой-то момент приняли стандарт 0..10V, который сейчас до сих пор используется во всяких диммерах для светодиодного освещения. Всё просто: относительно GND (общего провода) подаём аналоговое напряжение постоянного тока 0..10V, которое меняет нам яркость от нуля до 100%. В итоге мы можем передавать это всё по некоему управляющему кабелю на десятки метров, если этот кабель хорошо экранировать и сделать так, чтобы каналы в нём друг на друга не влияли. Обратите внимание, что тут речь идёт ещё ТОЛЬКО о диммерах: один диммер у нас занимал один канал управления 0..10V, и всё было логично: одна ручка на пульте = один диммер = одна группа прожекторов (сколько мощности у диммера хватит).

Блин! Чёрт. Я изобретун велосипедов! Когда я задумал сделать 10-канальный диммер, то я решил по кабелю управления передавать сигналы на управляющий электрод симисторов. И конечно же обломался, потому что сигналы эти были импульсные и через соседние провода наводились на соседние каналы. Было круто, прям как световые эффекты: поднимаешь ручку одного канала, а за ним ещё несколько в рандомном порядке подсвечиваются. Причём порядок каждый раз разный — как жилы в кабеле сместятся от его изгибов =)

Зато в этом своём пульте я замутил при помощи релюшек переключение управления симисторами между ручками и диммированием и между автоматом световых эффектов. Можно было рулить или статичные сцены или работать в режиме дискотеки, пользуясь разными световыми программами перемигивания каналов.

Постепенно это дело развивалось и количество каналов становилось больше, расстояния управления тоже повышались. В 90е годы мы с папой много ходили на разные выставки в ЭкспоЦентр. Так вот одна из них была по световому оборудованию, и там я стащил каталог Strand Lighting, из которого узнал что «даже» делают какие-то хитрые прожектора, в которых светофильтры смотаны как фотоплёнка в рулочниках и проматываются до нужного цвета автоматически. И что это тоже может управляться по интерфейсу 0..10V. Такие прожектора зовутся ColorChanger (пишут где как: слитно или раздельно), и я про них позже расскажу.

Дополнение. Был не прав. В те времена были не прожектора со сменой цвета, а насадки на прожектора. Мне прислали фотку такой насадки:

dmx светильники светодиодные что это

Насадка для смены цветов на прожекторе

Так вот интерфейс 0..10V стал себя изживать, потому что он был аналоговый и ни фига не масштабируемый и не защищённый от помех: всё-таки и потери тебе в кабеле могли быть, и много диммеров на один сигнал нельзя было посадить: они могли просадить управляющее напряжение. А самое главное, это то что за это время поменялся и концепт самих световых приборов. Если раньше они были пассивными прожекторами (подал 220 вольт, лампа и засветилась), то позже начали появляться приборы по другому концепту: когда логика управления (диммер, автоматика) находилась внутри самого прибора, а он получал только питание (постоянно включен) и сигналы управления.

Насколько я понимаю сам (это мои догадки), то проблемой было тащить сигналы управления к таким приборам: вроде у тебя и может прожектор иметь два канала управления: яркость лампы и выбор цвета при помощи прокручивания светофильтров, но блин КАК их к нему подключить? Значит толстый кабель с кучей жил от пульта надо как-то разветвить, выдернуть из него две жилы на наш прожектор, и повторить такое же с остальными. Значит нужны какие-то кабели, шнуры. Это всё даёт нам кучу контактов, потерь и адски тяжело для поиска неисправностей: чуть что не так — иди лазить с прозвонкой по всем проводам. И ещё от себя добавлю, что наверное это было хорошо для театров, когда все прожектора висят постоянно годами, и было адски плохо для выездных групп: всё снять, перевезти на другую сцену, смонтировать…

А тем временем развился рынок микроконтроллеров: они стали более доступны, и программировать их стало достаточно легко. И решили завернуть всё это управление в цифру! Так и родился концепт протокола DMX-512! Этот протокол сначала был создан для того, чтобы заменить аналоговые интерфейсы всех этих диммеров. И уже благодаря тому, что этот протокол появился, стали появляться разные интеллектуальные приборы (сканеры, эффекты, вращающиеся головы). Так что можно сказать, что Вселенная так захотела: задумали протокол для одного, а потом оказалось, что он настолько удобен, что под него стали изобретать другие приборы.

Вот тут мы и поразбираемся с тем, как он устроен. Первое, на что я хочу обратить внимание — это на слово «Протокол». Если рассуждать с точки зрения техники, то будет путаница: по идее надо сказать про физический интерфейс, типы кабелей, и уже потом про формат данных, которые по ним гоняются. Вот в случае DMX-512 это всё настолько прочно стало жаргоном, что под словами «протокол DMX-512» понимают всё это вместе. Как вот у нас в электрике например скажи: «Проводка делается кабелем», и все поймут что речь идёт о кабеле с моножилой для стационарной проводки. А скажи: «Надо купить провод» — поймут, что это скорее всего ПВС для удлинителя.

Ну а что на самом деле? На самом деле DMX-512 можно описать вот как:

Для конечного пользователя всё совсем просто: навтыкали при помощи кабелей цепочку от пульта до приборов. Выставили на приборах адреса — и вперёд! Если какой-то прибор сдох, то за счёт того что разъёмы входа и выхода в приборах соединены параллельно, вся цепочка линии не нарушается, и остальные приборы будут работать. А ещё можно нескольким приборам тупо задать одинаковый адрес, и они будут работать одинаково.

А самое главное, что этот самый DMX-протокол позволил делать всякие интеллектуальные приборы! Вот по ним мы и пробежимся сейчас, чтобы свободно пользоваться их названиями в будущем. Насколько я понимаю, интеллектуальными приборами можно называть всё, кроме обычных диммеров и свитчеров — всякие движущиеся, вращающиеся штуки, приборы световых эффектов.

Типы световых приборов

Диммеры — это приборы, которые регулируют яркость света. Тут всё как обычно: тиристоры/симисторы и фазо-импульсное управление. Как-то я думал сделать свой диммер, который мог управляться с компа, и описывал там этот принцип управления освещением.

Колорчейнджеры. Это прожектора, которые меняют свой цвет по команде с DMX. Раньше с этим термином было всё ясно: были обычные прожектора — лампа и линза. А были прожектора, в которых светофильтры прокручивались в кассете на нужную позицию. Сейчас этим термином можно обозвать всё, что угодно: например светодиодный RGB-прожектор тоже легко попадёт под этот термин, хотя его обычно относят к прожекторам заливочного света («PAR»).
Однако ещё есть целый класс приборов, которые тоже зовутся колорчейнджерами. Такие приборы меняют цвет луча, могут проецировать узоры (гобо), мигать лучом и менять его фокусировку и диаметр и используются, чтобы сформировать один луч света. Ими можно что-то подсветить или просто навесить их в ряд и сделать пачку лучей, цвет, узоры (и прочее) у которых управляются отдельно.

Светодиодные PAR-прожектора. Это прожектора для заливочного света. Они дают не сфокусированный луч, а рассеяный свет и используются, чтобы дать фоновую засветку. На заглавной фотке поста они у меня направлены на потолк и дают одсветку для лучей сканеров. Сейчас они все светодиодные, и технология там такая же, как и в светодиодных лентах: RGB или RGBW. Яркость каждого канала меняется отдельно, и мы можем составлять любые цветовые оттенки.

Сканеры. Вот это вот уже гораздо интереснее! И вообще, это мои самые любимые приборы!

dmx светильники светодиодные что это

Сканеры ROBE Scan 250 XT и пульт управления DMX

dmx светильники светодиодные что это

Пример подвеса сканеров горизонтально

Самые лучшие сканеры были у фирмы ROBE (полноценные модели Scan 250 XT, Scan 575 XT и Scan 1200 XT, где числа — это мощность лампы) — там куча брутальных защит и нет металла тоньше миллиметра, — так же, как в ABBшных щитах. Затем шла фирма Martin (сканеры модели Mania), у которой были самые быстрые зеркала. Я говорю о сканерах в прошедшем времени, потому что сейчас они вышли из моды и давно сняты с производства — их заменили вращающиеся головы, в которые пихают больше функций и эффектов. Но моё сердце до сих пор со сканерами! Я наткнулся на канал The Light Project чувака из Греции, который занимается реставрацией самых первых сканеров из 90х годов для удовольствия. У него есть очень много видео, где видна сервомеханика сканеров. Я даже с ним списался, и мы обменялись опытом! Про сканеры у меня будет отдельный пост: про китайские и про ROBE! =)

Вращающиеся головы. Это — развитие сканеров. В какой-то момент решили не возиться с зеркалом и его хрупкостью, а вращать всю конструкцию целиком. Первый профит, который из этого получился — это горадо большие углы движения луча. Например современные головы могут сделать 1,5 оборота по горизонтали (там что-то около 500 градусов выходит) и почти полный оборот по вертикали (около 300 градусов). Соотвественно одна такая голова может светить и на задник сцены, и в середину, и вообще в зрительный зал.

dmx светильники светодиодные что это

Вращающаяся голова Genius Motor Show

Лазеры. Собственно, лазеры за это время давно перешли на светодиодные и тоже могут управляться через DMX (хотя полные шоу на них делаются через интерфейс ILDA): можно выбирать несколько зашитых туда программ или регулировать диаметр или скорость луча. Лазерами я ещё не занимался, но думаю потом прикупить себе какой-нибудь с ILDA и SD-карточкой.

Виды эффектов в световых приборах.

Мне пришла в голову идея составить небольшой список эффектов (ну или возможностей) световых приборов и ещё описать, как они могут сочетаться друг с другом, потому что по первости я, когда читал характеристики приборов, многое упускал. То есть, в приборе может быть написано «Есть ультрафиолетовый фильтр, призма», но включаться они могут поочерёдно, а не вместе, как ты надеялся (так сделано в сканерах ROBE, кстати). Тут будут упоминаться некие «каналы». Про них я поясню позже, а пока просто знайте что прибор имеет некий набор чисел от 0 до 0xFF, каждое из которых отвечает за какой-то эффект.

Ещё надо знать, что через меню самого прибора можно переключать его режимы (и количество каналов управления). Например, в приборе можно переключать управление всеми зеркалами-головами (есть приборы, в которых несколько зеркал или голов) на один канал, или управлять ими индивидуально. Или включать 8-битный или 16-битный режим движения.

А теперь ещё несколько моментов:

Первое. При выборе прибора надо смотреть, насколько эти все возможности там сочетаются и на чём в нём сэкономили. Как я уже писал, например могут сэкономить на датчике положения колеса и сделать вмето вместо него простой упор. Тогда всякие эффекты радуги цвета и гобо ставновятся ублюдочными, даже если они и будут: колесо будет крутиться до упора, а не постоянно. Ну и тот самый пример про эффекты. Вот например в сканерах ROBE написано что есть три фильтра цветокоррекции, фрост-фильтр и призма. А на деле это всё собрано на одном колесе, и можно выбирать что-то одно. А сделать кислотно-ультрафиолетовый луч и закрутить его фростом и призмой не получится.

Второе. Важно помнить, что кроме разного набора этих возможностей, в разных приборах может отличаться ещё и их скорость! Это зависит от того, насколько современные и быстые шаговые двигатели туда поставили. В старых или дешёвых приборах ставят простые шаговые двигатели, управляют ими в полношаговом режиме (это самый простой и дешёвый способ управления), и эти двигатели могут работать медленно. Это иногда всё портит. Например, надо тебе быстро сменить цвет, а у тебя цветовое колесо вращается еле-еле, так что видно как пробегают другие цвета, которые нафиг не нужны. Так что даже это надо учитывать при выборе прибора.

Третье. И ещё надо сказать про шум. Потому что те же шаговые двигатели могут отличаться и здесь по качеству. Некоторые двигатели могут шуметь так, что уши вянут, если мы используем прибор на небольших пространствах. Например, у меня есть дешёвый китайский сканер, у которого двигатель зеркала «поёт» так, как старые «номерные» вагоны метро — противный такой свистящий гул. А у сканеров ROBE например двигатели тихонько пищат на высокой частоте, и это не так слышно.

Четвёртое. Приборы стараются продавать и покупать минимум попарно, потому что тогда их удобно программировать: два одинаковых прибора уже дадут какие-то эффекты тоже одинаково, и им можно даже назначить один адрес, как я упоминал в Pan/Tilt Reverse. А один прибор мало кому нужен, потому что пару к нему не факт что найдёшь (если он старый), а программировать сборную солянку «всего по одной штуке» всем влом. Так что правило «каждой твари по паре» тут соблюдается. Зато, если вам надо только поучиться, то есть шанс что на каком-нибудь Авито вы сможете найти беспарный прибор дешевле именно из-за того что он никому один не сдался. А ещё такие объявления оставляют воры: если ты покупаешь какой-то серьёзный прибор, и его продают один и за копейки — то могут просто палить покупателей: вдруг он покупает к таким же, которые у него уже есть? Значит можно дать наводку. У меня была странная история, которая могла так и закончиться. Расскажу её в других постах.

Вселенные, DMX-каналы и адресация устройств.

Ну а теперь немного скучного. Вернёмся к DMX-протоколу и к тем словам, которые я тут уже упоминал: адрес и каналы. Как вы помните, изначально DMX-протокол создавался для управления до 512 диммерами по одному кабелю. В протоколе передавалось 512 байт. Каждый байт от 0 до 255 (от до 0 0xFF) задавал значение яркости диммера, и всё. А чтобы каждый прибор (диммер) понимал, какие значения ему брать, то появилось такое понятие как «Адрес«. Хоть оно и может напомнить всякие ПЛК с их ModBus’ом или обычные LAN-сетки, но в DMX-512 всё не так сложно. Адрес тут — это просто номер байта, который надо будет выбрать из всей посылки данных в протоколе.

Простым языком. Вся наша посылка состоит из стартового флага («щас начну передавать!») и 512 байтиков. ВСЕ наши приборы на шине получают одни и те же данные, потому что они подключены параллельно шине. А потом каждый прибор пропускает сколько-то байтов, пока не найдёт «свои» с нужного адреса. То есть, если например у прибора адрес — «10», то он пропустит и не будет считывать первые 9 байтов данных, а считает всё с 10 байта. Вот и всё — предельно просто. Благодаря этой фишке («выбери свои байты») на неограниченном числе приборов можно задавать один и тот же адрес — они будут работать одинаково, если они одинаковой модели.

Как задаётся адрес? На простых приборах его задают двоичным кодом при помощи переключателей, вот например так:

dmx светильники светодиодные что это

Установка адреса DMX при помощи переключателей

А на более сложных обычно делают меню с индикаторами или дисплеями, на которых можно и адрес нормально установить, и ещё всякие настройки прибора покрутить.

dmx светильники светодиодные что это

Установка адреса DMX при помощи меню на устройстве

Потом появилось понятие «канал«. Оно совсем простое. Например представим, что у нас физически в виде железки лежит ОДИН диммерный блок на один выход. И стоит их три штуки. Тогда каждый из них и будет брать один байт из посылки: 1, 2, 3 — и это и будут их адреса в DMX-512. Верно? А что будет, если мы сделаем один физический корпус, в котором будет сразу десять диммеров. Это же удобно: один блок питания, одна плата электроники, только силовых элементов десяток поставить. Вот тогда-то и можно сказать о каналах прибора: что наш прибор имеет десять каналов (по одному на каждый выход).

Как это будет выглядеть внешне? Точно так же, как и для прибора с одним каналом: выставили адрес, и прибор работает: начиная с этого адреса он будет вытаскивать из посылки «свои» байты. Только не один, а десять подряд. Вот и вся хитрость.

Важно понять одно: протокол DMX-512 ОЧЕНЬ прост и туп как пробка. Он не контролирует одинаковые адреса (это специально заложено), не контролирует перекрытие адресов и вообще их правильность. Пульт посылает байты, а приборы только и делают, что выбирают «свои» байты, пропуская сколько-то «чужих». И больше НИЧЕГО. Всё остальное остаётся на совести того, то конфигурирует систему: назначает адреса и прочее.

Я нарисовал пример того, как это всё происходит и как обращаются с адресами в DMX-512. Пускай у нас будет два прибора, каждый из которых имеет три канала управления. Пускай прожекторами. Положим, прожектора будут разные, и мы хотим управлять каждым отдельно. То есть это будет не ситуация, когда нам не хватило мощности одного диммера, и мы включили прожектора группами по разным диммерам (и посадили диммеры на один адрес), а когда у нас есть шесть прожекторов.

dmx светильники светодиодные что это

Адресация устройств в протоколе DMX-512

Будем назначать адреса нашим приборам подряд. Тогда у первого прибора будет адрес «1». А захапает он себе три канала, три байта: 1, 2, 3. Какой у нас будет следующий свободный байт? Четвёртый! Вот поэтому следующему прибору мы можем назначить адрес «4». Он опять займёт три канала: 4, 5, 6. Так что если нам понадобится подрубить третий блок диммеров, то у него адрес будет уже «7». И так далее. Протокол не защищён от ошибок с адресацией. Если мы в нашем примере бы накосячили и воткнули бы второй диммер на адрес «3», то он так и работал бы: третий канал первого диммера и первый канал второго попали бы на третий байт в посылке и просто работали бы одновременно. А кто-то матерился бы и думал что всё глючит.

Адреса можно выбирать как нравится. Единственную поправку надо будет делать на пульт или программу, которые будут управлять всем нашим хозяйством. Некоторые простые пульты (и про такой я расскажу) имеют тупые группы адресов, которые выведены на кнопки. Скажем, иногда на дешёвом пульте пишут «12 приборов по 16 каналов каждый». Тогда у него будет просто 12 кнопок, каждая из которых включает управление блоком на 16 байт. То есть, первая кнопка отвечает за адреса с 1 по 16, вторая с 17 по 32 и так далее. В этом случае адреса на устройствах можно подогнать под этот пульт. Поэтому на фотке сканера у меня стоит адрес «49»: это будет кнопка «4», потому что адреса будут идти так: 16, 32, 48.. и с 49го начнётся новый диапазон адресов.

Итак, что получается: на приборе пишут, сколько каналов управления (адресов) он сожрёт. А мы, проектируя систему, назначаем приборам такие адреса, чтобы они были нам удобны (подгоняем под пульт, например) и чтобы не пересекались друг с другом (делаем поправку на число каналов).

Тут надо бы упомянуть про Вселенные (Universe). Когда протокол DMX-512 делался для уравления диммерами, то думали как Билл Гейтс, что: «512 хватит всем!». А на деле, когда пошли наверченные приборы по 16, 20, 32 канала — то 512 адресов как-то мало оказалось! =) Проблему решили очень просто: стали закладывать отдельные цепочки DMX-512. Поэтому если световой пульт управляет до 512 каналами, то у него будет один разъём для линии DMX, а если пульт будет на 1024 канала, то у него будет два разъёма по 512 каждый. И так далее. Так вот ради прикола приняли обозначение Universe, которое и обозначает одну цепочку DMX-512 до 512 каналов. Поэтому можно стебаться и обзывать нас богами — хрен ли, вселенные там всякие создаём.

Протокол ArtNet.

Когда всех задрало тащить например 4 хвоста DMX от пульта на 2048 каналов, изобрели протокол ArtNet. Вы, блин, не поверите! Это обычная IP-сетка с IP v4-адресами! Отличается она только тем, что по умолчанию там используют диапазон адресов 2.0.0.0 и маску 255.0.0.0 и UDP-протокол. Точнее даже так: так как эта сетка должна быть отдельной (чтобы другой трафик не забил нам канал и наш свет не заглючил), то на адресацию всем плевать и даже плевать на то, что 2.0.0.0 — это диапазон белых открытых IPшников.

Выпускаются конвертеры ArtNet <> DMX-512, которые представляют собой почти что обычные преобразователи LAN <> RS-485. Только конвертеры на выходе имеют буферную память, при помощи которой последние переданные данные постоянно повторяются (потому что DMX посылки данных должны идти 50..60 раз в секунду). Поэтому в итоге может быть так: от компа или пульта тянется обычная витая пара до такого конвертера. Конвертер висит где-то на софите, и от него уже расходятся короткие линии DMX-512 на приборы.

В сетке ArtNet ввели свои понятия: Net и SubNet, благодаря которым в теории по одному кабелю можно адресовать чуть ли не 65535 кусков по DMX-512. Так что теперь мне ясен ответ на невольный вопрос: «Блин! Сколько ж у них там голов! Это ж 512 не хватит! Как они это подключают?»

Так же в ArtNet из-за этого хитрого диапазона адресов есть западло, на котором делают деньги. Дешёвые конвертеры имеют жёстко прошитый на заводе адрес, и всё что ты можешь сделать — отключить от компьютера штатную сетку, в свойствах сетевой карты вписать другой IPшник и работать только с конвертером. Такие конвертеры стоят 5-10 тыр. Конвертеры, в которых жёстко вшит какой-нибудь 192.168.1.x, и можно менять через менюшку только последнюю часть адреса, стоят уже от 30-50 тыр. В итоге дело кончилось тем, что один чувак из UK на всех плюнул и сделал на микроконтроллере свой конвертер — « SmartShow NetDMX ArtNet to DMX interface «. Там всё просто: железка при запуске в течение 5 секунд ждёт обращения по HTTP из браузера. Если оно было, то она выдаёт страничку, на которой можно настроить ВСЁ! А питается она от USB-входа, чтобы можно было питать от любой зарядки, какая есть под рукой. На неделе я щит сдам и закажу её!

Как это всё программируется?

Как это всё подключается — мы разобрались. А как происходит управление самими приборами? Всё опять же тупо: меняем при помощи пульта значения каналов и получаем нужные нам эффекты. Если это диммеры — то они будут менять яркость. А если это какие-то другие приборы? Сканеры, Головы? А вот там надо знать назначение каждого канала управления: за что он отвечает и какие значения может принимать. Для этого вместе с прибором даётся инструкция, в которой все каналы и их значения и описаны. Например, вот скриншот инструкции для ROBE Scan 205 XT:

dmx светильники светодиодные что это

Пример таблицы DMX-каналов от сканера ROBE

Из неё мы видим, что для выключения лампы сканера нам надо на четвёртом канале выставить любое значение в диапазоне 230…239. А для включения — 128…139. А в диапазоне 0…127 этот же канал управляет скоростью вращения вентиляторов. Ну и дальше в том же духе. По этой же таблице каналов, если она от так хорошо расписана, как раз и видны все возможности прибора. Например по словам «Forwards rainbow effect» мы можем понять, что тут у нас эффект радуги сделан нормально — колесо может крутиться сколько влезет без ограничителей.

А вот кусок таблички каналов для моей вращающейся головы (той ужасной лягушки). Например, видим что голова может менять скорость своего движения и что призма тут выбирается не отдельно как у ROBE, а одним каналом: значение от 0 до 4 — это без призмы, а дальше — подключается призма и вращается.

dmx светильники светодиодные что это

Пример таблицы DMX-каналов от вращающейся головы Genius

Вот таким образом нам надо обзавестись таблицами каналов для каждого нашего прибора или определить их эмипирически: двигаем ручки на пульте и смотрим что прибор делает, а потом сами себе табличку и составляем.

Ну дальше нам надо только добавить наши приборы или в программу, если речь идёт о ней, или в пульт. Детально я это будут расписывать тогда, когда буду по пульты или программы говорить, по принципу «Сделал? Расскажи», а сейчас я хочу только показать парочку приёмов, которые называются Patch и Group. Как-то, когда я ещё собирался писать, один их моих читателей всё классно пояснил вот тут вот. Спасибо ему!

Всё удобство программирования света зависит в основном от пульта. В простых пультах адреса приборов подстраиваются под пульт. В более удобных пультах есть такая штука, как переназначение каналов, Patch. В этом случае для каждого прибора, которые везде обзываются как Fixture, мы можем задать соотвествие «Прибор.Канал = Ручка пульта» и оперировать уже не каким-то там бумажками, постоянно в них заглядывая («Эээ… так, какой там канал за цвета… пятый?, а, блин не, это у сканеров, а тут восьмой»), а напрямую ручками типа «Цвет», «Диммер», «Гобо». А пульт уже сам разберётся, какой это уканал у какого прибора.

dmx светильники светодиодные что это

Переназначение каналов для удобства

В программах это дело тоже поддерживается. Попутно покажу, что значит удобный (из простых и бесплатных) софт для управления светом. Накидал приборов в список, а справа по каждому информация: какой адрес, какие каналы, вес, масса и как переключатели надо на нём установить.

dmx светильники светодиодные что это

Пример адресации DMX в программе

В общем, обычно без Patch’а никуда, если он в пульте есть. Вторая фишка — группировка каналов или приборов. Мы можем насоздавать несколько групп приборов. Например, взять и собрать все цвета всех EGB-прожекторов в одну группу, даже если прожектора имеют разные модели и типы. И рулить цвет уже через группу, а не отдельно.

dmx светильники светодиодные что это

Группировка каналов для удобства

Чаще группировка используется для логического разделения приборов. Например, все левые, все верхние, и все правые какие-нибудь. Не знаю, что ещё привести в пример — вот навесил групу на каналы призм, для того чтобы показать что в группу могут входить разные модели приборов и их разные каналы. В этой пограмме Patch и Group собраны вместе, для упрощения.

dmx светильники светодиодные что это

Пример группы каналов

Обычно на этом железная часть кончается, и можно заниматься программированием самого света. Это делается при помощи сцен, чейзеров и эффектов. Сцена — это значение всех-всех каналов управления на какой-то момент времени. Обычно для сцены задаются несколько временных интервалов: насколько плавно она включается (Fade-In), сколько времени держится (Hold) и насколько плавно выключается (Fade-Out). Если нам надо, чтобы у нас всё сменилось резко — то ставим времена Fade по нулям. А если нам надо что-то другое — то с этими временами можно поиграться. На нормальных пультах и программах можно указать, какие приборы и какие их каналы или группы участвуют в сцене, чтобы можно было писать сцены например только для движения луча (Pan, Tilt) и не трогать цвет и другие эффекты. В дешёвых пультах в сцену пишется всё подряд. Для каждого состояния сцены мы пишем свою сцену. Например, если мы хотим чтобы у нас лучи двигались вверх-вниз, то пишем две сцены: «лучи вверху» и «лучи внизу» и переключаем одну и другую.

Чейзер (Chase) — это набор сцен, которые переключаются между собой. Обычно он выглядит в виде списка, в котором перечислены сцены и их время выполнения. Также можно настроить, как эти сцены перебирать: однократно, рандомно, подряд и прочее. Вот скриншот такого тестового чейзера из программы:

dmx светильники светодиодные что это

Но как нам сделать более сложные штуки? Чтобы лучи у нас двигались по кругу или цвет менялся волной друг за другом? Не писать же каждый шаг круга отдельной сценой? Ага, не писать. Для этого используются эффекты (Effects)! В пульт или программу зашито несколько эффектов (волна, круг, квадрат, трапеция и прочие), и эти эффекты можно наложить на какой-нибудь канал или каналы. Причём не обязательно на Pan/Tilt. Мы можем взять канал цвета, взять эффект синуса и задать его пааметры: пущай цвет менятся от красного к оранжевому с такой-то скоростью и для каждого чётного прожектора.

Вот тут вот есть китайское видео китайского клона пульта Avolites Pearl, где видно как чувак при помощи эффектов создаёт штуки, про которые я, не зная про эффекты, мог бы сказать что «Ох ни хера себе, да тут памяти пульта не хватит сцены вписывать». А заодно тут же показано всё подряд: и Patch, и сцены.

Пока на этом — всё! Мне сейчас это всё ДИКО интересно, и я мечтаю сначала купить адаптер для ArtNet, а потом нормальный пульт (хотя бы как на видео), потому что всё-таки приятнее ощущать в руках железку, чем мышкой на компе тыкать. Сейчас у меня есть эта беременная лягушка, которая досталась мне за копейки и глючит как божий день, два сканера ROBE Scan 250XT, которые я хочу переделать на светодиоды, и два разных китайских сканера. И ещё есть дешманский пульт, который может только записывать сцены и проигрывать их. Про него я вам дальше и расскажу!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *